Ю. И. Фирсов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
Ключевые слова: инвестиционный процесс, рыночные реформы, инфляция, инвестиционная программа, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, Федеральный закон, оценка инвестиционного проекта, investment process, market reforms. inflation, the investment program, investment activity, the investment project, the federal law, estimation of the
investment project.
Рассматриваются экономические и правовые основы формирования инвестиционного процесса в России. Отмечается, что рыночные реформы в России, начало которых относится к 90-м годам, привели страну к крупному экономическому кризису. Для выхода России из кризиса и возрождения экономики нужны вложения капитала в экономически эффективные технологии производства, гарантирующие выпуск продукции новых поколений, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках .
In article economic and legal bases of formation of investment process in Russia are considered It is marked, that market reforms to Russia, which beginning concerns to 90-th years, have led the country to a large economic crisis. For an output of Russia from crisis and revival of economy are necessary capital investments in economically effective "know-how " guaranteeing output of new generations, competitive in the internal and global markets.
Инвестиции имеют особое значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для деятельности субъектов хозяйствования. Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых - наращивание объёма инвестиций и повышение их эффективности. Процессы становления рыночных отношений в России существенно изменили характеристики и условия инвестиционной деятельности. Представление свободы предпринимательства, создание правовой и экономической базы условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов и другие факторы привели к коренному реформированию ранее действовавшего организационного механизма долгосрочного инвестирования.
Для решения множества сложных социальных, экономических и политических задач в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» России нужен экономический рост не менее 55% в год в течении 20 лет. Это возможно только при масштабном притоке инвестиций: по расчётам НБФ «Эксперт институт», за 20 лет потребуется 20трлн дол. Инвестиций из всех источников. По итогам 2003 г общий объём инвестиций составил 2200млрд руб. [1].
Однако несмотря на высокий и стабильный уровень инвестиционной активности, чрезмерная централизация ключевых экономических решений создала почву для серьёзных ошибок в использовании значительных средств, началось снижение капиталовложений, обнаружился устойчивый рост несоответствия между вводом в действие новых производственных фондов на капитальные вложения. Как отмечает Н.В. Кисилёва, разраста-
нию кризисных явлений в инвестиционной сфере способствовали: длительный экономический спад, уменьшение валовых национальных сбережений, снижение устойчивости национальной валюты, износ основных фондов и производственного потенциала, упадок передовых технологий, низкий уровень конкурентоспособности инвестируемых отраслей, обострение кризиса бюджетной сферы, рост неплатежей, несовершенство законодательства и т.д. [2] .
Начавшаяся в 1992г. либерализация хозяйственной деятельности сопровождалась изменениями в традиционной модели инвестиционного процесса. Экономическая реформа в экономике положила начало тому, что выбор инвестиционных решений стал определяться чисто экономическими факторами финансовыми возможностями субъектов хозяйствования. Упала доля государственных средств, направленных на развитие народнохозяйственного комплекса
Обесценивание активов производства стимулировало возникновение острого дефицита амортизационных средств, отчисления на амортизацию перестали покрывать объёмы выбытия основных фондов, резко сократилась их доля в себестоимости продукции. Особенно важно отметить, что уровень амортизации и скорость обновления основных фондов является одним из лучших индикаторов состояния национальной экономики. Увеличение объёмов средств, вкладываемых в обновление производственных мощностей всегда знаменует собой устойчивый экономический рост, а их сокращение наоборот - спад. В числовом выражении коэффициент воспроизводства основных фондов не должен быть ниже 11%, что свидетельствует об их простом воспроизводстве, гарантирующем не снижение достигнутого уровня экономического развития.
Снижение уровня воспроизводства основных фондов, начиная с 1993 г и практически до 1999г года вызвало снижение объёма производственно общественного продукта, что в свою очередь привело к сокращению финансовой базы инвестиций и уменьшения их объёма. Однако начиная с 2000 г.темпы прироста основных макроэкономических показателей стали устойчиво положительными и связан он с повышением инвестиционной активности.
Начиная с 2000г. В Российской Федерации стал устанавливаться устойчивый инвестиционный климат, завершение этого процесса пришлось на 2005-2006г.г. инвестиционный климат - экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный инвестиционный климат характеризуется наличием следующих признаков: политической устойчивостью, наличием законодательной базы, отражающей права инвесторов, умеренным уровнем налогообложения, наличием льгот, предоставляемых инвесторам. Российская экономика в настоящее время переживает инвестиционный бум - резкая активизация инвесторов, растущее предложение инвестиций, значительное увеличение капиталовложений в экономику, Инвестиционный бум имеет место при проявлении признаков стабилизации экономических процессов в стране, установлении однозначно трактуемых долговременных, законодательно оформленных условий для инвесторов, в первую очередь зарубежных, возникновении уверенности в надежности вложений капиталов. Инвестиционный бум в России пришелся на 2007г, который характеризуется использованием как внутренних, так и иностранных инвестиций. В настоящее время использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики России в международном разделении труда и переводом капитала в свободные отрасли предпринимательства. На целесообразность двух источников инвестиций существует две точки зрения: об активном привлечении иностранных инвестиций и созда-
нии благоприятного инвестиционного климата; и о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику страны зависит от её инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, которые предопределяют в конечном счёте степень риска капиталовложений и их эффективность использования.
Среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие: экономические и финансовые; социально - политические; правовые.
Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить: наличие значительного налогового пресса; слабую развитость и отсутствие стабильности и надёжности в функционировании банковской системы; устойчивый дефицит федерального, регионального и местного бюджетов; монопольно высокие цены на энергетические ресурсы; инфляцию и общий спад производства, высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платёжного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП, избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности, недостаточный уровень развития фондового рынка и т.д.
Не менее негативно, как считает Я. С. Мелкумов, влияют на инвестиционные процессы социально - политическая нестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональном уровнях, а так же низкие темпы проведения экономических реформ [3]. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала. Отрицательное воздействие на инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести: недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношения хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем в последние годы наметились определённые предпосылки для создания положительного инвестиционного климата в России, это такие как: создание рыночной инфраструктуры- банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых обществ и т.д.; развитие информационных технологий - созданы системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи. Однако наиболее существенный фактор развития инвестиционного процесса в России - это слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики.
Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. Начиная с первых лет осуществления рыночных преобразований в России принимались и совершенствовались законодательные акты в целях стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектами Федерации.
Особое значение имеет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», так как он определяет организацию экономических отношений в процессе осуществления капитальных вложений между различными участниками этого процесса, которые называются субъектами инвестиционной деятельности. В соответствии с данным законом (ст. 4) в инвестиционной деятельности принимают участие следующие субъекты; инвесторы, заказчики, под-
рядчики, пользователи объектов капитальных вложений. В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений.
Все инвестиционные проекты, независимо от их источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством российской федерации. Она занимает значительное место в системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утверждённых в установленном порядке стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Рассмотрение любого инвестиционного проекта требует всестороннего анализа и оценки, особенно сложной и трудоёмкой является оценка инвестиционных проектов в реальные инвестиции. Они проходят экспертизу, результаты которой позволяют получить всестороннюю оценку технической целесообразности, стоимости реализации проекта, экономической эффективности, организации и финансирования. Комплексная оценка инвестиционного проекта производится в соответствии с «Руководством по оценке эффективности инвестиций», которая разработана ЮНИДО. В России на базе документов, разработанных ЮНИДО, рядом федеральных органов - Госстроем РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ Госкомпромом РФ в 1994 году были подготовлены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», которые служат основой для всесторонней оценки инвестиционных проектов. Данные рекомендации позволили подготовить техникоэкономическое обоснование, являющееся инструментом для обеспечения потенциальных инвесторов необходимой информации для решения вопросов о возможности реализации инвестиционных проектов, а так же для их финансирования. Впоследствии Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, утверждена (№°ВК 447 от 21 июня 1999г) вторая редакция «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов». 25 февраля 1999г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 39 - ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определил правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, а так же установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.
Строго регламентируя порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности.
В настоящее время утверждён статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам - победителям конкурсов, имеющих государственную поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерально-статистического наблюдения №1-экф «Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов по
состоянию на 1 октября 1999г». Целью обследования является получение информационной базы для расчётов фактической эффективности и окупаемости по введённым стройкам и объектам.
Система показателей включает следующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку: фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал; фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов; фактический чистый доход; количество созданных рабочих мест; продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке зарубежных специалистов, необходимо 200-300 млрд. дол США. С учётом изношенности основных фондов(70-90%) ежегодно необходимо привлекать 15-18 млрд. дол. США. Однако Россия (с учётом её инвестиционного климата) реально может претендовать на объём иностранного капитала в пределах 10-15 млрд. дол. США ежегодно [4].
На основании отчёта прогноза инвестиционного климата в России, сделанного Минфином можно отметить, что ВВП России - 0,8-0,9% мирового валового продукта, более 25% суммарного валового продукта «новых мировых рынков». Природные ресурсы -10,2 трлн. долл. Устойчивый рост ВВП - 6% ежегодно. Укрепление позиций России на мировом рынке.
Литература
1. НБФ «Экспертный институт» доклад «Инвестиционный климат России»// Вопросы экономики.
- 2003. - №12.
2. Кисилёва, Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Кисилёва [и др.] - М.: КНОРУС, 2006. - 432с
3. Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / Я.С. Мелкумов.
- М.: ИНФРА-М, 2000. - 248с.
4. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.П. Владимирова. - М.: Изд-ий дом «Дашков и К», 2001
© Ю. И. Фирсов - соиск. ин-тута финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета.