Научная статья на тему 'Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах'

Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАММА / НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ / СИСТЕМА / РАЗНООБРАЗИЕ / OROGRAMME / UNVERIFIABLE VOWELS / SYSTEM / VARIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капкайкина Н.К.

Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями. Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах»

Капкайкина Н.К. ©

Учитель начальных классов, отличник народного просвещения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 24»

СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация

Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями.

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся - ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Ключевые слова: орфограмма, непроверяемые безударные гласные, система,

разнообразие.

Keywords: orogramme, unverifiable vowels, system, variety.

Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в учебнике «Русский язык».

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся - ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

Методика организации словарной работы в начальной школе предусматривает три основных направления:

- обогащение словаря, то есть усвоение учащимися новых слов или новых знаний тех слов, которые есть в словаре детей;

- уточнение словаря, то есть проведение словарно-стилистической работы, направленное на развитие умения правильно подбирать слова в речи;

- активизация словаря, то есть развитие у детей умения свободно пользоваться словарным запасом в рассказах и пересказах, беседах, при написании изложений и сочинений.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Усвоение написания этих слов предполагает развитие у детей орфографической зоркости и памяти. Более глубокому усвоению трудных слов способствуют наглядные пособия, которые имеются в кабинете.

1 .Картинные словари (демонстрационные и раздаточные)

2. Демонстрационные карточки с трудными словами

3. Сигнальные карточки с безударными гласными а, о, е, и, я

© Капкайкина Н.К., 2015 г.

4. Таблицы по русскому языку : «Дни недели», «Название месяцев», «Оро и оло», «В поле и огороде» и др.

У каждого ученика имеется рабочая тетрадь - словарик, каждая страница которого включает в себя следующее:

- запись самого слова с ударением и выделение безударной гласной ;

- история слова (происхождение слова);

- словосочетания, предложения;

- подбор родственных слов (с разбором их по составу) ;

- загадки (одна, две и более) ...;

- стихи, небольшие рассказы -

все это способствует лучшему усвоению слов из словаря.

Работая, таким образом, работая со словом от класса к классу, увеличивается количество сведений о данном слове. Так, например, в 1 классе - загадка, составление предложения; во 2-3 классах - составление словосочетаний, загадка, подбор родственных слов, разбор их по составу; история слова, стихи.

4 класс - загадка, ребусы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, рассказы.

Такая форма помогает сосредоточить материал по данному слову в данном месте, сокращает время на поиск нужного материала каждый

раз, когда возникает необходимость обратиться к работе над данным словом.

Большую помощь в подборе необходимого материала оказывают и сами ученики. С большим удовольствием отыскивают они нужный материал в учебниках по литературе своих старших братьев и сестер, в детских журналах, энциклопедиях, интернете. Все это, как правило, вызывает живой интерес у учащихся, Такая работа позволяет активизировать процесс обучения, повышает качество усвоения изучаемых орфограмм, расширяет активный словарный запас, развивает интерес учащихся к родному языку.

Виды работ в ходе изучения словарных слов

-1-

П ОБ ЕДА

победа________________________________________________

1 .Что означает слово победа? Какие бывают победы? Составь с данным словом словосочетания в различных его значениях.

2.Образуй слова со следующими значениями : « одержать победу»; «относящийся к победе»; « тот , кто победил»; « женщина - победитель».

победа

Как были образованы слова? Составь предложение с одним из полученных слов.

3.Подбери близкие по значению слова. П.беда,___________________________

Подбери противоположные по значению слова и выражения.

П.беда-___________________________________________________________________

П...бедитель -___________________________________________________________

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение пословиц.

1) Здра... ствуй, воин - п ... бедитель, мой т.. . варищ, друг и брат !(С.Михалков) 2) Где смелость, там и п... беда.3) Рукой п ... бедишь одного, головой - тысячи. 4) Бить

врага до п... беды завещали нам деды. 5) Майский праз ... ник - День П... беды отмечает вся страна. Надевают наши деды боевые ордена.(Г.Белозеров)

5. Что означает выражение : «до победного конца

- 2 -

ЭКСКУРСИЯ

Слово о слове

Слово экскурсия образовано от латинского слова курсур - «путь,бег» - с помощью приставки экс -, равносильной приставке вы - в русском языке, т.е. слово экскурсия означало «выбегание». Что теперь означает данное слово?

ЭКСКУРСИЯ________________________________________________________

1 .Запиши выражение одним словом. Объясни, как были образованы полученные слова.

Участник экскурсии -________________________________________________

Тот, кто проводит экскурсию-________________________________________

Относящийся к проведению экскурсии -________________________________

2. Прочитай. Вставь в нужной форме новое словарное слово. Вставь пропущенные буквы.

1) . Однажд ы наш кла... на___________б ыл. На Камскую ГЭС нас учит ...ль водил.

(В.Романов) 2).Я прихожу в знаковый лес, как будто на ___________:

... десь жди неведомых чудес за всяким пнем и кустиком. (В.Захаров)

3. Напиши о самой интересной экскурсии и сделай рисунок.

1 .Запиши отгадку.

В два ряда дома стоят -Десять, двенадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят.

У Л И Ц А

2. Произведи звуко-буквенный разбор слова улица. Сравни написание и произношение слова.

У - [ ]_________________

л - [ ]_________________

И - [ ]_________________

Ц - [ ] A - [ ]

3.Замени выражения одним словом.

Небольшая, узкая улица, соединяющая две другие

параллельные улицы - ____________________

маленькая улица - ________________________

принадлежащий улице -_____________________

- 3 -

4.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

1) В зале было слышно, как скрипнула ул... чная дверь. (Н. Успенский) 2) Ул ... цей гуляет Дедушка М. роз, иней рассыпает по ветвям б... рез. (С.Дрожжин) 3) Если был бы я д.. . вч . ..нкой, я бы время не терял: я б на ул... це не прыгал, я б рубашки постирал. (Э. Успенский) 5.Объясни значение выражений : « открывать зелёную улицу», «на улице не валяется»

Литература

1. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. - 1997. - № 1. - с.32 - 33

2. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999.-с.23-26

3. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. - №5. - 2001.с.18-20

4. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». - 1989. - №2. С. 34-36.

5. Татьяна Шклярова // Орфографический словарь. Начальная школа. ФГОС Издательство: Вако, -2014 г.

6. Рабочая тетрадь - 3 класс // «Пишем грамотно»-Москва Издательский цент»Вентана-Граф»-2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.