УДК: 82-92; 070:654
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_166
Сабирова Л.Р., Баканов Р.П.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ-ПОРТРЕТА НА YOUTUBE-КАНАЛАХ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Sabirova L.R., Bakanov R.P. FEATURES OF THE INTERVIEW PORTRAIT ON YOUTUBE CHANNELS OF THE MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Ключевые слова: журналистика, интервью-портрет, «повестка дня», Республика Татарстан, проблема, диалог, общение, разговор, медийный образ, герой, новые медиа, обратная связь, формат, интерактив, известная личность.
Key words: journalism, interview-portrait, "agenda setting", Republic of Tatarstan, problem, dialogue, communication, conversation, media image, hero, new media, feedback, format, interactive, famous personality.
Аннотация: актуальность данного исследования обусловлена необходимостью познания и изучения современных, подготовленных корреспондентами медийных редакций online-проектов с точки зрения их возможной работы с аудиторией. Пандемия covid-19 способствовала значительному увеличению их со стороны различных организаций, однако не все они были качественными и вызвали не одинаковый интерес и реакцию аудитории. Редакции средств массовой информации зачастую недолго выбирали медийные форматы и предложили аудитории многочисленные интервью в разных их видах: проблемном, портретном и т.д. В настоящее время, когда конкуренция в online-пространстве стала носить всеобъемлющий и жесткий характер, мы считаем необходимым с медиакритических позиций изучить содержание и качество опубликованных журналистами масс-медиа Республики Татарстан (одного из самых медийно насыщенных регионов России) такого жанра как интервью-портрет, размещенного на YouTube-каналах редакций традиционных масс-медиа данного региона. Цель статьи: выявить и изучить особенности интервью-портрета на YouTube-каналах СМИ Республики Татарстан в период пандемии covid-19. Эмпирическую базу составили масс-медиа данного региона на русском и татарском языках, имеющие, помимо сайтов, дополнительные медийные практики: каналы на YouTube или публичные группы в соцсетях или мессенджерах. Авторы статьи проанализировали десять содержащих интервью-портреты YouTube-проектов (8 на татарском языке и 2 на русском языке) за период продолжающейся пандемии covid-19. Применив методы сплошного мониторинга YouTube-каналов масс-медиа Республики Татарстан, а также проблемно-тематического, структурного, лексико-стилистического и сравнительно-сопоставительного анализа видеопроектов, содержащих интервью-портреты, авторами статьи было установлено, что пришедшие в Интернет молодые авторы изменили формат интервью, с развитием соцсе-тей журналисты постепенно потеряли право на эксклюзивное владение информацией и производство новостей. Сейчас в России в целом и в Республике Татарстан в частности они утратили монополию на создание качественных и интересных YouTube-проектов, что в дальнейшем приведет к снижению и без того невысоких показателей просмотров передач. Чтобы такого не произошло, представителям СМИ, на наш взгляд, необходимо или создавать креатив, внедряя принципиально новые форматы или знакомя аудиторию с пока неизвестными, но интересными для нее персонами.
Результаты исследования могут применяться в практической работе журналистов печатных и онлайн-изданий, а также исследователей для осмысления качества подачи современных медиатекстов и редакционных возможностей расширения аудитории.
Abstract: the relevance of this research is due to the need to know and study modern online projects prepared by correspondents of media editorial offices from the point of view of their possible work with the audience. The covid-19 pandemic contributed to a significant increase in them from various organizations, but not all of them were of high quality and did not arouse the same interest and reaction of the audience. The editorial offices of the mass media often did not choose media formats for a long time and offered the audience numerous interviews in their various forms: problematic, portrait, etc. At present, when the competition in the online space has become comprehensive and tough, we consider it necessary to study the content and quality of the mass media published by journalists of the Republic of Tatarstan (one of the most media-saturated regions of Russia) of such a genre as a portrait interview posted on the YouTube channels of the editorial offices of the traditional mass media of this region from a media critical standpoint. The purpose of the article: to identify and study the features of the portrait interview on the YouTube channels of the mass media of the Republic of Tatarstan during the covid-19 pandemic. The empirical base was made up of the mass media of this region in Russian and Tatar languages, which, in addition to websites, have additional media practices: YouTube channels or public groups in social networks or messengers. The authors of the article analyzed ten YouTube projects containing interviews-portraits (8 in Tatar and 2 in Russian) during the ongoing covid-19 pandemic. Applying the methods of continuous monitoring of YouTube channels of the mass media of the Republic of Tatarstan, as well as problem-thematic, structural, lexico-stylistic and comparative analysis of video projects containing interview portraits, the authors of the article found that young authors who came to the Internet changed the interview format, with the development of social networks, journalists gradually lost the right to exclusive ownership of information and news production. Now in Russia as a whole and in the Republic of Tatarstan in particular, they have lost the monopoly on creating high-quality and interesting YouTube projects, which will further lead to a decrease in the already low viewing rates of broadcasts. In order to prevent this from happening, media representatives, in our opinion, need to either create creativity by introducing fundamentally new formats or introducing the audience to as yet unknown, but interesting personalities for her.
The results of this research can be used in the practical work of journalists of print and online publications, as well as researchers to understand the quality ofpresentation of modern media texts and editorial opportunities to expand the audience.
В журналистике интервью как форма подачи информации исторически возникло и развилось прежде всего в печатной прессе, затем этот опыт переняли радио и телевидение. На рубеже двух последних столетий интервью стало частым «гостем» различных сетевых ресурсов1. Как утверждают В.М. Амиров и С.Я. Мамедова, «изменение способа передачи интервью (от телевидения к каналу YouTube) в значительной степени изменило и восприятие всех жанрообразу-ющих элементов интервью, оказало влияние на смысловую основу и иные детали, определяющие содержание. То есть в зависимости от канала передачи данный медиапро-дукт начинает приобретать собственную специфику, связанную с организационной составляющей и тематической направлен-
ностью, подбором героев, набором вопросов, моделями поведения интервьюера и его приемами взаимодействия с гостем и со своей аудиторией. Герой передачи на традиционном телевидении и герой интервью в программе на YouTube формируют совершенно разные образы, даже если де-факто являются одной и той же личностью»2.
Сегодня очевидно, что участниками интервью становятся не только специалисты, эксперты, чиновники и люди, имеющие властные полномочия, но и простые граждане. Однако исследуя портретные интервью на YouТube-каналах СМИ Республики Татарстан (далее РТ), мы увидели и такую тенденцию: все чаще приглашают звезд эст-
1 Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как
это делается. - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. С. 3.
Амиров В.М., Мамедова С.Я. Интервью: от классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Изв. Урал. фед. ун-та. - Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Т. 27. - 2021. - № 3. С. 34.
рады, театра и кино, то есть публичных людей, у которых уже есть своя заинтересованная аудитория. Не менее важным представляется в современных условиях и расширение тематических рамок жанра. Привычные канонические жанровые рамки использования интервью раздвигаются. Теперь интервью - это не просто инструмент журналистского творчества в информационных программах, но и структурообразующий элемент и в информационной аналитике и художественной публицистике, не говоря уже о таком виде вещания нынешних электронных СМИ, как развлекательные передачи и ток-шоу.
В отраслевых журналах, в которых обсуждаются проблемы современного состояния медиа и медиакомуникаций, многократно описаны изменения и преобразования, произошедшие в журналистике в условиях ее функционирования в период пандемии covid-19. В практике современных медийных производителей становятся распространенными явления «инфодемии»1 и «да-тадемии»2, а в лексиконе медийных потребителей они постепенно закрепляются как понятия. «В силу сложившихся обстоятельств интернет мгновенно стал основной "средой обитания" и средством получения информации даже для тех, кто до повсеместных "локдаунов" и "удаленки" получал информацию из других источников, - пишет Е.Ю. Коломийцева. - Если и раньше медиаведы констатировали, что во многом картина мира читателей и зрителей складывалась под влиянием того, о чем писали и говорили СМИ, то теперь последние, прежде всего, новые медиа, стали едва ли не единственным окном в мир. Безусловно, пандемия стала катализатором всех цифро-
1 Резник М. Фейки в глобальной деревне: как соцсети разносят инфодемию и чем ее лечить // Российская газета - 2020. - 02 дек. - № 274 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/ 2020/12/02/как-1еук1-у^ей-уШашЬпа-ЪогЪи^-koronavirusom.html (дата обращения: 27.10.2021).
2 Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А Шомовой - М.: Издательские решения, 2021 -188 с.; Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций // Высшая школа экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cmd.hse.ru/digitalmedia/ (дата обращения: 27.10.2021).
вых информационных процессов, и, исходя из новых условий создания и потребления контента, новые медиа вынуждены были оперативно трансформироваться»3. Наши наблюдения показали, что изменения в этой связи произошли (и продолжаются) также и в традиционных СМИ: «повестка дня» становится более оперативной и информационной, жанры все более одинаковыми, ранее незначительный «удельный вес» публицистики и аналитики стал еще меньше. Пандемия covid-19 побудила редакции многих СМИ изменить отношение к делу пониманию журналистики как сферы деятельности, обратив пристальное внимание к новым мультимедийным технологиям и виртуальному пространству. Журналисты начали искать аудиторию любыми способами. Подобные тенденции характерны и для современной региональной прессы, например, Республики Татарстан, где на коллегиях профильного Агентства по печати и массовым коммуникациям и АО «Татмедиа» даже представители власти рекомендуют редакциям разного уровня для привлечения новой аудитории больше использовать в своей работе мультимедийные технологии4.
Новые форматы привлечения и удержания внимания Интернет-аудитории редакции СМИ РТ старались активно применять в своей практике и до пандемии. Например, тесты и викторины в деловой электронной газете «БИЗНЕС Online», в которых в занимательной и увлекательной форме аудитория могла узнать много нового из разных областей; эпизодические тематические Интернет-спецпроекты о важных для региона событиях или исторических да-
3 Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 1. С. 144.
4 Кирилов М., Фархутдинов Л. «Библиотеки и административный ресурс - это не наш путь. Мы должны искать живого читателя» // БИЗНЕС Online. - 2020. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/455896 (дата обращения: 27.10.2021). См. также: Платонов О., Шамилов А. Асгат Сафаров: «СМИ впервые стали институтом, которому меньше всего доверяют» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 31 янв. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/411572#17 (дата обращения: 27.10.2021).
тах («БИЗНЕС Online»1, газета «Республика Татарстан», отдельные районные издания); визуализация информации с помощью ин-фографики («БИЗНЕС Online», «Республика Татарстан», «Реальное время») и т.д. Некоторые редакции завели YouTube-каналы, которые необходимо наполнять интересным аудитории содержанием, регулярно обновляя его. Таким образом, сложившиеся в период пандемии covid-19 условия поставили перед коллективами многих учреждений выбор: или уходить в тотальный онлайн и, возможно, найти там аудиторию и рекламу, или закрываться.
В дни самоизоляции (апрель-май 2020 г.) разные организации и частные лица смогли быстро увеличить численность своих подписчиков за счет организации многочисленных прямых трансляций через свои аккаунты в социальных сетях. Аудитории предлагались лекции, концерты, тематические мастер-классы, уроки, возможность выучить физические упражнения, освоить приемы и некоторые секреты психологического мастерства и т.д. Значительное место уделялось встречам с людьми, интересными и не очень, представлениям их в качестве экспертов в изучении или комментирования актуальных вопросов, было много интервью-визиток и интервью-портретов. В период, когда сошли на нет многочисленные события разного уровня и значения, а на улицу можно было выходить только в случае крайней необходимости, медийное сообщество, наконец, обратило внимание на человека, его мысли, эмоции и ожидания. Человек умеющий стал героем медиа в тот момент, когда репортаж, корреспонденция и иные, требующие применения метода наблюдения, жанры остались без фактического наполнения и временно перестали создаваться. YouTube и социальные сети дали разным организациям возможность напрямую выйти на свою целевую и не только аудиторию, представить ей на первых порах все лучшее, что есть в архивах, а после окончания самоизоляции воплотить в жизнь
1 См., например: 8 лет ГСО РТ с Александром Сладковским // БИЗНЕС Online. - 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/gso2/index.html (дата обращения: 27.10.2021).
новые творческие идеи и приемы. Для журналистов же новые каналы коммуникации стали своего рода проверкой на профессионализм, выраженный в умении интересно представить собеседников, задать им интересные и острые вопросы, получить эксклюзивную информацию, провести нескучно весь разговор. Пандемия covid-19 обеспечила всем игрокам медийного рынка равные возможности для привлечения и удержания внимания аудитории, при этом значительно обострив конкуренцию между ними, что еще более уплотнило текущую «повестку дня».
С.Н. Ильченко утверждает, что в последние годы в электронных СМИ особой популярностью пользуется такой вид, как интервью-портрет, приближающийся по структуре и хронометражу к беседе: «Это продолжительное общение журналиста с собеседником, целью которого как раз и является раскрытие его индивидуальности перед аудиторией. Очевидно, что длительность такого интервью не ограничивается несколькими минутами и парой-тройкой вопросов - общение может продолжаться по времени и более часа, а подготовка к такому интервью и вовсе занимает несколько дней. Хронометраж интервью предопределяет и содержание разговора, когда журналист интересуется не только подробностями биографии своего визави у микрофона или в кадре, но и его взглядами, убеждениями. Ситуация интервью-портрета становится структурообразующим элементом, приближающим подобный эфирный продукт к очерку»2.
Эмпирической базой нашего исследования стали СМИ РТ на русском и татарском языках, имеющие, помимо сайтов, дополнительные медийные практики: каналы на YouTube или публичные группы в соцсе-тях или мессенджерах. Позиционирование региональных масс-медиа в опНпе-пространстве может быть темой отдельного научного исследования, пока же в центре нашего внимания оказались примеры и особенности интервью-портрета, опубликованных на своих, редакционных, YouTube-
2 Ильченко С.Н. Интервью в журналистике. Спецкурс. - М.: КНОРУС, 2019. С. 20.
каналах. Эти работы не должны были выходить в обычный эфир теле- или радиокомпаний, а также публиковаться на газетно-журнальных страницах. Таких редакций оказалось немного: телеканал «Татарстан -Новый Век»; серия интервью «Эле...» («Только...») Татарского государственного академического театра им. Галиаскара Ка-мала; проекты информационного агентства «Татар-информ» «Гадел эцгэмэ» («Честная беседа») и газеты «Ватаным Татарстан» «Бееклэр эзеннэн» («По следам великих»); молодежного журнала «Ялкын»
(#tatmediajunior #интервью), «Казаныш» («Достижения»), «Сораштырлаштыргалау» («Опросы»); журнала «Сеембикэ» (проект «Ничек бар - шулай» («Как есть так»)). На русском языке такие проекты делали только информационное агентство «Татар-информ» (программа «Интервью без галстука») и редакция online-издания «Площадь Свободы». Все республиканские и большинство районных телекомпаний в РТ имеют собственные YouTube-каналы, и если там были интервью-портреты, и они не выходили в обычный эфир, такие творческие работы также подлежали изучению. Всего мы проанализировали 158 online видеопередач (59 на русском языке и 99 на татарском). Каждый разговор был записан недавно, к архивным записям редакции не обращались.
Хронологический период исследования ограничен временем, объявленным специалистами Всемирной организации здравоохранения как пандемия covid-19. Это случилось 11 марта 2020 г., после чего правительство РТ, основываясь на ежесуточных показателях количества заболевших (отчеты готовили специалисты Роспотребнадзора РФ по РТ), стало издавать отдельные документы, суть которых сводилась к разным ограничениям при организации и посещении публичных мероприятий как регионального, так и локального уровней1. 29 марта того же года в нашем регионе был
1 Постановление Правительства РТ «О мерах по предотвращению в Республике Татарстан» новой корона-вирусной инфекции» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. - 2020. - 19 марта. - № 208. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/ post/?npa_id=549726 (дата обращения: 27.10.2021).
введен режим самоизоляции, продлившийся до 12 мая. В связи с этим, мы изучали интервью, опубликованные редакциями СМИ, начиная с 11 марта 2020 г. по 20 октября 2021 г., но если цикл интервью был начат ранее 11 марта 2020 г., то мы, желая увидеть возможный творческий рост, изучили выпуски за январь и февраль 2020 г.
Выполняя исследование, мы применили следующие методы:
- сплошной мониторинг групп и YouTube-каналов СМИ РТ разного уровня с целью поиска и выявления оригинальных публикаций в жанре интервью-портрета;
- проблемно-тематический анализ видеоинтервью-портретов, с помощью которого мы смогли выяснить, во-первых, кто являлся героем таких сюжетов, представителями какой сферы деятельности они были, чем могла быть вызвана необходимость приглашения этих людей в эфир; во-вторых, какие актуальные темы и социальные проблемы обсуждались в ходе разговора; в-третьих, в каком статусе был представлен гость эфира (эксперт, зритель, комментатор, заинтересованное лицо, то есть одна из сторон конфликта или противоречия, пострадавший); в-четвертых, плотность разговора, степень его интересности для аудитории и уровень ее вовлечения в него, наличие обратной связи;
- структурный анализ интервью-портретов, позволивший нам рассмотреть работы с точки зрения их визуальной (расстановка и расположение видеокамер, освещение, мизансцены, обстановка в студии, одежда собеседников) и смысловой (тематические блоки, логика повествования и репрезентации героя в кадре, динамика развития действия и получение новой информации зрителем о собеседнике, драматургия сюжета) составляющих;
- лексико-стилистический анализ, который позволил нам обратить внимание на речь собеседников, ее богатство или бедность, стилевые особенности повествования, наличие или отсутствие средств художественной выразительности, интонационных особенностей, пауз, проявления эмоций (смех, хохот, слезы в кадре), средств невербальной коммуникации;
- сравнительно-сопоставительный анализ практики качества работы над интервью-портретами, выраженный в установлении редакций тех СМИ, авторы которых помогали как можно быстрее и полнее раскрыться собеседникам перед аудиторией, старались сделать встречи максимально насыщенными актуальной и полезной для зрителя информацией, получить эксклюзивные сведения, использовать неожиданные творческие «фишки», а также создать привлекающую зрителей «упаковку» разговора: нестандартные анонсы, названия, способные дать интригу и т.д. При этом мы обращались и к количественным данным просмотров видео на YouTube-каналах или в соцсетях, комментариев зрителей, численности лайков и дизлайков, что тоже может говорить о популярности конкретного интервью.
Мы полагаем, что усиление внимания редакций к жанру интервью-портрета в опНпе-формате вызвано не столько желанием познакомить зрителей с интересными личностями, сколько с их помощью ввести в публичное пространство многочисленные истории - хорошие и не очень, главное, чтобы они были интересными для аудитории. По мнению медиаэксперта В.Ю. Пули, «умение рассказывать истории - это наше самое сильное качество. Потребность людей в историях не ослабевает, и у тех же технологических гигантов тоже есть потребность рассказывать о новых функциях и возможностях так, чтобы это было интересно»1. В свою очередь, потребление историй, как правило, вызывает у людей определенные эмоции, которые в медийном пространстве всегда дефицит. «Одна из возможных ступеней эволюции СМИ - стать поставщиками впечатлений и эмоций, а не просто информационного контента, - продолжает В.Ю. Пуля. - То есть это будет не доставка новостей, которые может написать тот же робот, алгоритм, а доставка сложносочи-
ненного опыта, который будет конструироваться, например, на пересечении обычной реальности и дополненной. И, возможно, это будет доставка не просто текста, картинки, звука, а еще и запахов, и тактильных ощущений»2. На наш взгляд, что это дело недалекого будущего.
Дальнейшее увеличение производства медийных историй прогнозируют и некоторые другие эксперты в области медиа. Так, М.С. Корнев считает, что ««Аудитория хочет увлекательно рассказанных историй, даже если это длинные тексты»3. Его коллега А.А. Градюшко уверен, что «лояльную аудиторию можно монетизировать, а просто так отдавать контент другим площадкам -социальным сетям или рекомендательным сервисам - ошибочная стратегия для СМИ. Это не отменяет необходимости работы на других площадках, но в плане монетизации сайт был и остается основным каналом»4. Существует много учебных дисциплин и отдельных курсов, во время освоения которых всех желающих могут обучить алгоритмам и технологии создания интересных и привлекающих аудиторию медийных историй. Представителям масс-медиа учиться, видимо, некогда, потому многие из них стараются завоевать внимание и доверие аудитории методом проб и ошибок.
При изучении видеоматериала мы руководствовались следующими критериями его анализа: наличие / отсутствие декораций в студии; освещение помещения; качество монтажа, операторской и режиссерской работы; манера поведения собеседников в кадре; структура интервью; стилистика и драматургия разговора; степень вовлеченности ведущего интервью в суть беседы; съемочные локации; методы и приемы, помогающие / препятствующие герою раскрыться как можно полнее; эксклюзивность, полезность сообщаемой информации и степень ее интереса для аудитории; хронометраж интервью, количество лайков и дизлай-ков; наличие и содержание комментариев
1 Шевцова А. Всеволод Пуля: «В будущем медиа станут поставщиками эмоций и запахов, а не новостей». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nationmagazine.ru/events/vsevolod-pulya-v-budushchem-media-stanut-postavshchikami-emotsiy-i-zapakhov-a-ne-novostey/ (дата обращения: 27.10.2021).
Там же.
3 Корнев М.С. Альтруизм сильнее эгоизма // Неучебное пособие. - М.: Журналист, 2017. С. 23.
4 Градюшко А.А. Основы творческой деятельности веб-журналиста. - Минск: БГУ, 2019. С. 10.
зрителей. С первых же изученных выпусков нам стало понятно, что коллективы всех производящих YouTube-интервью редакций постарались серьезно отнестись к данной творческой нагрузке, создавая в целом привлекающий внимание аудитории контент вне зависимости от финансовых и технических возможностей.
Проанализировав YouТube-каналы, мы выявили тенденцию, что профессиональные СМИ в РТ на своих интернет-площадках, в частности на YouТubе-каналах, к сожалению, не всегда производят качественный контент. Например, Телеканал «Татарстан -Новый Век» имеет собственное программирование и вещает круглосуточно на двух государственных языках РТ (татарском и русском), очень много профессиональных авторских программ выпускает по телевизору, где качественно представлены и интервью-портреты, а вот на его YouТube-канале мы данного профессионализма не наблюдаем. Например, возьмем интервью с Кириллом Пироговым, который впервые посетил Казань в рамках фестиваля «Золотая маска», проходящим в казанском театре им. В.И. Качалова. В интервью корреспонденту ТНВ Кирилл рассказал об игре в кино и театре, своих встречах с интересными людьми, работе с кинорежиссером А. Балабановым, и о том, почему не нужно искать похожих на С. Бодрова людей. Журналист задает Пирогову открытые, уточняющие и развивающие беседу уместные вопросы, которые, на наш взгляд, делают диалог интересным для зрителей. Интервью длится всего 12 минут, разве за такое время можно подробно представить героя как личность? Журналист постоянно смотрит в свой телефон, чувствуется его волнение и звук очень плохой. Такого мы в передачах на основном, эфирном, телеканале не наблюдаем. Статистика этого интервью такова: YouТube-канал ТНВ имеет всего 120 подписчиков, интервью посмотрели 957 человек, 28 из них поставили лайк и четверо -дизлайк1. Существует еще одна тенденция:
1 Интервью с легендарным актером Кириллом Пироговым // YouTube-канал ТНВ. - 2020. - 01 окт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uyu8Jnmjhbo&t=2s (дата обращения: 27.10.2021).
многие подобные проекты держатся за счет «звездных» гостей. Приведем пример и сделаем подробный анализ для того, чтобы показать, а может и даже доказать следующую тенденцию, что непрофессиональные авторские проекты «работают» намного качественнее и лучше, с большей отдачей, профессионализмом и обратной связью, чем это проявляется у журналистов. В связи с тем, что вся страна была вынуждена закрыться на карантин, а зрителей своих терять не хотелось, 02.09.2020 г. коллектив Татарского театра им. Г. Камала начал серию online-интервью «Эле...» («Только...») на уже имеющемся канале театра. Как сообщают авторы, «цель проекта - популяризация татарской культуры и театра, привлечение внимания к сценическому искусству и проблемам татарского мира, сохранение и развитие языка. Гостями проекта станут деятели, внесшие неоценимый вклад в развитие татарского искусства в республике и за ее пределами». Количество подписчиков в конце октября 2021 г. составляло около десяти тысяч человек. Первым гостем «Эле...» стал бывший президент РТ, ныне Государственный советник РТ М.Ш. Шаймиев. Он -самая авторитетная фигура современности для нескольких поколений татар. Вероятно, над подготовкой интервью работали непрофессионалы в сфере журналистики2.
Размещение интервью на уже имеющемся online-канале с качественной (целевой) аудиторией мы считаем удачным решением. Однако нельзя сказать, что интервью смотрят только подписчики, потому аудитория некоторых выпусков превышает количество подписчиков. Пока вышло всего шесть выпусков, статистика каждого из них представлена в таблице 1.
2 Минтимер Шаймиев: Театрсыз без яши алмый-быз («Без театра мы не выживем») // Проект «Эле...» на YouTube-канале театра им. Г. Камала. - 2020. - 02 сент. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=con5ykUpZa4 (дата обращения: 27.10.2021).
Таблица 1 - Статистика просмотров интервью опНпе-проекта «Эле...» (по состоянию на 27.10.2021 г.)_
Дата выхода Гость Просмотры Комментарии Лайки Дизлайки
02.09.2020 г. Минтимер Шаймиев 18 366 92 523 27
07.10.2020 г. Салават Фатхетдинов 39 584 116 662 46
11.11.2020 г. Нурбек Батулла 4926 25 153 5
19.02.2021 г. Ирада Аюпова (поменялся ведущий) 1550 18 31 8
22.07.2021 г. Эльмир Низамов 1195 7 29 0
05.08.2021 г. Талия Миннуллина 2308 21 25 8
Конечно, количества просмотров сильно разнятся в зависимости от гостя (например, 39 тысяч и 1 тысяча). На снижение количества просмотров могло повлиять отсутствие периодичность размещения интервью. Частая смена ведущих, на наш взгляд, тоже сказывается на стабильности просмотров. Ведущих пока было трое: народный артист РТ Искандер Хайруллин, театральный критик Нияз Игламов и заслуженный артист РТ, актер театра и кино Фа-нис Зиганшин. Ф. Зиганшин - удачный кандидат на роль ведущего с точки зрения узнаваемости, но, на наш взгляд, не совсем подходит с точки зрения имиджа. Актер пресный и слишком интеллигентный для YouТube, теряется органичность. Н. Игла-мов - интересный, начитанный, живой собеседник, но у него нет прямой ассоциации с театром. Полагаем, что самым удачным ведущим пока является И. Хайруллин (с него начался цикл), ведь у такого рода проектов должно быть лицо. А лицо актера, у которого сотни поклонников, может быть весьма хорошим решением. Кстати, его отмечали и зрители, писали похвалу в комментариях.
Главная особенность данного интервью заключается в его тематике. Много вопросов собеседник получает о своих театральных предпочтениях, об отношении к искусству в целом. Отвечая на них, каждый из гостей раскрывается столь глубоко, что начинает говорить и о себе, своей семье, еще о чем-то сокровенном. Рассмотрим это на примере интервью с М. Шаймиевым. Вот гостю задан вопрос: «Почему Вы перестали ходить в театр?» Казалось бы, вопрос касается исключительно театра, однако Минти-мер Шарипович ответил, что это связано с потерей жены, и далее он начал говорить о
своей супруге. Мы узнаем о ее характере и отношении первого президента РТ к любимой женщине. И вот причина того, почему сейчас мы его почти не видим в театре: «как-то душа не лежит ходить одному».
В хорошем смысле поражает умение ведущего И. Хайруллина держаться наравне со столпом татарской интеллигенции: он спокоен, профессионален, несмотря на то, что актер и отношения к журналистике не имеет. Как пишет Е.Ю. Коломийцева, «популярностью пользуется искренний, не гламурный контекст с достоверной, не приукрашенной реальностью»1.
Хронометраж видеоинтервью в среднем составляет 1 час. Съемка ведется на четыре камеры. Это оптимальное количество для съемки интервью, так как имеются как общие, так и крупные планы гостя и интервьюера, где мы видим смену эмоций. Монтаж динамичный, приятный для глаз. Автор начальной музыкальной темы Йусуф Бик-чантаев. На начальной заставке мы также видим кадры с видом театра им. Г. Камала. Однако шрифт на заставке полностью скопирован с заставки «Дудя», что, по нашему мнению, работает против, так как интервью в рамках данного творческого проекта достаточно самостоятельно, полноценно и интересно, потому данные отсылки кажутся нам абсолютно лишними и только заставляют задуматься о плагиате. Сюда же можно отнести и то, что интервьюер в кадре с телефоном в руках точно так же, как и Юрий Дудь. Считаем это единственным минусом проекта «Эле...». Локация: главная сцена академического театра, задающая
1 Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 1. С. 151.
особую атмосферу для интервью и его восприятия. Язык: литературный, преимущественно интервью выходит на татарском, однако имеется интервью и на русском языке, каждый выпуск обязательно сопровождается русскими или татарскими субтитрами.
Безусловно, пандемия стала катализатором всех цифровых информационных процессов, и, исходя из новых условий создания и потребления контекста, так называемые новые медиа вынуждены были оперативно трансформироваться1.
Для выявления особенностей жанра интервью-портрета на татарстанских YouTube-каналах мы проанализировали еще такие проекты информационного агентства «Татар-информ» «Гадел эцгэмэ» («Честная беседа») и газеты «Ватаным Татарстан» «Бееклэр эзеннэн» («По следам великих»). Во-первых, они относительно новы, но сумели найти своего зрителя, а значит, имеется возможность проанализировать аудиторию. Во-вторых, эти проекты значительно отличаются друг от друга (от выбора героя до подачи материала), что позволяет утверждать, что жанр интервью-портрет может быть очень разнообразным. Автор спецпроекта газеты «Ватаным Татарстан» Гульнара Гимадова. Цель - приблизить читателя к книге. Суть - переосмысление известных каждому жителю РТ авторов и их произведений, ознакомление читателя с сегодняшней жизнью героев произведения. Проект «Бееклэр эзеннэн» представлен в видео и текстовом форматах. Основная аудитория этой газеты - старшее поколение, и этот фактор сильно влияет на количество просмотров на YouTube. Количество подписчиков всего 214; средняя посещаемость проекта - 450; среднее количество лайков - 23; среднее количество дизлайков - 4 . Для примера обратимся к первой странице проекта. Автор делает штрихи к произведению писателя Аяза Гилязова «Домга кен, кич
белэн...» («Пятница, вечером...»). Видео не представлено в форме вопросов и ответов, очевидно, что собеседники отвечают на поставленные автором вопросы. Собеседниками стали близкие родственники Гилязова: жена Накия, сыновья Искандер и Мансур и литературовед, доцент КФУ Миляуша Ха-бутдинова. Сюжет состоит не только из рассказов гостей, но и переплетается с историческими фотографиями, пейзажами родного края писателя. С помощью этих элементов аудитория формирует в своем сознании собственный портрет писателя. Через созданные литератором образы мы видим, каким он был человеком, открываем для себя богатство его духовного мира.
Автор и ведущий проекта «Гадел эцгэмэ», Адель Ахметзянов, старается быть похожим на популярного журналиста Юрия Дудя. Эти сходства проявляются в форме вопросов, от их содержания до поведения интервьюера в кадре, в позе. Цель - открыто поговорить с теми, кто сегодня находится в центре внимания, и представить их с новой, в какой-то мере неожиданной для аудитории, стороны. Количество подписчиков проекта составляет 38,8 тысяч человек; средняя посещаемость - 4,2 тысячи; среднее количество лайков - 100; среднее количество дизлайков - 73. Мы выявили много некорректных, компрометирующих вопросов.
Еще можно обратить внимание на новые проекты на YouTube-канале молодежного журнала «Ялкын» (#tatmediajunior#интервью), «Казаныш» («Достижения»)4, «Сораштырлаштыргалау» («Опросы»)5. Понятно, что авторы старают-
1 Там же. С. 145.
2 «Бееклэр эзеннэн» махсус проекты: Аяз Гыйлэ^евныц «Домга кен, кич белэн...» эсэренэ штрихлар // YouTube-канале «Ватаным Татарстан». -2020. - 30 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/wateh?v=-ERFSHldeow&list=PLYALQeyA_eylk5iFLIhCrUMeX vzA_esVt&index=5 (дата обращения: 27.10.2021).
Блогер Рафис Атаказ - гей дип эй^лэре hэм яраткан кешесенец рактан YЛYе турында // Проект
«Гадел эцгэмэ» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2021. - 06 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bh60PbB Ошс (дата обращения: 27.10.2021).
4 Лэйна - псевдоним, шэхси тормышы, эстрада hэм яца дуэт турында / Интервью с певицей // Проект «Казаныш» на YouTube-канале «Ялкын». - 2021. -23 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=Widw 1 -^т4 (дата обращения: 27.10.2021).
5 Айдар Ракипов - Казан, кызлар hэм хоббилар турында ЭКСКЛЮЗИВ интервью // Проект «Сораштырлаштыргалау» на YouTube-канале «Ялкын». - 2019. - 7 окт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3os-
ся привлечь молодежную аудиторию, но это не дает им право не обращать внимание на качество работы. На наш взгляд, интервью-портреты, увы, не надлежащего качества, начиная с ужасного звука, плохой картинки, очень примитивных вопросов, заканчивая употреблением просторечий и молодежного сленга. Данные проекты живут за счет «звездных» гостей. Хотя просмотры набирают неплохие: от 6 до 70 тысяч. Данные интервью способствуют самопрезентации героев, автор помогает им сформировать свой яркий, порой самобытный портрет, подчеркивая индивидуальные черты. Мы как зрители ощущаем высокий уровень эмоциональности и «биографичный» подход к портретному интервью, построение диалога с собеседником по принципу «прошлое - настоящее».
Мы не могли оставить без внимания и журнал «Сеембикэ». Он издается в Казани с октября 1913 г. и является единственным всетатарским журналом для женщин, распространяемым по всей территории РФ и хорошо известным за рубежом. На протяжении почти 100 лет он остается любимым изданием для тысяч татароязычных семей, проживающих вдали от исторической родины. Здесь можно узнать информацию как об выдающихся исторических личностях, так и об интересных современницах из числа татар, живущих по всему миру, прочесть интервью на актуальные темы и ознакомиться с лучшими литературными произведениями на татарском языке. История и современность, судьбы и размышления, проза и поэзия, взаимоотношения и традиции, советы специалистов, рецепты и мастер-классы есть в каждом номере издания. И мы предположили: если в печатной версии очень много места занимают интервью-портреты (в одном номере по 4-6), то и на их YouTube канале «Журнал Сююмбикэ/Сеембикэ журналы» (501 подписчик) увидим такие же качественные работы. Но, к сожалению, ошиблись. Есть интересные проекты, например, «Ничек бар - шулай» («Как есть так»)1. Средняя посещаемость проекта со-
y1Vc3jo&list=PLJOWDFHqeHwEyRV8brbacgWsfD5N BzCg6&index=4 (дата обращения: 27.10.2021).
1 Ришат Техвэтуллин // Проект ««Ничек бар — шулай» на YouTube-канале «Сююмбикэ/Сеембикэ
ставляет 2000 человек; среднее количество лайков - 82; среднее количество «дизлай-ков» - 6. За кадром всем гостям задаются примерно одни и те же вопросы личного характера, есть интервью-анкета, присутствует элементы портретного интервью. Коротко, красиво, качественно. Но нет того, что мы наблюдаем в печатном варианте журнала, то есть глубины формирования образа личности.
А вот среди масс-медиа на русском языке за интересующий нас период мы выявили интервью-портреты только на официальных YouTube-каналах информационного агентства «Татар-информ» (программа «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина) и молодежного Интернет-издания «Площадь Свободы» (ведущая Алсу Саетова). Программа А. Кузьмина существует с сентября 2019 г., интервью на опНпе-канале «Площадь Свободы» - с 02.10.2020 г. Изучив обе творческих работы, мы выявили, что у них общая задача: максимально полно представить собеседника аудитории, при этом, пользуясь случаем, не забыв задать ему вопросы, касающиеся его профессиональной деятельности.
Общий план. В небольшой комнате-студии напротив друг друга на кожаных стульях расположились две дамы. Они не здороваются со зрителем, и, не замечая его, ведут разговор. Мы слушаем собеседников только первую минуту, но у нас уже формируется чувство, что мы пропустили что-то важное. Общий план меняется на средний: перед нами собеседница - основатель благотворительного фонда помощи ВИЧ-инфицированным детям Светлана Изамбае-ва. Она рассказывает ведущему интервью, Алсу Саетовой, свою многолетнюю историю жизни с ВИЧ, вспоминает, как узнала о своем диагнозе, через какие эмоции при этом прошла, почему решила создать благотворительный фонд, о том, как надолго уехала в другой город, чтобы разорвать прежние связи и вернуться обратно в Казань «с нуля». «Врачи мне дали бумажку, что я теперь уголовно наказуемая, и если я кого-
журналы». - 2020. - 28 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=7YKAHNpG-dw (дата обращения: 27.10.2021).
то заражу, то меня могут посадить, - уже на 13-й минуте призналась героиня интервью. -И я вынуждена была подписать ее при том, что на тебя в это время смотрит куча людей»1. Этот разговор - откровение, где через судьбу одного человека освещаются социальные проблемы, связанные с малой информированностью общества о специфике данного диагноза, о стереотипах его восприятия, о боли и отчаянии, которые переживают все люди, узнавшие о своем диагнозе. При этом корреспондент почти всегда молчит: ей повезло с собеседником, которого не надо направлять - сказывается опыт общения с журналистами. Не отвлекает от восприятия сути сказанного и камера: собеседница почти всегда перед нами, складывается впечатление, что говорят именно тебе, только тебе. На наш взгляд, С. Изам-баева раскрывает перед зрителем свой внутренний мир через многочисленные истории, череда и общий сюжет которых вынуждают аудиторию внимательно смотреть на экран и получать много полезной информации о том, как сохранить свою безопасность, какие шаги предпринять, чтобы не остаться со своей болезнью один на один и т.д. «Бонусом» стал тест А. Саетовой на ВИЧ - прием, используемых ранее Ю. Дудем в беседе с журналистом А. Красовским. Это было первое интервью-портрет online на канале «Площадь Свободы», и его, мы считаем, можно считать удачным, способным удержать внимание аудитории если не до конца беседы (она длится 98,5 минут), то как минимум до ее середины или двух третей. По состоянию на 24.10.2021 г. видео набрало 1071 просмотр, 38 человек нажали на кнопку «Нравится» и один на «Не нравится», все девять комментариев были положительными.
В остальных немногочисленных интервью-портретах указанного выше автора (их было всего девять) зачин другой: краткая (от 18-20 до 30 секунд) нарезка самых ярких на взгляд редакции моментов разговора (так называемый тизер). А. Саетова
1 ВИЧ-позитив. Светлана Изамбаева: полное интервью // YouTube-канал «Площадь Свободы». -2020. - 02 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=annt6 НТ1сг1 (дата обращения: 27.10.2021).
приглашала к разговору только известных целевой аудитории издания, которые предстали перед зрителем, прежде всего с профессиональной стороны, как отстаивающие интересы определенных социальных групп люди и только потом как разносторонние личности. Обсудить социальные проблемы и узнать пути их решения с экспертами для автора интервью оказалось важнее человеческих качеств и принципов. Таковы беседы с уполномоченным по правам ребенка в Татарстане, основателем Национального родительского комитета Ириной Волынец2, министром по делам молодежи РТ Дамиром Фаттаховым3; танцором и хореографом Нурбеком Батуллой4 и другими героями. Все они примерно одного возраста с автором интервью (30-40 лет), может, потому разговор почти всегда шел на «ты» (часто это вызывает больше доверия диалогу) за исключением беседы со «старшим по званию» Д. Фаттаховым. А. Саетова старалась быть внимательным собеседником, крайне редко перебивающим гостя. Так случалось только тогда, когда он повторялся, и Алсу своими краткими репликами и уточняющими вопросами старалась придать динамику разговору, и это ей удавалось. Несмотря на продолжительность каждого интервью (более полутора часов каждое), мы как зрители усталости не ощущали из-за интересных собеседников, их несомненной экспертно-сти в обсуждаемых проблемах, многочисленных историях, которые они, на наш взгляд, интересно преподносили аудитории. Под стать работе ведущей были и две
2 Защитница детей. Ирина Волынец: запрет на усыновление за рубежом, обнаженное видео, «нет» закону о домашнем насилии // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2021. - 21 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.you tube.com/watch?v=rRBnwxowzGE (дата обращения: 27.10.2021).
3 «Молодой министр». Фаттахов: о молодежных протестах, геях, Навальном и муже Нюши // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 09 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4d57R6heK1Y (дата обращения: 27.10.2021).
4 Бию парие. Нурбек Батулла: о свободе, эпатаже и татарах // YouTube-канал «Площадь Свободы». -2020. - 09 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Dc3tk ^47ю (дата обращения: 27.10.2021).
участвующие в съемочном процессе камеры: почти всегда они давали средний план интервьюируемого, изредка был тот же план ведущей во время того, когда она задавала вопросы. Собеседники всегда сидели напротив друг друга, но то был не допрос, а стремление детально обсудить, разобрать конкретные социальные проблемы, через советы, рекомендации и личный опыт приглашенных в студию гостей. На наш взгляд, через них они постепенно раскрывались перед зрителями как личности. Большое количество положительных комментариев и оценок «нравится» говорит о том, что аудитории эти люди понравились, и что полученная в ходе просмотра интервью информация, может быть, стала для кого-то полезной. Не в этом ли есть основная задача журналистской работы?
На привлечение внимания аудитории к интервью «работают» неологизмы и перифразы, которыми были названы почти все немногочисленные видеоинтервью на канале «Площадь Свободы». Они печатались на обложке. Например, интервью с известным татарским певцом Салаватом названо «СА-ЛАВей» (отсылка к характеристике исполнителя «Соловей татарской эстрады» - так его часто называют зрители)1; беседа с помощницей президента РТ Р.Н. Миннихано-ва Н. Фишман-Бекмамбетовой «СКВЕРная фея» (обыгрывается ее работа по благоустройству парков и скверов Казани)2; «Умный татарский пиарщик» (разговор с известным медиа-менеджером и учредителем известных в РТ медиа Я. Муравьевым -перифраз названия популярного в РТ Telegram-канала «Тупой татарский пиарщик»)3 и т.д. Трудно сказать, помог ли дан-
1 САЛАВей. Салават - легенда татарской эстрады // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. -29 дек. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=NVGZ1F_yjrM (дата обращения: 27.10.2021).
2 СКВЕРная фея. Наталия Фишман-Бекмамбетова: о браке с Тимуром Бекмамбетовым, фильме Навального и жизни в Татарстане // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. -
03 нояб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Xz0gixDIpzk (дата обращения: 27.10.2021).
3 Умный татарский пиарщик. Муравьёв: о Минниханове, новых СМИ и разводе // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 26 окт. -
ный прием увеличить количество просмотров. По состоянию на 25.10.2021 г. самым популярным оказалось интервью с Салава-том (65187 просмотров, видимо, известное имя привлекло зрителя), на втором месте интервью с Н. Фишман-Бекмамбетовой (28627 просмотров), остальные интервью собрали от 1,1 (С. Изамбаева) до 4,5 тысяч (Я. Муравьев) просмотров. Впервые выйдя в эфир в начале октября 2020 г., цикл интервью без объявления причин был завершен через 3,5 месяца и до сих пор не возобновлен. Возможно, его ведущая устала или взялась за работу над другими проектами.
А вот передача «Интервью без галстука» А. Кузьмина продолжает выходить с еженедельной периодичностью. Несколько последних месяцев оно не только в YouTube, но и в эфире телеканала «Татар-стан-24», потому мы эти выпуски не изучали. Опубликованные в Сети работы по сравнению с интервью А. Саетовой имеют гораздо меньший, ограниченный, хронометрах: не более 45 минут. Как правило, беседы длились меньшее время (28-37 минут), лишь разговор с первым президентом РТ М.Ш. Шаймиевым длился 48 минут, а беседа с экс-министром связи РФ Н.В. Никифоровым продолжалась почти 54 минуты. Интервью записывалось не в студии, а то в рабочих кабинетах героев, на спортивных площадках (если собеседники были профессиональными спортсменами), в научных лабораториях (учеными), на сцене или в зрительном зале (если говорили с артистами). Информационным поводом становились определенная актуальная для того времени социальная проблема или их совокупность. Например, 01.02.2020 г., когда covid-19 только «завоевывал» мир и в России его было еще мало, опубликовано интервью с профессором КФУ А.А. Ризвановым, где он представлен аудитории как эксперт-ученый, разъясняющий, что это за болезнь, почему ее все боятся и нужно ли это делать. Часть разговора посвящена разработке вакцины от заражения, о том, как продолжаются в КФУ опыты по ее изготовлению. Собеседник А. Кузьмина почти ничего не сказал о себе
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8RDHMiP7A8Y (дата обращения: 27.10.2021).
(краткая биография была представлена отдельным слайдом в кадре в первые минуты передачи), зато дал подробный анализ и комментарий ситуации к тому времени и рекомендации зрителям1 . Тот же принцип заложен в основу интервью с бывшим руководителем музея-мемориала Великой Отечественной войны в казанском Кремле, ныне Председателем Ассоциации «Клуб воинской славы» М.В. Черепановым. В начале разговора ведущий предложил собеседнику вспомнить, с чего началось его увлечение поиском пропавших на войне солдат, восстановлением их добрых имен и справедливости. Зрители узнают, что в детстве герой «хотел строить ГЭС, но ради работы с документами поступил на журналистику в Казанский университет», как занимался поисковой работой, к чему она привела, и какие есть сегодня проблемы с увековечением памяти погибших земляков, которые были уроженцами или призванными на фронт из Татарии2. Исследование показало, что по такой же схеме-структуре построены и другие передачи данного цикла.
В период самоизоляции в РТ А. Кузьмин не ездил в гости к собеседникам, а проводил интервью удаленно, через Интернет-связь. Мы выявили, что автор старался каждую беседу назвать обзорно, то есть кратко о том, о чем шла речь, провокативных, способных быстро привлечь и удержать внимание аудитории, почти не было. Например, разговор с министром экологии и природных ресурсов РТ А.В. Шадриковым был назван так: «Самоизоляция, рыбалка и очистные по нацпроекту»3 и т.д. Перед
1 Катастрофа будет? Вся правда про коронавирус / Альберт Ризванов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2020. - 01 февр. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OQy2H4xHWQ8&li st (дата обращения: 25.10.2021).
2 Искажение истории, здоровый патриотизм и память о победе / Черепанов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ». -2020. - 11 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Wj068s ШЬ2и (дата обращения: 25.10.2021).
3 Самоизоляция, рыбалка и очистные по
нацпроекту / Шадриков и Ферафонтов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2020. - 02 мая - [Электронный ресурс]. -
началом интервью собеседники пожимают друг другу руки, тот же ритуал мы наблюдаем и после него. Сьемка ведется с трех камер (две на средний план собеседников и одна на общий), количество просмотров составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч в зависимости от даты публикации каждого интервью. Несмотря на название цикла передач, зритель смотрит проблемное интервью, где роль собеседника заключается в комментировании обстановки, развенчании мифов и разных общественных предрассудков, стереотипов. Несмотря на то, что собеседники сняли галстуки, от актуальных социальных проблем не избавились. Герой интервью интересен А. Кузьмину именно как эксперт и только потом как личность, несмотря на то, что некоторые интересные факты ее биографии освещались в разговоре. На наш взгляд, для того чтобы интервью получилось портретным, его автору необходимо уделять гораздо больше внимания этапам становления человека как личности, знакомить с тем, как он понимает мир, чем увлекается, о чем и как думает, переживает. Судя по анализу передач, такой задачи у автора нет.
На наш взгляд, Н.В. Куницына справедливо отмечает, что за последние 10-15 лет интервью как жанр и форма подачи информации претерпело модификацию. «Дайджест-интервью, дайджест-очерк, интервью-обзор - такая конвергентная жанровая вариативность воспринимается как продолжение речевой диалогизации. В информационно насыщенном мире воспроизводятся разные речевые модели: нам приходится все время с кем-то беседовать, что-то доказывать, что-то доказывать, постоянно конкурировать и отстаивать свою точку зрения»4.
В результате проведения исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, существенное преобладание татароязычных YouTube-проектов над их аналогами на русском языке можно объ-
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v= NAhe1yizMow&1ist (дата обращения: 25.10.2021).
4 Куницина Н.В. Интервью-ток-шоу - подкасты: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 2. С. 141.
яснить стремлением авторов популяризировать татарский язык и татарскую культуру в целом по всему миру. Приглашение в студию или эфир узнаваемой персоны, на наш взгляд, является одним из эффективных примеров для тех, кто не равнодушен к татарскому языку, и может побудить таких людей к его изучению и познанию мира татарской культуры. В то же время перед редакциями русскоязычных СМИ РТ, вероятно, стоят иные актуальные задачи.
Во-вторых, существенное внимание редакций СМИ к видеоинтервью, на наш взгляд, говорит об имеющемся в данной среде кризисе форматов. Современные мультимедийные средства позволяют осуществлять и другие разнообразные проекты, основываясь, в том числе и на игровых составляющих. Да, интервью позволяет познакомить аудиторию с интересными людьми, профессионалами, услышать их мнения, на что часто не хватает времени при работе на ленте текущих новостей, однако разговоров много и в традиционных СМИ. Думается, что журналистам и представителям других медийных профессий нужно рассматривать online-пространство не просто как еще один канал распространения контента, а как принципиально новый вид горизонтальной массовой коммуникации с многочисленными возможностями вовлечения аудитории в процесс создания медийного содержания и организации обратной связи с ней.
В-третьих, стремление редакций к наполнению своих YouTube-каналов содержанием не всегда демонстрирует их качество (особенно в татароязычных медиа). Наше исследование показало, что условия конкуренции между редакциями заставляют (или вынуждают?) авторов и съемочные группы не всегда с должным вниманием относиться с уважением к зрителям. Чем еще объяснить стремление работников медиа красиво «упаковать», преподнести встречу с человеком, но во время разговора (вероятно, для поддержания или усиления драматургии) и этику общения нарушить, и задавать героям вопросы личного, порой интимного характера. Пришедшие в Интернет молодые авторы изменили формат интервью. Теперь приглашенный гость не обладает исключительным правом на экспертность, оно у него
сохраняется в той мере, в какой позволит это сделать ведущий. Собеседники почти всегда общаются на равных, стараются вести себя в кадре просто и непринужденно, то есть имитировать жизнь. Наверняка такое поведение определенная часть аудитории может взять за пример и начнет копировать, как подражают некоторые из молодых ведущих YouTube-интервью известным бло-герам: Ю. Дудю, К. Собчак, некоторым другим персонам. Мы считаем, что в таком случае корреспондентам стоит заботиться не только о своем внешнем виде или красоте студийного интерьера, но и о качестве звука, операторской, режиссерской и монтажной работы, наконец, о плотности и драматургии разговора, получении новой, возможно, эксклюзивной информации, которая будет интересна зрителям, а также сможет привлечь новую аудиторию и сделать ее постоянной. Потому изученные нами YouTube-проекты, созданные в жанре интервью, следует рассматривать, в том числе как школу профессионального и творческого мастерства молодых работников медийной отрасли.
В-четвертых, мы установили, что качество получаемой в ходе интервью информации для съемочных групп является менее важным, чем получение регулярных и сиюминутных эмоций аудиторией. Создателям медиапроектов проще воздействовать на чувства зрителей, чем просить их включить мозги. Не потому ли все чаще ведущие интервью во время беседы стараются отыскать определенные сенсации, побуждают своих гостей к воспоминаниям и разным историям. При этом ставка делается, как правило, на приглашение известных личностей, так называемых «звезд» эстрады, деятелей культуры и искусства. У многих из них есть своя постоянная аудитория, способная обеспечить просмотры любой передаче. Популярных людей не надо учить телевизионному производству, работать на камеру. Такие гости во многом удобны создателям интервью, потому что их присутствие может так или иначе «продвинуть» тот или иной проект, а заодно и его ведущего сделать вхожим в определенные круги. Это тоже может стать мотивацией к профессиональному становлению. Возможно, на таких
гостях редакции планируют и хотят зарабатывать, привлекая рекламу.
Но «звездный» состав когда-нибудь закончится, что будет предложено в таком случае? Почему бы авторам передач не обратиться к менее известным, но, возможно, не менее талантливым, чем их «раскрученные» земляки, людям? Будет мало зрителей, не станет откликов, комментариев к видео? Можно и нужно сделать интересно, проявив мастерство интервьюера, разговорить собеседника, поработать с теми, кто имеет мало опыта публичных выступлений. Мы уверены: профессионально сделанные интервью с любым героем может вызвать интерес. Нужно только пробудить его интерес или мотивировать гостя на истории. Такие творческие работы стали бы школой профессионального мастерства для собеседников.
В-пятых, исследование показало, что авторы проектов (как на татарском, так и русском языках) не очень задумывались о видах интервью. Например, серия передач «Интервью без галстука», несмотря на ожидание непротокольного, возможно, неспешного и глубокого разговора, по сути, не является интервью-портретом. Это проблемное интервью, в котором эксперт-собеседник комментирует ситуацию. То же есть и в других интервью-проектах. «Главное - начать, а далее - как пойдет» - возможно, так считают авторы многих из них. В итоге случается по-разному: и о проблемах поговорили вскользь, и личные качества собеседника изучили или раскрыли перед аудиторией далеко не полностью. Получается, что современные online-интервью зачастую способствуют дальнейшему укреплению клипового восприятия информации аудиторией, что может привести к ее нежеланию воспринимать длинные («грузящие») тексты с отражением в них социальных проблем. Во многом оно уже так и есть, ситуация может усугубиться и проявиться, например, в некоей черствости людей, проявляющейся в невосприятии социальных проблем, отсутствию сопереживания и усилению индивидуализма, в конце концов, продолжению разобщения нации. Те ли это ценности, которые должна нести в себе журналистика с ее просветительской, ценностно ориентирующей функциями или
функцией социализации личности? Думается, что нет. Чтобы такого не случилось, авторам интервью необходимо глубже и разностороннее представлять аудитории своих собеседников, способствовать тому, чтобы они, рассказывая интересные истории, постепенно творчески самораскрывались перед зрителями.
В-шестых, даже в online-пространстве РТ с каждым месяцем усиливается (если не ужесточается) конкуренция за зрителя. Альтернативу подготовленному сотрудниками СМИ контенту составляют веб-проекты, создаваемые, скажем, работниками учреждений культуры и искусства. И альтернатива эта, судя по нашим наблюдениям, в целом достойная, способная увлечь зрителя и имеющая перспективу значительного увеличения аудитории. Эти авторы не имеют медийных профессий, они - актеры и режиссеры, профессионально владеющие навыками общения, формирования диалога, умением удерживать внимание зрителей. Они их узнают, часто доверяют им. Мы полагаем, что в настоящее время конкуренция складывается и далее будет продолжаться не в пользу профессионалов в области медиа. Таким образом, даже на примере online-интервью в РТ мы наблюдаем некоторую профессиональную деградацию сотрудников медийных редакций, зачастую неспособных предложить оригинальные, способные вызвать массовый интерес, проекты или преобразовать под современные проекты прежние. С развитием соцсетей журналисты постепенно потеряли право на эксклюзивное владение информацией и производство новостей. Сейчас в РТ они утратили монополию на создание качественных и интересных YouTube-проектов. Это приведет к снижению и без того невысоких показателей просмотров передач. Чтобы такого не произошло, представителям СМИ, на наш взгляд, необходимо или создавать креатив, внедряя принципиально новые форматы или знакомя аудиторию, может быть, с пока неизвестными, но интересными для нее персонами, или постепенно уходить в «цифровое одиночество», примеряя на себя «роль» графоманов. Ну а аудитория выберет интересные для себя
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4, том 1, 2021 Интернет-проекты, проголосовав за них своим вниманием и тратой времени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «Бееклэр эзеннэн» махсус проекты: Аяз Гыйлэжевныц «Домга кен, кич белэн...» эсэренэ штрихлар // YouTube-канале «Ватаным Татарстан». - 2020. - 30 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-ERFSHldeow&list=PLYALQ eyA_eylk5iFLIhCrUMeXvzA_esVt&index=5 (дата обращения: 27.10.2021).
2. «Молодой министр». Фаттахов: о молодежных протестах, геях, Навальном и муже Нюши // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 09 окт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4d57R6heKlY (дата обращения: 27.10.2021).
3. Айдар Ракипов - Казан, кызлар hэм хоббилар турында ЭКСКЛЮЗИВ интервью // Проект «Сораштырлаштыргалау» на YouTube-канале «Ялкын». - 2019. - 7 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3os-y1Vc3jo&list= PLJOWDFHqeHwEyRV8brbacgWsfD5NBzCg6&index=4 (дата обращения: 27.10.2021).
4. Амиров, В.М., Мамедова, С.Я. Интервью: от классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Изв. Урал. фед. ун-та. - Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Т. 27. - 2021. - № 3. С. 30-37.
5. Бию парие. Нурбек Батулла: о свободе, эпатаже и татарах // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 09 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Dc3tkKg47io (дата обращения: 27.10.2021).
6. Блогер Рафис Атаказ - гей дип эй^лэре hэм яраткан кешесенец рактан YЛYе турында // Проект «Гадел эцгэмэ» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2021. - 06 окт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bh60PbBDuzc (дата обращения: 27.10.2021).
7. ВИЧ-позитив. Светлана Изамбаева: полное интервью // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 02 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=annt6HTlcrI (дата обращения: 27.10.2021).
8. Градюшко, А.А. Основы творческой деятельности веб-журналиста. - Минск: БГУ,
2019. - 240 с.
9. Защитница детей. Ирина Волынец: запрет на усыновление за рубежом, обнаженное видео, «нет» закону о домашнем насилии // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2021. -21 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=rRBnwxowzGE (дата обращения: 27.10.2021).
10. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике. Спецкурс. - М.: КНОРУС, 2019. - 272 с.
11. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике: как это делается - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016 - 236 с.
12. Интервью с легендарным актером Кириллом Пироговым // YouTube-канал ТНВ. -
2020. - 01 окт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=uyu8Jnmjhbo&t=2s (дата обращения: 27.10.2021).
13. Искажение истории, здоровый патриотизм и память о победе / Черепанов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2020. - 11 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Wj068sCGh2U (дата обращения: 27.10.2021).
14. Катастрофа будет? Вся правда про коронавирус / Альберт Ризванов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ» - 2020 - 01 февр. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OQy2H4xHWQ8&list=PLzm№oU-XyvsyP57LpkBrDhnKo0u8yibC (дата обращения: 27.10.2021).
15. Кирилов, М., Фархутдинов, Л. «Библиотеки и административный ресурс - это не наш путь. Мы должны искать живого читателя» // БИЗНЕС Online. - 2020. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/455896 (дата обращения: 27.10.2021).
16. Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. - М.: Издательские решения, 2021. - 188 с.
17. Коломийцева, Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 1. С. 144-152.
18. Корнев, М.С. Альтруизм сильнее эгоизма // Неучебное пособие. - М.: Журналист, 2017. С. 22-27.
19. Куницина, Н.В. Интервью-ток-шоу - подкасты: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1.
- № 2. С. 140-147.
20. Лэйна - псевдоним, шэхси тормышы, эстрада hэм яца дуэт турында / Интервью с певицей // Проект «Казаныш» на YouTube-канале «Ялкын». - 2021. - 23 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Widw1-logm4 (дата обращения: 27.10.2021).
21. Платонов, О., Шамилов, А. Асгат Сафаров: «СМИ впервые стали институтом, которому меньше всего доверяют» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/411572#17 (дата обращения: 27.10.2021).
22. Постановление Правительства РТ «О мерах по предотвращению в Республике Татарстан» новой корона-вирусной инфекции» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. - 2020. - 19 марта. - № 208. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=549726 (дата обращения: 27.10.2021).
23. Резник, М. Фейки в глобальной деревне: как соцсети разносят инфодемию и чем ее лечить // Российская газета. - 2020. - 02 дек. - № 274. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/02/kak-fejki-v-seti-vliiaiut-na-borbu-s-koronavirusom.html (дата обращения: 27.10.2021).
24. Ришат Техвэтуллин // Проект ««Ничек бар — шулай» на YouTube-канале «Сююм-бикэ/Сеембикэ журналы». - 2020. - 28 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7YKAHNpG-dw (дата обращения: 27.10.2021).
25. САЛАВей. Салават - легенда татарской эстрады // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 29 дек. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=NVGZ1F_yjrM (дата обращения: 27.10.2021).
26. Самоизоляция, рыбалка и очистные по нацпроекту / Шадриков и Ферафонтов // Проект «Герой без галстука» на YouTube-канале «Татар-информ». - 2020. - 02 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v =NAhe1yizMow&list=PLzmNioU-XyvsyP57LpkBrDhnKo0u8yi (дата обращения: 27.10.2021).
27. СКВЕРная фея. Наталия Фишман-Бекмамбетова: о браке с Тимуром Бекмамбето-вым, фильме Навального и жизни в Татарстане // YouTube-канал «Площадь Свободы». -2020. - 03 нояб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Xz0gixDIpzk (дата обращения: 27.10.2021).
28. 8 лет ГСО РТ с Александром Сладковским // БИЗНЕС Online. - 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/gso2/index.html (дата обращения: 27.10.2021).
29. Умный татарский пиарщик. Муравьёв: о Минниханове, новых СМИ и разводе // YouTube-канал «Площадь Свободы». - 2020. - 26 окт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8RDHMiP7A8Y (дата обращения: 27.10.2021).
30. Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций // Высшая школа экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cmd.hse.ru/digitalmedia/ (дата обращения: 27.10.2021).
31. Шевцова, А. Всеволод Пуля: «В будущем медиа станут поставщиками эмоций и запахов, а не новостей». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nationmagazine.ru/events/vsevolod-pulya-v (дата обращения: 27.10.2021).
Дата поступления: 01.11.2021