Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ'

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
дизартрия / просодическая сторона речи / коммуникативно-деятельностный подход / коммуникативная игра / речевые упражнения / dysarthria / prosodic side of speech / communicative-activity approach / communicative game / speech exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Сашко Юлия Алексеевна

В статье освещается вопрос формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией. Описывается один из способов коррекции звукопроизношения детей с помощью специальных речевых упражнений. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода коммуникативная игра рассматривается как вид дидактической игры, направленный на включение ребенка в моделируемую речевую ситуацию. В логопедической работе использование коммуникативных игр обладает рядом преимуществ: организует обратную связь с дошкольником для построения диалога; позволяет индивидуализировать речевую деятельность ребенка; обогащает эмоциями выразительность речи; формирует речевое высказывание (выражение своих мыслей и чувств); создает условие для свободного говорения; обеспечивает многократное повторение речевого материала. Таким образом коммуникативные игры, включающие речевые упражнения, могут рассматриваться в качестве средства формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Сашко Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE GAME AS A MEANS OF FORMING THE PROSODIC SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

The article highlights the issue of the formation of the prosodic side of speech in older preschoolers suffering from dysarthria. The article describes one of the ways to correct the sound pronunciation of children with the help of special speech exercises. From the standpoint of the communicative-activity approach, the communicative game is considered as a kind of didactic game aimed at involving the child in the simulated speech situation. In speech therapy work, the use of communicative games has a number of advantages: it organizes feedback with a preschooler to build a dialogue; it allows you to individualize the child's speech activity; it enriches the expressiveness of speech with emotions; it forms a speech utterance (expression of your thoughts and feelings); it creates a condition for free speaking; it provides multiple repetition of speech material. Thus, communicative games, including speech exercises, can be considered as a means of forming the prosodic side of speech in older preschoolers with dysarthria.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ДИЗАРТРИЕЙ

COMMUNICATIVE GAME AS A MEANS OF FORMING THE PROSODIC SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

УДК 371

Моисеева Алена Николаевна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург

Сашко Юлия Алексеевна, магистрант кафедры психолого-педагогического образования и дефектологии ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», РФ, г. Томск

Moiseeva Alyona Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation, Orenburg. E - mail: alena.m.56@gmail.com Sashko Yulia Alekseevna, Master's student of the Department of Psychological and Pedagogical Education and Defectology of Tomsk State Pedagogical University, Russian Federation, Tomsk. E - mail: ms.sashko83@mail.ru

Аннотация

В статье освещается вопрос формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией. Описывается один из способов коррекции звукопроизношения детей с помощью специальных речевых

упражнений. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода коммуникативная игра рассматривается как вид дидактической игры, направленный на включение ребенка в моделируемую речевую ситуацию. В логопедической работе использование коммуникативных игр обладает рядом преимуществ: организует обратную связь с дошкольником для построения диалога; позволяет индивидуализировать речевую деятельность ребенка; обогащает эмоциями выразительность речи; формирует речевое высказывание (выражение своих мыслей и чувств); создает условие для свободного говорения; обеспечивает многократное повторение речевого материала. Таким образом коммуникативные игры, включающие речевые упражнения, могут рассматриваться в качестве средства формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Abstract

The article highlights the issue of the formation of the prosodic side of speech in older preschoolers suffering from dysarthria. The article describes one of the ways to correct the sound pronunciation of children with the help of special speech exercises. From the standpoint of the communicative-activity approach, the communicative game is considered as a kind of didactic game aimed at involving the child in the simulated speech situation. In speech therapy work, the use of communicative games has a number of advantages: it organizes feedback with a preschooler to build a dialogue; it allows you to individualize the child's speech activity; it enriches the expressiveness of speech with emotions; it forms a speech utterance (expression of your thoughts and feelings); it creates a condition for free speaking; it provides multiple repetition of speech material. Thus, communicative games, including speech exercises, can be considered as a means of forming the prosodic side of speech in older preschoolers with dysarthria.

Ключевые слова: дизартрия, просодическая сторона речи, коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативная игра, речевые упражнения Keyword: dysarthria, prosodic side of speech, communicative-activity approach, communicative game, speech exercises

В период дошкольного детства ребенок овладевает устной речью. Устная форма речи является для дошкольника единственно возможным средством овладения системой языка, а также единственным средством реализации коммуникативной функции языка. Просодическая сторона речи наделяет устную речь выразительностью и имеет значение для установления контакта с окружающими людьми.

Теоретические положения исследования уровня развития просодической стороны речи у дошкольников с нормой и отклонением речевого развития рассматриваются в работах Е.Ф. Архиповой, Л.А. Копачевской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Поздняковой, Т.А. Поповой и др. [3; 8; 10; 13]. Просодическая сторона речи характеризует ритмико-интонационные свойства речи позволяющие осуществить коммуникацию - передать информацию и свое эмоциональное отношение к ней.

К просодической стороне речи относятся разновидности тона, темпа, ритма, расстановки ударений, паузирование, интонация, тембровая окраска. Данные характеристики определяют выразительность звукопроизношения [7]. В логопедической работе нарушение произносительной речи относится к дизартрии - речедвигательным расстройствам - нарушениям моторной реализации речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Проявление дизартрии является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. К основным нарушениям при дизартрии относятся: спастичность, гипотония, дистония [14].

При дизартрии в речевом развитии детей наблюдаются нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики: речь смазанная, нечеткая, неразборчивая, монотонная. невыразительная. Недостаточная интонационная выразительность речи у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Умение ребенка осознанно и правильно использовать в своей речи просодические компоненты можно сформировать с помощью специально разработанных речевых дидактических игр. По мнению Т.И. Никифоровой игра является активизирующим средством речевого развития [12]. Как всяким видом деятельности, речевым действием можно овладеть в непосредственно организуемой деятельности [9]. Для ее этого необходимо включить детей в специально созданные речевые ситуации [6]. Одним из эффективных средств обучения речевому поведению дошкольников является включение их в ситуации речевого характера с помощью коммуникативных игр. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода коммуникативная игра рассматривается как вид дидактической игры, направленный на включение ребенка в моделируемую речевую ситуацию. Данные ситуации являются педагогически организованными и предполагают естественную коммуникацию дошкольников.

Создание речевых ситуаций связано с реализацией коммуникативно-деятельностного подхода к образовательной деятельности детей. По определению Е.С. Антоновой, сущность коммуникативно-деятельностного подхода заключается в создании речевых ситуаций по специально оговоренным правилам коммуникации, в которых осваиваются нормы речи с помощью языка [2].

По мнению ученого использование коммуникативно-деятельностного подхода в обучении речи связано с созданием специально организованной речевой ситуации с ведущей ролью педагога и соблюдением правил коммуникации. Е.С. Антонова рассматривает коммуникацию как процесс речевого взаимодействия субъектов с целью достижения понимания. Для этого в составе речевой ситуации должен быть говорящий, слушающий и текст. Обязательным условием коммуникации является достижение взаимопонимания между автором и адресатом.

С позиций коммуникативно-деятельностного подхода коммуникативные игры включаются во взаимодополняющие виды деятельности детей:

- художественно-речевую деятельность детей: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихотворений, беседы, показ различных видов театра, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей и

др.;

- музыкально-игровую деятельность (пение, слушание, музицирование, ритмопластика);

- театрально-игровую деятельность (театрализованные игры - драматизация, импровизация; инсценировки художественных произведений). Коммуникативная игра рассматривается как речевая ситуация формирования устных высказываний просодической стороны речи, состоящая из ситуативных речевых упражнений, как вид дидактической игры, направленный на включение ребенка в моделируемую речевую ситуацию. Данные ситуации являются педагогически организованными и предполагают естественную коммуникацию дошкольников.

По определению Т.А. Федосеевой «коммуникативная (риторическая) игра - это педагогически организованная в заданной учебной ситуации совместная интеллектуально-речевая деятельность педагога и дошкольников, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения» [17, с. 6].

Игра в большей степени направлена на коммуникацию [19]. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо говорить. Атмосфера игры позволяет дошкольникам раскрепоститься, не боятся совершить ошибку или задать неправильный вопрос, они просто начинают говорить. В ходе искусственно созданной ситуации игры создается необходимость говорить. Понятие «коммуникация» в переводе с латинского означает «делаю общим, связываю, общаюсь» [15]. Коммуникативные игры способствуют выполнению важных задач коммуникации: готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала; побуждают к общению детей друг с другом [11; 16].

Под коммуникативными играми Ю.М. Иванова понимает игры, материалом которых является естественная коммуникация [5]. В основе коммуникативной игры по мнению автора лежит информация двух видов, которая может провоцировать взаимодействие: информация о героях (персонажах); сюжет (события, обстоятельства, отношения между героями).

Таким образом, в процессе коммуникативной игры дошкольник эмоционально включаясь в организуемый диалог актуализирует свой чувственный опыт, самостоятельно преобразует собственный действенный опыт [18]. Речевая игровая деятельность предполагает использование в работе с детьми специально созданных коммуникативных ситуаций, которые приближают процесс обучения языку к реальной ситуации общения [1].

К ситуативным речевым упражнениям могут быть отнесены: упражнения на дыхание; звуковая гимнастика; работа над подачей голоса;. упражнения, направленные на формирование темпа; ритмические упражнения; отстукивание ритма с проговариванием про себя, проговаривание с движением; упражнения на постановку ударения, пауз; упражнения, направленные на формирование выразительности речи.

По мнению Гафиятовой О.В. коммуникативные игры реализуют две функции: познавательную, связанную с реализацией обучающихся задач и занимательную, включающую развлекательную составляющую [4].

Таким образом, коммуникативная игра рассматривается нами как вид дидактической игры, направленный на включение ребенка в моделируемую речевую ситуацию. Данные ситуации способствуют естественной коммуникации дошкольников. В формировании просодической стороны речи старших дошкольников коммуникативная играет обладая необходимыми педагогическими возможностями: организует обратную связь с дошкольником для построения диалога; позволяет индивидуализировать речевую деятельность дошкольника; обогащает эмоциями выразительность речи; формирует речевое высказывание (выражение своих мыслей и чувств); создает условие для

свободного говорения; обеспечивает многократное повторение речевого материала.

Литература

1. Аматьева Е.П. К проблеме формирования экспрессии речи у детей старшего дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. -2013. - № 7. - С. 218 - 224

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.

4. Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №2. - С. 60 - 64

5. Иванова Ю.М. Коммуникативные и некоммуникативные игры // Известия ВГПУ. - 2008. - №5. - С. 27 - 31

6. Колесова О.В. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - №

3. - С. 226 - 228

7. Консур А. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - №

4. - С. 1 - 5

8. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Копачевская Лариса Александровна. - М., 2000. - 17 с.

9. Кусова М.Л. Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве // Филологический класс. - 2003. - № 9. - С.16 - 21

10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. - СПб.: НОУ «Союз», 2006. - 151 с.

11. Махов С.Н. Дошкольная логопедическая служба. - М.: Луч, 2006. - 158 с.

12. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого развития общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: автореферат канд. пед. наук: 13.00.01 / Никифорова Татьяна Ивановна. - Якутск, 2008. -20 с.

13. Попова Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореферат канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.03 / Т.В. Попова Татьяна Владимировна. - М., 2009. - 27 с.

14. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. - 2010. - № 2. - С. 68 -81

15. Рябцева М.В. Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников // Проблемы педагогики. - 2015. - № 8. - С. 1 - 2

16. Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников // Инновационная наука. - 2019. - №6. - С. 179-183

17. Федосеева Т.А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умения диссертация: автореферат канд. пед. наук: 13.00.02 / Федосеева Татьяна Александровна. - Екатеринбург, 2000. - 24 с.

18. Харитонова О. Р. Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. -Ростов-на-Дону, 2004. - 92 с.

19. Landreth, G. Play Therapy: The Art of the Relationship / G. Landreth. Florence, 1991. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-i-nekommunikativnye-igry

Literature

1. Amateva E.P. On the problem of the formation of speech expression in older preschool children // Education and upbringing: methods and practice. - 2013. -No. 7. - P. 218 - 224

2. Antonova E.S. Methods of teaching the Russian language: communicative-activity approach: textbook. - M .: KnoRus, 2007 .-- 464 p.

3. Arkhipova E.F. Corrective speech therapy work to overcome erased dysarthria in children. - M .: AST: Astrel, 2010 .-- 254 p.

4. Gafiyatova O.V. The program for correcting the communicative abilities of primary schoolchildren by means of didactic games // ANI: pedagogy and psychology. - 2019. - No. 2. - P. 60 - 64

5. Ivanova Yu.M. Communicative and non-communicative games // Izvestiya VSPU. - 2008. - No. 5. - S. 27 - 31

6. Kolesova O.V. Implementation of the communicative-activity approach to the development of students' speech // Prospects for Science and Education. - 2018. -No. 3. - P. 226 - 228

7. Consur A. V. Modern view of the structure of the prosodic side of speech // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2018. - No. 4. - P. 1 - 5

8. Kopachevskaya L.A. Formation of intonation expressiveness in children with speech disorders: abstract of thesis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.03 / Kopachevskaya Larisa Aleksandrovna. - M., 2000 .-- 17 p.

9. Kusova M.L. Sound culture of speech as a linguistic basis for mastering speech skills in preschool childhood // Philological class. - 2003. - No. 9. - P.16 - 21

10. Lopatina L.V. Speech therapy work on the development of intonational expressiveness of speech of preschoolers. - SPb .: NOU "Soyuz", 2006. - 151 p.

11. Makhov S.N. Preschool speech therapy service. - M .: Luch, 2006 .-- 158 p.

12. Nikiforova T.I. The development of a culture of speech development of communication in older preschool children in a playful form of education: abstract of Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Nikiforova Tatyana Ivanovna. - Yakutsk, 2008 .-- 20 p.

13. Popova T.V. Formation of intonational expressiveness of speech in older preschoolers with dysarthria: abstract of Cand. ped. Sciences: 13.00.01, 13.00.03 / T.V. Popova Tatiana Vladimirovna. - M., 2009 .-- 27 p.

14. Prikhodko O.G. Dysarthric speech disorders in children of early and preschool age // Special education. - 2010. - No. 2. - P. 68 - 81

15. Ryabtseva M.V. Game as a method of developing the communicative competence of junior schoolchildren // Problems of pedagogy. - 2015. - No. 8. - P. 1 - 2

16. Tyuryapina N.F. The use of speech games for the development of speech of preschoolers // Innovative Science. - 2019. - No. 6. - S. 179-183

17. Fedoseeva T.A. The method of creating and using communicative games for the formation of oral and speech skills dissertation: abstract of Cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Fedoseeva Tatyana Aleksandrovna. - Yekaterinburg, 2000 .-- 24 p.

18. Kharitonova OR Game methods of correction of speech disorders in children of preschool and primary school age. - Rostov-on-Don, 2004. - 92 p.

19. Landreth, G. Play Therapy: The Art of the Relationship / G. Landreth. Florence, 1991. - [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7kommunikativnye-i-nekommunikativnye-igry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.