УДК 376.3
Коваль А.Н.
студентка социально-психологического факультета Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией. Раскрывается основное понятие «интонации» и онтогенез интонационной стороны речи. Анализируются содержание понятия «дизартрия» и особенности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, интонация, компоненты интонации, формирование, онтогенез, дошкольники.
В настоящее время нарушения речи, встречающиеся у детей, не ограничиваются только нарушениями звукопроизносительной стороны речи. В структуре речевого дефекта при различных видах речевых расстройств, в частности, дизартрии, часто отмечаются нарушения интонационной стороны речи, которые оказывают отрицательное воздействие на развитие других компонентов речевой функциональной системы и снижают эффективность речевого общения.
В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем, особенности формирования интонации при патологии речи у детей дошкольного возраста необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно
независимым элементом речевого поведения, что и доказывает актуальность данной темы.
Ряд отечественных исследователей считают, что интонация достаточно общее понятие, включающее просодические элементы. Так, например, по мнению О.С. Ахмановой и М.А. Поваляевой, под интонацией понимается «сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций» [2]. В более узком смысле термин интонация может выступать синонимом мелодики. Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение [1].
Интонационная сторона речи - это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр), участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Н.Д. Светозарова, Л.Р. Зиндер) [10].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что интонационная сторона речи включает такие составляющие, как мелодика речи - основной компонент интонации, совокупность тональных средств (повышение и понижение тона голоса), темп - скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов и т.д.) [13], пауза - временная остановка в речи, логическое ударение - это выделение голосом отдельных слов, фразовое ударение -выделение голосом группы слов [6], ритм - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, которые соответствуют продолжительности и силе произношения, тембр - индивидуальная эмоционально-экспрессивная окраска речи [6, 12], сила голоса зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок, высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон.
Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением владеть данными компонентами.
Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Е.Ф. Архипова, Н.И. Жинкин, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин полагают, что компоненты интонационной стороны речи воспринимаются детьми еще в доречевой период. Это обусловлено связью интонационной стороны речи с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни, являющимся ведущим в этот период.
Формирование интонации в экспрессивной речи начинается с появления младенческих криков. Ко 2-3 месяцу жизни появляются другие голосовые реакции, в том числе гуление, которым ребенок интонационно выражает состояние удовольствия и радости. А затем к 5-6 месяцам наступает период лепетной речи. С лепетом младенец осваивает ритмическую структуру речи.
По мнению Е.Ф. Архиповой, в возрасте от 7-8 месяцев до 1 года семантическую нагрузку получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. К 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом, на данном этапе речевого развития какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука [14].
На втором году жизни ребенок усваивает вопросительную интонацию. Примерно с 1 года 11 месяцев усваивается фразовое ударение, когда у ребенка появляются высказывания из двух или более слов, а также появляется интонация перечисления. На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний.
Только в возрасте 4 лет интонационная сторона речи детей приближается к диапазону взрослых. В 5 лет дети различают начало и конец предложения, а их интонационные возможности соответствуют интонации взрослого. К 6-7 годам дети правильно произносят ударные и безударные слоги, могут преднамеренно изменять тембр голоса при передаче содержательной и эмоциональной информации [4].
Можно сделать вывод, что усвоение детьми интонационной стороны речи происходит последовательно, от эмоциональности до более точной передачи смысла, но компоненты усваиваются неравномерно, в соответствии с возрастом и особенностями психофизиологического развития ребенка.
Нарушения интонационной стороны речи часто являются вторичными в структуре дефекта речевых нарушений и, в частности, дизартрии.
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В переводе с латинского данный термин означает расстройство членораздельной речи — произношения («дис» - нарушение признака или функции, «артрон» -сочленение) [3].
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это - острые и хронические инфекции, токсикозы, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору [12].
Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.
В наиболее распространенной классификации О.В. Правдиной по принципу локализации поражения выделяются такие формы дизартрии, как бульбарная, псевдобульбарная, корковая, экстрапирамидная и мозжечковая.
Ж. Тардье была предложена классификация по степени понятности речи для окружающих. Французский невропатолог выделяет 4 степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка, 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих, 3) речь понятна только близким ребенка, 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (анартрия) [5].
В основе классификации по синдромологическому подходу И.И. Панченко выделяет такие формы дизартрии, как спастико-паретическая, спастико-ригидная, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая и атактико-гиперкинетическая [3].
Л.С. Волкова отмечает, что основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция [3].
Е.М. Мастюкова также подчеркивает, что для дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования [8].
В основном у детей с дизартрией отмечается верхнеключичный тип дыхания. Вдох с придыханием и с поднятием плеч, ослабленный речевой выдох, выдох часто происходит через нос.
Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности [3].
На основе анализа теоретических данных об интонации, были выявлены некоторые особенности интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Е.М. Мастюкова, изучая речь детей с дизартрией, отмечает нарушение у них темпа речи, а также трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений. Исследователи структуры дефекта при стертой дизартрии указывают на стабильные нарушения интонационной стороны речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения [9].
Авторы Г.В. Бабина, Н.М. Махмудова, К.А. Семенова описывают общими в симптомокомплексе дизартрии такие типологические особенности, как монотонность, вялость голоса, истощаемость, неустойчивость по высоте и тембру [4].
При обследовании модуляций голоса по высоте и силе, также отмечаются некоторые трудности. Не удается интонировать мелодии (на материале гласных) снизу-вверх и сверху вниз. В ряде случаев не удается изменить силу голоса. В целом диапазон голоса у детей со стертой дизартрией сужен (в пределах 3-4 тонов).
Дети с дизартрией проявляют низкую степень владения приемами интонационно-смыслового анализа, нестабильность обобщения основных функций интонации и воспроизведения компонентов интонации. Отмечаются такие нарушения речевого тембра, как «охриплость», «назальность», «шепотная» окраска голоса и сложности в произвольном изменении тембровой окраски голоса [4].
Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Р.И. Мартынова, О.А. Токарева отмечают, что у некоторых детей с дизартрией речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе - речь становится захлебывающейся [7, 11].
Говоря о зависимости между степенью сформированности просодического оформления речевого высказывания и степенью
сформированности операций слухового самконтроля, Е.Э. Артемовой был выявлен характер нарушений просодики у детей дошкольного возраста [1].
Моторный характер нарушения выявляется у детей до 7 лет с речевым нарушением при низкой степени сформированности просодических компонентов и нормальном слуховом самоконтроле. Сенсорный характер нарушений просодики наблюдается, когда просодические недостатки соединены с несформированным навыком слухового самоконтроля. Смешанный или, как его ещё называют, сенсомоторный характер нарушений просодики выражается в просодических нарушениях, протекающих на фоне недостаточного уровня слухового самоконтроля, который находится на стадии формирования или автоматизации формирующегося слухового самоконтроля. [1].
Е.Э. Артемовой выделено 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией, ОНР, ФФН, ФНР: низкая, недостаточная, средняя, высокая [1].
При первой степени (низкой) сформированности проявляются грубые нарушения просодических компонентов. Вторая степень (недостаточная) означает, что изменения голоса имеют незначительный характер. При третьей степени (средней) наблюдается неустойчивое отклонение от нормы по одной или нескольким характеристикам просодики. Под четвертой степенью (высокой) понимается высокая сформированность всех просодических характеристик [1].
Таким образом, изучение особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией позволяет сделать вывод о том, что речь детей у данной категории детей имеет значительные отклонения от нормы. Расстройства интонационной стороны речи при дизартрии разнообразны, однако снижается разборчивость и четкость речи, что непосредственно влияет на качество речи. Что говорит о необходимости проведения с детьми дошкольного возраста с дизартрией работы по обследованию их интонационной стороны речи, а затем по формированию интонационных структур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артемова. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с;
2. Ахманова, О.С. Фонология. Материалы к курсам языкознания / О.С. Ахманова / Под общ. ред. В. А. Звегинцева. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1954. - 23 с;
3. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с;
4. Ларина, Е.А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / сост. Е. А. Ларина. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. - 120 с;
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с;
6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/А.И.Максаков-2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез,2007. -57с.—С. 12-13;
7. Мартынова, Р. И. Основные формы расстройства речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода [Текст]: Автореферат дис. /Р. И. Мартынова. - Москва: МПГУ, 2013. - 20с;
8. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М., 2007. - 378 с;
9. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классике Стиль, 2003. 320 с;
10. Репина, З.А., Ларина, Е.А «К вопросу об особенностях интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормальным психоречевым
развитием» [Текст] / З.А. Репина, Е.А. Ларина // Журнал «Специальное образование» - № 3 - 2009 - С. 74-75;
11. Токарева, О. А. Дизартрия Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / О. А. Токарева, под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: АСТ, 1969. -155 с;
12. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009.- С.77-78;
13. Чистович, Л.А., Кожевников, В.А. и др. Речь, артикуляция и восприятие / Л.А. Чистович — М., Л., 1965. — 238 с;
14. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: ACT: Астрель,2009 — 222, [2] с— (Высшая школа)
Koval A.N.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
FEATURES OF INTONATION SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA
Abstract: this article discusses theoretical approaches to studying the features of the intonation side of speech in preschoolers with dysarthria. The basic concept of "intonation" and the ontogenesis of the intonation side of speech are revealed. The content of the concept of "dysarthria" and the features of the intonation side of speech in preschoolers with dysarthria are analyzed.
Keywords: dysarthria, intonation, intonation components, formation, ontogenesis, preschoolers.