Научная статья на тему 'Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым'

Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна, Тищенко Евгений Сергеевич

В статье рассмотрены особенности развития сельского хозяйства в Республике Крым, создание особых условий государством по активизации внутренних преференций развития крестьянских фермерских хозяйств, определены основные конкурентные преимущества развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330.322

Борщ Людмила Михайловна,

д.э.н., профессор,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Тищенко Евгений Сергеевич,

студент 3 курса специальности «Экономика»,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Borsh Lyudmila Mihaylovna,

Doctor of Economics, professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Tishchenko Evgeniy Sergeevich,

3th year student of «Economics» specialization, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ПРИОРИТЕТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

PRIORITIES FOR STATE POLICY IMPLEMENTATION FOR SOCIALAND ECONOMIC DEVELOPMENT OFAGRICULTURE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье рассмотрены особенности развития сельского хозяйства в Республике Крым, создание особых условий государством по активизации внутренних преференций развития крестьянских фермерских хозяйств, определены основные конкурентные преимущества развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: крестьянские фермерские хозяйства, сельское хозяйство, инвестиции, бюджет, программы развития.

The article describes the features of the agriculture development in the Republic of Crimea, the creation of special conditions by the state in order to enhance the internal preferences of peasant farms, the basic competitive advantages of agricultural development.

Keywords: peasant farmers, agriculture, investment, budget, development programs.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в Крыму нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежных и материальных ресурсов. Надежность продовольственного обеспечение государства, это одно из основных условий формирования устойчивой экономики и социальной стабильности. Спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, а устойчивое функционирование и развитие аграрного сектора значительно влияет на уровень жизни населения. Поэтому в развитых странах сформирована многоуровневая разветвленная программа государственной поддержки сельскохозяйственных отраслей.

О состоянии сельского хозяйства страны в целом и в Республике Крым в отдельности можно судить по характеру инвестиционных процессов, происходящих в государстве, капиталоемкий сектор сельского хозяйства не в состоянии функционировать без накопления капитала в больших масштабах. Объем инвестиций в основной капитал в Крыму в 2013 году составил 66.3 млрд. рублей.

112

Величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году составила 28.3тысчи рублей (по России за этот период на душу населения инвестиции составили 90.3 тыс. руб.).

Проблемам развития сельского хозяйства, активизации процессов развития весомый вклад внесли отечественные ученые Воробьев Ю.Н., Герасимова С.В., Комарова И.Н., Иванов И.Н., Морозова А.М. и другие. Непривлекательность инвестирования в сельское хозяйство заключается: высокий риск природных аномалий в этой области; отсутствие в отрасли коротких периодов возврата вложенных средств и дивидендов; размер дивидендов ниже, чем в несельскохозяйственных отраслях. Стимулирование активности инвестирования в условиях санкций жизненно необходимое и обязательное условие экономического развития фермерских хозяйств, поэтому тема является актуальной и требует новых исследований. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования является рассмотрение особенностей по созданию благоприятных преференций, развития сельского хозяйства, фермерских хозяйств, через внедрение социально экономических программ развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие Республики Крым определено Федеральной целевой программой «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020года» созданной на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года за № 168 и Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №268. В новом хозяйствующем субъекте Российской Федерации Республике Крым, воплощается в жизнь программа «Развитие малых форм хозяйствования в Агропромышленный комплекс Республики Крым». Сельское хозяйство Республики Крым является весьма привлекательным для инвестиций вследствие наличия плодородных земель, мощностей отрасли переработки, значительного объема внутреннего спроса на продукцию в туристический сезон, межсезонье. Выгодное географическое положение, имеет собственные потребительские рынки. Инвестиционная привлекательность Республики Крым его основные конкурентные преимущества: выгодное географическое положение; известность Крыма как исторического бренда; развитая отрасль виноделия; мягкий климат; наличие незамерзающих портов; высокий уровень образованности; достаточность развитость транспортной инфраструктуры; наличие потенциала для развития туризма; великолепные пляжи; наличие базы для судостроения. Отрицательным и неконкурентным является синдром переходного периода, в субъект Российской Федерации, санкции, изолированность Республики Крым, выстраивание новых связей и многое другое.

Крым — это на 70% степная зона, и вести сельское хозяйство без воды очень тяжело. Аграрный сектор всегда занимал в экономике полуострова доминирующее место. Основные доходы всегда давал не туризм — 6-10% бюджета, а сельское хозяйство — до 30% бюджета. Вода для сельского хозяйства подавалась из Днепра по крымскому каналу. Поэтому программа Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», направлена на обеспечение Крыма водой возврата былой славы развитого сельского хозяйства [1].

Потенциал у полуострова, если все привести в порядок, просто огромный. Это не только туристический район, но и мощный сельскохозяйственный регион. Зачем России закупать продукцию в Турции, Израиле, Польше. Республика Крым способна обеспечить сельскохозяйственной продукцией не только себя, Крым может обеспечить большую часть России. Развитие Крыма должно базироваться на местном производителе среднего масштаба, только так возможно гарантировать сбалансированный рост всех секторов экономики. Необходимо обеспечить диверсификацию производства, что гарантирует в будущем высококачественную продукцию, доступные цены и создание новых рабочих мест. Крым может и должен стать новой социально-экономической моделью для всей России [2]. Мировой опыт показывает, что без формирования мощного среднего класса любое государство не может развиваться. Укрепление России немыслимо без фермерских и крестьянских хозяйств, земле нужны хозяева, искренне заботящиеся о своем хозяйстве, семье и обустройстве страны.

Государству необходимо способствовать появлению в Крыму большого количества фермерских хозяйств, мелких, средних и крупных. Руководство страны и региона должно увидеть в фермерских и крестьянских хозяйствах собственный локомотив российской экономики, без таких хозяйств восстановление собственного производства невозможно. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих других производств, создавая спрос на неё [3]. Это метало обработка, химическая промышленность, машиностроение, биотехнологии и современные ГГ технологии.

113

Выполняя государственную программу социально-экономического развития субъект Российской Федерации, Республика Крым применяет кардинальные меры по мобилизации источников инвестиционных ресурсов, создавая благоприятные условия по мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов.

Для более приятного инвестиционного климата. В Республике Крым создана Свободная экономическая зона на основании Федерального закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне (СЭЗ) на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» вступившего в силу с 1 января 2015 года. Субъекты малого и среднего предпринимательства согласно договора об условиях СЭЗ, могут инвестировать в свой бизнес и получить следующие льготные преференции: налог на прибыль хозяйствующих субъектов в Федеральный бюджет 0% (10лет); В бюджет Крыма 2% в течении 3-х лет; 6% с 4 по 8 годы; 13,5% с 9-го года; страховые взносы 6% (ПФР) + 1,5% (ФСС) + 0,1% (ФМС) = 7,6% [4].

Такие меры повлияли на приток инвестиций в основной капитал. По Крыму за январь-октябрь 2015 года он составил (млн. рублей) 11634,5, убыль по сравнению к 2014 за этот период составила -4614.

Индекс производства продукции сельского хозяйства по Республике Крым за январь-декабрь 2015 к январю-декабрю 2014 года был на уровне 86,6%. По итогам работы предприятий пищевой промышленности Республики Крым, индекс производства составил: за 2015 год в сравнении с 2014 годом, возросло производство мяса свинины на 8,1%; снизилось производство молока обработанного жидкого -125,7%; масла сливочного -64,1%, творога -52,3%; кефира -256,1%; сметаны -161,4%; муки -13% [5].

Ключевое звено сельское хозяйство, обеспечивают население региона и отдыхающих продуктами питания, а также являющееся стабильной базой сырья для пищевых промышленных предприятий и одним из основных направлений экспорта.

Сегодня в Крыму зарегистрировано 1205 крестьянских фермерских хозяйств. Количество малых предприятий, занятых в сельскохозяйственном производстве Крыма, составило 75,3% от всех сельхозпредприятий республики. Их вклад в производство продукции за 2015 год оценили в 12% в отрасли растениеводства и 16% — в отрасли животноводства. Видя такую активность, фермеров государство решило поддержать: помочь грантами начинающим крестьянам, а также тем, кто планирует создать и развить семейную животноводческую ферму. По результатам двух этапов конкурса по поддержке начинающих фермеров 50 заявителей стали участниками программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Крым на 2015-2017 годы», и три семейные животноводческие фермы получили гранты. В ходе конкурса было стало ясно, что крестьянские фермерские хозяйства Крыма активно развиваются по таким направлениям, как молочное и мясное животноводство, кролиководство, разведение перепелов и индеек, виноградарство, плодоводство (ягодники), овощеводство и зерновые культуры. На поддержку начинающих крымских фермеров Россия выделила из федерального бюджета 52 млн. 839,5 тыс. рублей, а республика добавила еще 2 млн. 781 тыс. рублей из своего бюджета. Развитие семейных животноводческих ферм поощрили 22 млн. 696 тыс. рублей из федерального и 1 млн. 194 тыс. рублей из республиканского бюджетов [6]. По условиям программы, грант в размере не более 1,5 млн. рублей, предоставляется начинающим фермерам один раз, на обустройство своего хозяйства для достижения цели. Выделенную сумму можно расходовать на: земельные участки, разработку проектной документации, строительство (реконструкцию) производственных и складских зданий, ремонт и переустройство инженерных сетей, строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, подключение к электрическим, теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, приобретение сельскохозяйственных животных, техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, семян и посадочного материала, закладки многолетних насаждений, а также удобрений и ядохимикатов. Существует так же государственная программа как единовременная помощь в размере 250 тысяч рублей. Она предоставляется начинающему фермеру, приобрести жилье, купить грузовой автомобиль, приобрести и доставить в свой сельский дом домашнюю мебель, бытовую технику, средства связи, газовую или электрическую плиту, подключиться к инженерным сетям. Сделать свою фермерскую жизнь еще чуть более благоустроенной. После получения гранта фермер должен создать не менее одного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей своей субсидии и вести свое хозяйство в течение не менее пяти лет. Обладатели грантов приобретут порядка 1000 голов крупного рога-

114

того скота, более 2000 голов овец, 22 единицы сельскохозяйственной техники, построят три животноводческих фермы и создадут для Крыма 130 рабочих мест.

От крестьянских фермерских хозяйств в течение пяти лет ожидают доход около 398,7 млн. рублей. Повышение эффективности работы малых форм хозяйствования на селе и их устойчивое развитие позволит увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, повысить уровень жизни сельского населения, ну и решить ряд социально-экономических проблем. В текущем 2016 году полуостров получит 2,8 млрд. руб. на развитие сельского хозяйства [7].

Прекрасные перспективы открываются для инвестиционных проектов агропромышленного потенциала Крыма, развития виноделия на полуострове. Местный винодельческий продукт, безусловно, найдет широкий спрос среди туристов. Крым является не только центром производства вина, но и центром потребления вина и шампанского. Значительные инвестиции, ожидают и предприятия агропромышленного комплекса, куда входит производство традиционной, натуральной продукции сельского хозяйства Крыма [8].

К Крыму, как объекту инвестирования проявляют интерес Китай, Израиль, Греция. В ходе переговоров Пекин сообщил о своих намерениях инвестировать в сельское хозяйство Крыма, также китайцы готовы заниматься инвестированием переработки, перевозок и строительства предприятия по выпуску установок капельного орошения. При этом интерес Китай проявляет с учетом ряда ограничений, не желая подставлять свои международные компании под американские санкции. Израильских бизнесменов привлекают различные проекты в сфере сельского хозяйства — виноградарства, садоводства, овощеводства и переработки сельхоз продукции. Сложившейся положительной характерной чертой инвестиционного климата в Республике Крым, является тот факт, что из ранее начатых инвестиционных проектов ни один не был прекращён из-за изменившейся политической ситуации или экономических санкций против Крыма. [9] С целью формирования благоприятного инвестиционного климата и благоприятных условий для работы инвесторов на территории Республики Крым выработаны рекомендации по организации взаимодействия органов государственной и исполнительной власти и лиц, участвующих в инвестиционном процессе [10]. Разработаны предложения по приоритетным направлениям развития региона и координации финансовых и инвестиционных ресурсов. Разработаны рекомендации по уменьшению административных препятствий, сокращению сроков выдачи разрешительной документации. Подготовлены и внедряются рекомендации по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности. Реализация инвестиционных проектов с применением механизмов государственного частного партнерства. Реализация жизненно необходимых инвестиционных проектов получают софи-нансирование за счет средств бюджета Республики Крым, местных бюджетов.

ВЫВОДЫ

К основными направлениями для реализации государственной социально-экономической программы по укреплению фермерских хозяйств, малых предприятий можно выделить:

• развитие садоводства, виноградарства.

• развитие животноводства.

• выращивание зерновых, овощных и бахчевых культур.

Стратегический ориентир развития сельского хозяйства, создание мощной сырьевой базы для формирования продовольственного комплекса, который способен не только удовлетворять потребности населения и отдыхающих, но и повысить экспортный потенциал Крыму и его отраслей.

Государственную политику по развитию сельского хозяйства следует осуществлять:

• увеличение доли собственных средств в общем объеме капитальных вложений предприятий;

• привлечение дополнительных источников финансирования проектов;

• усиление государственного контроля по целевому расходованию бюджетных средств, направленных на целевые государственные программы социально-экономического развития;

• внедрение страхования инвестиционных проектов.

Разграничить на государственном, региональном и местном уровнях функции управления инвестициями, с обеспечением полномочий каждого из них надежными и стабильными источниками финансирования, которые закреплены законодательно.

Создание преференций по активизации инвестиционных процессов, определяющий фактор дальнейшего развития сельского хозяйства.

Определено, что создание эффективной рыночной инфраструктуры и установление между регионами-производителями и регионами-потребителями долговременных продовольственных связей и договорных отношений будут, тем основным фактором приоритетного развития.

115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство Сельского хозяйства Республики Крым: официальный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sev.gov.ru/city/invest (дата обращения 14.01.2016).

2. Министерство экономического развития Республики Крым: официальный портал [Электронный ресурс] — Режим доступа: minek.rk.gov.ru (дата обращения 14.01.2016).

3. Инвестиционный портал Республики Крым [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.invest-in-crimea.ru (дата обращения 14.01.2016).

4. Центр инвестиционного и регионального развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.invect-in-crimea.ru (дата обращения 14.01.2016).

5. Центр инвестиций и регионального развития Республики Крым [Электронный ресурс] — Режим доступа: investrk.ru/ru/press/news/246-malyj-biznes-projdet-sploshnoe-nablyudenie (дата обращения 14.01.2016).

6. Борщ Л.М. Инвестирование: Теория и практика: Научное пособие. — К.: Знание,2005. — 470 с.

7. Воробьева Е.И. Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности в России / Е.Н. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №3 (28).

— С. 6-12.

8. Воробьев Ю.Н. Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности организаций в условиях нестабильности рынков / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции.

— 2014. — № 4 (29). — С. 6-12.

9. Герасимова С.В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ. — К.: Знание, 2006. — 407 с.

10. Тимошенко М.А. Особенности инвестиционной деятельности в аграрном секторе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — №8. — С. 109-112.

Статья поступила в редакцию 26 января 2016 года

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.