Научная статья на тему 'Регулирование отрасли связи и телекоммуникаций: состояние и перспективы развития'

Регулирование отрасли связи и телекоммуникаций: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3413
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОТРАСЛЬ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / COMMUNICATIONS INDUSTRY AND TELECOMMUNICATION TELECOMMUNICATIONS INFRASTRUCTURE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улезлова Любовь Владимировна

В статье рассматриваются методы государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций, сформированы основные принципы, требования и направления развития для совершенствования государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций. Проводимая государством тарифная политика в отрасли, позволяет достичь конкурентоспособности в отрасли связи и телекоммуникаций при помощи антимонопольного законодательства. Государственное регулирование оказывает влияние на инвестиционную привлекательность отрасли, повышение конкурентоспособности и дальнейшее своевременное развитие отрасли связи и телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование отрасли связи и телекоммуникаций: состояние и перспективы развития»

особенно важно при формировании у будущих предпринимателей опыта прохождения пути от зарождения предпринимательской идеи до ее реализации в виде конечного продукта (услуги).

Таким образом, компания LEGO помогает изменить подходы к образованию, внедряя новые методы и инструменты преподавания, необходимые в XXI веке для обучения предпринимательской деятельности.

Список литературы / References

1. Прокопьева Т. В., Рыбакова И. В. Основы предпринимательства. Методика обучения предпринимательству: Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки «Экономика» / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2015. 59 с.

2. Frick E., Tardini S. & Cantoni L. (2014). Lego Serious Play applications to enhance creativity in participatory design. In Fredricka K. Reisman (ed.). Creativity in Business. Research Papers on Knowledge, Innovation and Enterprise. Volume II. Pp. 200-210. Riga (Latvia). July 22-24, 2014.

3. Kristiansen P., Rasmussen R (2014). Building a better business using the Lego Serious Play Method. Hoboken, N. J: John Wiley & Sons. 187 p.

4. Papert S. (1986). Constructionism: A New Opportunity for Elementary Science Education. Cambridge (Massachusetts): Massachusetts Institute of Technology. USA. Media Laboratory. Epistemology and Learning Group. 76 p.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Улезлова Л. В.

Улезлова Любовь Владимировна — аспирант, кафедра экономики и менеджмента, факультет экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются методы государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций, сформированы основные принципы, требования и направления развития для совершенствования государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций. Проводимая государством тарифная политика в отрасли, позволяет достичь конкурентоспособности в отрасли связи и телекоммуникаций при помощи антимонопольного законодательства. Государственное регулирование оказывает влияние на инвестиционную привлекательность отрасли, повышение конкурентоспособности и дальнейшее своевременное развитие отрасли связи и телекоммуникаций.

Ключевые слова: государственное регулирование, отрасль связи и телекоммуникаций, телекоммуникационная инфраструктура, конкурентоспособность, тарифная политика, лицензирование.

REGULATION OF THE COMMUNICATIONS AND TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Ulezlova L.

Ulezlova Lubov — Postgraduate, DEPARTMENT OF ECONOMY AND MANAGEMENT, FACULTY ECONOMICS AND MANAGEMENTS, THE PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the article considers methods of state regulation of the communications industry and telecommunications, basic principles, requirements and directions of development for the improvement of state regulation of branch of communication and telecommunications. The government's tariff policy in the industry to achieve the competitiveness in the communications industry and telecommunications, with the assistance of antitrust laws. State regulation affects the investment attractiveness of the industry, improve competitiveness and further the timely development of the communications industry and telecommunications.

Keywords: government regulation, communications industry and telecommunication telecommunications infrastructure, competitiveness, tariff policy, licensing.

УДК 338.47

Телекоммуникации относятся к одному из важнейших стратегических государственных ресурсов, поэтому отрасль связи и телекоммуникаций играет важную роль в экономике страны.

Государственное регулирование различных секторов экономики является важнейшей составляющей управления социально-экономическими процессами в стране. Развитие отрасли связи и телекоммуникаций невозможно без эффективного государственного регулирования.

Система государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций преодолевала долгий путь эволюции - от полной монополии, жестко регулируемой государством, до разной степени либерализации. Стремительное развитие телекоммуникаций, превратившееся в технологическую революцию, стало характерной чертой экономического развития России начала XXI в. Этот период характеризуется активной работой по созданию адекватной законодательной базы, которая обеспечивала бы опережающее развитие отрасли связи и телекоммуникаций в стране [1].

Основной проблемой, сдерживающей полноценное развитие телекоммуникационной отрасли, является снижение конкуренции, из-за олигополистической структуры рынка [2].

Экономическое развитие отрасли связи и телекоммуникаций в большей степени зависит от эффективного взаимодействия рынка и государства. В этой связи роль государственного регулирования в отрасли возрастает.

В целом государственное регулирование отрасли связи и телекоммуникаций представляет собой систему мер, которая способствует прогрессу в отрасли в условиях либерализации и демонополизации, создание мер направленных на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности работы всех участников рынка [3].

Основными инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, структурная, научно-техническая, социальная политика [4].

Основной задачей государственного регулирования телекоммуникационной отрасли является создание такой системы государственного регулирования, которая будет создавать условия для открытой и эффективной конкуренции в отрасли, направленное на своевременное создание и развитие новых услуг и улучшение качества предоставляемых услуг, создание эффективной системы универсального обслуживания и обеспечение доступа к универсальным услугам населения, предоставления равного доступа к информационным ресурсам, защиты интересов общества и государства.

Реализация целей государственного регулирования осуществляется через различные формы и методы, которые формируют инструментарий государственного регулирования.

Методы государственного регулирования телекоммуникационной отрасли подразделяются на три группы.

К первой группе относятся организационно-правовые методы государственного регулирования, при помощи которых разрабатывается законодательное, нормативно-правовое обеспечение, регулирующее процессы формирования и развития отрасли связи и телекоммуникаций, устанавливающие полномочия государства в этом процессе.

Система нормативно-правового регулирования обеспечивает развитие и функционирование отрасли связи и телекоммуникаций, соблюдая баланс интересов участников рынка. Основным законодательным документом государственного регулирования развития отрасли является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [5].

На современном этапе развития отрасли связи и телекоммуникаций особое внимание уделяется разработке концепций и стратегий, федеральным и региональным программам развития.

В совокупности данные документы формируют стратегию развития отрасли связи и телекоммуникаций, реализация которой оказывает воздействие на социальное и экономическое развитие регионов и страны.

Комплекс данных мероприятий реализуемых с помощью государства является главным регулятором территориально-экономического развития.

Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов позволяет решать проблемы регионов, и занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.

Особенность федеральных программ развития состоит в первую очередь в инвестиционном характере программ, благодаря которым решаются стратегические задачи развития не только отрасли связи и телекоммуникаций, но и комплексного развитие экономики регионов и страны в целом.

К экономическим методам государственного регулирования отрасли телекоммуникаций относится: инвестиционная политика, стимулирование спроса путем оптимизации тарифной политики и регулирование межоператорского взаимодействия на рынке телекоммуникаций, особое внимание направлено на формирование конкуренции в телекоммуникационной отрасли, при помощи антимонопольной политики.

Экономические методы государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций осуществляются в форме лицензирования, сертификации, государственного надзора. Такие методы, как лицензирование деятельности, выделение ресурсов нумерации и радиочастотного ресурса, реализуются при помощи рыночных механизмов, в виде аукционов и конкурсов.

Лицензирование деятельности, выполняет функцию стимулирования повышения технического уровня лицензиата, а также увеличивает пополнение бюджета страны.

Отрасль связи и телекоммуникаций, как и другие стратегические отрасли, характеризуется монопольным положением крупных участников, в связи с этим проявляется тенденция к снижению конкуренции в отрасли.

Тарифная политика, проводимая государством в отрасли связи и телекоммуникаций, является одним из способов контроля за деятельностью компаний-монополистов, и направлена на достижение баланса интересов между монополистами в отрасли и удовлетворением спроса потребителей на услуги. Цель тарифного регулирования состоит в создании инструмента, при помощи которого будет достигнут компромисс между государством, компаниями-монополистами в отрасли и конечными потребителями услуг.

В условиях совершенной конкуренции в различных отраслях, тарифы и цены, сформированные на услуги, позволяют покрывать как операционные расходы, так и капитальные вложения.

В отрасли связи и телекоммуникаций, тарифная политика проводимая государством, не позволяет включать в стоимость услуг расходы на капитальные вложения. Данный фактор оказывает огромное влияние на развитие отрасли связи и телекоммуникаций, снижая темп проникновения и распространения доступа к услугам связи, в отдаленные и труднодоступные территории.

При этом методы тарифного регулирования применяются в первую очередь в отношения между операторами, в части услуг доступа, присоединения и пропуска трафика, для возможности использования телекоммуникационной инфраструктуры и инфраструктуры связи операторам которые не владеют телекоммуникационной инфраструктурой.

Государственная тарифная политика услуг связи должна быть направлена в первую очередь на обеспечение общедоступности универсальных услуг, для всех конечных потребителей, а также равенство тарифов на эти услуги.

Также к методам государственного регулирования телекоммуникационной отрасли следует отнести социальные методы, которые направлены на социальное развитие государства, повышение качества, уровня жизни и благосостояния населения.

Несмотря на то что, законодательство разрабатывалось в период переходных социально-экономических процессов. Законодательная и нормативно-правовая база телекоммуникационной отрасли была создана.

В основу законодательства были заложены основы необходимости открытой и эффективной конкуренции, качества предоставляемых услуг, универсальное обслуживание и защита общественных интересов.

Государственное регулирование отрасли связи и телекоммуникаций в разной степени оказывают влияние на состояние и развитие отрасли, обеспечивает благоприятные экономические условия для свободной конкуренции, повышает инвестиционную привлекательность, позволяет эффективно развивать и модернизировать инфраструктуру в отрасли, создавать новые услуг и развивать технологий.

Порядок строительства объектов инфраструктуры отрасли связи и телекоммуникаций регулируется Градостроительным и Гражданским кодексами, а также принятыми в соответствии с ними законами и нормативно-правовыми актами нормами земельного и жилищного законодательства.

В связи с большим количеством законодательных регламентирующих документов, возникает немало сложностей при создании, строительстве, модернизации и развитии инфраструктуры отрасли связи и телекоммуникаций.

Серьезной проблемой при создании объектов инфраструктуры отрасли связи и телекоммуникаций, является своевременное оформление и регистрация прав на недвижимое имущество, которое относится к объектам инфраструктуры. Данная проблема увеличивает

финансовые и правовые риски, оказывает существенное влияние на инвестиционную привлекательность, становясь препятствием на пути развития отрасли связи и телекоммуникаций.

На сегодняшний день методы государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций предусматривают совершенствование системы, которая должна сочетать в себе рыночные механизмы и элементы государственного регулирования, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать все виды деятельности в отрасли.

Создание такой системы государственного регулирования необходимо в связи с возрастающей ролью отрасли связи и телекоммуникаций во всех сферах деятельности общества и формировании единого экономического пространства на территории страны.

Государственное регулирование отрасли связи и телекоммуникаций должно быть направлено на защиту интересов внутреннего рынка, в целях сохранения социально-экономического развития, экономической безопасности и национальных интересов страны, создавая предпосылки для обеспечения конкурентоспособности отрасли связи и телекоммуникаций в России наравне с другими странами.

Дальнейшее развитие и совершенствование государственного регулирования отрасли связи и телекоммуникаций должно быть комплексным, необходимо усовершенствовать механизм лицензирования и распределения ресурсов, в основе которых должны быть заложены рыночные механизмы, благодаря которым будут соблюдены потребности и интересы, созданы равные условия для всех участников отрасли.

При этом государственное регулирование в отрасли, должно начинаться с контроля за межоператорским взаимодействием, именно от этого контроля зависит стоимость и качество оказываемых услуг конечным потребителям.

Концепция оказания услуг универсального обслуживания, разработана в интересах общества, для увеличения доступности этих услуг, для реализации концепции используются методы тарифного регулирования.

Использование этих методов позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли связи и телекоммуникаций, создавать новые технологии и инноваций, развивать инфраструктуру отрасли.

Внимание государства должно быть направлено на совершенствование законодательства, способствуя постоянному и беспрерывному развитию отрасли связи и телекоммуникаций, внедрению новых технологий, диверсификации услуг.

Основной целью государственной политики регулирования отрасли связи и телекоммуникаций должно стать создание конкурентной модели государственного регулирования.

Государственное регулирование отрасли должно обеспечить стабильное и безопасное функционирование телекоммуникационной инфраструктуры и инфраструктуры связи, несмотря на территориальную дифференциацию развития отрасли обеспечить доступность универсальных услуг на территории страны для всех пользователей, в условиях открытой и свободной конкуренции между операторами.

Список литературы / References

1. Хатунцева Е. А. Государственное регулирование рынка услуг подвижной связи в современной России // T-Comm - Телекоммуникации и Транспорт, 2009. Том № S3: С. 73-76. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.media-publisher.ru/pdf/Nom-MTUSI_3-1.pdl/ (дата обращения 27.12.2016).

2. Улезлова Л. В. Характеристика и особенности олигополии в телекоммуникационной отрасли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_240.pdf/ (дата обращения: 10.12.2016).

3. Гришанова Е. М., Краснослободцева Е. А. Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-infokommunikatsiy-problemy-i-metody/ (дата обращения: 17.12.2016).

4. Гришанова Е. М., Орлова Е. Ю. Основные цели государственного регулирования отрасли инфокоммуникаций // Т-Сотт, 2012. № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tseli-gosudarstvennogo-regulirovaniya-otrasli-infokomm unikatsiy#ixzz4XoxxzVJF/ (дата обращения: 17.12.2016).

5. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 06.07.2016 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43 224/ (дата обращения: 27.12.2016).

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Равнянский А. К.

Равнянский Андрей Константинович - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, профиль: региональное и муниципальное управление; Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье дается оценка современного состояния государственной региональной политики в области инноваций на уровне законов и механизмов реализации в регионах. Определены проблемы и пути реализации инновационной политики в регионах, обозначены аспекты развития государственно-частного партнерства. Проанализирована имеющаяся государственная региональная политика, ее законодательная база и целесообразность внедрения инновационных технологий в российскую экономику. Также выявлены основные тенденции регионального инновационного развития.

Ключевые слова: государственная региональная политика, инновационная политика, региональное развитие, государственно-частное партнерство.

PROBLEMS AND WAYS OF THE STATE REGIONAL POLICY IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INNOVATION AT THE PRESENT STAGE Ravnyanskii A.

Ravnyanskii Andrey — undergraduate, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, PROFILE OF REGIONAL AND MUNICIPAL MANAGMENT, FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSATY, VLADIVOSTOK

Abstract: the article assesses the current state of the regional policy in the field of innovation at the level of laws and mechanisms for the implementation in the regions. Identified problems and ways to implement innovation policy in the regions, pointed aspects of the development of public-private partnership. Analyzed existing state regional policy, its legal framework and the feasibility of the introduction of innovative technologies into the Russian economy. Also identified the main trends of regional innovation development.

Keywords: state regional policy, innovation policy, regional development, public-private partnership.

УДК 338.12

На сегодняшний день инновационный аспект и его роль в глобальной экономике трудно переоценить. Он все прочнее закрепляется на позиции ключевого фактора развития, обеспечивающего получение конкурентных преимуществ экономик стран и предприятий. Движение капиталов, рыночное развитие экономик, постиндустрианализм и многие другие факторы теперь во многом обусловлены инновационностью производства.

Особенно важным является аспект инноваций для нашей страны. После развала СССР уровень развития инновационной промышленности в Российской Федерации приобрел секторально-милитаристической оттенок, вкупе с голландской болезнью экономики к полномасштабному инновационному развитию экономики это не привело. На сегодня вокруг данного аспекта существует множества планов и задач. Программы развития до 2020 года, региональные инновационные программы, ТОРы, свободные порты и другие проекты.

Однако, вопреки повышению внимания к инновациям, до сих пор в данной области остается достаточное количество неразрешенных проблем. Прежде всего, в Российской Федерации все еще отсутствует базовый федеральный закон, касающийся инновационной политики. На уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.