Научная статья на тему '"кейс" как основной элемент метода обучения "case-study"'

"кейс" как основной элемент метода обучения "case-study" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ "CASE-STUDY" / TRAINING BY "CASE-STUDY" METHOD / ВИДЫ "КЕЙСОВ" / TYPES OF "CASES"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пянзина Ю. А.

В статье рассмотрено понятие «кейс» и его роль в реализации метода обучения «case-study». Представлена классификация «кейсов», освещены требования, условия и порядок разработки «кейса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CASE" AS BASIC ELEMENT OF TRAINING BY "CASE-STUDY" METHOD

In article the concept "case" and its role in realization of training by "case-study" method is considered. Classification of "cases", requirements, conditions and "case" development order are presented.

Текст научной работы на тему «"кейс" как основной элемент метода обучения "case-study"»

Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА № 1, 2015 U общественные науки

УДК 378.147

Ю. А. Пянзина

«КЕЙС» КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «CASE-STUDY»

КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА

Yu. A. Pyanzina

"CASE" AS BASIC ELEMENT OF TRAINING BY "CASE-STUDY" METHOD KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «кейс» и его Summary: In article the concept "case" and its role in realiza-

роль в реализации метода обучения «case-study». Представлена tion of training by "case-study" method is considered. Classification

классификация «кейсов», освещены требования, условия и поря- of "cases", requirements, conditions and "case" development order

док разработки «кейса». are presented.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод Key words: interactive methods of training, training by "case-

обучения «case-study», виды «кейсов». study" method, types of "cases".

Юлия Александровна Пянзина

Yulia Aleksandrovna Pyanzina E-mail: [email protected]

Высшее профессиональное образование в России претерпевает на сегодняшний день значительные перемены, носящие комплексный характер. Одним из основных преобразований сферы ВПО является внедрение компетентностного подхода к процессу образования. Как показал анализ нормативно-правовой документации и Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, существует необходимость в совершенно новом подходе к организации и реализации учебного процесса. Совершенствование учебного процесса должно быть направлено на создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий обеспечения успешного обучения. Современный преподаватель высшей школы должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать образовательные технологии, направленные на создание изыскательской и творческой атмосферы образовательного процесса. Все это возможно в рамках активных и интерактивных методов и технологий.

Из всего многообразия интерактивных методов одним из самых распространенных является метод «case-study», и он находит все более широкое применение в изучении самых разных дисциплин.

Кейс-метод или метод анализа конкретной ситуации (case-study) - от англ. сase - случай, это педагоги-

ческая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности будущего специалиста.

Цель метода - научить студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Основные преимущества использования данного метода: позволяет обучающимся легко соотносить полученный теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией, вносит в обучение элемент загадки, позволяет сочетать индивидуальную работу студентов с групповым обсуждением предложений, подготовленных членами группы и пр.

Основным компонентом метода «case-study» является «кейс».

Кейс или конкретная ситуация - это описание ситуации, которая сформулирована преподавателем для анализа, решения, оценки и обучения.

Ситуация - это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Чтобы ситуация стала ядром «кейса» она должна отвечать следующим требованиям: • ситуация должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;

Научный журнал

Вестник Курганской ГСХА

желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;

ситуация должна отличаться проблемностью и содержать необходимое и достаточное количество информации;

нужно, чтобы ситуация показывала как положительные, так и отрицательные примеры; ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой; ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком;

текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;

ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею [5]. Классификация «кейсов» представлена на рисунке.

Рисунок - Классификация «кейсов»

Для того, чтобы учебный процесс на основе метода «case-study» был эффективным, важны два момента: хорошо подготовленный кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. «Кейс» - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Поэтому подготовка «кейса» осуществляется в следующем порядке [1]:

1 Определить цель создания «кейса», определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;

2 Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию;

3 Провести предварительную работу по поиску источников информации для «кейса». Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок и т. д.;

4 Собрать информацию и данные для «кейса», используя различные источники;

5 Подготовить «пилотный» вариант представления материала в «кейсе». Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы и т. д.;

6 Получить разрешение на публикацию «кейса», в том случае если этого требует используемая информация;

7 Обсудить «кейс», привлекая как можно более широкую аудиторию, и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение «кейса»;

8 Подготовить методические рекомендации по использованию «кейса». Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации «кейса», описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения «кейса».

Разработанный «кейс» будет «живым», если будет удовлетворять следующим условиям [6]:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать несколько аспектов дисциплины;

• быть актуальным на сегодняшний день;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений;

• использовать междисциплинарные связи.

Таким образом, грамотно разработанный «кейс» приведет к успешной реализации метода «case-study», что позволит создать среду образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием обучающихся, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Список литературы

1 Гущин Ю. А. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Психологический журнал. - 2012. - № 2.

2 Дубровин Ю. И. Интерактивные формы обучения в СИМОиР. - Новосибирск, 2012.

3 Ермакова Т. И. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. - Новосибирск, 2011.

4 Косолапова М. А., Ефанов В. И. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС-Ш в технических вузах. - Томск: ТУСУР, 2012.

5 Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.

6 Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие - М.: Академия, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.