Научная статья на тему 'Финансовые проблемы инвестирования в России в новых экономических условиях'

Финансовые проблемы инвестирования в России в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2930
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная деятельность / инновационная экономика / финансовые ресурсы / системный подход / региональный уровень / государственное регулирование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые проблемы инвестирования в России в новых экономических условиях»

Молчанова Н.П.

д.э.н., профессор Финансового университета

2520641a@gmail.com

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ В НОВЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновационная экономика, финансовые ресурсы, системный подход, региональный уровень, государственное регулирование.

Актуальность темы и методология исследования. Инвестиции, как составная часть финансовых ресурсов, являются одним из важнейших источников финансирования инноваций в национальной экономике. Инвестирование служит не только базой динамических изменений в социально-экономических показателях, стимулом для развития предпринимательской деятельности, но и влияет на конечные результаты - становление инновационной экономики, положение государства на мировой арене, уровень благосостояния населения. Отличительной особенностью Российского государства, включающего в свой состав 9 федеральных округов РФ и 85 субъектов РФ, выступает неоднородность инвестиционного пространства. Необходимость повышения уровня инвестиционной привлекательности является одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны, достижения устойчивых темпов экономического роста. В новых экономических условиях исследования российских и зарубежных ученых, отражающие совершенствование методов и инструментов, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата, непосредственно связанные с эффективностью инвестирования, обладают весьма высокой степенью актуальности.

В нашей стране наличествует нормативная правовая база, в соответствии с которой определяются содержание инвестиционной деятельности, основные формы и методы ее государственного регулирования. Юридические основы сосредоточены в Федеральном законе РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № З96-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральном законе РФ от 09 июля 1999 года № 160-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2013 № З96-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В отечественном праве закреплено определение инвестиционной деятельности, как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В экономической литературе наблюдается разнообразие подходов в работе с данной научной терминологией. Ряд исследователей являются сторонниками узкого понимания, согласно которому инвестиционная деятельность характеризуется как процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения и рассматривается как собственно вложение средств, то есть инвестирование. В широком смысле инвестиционная деятельность трактуется как совокупные усилия всех участников (инвесторов, застройщиков, подрядчиков, банков, государства) не только по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, но и по обеспечению отдачи вложений, - то есть как любой процесс, имеющий целью сохранение и увеличение стоимости денежных или других средств. Консолидируя приведенные позиции, инвестиционную деятельность можно представить как циклический процесс, связанный с трансформацией инвестиционных ресурсов в инвестиционные вложения и обеспечением отдачи от них.

Особенности федеративного устройства России и управления субъектами РФ как равноправными административно-территориальными образованиями накладывают отпечаток на организацию и практику инвестирования. Существуют различные формулировки, отражающие специфику содержания инвестиционной деятельности на региональном уровне. Согласно одной из них, инвестиционная деятельность в регионе представляет собой «совокупность организационных, финансовых, экономических и нормотворческих действий органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и физических лиц по формированию инвестиционного потенциала, соответствующего предпринимательского климата, инвестиционной привлекательности и эффективному использованию инвестиционных ресурсов в актуальных проектах, обеспечивающих достижение определенных целей, в числе которых - гарантированное стабильное получение дохода в соответствующих пределах» [1, с. 164]. Думается, что такое понимание инвестирования соединяет целый ряд самостоятельных научных категорий, определения которых в различных информационных источниках имеют некоторые различия. Достоинство представленной формулировки состоит в том, что она включает несколько базовых категорий, каждая из которых характеризует существенные конечные результаты инвестирования. Применение ее на практике представляет серьезную методологическую проблему, поскольку предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий по каждому из входящих элементов (инвестиционному потенциалу, предпринимательскому климату, инвестиционной привлекательности и др.).

На региональном уровне управления также формируется законодательство об инвестировании. Например, в Ростовской области нормативная правовая база регулирования инвестиционной деятельности включает следующие документы: Областной закон Ростовской области от 01 октября 2004 г № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»;

Областной закон Ростовской области от 10.05.2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области»; Постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 г. №218 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета». Подобные законоположения разработаны и применяются в других субъектах РФ.

Изучение представленных документов федерального и регионального уровней позволяет заключить, что регулирование инвестиционной деятельности в России развивается по линии системного улучшения положений федеральных нормативных актов, в дополнение к которым применяется региональная правовая база, формируемая в рамках компетенции субъектов РФ. Региональное законодательство предусматривает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов; обеспечение гарантий по кредитам и инвестициям отечественным и иностранным инвесторам; предоставление льгот региональным государственным органам и другие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Анализ современного состояния и выявление существующих проблем. В соответствии с инвестиционным законодательством, создание благоприятных условий для инвесторов на практике осуществляется посредством использования следующих инструментов: системы налогообложения, совершенствование которой является необходимой предпосылкой активизации инвестиционной деятельности; механизма начисления амортизации и использования средств амортизационного фонда по целевому назначению; нормативных документов и методических положений, разрабатываемых с целью обеспечения защиты прав и интересов инвесторов; специальных налоговых режимов, установление которых направлено на стимулирование инвестиционной деятельности; сбережений населения и средств иных внебюджетных источников, использование которых способствует расширению возможностей для финансирования жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения; инвестиционных фондов различной направленности, формирование которых создает условия для укрепления финансовой базы инвестирования.

На наш взгляд, исторически сложившееся регулирование инвестиционной деятельности в разрезе федерального и регионального уровней нуждается в определенном совершенствовании. Например, региональный уровень правомерно рассматривать применительно не только к субъекту РФ, но и к федеральному округу РФ. Это обусловлено тем, что в настоящее время вследствие ряда экономических и политических причин акценты в управлении региональным развитием закономерно смещаются в сторону макрорегионов окружного типа [2, с. 72-73]. Данный объективный процесс обусловлен совокупным экономическим потенциалом и ростом общественной значимости решений, принимаемых органами государственной власти федеральных округов РФ. Результатом является повышение роли данных административно-территориальных образований в решении насущных социально-экономических проблем .

В ряде случаев имеет место положительная практика активизации инвестиционной деятельности применительно к отдельным субъектам РФ, на территории которых реализуются общественно значимые программные мероприятия. Например, федеральным законодательством предусматривается введение значительных налоговых льгот при реализации крупных инвестиционных проектов (вплоть до полного освобождения от налога на прибыль в течение нескольких лет); используются инструменты стимулирования вложений в спортивные сооружения; применяются «точечные» государственные инвестиции при реализации отдельных инновационных программ (подпрограмм) в составе общегосударственных национальных проектов и др.

На региональном уровне экспертами выделяются специфические цели в сфере инвестирования, к которым относятся: сокращение социально-экономических различий между отдельными регионами и муниципальными образованиями, между городскими и сельскими территориями страны; комплексное производственное и инфраструктурное обустройство территорий, имеющих особое значение для защиты геополитических интересов и безопасности России; применение системного подхода к формированию инфраструктуры территорий, обеспечивающего связность пространства регионов и страны в целом и создающего предпосылки для роста экономической и социальной активности населения и бизнеса; создание производственных, социальных и иных объектов в отдельных регионах и муниципальных образованиях в сферах, отвечающих интересам страны и не являющихся привлекательными для частного бизнеса; территориальное планирование и размещение зон действия крупного бизнеса с учетом интересов и возможностей решения социальных и экономических проблем регионов и муниципальных образований [3, с. 106].

В ряде субъектов РФ накоплен богатый опыт регулирования инвестиционной деятельности. Так, в Ростовской области сложилась практика составления комплекса документов инвестиционной направленности: среднесрочных Программ социально-экономического развития, региональных государственных и целевых программ и дополняющих их ведомственных программ в сферах инновационной деятельности, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, малого и среднего предпринимательства и других в совокупности с ежегодной разработкой адресных инвестиционных программ регионального уровня. Например, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 04 октября 2012 года № 942 Инвестиционная программа Ростовской области на 2013 год (в редакции постановлений от 23.04.2013 № 198, от 03.07.2013 № 422, от 31.07.2013 № 478, от 26.09.2013 № 606). Она содержит перечень инвестиционных проектов и мероприятий, реализация которых (как ввод в действие ранее начатых строительством объектов, так и незавершенное производство) планируется в течение календарного года. Адресные инвестиционные программы субъектов РФ формируются ежегодно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, действующими федеральными, а также региональными нормативными правовыми актами, в числе которых - региональные законы об инвестировании.

Рассмотрение существующей на региональном уровне практики инвестирования, с учетом особенностей программно-целевого подхода, дает основания для формулирования приоритетных государственных направлений инвестиционной деятельности в территориальном разрезе (республик, краев, областей - субъектов РФ) (рис. 1).

Приоритетные направления государственного инвестирования территориального социально-экономического развития

1. Повышение конкурентоспособности и качества товаров (работ, услуг), производимых инновационно ориентированными предприятиями; проведение реновации основных фондов, модернизации производственной инфраструктуры в направлении снижения издержек, привлечения средств частных инвесторов и других внебюджетных источников финансирования

2. Строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры регионального значения, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и других, расширение комплекса и улучшение качественных характеристик предоставляемых ими услуг

3. Повышение уровня благоустройства городских и сельских территорий, развитие дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, газификация городских и сельских муниципальных образований

4. Формирование производственных кластеров в отраслях производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурных кластеров в сфере туризма и рекреации

5. Улучшение жилищной обеспеченности населения до уровня государственных социальных стандартов, строительство и реконструкция жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства

Рисунок 1.

Приоритетные направления государственного инвестирования территорий (субъектов РФ)1

Органам государственной власти субъектов РФ целесообразно поддерживать формирующиеся позитивные тенденции в динамике инвестиций в производственные отрасли, независимо от источников денежных средств. Данный фактор выступает весомым стимулом для расширения бюджетного финансирования социальной сферы региональной экономики. Одновременно, при использовании программно-целевого подхода могут проявляться и негативные моменты. Например, на практике в ряде случаев наблюдается формальный характер технико-экономических обоснований при выборе объектов и вариантов инвестирования; недостаточно продуман механизм отбора проектов, предназначенных для проблем, подлежащих решению посредством разработки и реализации федеральных и региональных (государственных и целевых) программ в соответствии с приоритетами пространственного социально-экономического развития.

Повышение эффективности инвестирования можно обеспечить при соблюдении определенных принципов, подтвержденных практикой реализации различных проектов и построения региональных социально-экономических и адресных инвестиционных программ. Рациональным полагается вложение финансовых средств в те сферы, где данный регион имеет реальные преимущества перед другими административно-территориальными образованиями. Необходимо активизировать инвестирование в «точки роста» - технологические возможности, позволяющие обеспечить расширенное воспроизводство в масштабах субъектов РФ. Позитивный результат может принести целенаправленное использование как административных, так и рыночных регуляторов для корректировки различных видов структуры региональной экономики (отраслевой, технологической, воспроизводственной и др.) [4, с. 565].

Капитальное строительство, как ведущая отрасль национального хозяйства, имеющая развитую материально-техническую базу, развивается с учетом размещения производительных сил, природно-ресурсного и демографического потенциала по регионам. В процессе государственного регулирования инвестиций необходимо учитывать неравномерность распределения факторов производства по территории страны. Такой подход объективно требует при обосновании размещения производственных мощностей проводить сравнительные расчеты эффективности инвестиций, вкладываемых в отдельные регионы. Субъекты РФ, в которых наблюдается более интенсивное развитие инвестиционного процесса, в ходе реализации инвестиционных проектов закономерно займут принципиально новое, более весомое положение в экономике страны.

Предложения и рекомендации. Проведенный анализ приводит к выводу о том, что в новых экономических условиях органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ следовало бы продумать систему мероприятий (в пределах своей компетенции) по повышению уровня доходности деятельности хозяйствующих субъектов и их инвестиционной активности. Кроме этого, сохраняют актуальность вопросы обновления региональной законодательной базы инвестирования, привлечения институтов развития (например, Внешэкономбанка), становления корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО). Именно на основе синергетического эффекта от улучшения деятельности по всем названным направлениям возможно было бы обеспечить позитивную динамику объемов внебюджетных средств, привлекаемых для целей развития как производственной, так и социальной сфер региональной экономики.

В качестве примера можно привести положительные результаты развития механизма КСО в России, который становится одним из важнейших инструментов решения накопившихся социальных проблем: от охраны окружающей среды до ликвидации бедности. Роль КСО велика не только в разработке и реализации благотворительных программ, создании нормальных условий жизнедеятельности населения, но и в улучшении экологической составляющей современного производства. Для дальнейшего продвижения деятельности в сфере КСО необходимы совершенствование нормативной правовой базы, развитие экономических стимулов и системы контроля со стороны государства и общества, улучшение инвестиционного климата, привлечение иностранных партнеров. Актуальными являются вопросы создания социальной

1 Составлено автором.

отчетности и применения соответствующих стандартов, выстраивание отношений между государством и компаниями, пропаганда необходимости КСО в современной инновационно ориентированной экономике [5, с. 345].

Выстраивание сбалансированной инвестиционной деятельности в регионах России возможно на базе систематизации положений нормативных актов и упорядочении совокупности действий органов власти федерального и регионального уровней, в соответствии с целями инновационно ориентированного социально-экономического развития. Вследствие различий природно-климатических, демографических, хозяйственных и других условий каждый из регионов имеет ряд собственных характерных особенностей, влияющих на инвестиционную деятельность и ее доминанту -инвестиционную привлекательность территории. Поэтому всем потенциальным участникам, заинтересованным в инвестировании, необходимо стремиться к эффективному использованию разнообразных экономических возможностей федеральных округов и субъектов РФ, обеспечивать оптимальную интеграцию субъектов хозяйствования, рациональное разделение труда и взаимную кооперацию.

На повышение инвестиционной привлекательности влияет создание как общих, так и специфических для каждого административно-территориального образования инструментов, которые связаны с развитием системы налоговых льгот для инвесторов, направленных на стимулирование обновления основных фондов; расширением практики государственной поддержки тех субъектов инвестиционной деятельности, которые реализуют инновационно ориентированные и социально значимые проекты; активизацией работы по поддержке малого предпринимательства посредством комплекса мер, в том числе оказанием помощи в реализации целевых программ микрофинансирования; более широким применением современных форм и методов государственно-частного партнерства (ГЧП); использованием накопленного опыта финансирования инноваций для создания системы стимулов привлечения предпринимательского капитала к участию в инвестировании строящихся инфраструктурных объектов.

Приоритетное внимание в развитии ГЧП следует уделять социальной сфере и ее крупнейшим отраслям: здравоохранению, образованию, культуре. Чтобы завершить реформирование здравоохранения, органам государственной власти необходимо изыскивать новые источники финансирования, привлекая предпринимателей и негосударственный сектор. Можно выделить следующие положительные практики применения финансовых механизмов ГЧП в российском здравоохранении [6, с. 52-53]. Во-первых, создание «Центров развития» - медицинских организаций, реализующих принципиально новые технологии. Их финансирование производится с обязательным участием частного бизнеса, а цель состоит в повышении качества и доступности высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечении потребностей медицинских учреждений в квалифицированных кадрах. Во-вторых, передача в доверительное управление неэффективных медицинских учреждений в целях выполнения государственного (муниципального) задания, улучшения качества и доступности медицинской помощи, повышения эффективности использования материально-технической базы, применения ресурсосберегающих технологий. В-третьих, строительство новых медицинских учреждений для предоставления услуг обязательного медицинского страхования и оказания вспомогательной медицинской помощи. В-четвертых, аутсорсинг отдельных профильных и непрофильных функций медицинских организаций. Целевые установки названных практик аналогичны указанным выше - задействование негосударственных средств, повышение доступности медицинской помощи, эффективное использование материально-технической базы, применение инновационных технологий.

Однако, несмотря на достоинства частных инвестиций, возможные объемы их привлечения в российской экономике в настоящее время ограничены. В этой связи значимость бюджетных ресурсов в составе инвестиций в обозримой перспективе сохраняется. Изучение отечественных и зарубежных публикаций приводит к выводу о разнообразии государственных источников финансирования, которые могут использоваться в процессе создания и реализации инноваций: гранты технической помощи, прямые инвестиционные гранты, субсидирование процентной ставки по кредиту, кредитные гарантии, структурированное финансирование, гранты рискового капитала, страховые премии [7; 8, с. 276-277].

Гранты технической помощи (technical assistance and studies grants) используются для улучшения подготовки и планирования инновационного проекта, предполагают выполнение качественного и количественного анализа, прямое консультирование и информационную поддержку.

Прямые инвестиционные гранты (direct investment grants) используются для финансирования отдельных частей проекта без участия финансовых посредников, что влияет на снижение его общей стоимости, способствует привлечению предпринимательского капитала и уменьшению экономических рисков.

Субсидирование процентной ставки по кредиту (interest rate subsidies) снижает стоимость заимствований и срок окупаемости инновационного проекта, выравнивает условия финансирования из государственных и частных источников.

Кредитные гарантии (loan guarantees), как форма государственной поддержки, используются для предоставления гарантий коммерческим банкам, участвующим в кредитовании инновационно активных организаций; их применение снижает процентные ставки по кредитам, стимулирует рост объемов финансирования без использования средств бюджетной системы и внебюджетных фондов.

Структурированное финансирование (structured finance - first loss piece) сочетает элементы облигационных займов и кредитных гарантий; характеризуется привлечением финансовых ресурсов от международных финансовых организаций и коммерческих банков; используется для инвестирования объектов с повышенным риском.

Гранты рискового капитала (risk capital grants) предназначены для проектов с высокой степенью риска и прогнозируемой высокой отдачей в будущем; применяются на слаборазвитых инновационных рынках и предусматривают большую премию за риск.

Страховые премии (insurance premia) обеспечивают начальное страховое покрытие по снижению рисков запуска инновационного проекта; применяются в странах с высокой волатильностью рынков при колебаниях валютного курса, политической нестабильности и др.

Ввиду большого количества и разнообразия проблем, требующих своего решения, можно рекомендовать при отборе строек и объектов, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов субъектов РФ, ориентироваться на следующие, наиболее значимые принципы [9, с. 234]: максимальной экономической и социальной эффективности инвестиционных расходов бюджетных средств; четкого разграничения инвестиционных обязательств между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также муниципалитетами; первоочередного финансирования вводимых в действие и переходящих объектов, а также возводимых с привлечением внебюджетных средств; выделения средств на вновь начинаемые стройки производственного назначения только после удовлетворения потребностей в финансовых средствах для строящихся объектов; направления инвестиций в первую очередь на объекты государственного сектора экономики, с включением негосударственных коммерческих организаций (при условии передачи в собственность субъекта РФ пакета (доли) акций по рыночной стоимости).

Основными источниками финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в условиях экономических санкций являются собственные средства и кредиты банковских организаций. Расширение перечня источников инвестирования связано с внешними заимствованиями. При этом привлечение средств на международном рынке капиталов доступно только для крупных компаний; для субъектов малого и среднего бизнеса компенсировать ограничения позволяет внутренний рынок долговых обязательств. Развитие российского финансового рынка затруднено по ряду причин. Первая обусловлена недостатком свободных денежных средств для осуществления инвестиций; вторая - ограниченным количеством используемых финансовых инструментов. Увеличение числа участников финансового рынка и инструментов распределения финансовых ресурсов возможно в условиях диверсификации источников внешнего финансирования. Способы привлечения внешних инвестиций достаточно разнообразны и включают [10, с. 190]: кредиты банков; вексельные и облигационные займы; привлечение портфельных инвесторов (менее контрольного пакета); продажа бизнеса стратегическим инвесторам; эмиссия акций публичных акционерных обществ с размещением на фондовых площадках; размещение на международных финансовых рынках IPO и производных от акций финансовых инструментов (GDR, ADR).

Выводы. Поддержка органами государственной власти инвестиционного процесса возможна в рамках комплекса следующих взаимосвязанных мероприятий.

1. Проведение систематизации нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регламентирующих инвестиционную деятельность; обеспечение их непротиворечивости и направленности на последовательное улучшение условий инвестирования.

2. Создание равных правил предоставления льгот и поощрений для отечественных и иностранных инвесторов, развитие регулятивных мер по привлечению иностранного капитала в различные сектора отечественной экономики.

3. Активизация работы по формированию институтов финансового рынка, в том числе банковских организаций, страховых компаний, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов в целях укрепления финансовой базы для инвестиционной деятельности.

4. Формирование условий для накопления инвестиционных ресурсов, роста рентабельности производства; расширение перечня доходных источников хозяйствующих субъектов, особенно коммерческих и некоммерческих организаций.

5. Совершенствование государственной системы гарантирования и страхования инвестиций населения в целях повышения заинтересованности инвесторов, снижения инвестиционных рисков и обеспечения прироста частного капитала в реальном секторе экономики.

6. Содействие повышению эффективности вложений бюджетных средств посредством улучшения организационно-экономического механизма; введение процедуры систематического проведения аудита субъектов финансирования инвестиционных проектов в совокупности с контролем нецелевого использования инвестиционных ресурсов.

В условиях новой экономической реальности, для которой характерны сохраняющаяся макроэкономическая нестабильность, а также необходимость преодоления негативных проявлений и последствий финансово-экономического кризиса, инвестиционная деятельность должна быть направлена на сохранение и закрепление в федеральных округах РФ и субъектах РФ позитивных тенденций формирования инновационной экономики, стимулирования предпринимательской активности, консолидации финансовых средств субъектов хозяйствования. Представленная целевая установка основана на комплексном подходе и может быть реализована путем использования разнообразных способов: совершенствования нормативной правовой базы, применения эффективных механизмов мобилизации инвестиционных ресурсов, дальнейшего развития инвестиционной инфраструктуры, повышения профессионального уровня и информированности участников инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Маннапов Р.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография / Р.Г. Маннапов, Л.Г. Ахтариева. - М.: КНОРУС, 2008. - 340 с.

2. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Федеральный округ как ведущее звено в системе государственного управления региональным развитием // Экономика. Налоги. Право. 2011. - № 6. - С. 72-80.

3. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макет-проект: монография / [Сулакшин С.С. и др.]; под общ. ред. Малчинова А.С. - М.: Научный эксперт, 2009. - 256 с.

4. Молчанова Н.П. Регулирование инвестиционной деятельности как фактор управления региональным развитием // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. - Т. 11, № 4 (55). - С. 560-568.

5. Молчанов И.Н., Холдеев К.А. Социальная ответственность бизнеса в современной России // Аудит и финансовый анализ. 2014. -№ 4. - С. 343-346.

6. Молчанов И.Н., Титова А.И. Возможности применения финансового механизма государственно-частного партнерства для развития системы здравоохранения в России в контексте современной демографической политики // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России. Материалы международной научно-практической конференции / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Институт социально-политических исследований РАН. - М., 2015. - С. 48-59.

7. The Use of Innovative Financial Instruments for Fina^ing EU Policies and Objectives. Implications for EU and National Budgets, № 68, October, 2012.

8. Ишина И.В., Фрумина С.В. Предложения по оптимизации механизма реализации финансовой политики //Аудит и финансовый анализ. 2015. - № 1. - С. 275-279.

9. Молчанова Н.П. Финансовые основы эффективной региональной инвестиционной политики // Аудит и финансовый анализ. 2014. - № 6. - С. 232-238.

10. Завгородняя В.В. Проблемы формирования финансовых ресурсов российскими предприятиями в условиях санкций // Аудит и финансовый анализ. 2015. - № 5. - С. 190-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.