Молчанова Н.П.
д.э.н., профессор Финансового университета
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Ключевые слова: российская экономика, инвестиции, макроэкономическая нестабильность.
Инвестиции являются одним из важнейших источников формирования финансовых ресурсов в национальной экономике. На инвестировании как базовом элементе инвестиционного процесса основывается не только развитие предпринимательской деятельности, но и благосостояние государства и населения. Отличительной особенностью экономики России является неоднородность ее инвестиционного пространства. Высокий уровень инвестиционной привлекательности - это один из ключевых факторов роста конкурентоспособности страны, достижения устойчивых темпов экономического роста. В связи с этим, проблема формирования благоприятного инвестиционного климата, равно как и увеличение роли государства в обеспечении стабильного притока инвестиций в экономику России и их рационального использования, в период макроэкономической нестабильности обладает весьма высокой степенью значимости и актуальности.
В условиях проявления определённой неустойчивости экономической конъюнктуры на мировом рынке, объективно актуализируется выработка мер по преодолению возможных деструктивных последствий колебаний деловых циклов. Ситуация в сфере инвестирования осложняется рядом негативных причин. Так, вследствие цикличности экономического развития, под воздействием конъюнктурных и сезонных колебаний в различных регионах мира, иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются преимущественно краткосрочно, а их отраслевое распределение выглядит весьма неравномерным. Названные негативные тенденции подтверждаются результатами анализа информационных источников о поступлении иностранных инвестиций в российскую экономику. Исследуя статистические данные, можно сделать следующие выводы. В 2013 году по сравнению с 2011 годом общий объем поступления иностранных инвестиций по типам уменьшился на 11,2%. Такая динамика сложилась вследствие уменьшения так называемых «прочих» инвестиций на 12,0%. При этом объем прямых и портфельных инвестиций увеличился соответственно на 14,2% и 12,3%\
В качестве тенденции, негативно влияющей на инвестиционную активность, можно рассматривать возрастание в течение ряда лет долговой зависимости отечественных банков и фирм от иностранного капитала. Периодически в информационных источниках высказываются опасения в отношении возможных осложнений в ситуации с иностранными кредитами и займами в экономике. По наблюдениям экспертов, снижается способность российской банковской системы и других институтов финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств в производственные вложения, осуществлению инвестиций в несырьевые секторы промышленности. Подобная обстановка сформировалась под влиянием ряда системообразующих факторов.
Слабая конкурентоспособность национальной банковской системы проявляется в отсутствии доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке. Одновременно, объективно повышается востребованность для бизнеса замещения трудоемких производств на капиталоемкие производства, что обусловливает необходимость активизации работы по обновлению производственного аппарата и продолжению модернизации российской экономики в целом. Имеет место недоучёт потребностей в своевременном и повсеместном введении ресурсосберегающих технологий. И, наконец, наблюдается недостаточная интенсивность деятельности по переносу приоритетов в инвестировании воспроизводственного процесса из сферы обращения на поддержку реального сектора экономики.
В этой связи следует указать на несовершенство методологии формирования информационных баз данных. Например, можно отметить, что реальные масштабы зарубежных кредитов и ссуд могут превышать официально публикуемые сведения статистического учета Росстата. Это отчасти обусловлено тем, что в структуру статьи «Прямые инвестиции» включается подстатья «Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций». Кроме того, в статье «Прочие инвестиции» не учитываются операции международного внутрифирменного кредитования фирмами-нерезидентами собственных дочерних предприятий, находящихся на территории России. Далее, следует учитывать еще и то, что статья «Прямые инвестиции» содержит более 50% иностранных вложений, на практике являющихся кредитами и займами. Поэтому, на наш взгляд, сложившийся порядок представления статистической информации не позволяет достоверно разграничить и представить масштабы иностранного инвестирования и кредитования отечественной экономики.
1 Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru
117
В целом, за анализируемые три года в структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности наблюдались определённые изменения. Так, в 2013 году по сравнению с 2011 годом в наибольшей степени снизились иностранные инвестиции в финансовую деятельность (в 4,3 раза); строительство (в 2,7 раза); добычу полезных ископаемых (на 63%); транспорт и связь (на 25%). Наряду с этим, есть и положительные изменения в динамике и структуре инвестирования. К примеру, увеличились иностранные инвестиции в здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 362%); обрабатывающие производства (на 119%); оптовую и розничную торговлю, ремонт транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования на (27%)\
Повышение объёмов иностранных инвестиций в обрабатывающие производства объясняется тем, что данные отрасли, относящиеся к промышленности и агропромышленному комплексу России, наиболее перспективны в нынешней экономической ситуации. Именно то, что в этих секторах экономики возможна реализация максимального количества инвестиционных планов, вызывает отток иностранных инвестиций из других отраслей и видов экономической деятельности.
Состав зарубежных вложений, согласно объёму накопленных иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам, также нерационален, что неблагоприятно воздействует на российскую экономику. Концентрация иностранных инвестиций лишь в некоторых, наиболее привлекательных для инвесторов видах экономической деятельности, не создает возможностей для формирования новых производств и реализации перспективных инвестиционных проектов в иных, не менее востребованных секторах российской экономики. Поэтому, как представляется, и появляется настоятельная потребность в разработке новых финансовых механизмов и моделей привлечения зарубежных инвестиций, в формировании и расширении потенциального перечня источников и видов финансовых ресурсов.
Однако это необходимо практически реализовать для активизации предпринимательской деятельности, в целях корректировки потоков инвестиций в направлении создания благоприятного инвестиционного климата. Подобный подход может способствовать решению ряда актуальных задач. В частности, он необходим для того, чтобы помочь отечественным компаниям выйти за пределы российского рынка капиталов. Отметим, что самые высокие темпы прироста объёма накопленных иностранных инвестиций в 2013 году по сравнению с 2011 годом имели место в ряде стран-инвесторов: Люксембург (263%); Ирландия (232%); Китай (166%); Франция (136%); Япония (111%).
Закономерно, что в качестве «локомотива» роста экономики России экспертами рассматривается именно нефтегазовая отрасль. Согласно опросам ВЦИОМ, более 60 процентов респондентов считают, что именно природные ресурсы являются главным конкурентным преимуществом для России. Для обеспечения в будущем роста российской экономики, как полагают крупные инвесторы, в качестве основополагающих отраслей, следует рассматривать также тяжелую промышленность, автомобилестроение, инфраструктуру и производство потребительских товаров.
В 2012 году Россией было привлечено 128 проектов, финансируемых за счет прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то есть примерно такое же количество, что и в 2011 году2. При этом на 60% увеличилось количество рабочих мест, созданных за счет ПИИ. Из чего следует вывод: проекты стали «укрупняться». Именно благодаря названным позитивным тенденциям Россия оказалась на втором месте в Европе по количеству рабочих мест, созданным благодаря ПИИ. Для сравнения: в 2011 году Россия занимала в этом списке шестое место. Позитивной тенденцией является и рост российского рынка Интернет-услуг, который стал самым крупным в Европе. Следует также отметить, что основной объем инвестиций, получаемых на развитие экономики, по-прежнему привлекают Москва и Санкт-Петербург.
Большинство опрошенных инвесторов полагают, что такие значимые факторы, как вступление России во Всемирную торговую организацию, а также образование с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Единого экономического пространства и Таможенного союза, оказывают благотворное влияние на привлекательность российских ценных бумаг. Благоприятно сказывается и подписанный 29 мая 2014 года договор о создании Евразийского экономического союза в 2015 году. Все названное выше, несомненно, укрепляет позиции бизнеса на мировом рынке капиталов и повышает инвестиционную привлекательность России. Также, по мнению респондентов, ускоренное развитие приватизации и комплекс правительственных мер, предпринятых для улучшения демографической ситуации, смогут оказать влияние на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.
Как свидетельствуют социологические данные, с одной стороны, примерно у 60-65% инвесторов, работающих на рынке, имеются планы по наращиванию своего присутствия в России. Но предприниматели и финансисты, ещё не инвестировавшие в экономику России, с другой стороны, проявляют некую осторожность. Происходит это по причине того, что инвесторы, ещё не начавшие свою деятельность в России, имеют довольно-таки ограниченное представление о существующих инвестиционных возможностях как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Из-за отсутствия подобного рода информации, что особенно заметно на региональном уровне управления, большинство иностранных инвесторов имеют весьма ограниченное представление о структуре и приоритетах развития экономики России.
Солидаризируясь с различными предложениями экспертов, мы признаем целесообразной разработку рекомендаций и принятие пакета мер по сокращению сложившегося разрыва в инвестировании российских регионов. Для целенаправленного улучшения структуры российской экономики и привлечения новых инвесторов, следовало бы сосредоточить усилия на проведении модернизации и завершении ранее начатых реформ в отдельных секторах национального хозяйства. Необходимо определить факторы, сдерживающие рост инновационных производств на региональном уровне, и на этой основе разработать и принять экономические и административные меры по устранению
1 Федеральная служба государственной статистики. -
2 Там же.
http://www.gks.ru 118
подобных препятствий. Важный аспект - развитие инвестиционной культуры, владение которой создаёт основания для всех заинтересованных пользователей в получении информации о возможностях инвестирования в России.
В условиях макроэкономической нестабильности потенциальным инвесторам первоочередное внимание следует уделять применению в практической деятельности научных положений инвестиционного менеджмента. В экономической литературе управление процессом инвестирования рассматривается неоднозначно. Во-первых, как совокупность методологического инструментария, применение которого позволяет выбрать наиболее эффективный, по мнению потенциального инвестора, вариант размещения его инвестиционных ресурсов. Во-вторых, как практическая деятельность в сфере инвестирования, которая рассматривается в контексте конкретного использования рыночных методов, методик, технологий в целях оперативного воздействия на инвесторов и предпринимателей в процессе принятия ими экономически выверенных решений. Обобщая позиции различных исследователей, можно заключить, что инвестиционный менеджмент представляет собой специфическую экономико-административную функцию воздействия на инвестиционный процесс, которая на практике осуществляется определённой группой экономических агентов (посредников).
Определение сущностного содержания инвестиционного процесса относится к числу наиболее важных задач науки об инвестировании. Инвестиционный процесс, согласно формулировке Э.Дж. Долана, представляет собой непрерывное изменение форм стоимости, в результате чего появляется некий новый реальный актив - конечный результат инвестиционной деятельности1.
В отечественных научных публикациях инвестиционный процесс обычно описывается как механизм превращения денежных средств в инвестиционные затраты с целью получения нового полезного эффекта, главным образом в качестве извлекаемого дохода; при этом выделяются следующие сменяющие друг друга этапы:
1. Трансформация инвестиций в реальные активы посредством преобразования денежных ресурсов в капитальные вложения, собственно и именуемая инвестированием.
2. Увеличение вложенных средств в форме их капитализации за счёт приумножения капитальной (на биржевом рынке - курсовой) стоимости.
3. Получение эффекта от приумножения капитальной стоимости в виде дохода, социального или иного полезного результата, отражающего реализацию целей инвестиционного процесса .
Согласно наиболее распространённой трактовке, отражённой в работе А.М. Бабашкиной, инвестиционный процесс включает: объект инвестиций; субъект (инвестор); связь между ними, выражающуюся в получении инвестиционного дохода в процессе инвестирования, и среду, в которой они функционируют (инвестиционный климат)3. Данная формулировка достаточно полно соответствует сути реального инвестирования и поэтому, на наш взгляд, её целесообразно считать основополагающей.
Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого государства происходит посредством особого рода накоплений, именуемых инвестиционными, поскольку они не предназначены для повседневного удовлетворения первоочередных потребностей населения. Преимущественной целью таких накоплений является их вложение с целью извлечения дохода в материальные или финансовые активы. Объёмы инвестиционных накоплений зависят от прироста вновь созданной стоимости, динамики уровня благосостояния, количественных и качественных характеристик жизнедеятельности населения и прогнозируемого уровня инфляции.
Субъекты инвестирования, функционирующие в условиях сокращения инвестиционного спроса и трансформации рыночного механизма формирования инвестиционного предложения, вправе иметь возможности для выбора инвестиционных объектов с позиции их соответствия текущей экономической конъюнктуре на финансовые ресурсы. Одновременно, государство должно создавать предпосылки и рекомендации для применения научного инструментария регулирования инвестиционных вложений.
Как представляется, инвестиционный процесс целесообразно рассматривать как последовательность стадий, процедур и действий по реализации государственной инвестиционной политики. Его конкретное осуществление определяется объектом вложения и видами вложения (реальные или финансовые инвестиции). Инвестиционный процесс имеет временной лаг и связан с долгосрочными вложениями инвестиционных ресурсов с целью получения коммерческого дохода либо социального эффекта в будущих периодах. Суть инвестирования состоит в преобразовании личных и заёмных средств владельцев финансовых и других видов ресурсов в активы, которые участвуют в создании новой стоимости при их использовании.
Активизация инвестиционного процесса, применительно к российской действительности, возможна различными способами. Например, путём роста массовости, привлечения в качестве заинтересованных сторон различных участников - юридических и физических лиц. При этом, более активную позицию, согласно официальной государственной политике, должны занимать частные предпринимательские структуры, выступающие как непосредственными участниками (исполнителями), так и посредниками в осуществлении инвестиционной деятельности. Органам государственной власти и управления отводятся функции регуляторов предпринимательской деятельности. Это относится преимущественно к созданию организационных и экономических преференций, направленных на активизацию инвестирования на федеральном и региональном уровнях управления.
1 Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.; СПб.: ПО СП «Автокамп», ПФК «Про-фико», 1993. - С. 284-291.
2
Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 7.
з
Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 245.
Основным документом, на котором базируется практическое управление инвестиционным процессом, по нашему мнению, становится детально проработанный инвестиционный план. В нём следует заложить научные основы проектной деятельности, вопросы организации сопровождения инвестиционных проектов, детализированную систему контроллинга и комплекс методических инструментов для оценки эффективности принимаемых решений и намеченных к реализации программных мероприятий. Одновременно с составлением инвестиционного плана становится актуальным проведение инвестиционного анализа. Инвестиционный проект исследуется на предмет выявления потенциальных выгод и рисков, которые может принести его практическое исполнение1.
Практическое осуществление инвестиционной деятельности предполагает определение места и значимости всех её участников (экономических субъектов) в системе регулирования социально-экономического развития. Ключевым звеном в процессе инвестирования являются инвесторы (юридические и физические лица), принимающие решения о вложениях средств, преимущественно финансовых ресурсов, в те или иные объекты. Предполагаемые объекты инвестиций располагаются на территориях административно-территориальных образований и относятся к определённым видам экономической деятельности. Следовательно, при оценке уже имеющегося бизнеса инвестор оценивает преимущественно его качественные характеристики (прибыль, уровень затрат и др.).
Однако, при принятии решений о вложении ресурсов в строящиеся или реконструируемые объекты, инвестору целесообразно проанализировать не только проектируемые качественные характеристики, но и место расположения заявленных инвестиционных проектов, обеспеченность инфраструктурой, наличие трудовых и других ресурсов. Необходимо также провести маркетинговые исследования потенциального рынка товаров и услуг не только данного региона, но и близлежащих субъектов РФ (предпочтительно в рамках федеральных округов РФ). Значение имеют и те виды экономической деятельности, в которых инвестиционные проекты предполагается реализовывать. В этом случае инвестор учитывает все ключевые характеристики регионального инвестиционного климата: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционную активность.
Следовательно, для принятия взвешенного решения об инвестировании и вложении в проект финансовых ресурсов, инвестор вправе получить исчерпывающую информацию о характеристиках объекта и окружающей среды. Конечными целями в процессе реализации инвестиционного проекта для инвестора могут быть либо получение экономического эффекта (прибыли, дохода), что является характерным для большинства коммерческих вложений, либо иных видов эффекта (экологического, социального и др.). Макроэкономической целью реализации совокупности инвестиционных проектов, применительно к территории определённого региона (федерального округа РФ, субъекта РФ), является увеличение производства валового регионального продукта и, в конечном итоге, повышение уровня и качества жизни населения.
При принятии инвестиционных решений важно учитывать консолидированное мнение бизнес-сообщества, представители которого осуществляют вложения в идентичные объекты, регионы или виды экономической деятельности. Положительным моментом является предоставление предпринимателям возможностей для использования сложившейся в регионе (муниципальном образовании) инвестиционной инфраструктуры. В состав её элементов можно отнести территориальные агентства по привлечению инвестиций, специализированные инвестиционные фонды, коммерческие банки и иные финансово-кредитные учреждения, страховые организации и другие институты инвестиционного развития. Инвестор вправе воспользоваться консультационной, методической, продвиженческой и иными видами поддержки, предоставляемой уполномоченными государственными и частными структурами.
Ответственные функции в сфере инвестирования возложены на региональные агентства инвестиционного развития. К ним относятся: разработка и утверждение концепции и бизнес-плана инвестиционного проекта; рассмотрение инвестиционных предложений (проектов) инвесторов и организация их реализации; осуществление поиска и взаимодействия с инвесторами по вопросам совместной реализации проектов по строительству объектов инженерной инфраструктуры на инвестиционных площадках; сотрудничество с банками и инвестиционными организациями; контроль за реализацией концепции, бизнес-плана, текущего финансового плана проекта; внесение изменений в порядок рассмотрения инвестиционных проектов и организация их реализации на территории инвестиционных площадок в режиме «одного окна»; выбор наиболее удачных вариантов территориального размещения; осуществление сопровождения реализации проектов в органах власти, организациях, органах местного самоуправления, направленного, главным образом, на снижение влияния бюрократических процедур.
Особую значимость на финансовом рынке приобретает функционирование кредитных организаций, которые по своей природе являются весьма специфическими учреждениями. С одной стороны, они привлекают временно свободные денежные средства домашних хозяйств, коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и управления различных уровней. С другой стороны, они удовлетворяют разнообразные потребности юридических и физических лиц как в денежных средствах, так и в определённых услугах.
На наш взгляд, деятельность коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений следует активизировать в направлении расширения состава источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для осуществления приоритетных для экономики и социально значимых для населения инвестиционных проектов. Инвестиционная сфера является наиболее проблемной, что обусловлено рядом причин. Так, в условиях макроэкономической нестабильности, банковские и другие финансово-кредитные учреждения практикуют выдачу различных видов кредитов под довольно высокие проценты, что является неподъёмным для определённой части заёмщиков; имеют
1 См., например, Молчанова Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов Российской Федерации. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 120-146.
место отказы в выдаче ссуд, например, из-за отсутствия у заявителей достаточного обеспечения по привлекаемым кредитам.
Имеют место проблемы в работе и других участников финансового рынка. Так, страховые организации вовлечены в инвестиционный процесс для страхования предпринимательских, региональных и отраслевых рисков. Они осуществляют страхование, перестрахование, взаимное страхование в соответствии с действующим законодательством. Страховые организации проводят оценку страхового риска, получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют в активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты. Таким образом, наряду со страховой деятельностью они выполняют инвестиционные операции. Однако, вследствие колебаний экономической конъюнктуры, у экономических агентов (страховщиков, страхователей, застрахованных) возрастает вероятность появления разного рода убытков, связанных с недополучением ожидаемых доходов в пределах определённых договорами сумм поступлений и выплат.
Совокупность показателей, применяемых при оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, должна соответствовать тому набору целевых индикаторов, который используется в общегосударственных и региональных программах научно-технического, экономического и социального развития. В рамках территориального разреза национальной экономики России возрастает актуальность государственных программ развития определённых территорий и сфер предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях управления. Аналогичная рекомендация применима и к муниципальным программам, разрабатываемым и реализуемым на муниципальном уровне управления. Такой подход следует рекомендовать в целях сопоставления достигнутых результатов субъектами хозяйствования и выявления ключевых сегментов рынка, на которые в последующем будет возможно оказывать влияние.
Одним из инструментов для практического достижения указанной цели и решения приоритетных социально-экономических задач в российских регионах являются стратегические документы. В федеральных округах РФ, субъектах РФ приняты и реализуются региональные Стратегии развития инвестиционной сферы. Например, в Ростовской области, Краснодарском крае такие документы разработаны на период до 2020 года1. В них определяются цели, и описывается механизм проведения в действие региональной инвестиционной политики, включающей комплекс мер, направленных на эффективное целенаправленное привлечение инвестиций в сектора экономики и социальной сферы на региональном уровне управления. Подобные научные разработки имеют важное социально-экономическое значение, и потребность в их практическом исполнении обусловлена необходимостью решения насущных задач в рамках определённых территорий. Одновременно, они направлены не только на повышение степени благоприятствования инвестиционного климата регионов и функционирующих в них отраслей и производств, но и на повышение инвестиционного имиджа субъектов РФ. Таким образом, наряду с научным и техническим обоснованием в региональных стратегиях подчёркивается показательный характер предполагаемых для реализации инвестиционных проектов и мероприятий.
Однако можно выделить определённые несовершенства в методологии формирования названных документов. В целом, региональные стратегии содержат однотипный набор инструментов, позволяющий в случае их комплексного применения добиться существенного улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ. Они представляют собой совокупность определенных нормативных положений, которые потенциально направлены на достижение конечной цели - обеспечение роста привлекаемых в регионы объёмов инвестиций на основе использования отечественного и мирового опыта конструирования принципов совмещения интересов власти и бизнеса. Они содержат, как правило, широкий перечень универсальных требований, которые условно можно разделить на несколько групп: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых организационных и экономических условий для реализации инвестиционных проектов, а также наличие самого концептуального документа - Стратегии инвестиционного развития региона. Универсальность и ограничение количества базовых требований создает основания для включения в инвестиционный процесс всех регионов, входящих в состав федерального округа и создания на этой основе продуктивной инвестиционной среды.
Инвестиционное законодательство, действующее на территориях субъектов РФ, учитывает их специфику и имеет целью содействие в привлечении капитальных вложений в конкретные регионы, создание для субъектов предпринимательской деятельности (вне зависимости от их принадлежности к организационно-правовой форме и форме собственности) наиболее благоприятного режима ведения хозяйства. Как правило, он предполагает широкий перечень преференций и использование в качестве основной стимулирующей меры обеспечение предоставления льгот по уплате налога на прибыль и имущество организаций. В этой связи органам государственной власти и управления субъектов РФ можно рекомендовать перманентное совершенствование регионального инвестиционного законодательства, оперативное внесение в него необходимых корректив в зависимости от изменений макроэкономической ситуации в стране.
Предложенный нами подход к управлению инвестиционным процессом призван способствовать поддержанию устойчивого функционирования российской экономики и, как следствие, содействию росту уровня и качества жизни. В практике инвестирования важно учитывать не только экономическую и социальную эффективность проводимых мероприятий, но и факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Изложенное выше позволяет сделать следующее заключение. В нынешних условиях привлечение инвестиций создает материальную базу для улучшения состояния экономики посредством внедрения прогрессивных технологий, обновления основных производственных фондов, формирования новых рабочих мест и иных важных элементов про-
1 См., например, Постановление Правительства Ростовской области «О Стратегии развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года» от 31 июля 2013 г. № 474.
цесса воспроизводства. Инвестиционная деятельность априори способствует развитию национального хозяйства страны, регионов и отдельных отраслей. В настоящем и будущем, достижение сбалансированного социально-экономического положения страны в целом и каждого из субъектов РФ будет зависеть от того, насколько эффективно органы государственной власти и управления России, а также ее предпринимательское сообщество, организуют работу по проведению модернизации национального хозяйства, осуществлению внешнеторговых операций, содействию социальной стабильности в обществе. Все предпринимаемые меры по активизации экономической деятельности представляются крайне важными, поскольку они объективно влияют на улучшение инвестиционной привлекательности экономики и создание благоприятного инвестиционного климата в стране.