Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-метод / студент / процесс обучения / технология / ФГОС / case method / student / learning process / technology / Federal State Educational Standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Р. Гузуева, А.А. Жамборов, Р.М. Мутусханова

В статье изучен кейс-метод и рассмотрена практика его применения в обучении студентов. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Авторы делают вывод о том, что значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Это напрямую способствует формированию таких компетенций, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач. Использование кейсов – это хорошая возможность закреплять полученные знания, развивать практические умения и навыки, учиться делать заключения. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста в системе высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CASE METHOD FOR STUDENT TRAINING

The article studies the case method and considers the practice of applying the case method in teaching students. The use of the case method as a didactic tool is practiced in training specialists of a wide variety of professions. It is revealed that the case method has high productivity in the study of disciplines of various orientations. The authors conclude that a significant condition for compiling the case is the possibility of creative understanding of the situation and the variability of its resolution. This directly contributes to the formation of such competencies as willingness to act in non-standard situations, willingness to use individual creative abilities to solve research problems on their own. The use of the technique of cases is a good opportunity to consolidate the knowledge gained, develop practical skills and abilities, and learn to draw conclusions. The case method is used as a tool that ensures the professional development of the personality of a modern specialist, for example, in the system of higher pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: guzueva@mail.ru

Zhamborov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia)

Mutuskhanova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Interfaculty Language Department, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: mramisa@mail.ru

THE USE OF CASE METHOD FOR STUDENT TRAINING. The article studies the case method and considers the practice of applying the case method in teaching students. The use of the case method as a didactic tool is practiced in training specialists of a wide variety of professions. It is revealed that the case method has high productivity in the study of disciplines of various orientations. The authors conclude that a significant condition for compiling the case is the possibility of creative understanding of the situation and the variability of its resolution. This directly contributes to the formation of such competencies as willingness to act in non-standard situations, willingness to use individual creative abilities to solve research problems on their own. The use of the technique of cases is a good opportunity to consolidate the knowledge gained, develop practical skills and abilities, and learn to draw conclusions. The case method is used as a tool that ensures the professional development of the personality of a modern specialist, for example, in the system of higher pedagogical education. Key words: case method, student, learning process, technology, Federal State Educational Standard.

Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: guzueva@mail.ru А.А. Жамборов, канд. юрид. наук, доц., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

Р.М. Мутусханова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, Е-mail: mramisa@mail.ru

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В статье изучен кейс-метод и рассмотрена практика его применения в обучении студентов. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Авторы делают вывод о том, что значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Это напрямую способствует формированию таких компетенций, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач. Использование кейсов - это хорошая возможность закреплять полученные знания, развивать практические умения и навыки, учиться делать заключения. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста в системе высшего педагогического образования.

Ключевые слова: кейс-метод, студент, процесс обучения, технология, ФГОС.

Смена консервативной знаниевой парадигмы на компетентностную обусловлена модернизацией российского образования на протяжении последних десятилетий. В свою очередь, модернизация образования в России продиктована потребностью рынка труда в современных конкурентоспособных специалистах, обладающих рядом качеств, личностных ценностей и установок, именуемых понятием «компетенция».

Формирование ряда компетенций закреплено в ФГОС среднего профессионального и высшего образования всех ступеней как требование к результатам освоения образовательной программы.

Специалисты отмечают, что инновационный подход к образованию напрямую содействует воспитанию гибкого и мобильного работника. А возможность воспитания современного специалиста, способного к конкуренции, напрямую зависит от понимания актуальных образовательных технологий.

В педагогической науке понятие «технология» рассматривается как определённый набор дидактических процессов и методов для достижения образовательного и воспитательного результата, а также как совокупность средств воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Говоря об актуальных потребностях рынка труда, необходимо сделать вывод, что именно компетентностная модель отечественного образования должна способствовать воспитанию специалистов, соответствующих современным требованиям к работнику, таким как умение действовать в разнообразных направлениях и с высокой долей нагрузки, восприимчивость к изменениям окружающих условий, конкурентоспособность, коммуникабельность, обучаемость, способность работать в команде, умение принимать обоснованные решения и нести за них ответственность.

Сегодня всё больше внимания заслуживают методы преподавания, построенные на принципе погружения в учебный процесс всех его участников.

Одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию качеств, необходимых современному специалисту, является метод анализа конкретных ситуаций, или «кейс-метод».

«Кейс-метод» - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем принятия решения. Он используется в проектной деятельности с целью выработки обучающимися практического управленческого решения после проведения анализа деловой ситуации.

История кейс-метода насчитывает чуть более века. Впервые он был применён в Школе права Гарвардского университета в 1870 году. Уникальность и продуктивность метода способствовали его распространению практически по всему миру, в том числе в Россию.

Цель этого метода заключается в активизации поиска путей разрешения проблемы посредством использования своего уникального опыта, знаний, образов, возможностей осуществления исследовательской деятельности.

Как правило, решение кейса предусматривает групповую работу и выработку коллегиального решения. В основе работы над кейсом лежит анализ ситуации -жизненной или производственной. Анализируя ситуацию, обучаемые должны аргументированно представлять свою позицию по любому вопросу, учитывая мнения коллег. Кейс может не иметь единственного решения, в большинстве случаев все решения правильны, если они обоснованы и ведут к желаемому результату

Типология кейс-метода насчитывает большое количество его вариаций. Кейсы могут классифицироваться по структуре, сложности, профильности и цели, по источнику информации и т.п.

Одним из показателей продуктивности кейс-метода является его комбина-торность с другими методами обучения, к которым относятся:

- метод моделирования;

- метод системного анализа;

- метод мыслительного эксперимента;

- метод описания;

- проблемный метод;

- игровые методы;

- метод «мозгового штурма»;

- метод дискуссии.

Взаимодействуя друг с другом, эти методы повышают эффективность усвоения учебного материала и способствуют формированию и развитию критического и творческого типов мышления, опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведению конструктивного диалога, способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие, а также системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.

На сегодняшний день популярность кейс-метода возрастает, а подтверждением тому является ежегодное проведение чемпионатов по решению бизнес-кейсов. В подготовке этих чемпионатов, а также в их судействе принимают участие представители крупнейших российских и иностранных компаний. Также большой популярностью пользуются кейс-чемпионаты для старших школьников и студентов колледжей, проводимые на базе ведущих вузов России. Участие в подобных чемпионатах позволяет учащимся попробовать свои способности в решении реальных задач, находясь еще на школьной скамье. В большинстве случаев организаторами подобных чемпионатов по решению кейсов выступают крупные промышленные и консалтинговые компании.

Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Так, например, М.З. Хачатуров и К.В. Гарная описывают возможности применения кейс-метода при изучении естественнонаучных дисциплин.

Важным условием правильно составленного кейса является его соответствие следующим критериям:

- текст кейса должен быть понятен каждому обучающемуся;

- учебные задачи, сформулированные в кейсе, необходимо актуализировать относительно современных реалий;

- кейсы должны быть адаптированы в современной российской действительности. В том числе, в них необходимо учитывать менталитет российского народа.

С.Ю. Попова и Е.В. Пронина помимо вышеперечисленных критериев называют также следующие:

- остроумность;

- доброжелательность;

- моральность и тактичность [1].

Особенно значимым условием для составления кейса является возможность творческого осмысления ситуации и вариативность её разрешения. Это напрямую способствует формированию таких ключевых компетенций будущего специалиста, как готовность действовать в нестандартных ситуациях (ОК-2), готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) [2].

Преподаватель кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета О.П. Василевич описывает возможности кейс-метода как инструмента педагогической поддержки профессионального саморазвития начинающего преподавателя. В данном случае кейс-метод рассматривается не как дидактический метод, направленный на обобщение знаний ученика или студента, а, скорее, как инструмент диагностики, самодиагностики начинающего педагога, а также формирования комплексных навыков решения проблемных педагогических ситуаций и упреждения противоречий.

О.П. Василевич считает, что «данный метод позволяет обеспечить профессиональное становление личности современного специалиста системы высшего педагогического образования посредством:

- формирования навыков эффективного (системного) разрешения противоречий, возникающих в профессиональной деятельности;

- участия начинающих преподавателей в практико-ориентированных видах деятельности;

- приобретения ими знаний о критериях качества профессиональной деятельности и способах расширения зоны комфорта в ней;

- развития профессиональных рефлексивных качеств и умения находить выход из ситуации затруднения в профессиональной деятельности» [3].

Л.С. Коротовских приводит пример использования кейс-метода при изучении дисциплины «Фармакология».

В своей работе автор подчеркивает, что внедрение в 1985 году кейс-метода в учебный процесс Медицинской школы Гарварда повысило мотивацию к обучению и коммуникационные навыки студентов, а также позволило уже на ранних курсах допустить студентов-медиков к практической работе с пациентами.

В своей практической работе Л.С. Коротовских использует кейс-метод как эффективное средство мотивации студентов, находящихся в данный момент в «состоянии неуспеха».

Кейсы предполагают групповую работу. Учебная группа делится на несколько команд (от 2 до 5 человек). Изучив материалы, участники обсуждения аргументированно отстаивают свою точку зрения, учитывая мнения остальных. По выполнении учебного задания «спикер» группы презентует результат совместной работы группы, отвечает на вопросы.

Разнообразие предметов, в изучении которых может использоваться кейс-метод, даёт основание полагать, что он является универсальным образовательным инструментом.

Библиографический список

Большим педагогическим потенциалом кейс-метод обладает при изучении правовых дисциплин.

Так, например, С.Н. Алямкин в своей статье рассматривает возможность применения кейс-метода при освоении дисциплины «Юридическая клиника». Эта практико-ориентированная дисциплина преподаётся на кафедре государственного и административного права Мордовского гуманитарного института г. Саранска.

Целью этой дисциплины является формирование багажа знаний, необходимого будущему специалисту в области правовой помощи населению, в том числе безвозмездной, а также выработка профессионального навыка в консультировании и составлении юридической документации.

В процессе освоения дисциплины студенты института изучают конкретные случаи гражданско-правовой направленности. Результатом выполнения кейс-задания служит составленное письменное заключение по результатам правовой оценки предлагаемого случая.

В своей статье «Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин» автор подчёркивает, что при помощи интерактивных методов обучения, к которым относится и кейс-метод, складывается благоприятная среда для одновременного усвоения теории и практики, что, в свою очередь, даёт возможность развивать логику мышления, грамотную речь, учиться сотрудничеству, а главное - формировать профессиональное мировоззрение.

Н.Е. Сосипатрова отмечает результативность метода при изучении вопросов гражданского права. Автор указывает на то, что «для обучающихся в бакалавриате названный метод может быть использован для приобретения навыков правильной квалификации гражданских правоотношений, анализа юридически значимых аспектов общественных отношений, их правовой оценки, толкования и применения юридических норм, составления определенных документов (например, претензии, искового заявления)»_[4].

Однако Н.Е. Сосипатрова делает акцент на том, кейс-метод не может полностью заменить традиционные методы обучения, которые необходимы для формирования системных академических знаний по предмету. «К успеху в подготовке современного цивилиста может привести лишь разумное, сбалансированное сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении» [4].

К преимуществам кейс-метода можно отнести:

- формирование моделей решения проблем;

- расширение кругозора;

- обмен опытом;

- взаимообучение.

В свою очередь, некоторые исследователи определяют ряд недостатков или трудностей данного метода:

- достаточно много времени уходит на разбор каждой ситуации;

- в виду того, что традиционные методы обучения не предполагают настолько интенсивной самостоятельной работы, в ряде случаев можно столкнуться с сопротивлением со стороны обучающихся;

- большое количество сопутствующих вопросов и второстепенных проблем, возникающих по ходу работы с материалом кейса, может сместить вектор внимания обучаемых, отвлекая их тем самым от выработки основного решения;

- работа с кейсами предполагает наличие знаний не только конкретно изучаемой дисциплины, но и знаний, полученных усвоением сопутствующих предметов.

Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Высокой продуктивностью обладает кейс-метод при изучении дисциплин различной направленности. Использование кейсов - это хорошая возможность закреплять полученные знания, развивать практические умения и навыки, учиться делать заключения. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста, например, в системе высшего педагогического образования.

1. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ от 04.12.2015 № 1426. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

3. Василевич О.П. Кейс-метод как инструмент педагогической поддержки 1:Педагогика. Пахалопя. Фшалопя. 2019; № 1 (99): 6 - 9. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=37214003

4. Сосипатрова Н.Е. Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву Вестник ННГУ. 2014; № 3-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/case-metod-kak-sposob-interaktivnogo-obucheniya-grazhdanskomu-pravu

References

1. Popova S.Yu., Pronina E.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Kejs-stadi: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

2. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata): prikaz ot 04.12.2015 № 1426. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

3. Vasilevich O.P. Kejs-metod kak instrument pedagogicheskoj podderzhki 1:Pedagogika. Pahalopya. Fshalopya. 2019; № 1 (99): 6 - 9. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=3721400

4. Sosipatrova N.E. Case-metod kak sposob interaktivnogo obucheniya grazhdanskomu pravu. Vestnik NNGU. 2014; № 3-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/case-metod-kak-sposob-interaktivnogo-obucheniya-grazhdanskomu-pravu

Статья поступила в редакцию 20.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.