Научная статья на тему 'Структура, тенденции и факторы развития рынка отрасли телекоммуникаций и связи'

Структура, тенденции и факторы развития рынка отрасли телекоммуникаций и связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3594
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / COMMUNICATION AND TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СТРУКТУРА РЫНКА / MARKET STRUCTURE / СЕГМЕНТ / SEGMENT / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улезлова Любовь Владимировна

Отрасль связи и телекоммуникаций является перспективной, одной из самых динамично развивающихся. В статье проанализирована структура отрасли связи и телекоммуникаций и структура рынка отрасли. Определены и проанализированы ключевые факторы, которые влияют на тенденции и перспективы развития рынка и отрасли связи и телекоммуникаций. Отрасль связи и телекоммуникаций оказывает существенное влияние на развитие других социально значимых отраслей, позволяет решать актуальные задачи социальной сферы. Со стороны государства приоритетной задачей является развитие отрасли связи и телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура, тенденции и факторы развития рынка отрасли телекоммуникаций и связи»

СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОТРАСЛИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СВЯЗИ Улезлова Л.В. Email: [email protected]

Улезлова Любовь Владимировна - аспирант, кафедра экономики и менеджмента, факультет экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: отрасль связи и телекоммуникаций является перспективной, одной из самых динамично развивающихся.

В статье проанализирована структура отрасли связи и телекоммуникаций и структура рынка отрасли. Определены и проанализированы ключевые факторы, которые влияют на тенденции и перспективы развития рынка и отрасли связи и телекоммуникаций.

Отрасль связи и телекоммуникаций оказывает существенное влияние на развитие других социально значимых отраслей, позволяет решать актуальные задачи социальной сферы. Со стороны государства приоритетной задачей является развитие отрасли связи и телекоммуникаций.

Ключевые слова: отрасль связи и телекоммуникаций, конкурентоспособность, структура рынка, сегмент, диверсификация.

STRUCTURE, TENDENCIES AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET IN BRANCH THE TELECOMMUNICATIONS AND COMMUNICATIONS Ulezlova L.V.

Ulezlova Lubov Vladimirovna - Postgraduate, DEPARTMENT OF ECONOMY AND MANAGEMENT, FACULTY ECONOMICS AND MANAGEMENTS, THE PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the communications industry and telecommunications is promising, one of the most dynamically developing.

The article analyzes the structure of the communications industry and telecommunications, and market structure of the industry.

Identified and analyzed key factors that affect trends and prospects for development of the market of the communications industry and telecommunications.

The communications industry and telecommunications has a significant impact on the development of other socially important industries, allows solving urgent problems of the social sphere. The government state priority is the development of the communications industry and telecommunications.

Keywords: communication and telecommunications industry, competitiveness, market structure, segment, diversification.

УДК 338.47

Отрасль телекоммуникаций и связи относится к важнейшим секторам экономики, являясь наиболее динамично развивающейся и обладающей большим потенциалом для долгосрочного развития.

Отрасль телекоммуникаций и связи является инфраструктурной отраслью, оказывает непосредственное влияние на процессы инновационного развития в стране. Значение отрасли телекоммуникаций и связи проявляется в том, что, оказывая большое влияние на развитие производственной инфраструктуры других отраслей,

она определяет темпы развития национальной экономики, а также занимает существенную и постоянно увеличивающуюся долю в валовом внутреннем продукте.

Интересна зависимость относительной величины развития телекоммуникаций и экономики на разных этапах развития экономики. До определенного уровня ВВП на душу населения зависимость прямая - чем выше уровень ВВП на душу населения, тем выше доля телекоммуникаций в ВВП.

Затем зависимость становится обратной - при достижении определенного уровня развития доля телекоммуникаций в ВВП начинает снижаться, что свидетельствует о существовании предельного набора телекоммуникационных услуг, необходимого потребителю, стоимость которого не превышает определенной величины [1].

Одной из особенностей рынка отрасли связи и телекоммуникаций, является пересечение интересов бизнеса и государства.

Огромное влияние на структуру отрасли и рынка оказывают определенные факторы развития, к таким факторам следует отнести развитие технологий, подверженность рынка процессам конкуренции, диверсификации деятельности и процесс реструктуризации.

Из-за сложной и постоянно изменяющейся многокомпонентной системы, отсутствует единый подход к структуре рынка в отрасли связи и телекоммуникации.

Горизонтальная и вертикальная интеграция - одна из закономерностей в развитии отрасли связи и телекоммуникаций. Интеграция относится к ведущей тенденции изменения структуры отрасли связи и телекоммуникаций, создания эффективного конкурентоспособного рынка.

Другим фактором изменения структуры отрасли и рынка является диверсификация, большинство компании отрасли, стараются оказывать услуги одновременно в различных сегментах рынка.

Развитие телекоммуникаций, тесно связано с развитием экономики - чем выше уровень развития экономки, тем выше уровень развития телекоммуникаций. При этом существует и связь в обратном направлении, рост телекоммуникационной отрасли увеличивает эффективность других отраслей экономики [1].

Рассматривая рыночную структуру в отрасли связи и телекоммуникаций, в первую очередь рынок делится на два крупнейших рынка: производственный и потребительский рынок [2].

Потребительский рынок услуг связи и телекоммуникаций - это рынок услуг связи и телекоммуникационных услуг для конечного пользователя, представляет собой совокупность существующих и потенциальных клиентов, к основным типам клиентов относятся коммерческие компании и государственные организации как корпоративные клиенты, а также население, которые являются конечными пользователями услуг связи и телекоммуникаций.

На потребительском рынке основную долю занимают розничные рынки мобильной связи, фиксированной связи и Интернет.

В отличие от потребительского рынка, на производственном рынке происходит взаимодействие между производителями (провайдерами) телекоммуникационных услуг и связи, в последующем предлагающими на потребительском рынке однотипные взаимозаменяемые услуги.

Взаимоотношения между участниками производственного рынка строятся по принципу «оператор - оператор», в результате такие взаимоотношения оказывают существенное влияние на потребительский рынок, формируется стоимость телекоммуникационных услуг и услуг связи для конечного потребителя.

От методов регулирования применяемых на производственном рынке, зависит качество, объем и стоимость услуг, данные показатели характеризуют уровень развития инфраструктуры и отрасли связи и телекоммуникаций. Поэтому методы регулирования в первую очередь применяются в отношении участников

производственного рынка, в частности рынка межоператорских взаимоотношений и использования телекоммуникационных сетей и инфраструктуры.

Производственный рынок имеет более разветвленную структуру, и представлен такими сегментами как услуги связи и контента, услуги провайдеров, а также производство оборудования и программного обеспечения.

Основную долю производственного рынка занимает оптовый рынок межоператорского взаимодействия. На данном рынке представлены такие услуги как: услуги присоединения, услуги пропуска трафика, услуги по аренде каналов, аренда волоконно-оптических линий связи, и прочие услуги межоператорского взаимодействия.

При такой разнообразной структуре производственного рынка, рынок присоединения и пропуска трафика всегда был самым объемным для межоператорского рынка. Динамика изменения доходов от присоединения и пропуска трафика, оказывает основное влияние на динамику развития всего сегмента межоператорского взаимодействия.

В результате такой рыночной структуры в отрасли связи и телекоммуникаций, взаимодействие происходит как на этапе производства услуг, так и на потребительском рынке.

Рыночную структуру в отрасли связи и телекоммуникаций также можно классифицировать по таким признакам как вид деятельности компании, регион предоставления услуг, по видам товаров и оказываемым услугам.

Сложная рыночная структура в отрасли связи и телекоммуникаций обусловлена большим и разнообразным количеством предлагаемых услуг, географическими особенностями территориальными условиями в развитии.

Несмотря на свободный доступ к услугам связи на всей территории России, развитие рынка в различных регионах неравномерно, существует значительная разница в предоставляемых услугах в городах и отдаленных регионах, из-за низкой плотности и уровня доходов населения. Так как существует разница в социально-экономическом развитии регионов, такие различия не исключить.

На рынке компании предлагают по большей части одинаковые однотипные услуги, ориентируясь на одних и тех же потребителей услуг, из-за этого формируется довольно сложная конкуренция. Из-за проникновения услуг связи более чем на 100%, компаниям очень сложно привлекать новых клиентов, а также удерживать уже существующих.

Одним важным фактором развития рынков и отрасли в целом, является государственно-правовое регулирование отрасли связи и телекоммуникаций. Государственное регулирование оказывает значительное влияние на развитие рынка и отрасли связи и телекоммуникаций, путем проведения антимонопольной политики, тарифного регулирования, применяя рыночные механизмы в части доступа к ресурсам радиочастотного спектра и нумерации, обеспечивает необходимые условия для конкуренции. Особое внимание со стороны государства уделяется обеспечению населения универсальными услугами.

В целом для развития рынка отрасли связи и телекоммуникаций, характерны положительные и отрицательные факторы, которые определяют развитие отрасли в дальнейшем.

К положительным факторам развития рынка относятся развитие сотрудничества в сфере телекоммуникаций и связи, потребность в создании новых технологий и телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационные услуги и услуги связи становятся важной составляющей жизни населения, широкое распространение и развитие услуг влияет на социальную сферу, безопасность.

К негативным факторам развития следует отнести: неравномерное развитие регионов страны, сложные природно-климатические условия, различная плотность населения, ограниченная покупательная способность, в результате происходит

неравномерное развитие различных рыночных сегментов, в виду нерентабельности предоставления доступа к услугам, в отстающих в развитии регионах.

Также для возможности предоставления доступа к услугам в отдаленных территориях, необходим значительный объем инвестиций, но возврат инвестиционных вложений на создание и поддержание телекоммуникационной инфраструктуры на должном уровне в отдаленных районах, затягивается на длительное время.

Несмотря на отрицательные факторы, рынок услуг связи и телекоммуникаций продолжает активно развиваться. В условиях жесткой конкуренции, усиления государственного регулирования отрасли телекоммуникаций и связи, для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности компаниям важно сформировать эффективную стратегию развития.

Основными перспективные направления развития рынка и отрасли связи и телекоммуникаций являются: создание новых технологий, обеспечение устойчивого спроса на услуги, увеличение объемов на рынке услуг межоператорского взаимодействия.

Доступность услуг связи и телекоммуникационных услуг одна из составляющих оценки качества жизни, и позволяет ускорить социально-экономическое развитие как регионов, так и страны.

Список литературы /References

1. Ефанов А.В. Развитие телекоммуникационного рынка и проблемы совершенствования его регулирования в России: автореферат диссертации ... канд. экон. наук: 08.00.05. M., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interun.ru/documents/aspirantura/zashchita-issertatsii/ar_efanov.pdf/ (дата обращения: 10.01.2017).

2. Шаравова О.И. Рыночная среда инфокоммуникаций и отраслевая структура рынка // T-Comm - Телекоммуникации и Транспорт. 2014. Выпуск № 7 / том 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.media-publisher.ru/pdf/Nom-7-2014-sait.pdf/ (дата обращения: 17.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.