УДК 332.1
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Бугаева Т. Н., кандидат экономических наук, доцент;
Джалал А. К., доктор экономических наук, профессор;
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Сельское хозяйство в настоящее времея, к сожалению, не является привлекательным объектом для инвестирования. В связи с этим проблема привлечения инвестиций является чрезвычайно важной, а ее решение должно стать одним из главных факторов развития. Проведен анализ современного состояния инвестиционной деятельности в сфере сельского хозяйства Республики Крым. Освещены и конкретизированы основные проблемы стабилизации и дальнейшего развития инвестиционной активности сельского хозяйства. С целью усовершенствования инвестиционной государственной политики рассмотрены применяемые методы государственного регулирования процесса инвестирования. Проведенный анализ показал, что в результате реализации госпрограмм инвестиционная активность в сельском хозяйстве усилилась. За рассматриваемый период 2014-2017 гг. возросла государственная поддержка сельского хозяйства.
PROBLEMS AND PROSPECTS
OF INVESTMENT IN AGRICULTURAL INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Bugaeva T. N., Ph.D. in Economics, Associate Professor; Djalal A. K., Doctor of Economic Sciences, Professor;
Institute of Economics and Management of the FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University»
The agricultural industry, at the moment time unfortunately, is not an attractive object for investment. In this regard, the problem of attraction of investments is extremely important, and its decision has to become one of the main factors of development. The analysis of the current state of investment activities in the sphere of agricultural industry of the Republic of Crimea is carried out. The main problems of stabilization and further development of investment activity of agricultural industry are covered and concretized. For the purpose of improvement of investment public policy the applied methods of state regulation of process of investment are considered. The carried-out analysis showed that as a result of implementation of state programs the investment activity in agricultural industry amplified. For the considered period of 2014-2017 the state support of agricultural industry increased.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, сельское хозяйство, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, сельскохозяйственное производство, инвестиционная политика.
Key words: investments, investment activities, agricultural industry, investment climate, investment attractiveness, agricultural production, investment policy.
Введение. В условиях постоянно изменяющихся факторов внешней среды, преобразований производственных систем необходимо создать оптимальные условия для адаптации сельскохозяйственного производства к эффективному развитию. В силу своей специфики сельское хозяйство имеет определенные особенности, связанные с влиянием природно-климатических и погодных условий, продолжительного производственно-технологического периода, низкого производительного труда, сложносями в эффективной реализации продукции, что способствует некоторой отсрочке в получении прибыли. Также следует добавить отсутствие действенных страховых механизмов для защиты инвестиций. Таким образом, активизация инвестиционной деятельности является определяющим фактором развития сельского хозяйства. Создание оптимальных условий функционирования сельского хозяйства невозможно без инвестиционных вложений, которые призваны обеспечить должные структурные изменения, иначе говоря институциональные преобразования. Необходимо также определить приоритетные направления инвестиционных вложений с учетом их наиболее эффективного использования. В этой связи проблемы и перспективы активизации инвестиционного процесса обретают чрезвычайную актуальность. При этом особое внимание следует уделить активному развитию разнообразных форм инвестирования. Именно в этом случае совместное применением разнообразных экономических рычагов и инвестиции сформируют условия, в которых инвестиционная система сможет занять основное положение в стимулировании производства и укреплении экономики региона и отрасли.
Материалы и методы исследований. Целью данного исследования является анализ динамики инвестиционного обеспечения сельскохозяйственного производства Республики Крым и оценка перспектив его развития в условиях экономических преобразований для определения направлений оптимальной инвестиционной политики. Информационной базой исследования стали материалы Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства экономического развития Республике Крым. Методологической основой исследования является диалектический метод и системный подход к изучению состояния и эффективности функционирования инвестиционного процесса в сфере сельского хозяйства, комплекс методов анализа сложившейся ситуации и прогнозной оценки тенденций.
Результаты и обсуждение. Основным фактором экономического роста и прогрессивного развития любой территории, региона или отрасли является
успешная инвестиционная деятельность, направленная на рост производства, занятости, дохода, уровня жизни и благосостояния населения. Рассматривая инвестиционную деятельность в сфере сельского хозяйства как многоуровневую сложную многофункциональную экономическую систему, следует при ее формировании и развитии учитывать ограничивающие ее факторы. К наиболее значимым следует отнести недостаток собственных финансовых ресурсов, высокую ставку коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов, существенные инвестиционные риски, неудовлетворительное состояние технической базы предприятий, низкую рентабельность инвестиционных проектов.
Показатели состояния землепользования Республики Крым в 2014-2016 гг. представлены в табл. 1, 2, рис. 1.
Таблица 1. Посевные площади сельскохозяйственных культур по категориям
хозяйств (тысяч гектаров)
Годы Темп роста, %
2014 2015 2016
га % га % га %
Вся посевная площадь 731,8 100,0 711,0 100,0 774,1 100,0 105,8
в т. ч.: зерновые 514,7 70,3 510,9 71,9 500,7 64,7 97,3
- технические культуры 150,7 20,6 148,5 20,9 221,5 28,6 147,0
- картофель 17,6 2,4 13,4 1,9 12,8 1,7 72,7
- овощебахчевые культуры 16,8 2,3 13,3 1,9 14,3 1,8 85,1
- кормовые культуры 32,0 4,4 24,9 3,5 24,7 3,2 77,2
Анализ данных таблицы 1 показывает, что произошел рост посевной площади в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 5,8 %. В структуре землепользования первое место занимают зерновые, их удельный вес за анализируемый период составил больше 60,0 % . Технические культуры занимают 28,6 % структуры землепользования, картофель и овощебахчевые - около 2,0 %.
В связи с уменьшением орошаемых земель сократилась площадь кормовых культур на 22,8 %.
Таблица 2. Производство продукции сельского хозяйства по категориям хо-
зяйств (в фактически действовавших ценах; млн руб.)
Годы Темп роста, %
2014 2015 2016
Продукция сельского хозяйства 47095,9 63523,4 67897,4 144,2
- в т. ч. растениеводства 25645,3 38023,0 43184,7 168,4
- животноводства 21450,6 25500,4 24712,8 115,2
Проведенный анализ данных таблицы 2 и рисунка 1 показывает рост эффективности хозяйственной деятельности сельского хозяйства в 2016 г. по сравнению с 2014 г. Объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 44,2 % и в 2016 г. составил 67897,4 млн руб. Необходимо отметить рост продукции растениеводства на 68,4 % и животноводства на 15,2 %.
Инвестиции в сельское хозяйство имеют свои особенности. Они проявляются в том, что процесс формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями связан со спецификой процесса воспроизводства в отрасли, и, прежде всего, с сезонностью процесса производства и его зависимостью от природно-климатических условий, что при прочих равных условиях делает их деятельность более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками. Кроме того, на финансовое обеспечение воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве оказывают влияние такие общепризнанные факторы, как ценовой диспаритет, инфляция, покупательная способность населения и др.
Обоснование инвестиционной политики в сельском хозяйстве, выбора эффективных ее направлений и форм, способствующих преодолению затруднительного финансового состояния сельскохозяйственных организаций, является одной из актуальных задач. Инвестиционная политика в аграрном секторе, как правило, подчинена стратегии устойчивости национального рынка и невозможности расшатывания позиций аграрного производства. А это применимо исключительно в случае обновления производственного потенциала, повышения эффективности его использования с применением на практике достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции всего бизнес-процесса, включая логистику, производство, маркетинг и реализацию. Таким образом, определяющими условиями перехода сельского хозяйства к стабильному экономическому росту являются финансовая устойчивость и инвестиционное развитие производства. Инвестиции при этом являются материальной основой этого роста. С экономической точки зрения сельское хозяйство относится к той сфере, где вложения по определению не могут дать быструю прибыль. Однако экономические реалии последних лет привели к смене приоритетов. Антироссийские санкции
заставили крупных инвесторов повнимательнее присмотреться к внутреннему рынку. В системе мер по развитию сельского хозяйства важнейшее значение имеет именно неуклонное наращивание объемов инвестиций. В нынешних условиях представляется целесообразным осуществлять инвестиционную политику по двум направлениям: стратегическому (создание системы мер долгосрочного характера); оперативно-тактическому (методы решения текущих задач инвестиционной деятельности и обеспечивающие конкретизацию возможностей реализации стратегически значимых целей). Крупномасштабный прирост инвестиций вероятен лишь в случае возникновения у инвесторов убежденности в том, что органы власти как на федеральном, так и региональном уровнях осознают насущную необходимость формирования целевой инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и утверждают систему мероприятий, направленную на создание более благоприятного инвестиционного климата в этой сфере, а также увеличение притока инвестиций в сельское хозяйство с расширением условий льгот и гарантий.
Основными задачами государственного регулирования являются координация и развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей. При этом по своему содержанию и направленности формы регулирования разнообразны. Подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса условно можно подразделить на две группы: организационные и экономические методы. Основной задачей организационных методов является осуществление обоснованной и максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и взаимосвязанных с ним отраслей агропромышленного комплекса. К подобным методам возможно отнести:
- принятие законодательных актов, нормативных положений, касающихся регулирования инвестиционной деятельности;
- разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств регионального бюджета, конкурсный отбор инвестиционных проектов;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных инвестиционных проектов;
- определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в региональный бюджет;
- содействие в резервировании и выделении земельных участков и производственных площадок субъектам инвестиционной деятельности;
- оказание помощи в оформлении прав собственности, заключении договоров аренды имущества;
- содействие в решении спорных вопросов и противоречий, возникающих в ходе реализации инвестиционных проектов.
Экономические методы в современных условиях являются наиболее действенными средствами влияния на объекты государственного регулирования, т. к. их применение позволяет создавать экономические условия, направляющие
сельскохозяйственных производителей действовать в соответствии с общегосударственными и личными интересами. К экономическим методам относят:
- государственные гарантии и залоговое обеспечение привлекаемых инвестиций;
- предоставление бюджетных кредитов; предоставление субъектам инвестиционной деятельности бюджетных гарантий;
- субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам субъектам инвестиционной деятельности;
- формирование структуры доходов и расходов бюджета региона;
- дотации и субвенции, предоставляемые местным бюджетам;
- выпуск региональных ценных бумаг;
- предоставление налоговых льгот и специальных налоговых режимов инвесторам.
На настоящий момент для Крыма весьма значимым фактором в развитии
сельского хозяйства стали изменения в механизме правового регулирования государственной поддержки и направлении инвестиционной политики. Разработан проект закона «Об особенностях инвестиционной деятельности в Республике Крым», внедряются лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, а также Стандарты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе. Экспертной группой по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Крым по обеспечению благоприятного инвестиционного климата признаны полностью принятыми 9 инвестиционных стандартов. Совершенствуется система управления инвестиционной деятельностью: внедряется система проектного управления. Принята стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, которая определяет приоритеты и общий вектор инвестиционного развития на долгосрочную перспективу, ключевые направления инвестиционной политики и мероприятия по улучшению бизнес-климата в регионе, упрощению условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров.
В Республике Крым успешно функционируют институты развития инвестиционной деятельности. Корпорация развития Крыма стала значимым инструментом сотрудничества с инвесторами, которая обеспечивает режим работы «одного окна» и подготовку инвестиционных площадок для реализации частных проектов. Для организации практической поддержки создано Государственное автономное учреждение РК «Центр инвестиций и регионального развития», к основным задачам деятельности которого относятся консультационная поддержка инвесторов, сопровождение проектов, предоставление субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой документов и реализацией инвестиционных проектов.
Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства Республики Крым приведено в табл. 3.
Таблица 3. Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях (на конец года, штук)
Показатели 2014 2015 2016 2016 г. в % к 2014 г.
Тракторы 2878 2926 2847 98,9
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 4 4 4 100,0
Нагрузка пашни на один трактор, га 236 226 229 97,0
Мощность двигателей тракторов, тыс. л.с. 302 297 291 96,4
Средняя мощность двигателя трактора, л.с. 104,9 101,5 102,2 97,4
Зерноуборочные комбайны 321 464 484 150,8
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов, шт. 1 2 2 200,0
Приходится посевов на один зерноуборочный комбайн, га 892 449 409 45,9
Дождевальные машины и установки * * 556 -
Доильные установки и агрегаты * * 67 -
* - Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данные таблицы 3 свидетельствуют об уменьшении количества тракторов на 1,1 %, однако нагрузка пашни на 1 трактор снизилась на 3,0 %. Увеличено количество сельскохозяйственной техники, так как нагрузка на 1 трактор уменьшилась на 3,0 %. Наблюдается рост зерноуборочных комбайнов на 50,8 %, следовательно, нагрузка посевов на 1 комбайн уменьшилась в два раза. Количество дождевальных машин и установок в 2016 г. составило 556 единиц, количество доильных установок составило 67 единиц. Эти изменения характеризуют рост инвестиционной активности в сельском хозяйстве.
С 2015 года финансовая поддержка аграрного сектора Республики Крым осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы. Этот документ направлен прежде всего на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной безопасности республики, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий.
В текущем 2017 году государственная поддержка сельского хозяйства Республики Крым предоставляется на общих основаниях с остальными субъектами Российской Федерации. Вместе с тем в рамках единой субсидии Министерство сельского хозяйства Крыма постаралось сохранить действовавшие в 2016 году направления государственной поддержки и сконцентри-
ровало объемы поддержки на таких приоритетных направлениях, как развитие племенного животноводства, поддержка садоводства и виноградарства, фермерских хозяйств.
Государственная поддержка в регионе осуществляется по пяти программам. В рамках программы «Развитие отраслей АПК» в 2017 году субсидии предоставляются: на достижение целевых показателей отраслей агропромышленного комплекса (или так называемая «единая субсидия») - 1,2 млрд рублей. В рамках этого мероприятия субсидии предоставляются:
- на развитие отрасли растениеводства - 695 млн рублей;
- развитие отрасли животноводства - 210 млн рублей;
- развитие малых форм хозяйствования - 316 млн рублей.
В рамках единой субсидии в отрасли растениеводства субсидии предоставляются: на закладку и уход за многолетними насаждениями и виноградниками -553 млн рублей, на возмещение части затрат на раскорчевку многолетних насаждений и виноградников - 17 млн рублей, на приобретение элитных семян - 62 млн рублей, на возмещение части процентной ставки по кредитам - 19 млн рублей. В отрасли животноводства единая субсидия предоставляется по следующим направлениям: возмещение части затрат на развитие племенного животноводства -94 млн рублей, на произведенную и реализованную шерсть - 460 тысяч рублей, за сохраненное и увеличенное поголовье коров, овцематок - 110 млн рублей, на возмещение части процентной ставки по кредитам - 5 млн рублей. Субсидии на развитие малых форм хозяйствования включают: гранты начинающим фермерам - 212 млн рублей, гранты на развитие семейных животноводческих ферм -63 млн рублей, гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 40 млн рублей.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что в Республике Крым в последние несколько лет успешно применяются и организационные, и экономические методы государственного регулирования, и это дает свои положительные результаты. В сфере агропромышленного комплекса на 01.01.2017 года подписано 29 соглашений о реализации инвестиционных проектов, объем инвестиций по которым составит более 13,6 млрд руб. По состоянию на 01.09.2017 года профинансировано 947,9 млн руб., освоено - 726,6 млн руб. При этом планируется создание постоянных рабочих мест в количестве 2644 единиц и 741 сезонных. Таким образом, в сфере агропромышленного комплекса с 2015 года подписано 51 соглашение о реализации инвестиционных проектов между Советом министров Республики Крым и инвесторами с общим объемом инвестиций более 57 млрд руб. В 2017 году ожидаемый объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Крым составит 2,1 млрд руб. Средства будут направлены на: развитие отраслей агропромышленного комплекса; стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе; устойчивое развитие сельских территорий;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым; развитие отраслей рыбоводства и рыболовства.
В целом общим итогом сложившихся изменений явилось увеличение объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2016 году. В действующих ценах он составил 67,9 млрд руб. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства к 2015 году составил 102,8%, в т. ч. в сельскохозяйственных организациях - 105,0 %, хозяйствах населения - 99,1 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах - 132,3 %.
В 2015-2016 году сельскохозяйственные предприятия получили прибыль в размере 607504 тыс. руб. и 1126266 тыс. руб. соответственно. Организации, получившие прибыль в 2016 году, составили 77,8 % от общей их численности. При этом количество предприятий направления сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства увеличилось с 685 до 1337 предприятий, т. е. практически вдвое.
Объем производства продукции растениеводства во всех категориях хозяйств увеличился на 5,7 %. Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2016 году составила 774,1 тыс. га, что на 8,9 % больше, чем в 2015 году. Увеличение объема валового сбора зерновых обеспечено ростом объемов сбора пшеницы на 3,1%, на долю которой приходится 59,4 % всех зерновых культур. Технических культур за отчетный период намолочено 243,4 тыс. т, что на 43,5 % больше, чем в 2015 году. Фруктов за отчетный период собрано 75,7 тыс. т, что на 4,1% больше уровня 2015 года, в т. ч. косточковых собрано 6,1 тыс. т (рост на 98,2 %), семечковых - 69,6 тыс. т (рост на 1,9%). Овощей собрано 365,6 тыс. т (рост на 3,2 %). Доля овощей открытого грунта - 69,6 %.
Общий объем производства продукции животноводства уменьшился на 1,4 %, что обусловлено снижением реализации скота и птицы на убой (в живом весе) на 4,2 %. При этом молока произведено 248,8 тыс. тонн (рост на 2,3 %). Производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 140,5 тыс. тонн, что на 4,2 % меньше уровня 2015 года. По состоянию на 01.01.2017 по сравнению с началом 2016 года в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 4,9 % (до 116 тыс. голов), в т. ч. коров увеличилось на 5,6 % (до 62,4 тыс. голов); свиней уменьшилось на 8,9 % (до 146,8 тыс. голов); овец и коз увеличилось на 7,3 % (до 225,6 тыс. голов); птицы сократилось на 21,4 % (до 7,3 млн голов).
Рост инвестиций в сельское хозяйство с усилением их инновационной направленности позволит расширить возможности реализации в производстве прогрессивных технико-технологических решений, восстановить материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий и создать условия для дальнейшего устойчивого роста аграрного производства и социального развития села. В рамках сотрудничества ОАО «Росагролизинг» и Республики Крым в 2016 году заключено договоров лизинга на 236 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 773,47 млн руб.
В рамках государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования (в том числе в лизинг) производителями сельскохозяйственной продукции республики в 2016 году приобретено 317 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, из них: зерноуборочных комбайнов - 86 ед.; тракторов - 161 ед.; посевной техники - 70 ед.
Осуществляются мероприятия и по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности. В 2016 году предусмотрено выделить на эти нужды 68410,2 тыс. рублей. В результате исполнение составило 85,3 %. Из федерального бюджета выделено 37060,1 тыс. рублей, бюджета Республики Крым -7004,2 тыс. рублей, местных бюджетов - 10544,8 тыс. рублей. В перечень этих мероприятий вошли: мероприятия по развитию водоснабжения, мероприятие по развитию газификации в сельской местности и грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
По итогам 2016 года введено в действие 9,9 км (100 % к плановому показателю) локальных водопроводов. Средства федерального бюджета освоены на 89,2 %, остаток неосвоенных средств составил 1764,3 тыс. рублей по следующим причинам:
- проект «Реконструкция водовода в с. Красная Зорька»: ввиду возникшей необходимости изменения трассы прокладки водовода уменьшена его длина на 0,7 км, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в проект и возникла экономия федеральных средств в сумме 68,47 тыс. руб.;
- проект «Реконструкция системы водоснабжения с. Водное Симферопольского района» (первая очередь строительства): из-за невыполнения подрядчиком условий контракта средства в объеме 1 695,76 тыс. руб. возвращены в бюджет.
Бюджетные средства, направленные на газификацию, освоены на 75,7 %, в том числе средства федерального бюджета - на 76,8 %, бюджета Республики Крым на 69,4 %. Объем неиспользованных средств составил 8360,5 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 6805,7 тыс. рублей, бюджет Республики Крым -1554,8 тыс. рублей. По итогам 2016 года введено в действие 24,2 км (68 % к плановому показателю) распределительных газовых сетей в сельской местности.
На реализацию мероприятий грантовой поддержки в 2016 году предусмотрено 8892,2 тыс. рублей, при этом исполнение составило 98,3 %. Грантополу-чателями стали 22 муниципальных образования по следующим направлениям:
- создание и обустройство детских игровых площадок - 11 проектов;
- создание и обустройство спортивных площадок - 10 проектов;
- создание и обустройство 1 парковой зоны.
По состоянию на 01.01.2017 г. реализовано 19 проектов (или 105,6 % к плану).
Стратегическими целями инвестиционного развития сельского хозяйства Республики Крым является:
- полное обеспечение потребностей развития сельского хозяйства в инвестиционных ресурсах;
- увеличение инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- расширение финансирования инфраструктуры в сельской местности.
Индикаторами развития в этом случае возможно определить увеличение
инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников финансирования, повышение удельного веса собственных источников финансирования инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, объемы финансирования развития инфраструктуры.
В качестве примеров эффективной реализации инвестиционных проектов в 2016 году могут быть названы: АО «Крымская фруктовая компания» - крупнейший производитель фруктов в Крыму (объем инвестиций на 2016-2019 гг. планируется в объеме 2936,95 млн руб.); ООО «Жемчужина» реализует инвестиционный проект «Развитие виноградарства в Бахчисарайском районе» с планируемым объемом инвестиций 1075,92 млн руб.; ООО «Фрукты Старого Крыма» (Кировский район) - объем инвестиций 609,0 млн руб.; ООО «Наш Крым» реализует инвестиционный проект «Развитие виноградарства Республики Крым на базе имущественного комплекса завода "Виноградный"». (прогнозный объем инвестиций 1029,0 млн руб.); ООО «Яросвит - Агро» (пгт Гвардейское) реализует инвестиционный проект по строительству склада-холодильника с РГС для хранения фруктов вместимостью 2430 тонн (в 2016 году капитальные вложения составили 129,8 млн руб.); АО «Совхоз "Весна"» (Нижнегорский район) реализует инвестиционный проект по строительству склада-холодильника с РГС для хранения фруктов вместимостью 1000 тонн (проект реализуется предприятием, объем инвестиций 40 млн руб.); АО «Дружба народов Нова» реализует инвестиционный проект по реконструкции комбикормового завода АО «Урожайненский КХП» (общая стоимость проекта 500 млн руб.).
Таким образом, инвестиционную политику в сфере сельского хозяйства на уровне региона следует формировать по следующим направлениям:
- формирование финансовой базы на основе федерального и регионального финансирования, банковского кредитования, собственных средств сельхозпроизводителей;
- государственное регулирование региональной инвестиционной деятельности (разработка и реализация стратегических программ развития, обоснование региональных приоритетов);
- систематическая оценка инвестирования воспроизводственного процесса в регионе.
Выводы. Инвестиции являются основой перспективного развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство не является достаточно привлекательной сферой в силу сложившихся особенностей его осуществления. Проблема привлечения инвестиций в отрасль остается чрезвычайно актуальной и важной и в решении этой проблемы необходимо государственное участие. Развитие сельского хозяйства и формирование благоприятных инве-
стиционных условий в сфере его реализации относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития. Поскольку сельское хозяйство имеет особый статус в национальной экономике, это безусловно влияет на характер взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой государства. В связи с этим участие государственного регулирования с применением разнообразно возможных форм и методов будет способствовать улучшению деятельности отрасли и повышению ее эффективности. Государство оказывает существенное влияние на мотивацию развития инвестиционной деятельности, применяя разнообразные рычаги регулирования, включая налоговую, бюджетную, монетарную, антимонопольную и ценовую политики. Сельское хозяйство как отрасль имеет достаточно реальную возможность перспективного роста при поддержке со стороны государства. Инвесторы, в свою очередь, будут заинтересованы в выгодных вложениях, так как смогут получить в пользование сельскохозяйственную землю на льготных условиях, участвовать во всех программах поддержки сельскохозяйственного предпринимательства от Правительства Республики Крым, а также Правительства Российской Федерации, а это позволит компенсировать за счет государства от 40 % до 80 % вложенных средств. При этом предоставляются широкие возможности выбора направления сельскохозяйственной деятельности.
Исследования показали, что современная инвестиционная ситуация в сельском хозяйстве региона характеризуется увеличением объемов инвестирования, улучшением самой структуры инвестиций, значительным усилением различных видов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. При этом успехи в развитии сельского хозяйства во многом зависят от внедрения передовых достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства, улучшения условий организации труда. Главной целью инвестиционной политики является создание необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. Стратегический ориентир развития сельского хозяйства - создание мощной сырьевой базы для формирования продовольственного комплекса, который способен не только удовлетворять потребности населения и отдыхающих, но и повысить экспортный потенциал Крыма и его отраслей.
Список использованных источников:
1. Анисимова Н. Ю., Балабас И. А. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства Республики Крым // Молодой ученый. - 2017. -№ 4. - С. 414-417.
2. Борщ Л. М. Тищенко Е. С. Приоритетные направления внедрения государственной политики социально-
References:
1. Anisimova N. Yu., Balabac I. A. the Mechanism of state support of agriculture of the Republic of Crimea // the Young scientist. - 2017. - № 4. - P. 414-417.
2. Borsch L. M. Tishchenko E. S. the Priority directions of implementation of state politics socio-economic development of agriculture in the Republic of
экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2015. - 3 (32). - С. 112-116.
3. Республика Крым в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник федеральной службы государственной статистики по республике Крым/Крымстат - Симф., 2017 - 143 с.
4. Сельское хозяйство Крыма. Портал «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://аЬ-сеПге. ru/page/selskoe-hozyaystvo-kryma.
5. Официальный сайт Министерства экономического развития Крыма. Режим доступа - http://minek.rk.gov.ru
6. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Крыма. Режим доступа - http://msh.rk.gov.ru
Сведения об авторах:
Бугаева Татьяна Николаевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов предприятий и страхования Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», е-тай: [email protected] , г. Симферополь ул. Фрунзе, 30, кв. 32.
Джалал Мир Абдул Каюм - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики агропромышленного комплекса Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», е-mail: [email protected], г. Симферополь, 295492, п. Аграрное, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского».
Crimea // Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. - 2015. - № 3 (32). -P. 112-116
3. Republic of Crimea in the figures. 2016: Short statistical book, Federal state statistics service in the Republic of Crimea/ Crystal - P., 2017 - 143 C.
4. Agriculture of the Crimea. Portal «AB-Center» [Electronic resource]. Mode of access: http://ab-centre.ru/page/ selskoe-hozyaystvo-kryma.
5. Official website of the Ministry of economic development of the Crimea. Access mode - http://minek.rk.gov.ru
6. Official website of the Ministry of agriculture of the Crimea. Access mode -http://msh.rk.gov.ru
Information about authors:
Bugaeva Tatyana Nikolaevna - is Candidate of Economic Sciences, the Associate Professor of finance of the enterprises and insurance of Institute of Economics and Management (a division) FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: bugaevafinansy @mail.ru, Simferopol st. of Frunze of the 30th quarter 32.
Djalal Mir Abdul Kayum - Doctor of Economic Sciences, Professor, head of the Department of AgroIndustrial Complex Institute of Economics and Management (a division) FSAEI HE «V. I. Ver-nadsky Crimean Federal University», e-mail: [email protected], 295492, Agrar-noe, Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University».