Научная статья на тему 'Виртуальное моделирование профессиональных задач в стоматологическом образовании'

Виртуальное моделирование профессиональных задач в стоматологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VIRTUAL MODELING / PROFESSIONAL CHALLENGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERACTIVE COMPLEX SUBJECT AREA KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев А. В.

В статье приводятся результаты применения информационных технологий обучения в виде виртуального моделирования профессиональных задач врача-стоматолога и зубного техника. Режимы работы интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» нацелены на поэтапное формирование компонентов профессиональных компетенций в области стоматологии при решении профессионально-ориентированных учебных задач. С помощью интерактивного комплекса реализуется механизм интеграции теории и практики, средств и методов обучения, междисциплинарных учебно-производственных задач и компонентов профессиональных компетенций. Эффективность применения комплекса «Виртуальный пациент» доказывается системным многофакторным анализом и сравнительным анализом качества подготовки с помощью традиционных и информационных технологий виртуального моделирования профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Modeling of Professional Problems in Stomatological Education

The results of using information technology training in the form of virtual simulation of professional problems of a dentist and a dental technician are presented. Interactive modes of operation of "virtual patient" are aimed at gradual forming the components of professional competence in the field of dentistry in solving professionally-oriented learning problems. Mechanism of integrating theory and practice, means and methods of learning, interdisciplinary training and production problems and components of professional competence are realized with the help of an interactive complex. Effectiveness of "Virtual Patient" complex application is proved by a systemic multivariate analysis and a comparative analysis of training quality through traditional and information technology of virtual modeling professional problems.

Текст научной работы на тему «Виртуальное моделирование профессиональных задач в стоматологическом образовании»

ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 61

А. В. Пономарев

ВИРТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГОУ ВПО «Самарский государственный ммедицинский университет»

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. одной из важнейших задач развития здравоохранения является «обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования».

Эта концептуальная задача определяет актуальность вхождения Российского медицинского образования в Болонский процесс (2003 г.).

Российская школа стоматологического образования также претерпела значительные преобразования. Скорректированы учебные планы и образовательные методики стоматологических факультетов, проведена оценка обеспечения качества стоматологического образования, изучения методов доказательной стоматологии [1].

Развернутая система менеджмента качества образовательной деятельности ВУЗов и некоторых ССУЗов способствовала оптимизации процессного подхода к обеспечению качества подготовки специалистов, в том числе в области стоматологии.

По мнению ведущих российских учёных в области стоматологии — О. О. Януше-вича, П. О. Ромодановского (2006 г.), Э. М. Кузьминой, С. Д. Арутюнова, А. Н. Леонтьева (2007 г.), идеология отечественной высшей стоматологической школы созвучна с основными концептуальными позициями Европейской ассоциации стоматологического образования (ЕАСО).

Оптимизация основных учебных образовательных программ по специальности «Стоматология» проведена в соответствии с требованиями специального документа ЕАСО «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога» (2007, 2009 гг.).

Компетентность, как комплекс профессиональных и общекультурных компетенций, подразумевает что «дипломированный специалист должен практиковать самостоятельно и безопасно» [2]. При этом «профиль» стоматолога-выпускника предполагает: развёрнутое академическое и стоматологическое образование; способность практиковать во всех областях клинической стоматологии; умение работать в команде

© А. В. Пономарев, 2011

с другими специалистами-стоматологами и клиницистами; совершенствование в течение всей жизни и продолжение профессионального роста; способность работать на основе принципов доказательной стоматологии.

В целом проект «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога» определяет 7 областей знаний, представляющих собой основные категории профессиональной деятельности:

— профессионализм;

— коммуникативные навыки;

— база знаний, управление информацией и критическое мышление;

— сбор клинической информации;

— диагностика и планирование лечения;

— достижение и поддержание стоматологического здоровья;

— пропаганда здорового образа жизни.

По сути требования проекта «Профиль и компетентность» — это структурнофункциональная схема профессионального становления специалиста, где первична «модель подготовки», сформированная на основе «модели деятельности» (виды и структура профессиональных задач, ситуаций и способов их решения) и «модели личности» (комплекса личностных качеств, необходимых для успешного решения профессиональных задач и самореализации).

То есть, «модель подготовки» должна включать виды учебной и познавательной деятельности по овладению навыками решения основных профессиональных задач через освоение учебных планов и программ, форм производственной практики, интеграции обучения и воспитания, клинического и критического мышления, формирования профессионально-значимых качеств [3].

Вместе с тем, следует отметить, что передача студенту всей учебной информации или просто формирование системы его поведения в рамках множества дисциплин не гарантирует полного овладения им профессиональной деятельностью, не сделает из него специалиста, так как целостная картина его будущей профессии дробится на отдельные фрагменты, соединить которые в своем сознании студент зачастую не может.

Преодолеть эти трудности системы подготовки специалиста, особенно в области стоматологии, возможно, если в качестве исходного теоретического положения, основного требования к проектированию содержания (результата) образования по специальности считать проектирование технологии обучения в рамках профессионального модуля (компетенции или ее компонентов). Для этого необходимо в ходе проектирования технологий обучения преодолеть противоречие между предполагаемым (планируемым) системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разрозненностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам в процессе подготовки специалиста. По мнению ведущих ученых в области педагогики, это противоречие можно разрешить, если в качестве целей и задач проектирования содержания образования по специальностям стоматологического профиля на уровне как среднего профессионального образования, так и высшего профессионального образования определить интегративно-компетентностный подход. Для реализации интегративно-компетентностного подхода существует ряд оптимальных технологий; наиболее значимыми для формирования компетенций в рамках учебного модуля считаются кросс-дисциплинарные и системно-ориентированные технологии [4].

Реализовать в полной мере эти технологии в стоматологическом образовании сложно, так как имеют место:

• несоответствие ресурсной учебно-материальной базы для практической подготовки стоматологов и зубных техников требованиям современных технологий оказания стоматологической помощи;

• противоречия между традиционными формами и методами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала;

• линейно-дискретный характер обучения, последовательность усвоения знаний, умений и приобретения навыков;

• низкая эффективность механизмов учебно-воспитательного воздействия для синтеза получаемых на разных видах занятий знаний, формирования системных и целостных научных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

Основой выполнения задачи проектирования содержания технологий обучения является комплексное методическое обеспечение, которое должно быть представлено в удобной форме для студента, как квинтэссенция мультидисциплинарного подхода. При этом центральной канвой комплексного методического обеспечения должен быть специальный предмет, вуалирующий мультидисциплинарный модуль, но побуждающий студента через предмет проникать в фундаментальные дисциплины. Увы, для современного студента-стоматолога, химия, например, это сложный предмет, который он стремится освоить исключительно в прикладном плане. При этом прикладная направленность фундаментального предмета у студентов, не начавших изучать специальные предметы, осознается не совсем четко, возможно, это и есть часть мотивационного образа современного студента.

Специальные предметы воспринимаются студентом как главные, и, осознавая это, педагогу достаточно сформулировать риторический вопрос: «А знаете ли вы, почему так происходит?», как студент сам обратится к мультидисциплинарному модулю. Очевидно, это один из инструментов подготовки к формированию планируемого многофакторного практикоориентированного подхода и он является основой формирования профессиональной компетенции студента. Отработка компетенций будет более эффективной, если все клинико-лабораторные этапы будут объединены в непрерывный и законченный алгоритм. Это обеспечит законченность компетенции как процесса и позволит провести комплексную рейтинговую оценку деятельности студента. Современные образовательные базы кафедр стоматологического профиля расположены на базах лечебно-профилактических учреждений, и это предоставляет возможность параллелизации двух процессов: учебного и лечебного, но как реализовать это на практике?

Синхронизировать процесс обучения и лечения пациентов с тематичной нозологией не представляется возможным, так как образовательный модуль включает несколько последовательных занятий подряд, а лечебный процесс фрагментирован на этапы, между которыми проходит несколько дней. При этом полноценная реализация принципа обучения «у постели больного» чрезвычайно важна для будущего врача-сто-матолога.

В связи с этим наиболее актуальной представляется проектирование образовательного процесса на основе системно-ориентированных технологий, когда формирование профессиональной компетенции происходит поэтапно, при решении профес-

сионально-ориентированных учебных задач. Профессиональная деятельность преподавателей высшей и средней профессиональных школ также имеет большое значение с точки зрения умения интегрировать образовательные и профессиональные стандарты, проецировать набор профессиональных критериев будущей деятельности специалиста на систему и технологии их подготовки. Это требует от преподавателя умения объединять учебно-воспитательные аспекты деятельности с инновационными подходами к средствам, формам и методам обучения, требует абсолютного владения информационными технологиями.

В условиях сформированной практически по всех ССУЗах и вузах медицинского профиля информационной образовательной среды, информационные технологии обучения все чаще применяются для формирования общекультурных, общепрофессиональных компетенций [5]. Дидактическая эффективность применения информационных технологий обучения для формирования профессиональных компетенций в области стоматологии изучена недостаточно [6]. В то время как одним из приоритетов современного профессионального образования является информационное научно-методическое обеспечение профессиональной школы и внедрение интерактивных средств и методов обучения [4].

Цель настоящего исследования — оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций в области стоматологии на основе виртуального моделирования типовых профессиональных задач врача-стоматолога и зубного техника.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Разработать интерактивный комплекс «Виртуальный пациент» в программе Microsoft Office Power Point, формат 3D с предметной средой «стоматология ортопедическая».

2. Сформировать автономную структуру «преподаватель — студент — виртуальный пациент» на основе типовых профессиональных и интегрированных междисциплинарных задач.

3. Апробировать интерактивный виртуальный комплекс при подготовке сту-дентов-стоматологов и зубных техников.

4. Обосновать с помощью системного многофакторного анализа эффективность применения интерактивного виртуального комплекса для повышения качества практикоориентированной подготовки студентов.

Научная новизна работы состоит в том, что:

— разработано новое средство обучения в виде информационно-методического интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» с предметной областью «стоматология ортопедическая», позволяющего осуществлять виртуальное моделирование профессиональных задач врача-стоматолога и зубного техника и обеспечивать их поэтапное освоение;

— комплекс является новым средством реализации интегративно-компетент-ностного, практикоориентированного подхода к подготовке специалистов в области стоматологии; функционирует по принципам системно-ориентированной технологии, позволяющей поэтапно формировать компоненты профессиональной компетенции «способен и готов к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста» в виде умений выполнять основные клинические и лабораторные этапы ортопедического лечения;

— реализован принцип персонификации образовательного маршрута обучающихся и оптимизированы навыки студентов по использованию информационной образовательной среды в предметной области «стоматология ортопедическая».

Предмет исследования — образовательный процесс, а именно практическое обучение по «стоматологии ортопедической» как составной части области профессиональной деятельности будущего врача-стоматолога и зубного техника.

Область профессиональной деятельности представляет собой целостный набор профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций. Именно профессиональная компетенция в настоящем исследовании стала единицей построения интерактивного модуля.

В соответствии с новым образовательным стандартом, это профессиональная компетенция — «способен и готов к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста».

В интерактивном комплексе структурно и логически завершены клинические и лабораторные этапы ортопедического лечения, т. е. учебно-производственные задачи, необходимые для освоения типовых профессиональных и интегрированных междисциплинарных производственных задач.

Объект исследования — обучающиеся по специальности «Стоматология» по основной образовательной программе высшего профессионального образования и специальности «Стоматология ортопедическая» по основной образовательной программе среднего профессионального образования. База исследования: ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава», кафедра ортопедической стоматологии; ГОУ СПО Сызранский медицинский колледж, входящий на функциональной основе в университетский комплекс.

В исследовании приняли участие 21 студент ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава» и 17 выпускников ГОУ СПО Сызранского медицинского колледжа. В группе сравнения было 20 студентов высшей школы и 25 студентов средней профессиональной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили актуальные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), методологические положения изучения профессиональной деятельности (Е. А. Иванова, Л. Г. Дикая; Е. А. Климов, А. К. Маркова), методология интегративно-компетентностного подхода (Г. В. Мухаметзянова); рекомендации Всемирной федерации медицинского образования, продукт проекта ДЕНТ-ЕД, утвержденный Европейской ассоциацией стоматологического образования «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога»; методологические подходы в совершенствовании стоматологического образования в России (опыт Московского государственного медико-стоматологического университета, О. О. Янушевич), возможности стоматологии в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование», часть III (А. А. Прохончуков, ЦНИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии).

Методы исследования. В ряду организационных методов использован комплексный подход. Для изучения образовательного процесса — виртуальное моделирование профессиональных задач, педагогическое наблюдение и анализ, социологический метод.

Для интерпретации результатов — метод бально-рейтинговой оценки, шкалирование для оценки уровня усвоения клинико-лабораторных этапов и в целом компетенции (оптимальный, критический, допустимый), сравнительный анализ, системный многофакторный анализ, регрессионный анализ.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась современными теоретико-методологическими позициями интегративно-компетентностного подхода в системе высшего и среднего профессионального образования, применением комплекса методов исследования, отвечающих его целям и задачам, проведением содержательного анализа результатов, применением квалиметрических методов оценки результата подготовки.

Перед началом исследования определено необходимое число наблюдений.

При проведении исследования и оценки качества обучения студентов достаточное количество наблюдений было вычислено по формуле [7]

где Хт — среднее значение наблюдаемой величины; т — число наблюдений; К — число объектов или независимых факторов, участвующих в исследовании; ^ — табличное значение критерия Стъюдента; £ — допустимая ошибка.

При среднем значении бально-рейтинговой оценки Хт = 86, для пробной выборки т = 10 человек, для обеспечения достоверности 95% (£ = 0,05) достаточное количество наблюдений составляет 25,8 ± 5,8 человек, фактическое число наблюдений в исследуемой группе составило 38 человек, в группе сравнения — 45 человек.

Структура модуля «Виртуальный пациент»

Техническая среда: компьютер с процессором не ниже Pentium III 800 МГц с оперативной памятью не менее 512 Mb.

Программная среда: Microsoft Office Power Point 2003 и выше, формат 3D.

Методическая среда комплекса. Комплекс работает в обучающем, репродуктивном, алгоритмическом и эвристическом режимах.

Репродуктивный режим направлен на повторное закрепление материала обучающего режима, при этом допущенные ошибки показываются сразу после действий по освоению этапа.

Алгоритмический режим работы интерактивного комплекса формирует у обучающегося навыки решения типовых профессиональных задач без помощи извне, на основе усвоенной информации в обучающем и репродуктивном режимах. Данный режим формирует прочность и системность знаний с точки зрения процессного подхода (знания и умения). Алгоритмический режим направлен на выполнение алгоритма манипуляций клинико-лабораторного этапа ортопедического лечения. Допущенная ошибка не показывается, но влияет на конечный результат алгоритма, изменяет вектор алгоритма.

Эвристический режим позволяет применять знания, полученные при работе в предшествующих режимах, для решения проблемно-тематических задач, нестандартных профессиональных ситуаций и имеет возможность свести их к изученным стандартным способам решения профессиональных задач. Этот режим дает возможность приобрести некий виртуальный практический опыт, способствует формированию

критического мышления. Эвристический режим направлен на идентификацию «скрытых» ошибок, интегрированных в алгоритм (как программа возможных осложнений) и их своевременного исправления как способа решения проблемной ситуации.

Алгоритмический и эвристический режимы работы комплекса имеют квалиме-трическую систему оценки результатов работы в алгоритме или проблемно-тематическом направлении решения типовой профессиональной задачи. Нами использована бально-рейтинговая система оценки клинико-лабораторных этапов и уровни освоения компетенций. Рейтинг от 91 до 100 баллов соответствует оптимальному уровню формирования компетенции.

Оптимальный уровень отражает соответствие знаний и умений алгоритма решения профессиональной задачи требованиям государственного образовательного стандарта. При оптимальном уровне студент безошибочно умеет создавать условия, необходимые для выполнения процесса, безошибочно выполнять стандартные алгоритмы в сформированных условиях, безошибочно соблюдая последовательность клинико-лабораторных этапов.

Рейтинг от 92 до 80 соответствует допустимому уровню.

Допустимый уровень — умение создавать условия, достаточные для выполнения процесса, выполнять стандартный алгоритм в сформированных условиях, соблюдать последовательность, но допуская 1-2 ошибки в использовании компонентов условий, не ухудшающих результат процесса.

Рейтинг от 79 до 70 и ниже — критический уровень усвоения: неумение создавать условия для выполнения процесса, нарушение последовательности и незнание компонентов условий.

В соответствии с поставленной целью и задачами в ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на кафедре ортопедической стоматологии спроектирован интерактивный комплекс «Виртуальный пациент». Основу данного комплекса составил проблемно-тематический принцип построения на основе междисциплинарных связей, реализованный в виде компьютерной модели (программы) для студентов (рис. 1).

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

’ *

ИНТЕРАКТИВНЫМ КОМПЛЕКС

«ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ»

Рис. 1. Интерфейс программы «Виртуальный пациент»

По своей функциональной структуре интерактивный комплекс представляет собой взаимосвязанную нелинейную последовательность виртуальных образов, взаимодействующих между собой при помощи гиперссылок и реализованных при помощи 3D моделирования. Разветвленная архитектура интерактивного комплекса позволяет программировать и виртуально отражать, в зависимости от действий студента, индивидуальную образовательную траекторию. Иными словами, студент формирует направление диагностического поиска и планирования ортопедического лечения, взаимодействуя с оболочкой интерактивного комплекса (рис. 2).

Рис. 2. Виртуальное моделирование клинических этапов под управлением студента (клинические компетенции)

Функционально интерактивный комплекс «Виртуальный пациент» включает в себя обучающий модуль, а также контролирующий модуль, отражающий уровни усвоения (оптимальный, допустимый или критический), и три режима виртуального взаимодействия с обратной связью (репродуктивный, алгоритмический и эвристический) (рис. 3).

РАЗДЕЛ

ґ "ч

ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВОЙ КОРОНКИ

РЕЖИМ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБУЧЕНИЕ

РЕЖИМ ВИРТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Г А

РЕПРОДУКТИВНЫЙ | АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ | ЭВРИСТИЧЕСКИЙ

XV л

Рис. 3. Выбор раздела и режимов виртуального моделирования (пример)

Начало работы режимов виртуального взаимодействия интерактивного комплекса отражается формулированием проблемно-тематического задания.

Далее, в условиях сфомулированного задания, студент должен выполнить последовательность клинико-лабораторных этапов (разделов программы). На этом уровне виртуальное выполнение клинико-лабораторных этапов задания представляется студенту в виде отдельного процесса. В рамках реализации процесса первым шагом студент формирует условия — выбирает структурное подразделение ЛПУ, оборудование и инструментарий (рис. 4).

Рис. 4. Создание условий для процесса реализации компетенции

Интеграция процессного подхода как принципа СМК КО 9001-2008

Второй шаг — студент демонстрирует умения по выполнению базового алгоритма манипуляций, и завершающим шагом служит получение результата и его рейтинговая оценка. Интеграция процессного подхода как принципа системы менеджмента качества КО 9001-2008, виртуальной реализации и рейтинговой оценки полученных результатов позволяют студенту трансформироваться из объекта обучения в субъект автономного проблемно-тематического модуля (рис. 5).

Оценка эффективности применения виртуального моделирования профессиональных задач врача-стоматолога в рамках интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» (рис. 6) проводилась в два этапа:

На первом этапе проведена оценка эффективности использования информационной образовательной среды и информационных технологий обучения студентами университета и выпускниками колледжа.

На втором этапе проведена апробация интерактивного комплекса с оценкой эффективности применения в процессе практической подготовки в области стоматологии ортопедической.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Выполнение алгоритма с интерактивными компонентами оснащения лаборатории

Завершение процесса полимеризации (охлаждение) Этап 3

Процесс полимеризации завершен корректно.

Рис. 6. Рейтинговая оценка и уровни освоения

Среди выпускников образовательных учреждений было проведено социологическое исследование (анкетирование), целью которого стала оценка эффективности обучения студентов в условиях информационной образовательной среды [8].

В исследовании приняли участие 92 студента. Объем выборки является достаточным для обеспечения достоверности данных исследования.

Критерием оценки эффективности обучения в условиях информационной образовательной среды выступило ее влияние на:

• совершенствование стиля их мышления;

• выработку аргументации их профессиональных знаний;

• выработку у них умений самостоятельно принимать решения и обосновывать их в повседневной и профессиональной среде;

• развитие у них поисковой, творческой деятельности;

• развитие у них способности к самоорганизации при изучении программного (учебного) материала;

• активизацию их познавательной деятельности в отношении будущей профессии.

В значительной степени информационная образовательная среда способствует совершенствованию стиля мышления у 87%, развитию аргументации профессиональных знаний у 77,2%, формированию умения самостоятельно принимать решения и обосновывать их в повседневной и профессиональной сфере у 76% опрошенных.

Так, 77,2% респондентов отметили, что развитию у них поисковой, творческой деятельности информационная образовательная среда способствует в полной мере, 20,6% респондентов указали, что не способствует, 2,2% респондентов затруднились дать оценку по этому критерию.

В то же время 81,7% опрошенных указали, что информационная образовательная среда в значительной степени способствует самоорганизации при изучении ими программного (учебного) материала, а у 88% стимулирует познавательную деятельность в отношении будущей профессии.

Таким образом, анкетирование показало высокую значимость информационной образовательной среды в развитии у обучающихся познавательной активности и самоорганизации при изучении программного материала, выработке умений самостоятельно принимать решения и обосновывать их в профессиональной среде.

Апробация интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» в области ортопедической стоматологии проведена при изучении клинических и лабораторных этапов ортопедического лечения. Результаты качества освоения заданных профессиональных задач и этапов их реализации оценены с помощью бально-рейтинговой шкалы и системного многофакторного анализа, полученные интегральные показатели качества (ХЫ = 0,039) при применении интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» выше интегрального показателя качества освоения аналогичных профессиональных задач с помощью традиционной технологии и методов обучения (ХЫ = 0,007) (рис. 7).

ф Традиционные методы —Ц— Традиционные методы —А— Интерактивный комплекс ---------- Тенденция

Рис. 7. Интегральные показатели качества освоения профессиональных задач с использованием традиционных технологий подготовки и с применением виртуального моделирования

Весовые коэффициенты (7 и 4 соответственно) на этапах освоения и оценки знаний свидетельствуют о значимости применения именно виртуального моделирования клинико-лабораторных этапов ортопедического лечения по сравнению с технологией традиционного теоретического изучения этих этапов и демонстрации их фрагментов в клинических условиях на практике.

Таким образом, интегральные показатели, полученные в результате многофакторного анализа результатов измерения уровня полученных знаний и навыков работы в виртуальной «лаборатории», свидетельствуют о высокой степени эффективности интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» по сравнению с традиционной методикой обучения.

Таким образом, интерактивный комплекс «Виртуальный пациент» является одним из эффективных информационно-методических средств формирования и развития профессиональных компетенций врача-стоматолога и зубного техника.

С помощью информационных технологий — интерактивного комплекса «Виртуальный пациент» — реализован механизм целевой интеграции теории и практики, общепрофессиональных и специальных дисциплин основной образовательной программы, средств и методов обучения и проблемно-тематических аспектов будущей профессиональной деятельности врача-стоматолога и зубного техника.

Режимы функционирования интерактивного комплекса — обучающий, репродуктивный, алгоритмический и эвристический — являются основой модульного обучения, позволяют изучать заданную профессиональную задачу на уровне получения основной учебной информации, на уровне поэтапного погружения в учебно-производственную проблему и принятия решения типовыми (стандартными) методами и на уровне специального подхода в соответствии с собственным выбором и обоснованием действий.

Изучение дисциплин модуля путем рассмотрения проблемно-тематических ситуаций или задач в рамках интерактивного комплекса способствует развитию клинического и критического мышления на языке основных проблем, с которыми специалист сталкивается в реальной профессиональной деятельности, а также способствует реализации принципа персонификации образовательной траектории обучающегося как основы интегративно-компетентностного подхода.

Литература

1. Леонтьев В. К., Максимовская Л. Н., Леонова Л. Е. Концепция подготовки врачей-стомато-логов // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. М., 2001. С. 251-257.

2. Арутюнов С. Д., Ромодановский П. О., Борзов М. Р., Фролов Д. В. ГОУ ВПО МГМСУ Рос-здрава. Медико-правовой статус врача-стоматолога в рамках первичной подготовки // Российский медицинский форум. 2007. № 3. С. 10.

3. Осоргин Е.Л., Чернова Ю. К., Шиканов В. В. Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования: монография. Самара, 2003. С. 46-47.

4. Мухаметзянова Г В. Справка о работе и перспективах развития учреждения РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования» // Сообщение для обсуждения на заседании бюро президиума РАО 17.03.2010. С. 10.

5. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в ВУЗе информационных технологий обучения: монография. Орел, 2000. С. 35-38, 59-61.

6. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Вагнер В. Д. и др. Задачи информатизации стоматологической службы России в системе национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII Ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006. С. 44-46.

7. Углов Б. А., Котельников Г. П., Углова М. В. Основы статистического анализа и математического моделирования в медико-биологических исследованиях. Самара, 1994.

8. Четвергова Е. П. Личностные детерминанты профессиональной успешности стоматологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

Статья поступила в редакцию 15 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.