Гуманитарные
Вестник Курганской ГСХА № 1, 2015 U общественные науки
УДК 378.147
Ю. А. Пянзина
«КЕЙС» КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «CASE-STUDY»
КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА
Yu. A. Pyanzina
"CASE" AS BASIC ELEMENT OF TRAINING BY "CASE-STUDY" METHOD KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV
Аннотация: В статье рассмотрено понятие «кейс» и его Summary: In article the concept "case" and its role in realiza-
роль в реализации метода обучения «case-study». Представлена tion of training by "case-study" method is considered. Classification
классификация «кейсов», освещены требования, условия и поря- of "cases", requirements, conditions and "case" development order
док разработки «кейса». are presented.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод Key words: interactive methods of training, training by "case-
обучения «case-study», виды «кейсов». study" method, types of "cases".
Юлия Александровна Пянзина
Yulia Aleksandrovna Pyanzina E-mail: [email protected]
Высшее профессиональное образование в России претерпевает на сегодняшний день значительные перемены, носящие комплексный характер. Одним из основных преобразований сферы ВПО является внедрение компетентностного подхода к процессу образования. Как показал анализ нормативно-правовой документации и Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, существует необходимость в совершенно новом подходе к организации и реализации учебного процесса. Совершенствование учебного процесса должно быть направлено на создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий обеспечения успешного обучения. Современный преподаватель высшей школы должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать образовательные технологии, направленные на создание изыскательской и творческой атмосферы образовательного процесса. Все это возможно в рамках активных и интерактивных методов и технологий.
Из всего многообразия интерактивных методов одним из самых распространенных является метод «case-study», и он находит все более широкое применение в изучении самых разных дисциплин.
Кейс-метод или метод анализа конкретной ситуации (case-study) - от англ. сase - случай, это педагоги-
ческая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности будущего специалиста.
Цель метода - научить студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Основные преимущества использования данного метода: позволяет обучающимся легко соотносить полученный теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией, вносит в обучение элемент загадки, позволяет сочетать индивидуальную работу студентов с групповым обсуждением предложений, подготовленных членами группы и пр.
Основным компонентом метода «case-study» является «кейс».
Кейс или конкретная ситуация - это описание ситуации, которая сформулирована преподавателем для анализа, решения, оценки и обучения.
Ситуация - это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Чтобы ситуация стала ядром «кейса» она должна отвечать следующим требованиям: • ситуация должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
Научный журнал
Вестник Курганской ГСХА
желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;
ситуация должна отличаться проблемностью и содержать необходимое и достаточное количество информации;
нужно, чтобы ситуация показывала как положительные, так и отрицательные примеры; ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой; ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком;
текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею [5]. Классификация «кейсов» представлена на рисунке.
Рисунок - Классификация «кейсов»
Для того, чтобы учебный процесс на основе метода «case-study» был эффективным, важны два момента: хорошо подготовленный кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. «Кейс» - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Поэтому подготовка «кейса» осуществляется в следующем порядке [1]:
1 Определить цель создания «кейса», определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
2 Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию;
3 Провести предварительную работу по поиску источников информации для «кейса». Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок и т. д.;
4 Собрать информацию и данные для «кейса», используя различные источники;
5 Подготовить «пилотный» вариант представления материала в «кейсе». Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы и т. д.;
6 Получить разрешение на публикацию «кейса», в том случае если этого требует используемая информация;
7 Обсудить «кейс», привлекая как можно более широкую аудиторию, и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение «кейса»;
8 Подготовить методические рекомендации по использованию «кейса». Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации «кейса», описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения «кейса».
Разработанный «кейс» будет «живым», если будет удовлетворять следующим условиям [6]:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать несколько аспектов дисциплины;
• быть актуальным на сегодняшний день;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений;
• использовать междисциплинарные связи.
Таким образом, грамотно разработанный «кейс» приведет к успешной реализации метода «case-study», что позволит создать среду образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием обучающихся, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Список литературы
1 Гущин Ю. А. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Психологический журнал. - 2012. - № 2.
2 Дубровин Ю. И. Интерактивные формы обучения в СИМОиР. - Новосибирск, 2012.
3 Ермакова Т. И. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. - Новосибирск, 2011.
4 Косолапова М. А., Ефанов В. И. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС-Ш в технических вузах. - Томск: ТУСУР, 2012.
5 Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.
6 Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие - М.: Академия, 2007.