Научная статья на тему 'Сельское хозяйство Крыма: проблемы и перспективы'

Сельское хозяйство Крыма: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5261
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ АПК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бугаева Татьяна Николаевна

В современных условиях особую актуальность приобретает разработка концептуального подхода к регулированию воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве, поскольку сельское хозяйство это одна из отраслей экономики, которая одновременно является и многоцелевым сектором, объединяющим ряд жизнеобеспечивающих функций любого государства. Вхождение Крыма в состав РФ обусловило ряд существенных преобразований в аграрной сфере республики. Государственная аграрная политика Республики Крым является частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направленной на создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, их стабильного социально-экономического развития, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции. В статье проведен анализ и рассмотрены тенденции развития сельского хозяйства Республики Крым. Раскрыты факторы, влияющие на функционирование аграрного сектора в Крыму. Обосновано, что в перспективе для развития сельского хозяйства Крыма потребуется совершенствование структуры сельскохозяйственного производства с учетом его экономической целесообразности. Разумная региональная стратегия развития Крыма предполагает также вложения инвестиций. Это позволит в ближайшем будущем не только возродить, но и поднять на качественно новый уровень такие отрасли, как винодельческая, плодоовощная, эфиромасличная, что положительно скажется на формировании бюджета Крыма. Кроме того, подъем сельского хозяйства позволит решить одну из наиболее актуальных социальных проблем занятость трудоспособного населения в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство Крыма: проблемы и перспективы»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 631

Бугаева Татьяна Николаевна,

к. э. н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Bugaeva Tatyana,

Ph.D. in Economics,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КРЫМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ THE AGRICULTURE OF CRIMEA: PROBLEMSAND PROSPECTS

В современных условиях особую актуальность приобретает разработка концептуального подхода к регулированию воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве, поскольку сельское хозяйство — это одна из отраслей экономики, которая одновременно является и многоцелевым сектором, объединяющим ряд жизнеобеспечивающих функций любого государства. Вхождение Крыма в состав РФ обусловило ряд существенных преобразований в аграрной сфере республики. Государственная аграрная политика Республики Крым является частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направленной на создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, их стабильного социально-экономического развития, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции. В статье проведен анализ и рассмотрены тенденции развития сельского хозяйства Республики Крым. Раскрыты факторы, влияющие на функционирование аграрного сектора в Крыму. Обосновано, что в перспективе для развития сельского хозяйства Крыма потребуется совершенствование структуры сельскохозяйственного производства с учетом его экономической целесообразности. Разумная региональная стратегия развития Крыма предполагает также вложения инвестиций. Это позволит в ближайшем будущем не только возродить, но и поднять на качественно новый уровень такие отрасли, как винодельческая, плодоовощная, эфиромасличная, что положительно скажется на формировании бюджета Крыма. Кроме того, подъем сельского хозяйства позволит решить одну из наиболее актуальных социальных проблем — занятость трудоспособного населения в сельской местности.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственные программы поддержки АПК.

In modern conditions of particular relevance is the development of conceptual approach to regulation of reproductive processes in agriculture, since agriculture is one of sectors of the economy, which is both a multi-purpose sector, comprising a number of life-supporting functions of any state. Joining the Crimea to Russia led to a number of significant transformations in the agrarian sphere of the Republic. State agrarian policy of the Republic of Crimea is part of the state agrarian policy of the Russian Federation aimed at creating conditions for sustainable development of agriculture and rural areas sustainable socio-economic development, increase in agricultural production. In the article the analysis and the tendencies of development of agriculture of the Republic of Crimea. Reveals the factors influencing the functioning of the agrarian sector in the Crimea. It is proved that in the long term for the development of agriculture of the Crimea will require improving the structure of agricultural production taking into account economic expediency. Reasonable regional development strategy of the Crimea also requires investment. This will allow in the near future not only to revive but also to raise to a qualitatively new level of such industries as wine, fruit and vegetable, essential oil, which has a positive impact on the formation of the budget of the Crimea. In addition, the rise of agriculture will allow to solve one of the most pressing social problems — employment of the working population in rural areas.

Keywords: agriculture, agribusiness, government programs to support agriculture,

ВВЕДЕНИЕ

Сложность и неоднозначность преобразований, осуществляемых в настоящее время в аграрном секторе Российской Федерации, обострили проблему теоретического и практического обоснования развития сельского хозяйства в долгосрочной перспективе. В современных условиях особую актуальность приобретает разработка концептуального подхода к регулированию воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве, поскольку сельское хозяйство—это одна из отраслей экономики которая одновременно является и многоцелевым сектором, объединяющим ряд жизнеобеспечивающих функций любого государства. Сельское хозяйство в России имеет огромный потенциал для своего разви-

126

тия [4]. Введение Россией в 2015 году эмбарго в отношении ряда стран привело к сокращению импорта продовольствия, сельскохозяйственного сырья, что обозначило необходимость принятия Государственных программ поддержки и технической модернизации отрасли, систем агрострахования кредитования, направленных на улучшение показателей развития аграрной сферы. Россия обладает рядом уникальных географических и исторических особенностей, определяющих пространственную специфику развития сельского хозяйства. Вхождение Крыма в состав РФ обусловило ряд существенных преобразований в аграрной сфере республики. Государственная аграрная политика Республики Крым является частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направленной на создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, их стабильного социально-экономического развития, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рационального использования земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие сущности, особенностей и перспектив развития сельского хозяйства Крыма.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Крым, формирующими агропродоволь-ственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой потенциал сельских территорий. Благоприятные агроклиматические условия Республики Крым всегда способствовали активному развитию сельского хозяйства. Расположение региона в умеренно-континентальном климате с субтропическими условиями в пределах Южного берега Крыма, высокие значения теплообеспеченности (сумма температур выше 10°С варьируется в пределах 3300° - 4150°), значительные площади под черноземами (более 40 % площади региона) и высокая доля земель сельскохозяйственного назначения (2/3 от общей площади земель) позволяют выращивать в Республике Крым разнообразный спектр сельскохозяйственных культур: от картофеля до винограда и хурмы. Аграрный сектор экономики Крыма является одной из основных и наиболее развитых отраслей экономики. Более половины площади полуострова используются в качестве сельскохозяйственных угодий. Крымский полуостров разделен на 4 основные сельскохозяйственные зоны: зона Северо-Крымского канала, зона Южного берега Крыма, предгорные районы, западное побережье. Сельскохозяйственные предприятия Республики Крым специализируются на выращивании зерновых, технических и кормовых, овощных, плодово-ягодных культур и винограда в отрасли растениеводства; на выращивании свиней и птицы, крупного рогатого скота, производстве яйца и мяса в отрасли животноводства; в пищевой промышленности — на переработке зерна, молока и мяса, рыбы, первичном и вторичном виноделии.

Воссоединение Республики Крым и Севастополя с Россией способствовало расширению географии агропромышленного комплекса. Однако негативные тенденции предыдущих лет наложили свой отпечаток. В 2012-2013 была принята Программа развития аграрного сектора Автономной Республики Крым со стороны украинской власти с целью обеспечения конкурентоспособности агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынке, обеспечения Крыма достаточными объемами производимой сельскохозяйственной продукции и продуктами питания, возрождения социальной сферы села для жизнедеятельности сельского населения. Несмотря на это, аграрный сектор не развивался, а, напротив, катастрофическими темпами приходил в упадок. Земельная реформа не дала положительного результата. И общая ситуация в сельском хозяйстве оставляла желать лучшего. Сельское хозяйство полуострова отличали хроническое недофинансирование со стороны украинского государства, слабое присутствие крупных агропищевых холдингов и развал мощной советской инфраструктуры. Основными проблемы развития АПК стали:

• экстенсивный путь развития агропромышленного комплекса;

• иррациональное использование природных ресурсов;

• выращивание культур, неподходящих для климатических условий Крыма (в основном технические, масличные и зерновые культуры);

• слабая интеграция сельского хозяйства с санаторно-курортным комплексом Крыма;

• частичное использование сельскохозяйственного потенциала полуострова (только лишь часть пахотных земель задействована в производстве продуктов АПК);

• отсутствие развитого животноводства на полуострове (животноводческая отрасль Крыма даже на половину не обеспечивает потребности полуострова в мясе и молоке).

127

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году повлекло принятие США и рядом других стран санкций, которые затронули многие сферы деятельности и сельское хозяйство в том числе. Впоследствии экономическая политика России была направлена на импортоза-мещение. Для достижения этой цели в аграрную политику были внесены изменения, благодаря чему сельское хозяйство было отнесено к основным приоритетным отраслям.

На настоящий момент для ученых и экономистов проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Крым в составе РФ являются весьма актуальными. При этом достаточно много уделяется внимания перспективам развития агропромышленного комплекса, и явно недостаточно проблемам, возникающим в переходный период.

Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Крыма в целом за последние три года, стали:

1. Дефицит водных ресурсов, возникший в связи с блокированием функционирования работы Северо-Крымского канала, что повлекло существенное сокращение объемов производства некоторых сельскохозяйственных культур, особенно кормовых. А это в свою очередь привело к необходимости закупки комбикорма в южных регионах России и способствовало увеличению цен и сокращению объемов производства продукции животноводства. В отраслях растениеводства сокращение влагообеспеченности также повлекло за собой негативные последствия.

2. Международные санкции, объявленные ЕС и США, разорвали налаженные с вышеуказанными странами и Украиной торгово-экономические отношения. Очевидно, что необходимо время, достаточное для налаживания определенных деловых контактов, торговых связей, логистики как с отечественными, так и иностранными субъектами. В то же время переходный период повлек временное снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции. За последние три года удалось решить многие проблемы и трудности, однако до сих пор отсутствует возможность прямого привлечения иностранного капитала, затруднено транспортное сообщение с материковой частью России и другими странами. В связи с этим сырье, материалы, сельскохозяйственные животные, оборудование иностранного производства приходится приобретать через фирмы-посредники, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации. Ограниченное транспортное сообщение и необходимость работать через посредников приводят к удорожанию приобретаемой продукции, сырья и увеличению сроков доставки.

3. Слаборазвитая рыночная инфраструктура и логистика продвижения товаров. В настоящее время отсутствие сухопутной связи Керченского полуострова с Таманью усложняет доступность поставки компонентов для производства продукции, а также готовой продукции агропромышленного комплекса республики на российский и мировые рынки. На формирование стоимости продукции оказывают влияние транспортные расходы, увеличивая как стоимость, так и сроки доставки, в том числе продукции и сырья с ограниченным сроком хранения. В этом случае только полноценный процесс интеграции республики в транспортную сеть Российской Федерации сделает возможным увеличение объёмов товарооборота между Республикой Крым и Российской Федерацией и окажет существенное влияние на снижение транспортных расходов.

4. Существуют проблемы с получением субсидий, связанных с возмещением затрат на закладку и уход за виноградниками, так как крымские производители винодельческой продукции, владеющие виноградниками площадью 4157 га, по законодательству (ФЗ № 264) не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

5. Не в полной мере завершено оформление правоустанавливающих документов на имущество и земельные участки Республики Крым.

Также существует достаточное количество проблем, требующих урегулирования на республиканском и федеральном законодательных уровнях.

Сельское хозяйство — относительно трудоёмкая и затратная отрасль, что повышает риски сельхозпроизводства и требует определенной поддержки и помощи со стороны государства. Особенности функционирования аграрной сферы Крыма обусловливают насущную необходимость в его финансовой поддержке. В 2015 году в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым начала работу Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы [1]. Ее основные цели — повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, развитие сельских территорий.

Разработан и реализован следующий перечень подпрограмм на 2016 год:

• «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

128

• «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

• «Развитие малых форм хозяйствования»;

• «Устойчивое развитие сельских территорий»;

• «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым»;

• мероприятия по обеспечению реализации Государственной программы.

На реализацию всех мероприятий Программы в 2016 году предусмотрено 6 048 735,3 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет — 3 065 371,1 тыс. рублей, бюджет Республики Крым — 208 373,4 тыс. рублей, местные бюджеты — 7 217,2 тыс. рублей, прочие (внебюджетные средства) — 2 767 773,6 тыс. рублей. Фактическое исполнение Программы в 2016 году составило 8 000 005,0 тыс. рублей или 132,3 %, в том числе федеральный бюджет — 3 055 800,1 тыс. рублей (99,7 %), бюджет Республики Крым — 202 988,4 тыс. рублей (97,4 %), местные бюджеты — 12 367,9 тыс. рублей (171,4 %), прочие (внебюджетные средства) — 4 728 848,6 тыс. рублей (170,9 %) [2].

В рамках государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования (в том числе в лизинг) сельхозтоваропроизводителями республики в 2016 году приобретено 317 ед. сельскохозяйственной техники и оборудования, из них: зерноуборочных комбайнов — 86 ед.; тракторов — 161 ед.; посевной техники — 70 ед. В рамках сотрудничества ОАО «Росагроли-зинг» и Республики Крым сельхозтоваропроизводителями республики в 2016 году заключено договоров лизинга на 236 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 773,47 млн руб.

В рамках реализации подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы в 2016 году 67 крестьянских (фермерских) хозяйств получили государственную поддержку на сумму 92,5 млн руб. Также 6 крестьянских (фермерских) хозяйств получили гранты на развитие семейных животноводческих ферм в размере 52,6 млн руб. [3].

В 2017 году ожидаемый объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Крым составит 1 955,2 млн руб. Средства будут направлены на: развитие отраслей агропромышленного комплекса; стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе; устойчивое развитие сельских территорий; развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым; развитие отраслей рыбоводства.

Для более полноценной реализации производственного потенциала республики необходимо решить определенную совокупность внутриотраслевых проблем. Прежде всего, это дефицит водных ресурсов для удовлетворения сельскохозяйственных потребностей, высокий моральный и физический износ основных фондов, что обусловливает снижение эффективности сельскохозяйственного производства. Также значимой является проблема финансового обеспечения. Нехватка собственных финансовых ресурсов и проблемы с привлечением средств затрудняют процессы обновления и модернизации производства, формирование их новых видов, развития логистики, сельскохозяйственной кооперации и т. д.

К следующей группе можно отнести условия ведения хозяйственной деятельности, а именно риск потери плодородия почв, связанный с ухудшением состояния системы лесозащитных полос, мелиоративных сооружений и режимов орошения, недостаточным применением органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, нарушением систем севооборотов. Все вышеуказанное ведет к сокращению площадей посевов и посадок многолетних культур и, как следствие, снижению объемов производства продукции растениеводства, недостаточному обеспечению фруктами и овощами населения и рекреационного хозяйства Республики Крым.

Сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства продукции животноводства, в частности молока и мяса говядины, создает недостаток сырьевой базы для перерабатывающих предприятий и, как следствие, дефицит готовой продукции. Снижение производства мяса сельскохозяйственных животных, на фоне преобладания в структуре производства мяса птицы, создает дисбаланс в производственном обеспечении и предполагает необходимость дополнительного ввоза подобной продукции из других субъектов Российской Федерации.

Производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции, таких как картофель, овощи, молоко, шерсть в основном осуществляется в хозяйствах населения. При этом данные хозяйства имеют значимые ограничения в обеспечении материально-техническими ресурсами и их деятельность в большей степени основана на ручном труде, что, в свою очередь, затрудняет использование современных возможностей агротехнологии.

Также следует отметить:

• ограничение доступности рынков сбыта, существенные потери продукции в связи со слабым развитием производственной, рыночной, транспортной инфраструктуры;

129

• недостаточную готовность сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению деятельности в новых условиях отечественных и мировых технологических стандартов производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

• разрыв налаженных кооперационных связей, в том числе по поставке сырья, сельскохозяйственной техники и вспомогательных материалов, готовой продукции;

• неэффективное использование региональных преимуществ Республики Крым;

• изменение основных направлений логистики, высокий износ автодорожной инфраструктуры в сельской местности; удорожание продукции;

• низкий уровень внедрения инноваций и низкая эффективность производства;

• низкий уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности, обуславливающий отток населения из села;

• дефицит квалифицированных кадров.

Однако можно отметить, что, несмотря на существующие проблемы, поддержка на уровне государства дает свои определенные положительные результаты.

В 2014 году темп роста валовой продукции сельского хозяйства составил 100,7 %, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях — 97,1 %, в хозяйствах населения — 101,5 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах — 133,9 %. Объем производства продукции растениеводства увеличился на 2,5 %, в том числе в аграрных предприятиях сократился на 2,6 % и увеличился в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 37,3 %, в хозяйствах населения — на 3,5 %. Общий объем производства продукции животноводства по сравнению с 2013 годом сократился на 1,3 %, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях — на 3,3 %, в хозяйствах населения — на 0,4 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 22,6 %.

В 2015 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 61,8 млрд руб. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2014 года составил 86,6 %, в т. ч. в сельскохозяйственных организациях — 98,4 %, хозяйствах населения — 78,9 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах — 169,5 %. При этом объем производства продукции растениеводства снизился на 8,4 %, в т. ч. в хозяйствах населения — на 21,3 %, в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечен рост на 8,9 % и 75,2 % соответственно. Общий объем производства продукции животноводства по сравнению с 2014 годом сократился на 19,3 %. Существенное влияние на снижение производства продукции животноводства оказало сокращение объемов производства в хозяйствах населения молока на 22,9 %, на долю которых приходится 90,9 % общего объема производства, что связано с наращиванием поголовья молодняка крупного рогатого скота на 14,4 %. Кроме того, во всех категориях хозяйств сократился объем реализации мяса, что связано с трудностями поставок молодняка и качественных кормов, а также из-за простоев на границе с Украиной при поставках инкубационного яйца, что повлекло за собой нарушение технологического процесса в сельскохозяйственных организациях.

В 2016 году объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в действующих ценах составил 67,9 млрд руб. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства к 2015 году составил 102,8 %, в т. ч. в сельскохозяйственных организациях — 105,0 %, хозяйствах населения — 99,1 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах — 132,3 %. Объем производства продукции растениеводства во всех категориях хозяйств увеличился на 5,7 %. Общий объем производства продукции животноводства уменьшился на 1,4 %, что обусловлено снижением реализации скота и птицы на убой (в живом весе) на 4,2 % [3].

Республика Крым за счет собственного производства полностью обеспечивает внутреннюю потребность в продовольственной пшенице, муке пшеничной, овощах, свинине, яйцах. В то же время есть потребность в наращивании объемов производства растительного масла, мяса крупного рогатого скота, птицы, баранины, молока и молочных продуктов, фруктов и ягод.

В перспективе для развития сельского хозяйства Крыма потребуется совершенствование структуры сельскохозяйственного производства с учетом его экономической целесообразности. Разумная региональная стратегия развития Крыма предполагает также вложения инвестиций. Это позволит в ближайшем будущем не только возродить, но и поднять на качественно новый уровень такие отрасли, как винодельческая, плодоовощная, эфиромасличная, что положительно скажется на формировании бюджета Крыма. Кроме того, подъем сельского хозяйства позволит решить одну из наиболее актуальных социальных проблем — занятость трудоспособного населения в сельской местности.

Специалистами определены основные направления развития сельскохозяйственной отрасли на 2017-2019 годы, в числе которых: реконструкция многолетних насаждений, закладка садов, ви-

130

ноградников, плантаций лаванды и розы интенсивного типа; развитие тепличного хозяйства, элитного семеноводства, молочного скотоводства, овцеводства; расширение базы хранения фруктов и винограда; развитие мелиоративного комплекса и сельских территорий в целом.

В текущем 2017 году в сравнении с аналогичным периодом 2015 года ожидается незначительное увеличение объемов производства зерновых и зернобобовых культур, семян масличных культур. В то же время ожидается снижение объемов производства овощей на 29,4 %, картофеля на 11,7 %.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году по сравнению с 2015 годом ожидается на уровне 107,2 %.

ВЫВОДЫ

Рассмотрев основные проблемные вопросы, касающиеся развития сельского хозяйства Крыма, можно отметить положительную динамику, причем во всех направлениях его развития: растениеводство, животноводство, посадки многолетних насаждений, виноградников.

Финансовая поддержка на уровне государства оказывает положительное влияние, что обеспечивает стабилизацию ситуации в сельском хозяйстве, благоприятствует активному росту эффективности и создает условия для обеспечения продовольственной безопасности населения Крыма и отдыхающих.

При этом экономика Крыма и сельское хозяйство в том числе продолжают оставаться под влиянием определенных системных проблем. В частности, к ним можно отнести нехватку стратегически важных природных ресурсов, ограниченную транспортную доступность региона, высокую зависимость производителей от поставок сырья и комплектующих, неудовлетворительное состояние инфраструктуры в связи с ее существенным износом, низкую доступность кредитных ресурсов. Нахождение Крыма под действием антироссийских санкций также создает определенные проблемы и ограничения: запрещен экспорт (импорт) продукции и сырья предприятиями Республики Крым в страны ЕС, отсутствует прямое сообщение республики с иностранными государствами, отсутствует возможность захода иностранных судов в крымские морские порты.

Ключевыми задачами функционирования сельского хозяйства в современных условиях является выявление приоритетных направлений развития с учетом сложившихся социально-экономических и геополитических условий, а также прогноза тенденций их изменения в будущем. Помимо этого, аграрная стратегия должна быть построена на условиях согласования действий законодательной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований в регионе и его хозяйствующих субъектов в долгосрочной перспективе. Главная цель современного этапа заключается в создании эффективной и качественной базы, позволяющей обеспечить потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а также формирования кредитоспособного и инвестиционно активного сельскохозяйственного производителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru (дата обращения 30.04.2017).

2. Министерство экономического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru (дата обращения 30.04.2017).

3. Министерство сельского хозяйства Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru (дата обращения 30.04.2017).

4. Морозов В.А. Основные стратегические направления развития регионального АПК / В.А. Морозов // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере», Ч. II. / СПбГАУ. — СПб., 2017. — С. 59-62.

5. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vniiesh.ru/documents/document_9509_Стратегия %20АПК %202020.pdf (дата обращения 30.04.2017).

Статья поступила в редакцию 15 мая 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.