Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НОРМАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ольга Игоревна, Проскурова Нина Эдуардовна, Хамбулатова Зарема Рамзановна

В статье рассматриваются инвестиции как базис эффективного функционирования и развития национальной экономики. В условиях глобализации происходит значительное усиление роли международных потоков капитальных вложений. В современных условиях модернизационные процессы требуют значительных усилий со стороны государства для поэтапного освоения рынков сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Ольга Игоревна, Проскурова Нина Эдуардовна, Хамбулатова Зарема Рамзановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTMENT POLICY IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers investments as a basis for the effective functioning and development of the national economy. In the context of globalization, there is a significant strengthening of the role of international flows of capital investments. In modern conditions, modernization processes require significant efforts on the part of the state for the phased development of sales markets.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 338.4

doi: 10.47576/2411-9520_2022_2_61

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Захарова Ольга Игоревна

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, Москва, Россия, zaharoova@mail.ru

Проскурова Нина Эдуардовна

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, Москва, Россия, proskyrova.ng@mail.ru

Хамбулатова Зарема Рамзановна

Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, Россия, zarema71_26@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются инвестиции как базис эффективного функционирования и развития национальной экономики. В условиях глобализации происходит значительное усиление роли международных потоков капитальных вложений. В современных условиях модернизационные процессы требуют значительных усилий со стороны государства для поэтапного освоения рынков сбыта.

Ключевые слова: инвестиции; топливно-энергетический комплекс; нормативно-правовое регулирование; конкурентоспособность.

Для цитирования: Захарова О. И., Проскурова Н. Э., Хамбулатова З. Р. Особенности инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. - № 2. -С. 61-67. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_2_61.

Original article

FEATURES OF INVESTMENT POLICY IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zakharova Olga I.

Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I. M. Gubkina, Moscow, Russia, zaharoova@mail.ru

Proskurova Nina E.

Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I. M. Gubkina, Moscow, Russia, proskyrova.ng@mail.ru

Khambulatova Zarema R.

Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, zarema71_26@ mail.ru

Abstract. The article considers investments as a basis for the effective functioning and development of the national economy. In the context of globalization, there is a significant strengthening of the role of international flows of capital investments. In modern conditions,

modernization processes require significant efforts on the part of the state for the phased development of sales markets.

Keywords: investments; fuel and energy complex; legal regulation; competitiveness.

For citation: Zakharova O. I., Proskurova N. E., Khambulatova Z. R. Features of investment policy in the fuel and energy complex of the Russian Federation. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 61-67. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_2_61.

Величина инвестиций в отдельной стране предопределяется сложившимся в ней инвестиционным климатом, на формирование которого оказывает влияние целый ряд параметров, к которым следует отнести: кредитный рейтинг государства и его организаций; развитие нормативно-правовой и налоговой системы; институциональные условия и барьеры для формирования бизнес-процессов и развития предпринимательства и т. д. Современная экономическая мысль определяет инвестиции как длительные, долгосрочные капитальные вложения определенных видов ценностей, под которыми, как правило, понимаются материальные и интеллектуальные, вкладываемые различными инвесторами для организации производства продукции, определенных товаров, а также при проведении работ и оказании услуг, и в дальнейшем получение положительного результата в виде прибыли или дохода, а также иных конечных социально-экономических эффектов, полезных для общества [4].

В соответствии с данным определением специалисты подразделяют инвестиции на следующие виды:

- конкретно денежные средства - реальные финансы;

- недвижимое и движимое имущество как вид материальных инвестиций, находящееся на балансе, приобретенное или построенное до того момента, когда началась реализация конкретного инвестиционного проекта;

- финансовые средства в виде акций, облигаций, паевых взносов и др.;

- интеллектуальные вложения - патенты, авторские права.

В современных экономических условиях, в которых оказалась Российская Федерация, возможности государственных инвестиций являются крайне ограниченными, на это влияет множество факторов - всемирная пандемия, резкое ослабление курсов националь-

ной валюты, падение цен на энергоресурсы на мировых рынках, рост уровня коррупции и т. д. В данной ситуации необходимо активное привлечение частных инвестиций - отечественных и иностранных. Но для этого необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат в государстве, чтобы Российская Федерация смогла конкурировать на международных рынках капиталов. В современных условиях как представители бизнеса, так и государственные органы понимают, что модернизационные процессы в системе экономики России, в том числе в сфере ТЭК, требуют значительных усилий со стороны государства для поэтапного освоения и последующего удовлетворения здоровых амбиций по завоеванию новейших рынков сбыта, что влечет за собой усиление уровня конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса как в средне так и в долгосрочной перспективе [5; 6; 7].

Анализ системы правового регулирования в Российской Федерации в сфере ТЭК РФ происходит на различных уровнях уже не первое десятилетие, при этом отмечаем, что уровень критики даже сегодня не уменьшается, проблема не возникла одним днем - внешние и внутренние кризисы, неустойчивость национальной экономики страны, помимо политической компоненты, резкие скачки в сторону падения цен на мировые энергоносители, значительно влияющие на отечественную экономическую систему, диктуют необходимость объективного, детального и проработанного нормативно-правового регулирования отраслевого сегмента. Иными словами, уже давно возникла необхо -димость разработки и внедрения детальных методик и инструментов взаимоотношений между субъектами энергетической отрасли. Здесь необходимо рассматривать и вопросы, касаемые усиления инвестиционной активности в энергетической сфере национальной экономической системы Российской Феде-

рации, и именно государству через органы исполнительной власти отводится в этих вопросах ключевая роль. При этом сегодня существует значительное количество актов нормативно-правовой базы, посвященных регулированию топливно-энергетической отрасли страны, что совершенно не исключает, а даже предопределяет дополнительную разработку внушительного количества новейших, совершенствующих отрасль нормативно-правовых актов. Для конечного восприятия, как именно работает нормативно-правовая база государства в энергетической отрасли, что относится к объекту регулирования топливно-энергетического комплекса и каким образом происходит разграничение энергетического законодательства, нам необходимо проанализировать текущий законодательный базис в системном разрезе этой многосложной сферы.

По состоянию на сегодняшний день понятие «топливно-энергетический комплекс» законодательно не закреплено [1]. При этом система государственного регулирования постоянно опирается на термин «топливно-энергетический комплекс». Это понятие можно увидеть, например, в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-Ф3 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса». При этом ни в одном из вышеназванных актов (в том числе и иных нормативных документов, в которых упоминается словосочетание «топливно-энергетический комплекс») не имеется закрепленной дефиниции топливно-энергетического комплекса России, что в результате может формировать ситуацию правовой неопределенности на практике.

Следует отметить выработку данного понятия различными группами ученых и экспертов. Существующая доктрина в области права определяет первоочередность экономической природы ТЭК, при этом выделяет его правовые особенности. Выделяя экономические составляющие ТЭК, следует

подчеркнуть, что подобная системная совокупность возникающих отношений в современном обществе формируется из процессов добычи, технологии производства, последующей транспортировки, и наконец, потребления энергетических ресурсов. Вышеназванные процессы при этом выступают неделимо с функционированием отраслевых компаний, организаций и производств в данной сфере [2]. В конечном итоге стратегическое назначение энергетики определяет, что возникающие между субъектами отношения также имеют целью обеспечение экологической и энергетической безопасности государства как части национальной безопасности страны и поэтапное рациональное использование природных ресурсов.

Одним из важнейших нормативно-правовых актов, отвечающих за регулирование отношений в электроэнергетической отрасли, выступает Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 27.12.2019). В ст. 1 установлен право -вой фундаментальный базис возникающих экономических отношений в этой подотрасли ТЭК, закрепляются полномочия органов государственной власти, влияющих на регулирование данных отношений, определяются права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Также данным законодательным актом регламентируется системная совокупность функционирования рынков оборота электрической энергии и мощности, провозглашены принципы функционирования этой системы, урегулированы вопросы передачи электрической энергии и т. д.

Особенно интересной для нас выступает ст. 29 Федерального закона «Об электроэнергетике», в которой задекларирована инвестиционная политика государства в электроэнергетической сфере, основное направление которой акцентировано на непрерывности процесса обеспечения в целях ее устойчивого развития, развитии технологий энергосбережения, а также предусматривает привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление государственного контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

К полномочиям Правительства России и соответствующих государственных органов относятся вопросы определения источников и способов привлечения инвестиционных средств, вкладываемых Российской Федерацией в развитие электроэнергетики; утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Во исполнение указанных норм закона при -нято Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», которым установлены «Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», «Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Важно отметить существенную роль в направленности политики государства в сфере ТЭК, отраженную в Энергетической стратегии России на период до 2035 г. [1] Данный документ утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. Особо выделим, что указанная стратегия, базовые положения которой являются регуляторами основных направлений и находятся на лидерских позициях в системе нормативных актов, отведенных регулированию топливно-энергетического комплекса, нуждается в детальном. То, что сегодня декларируется в энергетической стратегии, принятой к реализации на территории Российской Федерации, выступает концептуальной целью, а именно максимально эффективная разработка и последующее использование энергетических ресурсов страны и глобального потенциала энергетического комплекса для постоянного роста национальной экономики государства [3]. Необходимо сформировать современный энергетический рынок, функционирование которого даст равные возможности для всех субъектов возникающих экономических взаимоотношений, устранить институциональные барьеры и дискриминацию, часто уводящие от инвестиций уже на стадии рассмотрения. То есть основной упор государственной политики должен быть сделан на то, чтобы с каждым годом увеличивать роль государственных структур как регулятора

рыночных отношений, при этом уходить от роли государства в качестве хозяйствующего субъекта, что повысит конкурентоспособность и инвестиционную активность. Если достичь данных показателей, значительно влияющих на инвестиционный процесс в отраслях промышленности, то в ближайшей перспективе можно увидеть усиление инвестиционного потока, в том числе и в энергетическую отрасль. Среди всех механизмов энергетической политики государства стратегия особо выделяет содействие в привлечении на взаимовыгодных условиях инвестиционных вложений из-за рубежа.

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятом еще на заре трансформационных процессов в социально-экономической системе, уравнивались гарантии прав отечественных инвесторов с гарантиями, обеспечивающими защиту от неблагоприятного изменения законодательства, предоставленными ранее иностранным инвесторам, то есть всем инвесторам предоставлялись равные права и возможности на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестирование самого имущества и любых имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности является неотъемлемым правом инвестора и охраняется законодательством, в соответствии с которым любой инвестор по своему усмотрению определяет масштабы и направления инвестиционных вложений, заключает контракты с иными субъектами инвестиционной деятельности соответствии с ГК РФ, имеет право владения пользования и распоряжения результатами и объектами инвестиционной деятельности, осуществляет мониторинг и контроль целевого использования инвестиций, имеет право объединять собственные и заемные ресурсы с ресурсами иных инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д.

В соответствии с прогнозами значительная часть капиталовложений прогнозируется в нефтегазовый сектор национальной экономики (от 61 % от всех инвестиций - в целевом

сценарии до 64% - в рамках консервативного сценария), в электроэнергетику (23 % или 20 % в зависимости от сценарного развития). Постоянное улучшение инвестиционного климата, усиление эффективности государственного регулирования инвестиционных процессов в топливно-энергетическом комплексе обозначено в качестве отдельных, приоритетных задач Правительства Российской Федерации в современных условиях.

Принятие Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» вводит для российских инвесторов совершенно новый институт - соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Это новый толчок инвестиционным процессам в отраслях народного хозяйства страны, в том числе и в сфере топливно-энергетического комплекса.

Данный закон заточен на формирование «предсказуемых и благоприятных условий» для инвестиционных бизнес-проектов, в связи с тем что предоставляет определенные льготы и преференции компаниям, занятым реализацией инвестиционных проектов.

Изначально внесенный на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ законопроект неофициально обозначался как «Инвестиционный кодекс». В рамках него выделялись два ключевых инвестиционных режима: совокупный и непосредственно проектный. В рамках совокупного инвестиционного режима должно было происходить закрепление базовых правил инвестиционной деятельности, касающихся всех инвесторов вне зависимости от объема капитальных вложений, а проектный режим планировался к действию как специальный и должен был применяться лишь при заключении соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Впоследствии было принято решение об исключении общего инвестиционного режима из данного федерального закона. Предметом регулирования данного нормативно-правового акта были определены лишь правоотношения, возникающие в связи с регулированием инвестиций на базе Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Соглашение о защите и поощрении капиталовложений - это договор между Россией или ее субъектами государства и непосредственно компанией, занятой

реализацией инвестиционного проекта, базовые основы которого призваны обеспечить гарантии стабильности и соблюдения всех проектных условий реализации и четкого обозначения взаимных прав, обязанностей и ответственности всех задействованных сторон договора. Компанией, отвечающей за реализацию инвестиционного проекта, может выступать отечественное юридическое лицо, в том числе проектная структура - организация, целенаправленно сформированная для реализации конкретного инвестиционного проекта.

Следует отметить, что данным нормативно-правовым актом устанавливается, что в качестве потенциального инвестора могут быть как российские, так и зарубежные физические и юридические лица. Чтобы понять, выгоден ли данный закон в долгосрочной перспективе, следует обрисовать преимущества для потенциальных инвесторов. Заключение СЗПК дает следующие преимущества субъектам хозяйствования, занятым в реализации инвестиционного проекта: в период осуществления инвестиционного проекта в отношении компании будет задействована стабилизационная оговорка, ставящая запрет на применение положений законодательства, которые могут ухудшить условия функционирования, связанные с реализацией конкретного инвестиционного проекта. Так, например, нет возможности варьирования налоговых условий, условий землепользования и деятельности в области градостро -ительства на срок от 6 до 20 лет. Помимо этого, этот федеральный закон регламентирует поддерживающие меры по возмещению определенных издержек, потраченных в целях формирования или усовершенствования энергетической, жилищно-коммунальной, социальной и иной инфраструктуры за счет средств бюджета. Улучшит ли принятый федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» инвестиционный климат в отраслях народного хозяйства Российской Федерации в целом, и в ТЭК в частности, в долгосрочной перспективе, остается лишь только гадать.

Проанализировав первично предлагаемые законопроекты и уже принятый федеральный закон, можем обнаружить резкое сокращение преференций. Так, например,

предлагаемый Д. Козаком более широкий вариант защиты проектов капиталовложений, включающий в себя ответственность перед инвестором практически за любую трансформацию: от изменения ставок действующих налогов до изменения стратегических аспектов реализации инвестиционного проекта, - был отклонен. Занимающий на тот момент должность вице-премьера Правительства Российской Федерации предлагал возможность государственным органам внесения лишь таможенных корректировок. О любых других трансформациях власти страны, по его мнению, должны уведомлять вкладчиков инвестиций за три года до них. В другом случае государству необходимо было осуществлять компенсационные выплаты инвесторам.

В целом считаем, что принятие данного нормативного акта должно повлиять на усиление потенциала инвестиционной активности в топливно-энергетическом комплексе России, но при этом коренным образом вряд ли эти трансформации осуществятся. Данный федеральный закон, по оценкам экспертов, существенно превышает текущие возможности российской нормативно-правовой базы, выходит далеко за рамки отечественного законодательства последних двух десятков лет, то есть чтобы он стал эффективным инструментом реализации государственной инвестиционной политики, нужно внесение значительных изменений и поправок в функционирующие нормативно-правовые акты.

Список источников

1. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. No 1523-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бушуев В. В. Энергетика России: ожидания и возможности // Энергетическая политика. 1999. С. 3.

3. О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30 декабря 1995 г. No 225-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. No 1. Ст. 18. (в ред. от 29 июня 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Проскурова Н. Э., Самохвалова Е. П. Перспективы программ модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/06ECVV319.pdf (дата обращения: 29.04.2022).

5. Мингалиев К. Н. Эффективное функционирование ТЭК как показатель роста национальной безопасности России // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/03ECVV220.pdf (дата обращения: 29.04.2022).

6. Абдулкадыров А. С., Жигулина Е. П., Крыхтин А. В. Анализ эффективности проведения налогового маневра в нефтяной отрасли и его возможных последствий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 67-70.

7. Абдулкадыров А. С., Перепонова В. И. Институциональные барьеры в нефтегазовом секторе, способы и возможности их преодоления // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 41-47.

References

1. Energy Strategy of Russia for the period up to 2035, approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1523-r dated June 9, 2020. Access from the ConsultantPlus legal reference system.

2. Bushuev V. V. Energy of Russia: Expectations and opportunities. Energy policy. 1999. p. 3.

3. On production sharing agreements: feder. Law No. 225-FZ of December 30, 1995. Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 1996. No. 1. Article 18. (ed. dated June 29, 2015). Access from the help.- the legal system "ConsultantPlus".

4. Proskurova N. E., Samokhvalova E. P. Prospects of modernization programs of the Russian oil refining industry. Military-economic Bulletin. 2019. No. 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/06ECVV319.pdf (date of reference: 04/29/2022).

5. Mingaliev K. N. Effective functioning of the fuel and energy complex as an indicator of the growth of Russia's national security. Military-economic Bulletin. 2020. No. 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/03ECVV220.pdf (accessed: 04/29/2022).

6. Abdulkadyrov A. S., Zhigulina E. P., Krykhtin A.V. Analysis of the effectiveness of the tax maneuver in the oil industry and its possible consequences. Economics and entrepreneurship. 2015. No. 7 (60). pp. 67-70.

7. Abdulkadyrov A. S., Pereponova V. I. Institutional barriers in the oil and gas sector, ways and opportunities to overcome them. Regional problems of economic transformation. 2014. No. 2 (40). pp. 41-47.

Сведения об авторах

Захарова Ольга Игоревна - магистрант юридического факультета, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Москва, Россия, zaharoova@mail.ru

Проскурова Нина Эдуардовна - старший преподаватель кафедры экономики нефтяной и газовой промыш -ленности, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Москва, Россия, proskyrova.ng@mail.ru

Хамбулатова Зарема Рамзановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, Россия, zarema71_26@mail.ru

Information about the authors

Zakharova Olga I. - master student of the Faculty of Law, Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin, Moscow, Russia, zaharoova@mail.ru

Proskurova Nina E. - Senior Lecturer, Department of Oil and Gas Industry Economics, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NRU), Moscow, Russia, proskyrova.ng@mail.ru

Khambulatova Zarema R. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, zarema71_26@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.