Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮНОШИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КИБЕРЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бостанова Светлана Николаевна, Недвига Полина Романовна

В данной статье описаны характеристики интернет-зависимости и факторы, воздействующие на ее формирование и последствия, оказывающие на личность в юношеском возрасте. А также проблемы социального развития в юношеском возрасте, как следствие данного явления. Представлены результаты проведенных диагностических методик по выявлению особенностей Интернет-зависимых и склонных к Интернет-зависимости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бостанова Светлана Николаевна, Недвига Полина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNET ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE

This article describes the characteristics of Internet addiction and the factors influencing its formation and the consequences that affect the personality in adolescence. As well as problems of social development in adolescence, as a consequence of this phenomenon. The results of the diagnostic techniques carried out to identify the features of Internet-dependent and Internet-addicted students are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Бостанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); студентка Недвига Полина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье описаны характеристики интернет-зависимости и факторы, воздействующие на ее формирование и последствия, оказывающие на личность в юношеском возрасте. А также проблемы социального развития в юношеском возрасте, как следствие данного явления. Представлены результаты проведенных диагностических методик по выявлению особенностей Интернет-зависимых и склонных к Интернет-зависимости студентов.

Ключевые слова: интернет, аддиктивное поведение, юноши, диагностические критерии, виртуальная реальность, киберзависимость.

Annotation. This article describes the characteristics of Internet addiction and the factors influencing its formation and the conséquences that affect the personality in adolescence. As well as problems of social development in adolescence, as a consequence of this phenomenon. The results of the diagnostic techniques carried out to identify the features of Internet-dependent and Internet-addicted students are presented.

Key words: internet, addictive behavior, young men, diagnostic criteria, virtual reality, cyber addiction.

Введение. Научно-технический прогресс набирает большие обороты. Сегодня нам сложно представить человека, у которого отсутствовали бы мобильные устройства, компьютеры и другие информационные технологии. Психологическое явление - компьютерная зависимость, связанно с информатизацией всевозможных сфер жизнедеятельности людей, несёт разрушительный характер. Проявляется в повышенной важности и чрезмерное использование компьютера.

Развитие и применения информационных технологий позволяют современному человеку идти в ногу со временем. Подобной дефиниции придерживаются и авторы работы «Влияние компьютерных технологий на личность подростка» С.Н. Бостанова, М.К. Тетуева, Ф.А. Байбанова, раскрывая проблему воздействия компьютерных технологий на личность [2]. Информационное общество выдвигает новые требования к подрастающему поколению, вследствие чего современное образование повышает эффективность обучения путем внедрения использование компьютера [1, 7]. Однако это может нести существенные проблемы в частности формирование аддиктивного поведения. По мере развития компьютерная зависимость приводит к социальной изоляции, отсутствию мотивации, опустошённости и физическим заболеваниям многих юношей и девушек.

Целью проведенного нами исследования было рассмотреть особенности и феноменология киберзависимости; выявить причины киберзависимости у лиц юношеского возраста в Карачаево-Черкесии. Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи: ознакомиться с степенью разработанности данной проблемы в литературе; определить факторы, способствующие киберзависимости; исследовать возможности преодоления киберзависимости.

Практическая значимость проведенной работы определяется тем, что итоговые результаты работы можно использовать для подготовки, создания и реализации программ психологической помощи для практических психологов, для педагогов в образовательных учреждениях различного типа, а также в работе родителями.

Изложение основного материала статьи. Компьютерный мир замещает реальность, зависимый человек растворяется в виртуальном мире, реальная действительность воспринимается как что-то несуществующее. Это становится началом постепенного исчезновения инстинкта самосохранения.

Чаще всего молодое поколение не способно самостоятельно контролировать время, проведенное в сети, что несет негативное влияние на их не только физическое, но и психологическое здоровье [3, 4, 6, 8].

Психологические симптомы, свидетельствующие о компьютерной зависимости:

1) появление чувства эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании контакта;

2) неудержимое влечение к выходу в Интернет;

3) отсутствие контроля над временем взаимодействия с компьютером;

4) желание увеличивать или увеличение количества времени взаимодействия с компьютером и нахождения в Интернет;

5) невозможность остановиться [5].

Таким образом, Интернет-аддикция выступает наравне с другими типами зависимости, соответствует критериям:

- снижение и нарушение социальной, учебной и другой деятельности;

- конфликт с окружающим миром, также внутриличностный конфликт;

- замкнутость и резкая негативная реакция на осуждение этого поведения, чувство вины или тревожности, тщетные усилия исправить ситуацию.

В сравнении с другими формами, Интернет-зависимость имеет отличительное многоуровневое включение аддикта с нереалистичной оценкой происходящего, то есть аддиктивная личность выстраивает личную систему ценностей, отличительное мышление. Только при Интернет-зависимости возможна высокая степень интеграции психических процессов, что приводит к отсутствию нужды в использовании психологических защит, как при других формах зависимости [4].

Конечно, виртуальная реальность выступает пространством возможностей для саморазвития человека, и лишь от самого человека зависит, как он воспользуется, и что превознесёт в свою реальность из многообразной и свободной виртуальности [2, 3, 8].

Экспериментальная работа проводилась среди студентов КЧГУ имени У.Д. Алиева г. Карачаевска, где в качестве респондентов выступили 30 студентов. Возраст исследуемых от 18 до 23 лет.

В ходе планирования эмпирического исследования методический материал подбирался с целью получить информацию о показателях уровня субъективного ощущения человеком своей интернет-аддикции, а также склонности к ней.

Нами были сделаны анализ и интерпретация полученных данных по проведенной методике №1 «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».

Исходя из полученных результатов, проведенной указанной методики мы разделили респондентов на следующие группы. В соответствии с тем, какое количество баллов было набрано студентами, они распределились по уровням: высокий, средний, низкий (см. рис. 1).

Рисунок 1. Результаты теста-опросника для установления зависимости от компьютерных игр, интернета

Как видно из рисунка 1, низкий уровень зависимости наблюдается у 20 респондентов, что составляет (66,66%) из общего количества испытуемых. Люди этой категории, зачастую общительны. Комфортно чувствуют себя в социуме, охотно заводят новые знакомства.

Следующая категория - 7 (23,33%) респондентов имеют средний уровень киберзависимости. К этой же категории относятся люди, комфортно чувствующие себя как в виртуальном, так и в реальном мире.

В следующую испытуемых категорию высокого уровня входят 3 человека, что в итоге составляет 10%. Этих студентов можно охарактеризовать, как людей, замкнутых в себе, неуверенных и нерешительных. Им комфортно находиться больше в виртуальном мире. Как правило, им легче заводить знакомства в интернете, где они строят свой маленький мир.

Анализ и интерпретация полученных данных по методике №2 В.Ф. Ряховского «Коммуникабельны ли вы?» (см. рис. 2).

Рисунок 2. Результаты методики В. Ф. Ряховского «Коммуникабельны ли вы?»

По результатам этой методики можно разделить студентов на 3 категории:

Первая категория - нормальная коммуникабельность (12 студентов, что составляет 40%). Данную категорию составляют люди любознательные, охотно слушающие собеседника, терпеливы при взаимоотношении с другими людьми, поддерживают свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неприемлемые поступки их раздражают.

Вторая категория - коммуникабельность выше нормы (выделились 12 студентов, что составило 40%). Люди данной выборки весьма общительны, с незнакомой компании быстро находят общий язык. Гибкие в решении проблем. В общении чаще используют саркастические выражения.

Третья категория - высокая коммуникабельность (6 респондентов - 20%). Люди с данным уровнем коммуникабельности, слишком общительны. Они вызывают раздражение у окружающих, так как в силу своей ассертивности высказывают свое мнение по любому вопросу. Им нравится быть в центре внимания, никому не отказывают в требованиях и просьбах, хотя не часто могут их исполнить. Им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с трудностями. При необходимости, конечно, они смогут себя заставить не отступать.

Анализ и интерпретация полученных данных по методике №3 «Скрытый стресс» (см. рис. 3).

Рисунок 3. Результаты по методике «Скрытый стресс»

Исходя из полученных результатов, и по описанию указанной методики можно разделить респондентов на две категории:

1. Норма (19 обучающихся - 63,33%). Люди этой группы безболезненно для себя справляются с мелкими и бытовыми проблемами.

2. Присутствие скрытого стресса (11 обучающихся - 36,66%). Люди этой категории склонны преувеличивать степень той или иной трудности, оказывающей на психику негативное влияние. Они имеют повышенную склонность к интернет-зависимости. Что требует обратить особое внимание на их образ жизни.

Выводы. В результате проведенной программы диагностических методик мы выявили психологические особенности Интернет-зависимых студентов и имеющих к ней склонность. По итогу диагностики обнаружили что основная группа испытуемых имеют начальный уровень Интернет-зависимости, три из которых имеют признаки её наличия. Из этого следует, что они характеризуются низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности и особой потребностью в общении.

Студенты являются основной массой пользователей сети, поэтому они больше всего подвержены развитию Интернет-зависимости. Необходимость в получении информации, повышенная общественная активность и бесконтрольное использование компьютеров, смартфонов формируют из них основную массу пользователей интернета. Удобство и анонимность сети, беспечность и легкость общения через мессенджеры, масштабность находящейся в Интернете информации, разнообразность развлечений и преимуществ становятся основанием киберзависимости у студентов.

Литература:

1. Бостанова, С.Н. Влияние стрессоустойчивости на «социализацию» личности в онлайн-пространстве / С.Н. Бостанова // Алиевские чтения: Материалы научной сессии, посвященной 100-летию образования Карачаево-Черкесской Республики, Карачаевск, 29-30 апреля 2022 года. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2022. - С. 32-38. - EDN OSSASJ.

2. Бостанова, С.Н. Влияние компьютерных технологий на личность подростка / С.Н. Бостанова, М.К. Тетуева, Ф.А. Байбанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 10(212). - С. 525-531. - DOI 10.34835^п.2308-1961.2022.10.р525-531. - EDN МСХВЕК

3. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 90-100

4. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т. 5. - № 2. - С. 20-27

5. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2001.

6. Красиловская, О.Н. Основные факторы возникновения и проявления детского агрессивного поведения / О.Н. Красиловская, Н.А. Сафонова, И.В. Ткаченко // Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 22 ноября 2022 года / Под общей редакцией И.В. Ткаченко. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 42-44. -EDN GLQYOS.

7. Пирмагомедова, Э.А. Вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях модернизации системы образования / Э.А. Пирмагомедова // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): Сборник материалов IV международной научно-практической конференции, Грозный, 21 ноября 2019 года. - Грозный: Издательство ООО НПКП «МАВР», 2019. - С. 526-529. - EDN FDJCEH

8. Семенова, Ф.О. Влияние мировоззренческих установок на особенности формирования аддиктивного поведения в юношеском возрасте / Ф.О. Семенова, М.Х. Кочкаров // Актуальные проблемы науки и техники. 2021: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17-19 марта 2021 года. - Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2021. - С. 442-443. - EDN UVSBCN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.