Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, Айбатыров Казбек Султанбекович, Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

В статье раскрыта практическая составляющая реализации кейс-метода в современном образовательном пространстве. Показана роль кейс-метода в формировании профессионального опыта, значимость во внедрении в учебный процесс учебных методов, основывающихся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированных на согласованности действий между самими учащимися. Особенно значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Применение кейс-метода способствует формированию таких ключевых компетенций будущего специалиста, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач. Педагогический потенциал кейс-метода обладает значительными преимуществами перед традиционными методами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, Айбатыров Казбек Султанбекович, Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL COMPONENT OF IMPLEMENTATION OF CASE METHOD IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the practical component of the implementation of the case method in the modern educational space. The role of case-method in the formation of professional experience, the importance in introducing in educational process of training methods, based not only on dialogue between the teacher and the learner, but focused on the coherence between the students themselves. These methods, based on the principle of interaction, allow the student to learn to objectively assess the real situation, quickly navigate in various situations, identify a professional problem, taking into account the interests of colleagues and others, engage in communication with them and influence the result of joint activities. A particularly important condition for drawing up a case is the possibility of creative understanding of the situation and the variability of its resolution. The use of the case method contributes to the formation of such key competencies of the future specialist as the willingness to act in non-standard situations, the willingness to use individual creative abilities to independently solve research problems. The pedagogical potential of the case method has significant advantages over traditional teaching methods.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Айбатыров Казбек Султанбекович

Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (г. Махачкала)

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье раскрыта практическая составляющая реализации кейс-метода в современном образовательном пространстве. Показана роль кейс-метода в формировании профессионального опыта, значимость во внедрении в учебный процесс учебных методов, основывающихся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированных на согласованности действий между самими учащимися. Особенно значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Применение кейс-метода способствует формированию таких ключевых компетенций будущего специалиста, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач. Педагогический потенциал кейс-метода обладает значительными преимуществами перед традиционными методами обучения.

Ключевые слова: кейс-метод, современное образовательное пространство, традиционные методы, формирование, студенты, вуз, обучение.

Annotation. The article reveals the practical component of the implementation of the case method in the modern educational space. The role of case-method in the formation of professional experience, the importance in introducing in educational process of training methods, based not only on dialogue between the teacher and the learner, but focused on the coherence between the students themselves. These methods, based on the principle of interaction, allow the student to learn to objectively assess the real situation, quickly navigate in various situations, identify a professional problem, taking into account the interests of colleagues and others, engage in communication with them and influence the result of joint activities. A particularly important condition for drawing up a case is the possibility of creative understanding of the situation and the variability of its resolution. The use of the case method contributes to the formation of such key competencies of the future specialist as the willingness to act in non-standard situations, the willingness to use individual creative abilities to independently solve research problems. The pedagogical potential of the case method has significant advantages over traditional teaching methods.

Keywords: case-method, modern educational space, traditional methods, formation, students, university, training.

Введение. В настоящее время в образовательной среде активно используется широкая палитра методов обучения. Есть некоторые из них, которые заявили о себе не так давно. Среди этих методов можно упомянуть дидактические и деловые игры, метод проектов, баскет-метод, кейс-метод, «перевёрнутый класс», «круглый стол», «мозговой штурм», дебаты и другие.

Достоинствами вышеуказанных методов, по мнению специалистов, являются:

- высокое мотивационное начало процесса обучения;

- наличие обратной связи от обучаемого к преподавателю;

- поощрение активного участия каждого в учебном процессе;

- более эффективное усвоение учебного материала;

- формирование у обучающихся собственного мнения и отношения;

- формирование жизненных навыков.

Традиционные формы обучения позволяют студентам приобрести опыт решения задач чётко сформулированных. Однако в профессиональной практике эти самые задачи могут осложняться рядом сопутствующих факторов, которые заранее не будут учтены. К ним могут относиться недостаток времени, психологический климат коллектива, индивидуальные интересы отдельных сотрудников, качество оснащённости рабочего места и многие другие. Поэтому важно ещё на ранней стадии формирования профессионального опыта заложить студенту качества, позволяющие оперативно действовать в обстановке нестандартной, осложнённой теми или иными обстоятельствами. Для этого в учебный процесс внедряются учебные методы, основывающиеся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированные на согласованность действий между самими учащимися. Такие методы, построенные на принципе интеракции, позволяют студенту научиться объективно, оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных ситуациях, выделять профессиональную проблему, учитывая интересы коллег и окружающих, вступать с ними в коммуникацию и оказывать влияние на результат совместной деятельности.

Многие авторы подчёркивают, что обязательным условием кейса, должно выступать противоречие, проблема или их совокупность, построенные на реальных фактах.

Изложение основного материала статьи. В области образования, кейс-технологии начали применять сравнительно недавно, но теперь популярность этого метода стремительно набирает обороты. Исследованием кейс-метода как инструмента формирования компетенций, необходимых выпускнику высшей школы занимаются Попова С.Ю., Пронина Е.В., Зарукина Е.В., Хорева Л.В., Большаков А.С., Гладких И.В. и др.

Кейс-метод имеет практическую направленность. Он дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Иными словами, студент, находясь еще в стенах вуза, получает практический опыт работы в самых разнообразных и нестандартных производственных ситуациях.

С помощью данного метода можно наиболее результативно усвоить учебный материал, так как в процесс вовлечены все обучаемые, причем такое участие достаточно эмоционально. Кейс-метод имеет много схожего с деловыми играми и по сути своей является «разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии». Суть метода, построенного на изучении и анализе конкретных ситуаций, основывается на том, что ситуация, предложенная для решения, заключает в себе не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Опираясь на совокупность всех составляющих ситуации, обучаемые путём дискуссии должны выработать решение, оптимально отвечающее всем условиям.

Целью метода ставится анализ предлагаемой ситуации и поиск наиболее эффективного её решения, которое можно применить на практике. Обучающиеся стараниями группы должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути, выявит основные и побочные проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Чтобы посодействовать получению студентом первоначального профессионального опыта и формированию у него базовых профильных навыков, как нельзя лучше, подходит метод анализа конкретных ситуаций. В современной педагогической литературе его также называют метод ситуационного анализа, кейс-метод или case-study (от англ. case - случай, обстоятельство).

Таким образом, кейс-метод, совместно с тренингами, дискуссией, проектами, ролевыми и деловыми имитационными играми, портфолио, относится к педагогическим технологиям, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Использование его в качестве дидактического инструмента при изучении довольно широкого круга вопросов, способствует качественному их содержанию. Формирует умение использовать полученные знания в различных практических целях. Помогает будущим специалистам, находясь еще в стенах учебного заведения, приобрести навыки командной работы, сформировать умение генерировать свои собственные идеи и технологии их внедрения, заложит основы умения критично и оперативно работать с большими объёмами разнонаправленной информации.

Как читают специалисты, остро стоит вопрос об использовании в вузе такого образовательного инструментария, который мог бы помочь студентам актуализировать полученные теоретические знания, объективно оценить реальную ситуацию, выделить проблему, учитывать имеющиеся ресурсы, принимать во внимание угрозы и риски.

Для этих целей хорошо подходит метод анализа конкретных ситуаций или «кейс-стади». Его педагогический потенциал заключается в том, что он:

- развивает критическое и творческое мышление; навыки диалогового мышления; учит сравнению различных подходов к решению одной проблемы;

- способствует формированию способности к минимизации издержек и затрат при решении проблемы, а также определить их характер;

- позволяет предвосхитить развитие ситуации.

Важным условием правильно составленного кейса является его соответствие следующим критериям:

- текст кейса должен быть понятен каждому студенту;

- учебные задачи, сформулированные в кейсе, необходимо актуализировать относительно современных реалий.

- кейсы должны быть адаптированы современной российской действительности. В том числе, в них необходимо учитывать менталитет российского народа.

С.Ю. Попова и Е.В. Пронина, помимо вышеперечисленных критериев, называю также: остроумность, доброжелательность, моральность и тактичность [1, с. 30].

Особенно значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Это напрямую способствует формированию таких ключевых компетенций будущего специалиста, как готовность действовать в нестандартных ситуациях (ОК-2), готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) [3].

Для унифицированного и, как следствие, более удобного составления преподавателем кейса, необходимо определить его структуру.

Предлагаемая М.З. Хачатуровым и К.В. Гарной структура кейса представлена следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Структура кейса по М.З. Хачатурову и К.В. Гарной

№ Составные части Характеристика

1 Название кейса

2 Введение Предполагает краткое описание ситуации перед формулировкой проблемы.

3 Основная часть Заключается в непосредственном описании проблемы.

4 Заключение Предполагает некую остановку в сюжете, предусмотренную для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно сформулировать проблему.

5 Приложения Могут включать выдержки из различных источников, которые призваны дополнить основной текст второстепенной, но необходимой информацией.

6 Вопросы и задания Предполагает формулировку вопросов и заданий таким образом, чтобы максимально активизировать работу всех учащихся.

7 Заключение Представленные учащимися результаты их совместной работы, путём презентации оптимального, на их взгляд, решения.

Схожий вариант структуры кейса предлагают С.Ю. Попова и Е.В. Пронина. Согласно их рекомендациям, учебный кейс может выглядеть следующим образом:

Рисунок 1. Вариант структуры кейса (С.Ю. Попова и Е.В. Пронина)

Проводя сравнение этих двух подходов к процессу создания кейсов, следует отметить, что схожим элементом в создании дидактического материала является так называемое «зависание» сюжета, то есть неразрешённость.

Ещё одним немаловажным аспектом написания кейса является стиль изложения текста, он должен быть написан простым и доступным языком. Многие специалисты сходятся во мнении, что эмоциональная составляющая текста должна помочь обучаемым определить характер действующих лиц и условности ситуации.

Приступая к созданию кейса, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Определение учебных целей и задач кейса.

2. Определение ключевых моментов ситуации, из которых складывается проблема.

3. Формулировка тезисов.

4. Сбор и обобщение информации, на базе которой будет создаваться проблемная ситуация.

5. Создание текста кейса и приложений к нему.

6. Апробация кейса в реальных учебных условиях и дальнейшая его корректировка.

7. Подготовка окончательного варианта кейса, а также создание методических рекомендаций. Описание предполагаемых действий участников учебного процесса.

И те, и другие авторы, в качестве материала для создания кейсов, рекомендуют использовать тексты статей, опубликованных в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», видео- и аудиоматериалы, материалы всевозможных интервью. Также источником для поиска кейсовых ситуаций могут быть вузовские базовые школы, где студенты вузов могут проходить практику, а руководители брать за основу реальные ситуации.

Педагогические ситуации должны отвечать следующим требованиям:

1. Сложность педагогических ситуаций должна соответствовать уровню обучения. Слишком сложные ситуации могут снизить мотивацию.

2. Каждая ситуация должна обладать необходимой информативностью или основного текста или приложений к нему. Это должно позволить студентам самостоятельно выявить проблемы, которые необходимо решить.

3. Каждая педагогическая ситуация должна иметь несколько путей её решения, чтобы студенты могли найти оптимальный вариант.

Для того, чтобы студенты могли научиться правильно выстраивать план решения той или иной ситуации, важно не раскрывать всю имеющуюся информацию сразу, а дать им возможность самостоятельного поиска необходимых данных, путём взаимодействия с преподавателем и между собой.

Тематика кейсов должна соответствовать тематике занятия. Не следует перегружать задания параллельными вопросами, которые могли бы внести неясность в освоения основных знаний [2].

Как говорилось ранее, педагогический потенциал кейс-метода обладает значительными преимуществами перед традиционными методами обучения (лекция, семинар). Это обусловлено широкой палитрой дидактических методов, включённых в процесс работы над конкретной ситуацией. Важно, что в процессе разбора ситуации, применяя различные подходы, студенты формулируют различные индивидуальные точки зрения, которые необходимо свести к единой. Разнообразие точек зрения и подходов к решению проблемной ситуации требует от преподавателя достаточного погружения в учебный процесс и полной включенности во внутреннюю работу малых групп, чтобы организовывать эмоциональную, но в то же время равноправную дискуссию. Дискуссию, в которой соблюдаются этические нормы и правила общения, что в свою очередь воспитывает в студентах умение аргументировано отстаивать свою позицию и выстраивать конструктивный диалог.

Говоря о роли преподавателя на занятиях с использованием кейс-метода, необходимо сделать акцент на том, что его роль существенно отличается от привычной. Конечно, не стоит утверждать, что его роль сводится к минимуму и большинство своих полномочий он передаёт обучаемым. Скорее наоборот, предоставляя студентам больше свободы в выборе подхода к решению задачи, преподаватель должен, не вмешиваясь открыто в процесс обсуждения, направить ситуацию в нужное русло.

«Во время общего обсуждения роль преподавателя должна оставаться скрытой, незаметной. Преподаватель выполняет здесь лишь две функции: регулирующую и корректирующую. Иначе говоря, если

обсуждение проходит неинтересно, он направляет его в нужное русло, в случае необходимости - снимает напряжение в группе и т.д.» [4, С. 55].

Видимый переход преподавателя на второй план подразумевает скрытую активизацию роли самих студентов в процессе освоения дисциплины. Основной функцией преподавателя становится наблюдение. При возникновении противоречий внутри групп или между ними, вмешательство преподавателя в процесс их разрешения допускается в крайнем случае и носит лишь регулятивный характер.

Трансформация роли преподавателя из докладчика в наставника, означает поиск им новых подходов к организации учебного процесса:

- необычные задания;

- неординарное построение занятий;

- занимательные упражнения;

- организация творческой работы;

- подбор научных фактов;

- создание учебных ситуаций;

- разработка методических рекомендаций.

Методические рекомендации для студентов по работе с кейсами должны включать в себя различные памятки, инструкции по работе с кейсом, алгоритмы разбора ситуации, порядок формулировки и защиты ответа.

Схематично деятельность преподавателя по подготовке занятия с применением кейс-метода может выглядеть следующим образом (рисунок 1):

Внеаудиторная: исследовательская конструирующая методическая

Аудиторная: вступительное слово

организация работы студентов (разбор, дискуссия, презентация) поддержание делового настроя оценка результатов заключительное слово

Рисунок 2. Организация деятельности преподавателя

Ключевым организационным моментом занятия с применением кейс-метода является подготовка дискуссии. «От того, как начнется обсуждение кейса, зависит общий тон, интерес и направленность всего занятия. Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно подготовлена, структурирована, регламентирована во времени и контролируема. Преподаватель должен стараться предусмотреть возможную реакцию аудитории на поставленные вопросы, направляя обсуждение на достижение учебных целей» [1].

Выводы. Решение ситуационных задач в процессе применения кейс-метода способствует формированию умения использовать полученные теоретические знания на практике, учит анализу разнообразных педагогических ситуаций, критическому мышлению, умению аргументировать свою позицию, умению обобщать информацию и делать выводы, умению предвосхищать результаты тех или иных спорных вопросов, умению «вживаться» в роль героев кейса, а также умению работать с нормативными документами [6-9].

Кейс - технологии являются перспективным методом преподавания истории в школе, нацеленным на реализацию эффективной современной образовательной политики, обеспечивающей качество обучения в вузе.

Литература:

1. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // АНИ: педагогика и психология. 2016. №2 (15). URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 13.10.2020).

2. Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 9-12.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ от 04.12.2015 № 1426 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

4. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза: Научно-методическое пособие / Составители: Аргунова Т.Г., Андреева В.Н., Пастухова И.П., Подвойский В.А. / Под общей редакцией И.П. Пастуховой. - М., 2007. 104 с.

5. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е.В. Пронина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 126 с.

6. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1 (37). С. 11-15.

7. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник университета. 2012. № 6. С. 284-287.

8. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 198-200.

9. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1318-1322.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галиахметова Альбина Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Гайнутдинова Дина Жевдятовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения эффективности методической работы педагогов в образовательных учреждениях на основе проектно-модульного подхода. Интеграция этих двух подходов позволит реализовать достоинства каждой составляющей технологии. В исследовании рассмотрены цель, концепты, принципы и модели организации методической работы в школе на основе проектно-модульного подхода.

Ключевые слова: методическая работа, повышения качества образования, технология проектно-модульного обучения, педагогические работники.

Annotation. The article is devoted to the issues of increasing the effectiveness of the methodological work of teachers in educational institutions based on the design-modular approach. The integration of these two approaches will realize the advantages of each component of the technology. The study examined the purpose, concepts, principles and models of organizing methodological work in the school based on the design-modular approach.

Keywords: methodological work, improving the quality of education, technology of project-module training, teaching staff.

Введение. В современных условиях в целях непрерывного образования и повышения качества образования важно не столь быть вооруженным знаниями, сколько уметь добывать знания. Постоянное увеличение научной информации исключает возможность человека овладеть ею в полном объеме. В связи с этим эффективным средством обучения в образовательной организации являются технологии проектного и проектно-модульного обучения, которые являются разновидностью проблемного обучения. На необходимость активной реализации проектной технологии в общеобразовательных организациях указывается в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Данные технологи обеспечивают не только получение новых знаний, но и эффективное развитие обучаемых и практическую реализацию полученных знаний.

Технология проектно-модульного обучения является также важным средством повышения эффективности методической работы педагогических работников школы.

Изложение основного материала статьи. «Методическая работа в школе - это основанная на достижениях науки и передовой практики система мер и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников» [1; 2].

Проектная технология в системе методической работы в школе - это технология, в основе которой лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность педагогов по повышению своего профессионального мастерства (под руководством руководителей школы, профессиональных объединений и наставников, ориентированная на конечный практический (методический) продукт, например в форме поурочного плана или технологической карты урока).

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.» Н.Ю. Пахомова определяет проект как «самостоятельную учебно-познаваемую (творческую или игровую) деятельность учащихся под руководством учителя, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленную на достижение общего результата деятельности» [3, с. 26].

Проектная технология была разработана в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюн, а также его учеником В.Х. Килпатриком с целью ориентирования обучения на целесообразную практическую деятельность обучаемых с учетом их личных интересов. В 1905 г. русский педагог С. Шацкий пытался использовать проектный метод в обучении. Широкое распространение и развитие этот метод получил в отечественной и зарубежной педагогике в 20-30-х годах ХХ столетия, т.к. он способствовал рациональному сочетанию теоретических знаний и практического применения для решения конкретных проблем. Но в СССР в 30-е годы его запретили использовать в школе, т.к. массовое использование проектного метода мешало изучению учебных дисциплин. «Систематическое изучение учебных предметов было заменено проектами. Вследствие этого знания учащихся оказались на низком уровне» [4, с. 17].

В настоящее время снова пристальное внимание уделяется проектной технологии. Но «сейчас проектная деятельность не заменяет систематическое изучение дисциплин, а осуществляется параллельно изучению дисциплин» [5].

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуального обучения, позволяющая осуществлять самостоятельное обучение, позволяющее регулировать содержание и темп учебного процесса» [5]. Данная самостоятельная работа педагогических работников проводится под руководством руководителей школы, профессиональных объединений учителей, наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.