Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры «Прикладная информатика» Гочияева Мадина Джаштуевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск);
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Гаджикурбанова Габибат Магомедовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Абдуллаев Абдулла Бабаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты использования кейс-метода в процессе формирования компетенций студентов бакалавриата. Необходимость внедрения инновационных педагогических технологий в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию качеств современного работника, является метод анализа конкретных ситуаций или кейс-метод. Дидактические приёмы, интегрированные в кейс-метод способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию следующих свойств личности. Кейс-метод имеет практическую направленность. Он дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характер, с помощью которого можно наиболее результативно усвоить учебный материал, так как в процесс вовлечены все обучаемые, причем такое участие достаточно эмоционально. Кейс-метод имеет много схожего с деловыми играми и по сути своей является «разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии».
Ключевые слова: кейс-метод, студенты, компетенции, формирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций.
Annotation. The article deals with the theoretical aspects of the use of the case method in the process of forming the competencies of undergraduate students. The need to introduce innovative pedagogical technologies in the educational process is due to the fact that the amount of knowledge gained is less and less important. One of the didactic tools that contribute to the formation and development of the qualities of a modern employee is the method of analyzing specific situations or the case method. Didactic techniques integrated into the case method contribute to a more effective assimilation of educational material and, as a result, the formation and development of the following personality traits. The case method has a practical orientation. It provides an opportunity to apply theoretical knowledge in order to solve practical problems, with the help of which you can most effectively learn the training material, since all students are involved in the process, and such participation is quite emotional. The case method has many similarities with business games and is essentially" a kind of group research analytical activity, a project technology that generates a synergy effect".
Keywords: case method, students, competencies, formation, business games, analysis of specific situations.
Введение. Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную. Формирование ряда компетенций закреплены во ФГОС среднего профессионального и высшего образования всех ступеней как требования к результатам освоения образовательной программы.
Анализ Интернет-ресурсов по поиску работы в России показал, что одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам - навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку.
Изложение основного материала статьи. Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.
Традиционные формы обучения позволяют студентам приобрести опыт решения задач чётко сформулированных. Однако в профессиональной практике эти самые задачи могут осложняться рядом сопутствующих факторов, которые заранее не будут учтены. К ним могут относиться недостаток времени, психологический климат коллектива, индивидуальные интересы отдельных сотрудников, качество оснащённости рабочего места и многие другие. Поэтому важно ещё на ранней стадии формирования профессионального опыта заложить студенту качества, позволяющие оперативно действовать в обстановке нестандартной, осложнённой теми или иными обстоятельствами. Для этого в учебный процесс внедряются учебные методы, основывающиеся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированные на согласованность действий между самими учащимися.
Чтобы посодействовать получению студентом первоначального профессионального опыта и формированию у него базовых профильных навыков, как нельзя лучше, подходит метод анализа конкретных
ситуаций. В современной педагогической литературе его также называют метод ситуационного анализа, кейс-метод или case-study (от англ. case - случай, обстоятельство).
Изначально метод анализа конкретных ситуаций был опробован в области изучения права. Затем, постепенно приобретая популярность, этот метод стал заимствоваться преподавателями и других дисциплин. Сейчас применение кейс- метода актуально даже для таких областей, как экономика, журналистика, психология и даже медицина. Изучением вопроса применения кейс-метода в области экономики занимаются Т.Н. Лебедева, Д.А. Ласт; медицины - А.Н. Путинцев, Т.В. Алексеев, А.А. Гаранин; вопросы применения кейс-метода в обучении студентов по направлению «Реклама» осветила Е.Б. Курганова.
И.М. Жигилей пишет о том что «практика применения кейс-метода в высшем образовании насчитывает уже не одно десятилетие. Но возможности его применения не ограничиваются только бизнес-образованием, обучением юридическим или медицинским наукам. В настоящее время в России всё больше можно встретить исследований в области развития профессиональных компетенций в технических и гуманитарных вузах» [3].
Многие авторы подчёркивают, что обязательным условием кейса, должно выступать противоречие, проблема или их совокупность, построенные на реальных фактах.
Суть метода, построенного на изучении и анализе конкретных ситуаций, основывается на том, что ситуация, предложенная для решения, заключает в себе не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Опираясь на совокупность всех составляющих ситуации, обучаемые путём дискуссии должны выработать решение, оптимально отвечающее всем условиям [1, С. 24-27].
Так А.И. Фоменков под термином «технология» понимает «систематизированное знание о наиболее полезных и необходимых действиях и процессах, приводящих к достижению целей организации, а также порядок применения этих знаний» [2, С. 9-12].
Говоря об инновационных технологиях в образовании, такие специалисты, как С.Ю. Попова и Е.В. Пронина отмечают, что «в российском образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Если под технологиями понимать такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определённых знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса, то данный термин уместно использовать для образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. Но, по существу, данным термином часто обозначают методологические инновации в образовании, которые получают всё большее распространение» [5].
Необходимость внедрения инновационных педагогических технологий в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Гораздо более значимую роль играет умение применить накопленный багаж знаний на практике. Ценность современного специалиста состоит в его способности создавать на базе усвоенной информации что-то принципиально новое, приносящее практическую пользу. Отсюда возникает вывод, что роль учеников-слушателей стремительно теряет свою актуальность. Современный студент - это активный самостоятельный участник образовательного процесса, способный к самостоятельному освоению, осмыслению, накоплению и применению информации, выработке своих персональных алгоритмов работы и составлению собственной системы ценностей. В современной дидактической литературе совокупность этих качеств (компетенций), а также умение их реализовать на практике, характеризуется понятием «компетентность».
Возвращаясь к вопросу актуальных потребностей рынка труда, необходимо сделать вывод, что именно компетентностная модель отечественного образования должна способствовать воспитанию специалистов, соответствующих современным требованиям к работнику, таким как умение действовать в разнообразных направлениях и с высокой долей нагрузки, восприимчивость к изменениям окружающих условий, конкурентоспособность, коммуникабельность, обучаемость, способность работать в команде, умение принимать обоснованные решения и нести за них ответственность.
В связи с этим сегодня всё больше внимания уделяется сравнительно новым для отечественной педагогики методам преподавания, в том числе интерактивным, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников.
И.В. Плаксина так характеризует интерактивные дидактические технологии: «К интерактивным технологиям относятся дискуссионные, игровые и треннинговые технологии, представляющие собой целенаправленную специально организованную групповую и межгрупповую деятельность с наличием «обратной связи» между всеми её участниками для достижения взаимопонимания и коррекции образовательного процесса и индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа «здесь» и «сейчас». Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, и прямом взаимодействии с областью осваимого опыта, в рамках которого обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску знания и понимания разнообразными игротехническими средствами» [4, С. 83-84].
Одним из дидактических инструментов, способствующих формированию и развитию вышеперечисленных качеств современного работника, является метод анализа конкретных ситуаций или кейс-метод (от англ. Case - случай).
В области образования, кейс-технологии начали применять сравнительно недавно, но теперь популярность этого метода стремительно набирает обороты. Исследованием кейс-метода как инструмента формирования компетенций, необходимых выпускнику высшей школы занимаются Попова С.Ю., Пронина Е.В., Зарукина Е.В., Хорева Л.В., Большаков А.С., Гладких И.В. и др.
Кейс-метод имеет практическую направленность. Он дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Иными словами, студент, находясь еще в стенах вуза, получает практический опыт работы в самых разнообразных и нестандартных производственных ситуациях.
С помощью данного метода можно наиболее результативно усвоить учебный материал, так как в процесс вовлечены все обучаемые, причем такое участие достаточно эмоционально. Кейс-метод имеет много схожего с деловыми играми и по сути своей является «разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии».
«Симулированные» кейсы, описывающие определённую ситуацию в вымышленной организации [6, С. 45].
Также довольно интересными предстают так называемые «составные» или «множественные» кейсы. Они могут быть представлены последовательностью: Кейс «А» ^ Кейс «Б» ^ Кейс «В», где для решения одного кейса необходимо знать ответ на предыдущий и так далее.
Информационной почвой для создания кейсов могут являться статьи, опубликованные в средствах массовой информации, фрагменты произведений художественной литературы, отрывки произведений кинематографа, данные статистических материалов, всевозможные интервью, а также описания деятельности реальных предприятий. Главное, чтобы все вышеперечисленные источники могли отразить проблемность предложенной ситуации.
Кейсы могут быть представлены как в печатном виде, так и с помощью технических средств обучения (аудио- и видеоматериалы).
Немаловажной особенностью кейс-метода является его продуктивная комбинаторность с другими методами обучения и интеграция их внутри себя. Иными словами, кейс-метод можно охарактеризовать как систему дидактических инструментов, взаимодействующих между собой и дополняющих друг друга (рисунок 1).
Рисунок 1. Система дидактических инструментов, включённых в состав кейс-метода
Метод моделирования, интегрированный в кейс-метод, позволяет, опираясь на исходные данные кейса, построить прообраз ситуации, вымышленной или реально существующей, с целью дальнейшего её анализа и объяснении явлений и процессов, послуживших созданию этой самой ситуации.
Использование метода системного анализа, логично вытекает предыдущего. Этот метод позволяет определить составляющие элементы ранее выстроенной модели и степень их значимости в процессе взаимодействия между ними.
Мысленный эксперимент даёт возможность виртуально преобразовать ситуацию, посредством внесения различных изменений в её составляющие, что в свою очередь позволяет представить, как эти изменения могут повлиять на характер взаимодействия между этими составляющими и, как следствие, на конечный результат.
Метод описания позволяет формулировать и фиксировать результаты анализа или условного эксперимента посредством понятий, знаков, схем и цифр. Путём описания студенты смогут придать разбираемой ситуации форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения).
Проблемный метод обучения имеет целью и способствует выявлению проблем, находящихся в корне изучаемой ситуации.
Использование метода классификации в решении кейса поможет классифицировать проблемы, например, по их источникам, степени сложности, очерёдности решения и т.д.
Игровые методы обучения, как одна из составляющих кейс-метода, помогают обучаемым получить представление о возможных поведенческих реакциях участников ситуации и, при необходимости, выработать альтернативные действия.
Метод «мозгового штурма» даёт участникам процесса обучения сгенерировать максимальное количество возможных идей для выхода из условно сложившейся, смоделированной ситуации. Впоследствии, путём дискуссии, участники процесса смогут выбрать одно или несколько наиболее оптимальных решений.
Метод дискуссии активизирует процесс освоения материала. В процессе обсуждения той или иной проблемы, спорного вопроса каждый участник дискуссии оппонирует своему собеседнику, аргументировано отстаивая правоту своей точки зрения. В результате стороны должны будут прийти к общей, приемлемой для всех точке зрения.
Все вышеперечисленные дидактические приёмы, интегрированые в кейс- метод, в свою очередь способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию следующих свойств личности:
- критического и творческого типов мышления;
- опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведения конструктивного диалога;
- способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие и, тем самым, минимизировать издержки и затраты на её решение;
- способности формулировать собственное мнение;
- формированию системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.
Помимо многочисленных преимуществ кейс-метода, необходимо учитывать и некоторые сложности, которые могут возникнуть при работе с ним. Так, например, ряд педагогов указывает на возможные затруднения при работе с кейсами:
- достаточно много времени уходит на разбор каждой ситуации;
- в виду того, что традиционные методы обучения не предполагают настолько интенсивной самостоятельной работы, в ряде случаев можно столкнуться с сопротивлением со стороны обучающихся;
- большое количество сопутствующих вопросов и второстепенных проблем, возникающих по ходу работы с материалом кейса, может сместить вектор внимания обучаемых, отвлекая их тем самым от выработки основного решения;
- работа с кейсами предполагает наличие знаний не только конкретно изучаемой дисциплины, но также знаний, полученных усвоением сопутствующих предметов.
Таким образом, кейс-метод, наряду с методами тренинга, дискуссии, проектов, ролевых и деловых имитационных игр, портфолио, относится к педагогическим технологиям, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Использование его в качестве дидактического инструмента при изучении довольно широкого круга вопросов, способствует не только количественному приращению знаний, но и качественному их содержанию. Формирует умение использовать полученные знания в различных практических целях. Помогает будущим специалистам, находясь еще в стенах учебного заведения, приобрести навыки командной работы, сформировать умение генерировать свои собственные идеи и технологии их внедрения, заложит основы умения критично и оперативно работать с большими объёмами разнонаправленной информации.
Суть кейс-метода, заключается в том, что ситуация, предложенная для решения, включает в себя не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Традиционно выработка решения происходит в процессе дискуссионной деятельности студентов в составе малых групп. Эта деятельность направлена на формирование диалогового и коммуникационного навыков, а также выработку умения аргументировать свою позицию.
Метод «case-study» дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера.
Типология кейс-метода указывают на его многофункциональность и высокую эффективность. Посредством применения различных его видов и модификаций преподаватель может добиться активизации у студента того или иного качества. Студенту, для решения различных видов кейсов, требуется применить либо конкретный навык в той или иной области знаний, либо показать умение искать «подводные камни». В иной ситуации необходимо применить свой собственный багаж знаний по теме. Составные кейсы помогают сформулировать логику мышления. Различные источники и оборудование для представления кейсов делают его более наглядным, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на восприятие, усвоение и обобщение знаний информации.
Выводы. Интеграция в кейс-метод и взаимодействие внутри него других обучающих техник, таких как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, описание, проблемный метод, метод классификации, различные игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия, ещё раз подчёркивают универсальность данной педагогической технологии.
Литература:
1. Абубакаров М.А., Алиева Р.Р. Применение кейс-технологии на занятиях у будущих учителей информатики // Проблемы научной мысли. 2019. Т. 8. № 3. С. 24-27.
2. Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 9-12.
3. Жигилей, И.М. Формирования профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании / И.М. Жигилей // Преподаватель XXI век. - М.: МШУ, 2012
4. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 83-84.
5. Попова С.Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования. - Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015.
6. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013. - 94 с.