Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауров Алим Ибрагимович

В статье выявлены особенности использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования. Сделан вывод о том, что одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию вышеперечисленных качеств современного работника, является метод анализа конкретных ситуаций или кейс-метод. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста, например, в системе высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дауров Алим Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING THE CASE METHOD IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION PROGRAMS

The article reveals the features of using the case method in the context of the implementation of higher education programs. It is concluded that one of the didactic tools contributing to the formation and development of the above qualities of a modern worker is a method for analyzing specific situations or a case method. The use of the case method as a didactic tool is practiced in training specialists of a wide variety of professions. The case method is used as a tool that ensures the professional development of the personality of a modern specialist, for example, in the system of higher pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.

5. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: Структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. С. 35

6. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высш. шк., 1981. 183 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры огневой подготовки Дауров Алим Ибрагимович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье выявлены особенности использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования. Сделан вывод о том, что одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию вышеперечисленных качеств современного работника, является метод анализа конкретных ситуаций или кейс-метод. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста, например, в системе высшего педагогического образования.

Ключевые слова: кейс-метод, студент, педагогическая технология, интерактивные методы, система высшего образования.

Annotation. The article reveals the features of using the case method in the context of the implementation of higher education programs. It is concluded that one of the didactic tools contributing to the formation and development of the above qualities of a modern worker is a method for analyzing specific situations or a case method. The use of the case method as a didactic tool is practiced in training specialists of a wide variety of professions. The case method is used as a tool that ensures the professional development of the personality of a modern specialist, for example, in the system of higher pedagogical education.

Keywords: case method, student, pedagogical technology, interactive methods, higher education system.

Введение. Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную. Формирование ряда компетенций закреплены во ФГОС высшего образования всех ступеней как требования к результатам освоения образовательной программы [1].

Одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам - навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку.

Также одним из нечастых, но представляющих интерес требований, предъявляемых к соискателям вакансии «учитель» (преподаватель), является «умение использовать коммуникативные методики преподавания».

Изложение основного материала статьи. Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.

В настоящее время существует множество определений термина «технология», относящихся к самым разнообразным сферам человеческой деятельности, среди которых производство, коммуникации, управление и многое другие. К этому множеству сфер также относится и образовательный процесс. Приведём некоторые из определений вышеупомянутого термина:

Так А.И. Фоменков под термином «технология» понимает «систематизированное знание о наиболее полезных и необходимых действиях и процессах, приводящих к достижению целей организации, а также порядок применения этих знаний» [9].

Т.Ф. Ефремова трактует этот термин как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [2].

Таким образом, все эти определения объединяет то, что технология подразумевает под собой определённый набор и порядок действий, способствующий достижению необходимого конкретного результата.

В педагогической практике «технология» так же рассматривается как определённый набор дидактических процессов и методов для достижения образовательного и воспитательного результата [7].

Педагогическая технология призвана воспроизводить на практике процессы обучения и воспитания, спроектированные и обоснованные с теоретической точки зрения, для успешного достижения предполагаемых дидактических целей. Она должна иметь возможность поэтапной, последовательной фиксации образовательных результатов [8].

Академик А.З. Рахимов определил, что педагогическая технология - это «совокупность знаний о способах и средствах эффективной организации учебной деятельности, которые ведут к гарантированным и качественным изменениям в личности учащихся» [11].

Таким образом, важной характерной чертой технологии является гарантированный педагогический результат при соблюдении строгой поэтапности её воспроизведения и повторения.

Необходимость внедрения инновационных педагогических технологий в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Гораздо более значимую роль играет умение применить накопленный багаж знаний на практике. Ценность современного специалиста состоит в его способности создавать на базе усвоенной информации что-то принципиально новое, приносящее практическую пользу. Отсюда возникает вывод, что роль учеников-слушателей стремительно теряет свою актуальность. Современный студент - это активный самостоятельный участник образовательного процесса, способный к самостоятельному освоению, осмыслению, накоплению и применению информации, выработке своих персональных алгоритмов работы и составлению собственной системы ценностей. В современной дидактической литературе совокупность этих качеств (компетенций), а также умение их реализовать на практике, характеризуется понятием «компетентность».

А.К. Маркова, говоря о профессиональной компетентности, характеризует её следующим образом:

- компетентность не сводится к образованности человека;

- компетентность представляет сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;

- основой суждений о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности;

- компетентность является характеристикой отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности [8].

И.А. Зимняя, рассуждая о компетентности, определяет её как «актуальное деятельностное проявление компетенций, которые становятся личностными качествами человека» [5]. По её же мнению в компетентность проявляется в наличии упомянутых ранее знаний, представлений, алгоритмов, системы ценностей и т.д.

Возвращаясь к вопросу актуальных потребностей рынка труда, необходимо сделать вывод, что именно компетентностная модель отечественного образования должна способствовать воспитанию специалистов, соответствующих современным требованиям к работнику, таким как умение действовать в разнообразных направлениях и с высокой долей нагрузки, восприимчивость к изменениям окружающих условий, конкурентоспособность, коммуникабельность, обучаемость, способность работать в команде, умение принимать обоснованные решения и нести за них ответственность.

В связи с этим сегодня всё больше внимания уделяется сравнительно новым для отечественной педагогики методам преподавания, в том числе интерактивным, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Под «интерактивными методами» понимается активное взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и между собой. Функция же преподавателя в процессе проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения заключается в направлении деятельности студентов на достижение образовательных результатов. В современной дидактике к интерактивным методам относятся:

- тренинга;

- кейс-метод;

- дискуссия;

- метод проектов;

- ролевые и деловые имитационные игры;

- портфолио и др. [1; 3].

Стоит отметить, что современному студенту требуется не только количественное приращение знаний, но и качественное их содержание, а также умение использовать полученные знания в различных практических целях. В настоящее время становится востребованным во всех сферах специалист, который умеет, прежде всего:

- работать в команде,

- способен генерировать производственные идеи, проектировать технологии их практической реализации,

- имеет положительную мотивацию к инновациям,

- умеет критично и оперативно работать с большими объёмами различной информации, поступающей из разных носителей [10].

Сегодня всё больше внимания заслуживают методы преподавания, построенные на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию вышеперечисленных качеств современного работника, является метод анализа конкретных ситуаций или кейс-метод (от англ. case-случай).

В настоящее время в России этот метод нашёл активное применение в образовательной среде и интерес к нему неизменно растёт. Исследованием кейс-метода как инструмента формирования компетенций, необходимых выпускнику высшей школы занимаются Попова С.Ю., Пронина Е.В., Зарукина Е.В., Плаксина И.В., Хорева Л.В., Большаков А.С., Гладких И.В. и др. [6; 7].

«Кейс-метод» - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем принятия решения. Он используется в проектной деятельности с целью выработки обучающимися практического управленческого решения после проведения анализа деловой ситуации.

История кейс-метода насчитывает чуть более века. Впервые он был применён в Школе права Гарвардского университета в 1870 году. Уникальность и продуктивность метода способствовали его распространению практически по всему миру, в том числе в Россию.

Цель этого метода заключается в активизации поиска путей разрешения проблемы посредством использования своего уникального опыта, знаний, образов, возможностей осуществления исследовательской деятельности.

Как правило, решение кейса предусматривает групповую работу и выработку коллегиального решения. В основе работы над кейсом лежит анализ ситуации: жизненной или производственной. Анализируя ситуацию, обучаемые должны аргументированно представлять свою позицию по любому вопросу, учитываю мнения коллег. Кейс может не иметь единственного решения, в большинстве случаев все решения правильны, если они обоснованы и ведут к желаемому результату.

Типология кейс-метода насчитывает большое количество его вариаций. Кейсы могут классифицироваться по структуре, по сложности, профильности и цели, по источнику информации и т.п.

Одним из показателей продуктивности кейс-метода является его комбинаторность с другими методами обучения, к которым относятся:

- метод моделирования;

- метод системного анализа;

- метод мыслительного эксперимента;

- метод описания;

- проблемный метод;

- игровые методы;

- метод «мозгового штурма»;

- метод дискуссии.

Взаимодействуя друг с другом, эти методы повышают эффективность усвоения учебного материала и способствуют формированию и развитию критического и творческого типов мышления, опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведения конструктивного диалога, способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие, а также системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.

Выводы. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста, например, в системе высшего педагогического образования.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

3. Нечаев, М.П., Кальней, В.А. Интерактивные педагогические технологии в современной образовательной среде // Вестник РАМТ - 2017. - №2 С. 46

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ от 04.12.2015 № 1426 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И.А. Зимней. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2011.

6. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 13-14.

7. Попова, С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата - М: Издательство Юрайт, 2019. - С. 11.

8. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова И.А., Арипов М.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов учреждений СПО на основе интерактивных форм обучения и воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 97-99.

9. Фоменков, А.И. Социология организаций и управления.: Словарь основных понятий. Смоленск: СГПУ, 2005.

10. Шатравко Н.С. Использование кейс-метода при формировании профессиональных качеств личности специалиста. Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22 ноября 2018 г., Красноярск) - Красноярск, 2019. - С. 59-61.

11. Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7

Педагогика

УДК 378:004.9

кандидат педагогических наук, доцент Дробахина Анастасия Николаевна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация. В статье систематизированы сведения о применении искусственного интеллекта в образовании: описана цель применения, перечислены функции искусственного интеллекта в образовании, освещены наиболее перспективные направления внедрения; рассмотрены преимущества и возможные риски. Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, образование. Annotation. The article systematizes information on the use of artificial intelligence in education: describes the purpose of the application, lists the functions of artificial intelligence in education, highlights the most promising areas of implementation; the advantages and possible risks are considered. Keywords: information technology, artificial intelligence, education.

Введение. Тема применения информационных технологий в образовании - одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых, популярное направление диссертационных исследований, научных статей и конференций. И это не случайно. Как справедливо замечено [1], применение информационных технологий в образовании позволяет изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.