Научный журнал
Вестник Курганской ГСХА
УДК 378.147
Ю. А. Пянзина
МЕТОД «CASE-STUDY» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
Yu. A. Pyanzina
CASE-STUDY METHOD AS MEANS OF ACTIVIZATION EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Аннотация. Рассмотрен сравнительный анализ традиционных и интерактивных методов, применяемых при изучении дисциплин. Обосновано преимущество интерактивных методов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Освещен метод «case-study» как один из примеров интерактивных методов обучения, который можно применить для активизации деятельности обучаемых.
Ключевые слова: интерактивный, учебная деятельность, кейс-ситуация, активизация познания.
Summary. The comparative analysis of the traditional and interactive methods applied at disciplines studying is considered. Advantage of interactive methods in the course of activization of students' educational cognitive activity is proved. The case-study method as one of examples of training interactive methods which can be applied for activization of trainees activity is shined.
Keywords: interactive, educational activity, case situation, knowledge activization.
Юлия Александровна Пянзина
Yulia Aleksandrovna Pyanzina E-mail: [email protected]
Традиционные методы, применяемые в учебном процессе вуза при изучении различных дисциплин, предполагают, в основном, передачу определенной суммы знаний. Данная передача происходит за счет рационально организованного содержания учебного процесса, то есть осуществляется односторонний диалог, в котором ведущую роль отводят преподавателю. Другими словами результативность традиционных методов полностью зависит от правильности решения преподавателем следующих задач: постановка учебной цели, осуществление передачи теоретического материала (проведение лекции), интерпретация теоретического материала для студентов (проведение лабораторно-практических занятий, семинаров и т. п.), форма контроля знаний.
Основным «минусом» традиционных методов является то, что фактически невозможно проследить и тем более повлиять на учебно-познавательную деятельность и активность студентов в процессе обучения.
В противоположность этому в рамках реализации интерактивных методов преподавателю уже отводится роль консультанта и руководителя, который способен вовлечь обучаемого в самостоятельную творческую работу, что приводит к увеличению учебно-познавательной активности студентов. Результатом реализации интерактивных методов обучения являются не
только знания, но и способы, и источники их получения и дальнейшее их применение. Кроме того, такая форма усвоения содержания дисциплины формирует у студентов культуру профессионально-ориентированного системного мышления и способность творческого переосмысления полученной информации.
Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии,
case-study, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе) и др.
Рассмотрим более подробно метод case-study или метод анализа конкретных ситуаций.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Метод case-study стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейс-ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод case-study включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Основной чертой метода является принципиальное отрицание наличия единственно правильного решения. Студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Гуманитарные
Вестник Курганской ГСХА № 3, 2014 U общественные науки
Данный метод характеризуется следующими признаками:
• наличие конкретной ситуации (кейса);
• разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;
• публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
• подведение итогов и оценка результатов занятия.
Центральным понятием метода case-study является понятие ситуация, т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат.
Выделяют следующие виды кейс-ситуаций:
• ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности;
• ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивирован-
Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:
1 Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.
2 Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему, иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.
3 Проверка. Одна из форм проверки - выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.
4 Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.
5 Руководство. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе руководителя. На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение
ное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения;
• ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;
• ситуация-опережение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использованные при этом приобретенные теоретические знания.
Продуктивность реализации метода case-study зависит от строгого соблюдения всех трех этапов (таблица 1).
Данный метод очень похож на некоторые другие интерактивные методы, например, на проблемный метод, но существует ряд критериев, которые присущи только ему.
вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно руководитель делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.
Таким образом, при применении метода case-study происходит вовлечение студентов в интенсивное обсуждение заданного кейса, что ведет к активизации учебно-познавательной деятельности и увеличению интереса студентов. Кроме того, в процессе диалога студент учится формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор, отстаивая свою точку зрения.
Список литературы
1 Кручинина Г. А. Экспериментальное исследование дидактической ценности компьютерных программ различных типов для формирования позитивного отношения учащихся к знаниям. - М.: Педагогика, 1991.
2 Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.
3 Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия, 2007.
4 Селевко Г. К. Энциклопедия новых педагогических технологий. - М.: Высшая школа, 2009.
Таблица 1 - Этапы проведения case-study
Этапы Деятельность преподавателя Деятельность студента
До занятия 1 Подбор кейс-ситуаций; 2 Определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов; 3 Разработка сценария занятия. 1 Получение кейса и списка рекомендуемой литературы; 2 Подготовка к обсуждению кейс-ситуации.
Во время занятия 1 Организация предварительного обсуждения кейс-ситуации; 2 Деление группы на подгруппы; 3 Руководить обсуждением кейса, обеспечение студентов дополнительными сведениями. 1 Задание вопросов, углубляющих понимание кейса и проблемы; 2 Разработка вариантов решений, принимая во внимание мнение других участников обсуждения; 3 Участие в принятие окончательного решения.
После занятия 1 Оценка работы студентов; 2 Оценка принятых решений и поставленных вопросов. Составление письменного отчета о занятии в заданной форме.