Features of the use of fiscal instruments to improve the incentive to innovation in enterprises Sherstyankina A.1, Kryukova A.2 Особенности использования налоговых инструментов с целью стимулирования инновационной деятельности предприятий Шерстянкина А. А.1, Крюкова А. А.2
1 Шерстянкина Анна Александровна / Sherstyankina Anna - студент, факультет информационных систем и технологий;
2Крюкова Анастасия Александровна /Kryukova Ana.sta.siya - доцент, кандидат экономических наук, кафедра электронной коммерции, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассмотрено налоговое стимулирование инновационной деятельности с целью повышения ее активности, а также изучены проблемы налогового регулирования инновационной деятельности в России.
Abstract: this article describes the tax incentives for innovation in order to increase its activity, as well as studied the problem of tax regulation of innovation activity in Russia.
Ключевые слова: регулирование, инновационная деятельность, инновации, налог, налоговое стимулирование.
Keywords: regulation, innovation, innovation, taxes, tax incentives.
В рыночной экономике 21 века инновационная деятельность играет немаловажную роль в жизни общества, так как является ключом конкурентоспособности предприятий. Сильное воздействие на развитие активности инновационной деятельности оказывает правительство, но поддержка государства осуществляется при помощи двух методов: прямых и косвенных. Правительство нашей страны заинтересованно контролирует инновационную деятельность предприятий, особенно сильно в последнее время, дает шанс инновационным процессам осуществиться при минимальных затратах.
Что касается косвенного регулирования, то одним из самых значимых и актуальных методов является налоговое регулирование. Причем этот метод наиболее эффективный инструмент государственного влияния на экономику нашей страны. Экономико -правовые меры являются основой регулирования и существуют для создания оптимального климата инновационной деятельности. О недостаточном внимании правительства переходу на инновационную траекторию развития свидетельствует также факт несформированности государственной промышленной политики, ядром которой призвана стать инновационная стратегия страны [1].
Очень часто встречается термин «налоговое стимулирование» и «налоговое стимулирование инновационной деятельности». Сначала можно подумать, что «налоговое стимулирование» - это «налоговые льготы», но, как видно на практике, этот термин имеет более обширное понятие. Термин «налоговые льготы» в большей степени относится к налогоплательщикам, а «налоговое стимулирование» связано с государственными органами власти. В общем, термин «налоговое стимулирование» - это целенаправленная деятельность органов государственной власти для осуществления мер, существующих в Налоговом законодательстве РФ.
Органы государственной власти могут осуществлять свою деятельность при помощи таких косвенных методов, как:
1) пользование налоговыми льготами, а также ускоренной амортизацией;
2) льготное кредитование (пониженная процентная ставка по кредитам);
3) отсрочка платежа;
4) специальные законодательные нормы.
Самым известным методом косвенного регулирования в мире является пользование налоговыми льготами. Налоговые льготы - это преимущества для налогоплательщиков, то есть возможность не платить налог или платить его в минимальном размере. Смысл налоговых льгот состоит в том, чтобы снизить налоговое бремя по отдельным видам налогов при определенных условиях. Такие льготы позволяют налогоплательщикам финансировать инвестиционные проекты за счет освободившихся средств. Например, с
помощью налоговых льгот можно уменьшить стоимость научных и опытно -конструкторских работ (НИОКР) [2]. В российском законодательстве понятие налоговых льгот определено в статье 56 Налогового кодекса РФ [3].
Также неотъемлемым методом косвенного регулирования является налоговый кредит. Если использовать налоговый кредит, позволяющий промышленным предприятиям сокращать налог на прибыль величиной, которая равна определенному проценту от полученных затрат на инновации, то государство может играть роль инвестора и поощрять инновационную деятельность предприятия.
Действие отсрочки платежа решает множество проблем, которые возникают у предприятий. Пользование налоговыми отсрочками для инновационных предприятий предполагает переносить убытки на будущее, то есть уменьшать налоговую нагрузку.
Последний косвенный метод налогового регулирования инновационной деятельности -законодательные нормы. Они бывают очень разнообразными. Например, в США патентное право законодательно закрепляет право изобретателя на интеллектуальную собственность, что позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением [2].
В России были внесены важные благоприятные изменения в сфере формирования условий для инновационной деятельности. На сегодняшний день упорядочен учет расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), определена база по налогу на прибыль организации, так же определен перечень статей расходов (амортизационные отчисления, заработная плата персонала, материальные расходы и так далее) на НИОКР с целью налогообложения прибыли организации. Ведь каждый инновационный проект подкреплён осмыслением проблемы, поиском способа её решения, долгой и тщательной разработкой и реализацией - все эти этапы есть не что иное, как творческий процесс лиц, желающих перейти от рутинного и трудоёмкого, к более простому, и в тоже время более интересному образу жизни [4]. Для того чтобы учет расходов на НИОКР был равномерным, налогоплательщик имеет право, позволяющее формировать резервные расходы в налоговом учете. При всем этом учитывается то, что налогоплательщик сам принимает решение о создании резерва, тем самым отражая решение, которое является соответствующим в учетной политике с целью налогообложения. Запланированный резерв создается на 2 года. Также существуют льготное налогообложение на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность [3].
Однако, несмотря на все выше перечисленные изменения, существует диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным существованием на практике. Налоговое законодательство по сегодняшний день имеет большое количество барьеров для развития и недостатков, препятствующих эффективной работе инновационных предприятий в России. Законодательство мало ориентировано на стимулирование у собственников предприятий для стратегического планирования и для проведения своих индивидуальных исследований и разработок [5]. Вместе с тем, шансы ликвидации диспропорций существуют и вполне могут быть реализованы, а это немаловажный факт для стимулирования инновационной деятельности. Проблема в основном заключается в том, что влияние инноваций на экономическое состояние страны оказывают малое влияние. Значительного результата от инновационной деятельности почти не видно. Для решения проблем в сфере развития инновационной деятельности предприятий требуется вмешательство государства с соответствующей экономической политикой с ресурсными и временными возможностями. Налоговая политика государства постоянно поддается корректировке, становятся более понятны методы для достижения конкретных целей. Именно поэтому налоговое законодательство вносит в себя множество поправок. В данное время экономика страны нестабильна, в связи с этим особое значение имеют проблемы улучшения эффективности налоговой политики. В таких условиях роль налогового стимулирования предпринимательской деятельности имеет особое значение и является приоритетной в современной экономике.
Литература
1. Матерова А. А., Крюкова А. А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // European research, 2015. №6 (7).
2. Полтавский П. А. Государственное регулирование инновационной деятельности. [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. № 27 (208). Экономика. Вып. 29.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.10.2016).
4. О необходимости формирования культуры инновационного развития России / И. А. Хасаншин, Д. А. Гебейдуллова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. [Текст]: Материалы II Международной научно - практической конференции, 22-23 мая 2014 года. [В 3 ч.] / Самарская государственная академия культуры и искусств; под ред.: С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2014.
5. Бельтюкова С. М. Инновационная деятельность как объект налогового стимулирования // Креативная экономика, 2012. № 5 (65). С. 14-17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/4713/ (дата обращения: 05.10.2016).
Analysis of the problem interview as a check of the hypothesis of the relevance of designing of the online geolocation service Volkov V.1, Fedotov O.2 Анализ проблемного интервью как проверка гипотезы актуальности разработки online геолокационного сервиса Волков В. О.1, Федотов О. В.2
'Волков Вячеслав Олегович / Volkov Vyacheslav — магистрант; 2Федотов Олег Васильевич /Fedotov Oleg — старший преподаватель, Высшая школа экономики и менеджмента, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема актуальности разработки online геолокационного сервиса мониторинга загруженности парковочного пространства и поиска свободных парковочных мест. Приведен анализ проблемного интервью.
Abstract: the article reviews the problem of the relevance of designing online geolocation service of the parking area monitoring and the searching free parking. It is given the analysis of the problem interview.
Ключевые слова: online геолокационный сервис, проблемное интервью, парковочное пространство, парковка.
Keywords: online geolocation service, problem interview, parking area, parking.
Из ситуации, которая складывается в больших городах, можно сделать вывод, что автомобилизация общества растет большими темпами, чем создание новых парковочных мест, а время, которое может потратить водитель на поиск, становится более существенным для него. Создание on-line геолокационного сервиса обусловлено как одно из средств решения данной проблемы [4].
Для проверки гипотезы актуальности разработки on-line геолокационного сервиса, позволяющего отслеживать загруженность парковочного пространства, а также поиска свободных парковочных мест, было проведено проблемное интервью. Результаты интервью сведены в список по следующим пунктам:
1. Ваш пол.
2. Ваш возраст.
3. Ваша занятость.
4. Имеете ли Вы смартфон или планшетный компьютер с выходом в интернет?
5. Используете ли Вы смартфон (или планшетный компьютер) для навигации или мониторинга дорожной ситуации?
6. Как часто Вы сталкиваетесь с отсутствием свободного парковочного места?
7. Принципиальна ли для Вас близость парковки от вашего местонахождения/пункта назначения?
8. С какими сложностями Вы сталкиваетесь в процессе поиска свободного парковочного места?
9. Как часто Вы пользуетесь платными парковками?