Научная статья на тему 'Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности'

Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2663
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / YOUTUBE / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / АУДИТОРИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Градюшко Александр Александрович

В статье представлены результаты исследования специфики YouTube-каналов белорусских медиа с точки зрения их взаимодействия с аудиторией. Выборку составили 15 каналов аудиовизуальных, цифровых и печатных СМИ. Для решения исследовательских задач использовался аналитический сервис, позволяющий сравнить и проанализировать вовлеченность пользователей. Установлено, что оценка эффективности ведения канала не ограничивается количеством подписчиков. Важнейшими элементами являются показатели качества контента и активности аудитории, которые выражаются в количестве просмотров и комментариев. Выявлено, что белорусские телеканалы проигрывают цифровым медиа в популярности на YouTube. Установлено, что наиболее востребован персонифицированный формат новостей, имеющий личностный характер и обладающий вирусным потенциалом. Приводятся факторы и преимущества, которые влияют на рост популярности YouTube-каналов среди пользователей. Сформулированы и обоснованы принципы успешного наполнения и ведения канала новостного СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTUBE PLATFORM AS AREA FOR MASS MEDIA: EFFICIENCY MARK

The article presents the results of a study of the specifics of YouTube channels of Belarusian media in terms of their interaction with the audience. The sample consisted of 15 channels of audio-visual, digital and print media. To solve research problems, we used an analytical service that allows us to compare and analyze user engagement. It has been established that evaluating the effectiveness of channel management is not limited to the number of subscribers. The most important elements are indicators of the quality of the content and the activity of the audience, which are expressed in the number of views and comments. It was revealed that Belarusian TV channels lose digital media in popularity on YouTube. It has been established that a personalized news format having a personal character and having viral potential is most in demand. The factors and benefits that influence the growing popularity of YouTube channels among users are presented. The principles of successful filling and maintaining the news media channel are formulated and justified.

Текст научной работы на тему «Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности»

УДК 070:004.738.5

А. А. Градюшко

Белорусский государственный университет

ПЛАТФОРМА YOUTUBE КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ МАССМЕДИА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье представлены результаты исследования специфики YouTube-каналов белорусских медиа с точки зрения их взаимодействия с аудиторией. Выборку составили 15 каналов аудиовизуальных, цифровых и печатных СМИ. Для решения исследовательских задач использовался аналитический сервис, позволяющий сравнить и проанализировать вовлеченность пользователей. Установлено, что оценка эффективности ведения канала не ограничивается количеством подписчиков. Важнейшими элементами являются показатели качества контента и активности аудитории, которые выражаются в количестве просмотров и комментариев. Выявлено, что белорусские телеканалы проигрывают цифровым медиа в популярности на YouTube. Установлено, что наиболее востребован персонифицированный формат новостей, имеющий личностный характер и обладающий вирусным потенциалом. Приводятся факторы и преимущества, которые влияют на рост популярности YouTube-каналов среди пользователей. Сформулированы и обоснованы принципы успешного наполнения и ведения канала новостного СМИ.

Ключевые слова: медиа, цифровые технологии, телевидение, YouTube, медиапотребление, аудитория, вовлеченность.

А. А. Hradziiishka

Belarusian State University

YOUTUBE PLATFORM AS AREA FOR MASS MEDIA: EFFICIENCY MARK

The article presents the results of a study of the specifics of YouTube channels of Belarusian media in terms of their interaction with the audience. The sample consisted of 15 channels of audio-visual, digital and print media. To solve research problems, we used an analytical service that allows us to compare and analyze user engagement. It has been established that evaluating the effectiveness of channel management is not limited to the number of subscribers. The most important elements are indicators of the quality of the content and the activity of the audience, which are expressed in the number of views and comments. It was revealed that Belarusian TV channels lose digital media in popularity on YouTube. It has been established that a personalized news format having a personal character and having viral potential is most in demand. The factors and benefits that influence the growing popularity of YouTube channels among users are presented. The principles of successful filling and maintaining the news media channel are formulated and justified.

Key words: media, digital technologies, television, YouTube, media consumption, audience, engagement.

Введение. Процесс цифровизации в значительной степени повлиял на систему медиа как в национальном, так и в глобальном контексте. Современная журналистика находится в состоянии беспрецедентной в истории трансформации. В ее основе лежит внедрение интернета в деятельность СМИ. С повышением конкуренции в медиасреде наблюдается разделение аудитории на пользователей традиционных и новых медиа. Молодежь все чаще предпочитает смотреть видеоконтент на УоиТиЬе и в соцсе-тях, а аудитория телеканалов с каждым годом уменьшается.

Представленное исследование ставит своей целью дать ответ на вопрос, насколько эффективно белорусские СМИ используют УоиТиЬе в своей работе. Предмет исследования - каналы

на YouTube 15 белорусских медиа разных видов (аудиовизуальных, цифровых, печатных). Материалом исследования избрано 12 520 видеосюжетов, размещенных на анализируемых YouTube-каналах. Рассмотренный период - январь - июнь 2019 г. Тема изучалась в контексте общего исследования взаимодействия YouTube с традиционным телевидением. В качестве методов исследования были использованы сравнение - сопоставление, анализ статистики, контент-анализ, экспертное интервью.

Дата основания YouTube - 14 февраля 2005 г. - стала знаковым событием на рынке массмедиа. Примерно в этот же период получили распространение технологии высокоскоростного доступа. В ноябре 2006 г. компания Google, оценив перспективы видеконтента, ку-

пила YouTube за 1,65 млрд долл. Сегодня ежемесячная аудитория зарегистрированных пользователей сервиса YouTube составляет более 1,5 млрд человек. Это третий сайт по популярности во всем мире, по количеству посетителей его опережают только Google и Facebook.

В ряде стран сайт YouTube уже более популярен, чем местные сети кабельного телевидения. Наиболее востребованы видеоролики развлекательного содержания. Более трети самых популярных видео размещают обычные люди. По данным исследовательской компании Gemius, белорусская аудитория YouTube в настоящее время составляет 5 090 121 чел. [1]. Эти цифры должны быть интересны традиционным телеканалам.

Приоритеты белорусов в выборе массмедиа радикально меняются. Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного по заказу Администрации Президента Республики Беларусь, основным источником, из которого мы получаем информацию о жизни в стране и за рубежом, по-прежнему является телевидение - в 2018 г. так посчитало 72% населения. Два года назад эта цифра составляла 85,7%. На втором месте находится интернет -60,4%. В то же время заметен значительный цифровой разрыв в предпочтениях тех или иных СМИ по возрастному критерию. Так, в возрастной группе 18-29 лет 91,5% аудитории получает информацию через интернет. Телевидение находится на втором месте с показателем всего 43,6% [2, с. 134].

Проблемы адаптации телевидения к цифровой среде находятся в поле зрения многих ученых. В частности, И. И. Волкова обращает внимание на такие важнейшие тенденции, как стабильное уменьшение аудитории телеканалов, негативный имидж ТВ среди пользователей интернета, формирование рынка нишевых медиа, рост доверия к YouTube-каналам [3, с. 468]. Вопросам взаимодействия телевидения с аудиторией посвящены работы Е. Я. Ду-гина и О. А. Куприянова, в которых отмечается, что телеканалы используют только консервативные формы коммуникации со зрителями, в результате чего молодые потребители все больше отворачиваются от традиционных СМИ [4, с. 73].

Таким образом, важно определить факторы, влияющие на продвижение YouTube-каналов, а также сформулировать и обосновать принципы успешного их наполнения и ведения.

Основная часть. В качестве эмпирического материала выступили YouTube-каналы аудиовизуальных СМИ: «АТН новости Беларуси и мира», «Телеканал Беларусь 1», «Беларусь 2», «Телеканал ОНТ», «CTV.BY». Также рассмат-

ривались каналы таких цифровых СМИ, как Tut.by, Onliner.by, БелТА, «Наша Шва», Naviny.by. В сегменте печатных СМИ анализировались YouTube-каналы таких изданий, как «Беларусь сегодня», «Звязда», «Комсомольская правда» в Белоруссии», Intex-press, «1нфо-Курьер».

В каждом сегменте было проанализировано 5 YouTube-каналов. В выборку вошли крупнейшие каналы белорусских массмедиа, имеющие наибольшее количество подписчиков и просмотров. Каналы, которые не обновляли контент на протяжении последних месяцев, были исключены из исследования.

Статистика групп анализировалась с помощью сервиса Popsters, который предлагает следующие критерии исследования: количество подписчиков, видеосюжетов, просмотров, а также среднее количество лайков, комментариев и просмотров. Важным для исследования стал индекс вовлеченности аудитории (Engagement Rate), показывающий процентное соотношение действий к охвату.

Сравнение среднего количества просмотров, комментариев и показателя ERday стало центральным для исследования, так как эти индикаторы демонстрируют эффективность ведения YouTube-канала и показывают потенциал формирования вокруг него сообщества лояльных пользователей.

Гипотеза автора заключалась в том, что YouTube-каналы аудиовизуальных СМИ проигрывают каналам цифровых медиа по среднему количеству просмотров одного выпуска, комментариев к нему и в целом по индексу вовлеченности. Телеканалы переносят те же стандарты и методы работы в сферу наполнения YouTube-канала, что в принципе неправильно. В этом заключается одна из причин их проигрыша классическим онлайновым ресурсам, которые знают, как жить в цифровом мире.

Дополнительно проверялась гипотеза о необходимости производства для YouTube-каналов аудиовизуальных СМИ отдельного контента в популярных интернет-форматах (таблица).

Подробно рассмотрим вовлеченность аудитории YouTube-каналов белорусских медиа в сегментах аудиовизуальных, цифровых и печатных СМИ.

Аудиовизуальные СМИ. Для анализа деятельности белорусских телеканалов на платформе YouTube автором был взят крупнейший по общему количеству подписчиков YouTube-канал «Телеканал ОНТ». Этот канал был соотнесен со статистикой четырех других YouTube-каналов («АТН новости Беларуси и мира», «Телеканал Беларусь 1», «Беларусь 2», «CTV.BY»).

В целом необходимо отметить, что оценка эффективности ведения УоиШЬе-канала сегодня не ограничивается количеством подписчиков. Важным элементом является показатель качества контента и активности целевой аудитории. В то же время телеканал ОНТ в первую очередь ориентируется на количество подписчиков, которое в мае 2019 г. достигло 200 тыс. [5].

В период с января по июнь 2019 г. на УоиТиЬе-канал «Телеканал ОНТ» было загружено 4200 видео, которые в общей сложности набрали более 14 млн просмотров. По общему количеству просмотров «Телеканал ОНТ» занимает первое место среди пяти рассмотренных источников, по количеству загруженных видео - второе (на первом - канал «АТН новости Беларуси и мира» с 6384 видеосюжетами).

Если же говорить о среднем количестве просмотров одного выпуска, количестве комментариев к нему и в целом по индексу вовлеченности, то лидирует канал телекомпании «Столичное телевидение» - «СТУ.БУ». Среднее количество просмотров одного выпуска «Телеканала ОНТ» проигрывает показателю УоиШЬе-канала «СТУ.БУ» в 7,3 раза. По среднему количеству комментариев разница еще

более разительная - 10,6 раз, по среднему количеству лайков - 6 раз.

Полученные показатели говорят о том, что, в частности, УоиШЬе-канал «АТН новости Беларуси и мира» работает на количество, но не на качество. На нем в 18 раз больше выпусков, чем у «СТУ.БУ», но при этом среднее количество их просмотров - в 44 раза ниже (556 просмотров против 24 715). В то же время общее количество подписчиков у «АТН новости Беларуси и мира» (72 537) всего в 1,7 раза меньше, чем у «СТУ.БУ» (120 063). Таким образом, можно смело утверждать, что количество подписчиков отнюдь не является определяющим фактором при оценке эффективности работы УоиШЬе-канала.

По такому показателю, как БЯЛау, также лидирует УоиТиЬе-канал «СТУ.БУ» (0,444%), на втором месте с небольшим отрывом - «Телеканал ОНТ» (0,441%), на третьем - «АТН новости Беларуси и мира» (0,346%). Если говорить о УоиТиЬе-площадках «Телеканал Беларусь 1» и «Беларусь 2», то в нашем исследовании по всем параметрам они показали самые низкие показатели вовлеченности аудитории.

Название УоиШЬе-канала Количество подписчиков Количество видео Количество просмотров Среднее количество лайков Среднее количество комментариев Среднее количество просмотров БЯЛау, %

Аудиовизуальные СМИ

АТН новости Бе- 72 537 6384 3 548 270 5 1 556 0,346

ларуси и мира

Телеканал Бела- 21 078 24 11 901 13 1 496 0,010

русь 1

Беларусь 2 4209 162 24 558 4 0 152 0,095

Телеканал ОНТ 220 801 4200 14 094 073 31 4 3356 0,441

СТУ.БУ 120 063 351 8 675 095 190 43 24 715 0,444

Цифровые СМИ

Ти!Ьу 228 589 135 20 992 114 3767 570 155 497 1,520

ОпНпег 311319 92 14 848 088 3647 311 161 392 0,674

БелТА 55 056 519 12 331 099 303 0 23 759 1,758

NN У1аео ТУ 12 391 29 650 306 298 98 22 424 0,632

№ушу.Ьу 10 824 74 445 040 88 23 6014 0,567

Печатные СМИ

СБ ТВ 32 898 265 564 805 11 2 2131 0,066

Zviazda ОпНпе 73 33 1829 1 0 55 0,292

КР.БУ 6927 45 36 705 2 0 816 0,011

Шех-ргеББ 3395 94 695 819 18 5 7402 0,417

Инфо-Курьер 1787 113 203 556 1 8 1801 0,352

Вовлеченность аудитории УоиТиЬе-каиалов белорусских медиа (период исследования: 1.01.2019-30.06.2019)

Директор дирекции интернет-вещания телеканала «Столичное телевидение» Татьяна Бирук в ходе экспертного интервью отметила, что стратегия площадки «СТУ.БУ» состоит в том, чтобы каждый день размещать на УоиТиЬе-канале не более трех видео (рис. 1). Иначе увеличивается процент отказов, подписчики устают от информационного шума. Также очень важно «не проспать» новость, опубликовать видео вовремя. Важен также подбор тегов для УоиТиЬе, правильная работа с ключевыми словами, поскольку значительная часть аудитории приходит из поиска и новостных агрегаторов.

В ходе исследования также установлено, что количество подписчиков УоиТиЬе-канала «СТУ.БУ» за последние два года выросло с 20 до 120 тыс. человек. Во многом это стало возможным потому, что размещенные на канале новостные видео попадали в тренды российского сегмента УоиТиЬе [6]. Если контент УоиТиЬе-канала полностью совпадает с оффлайн-эфиром, выпуски в интернете появляются быстрее.

Рис. 1. УоиТиЬе-канал телекомпании «Столичное телевидение»

Таким образом, среди подписчиков канала много пользователей из России, Украины, Казахстана и других стран. В частности, больше всего просмотров во втором полугодии 2018 г. (более 2,3 млн) набрал сюжет «Всё, что известно: взрыв и стрельба в Керчи. Хронология событий». Во многом это стало возможным благодаря грамотной поисковой оптимизации.

В целом же можно отметить, что в силу своей специфики основную часть контента УоиТиЬе-каналов аудиовизуальных СМИ составляют телевизионные сюжеты. Как правило, размещаются они без какой-либо адаптации. В то же время ряд ученых придерживаются мнения, что УоиТиЬе-каналы телекомпаний при механическом переносе эфирного контента на интернет-платформу не пользуются популярностью среди аудитории, а

следование канонам ТВ затрудняет коммуникацию в сети [3, с. 468].

Более того, в ходе проведенных ранее исследований было установлено, что низкая популярность телеканалов в интернете может привести к отрицательным результатам в оффлайн-эфире. Первыми в России это поняли телеканалы «Дождь» и Russia Today. В то время как первый решил монетизировать онлайн-вещание (как правило, на такой шаг идут после получения стабильной аудитории), второй заявил об установлении рекорда среди всех СМИ на YouTube -

1 млрд просмотров всех выпусков [7, с. 20].

Цифровые СМИ. Производством видеоконтента активно занимаются также классические цифровые издания. В отличие от аудиовизуальных СМИ, они производят для YouTube оригинальные видеосюжеты. Это отдельный формат новостного контента медиа: репортажи, спецпроекты и др. Нами были рассмотрены каналы таких цифровых медиа, как Tut.by, Onliner.by, БелТА, «Наша Шва», Naviny.by.

По количеству видео, загруженных на канал с января по июнь 2019 г., лидирует БелТА -519 сюжетов. Самое большое количество подписчиков из названных медиа имеет Onli-ner.by - 311 319. Если же говорить об общем количестве просмотров сюжетов, в лидерах Tut.by - 20 992 114. Этот же портал занимает первое место по среднему количеству комментариев к каждому видеосюжету - 570.

По среднему количеству просмотров одного выпуска за указанный период в лидерах Onliner.by - 161 392. Второе место с небольшим отрывом занимает Tut.by - 155 497. На третьем месте находится БелТА - 23 759, уступая каждому из названных информационных порталов примерно в 6 раз. По показателю ERday в лидерах - БелТА (1,758%), далее в рейтинге расположились Tut.by (1,520%) и Oniner.by (0,674%).

Подчеркнем, что за исследуемый период максимальное количество просмотров набрали следующие видеосюжеты: «Последняя капля: что стало причиной жестких кадровых решений Лукашенко в Могилевской области» (БелТА, 8 301 673 просмотра); «Бытовуха стюардессы: про карамельки и секс в туалете» (Onliner.by, 6 474 124 просмотра); «Родители и дети угадывают любимые песни друг друга» (Tut.by,

2 329 065 просмотров).

По такому ключевому показателю, как среднее количество просмотров одного выпуска, в сегменте цифровых СМИ лидирует Onliner.by. Видеоотдел этого портала был создан в 2012 г. и вначале состоял из одного человека. В те годы получил развитие видеоформат репортажей. Это был эксперимент - в белорусских цифровых СМИ такого почти не практи-

ковали. В итоге поисков в редакции пришли к выводу, что пользователям больше всего нравятся истории обычных людей.

Первый миллион просмотров редакция ОпНпег.Ьу получила на видео в 2013 г., в котором ветеран битвы за Сталинград рассказывает о фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Этот ролик вывел редакцию за пределы локального сегмента УоиТиЬе. Видео перепости-ли многие российские блогеры. После этого журналисты поняли, что простые, невыдуманные, человеческие истории - это не только интересно, но и очень востребовано.

В видеоотделе ОпНпег.Ьу сейчас работают шесть человек. К наиболее популярным форматам контента можно отнести такие, как монологи (искренние рассказы о жизни), бытовуха (те же монологи, только легкие и с юмором) и портретные репортажи (живые истории про интересных людей). Таким образом, самый вовлекающий формат видео - истории о жизни (рис. 2).

Рис. 2. УоиТиЬе-канал портала ОпНпег.Ьу

В качестве примера видеорепортажа ОпНпег.Ьу можно назвать сюжет «МЧС: тушение пожара от первого лица» (174 602 просмотра). Как и в случае с УоиТиЬе-каналом «СТУ.БУ», многие видео попадают в тренды российского сегмента. В частности, сюжет «Наркоман: монолог после 10 лет тяжелых наркотиков», размещенный на УоиТиЬе-канале ОпНпег в конце 2018 г., набрал более 2,3 млн просмотров.

В ряде случаев в качестве элемента графической визуализации в видеоматериалах используются субтитры. Важно уметь рассказать зрителю журналистскую историю в 10 строчках текста [8, с. 32.].

С недавних пор ОпНпег расширил функционал и стал также работать в качестве производителя коммерческих видео.

Другие белорусские цифровые СМИ не столь успешны на платформе УоиТиЬе. Так, свой канал развивает издание «Наша Шва», но по среднему количеству просмотров одного

выпуска (22 424) он почти в 8 раз уступает Ти1;.Ьу и ОпНпег.Ьу. Кроме того, было загружено всего 29 видеосюжетов.

Пытаются экспериментировать с таким форматом также региональные цифровые издания «Виртуальный Брест» ^11иа1Ьге81;.Ьу), «Электронный Солигорск» (е8о%огек.Ьу) и ряд других, однако вовлеченность аудитории в большинстве случае невысока. У столичных медиа больше аудитория, больше опыта в работе на УоиТиЬе, а интернет в Минске глубже интегрирован в жизнь пользователей.

Печатные СМИ. Печатные издания Республики Беларусь также стремятся найти свое место в быстро меняющемся мире. Каждое из них по-разному адаптирует привычные методы деятельности к новой цифровой медиасреде. Налицо стремление редакций к экспериментам с новыми схемами организации работы, форматами контента. Нами были рассмотрены УоиТиЬе-каналы газет «Беларусь сегодня», «Звязда», «Комсомольская правда» в Белоруссии», 1п1ех-рге88, «1нфо-Курьер».

В 2012 г. в редакции газеты «Беларусь сегодня» было создано управление интернет-проектов. 1 сентября 2014 г. начал работу проект «ТВое сегодня». На УоиТиЬе-канале размещались регулярные передачи, авторские ви-деоблоги, прямые эфиры.

Сегодня официальный канал Издательского дома «Беларусь сегодня» называется «СБ ТВ». В ходе исследования было установлено, что сетевое издание 8Ь.Ьу лидирует среди печатных СМИ страны как по количеству подписчиков УоиТиЬе-канала (32 898), так и по количеству видеосюжетов, размещенных в период с января по июнь 2019 г. (265). Залог успешности канала заключается в регулярности его обновления.

По такому показателю, как среднее количество просмотров (2131), УоиТиЬе-канал «СБ ТВ» занимает второе место. Первое - у УоиТиЬе-канала негосударственного еженедельника 1йех-рге88, издаваемого в г. Барановичи (рис. 3). В первом полугодии 2019 г. на канале в среднем зафиксировано 7402 просмотров каждого сюжета. Кроме того, 1п1ех-рге88 значительно опережает «СБ ТВ» по показателю ERday.

Процесс цифровизации изменил принципы организации работы редакций изученных нами печатных СМИ. В начале 2010-х гг. в них стали создаваться отделы интернет-версий, управления интернет-проектов. Появилось такое понятие, как конвергентная (или мультимедийная) редакция. Журналист, работающий в ней, должен обладать самыми разными навыками.

Среди других региональных СМИ, активно развивающих свой УоиТиЬе-канал, мы можем отметить газету «1нфо-Курьер» из г. Слуцка. Дата реги-

страции канала - 25 марта 2008 г., что значительно раньше, чем у других печатных СМИ. Канал имеет 1787 подписчиков, в первом полугодии 2019 г. на него было загружено 113 видео. Среднее количество просмотров - 1801. К популярным форматам контента можно отнести видеоопросы и репортажи. Они размещаются на канале каждую неделю.

intex-press

Рис. 3. УоиТиЬе-канал газеты Шех-ргеББ

Производство видеоконтента требует значительных творческих и финансовых ресурсов. В этой связи многие газеты не уделяют развитию УоиТиЬе-каналов должного внимания. Например, канал Издательского дома «Звязда» имеет всего 77 подписчиков. В первом полугодии 2019 г. на него было загружено 33 видеосюжета. Среднее количество просмотров - 55. Для многих изданий такие каналы - скорее инструмент редакционного маркетинга и способ привлечения аудитории, а не источник монетизации [9, с. 44.].

Продвижением видеоконтента для УоиТиЬе занимается также ряд региональных государственных СМИ, причем зачастую у них это получается лучше, чем у республиканских. В ходе исследования установлено, что ответить на вызовы цифровизации наиболее успешно удается журналистам Гродненской области. В 2016 г. на Грод-ненщине был создан инновационный медийный кластер. Для журналистов региональных СМИ часто организуются различные семинары, тренинги по цифровой журналистике.

«В нашей редакции за ^^-направление отвечает отдельный человек, - отметила в ходе экспертного интервью главный редактор газеты «Ашмянсю весшк» (г. Ошмяны) Людмила Рыбик. - Кроме сайта, он ведет основную массу соцсе-тей. Также снимает видео. На наш УоиТиЬе-канал в 2019 г. было загружено около 100 видеосюжетов. Каждый из них набирает от 300 до 1000 просмотров. Как и в других редакциях

области, у нас есть квадрокоптер. С его помощью, например, недавно снимали салют на День независимости».

Заключение. Таким образом, в результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что УоиТиЬе-каналы аудиовизуальных СМИ проигрывают каналам цифровых медиа по таким ключевым показателям эффективности, как среднее количество просмотров одного выпуска, количество комментариев к нему и в целом по индексу вовлеченности.

По среднему количеству просмотров в безусловных лидерах - УоиТиЬе-каналы порталов ОпНпег.Ьу и Ти!Ьу. Очевидно, что аудиторией востребованы такие форматы контента, как истории о жизни, монологи, репортажи, спецпроекты и др. Популярны материалы, имеющие личностный характер и обладающие вирусным потенциалом.

Проведенное исследование позволило нам выделить некоторые правила производства и продвижения видеоконтента в интернете. Новостной интернет-сюжет должен стремиться к динамике. В его центре находится история (факт, событие, яркий герой). Нужны эмоции и впечатления. Важно начинать сюжет с чего-нибудь очень цепляющего. Видео надо делать визуально убедительным, вдохновляющим. Самые яркие кадры или самый интересный факт надо стараться использовать в первые три секунды. Важна также превью-картинка (обложка) для видео на УоиТиЬе.

Стоит помнить о том, что новостное видео вряд ли досмотрят, если его длина будет более 2 мин. Такой формат, как монолог, занимает в среднем 10 мин. В ряде случае к видео уместно добавлять крупные титры. Наконец, важно помнить о факторах ранжирования видео в поиске УоиТиЬе. Это название, описание, название файла, категория, теги. Важен также финальный план. Если зритель захочет поделиться таким видео, значит, силы на его создание были потрачены не зря.

Причина того, что телеканалы недостаточно эффективны на УоиТиЬе - механический перенос ТВ-контента на интернет-платформу. Подача новостей на УоиТиЬе-каналах цифровых СМИ противоречит традициям институали-зированного информационного линейного вещания ТВ. Для привлечения новой аудитории в интернете телеканалам необходимо экспериментировать с новыми форматами контента. В век цифровой журналистики аудиовизуальным СМИ предстоит ответить на новые медийные вызовы, развиваясь и эволюционируя вместе с ними и временем.

Литература

1. Насколько белорусская журналистика эффективно работает с аудиторией YouTube. Исследование AMDG [Электронный ресурс]. URL: https://www.artox-media.by/wiki/naskolko-belorusskaya-zhurnalistika-effektivno-rabotaet-s-auditoriey-youtube-issledovanie-amdg/ (дата обращения: 05.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социологических исследований. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск, 2018. 180 с.

3. Волкова И. И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в

2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 6-8 февр.

2019 г. Москва, 2019. С. 468-469.

4. Дугин Е. Я., Куприянов О. А. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5.С. 72-83.

5. На YouTube-канале ОНТ - 200 тысяч подписчиков! Спасибо, что вы с нами [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zmhmfJx6wgs (дата обращения: 05.09.2019).

6. На YouTube-канале СТВ - 100 тысяч подписчиков [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BY07o58CqeI (дата обращения: 05.09.2019).

7. Верник А. Г. Социальная сеть YouTube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Челябинск, 2015. 24 с.

8. Сидунова М. К. Субтитры как элемент графической визуализации в видеоматериалах // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2018. № 2. С. 32-37.

9. Шпаковский Ю. Ф., Чупригин А. А. Редакционный маркетинг в социальных сетях // Труды БГТУ. 2018. № 2 (213): Принт- и медиатехнологии. С. 44-49.

References

1. Naskol'ko belorusskaya zhurnalistika effektivno rabotayet s auditoriey YouTube. Issledovaniye AMDG [How belarusian journalism works effectively with the audience of YouTube. AMDG study]. Available at: https://www.artox-media.by/wiki/naskolko-belorusskaya-zhurnalistika-effektivno-rabotaet-s-auditoriey-youtube-issledovanie-amdg/ (accessed 05.09.2019).

2. Respublika Belarus' v zerkale sotsiologii: sbornik materialov sotsiologicheskikh issledovaniy. Informatsionno-analiticheskiy centrpri Administratsii Prezidenta Respubliki Belarus' [The Republic of Belarus in the Mirror of Sociology: a collection of materials from sociological studies. Information and Analytical Center under the Administration of the President of the Republic of Belarus]. Minsk, 2018. 180 p.

3. Volkova I. I. YouTube channels: reasons for inefficiency. Materialy konferentsii ("Zhurnalistika v 2018 godu: tvorchestvo, professiya, industriya") [Conference materials ("Journalism in 2018: creativity, profession, industry")]. Moscow, 2019, pp. 468-469 (In Russian).

4. Dugin E. Ya., Kupriyanov O. A. Models of audience participation on television: between new and traditional media. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2017. Vol. 10, no. 5, pp. 72-83 (In Russian).

5. Na YouTube-kanale ONT - 200 tysyach podpischikov! Spasibo, chto vy s nami [On the YouTube channel ONT - 200 thousand subscribers! Thank you for being with us]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=zmhmfJx6wgs (accessed 05.09.2019).

6. Na YouTube-kanale CTV - 100 tysyach podpischikov [On the YouTube channel CTV - 100 thousand subscribers]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=BY07o58CqeI (accessed 05.09.2019).

7. Vernik A. G. Sotsial'naya set' YouTube kakploshchadka dlyaprodvizheniya i monetizatsii kontenta mirovykh telekanalov. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [YouTube social network as a platform for promoting and monetizing the content of world television channels. Abstract of thesis cand. of fil. sci.]. Chelyabinsk, 2015.24 p.

8. Sidunova M. K. Subtitles as an element of graphical visualization in video materials. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural'skiy region [Proceedings of the higher educational institutions. Ural region], 2018, no. 2, pp. 32-37 (In Russian).

9. Shpakovskiy Yu. F., Chuprigin A. A. Editorial marketing in social networks. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2018, no. 2 (213), Print and Media Technologies, pp. 44-49 (In Russian).

Информация об авторе

Градюшко Александр Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: webjourn@gmail.com

Information about the author

Hradziushka Aleksandr Aleksandrovich - PhD (Philology), Assistant Professor, the Department of Periodical Press and Web Journalism. Belarusian State University (4, Nezavisimosti Ave., 220030, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: webjourn@gmail.com

Поступила 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.