шшшшш
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т 4, № 4,2018. С. 39-51
УДК 316.334:21
DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-4-0-4
Алексеева Е. В.
ИСПОВЕДЬ КАК ТЕМА КОММУНИКАЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ YOUTUBE (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА)_
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцына, ул. Мира, д. 19, Екатеринбург, 620000, Россия; [email protected]
Аннотация. Статья содержит анализ структурных единиц наблюдения исповеди на платформе видеохостинга You Tube. Изучение деятельности религиозных сообществ в пространстве Интернета становится сегодня необходимым. Без учета этого компонента данные исследований уже не охватывают религиозное взаимодействие во всей его полноте, а значит, не могут являться всесторонними и претендовать на объективность. Подробно рассматривается исповедь в пространстве цифрового взаимодействия, в ее широком коммуникативном контексте; анализируется структура и состав контента каналов православных приходов Екатеринбурга. С помощью контент-анализа обнаружены смысловые единицы коммуникации священников, проанализированы основные темы, с которыми те обращаются к аудитории, прослеживается качество и объем обратной связи, получаемой от аудитории. Делается заключение о коммуникативной заостренности православного дискурса на You Tube. В статье содержится анализ параметров представленности каждой из коммуникативных единиц анализа исповеди в контексте взаимодействия сетевых сообществ православных храмов Екатеринбурга на их собственных сайтах и на платформе YouTube. Ключевые слова: сплошное структурированное наблюдение; контент-анализ; религиозная исповедь; религиозные коммуникации; цифровое пространство храмов.
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 19 Mira St., Yekaterinburg, 620000, Russia; [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the structural units of observation of confessions on the YouTube video hosting platform. Today, the study of various activities of religious communities in the Internet space is becoming of vital importance. Without taking this component into account, research data no longer covers religious interaction in its entirety, and therefore cannot be comprehensive and claim objectivity. The confession is considered in detail, in the space of digital interaction, in its broad communicative context. Semantic communication units of priests were found with the help of content analysis. The article analyzes the structure and content of the channels of the Orthodox parishes in Yekaterinburg and traces the main topics addressed to the audience, as well as the quality and volume of feedback received from parishioners. The author draws a conclusion that Orthodox discourse on
E. V. Alekseeva
CONFESSION AS A THEME OF COMMUNICATION ON THE YOUTUBE PLATFORM (ON THE EXAMPLE OF THE ORTHODOX PARISHES OF THE CITY OF YEKATERINBURG)_
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т 4, № 4,2018. С. 39-51
YouTube has a communicative focus. The article contains the analysis of the parameters of the representation of each communicative unit for the analysis of confession in the context of interaction of the network communities of the Orthodox churches in Yekaterinburg, on their own sites, and on the YouTube platform. Keywords: structured observation; content analysis; religious confession; religious communication; computerized framework of churches.
Реальность современного мира такова, что все ее компоненты выходят в Интернет и обретают цифровую форму. Этот процесс происходит и с религией. Поэтому изучение деятельности религиозных сообществ в пространстве Интернета становится сегодня необходимым. Без учета этого компонента данные исследований уже не охватывают религиозное взаимодействие во всей его полноте, а значит, не могут являться всесторонними и претендовать на объективность.
Теоретической базой нашего исследования выступает теория медиатизации религии Стига Хьяварда и Мии Лёвхайм. Методологической основой - комбинация методов структурированного наблюдения и коммуникативного интеракционизма в версии N. Denzin (Denzin, 2002, p. 33, 55; Denzin, Lincoln, 2005, p. 429, 824, 832). Была также применена техника сплошного описания «thick description». В статье представлена авторская операционализа-ция единиц наблюдения взаимодействия по типу «исповедь».
Согласно концепции Хьярварда и Лёвхайм, современные СМИ развились в самостоятельный общественный институт, и их влияние возросло настолько, что теперь, для того чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом и социальной системой в целом, другие структуры общества должны подчиняться логике медиа.
Поскольку в современном обществе церковь в значительной степени утратила роль морального компаса и не имеет прежнего влияния на институты семьи и школы, эту функцию взяли на себя СМИ. Конфликт интересов заключается в том, что, масс-медиа транслируют не согласованные с догматами мировых религий идеи, а «религиозные фантазии». Это про-
исходит по причине того, что в XXI веке индустрия массовой информации обслуживает интересы общества потребления, поэтому передаваемые ею смыслы «обработаны в соответствии с требованиями жанров популярной культуры» (Hjarvard, Lovheim, 2012, p. 10-11). Институциональные религии всегда держат в центре своего внимания таинства, в то время как в дискурсе институциональных СМИ постулаты веры (любой, в зависимости от изучаемой культуры) заменяются дискурсом о сверхъестественном, магическом, волшебниках, колдунах, эльфах, вампирах и др.
Одновременно медиа-средой XXI века является Интернет, предоставляющий в распоряжение аудитории большое количество коммуникативных площадок, на которых криэйтером контента может выступить любой желающий, а темы, поднимаемые в блогах, Живых Журналах, на форумах и в чатах, не подвергаются никакой цензуре в большинстве современных обществ. Возникающие в результате теле-и радиоканалы, журналы, интернет и виде-облоги, формируют альтернативную ме-диасреду, а ее создатели часто становятся лидерами мнений. Как следствие, институт церкви получает возможность через своих «сотрудников» говорить «от первого лица» и транслировать свои подлинные ценности.
В православном религиозном сообществе, среди духовенства распространение получил феномен ведения видеобло-гов. Деятельность, начатую рядовыми священниками, одобрило и поддержало их высшее руководство. В результате, в 2018 году Синодальный отдел РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и Средствами Массовой Информации выпустил документ, призванный обозначить цель
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
пребывания священнослужителей в Интернете и описать тактики поведения, которых тем стоит придерживаться.
Документ под названием «Видеобло-ги священников Русской Православной Церкви» находится в открытом доступе на сайте Синодального отдела (Ы*р:/^тАэ-mp.ru/videoblogi-svyashhennikov-russkoy-pravosl avnoy-tserkvi -rekomendatsii-i -sovetyi.html) и доступен для ознакомления всем желающим. Его текст разделен на пять рубрик: «основные положения», «проблематика деятельности», «целепола-гание и мотивация», «методы и язык», «тематика выпусков». Важно отметить, что его содержание посвящено только и именно видеоблогингу, а не присутствию священников в Интернете в целом. Ведению канала как роду деятельности дается положительная оценка, он назван «новым видом миссионерства». Охватывается широкий круг вопросов: частота и тематика выпусков, способ подачи материала и тон общения с аудиторией, внешний вид священнослужителя, количество времени, которое необходимо посвящать блогерству. Вcë это отдается на самостоятельное усмотрение священника. Положения документа носят мягкий, рекомендательный характер. Также говорится, что необходимо «помнить об ответственности перед Богом и людьми». Прямо указывается на то, что блогинг может привести священника к «человекоугодию» и «сребролюбию», чего стоит остерегаться.
Сложному с моральной точки зрения вопросу о монетизации канала (процессу, когда автор контента получает материальное вознаграждение от администрации видеохостинга YouTube за то, что размещенный им ролик набрал определенное количество просмотров: чем больше число просмотров, тем выше сумма вознаграждения) также дана положительная оценка, обоснованная тем, что «трудящийся достоин награды».
Поскольку YouTube является площадкой коммуникации священнослужителей и прихожан, вопросы о том, какие темы
поднимаются в видеоблогах священников, о чем они говорят с аудиторией чаще всего, с каким посылом обращаются к ней, становятся особенно актуальными. Принимая решение изучить эту сферу, мы руководствовались тезисом о том, что среди наиболее актуальных для православного дискурса тем находится и исповедь - одна из центральных точек духовной жизни верующего.
Видеоплатформа YouTube представляет особенный интерес для исследования коммуникации в цифровом пространстве по двум причинам. Во-первых, тематика и содержание видеороликов, формы подачи материала, тон обращения к аудитории -всё это полностью находится в ведении автора канала, в данном случае священника, и определяется только его моральными, этическими и эстетическими убеждениями (что подтверждается содержанием вышеупомянутого документа). Во-вторых, интерактивная площадка видеоплатформы наглядно демонстрирует объем и качество обратной связи, получаемой от аудитории (число подписчиков, количество просмотров, лайки и комментарии - являются открытой информацией).
Исследование YouTube каналов, принадлежащих православным приходам Екатеринбурга, проводилось нами в период с мая по июль 2018 года. Из 53-х храмов города на первом этапе в выборку попали 24, каким-либо образом представленные в Интернете: через сообщества в социальных сетях vk.com, Facebook, Instagram, Одноклассники; располагающие собственными сайтами и каналами на платформе YouTube. Итак, из 24 храмов Екатеринбурга, презентующих себя в Интернет-пространстве, собственный канал на YouTube ведут семь. Нами проанализирован их широкий коммуникативный контекст, частотность тематик, число подписчиков и просмотров видео, наличие и количество откликов от аудитории (лайки, репосты, комментарии). Всё это позволило наиболее точно отразить степень присутствия исповеди как темы коммуникации,
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе YouTube (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т 4, № 4,2018. С. 39-51
характерной для православного сообщества, в пространстве видеохостинга YoTube.
Описание каналов сгруппировано по квотам, которые были выработаны в ходе исследования православных приходов Екатеринбурга в 2017 году. (Островская, Алексеева, 2017). Тогда в сплошной выборке нами было выделено три группы храмов, которые соответствовали их географическому расположению: «центр», «спальные районы», «окраина». Также в основу анализа контента цифрового взаимодействия по типу «исповедь» нами было заложено Лумановское определение интеракции, а именно: «взаимодействие - это отношения двух и более акторов лицом к лицу, специфицированные в пространстве и во времени, объединенные общностью целей и выбором средств, имеющие контекст и тему». (Луман, 1982). Взяв из этого определения структурные компоненты, мы получили следующие единицы наблюдения: «священник» и «прихожане», выступают в данном случае как акторы. Компонент «пространство» получил свое воплощение в ссылке на конкретный YouTube канал, так как мы наблюдаем цифровое взаимодействие; а «время» фиксируется как единица наблюдения - «время исповеди в расписании служб». Средством достижения цели для акторов в нашем наблюдении является участие в ритуале исповеди, поэтому в наблюдении мы фиксировали, как, кем и в каком количестве обсуждается ритуал исповеди. Тема взаимодействия - таинство исповеди, его духовное содержание, и наличие этого компонента мы также фиксировали в наблюдении. Все полученные нами данные наглядно представлены в таблицах.
Проводя, в 2018 году, исследование каналов YouTube, мы придерживались той же стратегии, что позволило в дальнейшем провести сравнительный анализ представленности компонентов исповеди, в цифровом и физическом пространствах. Выкладка по единицам представлена в Таблицах (см. приложения).
Канал Храма-Часовни Великомученицы Екатерины (№ 6 в табл. 1) называется «Собор Святой Екатерины». Информация о дате создания канала закрыта для просмотра. На канале три подписчика и 14 видео, которые не имеют объединения в плейлисты. Но все имеют одну и ту же тему - восстановление Храма Великомученицы Екатерины на его историческом месте, в городе Екатеринбурге. Лайков, комментариев и репостов под видео также нет.
Канал Екатеринбургской Градо-Семионовской церкви-школы называется «Simeon Prihod» (табл. 2, № 1). На канал выложено пять видео, зарегистрирован один подписчик. Четыре видеозаписи - это выступления детского хора на праздниках в храме. А одна запись - это любительская съемка вознесения креста на купол храма, сделанная прихожанами. Комментариев под видео на канале нет, обсуждений подписчиков тоже нет.
Канал храма Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе (табл. 2 № 4) называется: «Собор Успения Пресвятой Богородицы Екатеринбург, Виз»; создан в 2013 году, подписано 2800 человек. 937 роликов структурированы 15-ю плейлистами: «Благая часть», «Жизнь прихода», «Восстановление собора», «Сюжеты о храме», «Беседы с Батюшкой», «Богослужения», «Для души полезное», «Духовное слово протои-рея Евгения Попиченко», «Этапы восстановления собора», «Паломничества», «Лекции священника Константина Коре-панова», «Встреча с иеромонахом Анатолием Печор», «Концерт «Сердца Ромэн», «Понравившиеся видео». Отметим, что комментариев и обсуждений на канале нет.
Плейлист «жизнь прихода» содержит видео, темы которых - паломнические поездки, крестные ходы, престольные праздники, лекции на приходе. Плейлист «для души полезное» содержит беседы со священниками других приходов. Темы бесед: образ мужчины, образ женщины, создание православной семьи, праведной православной жизни.
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные
исследования. ■
Т 4, № 4,2018. С. 39-51
Таблица 1. Репрезентация структурных компонентов цифрового взаимодействия по типу «исповедь» на платформе Youtube. Приходы центральных районов города Екатеринбурга
Table 1. Representation of the structural components of digital interaction by the type of "confession" on the Youtube platform. Parishes of the central districts of the Yekaterinburg city
Храм / Temple Священник / Priest (Актор) Прихожане / Parishioners (Актор) YouTube (Пространство) Исповедь в расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a mystery (тема)
1. Свято-Троицкий кафедральный собор нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
2. Всех святых, в земле Российской просиявших (Храм-Памятник на Крови) нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
3. Вознесения Господня нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
4. Святителя Николая Чудотворца нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
5. Всех Святых на Михайловском кладбище нет нет нет нет нет нет
6. Часовня святой великомученицы Екатерины нет нет https://www.youtube.com/channel/ UCjzeozusZ3VbT2atgpLgY7A ролики, посвящённые восстановлению Храма Святой Екатерины на историческом месте нет нет нет
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе YouTube (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Исповедь в
Храм / Temple Священник / Priest (Актор) Прихожане / Parishioners (Актор) YouTube (Пространство) расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a mystery (тема)
7. В честь иконы Божией нет нет Новостные репортажи на нет нет нет
Матери «Порт- YouTube канале телеканала
Артурская» «Союз»
8. Иоанно-Предтеченский собор нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
9. Казанской иконы Бо- нет нет нет нет нет нет
жией Матери, Площадь
центрального рынка 6
10. Во имя Святителя нет нет нет нет нет нет
Иннокентия, митрополи-
та Московского
11. Православный приход церкви «Большой Златоуст» нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет нет
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Таблица 2. Репрезентация структурных компонентов цифрового взаимодействия по типу «исповедь» на платформе Youtube. Приходы спальных районов города Екатеринбурга
Table 2. Representation of the structural components of digital interaction by the type of "confession" on the Youtube platform. Parishes of the dormitory districts of the Yekaterinburg city
Исповедь в
Храм / Temple Священник / Priest (Акторы) Прихожане / Parishioners (Акторы) YouTube (Пространство) расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as a ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a sacrament (тема)
1. Градо-Екатеринбургская Си-меоновская церковь-школа нет нет https://www.youtube.com/cha nnel/UCgjH30whD3SpUIeoE cP2FMA выступления детского церковного хора и вознесение креста на купол нет нет нет
2. Православный приход во имя Святого Препо- нет нет нет нет нет нет
добного
Серафима Саровского
3. В честь Святых Цели- нет нет нет нет нет нет
телей Космы и Дамиана
Асийских
нет нет https://www.youtube.com/cha nnel/UCVTTQESVhlCk 59 нет нет на YouTube канале видеозапись беседы
4. Приход во имя Успе- YWpnDO_Q со священником о
ния Пресвятой Богоро- видеоблог настоятеля, покаянном настрое.
дицы (ВИЗ) жизнь прихода, новостные сюжеты о зраме, беседы со священниками, концерты
°F ^F' °г н "г -'
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе YouTube (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Храм / Temple Священник / Priest (Акторы) Прихожане / Parishioners (Акторы) YouTube (Пространство) Исповедь в расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as a ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a sacrament (тема)
5. Приход во имя святой Великой княгини Елиса-веты Феодоровны (Обитель Милосердия) нет нет https://www.youtube.com/cha nnel/UCDkKq7NI4rgS1UBq EFlr5UA видео отчеты о работе службы милосердия, жизни сестёр и подопечных обители нет нет нет
6. Во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца нет нет https://www.youtube.com/cha nnel/UCYdpWAPIM6fJR2a9 MH7LgWw видеозаписи проповедей настоятеля, расположенных в хронологическом порядке июнь 2015 - май 2018 нет нет нет
7. Во имя Успения Пресвятой Богородицы (Эльмаш) нет нет нет нет нет нет
8. Во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобной мученицы Елисаветы нет нет нет Новостные репортажи на YouTube-канале телеканала «Союз» нет нет
9. Храм Рождества Христова (Уралмаш) нет нет https://www.youtube.com/cha ппе!/иС aO29teMndIrmLZC нет нет нет
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Храм / Temple Священник / Priest (Акторы) Прихожане / Parishioners (Акторы) YouTube (Пространство) Исповедь в расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as a ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a sacrament (тема)
Х^к^ записи проповедей, крестного хода; выступлений детского хора; мультфильм, нарисованный детьми в приходской видеостудии
10. Во имя Святой Блаженной Матроны Московской нет нет нет нет нет нет
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе YouTube (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Большой интерес представляет авторский проект настоятеля прихода «Благая часть», который и является собственным видеоблогом священника. Всего проект насчитывает 606 роликов, расположенных в хронологическом порядке. Видео начали выходить в августе 2017 года и с тех пор выкладываются ежедневно, с очень редкими пропусками. В описании плейлиста на канале сказано: «Каждая программа - это разговор о самом важном, о жизненном, беспокоящем душу. Свои духовные размышления о пути к Богу и спасении души, о борьбе со страстями и поиске Истины батюшка рассматривает через призму современных событий». В этом же разделе - видеозапись беседы с настоятелем о покаянном настрое. В ходе передачи священник отвечает на вопросы прихожан, зачитываемые ведущей. Настоятель поясняет, что такое исповедь, в чем ее смысл, как правильно к ней готовиться, как ее проходить; как строятся отношения кающегося и священника в процессе совершения таинства. Отдельная часть передачи посвящена исповеди детей и подростков. Настоятель поясняет родителям отличия между исповедью взрослого и ребенка, дает советы о том, как помочь в подготовке.
Важно отметить, что этот канал имеет самое большое число подписчиков - как уже говорилось ранее, 2,8 тысяч человек. Ролики этого канала имеют и самое большое число просмотров, оно колеблется от 240 до 2000. Лайков, комментариев и ре-постов ролики канала не имеют. Возможно, это связано с тематикой выпусков. Выложенные записи не преследуют цели открыть дискуссию, скорее, они направлены на то, чтобы побудить аудиторию к внутренней работе над собой.
Канал храма во имя Преподобному-ченицы великой княгини Елисаветы Фео-доровны (Обитель милосердия) (табл. 2, № 5) называется: «Храм святой Великой Княгини Елисаветы». На канале 56 подписчиков, 106 видеороликов, объединенных в 13 плейлистов. Все они посвящены трем основным комуникативным темати-
кам - празднование десятилетия обители, жизнь ее подопечных и жизнь сестер.
Канал храма Великомученика Георгия (табл. 2, № 6) носит название «Храм Георгия Победоносца». На канале 28 подписчиков и один плейлист, содержащий 126 видео. Всё это записи проповедей настоятеля и священников храма. Проповеди выложены в хронологическом порядке, начиная с июня 2015 года. Последняя видеозапись датирована 27 мая 2018 года. Темы проповедей соответствуют церковному календарю, священник почти на всех записях с книгой в руках зачитывает Евангелие. Отдельно исповедь и причастие проповедник на этих записях не упоминает.
Канал храма рождества Христова (табл. 2 № 9) называется «Храм Рождества Христова г. Екатеринбург». Он создан 6 марта 2017 года, на канале 18 подписчиков и 73 ролика, объединенные в два плей-листа. Первый из них - спектакли и концерты, показанные детьми при храме. А второй - записи проповедей настоятеля и священников храма. Проповеди выложены в хронологическом порядке, начиная с апреля 2017 года. Последняя запись датирована 28 августа 2018 года. Проповеди поднимают только евангельские темы. О катехизаторских вопросах священники не говорят, поэтому информации об исповеди и причастии в проповедях не найдено.
YouTube канал храма в честь Владимирской иконы Божией Матери на семи ключах (табл. 3 № 3) носит название «Владимирский приход». Создан в 2014 году. Он структурирован 10-ю плейлистами, внутри которых сгруппированы 284 видео. Большая часть записей - это передачи телеканала «Союз». На канале выложено три эпизода из цикла «Есть что сказать». Эта программа представляет собой беседы со священником, в ходе которых поднимаются проблемы духовной жизни верующих, несущих военную службу. Обсуждаются благотворительные акции, проводимые епархией и администрацией города для военных. Зрителям передачи предлагается принять в них участие.
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Таблица 3. Репрезентация структурных компонентов цифрового взаимодействия по типу «исповедь» на платформе Youtube. Приходы спальных районов города Екатеринбурга
Table 3. Representation of the structural components of digital interaction by the type of "confession" on the Youtube platform. Parishes of the outskirts districts of the Yekaterinburg city
Храм / Temple Священник / Priest (Актор) Прихожане / Parishioners (Актор) YouTube (Пространство) Исповедь в расписании служб / Confession in the service schedule (время) Исповедь как ритуал / Confession as a ritual (средство) Исповедь как таинство / Confession as a sacrament (тема)
1. Архиерейское подворье во имя святителя Саввы Сербского нет нет нет Новостные репортажи на YouTube канале телеканала «Союз» нет нет
2. Святого Равноапостольного Князя Владимира нет нет нет нет нет нет
3. Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах нет нет https://www.youtube.com/chann el/UC8lHBxJ4b2LLevrzMEDh2 aA циклы передач Телеканала «Союз»: «Есть что сказать», «Школа покаяния», «Размышления на погосте». Видеозапись цикла огласительных бесед (читает катехизатор Сергей Масленников) нет нет на YouTube-канале циклы передач Телеканала «Союз»: «Школа покаяния», где очень подробно разбирается духовный смысл исповеди
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
Большая часть видео на канале - это цикл передач «Школа покаяния», выпускаемый той же телекомпанией. Цикл состоит из 70 передач - уроков, в ходе которых обсуждаются самые разные вопросы, связанные с покаянием, сокрушением, исповедью, праведной жизнью. Каждый выпуск посвящен конкретной, очень узкой теме или проблеме, с которой сталкиваются православные в повседневной жизни. В ходе обсуждения ведущая дает ответы на вопросы и конкретные рекомендации, как правильно себя вести православному в разных жизненных обстоятельствах. Схожей тематикой и содержанием обладает и цикл передач телеканала «Союз» «Размышление на погосте». Основной посыл сюжетов состоит в том, что православный должен помнить о смерти, будучи живым, и готовить свою душу к загробной жизни. Здесь, как пример для подражания, зрителям приводятся жизнеописания православных святых, старцев и мучеников. Кроме этого, на канал выложен цикл из 20 огласительных бесед, которые читает катехизатор Сергей Масленников.
Деятельность на платформе YouTube ведут не только приходы храмов, но и православная телекомпания «Союз». Ее видеороликами представлены здесь еще девять храмов Екатеринбурга, которые не имеют собственных каналов (см.: табл. 1 (№ 1, 2, 3, 4, 7, 8, 11); табл. 2 (№ 8); табл. 3 (№ 1)). На YouTube канале телекомпании собраны новостные сюжеты, рассказывающие о событиях в этих храмах - открытиях, освящениях, торжественных службах, детских и престольных праздниках.
Таким образом, из 54 православных приходов города Екатеринбурга на платформе YouTube собственный канал ведут только семь. Их коммуникативный контент содержит в себе следующие смысловые единицы, ранжированные нами по частотности: жизнь прихода (4 из 7), передачи ТК «Союз» (4 из 7), детские коллективы (3 из 7), записи проповедей (3 из 7), восстановление храма (2 из 7), вопросы духовной жизни (2 из 7). При этом исповедь
как тема коммуникации не является частотной ни для одного из них. Полная номенклатура единиц наблюдения также не представлена ни в одном случае. Из 7 каналов лишь один - Храма Успения Пресвятой Богородицы (ВИЗ)) (табл. 2, № 4) -содержит специальную беседу об исповеди как таинстве длительностью 46 минут. Другой храм в честь Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах (табл. 3, № 3) предлагает полный цикл записей программы «Школа Покаяния», где так же обсуждается исповедь как таинство. Другие девять храмов, представленные на YouTube новостными роликами православного телеканала «Союз», сами не являются создателями контента и не говорят о себе от первого лица.
Сравнивая эти данные с полученными в 2017 году, мы видим, что в одном случае (табл. 2, № 4) храм имеет низкую посещаемость - всего шесть человек, при том что максимальное число посетителей для храма спального района составляет 112 человек, согласно данным исследования. Одновременно с этим другой храм (табл. 3, № 3), представленный на платформе YouTube, хоть и не со всеми компонентами исповеди, является одним из самых посещаемых в городе (183 человека при максимальном количестве в 212 посетителей). Исповеди в этом храме в день наблюдения не проводилась, однако проводилось причастие. Это связано с тем, что период исследования совпал с празднованием Пасхи в 2017 году (Островская Е.А., Алексеева Е.В., 2018, с. 74-75).
Литература
1. Островская, Е.А., Алексеева, Е.В. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 71-115.
2. Denzin, N.K. Interpretive Interactionism (Applied social research methods). 2nd ed. London: Sage, 2002. 208 p.
3. Denzin, N.K. Symbolic interactionism and ethnomethodology: a proposed synthesis //
Алексеева Е. В. Исповедь как тема коммуникации на платформе УоиТиЬе (на примере православных приходов города Екатеринбурга) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - Т. 4, № 4,2018. С. 39-51
American Sociological Review. 1969. Vol. 34, Iss. 6. Pp. 922-934.
4. Denzin, N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 3rd ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. 1210 p.
5. Denzin, N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 4th ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. 784 p.
6. Hjarvard, S. The mediatization of religion. A theory of the media as agents of religious change // Northern Lights. 2008. № 6 (1). Pp. 9-26.
7. Luhmann, N. (1982), The Differentiation of Society. New York: Columbia University Press.
References
1. Ostrovskaya, E. A. and Alekseeva, E. V. (2018) "Strukturirovannoye nablyudeniye kak metod izucheniya religioznogo landshafta" [Structured observation as a method of the religious landscape studies], Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2, 71-115.
2. Denzin, N. K. (2002), Interpretive Inter-actionism (Applied social research methods series, 2nd ed.), Sage, London, UK.
3. Denzin, N. K. (1969), "Symbolic inter-actionism and ethnomethodology: a proposed synthesis", American Sociological Review, 34 (6), 922-934.
4. Denzin, N. K. and Lincoln, Y. S. (2005), The SAGE Handbook of Qualitative Research (3rd ed.), Sage, Thousand Oaks, CA.
5. Denzin, N. K. and Lincoln, Y. S. (2011),
The SAGE Handbook of Qualitative Research (4th ed.), Sage, Thousand Oaks, CA.
6. Hjarvard, S. (2008), "The mediatization of religion. A theory of the media as agents of religious change", Northern Lights, 6 (1), 9-26.
7. Luhmann, N. (1982), The Differentiation of Society. New York: Columbia University Press.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-03-00-387. «Формирование религиозной идентичности (на примере православных приходов города Екатеринбурга)»
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для деклараций.
Conflict of Interests: the author has no conflict of interests to declare.
ОБ АВТОРЕ:
Алексеева Екатерина Владимировна, магистр социологии, соискатель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Мира, д. 19, г. Екатеринбург, 620000, Российская Федерация; [email protected]
ABOUT THE AUTHOR:
Ekaterina V. Alexeeva, Master of Sociology, PhD Student Candidate, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 19 Mira St., Yekaterinburg, 620000, Russia; eka-terinaalexeeva@urfu. ru