Научная статья на тему 'Предпринимательские компетенции: Европейский подход к обучению студентов'

Предпринимательские компетенции: Европейский подход к обучению студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2592
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURIAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна, Бобрицкая Юлия Михайловна

В статье рассматривается актуальность обучения предпринимательству для формирования предпринимательского мышления в обществе и развития экономики европейских стран. Проанализированы различия понятий компетенций и компетентности, определение предпринимательской компетенции как «духа инициативы и предприимчивости», а также качества и навыки, которые должны входить в состав компетенции предпринимателя с позиции европейских ученых. В статье описываются два направления обучения предпринимательству в Европе: как умение вести бизнес и более широкое умение быть предприимчивым. Сделан акцент на необходимости применения инновационных методов обучения в преподавании предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна, Бобрицкая Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские компетенции: Европейский подход к обучению студентов»

8. Pariseau S. E. & Kezim B. (2007). The effect of using case studies in business statistics. Journal of Education for Business. V. 83. № 1. P. 27-31.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2, Бобрицкая Ю. М.3

'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении; 3Бобрицкая Юлия Михайловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

кафедра иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается актуальность обучения предпринимательству для формирования предпринимательского мышления в обществе и развития экономики европейских стран. Проанализированы различия понятий компетенций и компетентности, определение предпринимательской компетенции как «духа инициативы и предприимчивости», а также качества и навыки, которые должны входить в состав компетенции предпринимателя с позиции европейских ученых. В статье описываются два направления обучения предпринимательству в Европе: как умение вести бизнес и более широкое умение -быть предприимчивым. Сделан акцент на необходимости применения инновационных методов обучения в преподавании предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, обучение предпринимательству.

ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES: EUROPEAN APPROACH TO

STUDENTS EDUCATION Tereshenko S.1, Zagorskaya M.2, Bobritskaya Yu.3

'Tereshchenko Svetlana - PhD in Economics, Associate Professor, ACCOUNTING AND AUDIT DEPARTMENT; 2Zagorskaya Maria —assistant lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN MANAGEMENT;

3Bobritskaya Yuliya - PhD in Pedagogy, senior lecturer, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, SAINT PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S. M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article discusses the relevance of entrepreneurship education for the formation of the entrepreneurial mindset in society and the development of European economy. We analyzed the differences between the concepts of competency and competence, entrepreneurial competence as a definition of "the spirit of initiative and enterprise", as well as the quality and skills that should be part of the entrepreneur's competence from the perspective of European scientists. This article describes two areas of entrepreneurship education in Europe: being able to do business and a broader skill - be adventurous. Emphasis is placed on the need to use innovative teaching methods in the teaching of entrepreneurship. Keywords: entrepreneurial competencies, entrepreneurial teaching.

УДК 378.147

Предпринимательство является движущей силой и экономики, и общества. Обучение предпринимательству способствует формированию предпринимательского мышления в обществе, а также созданию новых предприятий и более эффективному использованию творческого потенциала и существующих знаний и умений. В этом смысле обучение предпринимательству становится приоритетом политики Европейского союза, а также развивающимся направлением в контексте современного обучения и образования. Ведь, как сказал Питер Друкер (Piter Drucker): «Большинство из того, что вы слышите о предпринимательстве, неправда. Оно не волшебство, не таинство, и не

имеет никакого отношения к генам. Предпринимательство - это дисциплина и, как любой дисциплине, ему можно научиться» [1].

Ключевой задачей в этой ситуации для образования становится формирование у студентов предпринимательских компетенций, ведь любая сфера образования независимо от направления и практической значимости в основе своей имеет формирование системы профессиональных компетенций. Чем большее количество предпринимательских компетенций есть в арсенале человека, тем с большей вероятностью он справится со стоящими перед ним бизнес-задачами. И, соответственно, отсутствие определенных предпринимательских компетенций у человека снижает его эффективность в бизнес-деятельности.

Существуют различия между понятиями «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией (competency) обычно понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, которые формируются в процессе обучения для успешной деятельности в определенной области. Компетенция относится к поведенческим характеристикам личности, мотивации и личностным качествам, в то время как компетентность (competence) -способность к осуществлению реального, жизненного действия, приводящего к определенному результату. Согласно определению, принятому Европейской комиссией, компетентностью является «доказанная способность использовать знания, навыки и личные способности в работе, обучении и в профессиональном и личном развитии» [2].

В настоящее время в Европе не существует единого перечня предпринимательских компетенций. Под предпринимательскими компетенциями понимают круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения бизнеса, а также поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Бенгт Йоханниссон (Bengt Johannisson), который является известным теоретиком в области предпринимательского образования и лауреатом Всемирной премии за вклад в исследования предпринимательства, выделяет пять компетенций, которые важны для предпринимателя. По его мнению, необходимо: понимать, зачем человек этим хочет заняться («знать, зачем»); уметь этим заниматься («знать, как»); понимать, с кем важно взаимодействовать, чтобы бизнес был успешным («знать, кто»); иметь хорошую интуицию, то есть чувствовать, когда нужно запустить свой бизнес («знать, когда»); и, наконец, иметь знания по теме бизнеса («знать, что») [4].

В Европейском Союзе с конца 1990-х годов идет поиск методов развития образования, обучения студентов предприимчивости и привития предпринимательского мышления. В 2006 году была издана рекомендация Парламента ЕС под названием «Европейская рамка ключевых компетенций в целях обучения в течение всей жизни», в которой предпринимательская компетенция (а именно «дух инициативы и предприимчивости») была названа одной из восьми значимых компетенций. Глобализация усилила потребность экономических систем в повышении конкурентоспособности и введении инноваций, а для этого нужны творческие и предприимчивые люди, открытые к изменениям. Предпринимательская компетенция определяется как «способность человека превращать идеи в действия. Сюда входят: творческий потенциал, готовность к инновациям, готовность взять на себя риск, способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели [2, 3].

Все это помогает человеку в ежедневной жизни и дома, и в обществе, понимать суть своей работы и не упускать представившиеся возможности, и является фундаментом для овладения более конкретными навыками и знаниями, которые нужны тем, кто занимается социальной или коммерческой деятельностью. Следовательно, в обучении предпринимательству в Европе есть два отдельных направления (узкое и широкое): одно - это заниматься коммерческой деятельностью, а другое - быть предприимчивым, то есть вести себя как предприниматель и обладать некоторыми предпринимательскими знаниями, навыками и отношением к делу, и при этом не обязательно заниматься коммерческой деятельностью.

Европейский парламент предложил в своих рекомендациях масштабную характеристику «предприимчивого студента». Студент, прошедший обучение предпринимательству, должен:

1. Уметь видеть возможности для деятельности и, хорошо знать инфраструктуру, конъюнктуру и рынок труда;

2. Следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;

3. Планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;

4. Представлять организацию и вести переговоры;

5. Работать самостоятельно и в коллективе;

6. Оценивать ситуацию, определять сильные и слабые стороны, рисковать;

7. Брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инновационным в личной и общественной жизни, а также на работе;

8. Мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей [2]. Чтобы добиться стратегического и устойчивого развития в обучении предпринимательству,

необходимо фокусироваться на учебном заведении как субъекте изменений, а также на инновационных методах обучения, ведь невозможно воспитывать «предприимчивых» студентов в не «предприимчивом» учебном заведении и без «предприимчивых» преподавателей. Подход в обучении с уклоном на предприимчивость принципиально отличается от традиционного подхода обучения студентов, и не только меньшим теоретизированием и большей практичностью. Так, обучение предпринимательству предполагает акцент на развитие личностных навыков (а не чистое знание дисциплин), более гибкий учебный план и практико-ориентированный подход. Роль преподавателя от лектора меняется к роли наставника.

Таким образом, для достижения основной цели при обучении предпринимательству важно, чтобы преподаватель обладал базовым пониманием такого подхода к обучению, в центре которого находится обучающийся, а также имел практический опыт в этой области, положительно относился к предпринимательству и умел ориентировать студентов на практическое применение преподаваемых предпринимательских знаний, навыков и отношения к делу.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Drucker P. F. (1986). Innovation and entrepreneurship: Practice and principles (Perennial Library ed.). New York: Harper & Row. (Original work published 1985). 288 p.

2. European Parliament and the Council. (2008). Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning, 2008. C 111.

3. Komarkova I., Gagliardi D., Conrads J., Collado A. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives. Final Report of European Comission, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 162 p. [Electronic resourec]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC96531/ (date of access: 10.02.017).

4. Johannisson B. (1991). University training for entrepreneurship: Swedish approaches Entrepreneurship & Regional Development: An International Journal. 3. P. 67-82.

МЕТОД LEGO В ОБУЧЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ЕВРОПЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ Терещенко С. В.1, Загорская М. К.2

'Терещенко Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта и аудита; 2Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье акцентируется роль интерактивных методов при обучении студентов предпринимательской деятельности, в частности, метода LEGO, основанного на применении конструктора, производимого фирмой LEGO для моделирования рабочих ситуаций. Перечислены ключевые компетенции, которые должны получить студенты при обучении, правила метода, а также преимущества метода LEGO перед другими современными методами. Актуализирована значимость LEGO метода как проблемного метода обучения при формировании необходимых компетенций будущих предпринимателей.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, методы обучения, метод LEGO, метод ЛЕГО, креативное мышление, проблемное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.