Научная статья на тему 'Европейский опыт применения метода кейсов в обучении студентов предпринимательству'

Европейский опыт применения метода кейсов в обучении студентов предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE STUDY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна

В статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода кейсов метода изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Рассмотрены особенности современных школ использования метода кейсов американской и европейской, подходы к использованию метода в зарубежных странах. Перечислены преимущества метода кейсов перед другими методами обучения, значимость метода при формировании необходимых компетенций при обучении студентов предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт применения метода кейсов в обучении студентов предпринимательству»

Список литературы / References

1. Астанова С. У. Состояние развития женского предпринимательства в сельских территориях Кыргызстана // Economics», 2017. № 1 (22). С. 49-55.

2. Гендер в восприятии общества (результаты национального обследования). // Фонд ООН в области народонаселения в Кыргызской Республике. Национальный статистический комитет КР. Бишкек, 2016. С. 233.

3. Закон Кыргызской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 17 октября 2008 года. № 231.

4. Карелова Г. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы / Женское предпринимательство в России и СНГ. Сборник / под общей ред. Ивановой Э. М. М.: МЖОО «Конверсия и женщины», 2002. С. 16.

5. Климантова Г. И. Семейное предпринимательство: потенциал развития / Женское предпринимательство в России и СНГ. Сборник / под общей ред. Ивановой Э. М. М.: МЖОО «Конверсия и женщины», 2002. С. 31-32.

6. Кулуева Ч. Р. Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект. // Журнал «Молодой ученый». № 1 (105), январь, 2016. Рубрика «Экономика и управление». С. 471-477.

7. Купуев П. К., Кулуева Ч. Р. Некоторые вопросы модернизации системы социального страхования работников в регионах Кыргызстана // Материалы международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития рынка страхования» (Воронеж - Кызыл-Кия, 5 октября 2016 года). Воронеж - Кызыл - Кия: «АМиСта», 2016. С. 438-444.

8. Первый форум женщин-предпринимателей в Женеве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.owl.ru/win/infolist/2001/tonchu.htm/ (дата обращения: 10.02.2017).

9. Убайдуллаев М. Б. Улучшение государственного содействия предпринимательской деятельности в аграрном секторе / Международная научно-практическая конференция. Воронеж, 2012. С. 306-309.

10. Убайдуллаев М. Б. Экономическая целесообразность проекта в сфере использования земельных и водных ресурсов. / Социально-гуманитарные науки. Бишкек. № 7-8, 2010. С. 83-86.

11. Эргешбаев У. Ж. Особенности развития предпринимательства среди трудовых мигрантов. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 8-1. С. 190-192.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2

'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении; Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода кейсов - метода изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Рассмотрены особенности современных школ использования метода кейсов американской и европейской, подходы к использованию метода в зарубежных странах. Перечислены преимущества метода кейсов перед другими методами обучения, значимость метода при формировании необходимых компетенций при обучении студентов предпринимательству.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, методы обучения, метод кейсов.

THE EXPERIENCE OF CASE METHOD APPLICATION IN ENTREPRENEURSHIP EDUCATION IN EUROPE Tereshenko S.1, Zagorskaya M.2

'Tereshchenko Svetlana - PhD in Economics, Associate Professor, ACCOUNTING AND AUDIT DEPARTMENT;

2Zagorskaya Maria — assistant lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN MANAGEMENT;

SAINT PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S. M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the paper emphasizes the role of interactive methods in teaching students entrepreneurial activity, in particular, the case study method - method of studying phenomena on the basis of specific situations. The article describes the features of modern schools use case study method-US and European approaches and use of the method in foreign countries. The advantages of the case method of cases over other methods of training, the importance of the method of the formation of the necessary competencies for teaching students entrepreneurship. Keywords: entrepreneurship education, teaching methods, case study method.

УДК 378.147

Процесс обучения предпринимательству начал активно развиваться в Европе в рамках реализации Лиссабонской стратегии 2000 года, поставившей целью повышение экономической конкурентоспособности Европейского Союза.

Эффективность обучения предпринимательству зависит от применяемых методов обучения. Выбор соответствующих методов обучения является одной из важных задач при обучении предпринимательству. Исследования показывают, что наиболее популярными в области предпринимательства являются такие методы обучения, как создание бизнес-планов, метод кейсов и лекции [6, 7].

Активное участие студентов в учебном процессе повышает их мотивацию и качество обучения. Кроме того, значительно возрастает эффективность преподавания по мере того, как преподаватель перестает быть просто лектором, а становится коучем, тренером и модератором [8].

Одним из методов, широко используемых для обучения предпринимательству, является метод кейсов (case study method). Метод кейсов - качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Он был впервые применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году и внедрен в Гарвардской школе бизнеса к 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчетах Гарвардского университета о бизнесе. С конца 1890-х годов активную роль в написании кейсов начинают принимать профессора Европейских школ. На протяжении длительного периода реализации метода образование накопило тысячи кейсов. Лидером по сбору и распространению кейсов является Европейский Центр кейсов (ECCH), в состав которой входит около 340 образовательных организаций США и Европы. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH [3].

В настоящее время существует две классические школы использования методов кейсов-Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью является обучение поиску единственно верного решения, при этом используются большие и подробные кейсы, описание которых занимает до 25 страниц текста. Вторая школа обучению предпринимательству с использованием метода кейсов предполагает многовариантность решения проблемы, при этом описание ситуации может размещаться на 1-10 страницах. Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций. Цель метода кейсов — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Метод учит студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования. Необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальных, методических и коммуникативных компетенций у студентов в установлении межпредметных связей, аналитическом и системном мышлении, оценке альтернатив, презентации

результатов проведенного анализа, оценке последствий, связанных с принятием решений, освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде [2].

Рассмотрим основные подходы к использованию метода кейсов в зарубежных странах. В США метод кейсов это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях. Студент, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими студентами.

Во Франции учебный кейс это, скорее, портфель документов, отражающих и фиксирующих детально изученную, воспроизведенную и качественно представленную в них сложную ситуацию, в которую попала реальная организация. При этом разработка кейса как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных жизненных фактах реальной организации, требует больших трудозатрат, связана с решением проблемы получения реальной информации о конкретном предприятии для построения кейса [3].

В последнее время Манчестерская школа от теоретического исследования кейсов перешла к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение бизнес-кейсов в реальных компаниях.

Часто в обучении предпринимательству метод кейсов реализуется на принципах проблемно - ориентированного обучения, когда обучающиеся выполняют самостоятельную работу, затем проводится семинар и в завершение студенты слушают лекцию по рассматриваемой теме [3].

В рамках проекта по внедрению метода кейсов в бизнес-обучение студентов Университетов Польши и Литвы, был проведен опрос обучающихся. Из всех компетенций, полученных в результате работы над кейсами, максимальные баллы у студентов получили: лучшее понимание теории, вовлечение в процесс обучения (интерес), развитие аналитического мышления, командную работу и лучшее понимание бизнес-реальности [5]. Предприниматели нуждаются не только в знаниях, но и в новых способах мышления, новых навыках и новых способах поведения. Метод кейсов отвечает этим требованиям. Практика реализации кейс-метода при обучении предпринимательству выявила ряд характеристик кейс-метода, которые в контексте обучения предпринимательству можно признать недостатками: кейс - метод развивает аналитические навыки вместо креативных; обеспечивает обсуждение вместо действия и у метода кейсов отсутствуют результаты внедрения решений [4]. В то же время, метод кейсов является мощным инструментом интерактивной, личностно-ориентированной стратегии в обучении студентов, направленным на развитие у них критического мышления, и коммуникативных навыков, необходимых при обучении предпринимательству. Использование этого метода приближает традиционное образование к бизнес-практике [1]. Однако, несмотря на сильные стороны, метод кейсов необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, закладывающими у студентов системные знания.

Список литературы / References

1. Екимова В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. М., 2014. № 1. С. 93.

2. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт / Л. И. Корнеева // Университетское управление: практика и анализ, 2004. № 4 (32). С. 78-83.

3. ПавельеваН. Кейс-метод в профессиональном образовании // Кампания, 2008. № 43. С. 33-42.

4. Коваленко А. И. О ключевых задачах проектирования системы обучения предпринимательству: идеи и сюжеты III конференции РАОП // Теория предпринимательства, Современная конкуренция, 2015. Том 9. № 6 (54). С. 77-78.

5. The case study method in business education, ed. P. Ammerman, A. Gawel, M. Pietrzykowski, R. Rauktiené, T. Williamson, Bogucki Wydawnictwo Naukowe, Poznan, 2012. P. 105-115.

6. European Foundation for Management Development (EFMD) (2008a), Best Practices & Pedagogical Methods in Entrepreneurship Education in Europe, Project Quality of Entrepreneurship Programmes in Europe, WP1, p. 26. [Electronic resource]. URL: https://www.efmd.org/projects-test?download=10:13-qepe-best-practices/ (date of access: 10.02.2017).

7. Lee L. & Wong P. (2007). Entrepreneurship Education—A Compendium of Related Issue, in Zoltan J. Acs & David B. Audretsch. International Handbook Series on Entrepreneurship. 3 (P. 79-105). The Life Cycle of Entrepreneurial Ventures. [Electronic resource]. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-0-387-32313-8/ (date of access: 10.02.2017).

8. Pariseau S. E. & Kezim B. (2007). The effect of using case studies in business statistics. Journal of Education for Business. V. 83. № 1. P. 27-31.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2, Бобрицкая Ю. М.3

'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении; 3Бобрицкая Юлия Михайловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

кафедра иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается актуальность обучения предпринимательству для формирования предпринимательского мышления в обществе и развития экономики европейских стран. Проанализированы различия понятий компетенций и компетентности, определение предпринимательской компетенции как «духа инициативы и предприимчивости», а также качества и навыки, которые должны входить в состав компетенции предпринимателя с позиции европейских ученых. В статье описываются два направления обучения предпринимательству в Европе: как умение вести бизнес и более широкое умение -быть предприимчивым. Сделан акцент на необходимости применения инновационных методов обучения в преподавании предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, обучение предпринимательству.

ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES: EUROPEAN APPROACH TO

STUDENTS EDUCATION Tereshenko S.1, Zagorskaya M.2, Bobritskaya Yu.3

'Tereshchenko Svetlana - PhD in Economics, Associate Professor, ACCOUNTING AND AUDIT DEPARTMENT; 2Zagorskaya Maria —assistant lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN MANAGEMENT;

3Bobritskaya Yuliya - PhD in Pedagogy, senior lecturer, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, SAINT PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S. M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article discusses the relevance of entrepreneurship education for the formation of the entrepreneurial mindset in society and the development of European economy. We analyzed the differences between the concepts of competency and competence, entrepreneurial competence as a definition of "the spirit of initiative and enterprise", as well as the quality and skills that should be part of the entrepreneur's competence from the perspective of European scientists. This article describes two areas of entrepreneurship education in Europe: being able to do business and a broader skill - be adventurous. Emphasis is placed on the need to use innovative teaching methods in the teaching of entrepreneurship. Keywords: entrepreneurial competencies, entrepreneurial teaching.

УДК 378.147

Предпринимательство является движущей силой и экономики, и общества. Обучение предпринимательству способствует формированию предпринимательского мышления в обществе, а также созданию новых предприятий и более эффективному использованию творческого потенциала и существующих знаний и умений. В этом смысле обучение предпринимательству становится приоритетом политики Европейского союза, а также развивающимся направлением в контексте современного обучения и образования. Ведь, как сказал Питер Друкер (Piter Drucker): «Большинство из того, что вы слышите о предпринимательстве, неправда. Оно не волшебство, не таинство, и не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.