Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преступление / несовершеннолетний / воспитательная колония / лишение свободы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каражелясков Б. А., Юнусов М. Ф., Коротких Н. Н.

Статья посвящена исследованию особенности исполнения наказания лицами, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте. Приведенная официальная статистика совершения несовершеннолетними лицами преступных посягательств в 2018-2020 г. и январе-июле 2021 г. позволила сделать вывод о необходимости рассмотрения вопросов исполнения несовершеннолетними наказания за совершенные преступления, актуальности рассматриваемой темы. Автором проведен анализ положений действующего уголовного законодательства, определяющего специфику применения мер уголовно-правового принуждения к несовершеннолетним. Определено значение лишения свободы в системе уголовно-правовых мер, которые подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступление до момента достижения ими возраста восемнадцать лет. Особое внимание автора уделено порядку, условиям исполнения несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы. Установлено, что наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние отбывают в специальных учреждениях уголовно-исполнительной системы – воспитательных колониях, где создаются особые условия для исполнения несовершеннолетними осужденными назначенного наказания. При рассмотрении порядка отбывания несовершеннолетними наказания в воспитательных колониях, условий организации и проведения воспитательной работы для данной категории осужденных были выделены существующие в настоящее время проблемные вопросы, а также предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каражелясков Б. А., Юнусов М. Ф., Коротких Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-394-399 NIION: 2018-0076-9/21-213 MOSURED: 77/27-023-2021-09-412

КАРАЖЕЛЯСКОВ Богдан Александрович

Магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток;

e-mail: [email protected]

ЮНУСОВ Микаил Фузули оглы

Магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток, e-mail: [email protected]

Научный руководитель: КОРОТКИХ Наталья Николаевна,

доктор юридических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет,

Юридическая школа, кафедра уголовного права и криминологии, email: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенности исполнения наказания лицами, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте. Приведенная официальная статистика совершения несовершеннолетними лицами преступных посягательств в 2018-2020 г. и январе-июле 2021 г. позволила сделать вывод о необходимости рассмотрения вопросов исполнения несовершеннолетними наказания за совершенные преступления, актуальности рассматриваемой темы. Автором проведен анализ положений действующего уголовного законодательства, определяющего специфику применения мер уголовно-правового принуждения к несовершеннолетним. Определено значение лишения свободы в системе уголовно-правовых мер, которые подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступление до момента достижения ими возраста восемнадцать лет. Особое внимание автора уделено порядку, условиям исполнения несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы. Установлено, что наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние отбывают в специальных учреждениях уголовно-исполнительной системы - воспитательных колониях, где создаются особые условия для исполнения несовершеннолетними осужденными назначенного наказания. При рассмотрении порядка отбывания несовершеннолетними наказания в воспитательных колониях, условий организации и проведения воспитательной работы для данной категории осужденных были выделены существующие в настоящее время проблемные вопросы, а также предложены меры по их решению.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, воспитательная колония, лишение свободы.

Bogdan A. KARAZHELYASKOV

Student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;

Mikail F.O. YUNUSOV

Student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;

Academic Supervisor: Natalya Nikolaevna KOROTKJKH,

Doctor of Law, Professor, Far Eastern Federal University, School of Law, Department of Criminal Law and Criminology

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

FEATURES OF THE EXECUTION OF PUNISHMENT BY MINORS WHO HAVE COMMITTED A CRIME

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the execution of punishment by persons who committed a crime at a minor age. The given official statistics on the commission of criminal assaults by minors in 2018-2020 and January-July 2021 allowed us to conclude that it is necessary to consider the issues of execution by minors of punishment for crimes committed, the relevance of the topic under consideration. The author analyzes the provisions of the current criminal legislation defining the specifics of the application of measures of criminal law coercion to minors. The significance of deprivation of liberty in the system of criminal law measures that are subject to application against persons who have committed a crime before they reach the age of eighteen is determined. The author pays special attention to the procedure and conditions for the execution by minors of the punishment in the form of imprisonment. It is established that the punishment in the form of deprivation of liberty is served by minors in special institutions of the penal system - educational colonies, where special conditions are created for the execution of the sentence imposed by minors. When considering the procedure for minors serving their sentences in educational colonies, the conditions for organizing and conducting educational work for this category of convicts, the currently existing problematic issues were highlighted, and measures to address them were proposed.

Key words; crime, minor, educational colony, deprivation of liberty.

Введение

Анализ статистики совершения преступлений несовершеннолетними свидетельствует о необходимости принятия со стороны государства мер, направленных на исправление несовершеннолетних осужденных, профилактику совершения указанной категорией граждан новых общественно-опасных деяний. Так, по официальным данным в 2018 году несовершеннолетними было совершено 40860 преступлений [Состояние преступности..., 2018, www], в 2019 году - 37953 преступления [Состояние преступности., 2019, www], в

2020 году - 37 771 преступление [Состояние преступности..., 2020, www]. В свою очередь, к июлю

2021 года удельный вес указанных преступлений снизился на 18,3% [Краткая характеристика., 2020, www]. Из представленных данных видим, что показатели преступности несовершеннолетних постепенно снижаются. Указанная положительная тенденция может быть связана с эффективностью проводимых сотрудниками правоохранительных органов, а также иными субъектами профилактических мер, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Однако не следует исключать, что приведенные статистические данные могут не полностью отражать действительную картину преступности среди подростков. Не останавливаясь более подробно на рассмотрении предпосылок, указывающих на условия снижения преступности среди несовершеннолетних, отметим, что показатели преступности несовершеннолетних остаются существенными, а потому свою актуальность приобретают вопросы исполнения наказания в отношении данной категории субъектов преступлений.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

1. Исполнение наказания несовершеннолетними

В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК РФ определена система наказаний, которые могут быть применены в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление. Наиболее строгим наказанием, подлежащим назначению лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, является лишение свободы на определенный срок.

Порядок исполнения несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы отличается определенной спецификой от порядка отбывания наказания взрослыми лицами. Лишение свободы осужденные подростки отбывают не в исправительных колониях, колониях-поселениях или тюрьмах, как взрослые осужденные, а в воспитательных колониях (ч. 6 ст. 88 УК РФ).

Воспитательные учреждения уголовно-исполнительной системы оказывают значительное влияние на становление личности несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение противоправного общественно опасного деяния.

Традиционно на становление личности оказывает влияние семья, общество, окружение несовершеннолетнего (друзья, знакомые и др.). Вместе с тем, лица, осужденные к лишению свободы подлежат изоляции от общества. В этих условиях несовершеннолетние утрачивают возможность общения с семьей, друзьями. Уровень их образования зачастую отличается от уровня образования сверстников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Здесь также сле-

дует учитывать, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетним исключительно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Соответственно, данная категория граждан представляет для общества особую опасность. Минимизация, устранение такой опасности, исправление несовершеннолетних - те задачи, которые подлежат решению при отбывании наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях [Вшивкова, 2018, 62].

Основное внимание при отбывании наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях уделяется проведению воспитательной работы. В процессе проведения данной работы с несовершеннолетними осужденными достигается цель по формированию у них «уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 УИК РФ).

Воспитательная работа в учреждениях уголовно-исправительной системы для несовершеннолетних проводится как на добровольных, так и на принудительных началах, что позволяет достичь целей наказания, назначенного несовершеннолетним в связи с совершением ими преступного деяния.

В рамках воспитательных учреждений организуются и проводятся следующие виды работ:

- правовая работа - направлена на формирование у несовершеннолетних правовой культуры, уважительного отношения к закону, правам и законным интересам других лиц;

- трудовая деятельность - привлечение несовершеннолетних для выполнения отдельных видов работ, обеспечение условий для получения несовершеннолетними профессии;

- физическое воспитание - приобщение несовершеннолетних осужденных к здоровому образу жизни, обеспечение физической активности указанных лиц [Писаревская, 2018, 104].

Как видим, воспитательная работа, проводимая с несовершеннолетними осужденными, -сложный и многогранный процесс. Правильная организация данной работы предполагает наличие необходимой правовой основы, сформировавшейся эффективной правоприменительной практики.

2. Проблемы исполнения наказания в воспитательных колониях

Вместе с тем, организация процесса отбывания наказания на практике вызывает множество трудностей. Возникающие в данной сфере проблемы отражаются на эффективности проводимой воспитательной работы, возможности дости-

жения целей наказания, назначенного несовершеннолетним за совершенное преступление.

Прежде всего, следует отметить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не является совершенным. Условия содержания несовершеннолетних в воспитательных колониях, а также порядок организации и проведения воспитательной работы с данной категорией осужденных получили свое детальное закрепление в международных договорах, соглашениях. В качестве примера следует привести утвержденные ООН в 1985 году минимальные стандартные правила обращения с заключенными [Минимальные..., 1985, www]. В соответствии с указанным актом определены требования, которым должны соответствовать помещения, в которых содержатся несовершеннолетние осужденные - наличие отдельной камеры или комнаты для каждого заключенного. При этом указывается, что содержание двух заключенных в одной камере или комнате, где они ночуют, признается нежелательным.

В России несовершеннолетние осужденные при отбывании наказания в виде лишения свободы проживают в общежитиях (ч. 1 ст. 133 УИК РФ). Данная форма размещения осужденных предполагает совместное проживание в комнате нескольких лиц.

Рассматриваемое противоречие международным стандартам, прежде всего, следует связывать с отсутствием необходимой материальной базы. Однако необходимо признать рекомендации международного сообщества эффективными. Указанный подход позволяет создать условия для соблюдения несовершеннолетними распорядка дня (время сна), а также минимизировать возможность совершения несовершеннолетними новых противоправных деяний. Соответственно, к созданию таких условий содержания несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях должно стремиться и российское государство.

Следующая проблема - отсутствие в штате некоторых воспитательных учреждений уголовно-исполнительной системы достаточного количества воспитателей. Большая часть сотрудников данных учреждений на сегодняшний день представлена лицами, имеющими юридическое образование. В этой связи установление указанными лицами контактов с осужденными представляется затруднительным. Кроме того, в таких условиях затрудняется и возможность учета психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при организации и проведении воспитательной работы.

Необходимо отметить и такую негативную тенденцию современности, как оптимизация. Последствия данного процесса нашли свое отра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

жение и в уголовно-исправительной системе. Как отмечает В.А. Шиханов, за каждыми 100 несовершеннолетними осужденными на сегодняшний день закрепляется лишь два воспитателя [Шиханов, 2017, 132]. При этом одним из воспитателей является начальник отряда, в функции которого входит реализация карательной направленности назначенного наказания.

Безусловно, в обозначенных условиях возможность воспитания несовершеннолетних осужденных значительно сокращается. Затруднятся и возможность установления надзора за всеми несовершеннолетними осужденными, что создает условия для совершения такими осужденными новых противоправных деяний. Соответственно, утрачивает свое значение сама система воспитательных учреждений [Шиханов, 2017, 132]. Следует признать данную практику недопустимой.

Целесообразным представляется определять число воспитателей исходя из фактического числа лиц, содержащихся в воспитательных колониях, а также учета личных характеристик осужденных. Так, необходимо только за несовершеннолетними осужденными, совершившими особо тяжкие преступления, отдельно закреплять двух воспитателей, что позволит установить повышенный контроль за указанными лицами, эффективно организовать и провести воспитательную работу с ними.

Необходимо учитывать, что на сегодняшний день количество лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, сокращается. Так, с 2007 года по 2019 год количество несовершеннолетних лиц в воспитательных колониях сократилось почти в 9 раз (с 10,7 тыс. до 1,5 тыс. человек) [Сурикова, www].

В связи с закрытием отдельных воспитательных колоний принимаются меры, направленные на перевод осужденных из одних воспитательных колоний в другие. При этом такие воспитательные колонии могут находиться в регионах, существенно отдаленных от прежнего места жительства несовершеннолетнего, его родственников. При наличии указанных обстоятельств существенно затрудняется возможность реализации такого права несовершеннолетних, как право на общение, на встречи с близкими. Вместе с тем, в ранее упомянутых минимальных стандартных правилах обращения с заключенными [Минимальные., 1985, www] содержится положение, согласно которому при отбывании наказания несовершеннолетним должны быть предоставлены условия для общения с близкими. Данное требование, по мнению ООН, выступает в качестве одной из предпосылок на пути адаптации осужденных. Однако с учетом территориальных пределов российского государства при дальней-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

шем сокращении числа несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, соблюдение рассматриваемого правила оказывается невозможным, экономически нерациональным.

Еще одной проблемой, возникающей в процессе отбывания несовершеннолетними наказания в воспитательных колониях, является проблема трудоустройства осужденных. Так, свое распространение получила практика, в соответствии с которой работодатели отказывают в трудоустройстве лицам, имеющим судимость [Нестеров, 2018, 100].

По данным Архангельской воспитательной колонии на 2016 год из 86 несовершеннолетних осужденных было трудоустроено 52 человека на должности обслуживающего персонала и на швейное производство [ФКУ Архангельская., 2020, www]. В Ижевской воспитательной колонии по состоянию на 2018 год из 30 осужденных было трудоустроено в Ижевской воспитательной колонии 16 человек на должности обслуживающего персонала [ФКУ Ижевская., www].

Как видим, не все осужденные привлекаются к трудовой деятельности. Представляется, что указанная тенденция связана с отсутствием единого подхода к организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Законодатель возлагает на администрацию соответствующей колонии разработку указанных мер самостоятельно. Однако не всегда отсутствие единого подхода в решении указанного вопроса является эффективным.

В этой связи для достижения эффективной реализации мероприятий, направленных на исправление несовершеннолетних осужденных, требуется разработка минимальных показателей, требуемых для достижения различными воспитательными колониями (например, в трудовой, культурной и иных сферах).

Заключение

Воспитательно-образовательная среда воспитательных учреждений уголовно-исполнительной системы позволяет несовершеннолетнему осужденному не только изменить свой образ жизни, подход к жизни, но и восполнить недостающие знания, получить профессию, «найти себя» в будущей жизни.

Вместе с тем, при создании необходимых условий для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях, достижения целей наказания возникают определенные трудности, что связанно с нехваткой в числе штатных сотрудников с психологическим, педагогическим профессиональным образо-

ванием, отсутствием единых критериев, показателей, свидетельствующих об эффективности деятельности администрации воспитательных колоний при организации воспитательного процесса.

Список литературы:

[1] Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29.11.1985. URL: https://base.garant.ru/1305342/ (дата обращения 25.09.2021).

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24.05.1996: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 08.12.19966: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 05.06.1996 № 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

[3] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18.12.1996: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25.12.1996: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 08.01.1997 № 2-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

[4] Вшивкова А.А. Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных // Молодой ученый. 2018. №20. С. 62-64.

[5] Нестеров А.Ю. Пенитенциарная ресоциа-лизация несовершеннолетних осужденных: основные понятия, закономерности и правовая основа (вопросы теории и практики) // Власть. 2018. № 6. С. 96-103.

[6] Писаревская Е.А. К вопросу о профилактике рецидива несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовная юстиция. 2018. № 12. С. 102-107.

[7] Сурикова М.В. В России сократилось число подростков в колониях. URL: https://away. vk.com/away.php (дата обращения 25.09.2021).

[8] Шиханов В.А. Некоторые проблемы лишения свободы в воспитательных колониях // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2017. № 5. С. 131-135.

[9] Состояние преступности в России за январь - декабрь 2018 года. URL: https://genproc. gov.ru/documents/orders/document-1404260/ (дата обращения 25.09.2021).

[10] Состояние преступности в России за январь - декабрь 2019 года. URL: https://genproc. gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf / (дата обращения 25.09.2021).

[11] Состояние преступности в Росси за январь-декабрь 2020 года. URL: https://genproc. gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения 25.09.2021).

[12] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июль 2021 года. URL: https://мвд.рф/reports/ item/25443630/ (дата обращения 25.09.2021).

[13] ФКУ Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области. URL: http://avk.ufsin29.ru/news/allinform/page2. php (дата обращения 25.09.2021).

[14] ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике. URL: https://udmivk.ru/ strukturnyie-podrazdeleniya/statistika/ (дата обращения 25.09.2021).

Spisok literatury:

[1] Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob»edinennyh Nacij, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih (Pekinskie pravila) ot 29.11.1985. URL: https:// base.garant.ru/1305342/ (data obrashcheniya 25.09.2021).

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 24.05.1996: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 08.12.19966: vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 05.06.1996 № 64-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 25. St. 2954.

[3] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 18.12.1996: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 25.12.1996: vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 08.01.1997 № 2-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1997. № 2. St. 198.

[4] Vshivkova A.A. Rol' vospitatel'no-obrazova-tel'noj sredy vospitatel'nyh kolonij ugolovno-ispolni-tel'noj sistemy Rossijskoj Federacii v stanovlenii lich-nosti nesovershennoletnih osuzhdennyh // Molodoj uchenyj. 2018. №20. S. 62-64.

[5] Nesterov A.Yu. Penitenciarnaya resocial-izaciya nesovershennoletnih osuzhdennyh: osnovnye ponyatiya, zakonomernosti i pravovaya osnova (voprosy teorii i praktiki) // Vlast'. 2018. № 6. S. 96-103.

[6] Pisarevskaya E.A. K voprosu o profilaktike recidiva nesovershennoletnih, otbyvayushchih naka-zanie v vospitatel'nyh koloniyah // Ugolovnaya yus-ticiya. 2018. № 12. S. 102-107.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[7] Surikova М.У V Rossii sokratilos' chislo podrostkov V koloniyah. URL: https://away.vk.com/ away.php (data obrashcheniya 25.09.2021).

[8] Shihanov V.A. Nekotorye ргоЬ1ету ^етуа svobody V vospitatel'nyh koloniyah // Yuridicheskaya nauka i praktika: al'manah nauchnyh trudov Samar-skogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. 2017. № 5. S. 131-135.

[9] Sostoyanie prestupnosti V Rossii za yanvar' - dekabr' 2018 goda. URL: https://genproc.gov.ru/ documents/orders/document-1404260/ (data obrash-^етуа 25.09.2021).

[10] Sostoyanie prestupnosti V Rossii za уап-var' - dekabr' 2019 goda. URL: https://genproc.gov. ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf / (data obrashcheniya 25.09.2021).

[11] Sostoyanie prestupnosti V Rossi za уап-var'-dekabr' 2020 goda. URL: https://genproc.goV.ru/ upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (data obrashcheniya 25.09.2021).

[12] Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti V Rossijskoj Federacii za yanvar'-iyul' 2021 goda. URL: https://mVd.rf/reports/ ^ет/25443630/ (data obrashcheniya 25.09.2021).

[13] FKU Arhangel'skaya vospitatel'naya koloniya UFSIN Rossii po Arhangel'skoj oblasti. URL: http://aVk.ufsin29.ru/news/allinform/page2.php (data obrashcheniya 25.09.2021).

[14] FKU Izhevskaya VK UFSIN Rossii po Udmurtskoj Respublike. URL: https://udmiVk.ru/struk-turnyie-podrazdeleniya/statistika/ (data obrash-cheniya 25.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.