Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ / КОРРЕКЦИЯ / ИНТОНАЦИЯ / ПРОСОДИКА / ТЕМП / РИТМ / МЕЛОДИКА РЕЧИ / ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / ТЕМБР / ВЫСОТА / СИЛА ГОЛОСА / БАСНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражин С.А., Терентьева А.Э.

Проблема формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями недостаточно изучена. Рекомендации по развитию просодических компонентов речи весьма разрозненны. Результативными в этом плане признаются дыхательные практики, логопедические сказки, логопедическая ритмика, театрализованная деятельность, музыкотерапия. Целью исследования стало выявление ресурсов басни как средства развития и коррекции интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В эмпирическом исследовании приняли участие две группы детей. Экспериментальную составили 20 детей в возрасте 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня», посещающих специальную (коррекционную) группу детского сада. В контрольную группу вошли 20 детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием. Экспериментально установлено, что по сравнению с нормально развивающимися сверстниками у старших дошкольников с ОНР III уровня страдает способность самостоятельно воспринимать и воспроизводить интонации. Для устранения этого недостатка был составлен и апробирован комплекс занятий по коррекции интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью басни. Проведённое обучение имело положительный коррекционно-развивающий эффект и повлияло на зрелость интонационной составляющей речи. У дошкольников улучшилась мелодика речи, они стали адекватно расставлять логическое ударение, изменять тембр, высоту и силу голоса. Перспективной видится разработка специальной программы развития и коррекции интонационного рисунка речи у дошкольников с различной речевой патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завражин С.А., Терентьева А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING DISORDER OF THE INTONATION SPEECH COMPONENT IN PRESCHOOL CHILDREN

The problem of the intonation shaping in older preschoolers with speech disorders has not been sufficiently studied. Recommendations for the development of prosodic components of speech are very scattered. Breathing practices, speech therapy fairy tales, speech therapy rhythms, theatrical activities, and music therapy are recognized as effective in this regard. The aim of the study was to identify the resources of the fable as a means of developing and correcting intonation expressiveness of speech in older preschoolers with General speech underdevelopment. Two groups of children participated in the empirical study. The experimental group consisted of 20 children aged 5-6 years with a diagnosis of «General speech underdevelopment of level III», attending a special (correctional) kindergarten group. The control group included 20 children aged 5-6 years with normal speech development. It was experimentally established that in comparison with normally developing peers, older preschoolers with ONR level III suffer from the ability to independently perceive and reproduce intonations. To eliminate this drawback, a set of classes was compiled and tested to correct the intonation side of speech in older preschoolers with ONR level III using a fable. The training had a positive correctional and developmental effect and affected the maturity of the intonation component of speech. Preschoolers have improved the melody of speech, they began to adequately place logical stress, change the timbre, pitch and strength of the voice. The development of a special program for the development and correction of intonation patterns of speech in preschool children with various speech pathologies is considered promising.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Vol. 15 No. 1 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 376.1 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.16

С. А. Завражин1, А. Э. Терентьева2

'Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

г. Владимир, Российская Федерация 2Детский сад № 4 «Светлячок», г. Кольчугино, Владимирская область, Российская Федерация

Преодоление нарушений интонационного компонента речи у детей дошкольного возраста

Аннотация. Проблема формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями недостаточно изучена. Рекомендации по развитию просодических компонентов речи весьма разрозненны. Результативными в этом плане признаются дыхательные практики, логопедические сказки, логопедическая ритмика, театрализованная деятельность, музыкотерапия. Целью исследования стало выявление ресурсов басни как средства развития и коррекции интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В эмпирическом исследовании приняли участие две группы детей. Экспериментальную составили 20 детей в возрасте 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня», посещающих специальную (коррекционную) группу детского сада. В контрольную группу вошли 20 детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием. Экспериментально установлено, что по сравнению с нормально развивающимися сверстниками у старших дошкольников с ОНР III уровня страдает способность самостоятельно воспринимать и воспроизводить интонации. Для устранения этого недостатка был составлен и апробирован комплекс занятий по коррекции интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью басни. Проведённое обучение имело положительный коррекционно-развивающий эффект и повлияло на зрелость интонационной составляющей речи. У дошкольников улучшилась мелодика речи, они стали адекватно расставлять логическое ударение, изменять тембр, высоту и силу голоса. Перспективной видится разработка специальной программы развития и коррекции интонационного рисунка речи у дошкольников с различной речевой патологией.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи третьего уровня, коррекция, интонация, просодика, темп, ритм, мелодика речи, логическое ударение, тембр, высота, сила голоса, басня.

Дата поступления статьи: 15 октября 2020 г.

Для цитирования: Завражин С. А., Терентьева А. Э. (2020). Преодоление нарушений интонационного компонента речи у детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 145-155. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.i.i6.

Проблема и цель. Развитие интонационной стороны речи - императивная составляющая процесса овладения родным языком, необходимая для точного выражения мысли. У дошкольников с речевой патологией формирование правильного интонационного рисунка заметно осложнено (Л. И. Белякова, В. К. Воробьева, В. В. Воронкова, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.), что обуславливает потребность в организации специальной коррекцион-ной работы в данном направлении.

Сегодня ведутся интенсивные поиски оптимальных методов и приёмов повышения эффективности коррекционного воздействия, направленного на преодоление расстройств интонационного компонента речи у детей до-

школьного возраста. Результативными в этом плане признаются дыхательные практики, логопедические сказки, логопедическая ритмика, театрализованная деятельность, музыкотерапия.

Значительными, но пока слабо задействованными ресурсами для повышения интонационной выразительности речи дошкольников, на наш взгляд, располагает басня. По мнению Г. А. Бакулиной, «басни помогают формировать умение свободно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения» [1, с. 27]. Речь в баснях строится на непосредственном обращении к читателю и на диалоге между персонажами. Басни написаны в уникальном басенном ритме, вольным, разностопным ямбом, что позволяет соблюдать необходимые

паузы и темп чтения. Л. Ф. Корепина указывает на достоинства басни: неожиданные повороты в сюжете, динамику событий [2, с. 7].

Развитие интонационной стороны речи подразумевает работу над тембром, темпоритмом, логическим ударением, над силой и высотой голоса и т. д. Материал басен является наилучшим средством развития данного компонента речи, т. к. позволяет тренировать свободу, гибкость звучания голоса, его интонационное богатство и мелодическую окраску, так как по своей форме и содержанию данные литературные произведения близки к живой разговорной речи.

При чтении басен дошкольник подражает голосам героев, учитывая характерные особенности каждого отдельно взятого персонажа, которым в басне является то или иное животное. Это объясняется простотой рецепции: персонажи-животные, которые представляют собой квинтэссенцию человеческих качеств, легко воспринимаются детьми старшего дошкольного возраста, у которых уже имеется опыт общения с животными - персонажами сказок [3, с. 106]. А так как для ребёнка эти персонажи и их характеры являются знакомыми, то ему будет легче передать различные оттенки смысла с помощью основных компонентов интонационной стороны речи.

Возможности басни как средства для развития силы голоса ребёнка старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительны. В работе это может быть прочтение басни с постепенным изменением силы голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. В басне также можно найти выражения, которые, согласно контексту и задумке автора, целесообразно произносить «громко» или «тихо». Басня может выступать средством коррекции трудности интонационного выделения предиката во фразе.

Благодаря басне работа над постановкой логического ударения происходит в игровой, творческой форме, в игре-драматизации. А это значит, что ребёнок чувствует себя раскованно, радостно. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Наиболее удачно басни можно использовать в работе логопеда при отработке темпа и ритма речи, ведь текст басни очень ритмичен и экспрессивен. Ритмы басни имеют самостоя-

тельные семантические характеристики и квалифицируются как «знаки чувств», которые непосредственно, полнее и богаче выражают внутреннее состояние человека, его эмоции и оценки, не передаваемые вербально. Это, наряду с лаконичностью структуры басни, позволяет формировать у детей правильное подражательное воспроизведение темпоритмической структуры услышанного текста [4].

Используя структурные элементы басни, дети вовлекаются в процесс сопряжённого прогова-ривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов. Басни полезно читать и рассказывать наизусть, по ролям в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки. Можно рассказывать одними гласными звуками, поднимая и опуская тон голоса, убыстряя и замедляя темп произнесения той или иной гласной, усиливая или ослабляя звучание голоса. Работа с басней является действенным средством формирования интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, а возможность в дальнейшем запоминания басни - прямой путь к совершенству речевой коммуникации. Прекрасным голосовым материалом являются басни И. А. Крылова, а также С. В. Михалкова.

Таким образом, басня является весьма эффективным средством формирования и развития интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня, т. к. она помогает проводить коррекционную работу по следующим направлениям:

1) формирование ритма и темпа речи;

2) формирование интонационной выразительности;

3) работа над силой, высотой, тембром голоса.

Именно освоение использования компонентов интонационной стороны речи: интонации, ударений и пауз, тембра и ритма - позволяет ребёнку старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня лучше прочувствовать произведение и понять глубинный смысл, заложенный автором. Также правильная организация коррекции голоса с использованием басни способствует формированию его модулированности, развитию достаточной громкости, звонкости. Голос становится сильнее, и ребёнок свободно может управлять им без напряжения. При этом активизируется деятельность артикуляционного аппа-

Part 2. Pedagogical Science

рата, движения становятся ловкими и точными, что позволяет легче ставить и автоматизировать проблемные звуки.

Улучшения голоса также положительно влияют на настроение и эмоционально-волевую сферу ребёнка. Дети становятся более активными, уверенными в себе, появляется желание продолжать работу над совершенствованием качества голоса.

Таким образом, анализ выполненных исследований и практического опыта организации логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях констатирует неучтённые возможности применения басни в коррекции интонационного аспекта речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Цель нашего экспериментального исследования заключалась в составлении комплекса логопедических занятий по развитию и коррекции интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью басни и анализе его эффективности.

Методология. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 4 "Светлячок"» г. Кольчугино Владимирской области. Экспериментальную группу составили 20 детей в воз-

расте 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня», посещающих специальную (коррекционную) группу. У всех дошкольников экспериментальной группы в структуре ОНР диагностировалась стёртая дизартрия. В контрольную группу вошли 20 детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием.

На констатирующей стадии эксперимента с помощью методики Е. Ф. Архиповой [5] определялся исходный уровень сформированности интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Результаты исследования. Проведённые измерения позволили сделать следующие выводы.

1. У дошкольников с ОНР III уровня отмечается недостаточность восприятия ритма изолированных и акцентированных ударов. Выявлены трудности и при воспроизведении ритмов.

2. У детей экспериментальной группы страдает способность самостоятельно воспринимать и воспроизводить интонации. Необходима помощь взрослого при выполнении специальных заданий. Допущенных ошибок дошкольники с ОНР не замечают. Выявлены ограничения в передаче положительных и отрицательных коннотаций.

Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики интонационной стороны речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

3. Дети экспериментальной группы не могут акцентированно произносить определённое слово в предложении адекватно ситуации. При восприятии речевого материала с утрированным логическим ударением акцентированное слово зачастую не выделяется.

4. Страдают и модуляции голоса по силе и высоте: дети с ОНР на материале гласных не интонируют мелодии снизу вверх и сверху вниз. Зачастую сила голоса не изменяется.

5. В целом интонационная сторона речи старших дошкольников с ОНР III уровня может быть охарактеризована как монотонная, эмоционально невыразительная, со снижением внятности при увеличенной речевой нагрузке. При этом голос немелодичный, монотонный, напряжённый, слабо модулированный.

У детей старшего дошкольного возраста контрольной группы мы не выявили явных недостатков каких-либо компонентов интонационной стороны как импрессивной, так и экспрессивной речи. В процессе выполнения заданий дети были настроены положительно, выполняли задания с интересом, не проявляли потребности в активной помощи экспериментатора.

Сравнительные результаты выполнения заданий, направленных на изучение исходной сформированности интонационной стороны речи старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, представленные на рис. 1, показывают непостоянные и нестойкие отклонения от нормы многих интонационных компонентов у детей с речевой патологией.

Данные выводы корреспондируют с результатами проведённых отечественными дефектологами исследований [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 и др.].

Полученные на констатирующей фазе эксперимента результаты привели нас к идее создания комплекса занятий по формированию и коррекции интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью басни. При этом мы использовали технологию, разработанную Е. Е. Швецовой и Л. В. Забродиной [16].

Весь комплекс предназначен для детей с речевыми нарушениями и включает в себя 16 занятий, состоящих из заданий, направленных на развитие таких компонентов просодики, как ритм, интонация, логическое ударение, высота, сила, тембр голоса, речевое дыхание, а также элементов детского творчества и речевой, мелкой и артикуляционной моторики.

Основной формой работы при проведении обучающего эксперимента были фронтальные занятия, также проводились подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных занятий не превышала 30-35 минут, подгрупповых - 20-25 мин., индивидуальных - 15-20 мин. Для каждого занятия материал басен для игр и упражнений был подобран таким образом, чтобы соответствовать поставленной цели занятия и этапу коррекционного воздействия.

Необходимая пропедевтическая работа по ознакомлению с материалом басен проводилась под руководством воспитателя группы, который придерживался рекомендаций, составленных логопедом. Работа по развитию просодики детей с ОНР III уровня при использовании составленного нами комплекса занятий достигается через систему упражнений на материале басен И. А. Крылова. Нами были отобраны такие басни, как «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Скворец», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Мышь и Крыса», «Кукушка и Петух», «Квартет». Конспекты составлены с учётом всех этапов формирования интонационной стороны речи: подготовительного, основного, заключительного.

Целью пропедевтического этапа было формирование психофизиологических механизмов овладения интонационными средствами, необходимыми для оформления самостоятельного высказывания. Параллельно на данном же этапе мы знакомили детей с материалом басен, разъясняли мораль, поступки и поведение животных, что в дальнейшем способствовало эффективной работе на последующих этапах.

На данном этапе мы использовали упражнения, направленные на развитие дыхания и голоса, слухомоторных дифференцировок, предложенных Л. В. Лопатиной, Л. А. Поздняковой [13]. Обучение правильному речевому дыханию проходило в следующей последовательности: формирование диафрагмального типа дыхания, выработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности и увеличения выдоха.

Формирование нижнереберного типа физиологического дыхания проводили на основе приведения каждого ребёнка в состояние покоя. Поэтому на всех занятиях подготовительного этапа создавали положительный эмоциональный настрой у дошкольников, спокойную и доброжелательную обстановку для них. Мы пред-

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

лагали детям для выполнения как статические, так и динамические упражнения. Для усиления кинестетических ощущений при выполнении данных упражнений активно использовали приём выполнения с закрытыми глазами. Данный приём также способствовал созданию доверительной обстановки на занятиях.

При выполнении дыхательной гимнастики отрабатывали у испытуемых направленность выдоха к активно артикулирующим органам и фокусирование выдоха на губах. В работе использовали изолированное произношение детьми ла-билизованных звуков, затем сочетания с ними и слова (например, «ооооооо», «уууууу», «умуму-мум», «ухоухохоухоухо»). При завершении занятия после статических и динамических упражнений применяли фонационные дыхательные.

С целью увеличения длительности речевого выдоха предлагали детям для выполнения задания с постепенным увеличением речевых отрезков, произносимых на одном выдохе. Мы отметили, что дошкольникам с ОНР III уровня на данном этапе очень нравится последовательно называть времена года, дни недели, прямой и обратный счёт. При этом детям на начальных этапах работы было затруднительно соблюдать необходимый умеренный темп речи, полностью проговаривать слова, сохранять постоянную силу голоса (не переходить на шепот или крик).

После полного знакомства с материалом басен и их заучивания мы активно начинали использовать этот момент в работе уже на подготовительном этапе. Так, дети на плавном продолжительном выдохе произносили предложения, которые постепенно распространяли. Например: Всё. Всё прошло. Всё прошло с зимой. Всё прошло с зимой холодной (И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»). Или: Лисица. Лисица видит. Лисица видит сыр (И. А. Крылов «Ворона и Лисица»). Таким образом, мы учили испытуемых «распределять выдох на 3-4 слова, что соответствует средней длине синтагм в русской разговорной речи» [13, с. 65].

С целью развития силы, высоты, гибкости, модуляции голоса, расширения его диапазона и улучшения его тембральной окраски в начале работы мы использовали голосовые упражнения. С опорой на персонажей басен И. А. Крылова дошкольники произносили гласные звуки, обращая внимание на мягкую голосоподачу и правильное положение языка при произнесении. Детям очень

нравилось выполнять это упражнение на материале басни «Квартет» с использованием наглядного материала. На первых занятиях мы договаривались с детьми, кто из животных какой голос подаёт (медведь - ыыыы, осёл - иа-иа, мартышка - уа-уааа и т. д.) Сначала отрабатывали произношение каждого из звуков изолированно, используя картинки с изображением правильной артикуляции каждого гласного. Далее слитно пропевали цепочки из двух, трёх и т. д. гласных. При этом предлагали картинки с изображением животных.

Как только у каждого участника эксперимента была снята голосовая зажатость и выработана мягкая атака голосоподачи, мы вводили задания, направленные на развитие основных акустических характеристик, речевой материал для которых подбирали из басен И. А. Крылова. Приведём примеры некоторых ортофонических упражнений.

1. «Дудочка». Дети произносят звуки, звукосочетания, слоги и слова, будто играют на дудочке. Главным требованием при выполнении данного задания было вытягивание губ трубочкой, с ощущением лёгкой вибрации при произнесении звуков. Активно привлекалось внимание каждого ребёнка к фокусированию звука на губах.

2. «Колокольчики». Педагог показывал детям изображения двух колокольчиков, большого (низкое звучание) и маленького (высокое звучание). В процессе общения с дошкольниками выяснялось и закреплялось, какой «голос» у каждого колокольчика. Потом дети «превращались» в колокольчики и исполняли их «песенку», произнося сочетания «бом-бом-бом» и «бим-бим-бим» соответственно. После усвоения дошкольниками данного материала переходили к персонажам басен. На наш взгляд, здесь наиболее удачно подошла басня И. А. Крылова «Слон и Моська». Слона («УУУУ») дети изображали низким голосом, а моську («ав-ав-ав») - высоким. Далее аналогично изображали персонажей басен «Мышь и Крыса» (мышь - высокий голос, крыса - низкий), «Свинья под дубом» (свинья -высокий голос, дуб - низкий).

3. «Эхо». Логопед предлагал детям изображать персонажей басен с понижением и повышением голоса при произношении сочетаний из двух гласных звуков. Например, изображая мартышку, произносить «уа-уа-уа...», петуха - «уу-уа, уу-уа ...», осла - «иа-иа-иа...» и т. п.

4. «Звуковая лестница». Дошкольники подражали голосам героев басен с постепенным повышением или понижением голоса.

5. «Веселый маляр». Упражнение аналогичное «Звуковой лестнице». Дети изображали маляра, красящего стены. При этом изменяли высоту голоса в соответствии с положением руки, в которой находилась кисточка: вверху - громко, внизу - тихо. Речевым материалом также служили звукоподражания героям басен И. А. Крылова.

6. «Вопрос-ответ». Данное упражнение проводилось на материале отрывка из басни «Любопытный». Дошкольников мы делили на две группы, каждая из которых произносила текст разным по высоте голосом. Вопросы задавались высоким голосом, а ответы произносились низким голосом. И наоборот.

На каждом занятии пропедевтического этапа перед выполнением ортофонических упражнений мы активно использовали упражнения артикуляционной гимнастики, т. к. они способствуют формированию правильных и дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, улучшению координации его деятельности с деятельностью органов дыхания и голосообра-зования. Это, в свою очередь, способствует улучшению тембра голоса и яркости его звучания.

Применение на занятиях ритмических упражнений способствовало развитию сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведе-ния, а также анализаторного взаимодействия, что особенно важно для дошкольников с ОНР III уровня. Таким образом, данные упражнения подготавливали испытуемых к восприятию интонационной выразительности, усвоению словесного и логического ударения. Материалом для упражнений послужили ритмические структуры с громкими и тихими ударами. Сначала дети прослушивали отхлопываемый, отстукиваемый ритм. Затем им предлагалось определить не только количество, но и качество ударов. Дошкольники не только показывали карточки, изображающие символы ударов, но и самостоятельно записывали символами ритмическую цепочку.

Пристальное внимание в ходе данного этапа обучающего эксперимента мы уделяли созданию положительного эмоционального отношения каждого дошкольника к предлагаемым видам деятельности. Именно поэтому все задания предлагались детям в игровом формате с ак-

тивным участием взрослого. Экспериментатор включался в игры, показывал образцы действий и выполнения заданий, активно стимулировал подражательную и самостоятельную деятельность дошкольников с ОНР.

Второй этап работы заключался в формировании представлений об интонационной стороне импрессивной речи. На данном этапе формирующего эксперимента мы обучали дошкольников с ОНР III уровня слышать компоненты интонации в речи окружающих и оценивать их в различных ситуациях действительности, развивали чувство языка и его контролирующую функцию.

Именно на этом этапе мы формировали у детей первичные представления о компонентах интонации, на основе которых в дальнейшем формировали умения воспринимать и воспроизводить комплекс основных компонентов, понимать их связь со смыслом и эмоциональным значением выражений. В качестве подготовительной нами проводилась работа по развитию эмоциональной отзывчивости, жестов и мимики, в процессе которой дошкольники знакомились с различными жестами и мимикой, используемыми в бессловесных коммуникациях. Мы анализировали пиктограммы, изображающие эмоциональные состояния, а также отыгрывали мимические этюды с использованием жестов по содержанию басен. Например, «Хитрая лисица» из басни «Ворона и Лисица», «Разъяренная моська» из басни «Слон и Моська», «Яростный Лев» из басни «Лев и комар» и т. п.

В дальнейшем упражнения усложнялись: с помощью мимики и пантомимики, выразительности движений дети изображали коммуникативные ситуации из басен И. А. Крылова, отгадывали, кого изображали. Например, Лисица хвалит Ворону, Моська лает на Слона, Ворон поучает Свинью, Кукушка и Петух хвалят друг друга, и т. д. Затем детям предлагалось прослушать отрезки из басен, рассказать, какие чувства испытывал тот или иной герой, выделить из текста слова, позволяющие это понять.

Формировать у дошкольников умение адекватно воспринимать и понимать темп речи нам помогало прослушивание текста басен целиком и определение, в каком темпе какие части необходимо читать. При этом испытуемые должны были аргументировать свои ответы. Вместе с дошкольниками педагог подводил итоги: темп

Part 2. Pedagogical Science

речи помогает передать скорость происходящих событий, подчеркнуть опасность момента или медленность и однообразность действия.

Аналогичная работа проводилась при формировании умения воспринимать и понимать тембр и громкость голоса. Дошкольникам предлагались к прослушиванию отрывки басен, после чего они должны были определить, какие чувства помогает выразить громкость и тембр голоса в каждом из них. Также дети прослушивали один и тот же отрывок, прочитанный с разной громкостью и тембральной окраской, и определяли, какая громкость и какой тембр соответствуют содержанию данного отрывка и помогают выразить основную мысль.

Для закрепления навыков определения соответствия тембра голоса содержанию мы прибегали к мини-постановкам по материалам басен, которые осуществлялись с помощью пальчикового или настольного театра. В ходе данной работы дошкольники рассказывали о характере персонажей инсценировки, опираясь на характеристики их голосов. Очень интересным для детей и вызывающим положительный эмоциональный отклик было упражнение «Найди ошибки». Педагог предлагал дошкольникам драматизацию, в которой произносил текст от персонажей не подходящим по внешнему виду тембром голоса.

Особенно важным на данном этапе было соблюдение интонационной выразительности речи экспериментатора, т. к. речь логопеда является образцом для дошкольников. Педагог говорил с использованием необходимых пауз, с чётким отражением мелодики и сильными акцентами на логических центрах.

Заключительный этап коррекционной работы был нацелен на формирование умения воспроизводить интонационные средства выразительности речи. Использовались игры и упражнения, направленные на практическое усвоение различных компонентов, составляющих интонационное оформление текста или фразы. Так, для обучения передаче эмоциональных состояний с помощью изменения тона высказывания мы применяли следующие задания: произнесение междометий (слов, словосочетаний) заданным тоном, произнесение реплик героев басен соответствующим тоном, произнесение текста басен тоном, выражающим различные эмоциональные состояния (отражённо и самостоятельно).

Повышенное внимание уделялось формированию у детей умения управлять своим голосом адекватно ситуации общения, выражать с помощью голоса эмоциональные состояния, изменяя тембральную окраску. Мы использовали следующие упражнения.

1. «Выучи наизусть». Дошкольникам предлагалось выучить определённый отрывок басни и рассказать его, понизив или повысив тон адекватно содержанию.

2. «Уточни». Дети произносили предложения в соответствии с пояснениями, выделяя силой и высотой голоса слово, на которое падает логическое ударение.

3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагал детям повторять слова и предложения из уже знакомых басен И. А. Крылова, при этом резко повышая высоту голоса в интонационном центре.

4. «Волшебники». Детям предлагались повествовательные предложения, которые они должны повторять с вопросительной интонацией.

5. «Конкурс пародистов». Предварительно объяснив дошкольникам значение слова «пародист», мы предлагали им произнести фразы, подражая тембру голоса басенного героя.

В процессе работы выяснилось, что на всех этапах многократное повторение пройдённого материала, повтор заданий и тех же игр приводили к потере интереса дошкольников и снижали качество выполнения заданий. Поэтому мы делали перерыв в использовании данных игр и упражнений на 2-3 занятия, а затем возвращались снова к ним. При этом с целью повышения у детей интереса включали в занятия пальчиковый театр, чтение по ролям и игры-драматизации уже отработанных басен И. А. Крылова.

Выводы. Подводя итоги проделанной работы по преодолению расстройств интонационной стороны речи у старших дошкольников с использованием басен в ходе занятий, мы пришли к выводам, что:

- на элиминацию нарушений интонационной стороны речи влияет систематичное, последовательное, с постепенным усложнением заданий, проведение коррекционных занятий; особое значение имеет подбор речевого материала;

- решающее значение для успешности развития просодики старших дошкольников с ОНР имеет не только ярко интонированная речь педагога, но и характер собственной деятельности

Раздел 2. Педагогические науки

детей: необходимо постоянно стимулировать интерес детей к таким занятиям, воспитывать самостоятельность и развивать их творческую активность.

Все занятия по формированию интонационной стороны речи включали специальные и разнообразные по степени сложности упражнения, строились на основе учёта индивидуальных особенностей детей, их актуального психического состояния, уровня речевого развития, в частности развития интонационной составляющей.

Наблюдения за дошкольниками экспериментальной группы во время занятий и самостоятельных игр показали, что проведённое обучение имело положительный коррекцион-но-развивающий эффект и повлияло на зрелость интонационной стороны речи. Многие дети стали достаточно успешно проигрывать мало знакомые им роли, ориентируюсь на созданную ситуацию. У детей улучшилась мелодика речи, они стали адекватно расставлять логическое ударение, изменять тембр, высоту и силу голоса. Практически все дошкольники с ОНР правильно изменяли темпоритм речи.

Опираясь на всё вышеизложенное, можно утверждать, что положительные результаты при выполнении заданий контрольного эксперимента говорят, что специально организованная работа по формированию интонационной картины

речи старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием басни дала положительный коррекционно-развивающий эффект.

Сводные данные экспериментальной деятельности представлены на рис. 2, где наглядно видна разница между экспериментальной и контрольной группами.

Такие результаты мы объясняем воздействием целенаправленной работы по формированию интонационной выразительности речи с использованием басни. В процессе обучения в экспериментальной группе заметно возросли показатели практически по всем компонентам просодики. В контрольной группе существенных изменений не произошло, уровень развития компонентов интонации остался практически прежним.

Тем не менее у некоторых дошкольников экспериментальной группы остаются сложности в перцепции интонации, восприятии и воспроизведении логического ударения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ход и результаты исследования раскрывают лишь некоторые из возможных путей использования басни в качестве средства формирования и коррекции интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Перспективной видится разработка специальной программы развития и коррекции интонационной стороны речи у дошкольников с различными нарушениями речи.

Рис. 2. Сравнительные результаты контрольной диагностики интонационной стороны речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Источники

1. Бакулина Г. А., Патрушева И. В. Басня как средство формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения // Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИ-МО, 2015. Спецвыпуск № 27. С. 26-30.

2. Корепина Л. Ф. Крыловские басни - живой диалог автора с читателями // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. : в 6 ч. / под общ. ред. М. Г. Петровой. Белгород: ИП Петрова М. Г., 2015. Часть V. С. 57-6о.

3. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет). В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. СПб.: Изд-во КАРО, 2014. 174 с.

4. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии : монограф. М.: Мос. пед. гос. ун-т, 2012. 218 с.

5. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: АСТ: Астрель, 2008. 320 с.

6. Артёмов В. А. Психология речевой интонации: Лекция к спецкурсу / Мос. гос. пед. инст-т ин. яз. им. Мориса Тореза. М.: МГПИИЯ, Ч. 1. 2002. 76 с.

7. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. инст-тов по спец-ти «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998. 304 с.

8. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. М.: Школьная пресса, 2010. № 6. С. 12-19.

9. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб.-метод. пособие. М.: Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.

10. Кондратенко И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2013. 224 с.

11. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. : Речь, 2003. 286 с.

12. Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Тольятти: ТГУ, 2011. № 4. С. 169-172.

13. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями : учеб. пособие. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. 151 с.

14. Матвеева Е. А. Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Конференциум АСОУ : сб. науч. трудов и науч.-практ. конференций. М.: Академия социального управления, 2015. № 1. С. 491-495.

15. Филимонова В. И. Состояние голоса у дошкольников с речевой патологией : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : [место защиты : Мос. пед. инст-т] / Валентина Ивановна Филимонова. М., 1990. 159 с.

16. Швецова Е. Е., Забродина Л. В. Технология формирования интонационной стороны речи. М.: Астрель, 2008. 223 с.

Информация об авторах

Завражин Сергей Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (600000, РФ, г. Владимир, ул. Горького, 87). ORCID ID: https://orcid. 0rg/0000-0002-7236-2i7X. E-mail: zavragin-sa@yandex.ru

Терентьева Анастасия Эдуардовна

Воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 4 «Светлячок» г. Кольчугино Владимирской области (601785, РФ, г. Кольчугино, Владимирская область, ул. Ульяновская, 43). E-mail: usus666@mail.ru

S. A. Zavrazhin1, A. E. Terentyeva2

'Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation 2Kindergarten No. 4 "Firefly", Kolchugino, Russian Federation

Overcoming disorder of the intonation speech component

in preschool children

Abstract. The problem of the intonation shaping in older preschoolers with speech disorders has not been sufficiently studied. Recommendations for the development of prosodie components of speech are very scattered. Breathing practices, speech therapy fairy tales, speech therapy rhythms, theatrical activities, and music therapy are recognized as effective in this regard. The aim of the study was to identify the resources of the fable as a means of developing and correcting intonation expressiveness of speech in older preschoolers with General speech underdevelopment. Two groups of children participated in the empirical study. The experimental group consisted of 20 children aged 5-6 years with a diagnosis of «General speech underdevelopment of level III», attending a special (correctional) kindergarten group. The control group included 20 children aged 5-6 years with normal speech development. It was experimentally established that in comparison with normally developing peers, older preschoolers with ONR level III suffer from the ability to independently perceive and reproduce intonations. To eliminate this drawback, a set of classes was compiled and tested to correct the intonation side of speech in older preschoolers with ONR level III using a fable. The training had a positive correctional and developmental effect and affected the maturity of the intonation component of speech. Preschoolers have improved the melody of speech, they began to adequately place logical stress, change the timbre, pitch and strength of the voice. The development of a special program for the development and correction of intonation patterns of speech in preschool children with various speech pathologies is considered promising.

Keywords: children with General speech underdevelopment of the third level, correction, intonation, prosodic, tempo, rhythm, speech melody, logical stress, timbre, pitch, voice power, fable.

Paper submitted: October 15, 2020.

For citation: Zavrazhin S. A., Terentyeva A. E. (2020). Overcoming disorder of the intonation speech component in preschool children. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 145-155. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2021.15.1.16.

References

1. Bakulina G. A., Patrusheva I. V. Fable as a means of forming oral coherent speech of younger schoolchildren at the lessons of literary reading. Concept, 2015, Special Issue no. 27, pp. 26-30.

2. Korepina L. F. Krylov's fables - a lively dialogue between the author and readers. Theoretical and applied aspects of modern science: a collection of scientific papers on the materials of the IX International scientific and practical conference on March 31, 2015: at 6 o'clock. Under the General editorship of M. G. Petrova. Belgorod: IP Petrova M. G., 2015, part V, pp. 57-60.

3. Boikova S. V. classes with a speech therapist on the development of coherent speech in children (5-7 years). To help speech therapy teachers, speech group educators, and parents. Saint Petersburg: KARO publishing house, 2014, 174 p.

4. Filatova Yu. O. Rhythm of speech and movements in children. Theoretical and applied problems of speech therapy : monograph. Moscow: Moscow state pedagogical University, 2012, 218 p.

5. Arkhipova E. F. Erased dysarthria in children: textbook for University students. Moscow: AST: Astrel, 2008, 320 p.

6. Artemov V. A. Psychology of speech intonation: Lecture for a special course. Moscow state pedagogical Institute of foreign languages named after Maurice Thorez. Moscow, part 1, 2002, 76 p.

7. Belyakova L. I., Dyakova E. A. Stuttering. Textbook for students of pedagogical institutes in the specialty Speech Therapy. Moscow: V. Sekachev, 1998, 304 p.

8. Gribova O. E. On the problem of communication analysis in children with speech pathology, 2010, no. 6, pp. 12-19.

9. Zhukova N. S. Overcoming speech underdevelopment in children. Educational method. stipend. M.: SOC, polit. journal, 1994, 96 p.

10. Kondratenko I. Yu. Identification and overcoming of speech disorders in preschool age: method. manual. Moscow: iris-press, 2013, 224 p.

11. Kornev A. N. Violations of reading and writing in children. St. Petersburg: RECH publishing house, 2003, 286 p.

12. Larina E. A. analysis of the features of the intonation side of speech in children with various nosological forms of speech pathology. Vector of science TSU, 2011, no. 4, pp. 169-172.

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Science

13. Lopatina L. V., Pozdnyakova L. A. Logopedic work on the development of intonation expressiveness of speech of preschool children with speech disorders: Textbook. St. Petersburg: NOU SOYUZ, 2006, 151 p.

14. Matveeva E. A. formation of the intonation side of speech in preschool children with ONR, asou conference. Collection of scientific papers and scientific-practical conferences, 2015, no. 1, pp. 491-495.

15. Filimonova V. I. state of voice in preschool children with speech pathology: Dis. ... candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2001, 159 p.

16. Shvetsova E. E., Zabrodina L. V. Technology of forming the intonation side of speech. Moscow: Astrel, 2008, 223 p.

Information about the authors

Sergey А. Zavrazhin

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor of the Department of personality psychology and special pedagogy. Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs (87 Gorkogo st., Vladimir, 600000, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7236-217X. E-mail: zavragin-sa@yandex.ru

Anastasia E. Terentyeva

Educator MBDOU Kindergarten No. 4 "Firefly", Kolchugino, Vladimir region (43 Ul'yanovskaya st., Kolchugino, Vladimir region, 601785, Russian Federation). E-mail: usus666@mail.ru

© C. A. 3aBpaxuH, A. Э. TepeHmbeBa, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.