Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 196-199
УДК 372.834
СЛ8Е-МЕТОД КАК СПОСОБ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
© 2014 г. Н.Е. Сосипатрова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 18.11.2014
Определяется суть Case-метода как способа интерактивного обучения, отмечаются разные подходы к составлению кейсов по гражданскому праву для студентов бакалавриата и магистратуры, приводятся различные технологии использования Case-метода, делаются выводы о достоинствах и недостатках названного метода при обучении гражданскому праву.
Ключевые слова: интерактивное обучение, Case-метод в преподавании гражданского права, технологии применения Case-метода.
Одной из тем, активно обсуждаемых в преподавательской среде за последние несколько лет стала тема интерактивного обучения. Дискуссия идёт по вопросам о формах и технологиях интерактивных методов, о различном соотношении последних с традиционными приёмами обучения, о границах интенсификации учебного процесса по различным направлениям подготовки студентов и другим. В этой дискуссии участвует и юридическое сообщество, заинтересованное ответить на запрос общества в повышении эффективности и качества правового образования \ Задача подготовки квалифицированных юристов, способных творчески мыслить и успешно работать в условиях современной правовой действительности, должна решаться с использованием интерактивных методов обучения. Они могут быть разные - проблемные лекции, практические занятия, проводимые в форме круглого стола, дебатов, мозгового штурма, кейс-технологий, деловой игры. Но они не должны быть самоцелью, их назначение - приобщить студента к юридической практике. Как справедливо отметил профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия В.В. Лисицын, именно она трансформирует догму и законодательство (статику права) в правоприменительную деятельность (динамику права). Важно, чтобы студент с первого курса понимал, что реальная жизнь права - это то, что действительно происходит в судах, органах власти и управления, в отношениях между людьми. Здесь главная задача преподавателя нам видится в том, чтобы познакомить студента с «живым», действующим правом [1]. Одним из интерактивных методов обучения является ме-
тод, получивший название Case-метод (или Case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа).
Суть данного метода состоит в том, что преподаватель предлагает студентам осмыслить конкретную профессиональную ситуацию, проанализировав которую они должны обнаружить проблему (или она изначально формулируется преподавателем), разобраться в ней и предложить своё решение. Он позволяет воплотить полученные теоретические познания в решение практических задач, сформировать у студента способность к анализу, умение формулировать и отстаивать свою позицию, развить навык групповой командной работы и, в конечном итоге, подготовить специалиста в той или иной области человеческой деятельности.
Для разработки кейса по гражданскому праву могут быть использованы решения судов, материалы претензионной работы крупных предприятий, нотариальная практика или искусственно смоделированные преподавателем ситуации на основе анализа конкретных правоотношений. Кейсы для бакалавров и для магистрантов должны отличаться по уровню сложности с учетом разных профессиональных компетенций, осваиваемых студентами. Для обучающихся в бакалавриате названный метод может быть использован для приобретения навыков правильной квалификации гражданских правоотношений, анализа юридически значимых аспектов общественных отношений, их правовой оценки, толкования и применения юридических норм, составления определенных документов (например, претензии, искового заявления). По возможности надо использовать
Сазе-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву
197
ситуации, близкие и понятные обучающимся, что позволит осознать ими связь абстрактных правовых предписаний с реальной жизнью и повысить мотивацию в получении знаний. Приведем пример одного из таких кейсов (в несколько сокращенном варианте), используемого автором по теме «Договор возмездного оказания услуг».
Гражданка Николаева обратилась в туристическое агентство для приобретения трех путевок в Испанию с размещением в 4-звездочном отеле на вторую половину августа. Сотрудница агентства долго подбирала подходящее место отдыха, а когда Николаева остановилась на одном из отелей, показала буклет этого отеля, рассказала об условиях проживания, предоставляемых экскурсиях, доставке до места отдыха и предложила внести в кассу агентства полную стоимость тура на трех человек. Агентство обещало вручить билеты на самолет и все необходимые документы в аэропорту в день вылета. Уплатив деньги и получив приходный ордер, Николаева спросила, будет ли подписан договор с агентством, на что ей ответили, что данная организация не является туроператором, а выступает в качестве агента по реализации туров, поэтому договор о продаже путевок письменно не оформляет. Через три недели Николаевой позвонили из туристического агентства и предложили доплатить за приобретенные путевки в связи с тем, что отель, выбранный Николаевой, повысил цену на двух- и трехместные номера на конец августа на 15%. Она отказалась доплачивать, так как ее не предупреждали о возможном повышении цены и стоимость тура была внесена полностью. Не желая нести убытки из-за разницы в цене тура, стоимость которого действительно повысилась к моменту, когда агентство стало бронировать номера в отеле, оно решило вернуть Николаевой деньги почтовым переводом. Однако поскольку она отказалась получать пришедшие на её имя деньги, они почтой были вновь возвращены агентству. Когда в назначенное время Николаева явилась в аэропорт, представитель агентства ей вручил путевки в 3-звездочный отель, которые по стоимости были такими же, за которые она заплатила, к тому же отель находился в другом городе Испании. Николаева отказалась от отдыха на предложенных условиях и предъявила претензию, указав в ней, что агентство в одностороннем порядке изменило условия договора, что недопустимо. В ответе на претензию агентство указало, что договор о приобретении тура в Испанию между ним и Николаевой не заключался, а внесенные в кассу деньги являются авансом за
тур на Карибские острова в сентябре этого года. Если Николаева отказывается от него, то деньги может получить назад, правда, с потерей 20% стоимости тура.
Предоставив студентам данную информацию, можно применить различные технологии Са8е-метода. При одной из них составитель кейса ставит перед студентами конкретные вопросы, отвечая на которые они должны прийти к правильному решению. Например: «Был ли заключен договор между Николаевой и туристическим агентством?», «Если «да», то в какой форме?», «Каковы последствия несоблюдения формы гражданско-правового договора?», «Согласуются ли действия турагентства с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности»?», «Правомерны ли действия Николаевой с точки зрения названного Закона и Гражданского кодекса РФ?», «Какие конкретно требования Николаева может предъявить турагентству, обоснованные нормами Федерального закона «О защите прав потребителей»?». В содержание кейса может включаться весь объем информационных источников (нормативно-правовые акты, акты судебных органов и др.), необходимых для решения поставленной задачи. Цель использования такой технологии в том, чтобы студенты самостоятельно глубоко изучили определенную тему курса (или часть ее). Данная технология получила название «Case-study-method».
Другая технология Case-метода предполагает самостоятельное определение студентами всех правовых аспектов предложенной ситуации, их анализ, поиск информационных источников для принятия правильного решения. Такой кейс применительно к изложенной ситуации можно завершить единственным вопросом: «Как должен быть решен спор между Николаевой и туристическим агентством?». Эта технология применения кейса, определяемая как «Case-incident-method», наиболее приближена к правоприменительной практике. Она требует определенного уровня подготовки студентов и, как представляется, наиболее целесообразна на завершающем этапе изучения той или иной темы курса или нескольких смежных тем и, возможно, как форма промежуточного контроля в течение семестра.
При разработке кейсов магистрантам следует предлагать ситуации не просто более сложные и многоплановые, но и включающие в себя правовую проблему, которая может быть вызвана, например, несовершенством законодательной техники, пробелом в правовом регулировании общественных отношений, отсутстви-
198
Н.Е. Сосипатрова
ем единообразия судебной практики. Этот метод, названный «Case-pшЫem-method», используется с применением разных технологий.
В одном случае проблема обозначается преподавателем, который предлагает студентам разобраться в ней и дать свое решение. Например, в курсе «Актуальные проблемы договорного права», в частности, рассматривается вопрос о порядке начисления повышенных процентов в случае нарушения срока возврата кредита. Преподаватель рассказывает студентам о трех подходах, сложившихся в судебно-арбитражной практике по данной категории дел, не приводя правовой аргументации каждого из названных подходов. Далее дается конкретная ситуация, возникшая в связи с нарушением срока исполнения кредитного договора заемщиком, и требуется рассчитать размер суммы, включая повышенные проценты, подлежащей взысканию с должника. При этом студенту предлагается ознакомиться с практикой рассмотрения аналогичных дел федеральными арбитражными судами, например, Московского, Уральского, Северо-Кавказского, Волго-Вятского округов, позицией Президиума Высшего арбитражного суда РФ и высказать свое аргументированное мнение по данному вопросу.
Другая технология в использовании данного Case-метода заключается в том, что преподаватель, «погружая» студентов в ситуацию, не указывает на проблему, которая в ней заложена, предлагая магистрантам обнаружить ее, сформировать свое мнение и обосновать его. Для этого можно предоставить студентам для изучения два различных судебных постановления по аналогичному спору и предложить самим выявить противоречия между ними, дать критическую оценку судебным актам и представить свое видение правового разрешения спора. Возможно предоставление в виде кейса и одного судебного решения, не безупречного с точки зрения применения гражданско-правовых норм, с предложением дать правовую оценку законности и обоснованности судебного акта и выработать свое решение. Такая технология применения Case-метода, когда студентам дается для обозрения готовое решение с его аргументацией, определяется как «Stated-problem-method». Его цель - выработка у обучающихся критического осмысления различных юридических актов, навыков научного анализа и творческого отношения к профессии.
Оставляя за рамками данной статьи рассмотрение этапов подготовки и проведения занятий с использованием Case-метода, попытаемся определить его значение в процессе обучения
гражданскому праву. Учитывая, что основная цель обучения юридическим наукам, в том числе цивилистике, в том, чтобы максимально приспособить полученные знания к потребностям правоприменительной деятельности, следует признать метод ситуационного анализа весьма эффективным в достижении указанной цели. Он позволяет студенту осознать проблемы реальной правовой действительности, актуализировать его теоретические познания, поднять активность на практическом занятии, развить способность к самостоятельному поиску ответов и, в то же время, умению работать в малых учебных группах.
Вместе с тем Case-метод не может полностью заменить традиционные методы обучения, к тому же он применим для изучения не любой темы курса гражданского права. Увлечение данным методом может привести к отсутствию полных, системных академических знаний по гражданскому праву. Представляется, что в наибольшей степени он востребован в обучении профессиям, где доминируют ситуационные знания (например, маркетолог, брокер, социолог, менеджер). Гражданское право - это фундаментальная юридическая наука, и преподавать ее надо как систему научных знаний о гражданско-правовом регулировании общественных отношений, а не как комментарий к действующему законодательству. Это означает, что знакомство с правоприменительной практикой, в том числе и с применением Case-метода, должно базироваться на прочном фундаменте теоретических знаний, закладываемых на лекциях и закрепляемых на семинарских занятиях. Если в угоду использованию инновационных образовательных технологий сделать упор в преподавании гражданского права на метод ситуационного анализа, есть опасность учить студентов путем «натаскивания на закон». Кроме того, что это не дает базовых знаний, есть опасность, что знания, полученные преимущественно путем решения кейсов, будут устаревать в день принятия очередного нормативного акта и, возможно, до окончания юридического вуза, что вызывало тревогу в методологии обучения гражданскому праву еще в конце 1990-х годов [2]. К успеху в подготовке современного цивилиста может привести лишь разумное, сбалансированное сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении.
Примечание
1. Об остроте проблемы повышения качества юридического образования свидетельствует подписанный 26 мая 2009 года Президентом РФ Указ
Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву
199
№ 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», в котором в качестве одной из задач была предусмотрена разработка и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объёма практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования // Российская газета. 2009. № 4921 (29 мая).
Список литературы
1. Лисицын В.В. Клиническое образование - эффективная модель обучения праву // Судья. 2008. № 10.
2. Сосипатрова Н.Е. О преподавании гражданского права в современных условиях. Научно-методические проблемы совершенствования вузовской подготовки юристов. Материалы научно-методического семинара (Нижний Новгород, 26 января 1999 г.). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 1999. С. 11-18.
THE CASE METHOD AS A WAY OF INTERACTIVE STUDY OF THE CIVIL LAW
N.E. Sosipatrova
The main point of the case method as a way of interactive education is defined; different approaches towards civil law cases drafting for the students of bachelor and master degree courses are pointed out; various technologies for using the case method are shown. The author makes a number of conclusions regarding advantages and disadvantages of this method for the purpose of civil law study.
Keywords: interactive education, case method for the purpose of civil law study, technologies of application of the case method.
References
1. Lisitsyn V.V. Klinicheskoe obrazovanie - effek-tivnaia model' obucheniia pravu // Sud'ia. 2008. № 10.
2. Sosipatrova N.E. O prepodavanii grazhdanskogo prava v sovremennykh usloviiakh. Nauchno-
metodicheskie problemy sovershenstvovaniia vuzovskoi podgotovki iuristov. Materialy nauchno-metodicheskogo seminara (Nizhnii Novgorod, 26 ianvaria 1999 g.). N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta im. N.I. Lobachevskogo, 1999. S. 11-18.