Научная статья на тему 'Особенности использования международных стандартов финансовой отчетности в России'

Особенности использования международных стандартов финансовой отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / CONCEPTION OF ACCOUNTING DEVELOPMENT / РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / RUSSIAN STANDARDS / НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / PROGRAMS OF ACCOUNTING / REGULATORY AND LEGISLATIVE FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Алина Сергеевна

В России разработаны документы, представляющие программы развития бухгалтерского учета до 2015 года, непосредственно связанные с переходом российского бухгалтерского учета на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые будут способствовать экономической интеграции, гармонизации систем учета и отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia has developed documents which represent programs of accounting up 2015 associated with the transition of the Russian accounting to International Financial Reporting Standards (IFRS) which will promote economic integration, harmonization of accounting and reporting systems.

Текст научной работы на тему «Особенности использования международных стандартов финансовой отчетности в России»

тов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

• содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;

• содействие в стабилизации экономики страны;

• повышение эффективности деятельности компаний.

Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.

Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:

• нефтегазовый сектор;

• электроэнергетика;

• металлургия;

• химия, нефтехимия;

• инфраструктура.

Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:

• поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);

• оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);

• поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора). [5]

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углуб-

ленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков, данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких-либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

Использованная литература

1. Ширшова Л.В. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая.- 2011.- № 2.- С. 116-123

2. Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. - № 5.- С. 37-40

3. Ауезканов А.Б. Предпринимательская деятельность - объективная основа организации малого бизнеса // Финансы Казахстана.- 2009.- № 3-4.- С. 73-76

4. www.samruk-kazyna.kz

5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ

Савельева Алина Сергеевна

Студент 3 курса Финансового университета, факультета «УиА», Москва

АННОТАЦИЯ

В России разработаны документы, представляющие программы развития бухгалтерского учета до 2015 года, непосредственно связанные с переходом российского бухгалтерского учета на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые будут способствовать экономической интеграции, гармонизации систем учета и отчетности.

ABSTRACT

Russia has developed documents which represent programs of accounting up 2015 associated with the transition of the Russian accounting to International Financial Reporting Standards (IFRS) which will promote economic integration, harmonization of accounting and reporting systems.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, бухгалтерский учет, концепция развития бухгалтерского учета, программы развития бухгалтерского учета, российские стандарты, нормативно-законодательная база.

Key Words: International Financial Reporting Standards, accounting, the conception of accounting development, programs of accounting, the Russian standards, regulatory and legislative framework.

Становление рыночной экономики, развитие предпринимательской деятельности, международная интеграции бизнеса и капитала вызывают необходимость создания такой системы бухгалтерского учета и отчетности, которая бы соответствовала Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В связи с этим, в нашей стране встала проблема реформирования бухгалтерского учета в соответствии с общепринятой во всем мире практикой. Для этих целей была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 283, главные задачи которой заключались в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета [1, с.2].

Для решения проблем и определения точки зрения государственных органов на проблемы реформирования учета в июле 2004 года Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.), а также подробный план ее реализации, четко устанавливающий приоритеты реформы.

Согласно положениям данной концепции, Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности.

Интересным представляется тот факт, что МСФО (IAS - International Accounting Standards) носят рекомендательный характер, то есть на их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов [2, с.1].

В русле наших рассуждений относительно МСФО необходимо обратить особое внимание на то, что в концепции были определены два направления развития системы бухгалтерского учета России.

Так, первое направление заключалось в разработке правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, которые бы полностью соответствовали принципам, закрепленным в МСФО и требованиям российского законодательства.

Второе направление заключалось в переходе на формирование консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Для реализации первого направления были введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности).

Что касается реализации второго направления, то оно заключалось в поэтапном переходе к формированию консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО. Для этого необходимо было обеспечить прохождение и принятие подготовленного Минфином России проекта Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" [2, с.2].

Огромную роль в истории России играет принятый 6 декабря 2011 года Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ, поскольку: а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета; б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет; г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства [3, с.2].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что переход к формированию финансовой отчетности на основе МСФО обеспечит международную гармонизацию путем устранения различий в стандартах по бухгалтерскому учету, порядке составления и представления финансовой отчетности и будет способствовать повышению качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Считаем необходимым рассмотреть различные точки зрения исследователей относительно преимуществ использования МСФО в нашей стране.

По словам В.В. Фединой, переход на МСФО обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ, тем самым у компаний не будет надобности согласовывать внутренний и внешний учёт [7, с.3].

Целесообразно обратить внимание на то, что самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. Очень важен тот факт, что в результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены. Следовательно, все это даст благодатную почву не только для эффективного общения с акционерами и рынком, но и позволит последовательно устранить недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Цитируя автора, особого внимания заслуживает тот факт, что в России признание Международных стандартов финансовой отчетности необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, имели возможность быть полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учета объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний [7, с.4].

Согласно позиции Д.Л. Савенкова, финансовая отчетность, представленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, составляется с использованием единых концептуальных принципов, предусматривающих единые критерии оценки, а также раскрытие достоверной и полной информации. Очень важным представляется тот факт, что концептуальные принципы направлены на получение прозрачной картины экономических показателей, характеризующих хозяйственные операции и их результаты [5, с. 62].

Между тем, вслед за исследователями, рассматривая преимущества использования МСФО в Российской Федерации, необходимо выделить два основных способа получения финансовой информации в данном формате:

- в ходе параллельного ведения альтернативного учета, то есть введение двух баз данных: российских стандартов РСБУ и МСФО;

- в ходе трансформации российской отчетности в отчетность, составленную в соответствии с МСФО, то есть процесс поэтапного введения МСФО путем корректировок в статьи российской отчетности. Анализ работ многих исследователей в области

экономики свидетельствует о том, что применяемые в России МСФО должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики.

Совершенно справедливо отмечает А.И. Фазулзя-нова, что финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов [6, с.132].

В этой связи, в Российской Федерации разработан план развития бухгалтерского учета и отчетности на основе Международных стандартов финансовой отчетности до 2015 года, в котором определены меры, которые будут предприняты по национальным стандартам, а именно:

- повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- развитие профессии;

- международное сотрудничество [4, с.1].

Особое значение имеет тот факт, что с января 2015 года юридическим лицам, а также компаниям, ценные бумаги которых вращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список, и которые формируют консолидированную финансовую отчетность по стандартам US GAAP (ГААП США) необходимо в обязательном порядке готовить и представлять отчетность по МСФО. Особую важность представляет приказ от 21 января 2015 года № 9н, в котором Минфин

России ввел в действие в РФ МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Для добровольного применения он вступит в силу со дня официального опубликования, для обязательного - с 1 января 2017 года [4, с.2].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, вслед за многими исследователями, можно заключить, что в России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО - адаптация, которая предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Необходимо отметить, что данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, тем самым способствует экономической интеграции, гармонизации систем учета и отчетности.

Однако, цитируя автора, существует ряд трудностей методологического характера, большая часть которых связана с необходимостью адаптации оригинального текста МСФО к российской терминологии, экономическим и правовым условиям. Переход системы бухгалтерского учета на принципы, закрепленные в МСФО, потребует внесения изменений в процесс подготовки и переподготовки кадров учетных работников специалистов смежных областей экономики (аудиторов, финансистов). Для этой цели необходимо осуществить формирование системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования [6, с.133].

Список литературы

1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года) - Электронный ресурс: http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics /programs.

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.: http://www.lawmix.ru /zkrf/13938

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402 ФЗ от 06.12.2011.: www.minfin.ru

4. Приказ Минфина России от 21.01.2015 N 9н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федера ции»: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_175275/ Консультант Плюс

5. Савенков Д.Л. Влияние МСФО на систему стратегического учета и анализа предприятия / Д.Л. Савенков // Менеджмент в России и за рубежом. 2006.- № 3.- С. 61- 66.

6. Фазулзянова А. И. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности [Текст] / А. И. Фазул-зянова // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 131134.

7. Федина В. В. Перспективы развития бухгалтерского учета в России и применение МСФО // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспек-тивы.2012. - № 6.- с. 2- 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.