Научная статья на тему 'Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних'

Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
осужденные несовершеннолетние / исправительное воздействие / воспитательные колонии / средства исправления / нравственно-правовое воспитание / правопослушное поведение / convicted minors / correctional impact / educational colonies / means of correction / legal-cum-moral education / law-abidin behavior

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сычев А. И.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с особенностями исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, и применения к ним мер исправительного воздействия. Автор рассматривает отечественный и зарубежный опыты исполнения данного вида наказания в отношении исследуемой категории осужденных, отмечая основные аспекты его применения. В статье формулируется вывод, что исполнение наказания в воспитательной колонии является эффективным средством исправления несовершеннолетних осужденных, а также что длительное нахождение в воспитательной колонии в ряде случаев оказывает отрицательное влияние на личность несовершеннолетнего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сычев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the execution of deprivation of liberty in relation to convicted minors

The article considers current problems related to the peculiarities of the execution of imprisonment in relation to convicted minors serving sentences in the form of imprisonment in educational colonies and the use of correctional measures against them. The author analyzes domestic and foreign experience in the execution of punishment in the form of imprisonment in relation to juvenile convicts, noting the main aspects of the application of this type of punishment to the category of convicts under study. The article formulates the conclusion that staying in an educational colony is a strong psychological stress for a minor, and prolonged stay in such an institution, in some cases, can have a negative impact on the personality of a minor

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних»

УДК 343.81

Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних

А.И. Сычев

Санкт-Петербургская юридическая академия, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с особенностями исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, и применения к ним мер исправительного воздействия. Автор рассматривает отечественный и зарубежный опыты исполнения данного вида наказания в отношении исследуемой категории осужденных, отмечая основные аспекты его применения. В статье формулируется вывод, что исполнение наказания в воспитательной колонии является эффективным средством исправления несовершеннолетних осужденных, а также что длительное нахождение в воспитательной колонии в ряде случаев оказывает отрицательное влияние на личность несовершеннолетнего.

Ключевые слова: осужденные несовершеннолетние, исправительное воздействие, воспитательные колонии, средства исправления, нравственно-правовое воспитание, правопослушное поведение.

Для цитирования: Сычев А.И. Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 122-126.

Features of the execution of deprivation of liberty in relation to convicted minors

A.I. Sychev

St. Petersburg Law Academy,

Saint Petersburg, Russian Federation

[email protected]

Abstract. The article considers current problems related to the peculiarities of the execution of imprisonment in relation to convicted minors serving sentences in the form of imprisonment in educational colonies and the use of correctional measures against them. The author analyzes domestic and foreign experience in the execution of punishment in the form of imprisonment in relation to juvenile convicts, noting the main aspects of the application of this type of punishment to the category of convicts under study. The article formulates the conclusion that staying in an educational colony is a strong psychological stress for a minor, and prolonged stay in such an institution, in some cases, can have a negative impact on the personality of a minor.

Keywords: convicted minors, correctional impact, educational colonies, means of correction, legal-cum-moral education, law-abidin behavior.

For citation: Sychev A.I. Peculiarities of the execution of imprisonment in relation to convicted minors // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 122-126.

Как известно, лишение свободы является одним из самых жестких уголовных наказаний, согласно ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ). Оно применяется за тяжкие преступления (против жизни человека, здоровья или общественной нравственности населения, безопасности общества и др.). В соответствии со ст. 88 УК РФ лишение свободы на срок

не более 6 лет может быть назначено несовершеннолетним осужденным, которые совершили преступление в возрасте младше 16 лет. Совершившим особо тяжкие преступления назначается наказание на срок не более 10 лет, с отбыванием наказания в воспитательных колониях. Также если несовершеннолетний совершил преступление до достижения возраста 16 лет и оно отно-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25 декабря 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30 декабря 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

сится к категории преступлений небольшой или средней тяжести, то согласно условиям уголовного закона наказание в виде лишения свободы несовершеннолетнему не назначается. Условия отбывания наказания в воспитательных колониях регламентируются ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации1 (далее - УИК РФ), которая за последние годы претерпела весьма ощутимые изменения.

В разные исторические периоды развития уголовного и уголовно-исполнительного права и законодательства отношение к назначению наказания в виде лишения свободы применительно к несовершеннолетним было различно, как со стороны ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии, правозащитников, так и со стороны правоприменителя. Были и сторонники применения лишения свободы к несовершеннолетним, и противники такого подхода. Анализируя отечественный и зарубежный опыты исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении исследуемой категории осужденных, необходимо отметить следующие аспекты, связанные с особенностями применения данного вида наказания.

Прежде всего, необходимо отметить, что практика содержания и изоляции несовершеннолетних преступников имеет богатый исторический опыт. Не следует забывать, что преступность указанной категории лиц в определенные исторические периоды имела весьма угрожающий характер для общества и государства в целом (период послереволюционной разрухи, беспризорность, организация банд несовершеннолетних в 70-ых, 80-ых годах прошлого века в новостройках и др.), что побудило государство срочно принимать меры превентивного и воспитательного характера в отношении совершивших преступления в достаточно юном возрасте. Были созданы исправительные учреждения для несовершеннолетних (коммуны,

колонии и др.). Известен опыт знаменитого советского педагога А.С. Макаренко, который до сих пор изучается во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, поскольку учреждения, созданные им, стали прообразом воспитательно-трудовых, а позже воспитательных колоний.

Изоляция несовершеннолетних осужденных во время отбывания лишения свободы должна быть сопряжена со всем спектром исправительно-воспитательного воздействия, применения методов педагогического стимулирования правопослуш-ного поведения, разработанных и успешно примененных А.С. Макаренко [1, с. 43]. Вместе с этим, на наш взгляд, наиболее эффективными мерами исправления несовершеннолетних осужденных должны стать следующие. Так, называемый учебно-воспитательный процесс должны обеспечивать профессиональные педагоги и психологи, которые имеют специализацию работы с такого рода контингентом. Необходимо шире и эффективнее использовать работу родительских комитетов, религиозных и общественных организаций; больше внимания уделять нравственному, правовому, трудовому, физическому, эстетическому воспитанию, а также приобретению необходимых профессий, что позволит обеспечить эффективную ре-социализацию несовершеннолетних после освобождения2.

Нравственные аспекты воспитания предполагают работу церкви в колониях, обеспечение при этом свободы совести и вероисповедания осужденных несовершеннолетних. Церковные обряды целесообразно проводить в присутствии их родителей. Для этого в учреждениях предусмотрены комнаты для проведения религиозных обрядов и встреч со священниками, в ряде учреждений имеются религиозные храмы. Также необходимо приглашать представителей искусства, артистов, проводить концерты, смотры и конкурсы художественной самодеятельности, организовывать просмотры

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1 ФЗ (ред. от 24 июня 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11 декабря 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

2 Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 (ред. от 21 июля 2016 г.). Документ официально опубликован не был.

исторических, познавательных фильмов. В рамках физического воспитания следует проводить физкультурно-спортивные мероприятия, спартакиады, соревнования по различным видам спорта, с учетом местных и национальных традиций. Очень важно постоянно обновлять программы проведения занятий с осужденными по подготовке их к освобождению, с учетом изменений рынка труда, законодательных актов; создавать психологические установки с целью развития личностных качеств и стиля поведения, необходимых в современных условиях общения, взаимодействия, взаимопонимания. Приведенные меры и методы позволят минимизировать риски совершения новых преступлений после освобождения от отбывания наказания.

В период отбывания лишения свободы в воспитательных колониях целесообразно исключить воздействие отрицательно настроенных осужденных на остальную часть несовершеннолетних осужденных путем дифференцированного подхода, с учетом психологических свойств и особенностей лиц, поставленных на профилактический учет. Также негативно сказываются на процессе исправления осужденных криминальные традиции, которые весьма популярны среди несовершеннолетних преступников, особенно тех, кто употреблял наркотики. В рамках противодействия криминальным традициям необходимо больше проводить групповые и индивидуальные занятия в форме лекций на правовые темы: уважение к закону, развенчание «воровских» традиций, разъяснение принципов права (законности, неотвратимости наказания и др.), правовых оснований для представления осужденных к условно-досрочному освобождению.

Важно обеспечить высокий уровень организации встреч (консультаций) с работниками судебных и правоохранительных органов, прокуратуры, представителями органов местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних, проводить выездные открытые судебные заседания. Следует согласиться с Д.Р. Сунагатуллиным в том, что психологические и моральные ка-

чества лиц, оказывающих правовую и консультационную помощь разным категориям осужденных, эффективно влияет на процесс исполнения и отбывания наказания [2, с. 73].

В целях исправления несовершеннолетних осужденных требуется больше внимания уделять индивидуальной форме воспитательной работы, наряду с групповыми и массовыми формами, привлекать к ней психологов, применять методы убеждения (пример, разъяснения, доказательства и др.), стимулирования правомерного поведения и т. д. В процессе исполнения и отбывания наказания у несовершеннолетних осужденных важно развивать полезную инициативу посредством работы самодеятельных организаций под руководством администрации воспитательных колоний, с целью организации труда, быта, досуга осужденных, поддержания дисциплины, пожарной безопасности, общеобразовательного и профессионального обучения.

Несмотря на большой и разнообразный перечень средств и методов исправительного и воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, сам факт пребывания в воспитательной колонии является сильным психологическим стрессом для несовершеннолетнего, и длительное нахождение в колонии в ряде случаев может оказать отрицательное влияние на его личность. Поэтому не всегда можно быть уверенным в том, что отбывание лишения свободы, особенно на длительный срок, будет способствовать исправлению осужденного - в ряде случаев может произойти обратный эффект; все зависит от индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего и возможностей конкретного исправительного учреждения (профессионализма персонала, материальной базы, криминальной запущенности контингента и т. д.). В любом случае при исполнении наказания в виде лишения свободы, особенно когда такое наказание применяется в отношении несовершеннолетних, необходимо соблюдать высокий уровень конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, предоставленных Конституцией Российской Федерации 1993 г.1 [3, с. 19].

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., (с изменениями,

По мнению С.Б. Алексеева, применительно к правовому положению несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, необходимо обеспечить эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод человека и гражданина [4, с. 3].

Для этой цели судам следует назначать лишение свободы несовершеннолетним осужденным только в крайнем случае и применять альтернативные санкции и наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Использовать исправительные учреждения можно также в качестве «объектов устрашения» для указанных лиц, стоящих на учете в правоохранительных органах, и организовывать в них «экскурсии» в целях общей и частной превенции преступности несовершеннолетних.

Необходимо изучать и применять положительный опыт некоторых зарубежных стран, где несовершеннолетних осужденных помещают в исправительные учреждения на незначительный срок, которого бывает вполне достаточно, чтобы они осознали все, что связано с отбыванием срока в закрытом учреждении, и в ряде случаев из-за страха оказаться в нем на более длительный срок кардинально изменили свое поведение и отношение к соблюдению законов и правил общественного поведения. Такого рода исполнение наказания (краткосрочное лишение свободы) снижает риски возникновения отрицательных последствий, связанных с содержанием несовершеннолетних в местах лишения свободы. В качестве примера необходимо привести сроки лишения свободы в отношении рассматриваемой категории осужденных в различных странах: Швейцария, максимальный срок - 4 года; Германия, минимальный срок - 6 месяцев, максимальный - 5 лет; Россия, максимальный срок - 10 лет; Финляндия, максимальный срок - 12 лет; Казахстан, максималь-

ный срок - 12 лет; Франция, максимальный срок - 20 лет. При этом общий возраст уголовной ответственности в России устанавливается с 16 лет, а специальный - с 14 лет. В Великобритании же за отдельные виды преступлений установлен специальный возраст привлечения к уголовной ответственности -с 10 лет, во Франции - с 13 лет, в Германии -с 14 лет, а в США - с 16 лет.

Статистические данные, представленные Судебным департаментом Российской Федерации1, показывают, что количество несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, за последние 10 лет снизилось. В воспитательных колониях в 2022 г. содержалось 843 осужденных в возрасте до 18 лет; в следственных изоляторах - 812 несовершеннолетних. Для сравнения, в 1995 г. в воспитательных колониях содержалось 20,7 тысяч осужденных, в следственных изоляторах -19,8 тысяч, в 2000 г. - 17 тысяч осужденных и 11 тысяч подозреваемых и обвиняемых, в 2005 г. - 13,5 и 9 тысяч соответственно.

В заключение необходимо отметить, что исполнение лишения свободы в отношении осужденных несовершеннолетних в России характеризуется применением весьма объемного спектра средств и методов исправления осужденных, соответствующих принципам законности, гуманизма, демократизма, поскольку в российской системе исполнения и отбывания наказания ни государство, ни общество не отказываются от осужденного как от гражданина, а наказание в виде лишения свободы применяется лишь в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, представляет общественную опасность.

Вместе с тем в нашей стране все еще сохраняется уверенность в том, что человек, совершивший преступление, по тем или иным причинам может исправиться и в последую -щем принести пользу Отечеству.

Список литературы 1. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. 373 с.

одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.

1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).

2. Сунагатуллин Д. Р. Администрация исправительного учреждения как субъект, обеспечивающий реализацию права на квалифицированную юридическую помощь осужденным к лишению свободы иностранным гражданам и лицам без гражданства // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 72-77.

3. Шайхуллин М. С. Правовая природа конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 18-23.

4. Алексеев С.Б. Правовое положение несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. 22 с.

References

1. Makarenko A.S. Vospitanie grazhdanina. M.: Prosveshchenie, 1968. 373 s.

2. Sunagatullin D.R. Administraciya ispravitel'nogo uchrezhdeniya kak sub"ekt, obespechivayushchij realizaciyu prava na kvalificirovannuyu yuridicheskuyu pomoshch' osuzhdennym k lisheniyu svobody inostrannym grazhdanam i licam bez grazhdanstva // Pravo i gosudarstvennost. 2023. № 1 (1). S. 72-77.

3. Shaikhullin M.S. Pravovaya priroda konstitucionnyh garantij prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Pravo i gosudarstvennost. 2023. № 1 (1). S. 18-23.

4. Alekseev S.B. Pravovoe polozhenie nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvayushchih nakazanie v vospitatel'nyh koloniyah : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2006. 22 s.

Информация об авторе (авторах): Сычев Алексей Иванович, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургской юридической академии (192012, Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, дом 114), кандидат педагогических наук.

Information about the author(s): Sychev Alexey Ivanovich, associate professor of the department of civil law, St. Petersburg law academy (192012, St. Petersburg, Prospect Obukhov Defense, house 114), Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 24.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 22.01.2024; approved after 24.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.