5.7. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, КАК СРЕДСТВО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Бабаян Сергей Львович, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор, старший научный сотрудник. Место работы: Российский государственный университет правосудия, ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: кафедра уголовного права, НИЦ-2, отдел разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы. E-mail: [email protected] Габараев Алан Шотаевич, канд. полит. наук. Должность: начальник отдела. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: [email protected]
Дикопольцев Дмитрий Евгеньевич, канд. психол. наук. Должность: Заместитель начальника, начальник отдела. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается проблема совершенствования поощрительного воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных к лишению свободы как эффективного средства исправительного воздействия и профилактики повторных преступлений.
Авторами анализируется правоприменительная практика воспитательных колоний (ВК), в которых отбывают уголовное наказание лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте. Определяется соответствие отечественного уголовно-исполнительного законодательства международно-правовым стандартам в отношении несовершеннолетних, лишенных свободы.
Показано действие принципа дифференциации условий отбывания наказания. Приводятся статистические данные. На основе результатов проведенного исследования, авторами формулируются предложения по изменению уголовно-исполнительного законодательства, касающегося применения поощрительных норм и институтов в отношении несовершеннолетних осужденных. В частности, предлагается законодательно регламентировать перевод осужденных из воспитательных колоний в колонию-поселение, а также сокращение срока отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении положительно характеризующихся лиц.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, уголовно-исполнительное законодательство, несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, гуманизация наказаний, поощрительное воздействие.
STIMULATING THE POSITIVE BEHAVIOR OF MINORS CONVICTED TO IMPRISONMENT AS A MEANS OF CORRECTIVE ACTION AND THE PREVENTION OF REPEATED CRIMES
Babayan Sergey Lvovich, Dr of Law, Associate Professor. Position: Professor, Senior Researcher. Place of employment: Russian State University of Justice, Scientific Re-
search Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: Criminal Law chair, SRC-2, Development of Methodologies for the Execution of Criminal Sentences without Deprivation. E-mail: [email protected] Gabaraev Alan Shotaevich, PhD in Political Sciences. Position: Head of Division. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: SRC-2. E-mail: [email protected] Dikopoltsev Dmitry Evgenievich, PhD in Psychology. Position: Deputy Head, Head of department. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: SRC-2. E-mail: dimarik62rus@yandex. ru
Annotation: The article considers the problem of improving the incentive effect in relation to juvenile sentenced to imprisonment. This is seen as an effective means of corrective action and the prevention of repeated offenses.
The authors analyze the law enforcement practice of educational colonies (Educational colonies), in which persons who have committed crimes at a minor age are serving a criminal sentence. The compliance of the domestic penal legislation with international legal standards for minors deprived of their liberty is determined.
The effect of the principle of differentiation of the conditions of serving a sentence is shown. Statistics are provided. Based on the results of the study, the authors formulate proposals to amend the penal legislation regarding the application of incentive norms and institutions for juvenile offenders. It is proposed to legislatively regulate the transfer of convicts from educational colonies to a penal colony. It is also possible to reduce the term of serving a sentence of imprisonment in respect of positively characterized persons.
Keywords: penal policy, penal legislation, juvenile convicts, educational colonies, humanization of sentences, incentive effect.
B настоящее время в России состояние борьбы с преступностью несовершеннолетних заставляет задуматься об эффективности действующей уголовной и уголовно-исполнительной политики. Несмотря на снижение абсолютных показателей преступности несовершеннолетних, из года в год увеличивается количество насильственных преступлений, совершаемых ими, среди подростков правонарушителей растет доля представителей женского пола, учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ. В действующем законодательстве, составляющим основу уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних осужденных, существуют пробелы и противоречия, в частности, отсутствует единое понимание ее целей, задач и средств, а также основных направлений развития.
Уголовно-исполнительная политика обуславливает не только уголовно-правовую и сущностную конфигурацию наказаний, но и предопределяет полномочия и характер деятельности субъектов исполнения наказаний, вектор их обращения с осужденными.
Фундаментальное понятие о самостоятельности уголовно-исполнительной политики впервые было обосновано в 70-е годы XX века Н.А. Стручковым, который отмечал, что наряду с уголовной существует исправительно-трудовая политика, которая «представляет собой основу, на которой формируется и развивается исправительно-трудовое право, а равно осуществляется практическая деятельность соответствующих органов государства и общественных организаций, сущность которых составляет применение норм исправительно-трудового права» [9, с. 53]. Современная уголовно-исполнительная политика объединяет пра-
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
вотворческую и правоприменительную деятельность, i направленную на выполнение задач, стоящих перед i уголовно-исполнительной системой (далее - УИС). i Разработка направлений уголовно-исполнительной i политики в отношении осужденных, отбывающих нака- i зание в воспитательных колониях (далее - ВК), а также комплекса мероприятий, составляющих ее, должно i включать в себя различные меры социально- i экономического характера. По мнению современных i разработчиков теории борьбы с преступностью «без учета изменений экономических, социальных, нравст- i венных условий жизни общества меры специального i характера по борьбе с преступностью, в том числе в i отношении несовершеннолетних, обречены на про- i вал» [18, с. 34]. При формировании уголовно-исполнительной политики в отношении несовершен- i нолетних осужденных следует учитывать происходя- i щие в стране социально-экономические процессы. В i первую очередь, это снижение уровня жизни народонаселения вследствие экономических кризисов и ко- i лебаний, меняющиеся стандарты общего и профес- i сионального образования в стране, миграционные | процессы как внутри государства, так и в мире в целом i и другие процессы. i
Курс на гуманизацию условий содержания осужденных в ВК оправдан и актуален. Ведь, говоря о несо- ) вершеннолетних, надо иметь в виду, что « лишь на on- i ределенной стадии социального, умственного и нрав- ( ственного развития подростка в состоянии с ( достаточной полнотой осознать характер и степень i общественной опасности своих действий и оценить i серьезность предупредительной силы уголовного за- i кона». I Необходимо учитывать, что несовершеннолетние I осужденные попадают в места лишения свободы в по- ) ру социализации их личности, то есть когда начинается формирование жизненных позиций, вхождение в ( общественные отношения, постижения основных социальных ролей: гражданина, семьянина, работника. i Естественно, в условиях лишения свободы о процессе i социализации личности речь можно вести с большой i натяжкой. Тем более, что несовершеннолетние осуж- i денные наиболее подвержены воздействию кримино- i генных факторов, которые характерны для пенитенци- ; арной системы: негативное влияние «авторитетов» (лиц, удерживающих лидерство) на основную массу : осужденных; существование криминальной тюремной i субкультуры. В связи с этим зарубежные криминологи < Моррис Р., Пепински X., Платек М. и другие высказы- i ваются за назначение несовершеннолетним преступ- i никам альтернативных мер социального контроля, вы- i ступая за исключение тюремной или пенитенциарной 1 системы [9, p. 111; 10, p. 105; 11, p. 215]. По нашему i мнению, исключить лишение свободы из арсенала на- i казаний за совершение тяжких и особо тяжких престу- i плений, пока не представляется возможным, даже когда речь идет о несовершеннолетних правонарушите- i лях. В то же время возраст несовершеннолетних ( предполагает период активной социализации их лич- i ности. Акт осуждения и направления их в ВК не дол- i жен приостанавливать этот процесс. i Принимая во внимание, что в настоящее время про- j исходит реформирование правовой системы страны, i передовые идеи об использовании факторного анали- i за для эффективного развития отраслевых юридиче-
Бабаян С.Л. Габараев А.Ш. [ Дикопольцев Д.Е.
ских наук все чаще звучат в международном научном сообществе [7, p. 259]. В целом система факторов, формирующих политику государства в области исполнения наказаний, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных, включающая в себя политические, экономические, социальные и духовные группы факторов, позволяют выявить новые современные направления и проанализировать их влияние на данную политику.
Одним из факторов, влияющих на концептуализацию пенитенциарной политики в отношении несовершеннолетних осужденных, лишенных свободы, являются международные стандарты в сфере обращения с правонарушителями.
Международные нормы и принципы выработали особый подход к осуществлению правосудия в отношении несовершеннолетних осужденных, что нашло свое отражение в Пекинских правилах, 1985 г.
В п. 26.6. данных правил сказано, что важно прилагать усилия для предоставления несовершеннолетним осужденным необходимой помощи и поддержки, которая может оказаться полезной и практичной, в целях содействия процессу исправления и соответственно стимулированию их правопослушного поведения.
Известно, что основополагающим международным документом при решении проблем, связанных с несовершеннолетними, является Конвенция о правах ребенка, принятая Организация Объединенных Наций (далее - ООН) 20 ноября 1989 года. В декабре 1990 года были приняты Эр-Риядские руководящие принципы Организации Объединенных Наций с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних лиц. Практически в это же время была принята Резолюция 45113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, регламентирующая вопросы защиты несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
Перечисленные документы представляют собой пример гуманного отношения не только к несовершеннолетнему, но и к лицу, совершившему уголовное преступление, так как в малолетнем преступнике, в первую очередь, видят растущего человека, формирующуюся личность, способную к социализации даже в условиях изоляции от общества.
Гуманизация процесса исполнения уголовного наказания должна обеспечиваться эффективностью учебно-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, применяемыми к ним средствами исправления, а не за счет ослабления режима содержания их в ВК и средств охраны общества от изолированных от него преступников. Как справедливо отмечают А. С. Крылов и А.Ю. Стецовский «защита интересов общества с помощью наказания дает основание считать его применение, не противоречащим принципу гуманизма» [4, с. 105].
Условия содержания несовершеннолетних в ВК, в которых, по сравнению с исправительными колониями (далее - ИК) для взрослых осужденных, более мягкие и гуманные. Статья 132 УИК РФ закрепила в ВК обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Несмотря на то, что облегченные и льготные условия отбывания наказания существенно облегчают жизнь осужденным, количество несовершеннолетних в указанных условиях содержания суще-
ственно меньше, чем тех, кто отбывает наказание в обычных условиях (см. таблицу).
Таблица
Распределение осужденных в зависимости от условий отбывания наказания
Годы УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Численность осужденных Обычные Облегченные Лыотные Строгие
2007 10750 6404 59,6% 3072 29,6 % 961 8,4 % 313 2,4%
2008 8550 5289 61,8 % 2362 27,6 % 639 7,6% 260 3,0%
2009 5970 3839 64,5% 1517 25,4 % 407 6,8 % 207 33%
2010 4053 2678 66,0 % 967 23,8 % 284 7,0% 124 3,2%
2011 2792 1856 66,4 % 605 21,6 % 222 8,0 % 109 4,0%
2012 2293 1602 69,8 % 508 22,2% 103 4,5% 80 3,5%
2013 1974 1407 71,3% 391 19,8 % 89 4,5 % 87 4,4 %
2014 1776 1281 72,8 % 351 19,2% 75 4,2% 66 3,8%
2015 1683 1247 74,0 % 312 18,5% 58 3,5% 66 4,0 %
2016 1655 1248 75,4% 279 16,6% 75 4,8% 53 3,2%
2017 1511 998 66% 275 18,2% 90 5,9% 32 2,1%
2018 1384 885 63,9% 322 23,4% 73 5,3% 30 2,2 %
Исходя из статистических данных, в среднем, в обычных условиях находятся 68 % осужденных, в облегченных - 23 %, в льготных - 6 %, а в строгих - 3 %. Это свидетельствует о низкой мотивации осужденных к переводу в улучшенные условия отбывания наказания. Они не ощущают тех преимуществ, которые предоставляются УИК РФ, хотя, согласно ч. 4 ст. 133 УИК РФ льготные условия отбывания наказания возможно организовывать за пределами ВК. На сегодня, в большинстве учреждений, в силу разных причин, они отсутствуют. На практике данная форма социализации личности осужденных, подготовки их к освобождению, реализуется крайне редко. В настоящее время лишь в четырех ВК, которые находятся в Архангельской, Брянской, Иркутской областях, а также в Приморском крае функционируют помещения за пределами колоний, в которых созданы льготные условия.
В остальных колониях льготные условия организуются, как правило, в пределах территории учреждения, в большинстве случаев в тех же общежитиях, где расположены осужденные, находящиеся в обычных и облегченных условиях. Таким образом, осужденные не чувствуют разницы в условиях отбывания наказания и не стремятся к их улучшению. В процессе работы с осужденными сотрудникам ВК необходимо разъяснять правило: чем законопослушнее поведение, тем мягче условия, в которых несовершеннолетние будут находиться и наоборот. Надо сделать все, чтобы закрепленная в законе дифференциация условий отбывания наказания стала своеобразным инструментом, который оказал существенное влияние на поведение осужденных, и их отношение к основным средствам исправления [1, с. 50].
Ведомственная статистка последних лет показывает резкое уменьшение количества несовершеннолетних осужденных находящихся в местах лишения свободы, что привело к общему сокращению воспитательных колоний с 62 до 23.
Так, если в 2007 году в ВК содержалось 10750 осужденных, то в 2018 году лишь 1384 осужденных. Подобное положение во многом явилось результатом гуманизации, проводимой в стране уголовной политики в отношении несовершеннолетних осужденных и расширением основания для применения уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы. В результа-
те, число лиц, стоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России стало увеличиваться, и на 2018 год составило 17 028 человек [12].
Закрытие лишних воспитательных колоний было связано с переводом спецконтингента в близлежащие учреждения, находящиеся в других субъектах РФ, что не могло не отразиться на их личностном и социально-психологическом статусе.
То есть, в отношении указанной категории несовершеннолетних осужденных были нарушены рекомендации правила 17.1 ЕПП, согласно которым, места отбывания наказания и размещения заключенных, должны располагаться недалеко от дома и центров социальной реабилитации.
В настоящее время, согласно ч.1 ст. 139 УИК РФ предусматривается возможность оставления осужденных, достигших совершеннолетия в ВК, до окончания срока наказания. Это делается для фиксации достигнутых результатов исправления, а также окончания профессионального обучения или завершения среднего общего образования. При этом, указанное право предоставляется лишь до достижения возраста девятнадцати лет.
Это стимулирование правопослушного поведения осужденного имеет большое значение в процессе их социализации. В то же время анализ ситуации в ВК свидетельствует о том, что осужденные сознательно отказываются от возможного оставления в данном виде исправительного учреждения по соображениям личной безопасности. Такая линия поведения, зачастую, используется лицами, осужденными на длительные сроки, которые понимают, что по достижении 19-летнего возраста перевод в ИК общего режима для них неизбежен.
Результаты диссертационного исследования А.И. Дроздова свидетельствуют о прямой взаимосвязи между активизацией десруктивного поведения осужденных, достигших совершеннолетия, с отсутствием у них перспективы условно-досрочного освобождения (далее - УДО).
В течении полугода до достижения осужденными ВК совершеннолетия большинство (60 %) осужденных допускают нарушения режима отбывания наказания и получают взыскания [2, с. 124]. Таким образом, отсутствие альтернативы необходимости перевода в ИК общего режима вынуждает осужденного выбирать нередко негативную линию поведения и отказываться от положительных возможностей пребывания в ВК. Изучение истории отечественной пенитенциарной системы позволяет проанализировать и выработать пути решения данной проблемы.
В советский период отечественной истории широко была распространена практика смены исправительного учреждения осужденному, твердо вставшему на путь исправления. Как правило, указанным лицам, предоставлялась возможность «досидеть» свой срок в колонии облегченного режима, которые напоминают условия нынешних колоний-поселений.
Подобный пенитенциарный опыт советской уголовно-исполнительной политики не теряет свою актуальность и в наше время. Представляется, что практика перевода благонадежных осужденных (в том числе, несовершеннолетних при достижении возраста 18 лет) в колонию-поселение будет способствовать обеспечению общественно-полезных связей осужденных и значительно оградит от влияния криминальной субкультуры.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Причем данную меру необходимо применять лишь к
осужденным, которые содержатся в условиях льготно- i
го или облегченного режима исправительного учреж- < дения после отбытия ими минимально установленного
срока наказания в соответствии с тяжестью совершен- 1
ного преступления. <
Такой дифференцированный подход к исполнению < приговора суда будет способствовать не только активной социальной адаптации осужденных к лишению ¡ свободы, но и обеспечит высокий уровень исправительного воздействия на них. i
Необходимо отметить, что и в зарубежных странах, 1 практика сокращение срока отбывания наказания, так- | же является одним из значимых элементов прогрессивной системы отбывания наказания. I
Как показал М. Грюнхут, при такой системе, условия и порядок организации тюремного режима выстроены < таким образом, что позволяют осужденному не только | облегчить условия отбывания наказания, но и значительно приблизить срок освобождения [8, р. 42]. i
В рамках данной статьи, определенный интерес
представляет советский пенитенциарный опыт поощ- I рительного воздействия на осужденных через льготный зачет рабочих дней (2 дня) в срок лишения свободы (за три дня).
Но в настоящее время, в условиях отсутствия воз- i
можности обеспечить полную трудовую занятость не- i
совершеннолетних осужденных, применение механиз- j
ма льготного зачета рабочих дней является довольно i
сложной задачей. i
В этом смысле, более перспективным, для реализа- i
ции в рамках ВК, выглядит сокращение периода отбы- I
вания наказания лицам, положительно характеризую- i
щимся и добросовестно относящимся к труду и учебе. I
Таким образом, реализация вышеуказанных предло- i
жений в пенитенциарной практике и уголовно- 1
исполнительном законодательстве в части, касающей- i
ся необходимости перевода осужденных с примерным i поведением и добросовестно относящихся к труду и
учебе из ВК в колонию-поселение и уменьшения срока i
отбывания наказания, будет способствовать гумани- <
зации уголовно-исполнительной политики в отношении i
данной категории лиц. i
Список литературы
1. Данилин Е.М., Селиверстов В.И. Осужденные в i воспитательных колониях. М., 2011. - 82 с. j
2. Дроздов А.И. Изменение условий отбывания ли- j шения свободы в механизме ресоциализации осужденных: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2010. - i 204 с. i
3. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.А. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобще- i ственных поступков и путях их предупреждения. М., i 1989. 352 с. i
4. Крылов A.C., Стецовский А.Ю. Реализация принципа гуманизма в советском исправвительно-трудовом < праве / Сборник научных трудов ВНИИ МВД СССР i «Применение наказаний, не связанных с лишением | свободы». М.: 1989. С. 103-111. i
5. Попов В.В. и др. Проблемы формирования и pea- i лизации уголовной и уголовно-исполнительной поли- j тики в отношении несовершеннолетних. Вологда. -ВИПЭ. - 2012. - 236 с. i
Бабаян С.Л. Габараев А.Ш. [ Дикопольцев Д.Е.
6. Стручков H.A. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов. - 1970.- 271 с.
7. Cheng Kevin Kwok-yin. Pressures to plead guilty: factors affecting plea decisions in Hong Kong's Magistrates' Courts / Kevin Kwok-yin Cheng // The British Journal of Criminology. — 2012. — Vol. 53, no. 2. — P. 257-275.
8. Grunhut M. Penal Reform.A comparative study.Oxford: At the Clarendon Press, 1948. 179 p.
9. Abolitionism in history: on another way of thinking / eds Z. Lasocik, M. Platek, I. Rzeplinska. - Warsaw : Institute of Social Prevention and Resocialization, 1991. - 200 p.;
10. Morris R. Crumbling Walls. Why Prisons Fall / R. Morris. - New York : Mosaic Press, 1989. - 166 p;
11. Criminology as Peacemaking / eds H. Pepinsky, R. Quinney. - Bloomington : Indiana Univ. Press, 1991. - 339 p.
12. Сводный отчет о деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Форма ФСИН-1, раздел 15. Официальная статистика ФСИН России. ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь. 2018 г.
Рецензия
на статью «Стимулирование позитивного поведения несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, как средство исправительного воздействия и профилактики повторных преступлений» доктора юридических наук, доцента, профессора кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия, старшего научного сотрудника отдела 2 НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России Бабаяна Сергея Львовича, начальника отдела 2 НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата политических наук Габараева Апа-на Шотаевича, заместителя начальника НИЦ-2 - начальника отдела ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата психологических наук Дикопольцева Дмитрия Евгеньевича
В представленной на рецензирование статье рассматривается институт поощрительного воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, как инструмент эффективного средства исправительного воздействия и профилактики повторных преступлений.
Авторами анализируется деятельность воспитательных колоний, в которых отбывают уголовное наказание лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Рассматривается действие принципа дифференциации условий отбывания наказания. Приводятся статистические данные.
Определяется соответствие отечественного уголовно-исполнительного законодательства международно-правовым стандартам в отношении несовершеннолетних, лишенных свободы.
На основе результатов проведенного исследования, авторами делаются выводы и вносятся предложения позволяющие законодательно регламентировать перевод осужденных из воспитательных колоний в колонию-поселение, а также сокращение срока отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении положительно характеризующихся лиц.
Практическая значимость статьи заключается в возможности совершенствовать уголовно-исполнительное законодательство, касающееся применения поощри-
тельных норм и институтов в отношении несовершеннолетних осужденных.
Композиция статьи логически выстроена, содержание последовательно и структурно выдержано, библиографические ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и требованиями редакции.
Проверка рецензируемой статьи на наличие заимствований с помощью системы «Антиплагиат» показала,
что оригинальность текста составляет 82,61 %.
В целом, работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного типа.
Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании Издательского дома «Юр-ВАК».
Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор И.В.Дворянсков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста- 82, 61 %.