Научная статья на тему 'ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НОВЫХ МЕДИА'

ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НОВЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1562
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТ / АУДИТОРИЯ / КОНТЕНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОВЫЕ МЕДИА / ИНТЕРВЬЮ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / YOUTUBE-КАНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шигабетдинова Г. М., Лапина А. А.

Рассматриваются способы взаимодействия журналиста и аудитории в новых медиа в формате интервью и, используя метод эмпирического исследования в форме контент-анализа, был проведён анализ их эффективности на примере YouTube-канала «вДудь». В ходе анализа также были выявлены различные способы организации обратной связи ведущего Юрия Дудя с аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALIST AND AUDIENCE: FEATURES OF INTERACTION IN NEW MEDIA

The article examines the ways of interaction between a journalist and an audience in new media in the interview format and, using the method of empirical research in the form of content analysis, an analysis of their effectiveness was carried out on the example of the YouTube channel "вДудь". In the course of the analysis, various ways of organizing feedback from the presenter Yuri Dudy with the audience were identified.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НОВЫХ МЕДИА»

A series of literary memoirs]. Moscow, Hud. literatura [Khud. literature], 1986, 734 p.

8. Chekhov A. P. Zapisnye knizhki. Zapisi na otdel'nyh listah. Dnevniki [Notebooks. Entries on separate sheets. Diaries]. Ed. 2-e. Moscow, Knizhnyj dom «LIBROKOM» [Book House «LIBROCOM»], 2012. 248 p.

9. Chekhov A. P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem. [Complete collection of works and letters]. Vol. 10. Moscow, Nauka, 1996, 496 p.

10. Schopenhauer A. Aforizmy i istiny [Aphorisms and truths]. Moscow, «FOLIO», 1999, 736 p.

Иванова Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ Кадетская школа г. Люберцы, Московская обл. Выпускник МГГУ им. М. А. Шолохова, бывший аспирант МПГУ.

Поступила 20.04.2021 г.

УДК 070

Г. М. ШИГАБЕТДИНОВА, А. А. ЛАПИНА

ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НОВЫХ МЕДИА

Рассматриваются способы взаимодействия журналиста и аудитории в новых медиа в формате интервью и, используя метод эмпирического исследования в форме контент-анализа, был проведён анализ их эффективности на примере YouTube-канала «вДудь». В ходе анализа также были выявлены различные способы организации обратной связи ведущего Юрия Дудя с аудиторией.

Ключевые слова: журналист, аудитория, контент, взаимодействие, новые медиа, интервью, обратная связь, УоиТиЬе-канал.

Актуальность избранной темы обусловлена, во-первых, широким распространением так называемых новых медиа, во-вторых, повышением требований к навыкам и опыту журналиста или интернет-пользователя как сетевого журналиста (блогера, фрилансера) в части оперативного использования преимуществ интернет-технологий при передаче информации и при создании своего мультимедиа-продукта (сайта, блога, интернет-проекта), а также в части понимания специфики языковых, жанрово-стилевых средств выразительности.

Объектом исследования выступают новые медиа в формате интервью. Предметом исследования - влияние взаимодействия журналиста и аудитории на эффективность новых медиа в формате интервью.

© Шигабетдинова Г. М., Лапина А. А., 2021

Эмпирический объект исследования -YouTube-канал «вДудь».

Цель исследования - выявление эффективных способов взаимодействия журналиста и аудитории в новых медиа в формате интервью.

В ходе работы произведён теоретический анализ научной и учебной литературы и выявлено, что к «новым медиа» традиционно относятся следующие ресурсы: интернет версии СМИ, интернет-СМИ, интернет-ТВ и интернет-радио, блогосферу, социальные сети, twitter, виртуальные сообщества, виртуальные игры и др. [3]. Одним из современных ресурсов, составляющих «новые медиа», является видеохостинг «YouTube», который на протяжении последних пятнадцати лет является не только лидирующим в списке крупнейших видеохостингов, но и входит в тройку самых посещаемых сайтов.

Жанр интервью предполагает участие двух собеседников: интервьюера и интервьюируемого. Они обмениваются информацией для того, чтобы передать информацию аудитории, которая в свою очередь является третьим участником коммуникации. В визуальных форматах аудитория не только слышит и видит то же, что и журналист, но и получает информацию не в обработке интервьюера, а от того, кто является носителем или источником этой информации. В таком случае человек, напрямую не задействованный в процессе, становится в какой-то степени участником [4, с. 98].

В современном общества возросло ожидание аудитории в коммуникации с коммуникато-ром,возросла роль «обратной связи». Коммуникация уже стала естественным, «потоковым процессом». В наше время информация очень быстро теряет релевантность, а конвергентные СМИ позволяют максимально быстро получить актуальную информацию. Формы и методы взаимодействия СМИ с аудиторией позволяют не только дополнить процесс коммуникации с потребителем, сделать его двусторонним, но и помогает редакциям собрать мнение, которое позволяет корректировать работу СМИ.

Специфической чертой «новых медиа» в формате интервью стала их независимость. Интервьюируемый в «новых медиа» имеет свободу высказывать свои жизненные позиции и политические взгляды. Реакция аудитории на его высказывания может быть непредсказуемая, но часто «неудобные» формулировки повышают отклик зрителей и рождают новый инфо-повод. Продолжительность интервью в среднем может варьироваться от 30 минут до 2 часов, что говорит о минимальной вырезке материала из выпусков.

На основе анализа теоретических источников (ОгеЫе V., Засурский И., Карякина К. А.) выделили критериальную базу для анализа эмпирического объекта. Критерии сгруппированы в несколько модулей: общий модуль (цель, направленность, период трансляции); квантитативные признаки (частота выхода, продолжительность и количество выпусков); коммуникатор (индивидуально-личностные характеристики, специфика общения коммуникатора с аудиторией); целевая аудитория (социально-демографические характеристики); контент (сообщение) канала (дизайн и его принцип).

Произведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа популярного УоиТиЬе-канала Юрия Александровича Дудя под названием «вДудь» (24 выпуска). Данный канал позиционируется как интернет-шоу. Автор берёт интервью у известных личностей различных сфер деятельности.

В ходе анализа выявлено, что период трансляции данного шоу идёт с 7 февраля 2017 года по настоящее время. Частота выпуска в среднем два раза в месяц, а продолжительность 35-191 минут. Количество выпусков на начало декабря 2020 года -120, количество подписчиков - 8,43 млн, просмотры - 1,2 млрд.

Ведущему шоу Юрию Дудю 34 года, он журналист, главный редактор, ютубер, телеведущий и радиоведущий.

Дудь ориентируется на самую массовую и активную русскоговорящую аудиторию Рунета -молодёжь 25-35 лет. Он поднимает темы, которые интересны большинству обычных молодых людей: о том, как можно заработать много денег, добиться общественного признания, выстроить отношения с другими людьми и др.

Согласно специфике общения коммуникатора с аудиторией (Г. С. Мельник), Юрий использует стиль общения «я-другой-интеграция», который является зачастую более плодотворным. В нём ощутимо стремление доверять партнёрам по общению и строить отношения с ними практически на равных. Согласно типологии С. М. Газарха, в интервью присутствует тип общения среднедис-танционный, который предполагает присутствие аудитории «где-то рядом» с происходящими событиями. Здесь достигается синтез «интимности» и «глобальности» одновременно.

В совокупности контент (сообщение) программ является связным и целостным, информативными доступным. Совокупность элементов, таких как образы, места съёмок, однозначность высказываний соответствуют тому, что обсуждают в кадре герой и автор интервью. Некоторые интервью проходят в студии и в качестве перебивки, для более комфортного восприятия информации зрителем, появляются кадры из других локаций, таких, как рабочая среда героя. Контент на канале «вДудь» можно просматривать на различных носителях. Люди сами выбирают, что смотреть, где смотреть и когда это делать. Разнообразие носителей даёт потребителям

информации распоряжаться собственным временем и вернуться к контенту в более удобный для этого момент.

В названии программ отражается возможность удовлетворить интерес аудитории (Антон Долин - стыдные вопросы про кино, Деревянко - депрессия, Венесуэла, фрилав, Гуриев - пенсионная реформа, демедведизация, доллар). С помощью рекламы на своём канале Юрий может дать анонс грядущего события, где его можно лично встретить и пообщаться.

Монтаж также позволяет зрителю ощущать себя участником обсуждения в самой студии, что повышает ценность просмотра видеоролика. Комментарии - это прямой способ взаимодействия с аудиторией, который помогает выступать аудитории в соавторстве с автором. В данном разделе аудитория может выразить своё отношение к вышедшему материалу или вступить в дискуссию с остальными пользователями. У программы Юрия Дудя есть одна традиция: в самом конце видео он забирает у каждого героя принадлежащую ему вещь и разыгрывает среди подписчиков, придумывая каждый раз новое задание. Эта традиция отличает его канал от телевизионных программ, основанных на жанре интервью, а также добавляет большего интереса публики.

Дизайн выпусков и самого канала подчинён его содержанию и нацелен на молодёжную аудиторию. Присутствует единство стиля, экономичность и сдержанность дизайнерских решений, которые не отвлекает от транслируемого сообщения и помогают восприятию контента. Вся инфорграфика (иллюстрации, вставки и т. д.) обсуждаемых событий позволяет достигать эффекта присутствия и помогает выстроить хронологию обсуждаемых событий. Во многом перечисленные способы визуализации сообщения помогают больше включать аудиторию в обсуждение, параллельно самому интервью разъяснять не очевидные факты, добавлять элемент юмора в программу и задействовать все способы восприятия для лучшего принятия аудиторией транслируемого контента. Благодаря виджетам «Мне нравится» и «Рассказать друзьям», команда проекта может анализировать предпочтения аудитории в контенте. Это качественная обратная связь, которая доступна в совершенно открытом виде.

Кроме передач на канале, ведущий регулярно проводит трансляции на платформе «Instagram», т. е. он общается с подписчиками в режиме реального времени. Это хорошая возможность для ведущего продвигать бренд,свой проект, получать обратную связь и продолжать выстраивать диалог с аудиторией. Аудитория боится пропустить нечто важное, а организатор имеет доступ к статистике, что позволяет по количеству посещений и комментариям определить, какие форматы и темы наиболее актуальны.

В браузере на стартовой странице электронных носителей можно увидеть видео с платформы YouTube из вкладки «В тренде». Данный способ объединяет в себе два вида взаимодействия с аудиторией — это ленты новостей и функция поиска. YouTube считывает интересы пользователей и рекомендует им релевантные видео. Таким образом, когда интервью посмотрело большое количество пользователей, оно попадает «в тренды».

На основе выделенной критериальной базы проведён анализ эмпирического объекта. Обобщая результаты анализа, можно сделать вывод, что и выбор жанра, и контент, и дизайн программы, и место размещения программы - всё способствует выстраиванию эффективной коммуникации команды с аудиторией. Кроме того, в ходе анализа были выявлены различные способы организации обратной связи ведущего Юрия Дудя с аудиторией: трансляции, ленты новостей, функция поиска, ознакомление с сообщением на различных носителях, визуализация (текст, картинка, графика, аудиофайл, видеофайл), видже-ты («Мне нравится», «Рассказать друзьям»), функция «Подписка», призовые розыгрыши, реклама, говорящие названия видеороликов, комментарии, личный брендинг с помощью социальных сетей. Каждый из перечисленных способов делает возможным общение с разноплановой аудиторией. Можно сделать вывод, что Юрий отлично знает свою аудиторию и тщательно выстраивает процесс коммуникации с ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Crosbie V. What is new media? // Corante. -2007.

2. Засурский И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II

Блоги в системе массовых коммуникаций // Сборник лаборатории медиакультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. -М.: Издательство МГУ, 2007. - 242 с.

3. Карякина К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // mediascope.ru: Портал научных исследований СМИ, 2010.

4. Шестакова П. С. Применение жанра интервью в интернет-пространстве // Медиасреда. -2019. - С. 99.

3. Karyakina K. A. [Actual forms and models of new media: from understanding the audience to creating content] Aktual'nye formy i modeli novyh media: ot ponimaniya auditorii k sozdaniyu kontenta. mediascope.ru: [Portal of scientific research of mass media] Portal nauchnyh issledovanij SMI, 2010.

4. Shestakova P. S. [Application of the interview genre in the Internet space] Primenenie zhanra interv'yu v internet-prostranstve. Mediasreda, 2019, 99 р.

REFERENCES

1. Crosbie V. What is new media? // Corante. -2007.

2. Zasursky I. Internet i interaktivnye elektronnye media: Issledovaniya. CHast' II Blogi v sisteme massovyh kommunikacij [Internet and interactive electronic media: Research. Part II Blogs in the system of mass communications] Sbornik laboratorii mediakul'tury kommunikacii, konvergencii i cifrovyh tekhnologij [Collection of the laboratory of Media culture of communication, convergence and digital technologies]. Moscow, Izdatel'stvo MGU [MSU Publishing House], 2007, 242 p.

Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ. E-mail: gusel@ulstu.ru. Имеет статьи в области рекламы и связей с общественностью.

Лапина Анастасия Андреевна, студент гуманитарного факультета направления «Реклама и связи с общественностью» УлГТУ. E-mail: a.lapina2000@gmail.com. Имеет статьи в области рекламы и связей с общественностью.

Поступила 09.06.2021 г.

УДК 659.11:616-036.21

Г. М. ШИГАБЕТДИНОВА, Д. А. СЕТЯНОВА

РЕКЛАМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ «COVID 19»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Рассматривается адаптация коммуникационной политики компании в условиях меняющихся реалий. Используя метод эмпирического исследования в форме контент-анализа, был проведён анализ эффективности влияния социальной рекламы на аудиторию в период пандемии на примере компании Макдональдс в России. В ходе исследования были выявлены особенности подачи рекламного сообщения продолжительностью всего 20 секунд в полной тишине, которое представлено компанией на YouTube-канале.

Ключевые слова: реклама, массовая коммуникация, аудитория, коммуникатор, сообщение.

Современные социально-экономические и политические условия формируют новые реалии существования социума как такового. Опреде-

© Шигабетдинова Г. М., Сетянова Д. А., 2021

ленная роль отводится средствам массовой коммуникации, которые используются для информационного влияния на население с целью изменения его социального поведения. Одним из вариантов такого воздействия является реклама. Период компьютеризации и активного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.