Научная статья на тему 'Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в старших классах коррекционной школы'

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в старших классах коррекционной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина О.А.

Учитывая закономерности обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями в старших классах, на уроках русского языка необходимо использовать во взаимосвязи все основные дидактические принципы: воспитывающее обучение, сознательность и активность учащихся в усвоении учебного материала, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход и обязательно принцип наглядности в сочетании со словесными средствами [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в старших классах коррекционной школы»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

© Капустина О.А.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38,

г. Череповец

Учитывая закономерности обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями в старших классах, на уроках русского языка необходимо использовать во взаимосвязи все основные дидактические принципы: воспитывающее обучение, сознательность и активность учащихся в усвоении учебного материала, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход и обязательно принцип наглядности в сочетании со словесными средствами [1].

Основная функция средств наглядности, предназначенных для уроков русского языка в коррекционной школе, заключается в обеспечении чувственной опоры при изучении определений, понятий и правил. Правильное использование наглядности на уроках русского языка развивает логическое мышление и речь у детей с интеллектуальными нарушениями, помогает на основе изучения и анализа конкретных явлений достичь обобщения и систематизации получаемых знаний, умений и навыков у старшеклассников, сформировать необходимые для успешной социализации элементы учебных действий. Использование правильно подобранного наглядного материала так же позволяет успешно решать вопросы, связанные с развитием речи в коррекционной школе, так как владеть связной речью учащиеся с нарушениями интеллекта могут только при наличии определенного словарного запаса и грамматического строя речи.

Серьезный и большой по объему материал можно и нужно давать в увлекательной и доступной для детей форме. Этот факт необходимо учитывать еще и потому, что значительная часть детей, в силу своих психофизических особенностей, выраженных в нарушениях эмоционально-волевой сферы, не хотят учиться, не имеют интереса к русскому языку. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Знание видов и понимание особенностей использования наглядных пособий при работе в старших классах с учащимися с интеллектуальными

* Учитель русского языка и литературы.

нарушениями, дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. Наглядный материал по русскому языку позволяет нам опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие [3]. Основными видами наглядности, которые применяются на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, являются реальные предметы (учебные пособия, фотографии, картины и т.д.), условно графические изображения (таблицы, схемы, графики, планы и т.д.), динамические наглядные модели (кино-, телефильмы, мультфильмы и т.д.).

В настоящее время, когда мы живём в мире повсеместной компьютеризации, особенно актуально использование наглядных цифровых пособий, электронных образовательных ресурсов. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично и грамотно оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных заданий, выполненных на мультимедийном оборудовании, воспитывают интерес к урокам русского языка и делают их более интересными.

Остановимся и поговорим более подробно о печатных наглядных пособиях, которые наиболее целесообразно использовать при изучении, закреплении и проверке определённых знаний в коррекционной школе: демонстрационные таблицы, карточки, схемы, картины, раздаточный и изобразительный материал, перфокарты.

Особенности схематического изложения материала помогают при рассмотрении нового материала. Использование такого наглядно пособия, как схема на уроках русского языка при работе в старших классах, особенно важна при показе синтаксических связей слов в словосочетании и предложении, при передаче структуры предложения. Например, линейные схемы чётко, на одном уровне показывают составные части предложения: не только количество и последовательность слов, например, в сложном предложении, но и расстановку знаков препинания при прямой речи, при однородных членах предложения и т.д.

При раскрытии орфографической и пунктуационной закономерности и показе значимой модели правила помогают демонстрационные таблицы. Они не дают готовых выводов и требуют от учащихся с интеллектуальными нарушениями определённой мыслительной активности, попытки попробовать постараться самостоятельно поставить различные вопросы и при помощи учителя найти на них ответы. Наиболее целесообразно можно использовать данное наглядное пособие на уроках русского языка на этапе закрепления материала, так как учащиеся уже провели наблюдения за новым ма-

териалом по учебному пособию, познакомились с достаточным объемом языкового и словарного материала и подготовлены к восприятию тех правил, которые содержит в себе таблица.

Для облегчения запоминания нового материала целесообразно использовать демонстрационные карточки при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Карточки могут содержать следующие виды заданий, как на сопоставление нескольких изученных правил, так и на обобщении полученных знаний. Например, списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания; списать, раскрывая скобки; составить предложения с данными словами и т.д.

При построении предложения особенно продуктивным является использование карточек с изображениями предметов, условных обозначений. (Например, (Какая?) (Весёлая) девочка пришла к бабушке). А также целесообразно использовать при изучении темы, связанной с предложением, карточки с составлением предложений различных по интонации, распространения предложения с введением слов одной грамматической формы, например имён существительных и т.д.

В качестве наглядного пособия на уроках русского языка при проверке усвоения материала старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями можно использовать перфокарты, карточки контроля. Перфокарты позволяют эффективно организовать на уроке повторение орфографии или проверку орфографических умений и навыков. Использование данного наглядного пособия позволяет опросить за короткое время любое количество учащихся, организовать самопроверку или взаимопроверку работ. Анализ ошибок проводится сразу же после работы. При работе с перфокартами используется элемент занимательности, что позволяет повысить заинтересованность учащихся и их мотивацию при выполнении заданий. Этот вид наглядности помогает зрительно увидеть те ошибки, которые были допущены при выполнении задания на этом же уроке. Удобно иметь несколько вариантов примеров на одну и ту же тему. Это даёт возможность, если допущено много ошибок, повторить работу над данной орфограммой на последующих уроках.

Картина является таким видом наглядности, при использовании которого формируется не только орфографическая грамотность у старшеклассников в коррекционной школе, но и развиваются их речевые навыки. Уроки, связанные с демонстрацией картины возможны при изучении и повторении обобщающего раздела (например, повторение темы имя прилагательное с применением картины И. Левитана «Март»). А при изучении, закреплении более узкой темы (например, при изучении раздела «Имя существительное», при знакомстве с именем собственным интересно проходит с учащимися беседа при рассмотрении картины В.М. Васнецова «Богатыри»). Картина, как наглядное пособие, выполняет функцию воспитания навыков культуры речи учащихся в старших классах коррекционной школы. Например,

обучение разным видам сочинений с высказыванием учащимися своего отношения к тому, что и как изобразил на картине художник.

Наглядное пособие в виде картины так же способствует пополнению словарно-орфографического запаса учащихся с отклонениями в развитии. Именно здесь происходит сочетание использования наглядности со словесными средствами обучения: через задаваемые учителем вопросы, через высказывания учащихся и развёрнутые объяснения учителем нового материала. На уроках русского языка с использованием иллюстрации происходят тренировочные упражнения, связанные с построением предложений, что способствует развитию навыка связной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями.

На каждом уроке русского языка при работе с умственно отсталыми детьми необходимо планировать следующую систему работы: слово - предложение - текст. Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм русского языка. Особенно важно заранее спланировать, с каким словом целесообразнее познакомить учащихся, как связать его правописание с изучением грамматических понятий, определений, новых правил, наметить виды работ с этим словом на уроке. С помощью упражнений осознаётся правильное построение предложения, взаимосвязи, входящих в него слов. Материалом для составления предложений могут являться словарные слова, словосочетания, предметные картинки, иллюстрации, окружающие предметы. Это способствует распределению и переключению внимания, развитию воображения и речи. Например, можно использовать следующие упражнения: используя иллюстрацию, составить и закончить предложение нужным словом с определенной орфограммой, с данными предметами составить нераспространенные предложения и распространить предложения с помощью вопросов или данные распространенные предложения сделать нераспространенными. Интересно проходят такие творческие задания с использованием демонстрационных карточек, как «Найди подлежащее» - задания, в которых есть сказуемые, но нет подлежащего, подбор по смыслу одной части предложения к другой. В презентациях учащиеся старших классов с отклонениями в интеллектуальном развитии учатся находить и исправлять лексические и синтаксические ошибки. Например, можно использовать такие упражнения, в которых требуется заменить в предложении неправильное по смыслу слово, правильно построить предложение, убрать ненужное слово, подобрать подходящее слово.

Важным условием правильного использования наглядных пособий является применение на уроках русского языка при работе с умственно отсталыми детьми достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется,

то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи урока. Поэтому необходимо понимать, что применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям умственно отсталых учащихся, использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. При показе наглядного пособия необходимо четко выделять главное, существенное. Обязательно при демонстрации наглядных материалов продумывать и правильно комментировать попутное объяснение изображаемого материала. По возможности привлекать самих учащихся к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном или демонстрационном пособии.

Таким образом, получается, что тщательный подбор и знание особенностей использования различных видов наглядности в зависимости от цели урока вносит разнообразие в изучаемый материал и чётко определяет для учащихся цель урока. Взаимосвязь наглядных пособий со всеми этапами урока русского языка, правильный подбор наглядности, аргументированное её применение на уроке способствует развитию и повышению познавательного интереса учащихся с интеллектуальными нарушениями к предмету.

Список литературы:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2000.

2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009. - № 4 (34).

3. Гнездилов М.Ф. Наглядные и словесные средства обучения в системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе // Изв. АПН РСФСР. - М., 1955. - Вып. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.