Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ПРОСОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / ТЕМБР / РИТМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ломаева Д.

В данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ломаева Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE PROSODIC SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

This article reveals the question of the state of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria. The concept of the prosodic side of speech and its development in ontogenesis is considered. An experimental study of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria is described. Quantitative and qualitative analysis is carried out to determine the level of formation of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 616.89-008.434.3

Ломаева Д.Д.

студентка 4 курса направления «Логопедия», Тюменский государственный университет (Россия, г. Тюмень)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о состоянии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматривается понятие просодической стороны речи и ее развитие в онтогенезе. Описывается экспериментальное изучение просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Проводится количественный и качественный анализ для определения уровня сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Ключевые слова: дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, просодический компонент речи, интонация, тембр, ритм.

Дизартрия является одним из самых распространённых нарушений речи, оно активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отечественные и зарубежные исследователи обосновали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60-70%, по данным Мастюковой 70-80% [4]. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарная дизартрия носит характер центрального, спастического паралича и выражается это в нарушении иннервации мышц речевого аппарата, путём нарушения мышечного тонуса. Большое количество

речевых нарушений у детей в возрасте от 5-7 лет с дизартрией связано с неспособностью оформлять свою речь просодическими элементами языка.

Просодическая сторона начинает формироваться ещё в довербальный период, выражается через крик или плач, в зависимости от состояния ребёнка, крик может изменяться по громкости, модуляции, мелодики и т. д. Изучение просодической стороны речи в онтогенезе показывает, что она начинает формироваться параллельно-последовательно, это позволяет нам проследить не только формирование просодической стороны речи в целом, но и каждого ее элемента, взятого в отдельности, благодаря чему мы можем определить механизмы нарушения не только просодической стороны речи, но и всех её элементов.

Цель констатирующего исследования: экспериментальное изучение сформированности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Данная цель достигалась путем решения следующих задач:

1. Разработать критерии, показатели, индикаторы для изучения просодической стороны речи у средних дошкольников с дизартрией;

2. Определить методики исследования произносительной стороны речи у средних дошкольников с дизартрией;

3. Организовать и провести исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией;

4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Реализация задач констатирующего эксперимента включала следующие

этапы:

1 этап - подготовительный. На данном этапе был отбор детей для участия в обследовании, проводилась беседа с родителями, далее мы изучали анамнез детей, подбирали методику диагностики.

2 этап - диагностический. Данный этап содержит индивидуальную диагностику уровня просодической стороны речи у средних дошкольников с дизартрией.

3 этап - аналитический. В этом этапе была обработка полученных результатов, на основе которых сформированы выводы об уровне просодической стороны речи.

Исследовательская работа проходила на базе ООО «Тюменский центр логопедии и развития речи», г. Тюмень. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с заключением дизартрия.

Исследование включало в себя использование критериев, показателей, индикаторов и методику Архиповой Е. Ф. «Исследование просодической стороны речи», 2006г. [2-3]. Методика включала в себя обследование: темпа, ритма, интонации, логического ударения, тембра, силу, высоту голоса, речевое дыхание. Все результаты эксперимента заносились в протокол обследования.

Обследование проводилось в кабинете логопеда, материал и оборудование готовился заранее, для работы были созданы следующие условия: обследование проводилось в первой половине дня, создавалась психологически правильная обстановка, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, чувствовал себя комфортно.

Как показали результаты, низкий уровень сформированности просодической стороны речи выявлен у 80 % детей (8 человек). У испытуемых наблюдались грубые нарушения просодических компонентов речи. Проявлялось это в не владении своим голосом: дети выполняли задания с помощью экспериментатора или не выполняли задания даже с помощью, голос интонационно не оформлен, яркие нарушения темпа, ритма, интонации, логического ударения, речевого дыхания, тембра, высоты и силы голоса. Задания выполнялись в медленном темпе, дети допускали множество ошибок при выполнении заданий, возникали трудности, которые свидетельствуют нам о данном уровне сформированности просодических компонентов речи.

Средний уровень сформированности просодической стороны речи был выявлен у 20 % детей (2 человек). При выполнении заданий детям требовалась незначительная помощь экспериментатора, повторение инструкций,

испытуемые прислушивались и выполняли задания самостоятельно, темп выполнения заданий был медленный, возникали затруднения в заданиях на силу и высоту голоса, различение интонаций, изменение тембра голоса. Из вышесказанного можно сделать вывод, что просодическая сторона речи развита недостаточно. Высокого уровня сформированности просодической стороны речи не было выявлено 0%.

Проанализировав результаты констатирующего исследования, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с дизартрией нарушена вся просодическая сторона речи, это проявляется в том, что речь имеет значительные отклонения от нормы: речь монотонна, маловыразительна, голос либо тихий, либо громкий, не модулированный, речевой выдох ослаблен, воздушная струя слабая, не целенаправленная, прерывистая, наблюдаются прерывания в речи, интонационно-выразительная окраска речи снижена, темп либо быстрый, либо медленный, дети не могли по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, нарушался тембр речи и отмечалось появление назального оттенка. Вместе с тем, страдает звукопроизношение, что создает в дальнейшем препятствие для успешного школьного обучения. Для того чтобы избежать препятствия, необходимо незамедлительно начать коррекцию дефекта речи.

Коррекционный процесс восстановления будет длительным и упорным, и должен включать в себя: формирование восприятия и воспроизведение ритмов; формирование мелодико-интонационной стороны речи, формирование логического ударения, формирование высоты и силы голоса; формирование темпа речи; формирование тембра голоса; формирование правильного речевого дыхания, в котором будет принимать участие помимо логопеда, ряд других специалистов и обязательно содействие семьи. И тогда коррекционная работа пройдёт успешно и действенно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. М.: МГГУ им М.А. Шолохова, 2008. 123 с.

2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.

3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: Астрель, 2006. 222 с.

4. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95с.

Lomaeva D.D.

Tyumen State University (Russia, Tyumen)

EXPERIMENTAL STUDY OF THE PROSODIC SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract: this article reveals the question of the state of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria. The concept of the prosodic side of speech and its development in ontogenesis is considered. An experimental study of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria is described. Quantitative and qualitative analysis is carried out to determine the level offormation of the prosodic side of speech in preschool children with dysarthria.

Keywords: dysarthria, preschoolers, prosodic side of speech, prosodic component of speech, intonation, timbre, rhythm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.