Научная статья на тему 'Метод Lego в обучении предпринимательству европейских студентов'

Метод Lego в обучении предпринимательству европейских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / МЕТОД LEGO / LEGO METHOD / МЕТОД ЛЕГО / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-BASED LEARNING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна

В статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода LEGO, основанного на применении конструктора, производимого фирмой LEGO для моделирования рабочих ситуаций. Перечислены ключевые компетенции, которые должны получить студенты при обучении, правила метода, а также преимущества метода LEGO перед другими современными методами. Актуализирована значимость LEGO метода как проблемного метода обучения при формировании необходимых компетенций будущих предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод Lego в обучении предпринимательству европейских студентов»

7. Брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инновационным в личной и общественной жизни, а также на работе;

8. Мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей [2]. Чтобы добиться стратегического и устойчивого развития в обучении предпринимательству,

необходимо фокусироваться на учебном заведении как субъекте изменений, а также на инновационных методах обучения, ведь невозможно воспитывать «предприимчивых» студентов в не «предприимчивом» учебном заведении и без «предприимчивых» преподавателей. Подход в обучении с уклоном на предприимчивость принципиально отличается от традиционного подхода обучения студентов, и не только меньшим теоретизированием и большей практичностью. Так, обучение предпринимательству предполагает акцент на развитие личностных навыков (а не чистое знание дисциплин), более гибкий учебный план и практико-ориентированный подход. Роль преподавателя от лектора меняется к роли наставника.

Таким образом, для достижения основной цели при обучении предпринимательству важно, чтобы преподаватель обладал базовым пониманием такого подхода к обучению, в центре которого находится обучающийся, а также имел практический опыт в этой области, положительно относился к предпринимательству и умел ориентировать студентов на практическое применение преподаваемых предпринимательских знаний, навыков и отношения к делу.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Drucker P. F. (1986). Innovation and entrepreneurship: Practice and principles (Perennial Library ed.). New York: Harper & Row. (Original work published 1985). 288 p.

2. European Parliament and the Council. (2008). Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning, 2008. C 111.

3. Komarkova I., Gagliardi D., Conrads J., Collado A. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives. Final Report of European Comission, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 162 p. [Electronic resourec]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC96531/ (date of access: 10.02.017).

4. Johannisson B. (1991). University training for entrepreneurship: Swedish approaches Entrepreneurship & Regional Development: An International Journal. 3. P. 67-82.

МЕТОД LEGO В ОБУЧЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ЕВРОПЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2

'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода LEGO, основанного на применении конструктора, производимого фирмой LEGO для моделирования рабочих ситуаций. Перечислены ключевые компетенции, которые должны получить студенты при обучении, правила метода, а также преимущества метода LEGO перед другими современными методами. Актуализирована значимость LEGO метода как проблемного метода обучения при формировании необходимых компетенций будущих предпринимателей.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, методы обучения, метод LEGO, метод ЛЕГО, креативное мышление, проблемное обучение.

LEGO METHOD IN ENTREPRENEURSHIP EDUCATION OF EUROPEAN STUDENTS Tereshenko S.1, Zagorskaya M.2

'Tereshchenko Svetlana - PhD in Economics, Associate Professor, ACCOUNTING AND AUDIT DEPARTMENT;

2Zagorskaya Maria — assistant lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN MANAGEMENT;

SAINT PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S. M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the paper emphasizes the role of interactive methods in teaching students entrepreneurial activity, in particular, LEGO method based on the use of the constructor, produced by LEGO, to simulate work situations in sessions. It lists the key competencies that students should get at learning, the rules of the method, as well as the advantages of LEGO method over other teaching methods. It was actualize the importance of the LEGO method as a problem-based learning method in the formation of the necessary competencies for future businessmen.

Keywords: entrepreneurship education, teaching methods, LEGO method, creative thinking, problem-based learning method.

УДК 378.147

В рамках реализации программы Лиссабонской стратегии с начала 2000-х годов в европейских университетах идет процесс переориентации образовательной системы на коммерческие цели. На всех уровнях образования в европейских странах происходит внедрение обучения предпринимательству. Под обучением предпринимательской деятельности подразумеваются различные формы обучения и подготовки, которые будут способствовать развитию духа предпринимательства и дающие необходимые навыки.

Ключевые компетенции, которые получают студенты в результате обучения: предпринимательское мышление (умение ставить инновационные задачи, принимать риск, стратегическое видение), предпринимательские коммуникации (умение работать в команде, вести переговоры, руководить), а также предпринимательские навыки (включающие стратегическое планирование, разработку бизнес-плана и пр.) [1].

Обучение предпринимательству требует от преподавателей знания методов преподавания, ориентированных на практику и развитие деловых навыков. В связи с этим, помимо традиционных методов обучения, на первый план выходят интерактивные методы, главная цель применения которых - повысить активность участников учебного процесса.

Одним из наиболее подходящих для будущих предпринимателей видов обучения является так называемое проблемное обучение, при котором учащиеся самостоятельно «добывают» знания в процессе решения учебных проблем. Преподаватель ставит учащимся учебно-проблемную задачу, создает ситуацию, в результате чего обучающиеся самостоятельно осознают, принимают и находят решение возникшей проблемы. Процесс проблемного обучения способствует повышению творческой деятельности и развивает продуктивное мышление, необходимое будущим предпринимателям.

Также одним из методов исследования, используемым при изучении предпринимательства, является моделирование экономических явлений и процессов. В процессе моделирования применяются гипотезы, а также используются такие общенаучные методы, как абстракция и аналогия.

Этими уникальными характеристиками, необходимыми для обучения предпринимательству, обладает метод «серьезной игры» ЛЕГО - LEGO Serious Play (LSP), разработанный в начале 90-х годов президентом компании LEGO Group (Дания) Кьеллем Кирком Кристиансеном (К. Kristiansen).

Кристиансен предложил использовать производимый LEGO детский конструктор при проведении совещаний с целью вовлечения сотрудников в генерацию инновационных идей для развития компании.

Позднее ученые из Лозанны (Швейцария) Йохан Роос (J. Roos) и Барт Виктор (B. Victor) в своих экспериментах стали использовать кирпичики конструктора LEGO в сессиях при разработке стратегий организаций. Менеджерам было предложено «построить» их идеи, видения, возможные сценарии будущего развития компании. Изначальная идея Lego Serious Play заключалась в том, чтобы строить метафоры и символы [3].

Окончательно методика LSP была разработана Робертом Размуссеном к 1994 году и включала программу сертификации фасилитаторов - специалистов, обеспечивающих успешную групповую коммуникацию в процессе игры [3]. На сегодняшний день метод получил широкое распространение в Европе и не требует обязательной сертификации.

Метод LSP заключается в том, что в ходе сессии участники метафорически, при помощи кирпичиков LEGO, отвечают на вопросы, связанные с их проектами, бизнес-моделями, командой и стратегией развития.

В 1998 году Вилсон доказал, что суть подхода LSP заключается в построении сложных взаимосвязей между руками человека и его головным мозгом. Он показал, что примерно 80% клеток человеческого мозга непосредственно связаны с руками и их моторными функциями. Психолог Папер заметил, что люди более глубоко погружаются в решение проблемы при произведении некого действия руками, по сравнению с теми ситуациями, когда они решают абстрактные проблемы. Эти теории часто носят название «мышление при помощи рук» или «мышление при помощи конкретных объектов». Создавая модель в материальном мире, участники формируют знания и понимание ситуации и пути решения в собственной голове [4].

Уже несколько десятилетий метод используется преподавателями, тренерами, коучами, руководителями и предпринимателями для проведения различного рода стратегических сессий. Методология позволяет командам работать с серьезными комплексными проблемами увлекательным образом («LEGO» происходит от датского словосочетания leg godt, что означает «играть с увлечением»).

Сессия LSP состоит из трех основных частей: создание модели, осмысление модели и рефлексия. Вначале участники создают из кубиков модели, отвечающие на проблемные вопросы. После этого они показывают созданные модели друг другу и объясняют смысл. Следующим этапом формируется единое видение проблемы и ее решения и общая работа по созданию возможных вариантов.

Метод LSP предполагает следующие правила [2, 3]:

1. Перед участниками должна быть поставлена задача или проблема, достаточно сложная и интересная, но посильная для решения. То есть должен быть соблюден баланс между сложностью задачи и уровнем навыков, компетенцией учащихся.

Кроме того, в рамках сессии участники сами могут создавать задачи и ставить проблемы и модифицировать их, создавая в результате как проблему, так и ее решение. Это сильно отличается от других методов, где проблема ставится преподавателем и решения также зачастую «подсказываются». И именно этот метод подходит обучению предпринимательству, ведь предприниматель должен обладать предпринимательским мышлением - навыком самостоятельного формирования задачи, ее изменения, оценки рисков и нахождения путей ее решения [3, 4].

2. Метод предполагает, что все решения уже известны участникам и остается только извлечь их из мира подсознательного путем включения образного мышления. При этом соблюдаются правила «мозгового штурма», когда каждый участник высказывает любые идеи предположения по обсуждаемой теме. Принимается правило безоценочности суждений, принимаются любые «сумасшедшие» идеи. Формат предполагает возможность модификации модели, дает «право на ошибку». Это особенно важно при формировании у учащихся «предпринимательского духа», креативности, смелости, умения находить различные варианты и решения проблемы, развития нелинейного мышления.

3. Метод предусматривает командный процесс и позволяет расширить персональное видение каждого участника до единого видения задачи. Учитывая разнообразные качества и особый вклад каждого из членов команды, конечная модель является результатом опыта всех участников, как и результат бизнеса, в который вкладывается каждый член команды. Участники развивают умение слушать друг друга, видеть модель глазами коллег. Создается необходимая групповая динамика, позволяющая проявиться лидерским навыкам, умению руководить, умению подчиняться, находить компромисс для достижения общей цели.

Кроме того, коммуникативный процесс, происходящий между участниками сессии LSP, способствует развитию бизнес мышления, и на свет появляются более креативные и жизнеспособные решения. Полученный позитивный синергетический опыт работы команды, понимание своей роли и своих сильных сторон, умение договариваться и другие предпринимательские коммуникации - обучающиеся смогут перенести в будущую предпринимательскую деятельность.

4. Метод предполагает конечный результат - созданную из кирпичиков модель. Данный продукт должен быть создан сегодня, «здесь и сейчас», и время на его создание ограничено правилами. Таковы и законы рынка, требующие развития предпринимательских навыков. Это

особенно важно при формировании у будущих предпринимателей опыта прохождения пути от зарождения предпринимательской идеи до ее реализации в виде конечного продукта (услуги).

Таким образом, компания LEGO помогает изменить подходы к образованию, внедряя новые методы и инструменты преподавания, необходимые в XXI веке для обучения предпринимательской деятельности.

Список литературы / References

1. Прокопьева Т. В., Рыбакова И. В. Основы предпринимательства. Методика обучения предпринимательству: Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2015. 59 с.

2. Frick E., Tardini S. & Cantoni L. (2014). Lego Serious Play applications to enhance creativity in participatory design. In Fredricka K. Reisman (ed.). Creativity in Business. Research Papers on Knowledge, Innovation and Enterprise. Volume II. Pp. 200-210. Riga (Latvia). July 22-24, 2014.

3. Kristiansen P., Rasmussen R. (2014). Building a better business using the Lego Serious Play Method. Hoboken, N. J: John Wiley & Sons. 187 p.

4. Papert S. (1986). Constructionism: A New Opportunity for Elementary Science Education. Cambridge (Massachusetts): Massachusetts Institute of Technology. USA. Media Laboratory. Epistemology and Learning Group. 76 p.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Улезлова Л. В.

Улезлова Любовь Владимировна — аспирант, кафедра экономики и менеджмента, факультет экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются методы государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций, сформированы основные принципы, требования и направления развития для совершенствования государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций. Проводимая государством тарифная политика в отрасли, позволяет достичь конкурентоспособности в отрасли связи и телекоммуникаций при помощи антимонопольного законодательства. Государственное регулирование оказывает влияние на инвестиционную привлекательность отрасли, повышение конкурентоспособности и дальнейшее своевременное развитие отрасли связи и телекоммуникаций.

Ключевые слова: государственное регулирование, отрасль связи и телекоммуникаций, телекоммуникационная инфраструктура, конкурентоспособность, тарифная политика, лицензирование.

REGULATION OF THE COMMUNICATIONS AND TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Ulezlova L.

Ulezlova Lubov — Postgraduate, DEPARTMENT OF ECONOMY AND MANAGEMENT, FACULTY ECONOMICS AND MANAGEMENTS, THE PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the article considers methods of state regulation of the communications industry and telecommunications, basic principles, requirements and directions of development for the improvement of state regulation of branch of communication and telecommunications. The government's tariff policy in the industry to achieve the competitiveness in the communications industry and telecommunications, with the assistance of antitrust laws. State regulation affects the investment attractiveness of the industry, improve competitiveness and further the timely development of the communications industry and telecommunications.

Keywords: government regulation, communications industry and telecommunication telecommunications infrastructure, competitiveness, tariff policy, licensing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.