Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Наталья Александровна, Богданова Светлана Вячеславовна, Прянишникова Ольга Альфонсовна, Ефимова Светлана Васильевна, Бучацкая Ирина Николаевна

Введение. В процессе обучения в начальном звене школы младший школьник вырабатывает и закрепляет навыки нормативного общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, овладевает определенным уровнем коммуникативной компетентности. На данном возрастном этапе развития ребенок стремится устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. В процессе взаимодействия с учителями и сверстниками у младшего школьника происходит осознание своего «Я». Между тем в межличностных отношениях зачастую возникают конфликты и трудности в общении, которые могут закрепляться и негативно повлиять на личностное развитие ребенка, обусловить в дальнейшем дезинтеграцию его в социуме, предопределить отклонения в поведении. Цель исследования. Определить у детей младшего школьного возраста личностные трудности в общении с целью их дальнейшей психокоррекции. Методика и организация исследования. В исследовании применялись: анализ и обработка научно-методической литературы, эксперимент, психодиагностические методики: М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»; опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой по факторам, относящимся к коммуникации и являющимся важными для учебы; тест Джона Бука «Дом, дерево, человек», математико-статистическая обработка данных с помощью U-критерия Манна-Уитни. В нашем исследовании принимали участие обучающиеся младшего школьного возраста в количестве 52 человек (27 учеников - контрольная группа и 25 детей вошли в экспериментальную группу). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, показали, что третья часть выборочной совокупности имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей. Изучение выраженности коммуникативноличностных качеств позволило сделать вывод о том, что у каждого десятого ребенка отсутствует самокритичность, а у практически половины респондентов выявлена лишь начальная стадия формирования самокритичности. Следовательно, большинство младших школьников не всегда могут адекватно оценить реальные условия взаимодействия, свои достоинства, недостатки, а также допускаемые ошибки. Значительное количество обучающихся младших классов не проявляют инициативы в общении, а ведь инициатива является первым шагом, своеобразным толчком, побуждающим человека самостоятельно совершать разнообразные действия в различных сферах жизнедеятельности. Потребность в общении выражена у большинства детей, однако около трети опрошенных учащихся младшего школьного возраста испытывают трудности в общении, им необходима помощь в организации поведения и деятельности, свойственно проявление конфликтности и агрессии в процессе взаимодействия с другими людьми. Выводы. Анализ полученных результатов исследования позволил нам определить ряд трудностей в общении у обучающихся начального звена школы и разработать комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию межличностного общения младших школьников со сверстниками, который в настоящее время мы реализуем с респондентами экспериментальной группы. В основе разработанного нами комплекса занятий лежит системный подход, при котором объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Коррекционно-развивающие занятия позволят детям активно овладеть навыками эффективного общения, сформировать равноправные субъект-субъектные взаимоотношения, имеющее целью взаимное познание, стремление учитывать во взаимодействии цели каждого участника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Наталья Александровна, Богданова Светлана Вячеславовна, Прянишникова Ольга Альфонсовна, Ефимова Светлана Васильевна, Бучацкая Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PERSONAL COMMUNICATION DIFFICULTIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Introduction. In the process of studying at the elementary school, a junior student develops and strengthens the skills of normative communication, both with adults and with peers, and masters a certain level of communicative competence. At this age stage of development, the child strives to establish friendly relationships with peers. In the process of interacting with teachers and peers, a younger student becomes aware of the "I". Meanwhile, conflicts and communication difficulties often arise in interpersonal relationships, which can consolidate and negatively affect the child's personal development, cause further disintegration in society, and predetermine behavioral deviations. The purpose of the study. To identify personal difficulties in communication in primary school age children with a view to their further psychocorrection. Methodology and organization of the study. The study used: analysis and processing of scientific and methodological literature, experiment, psychodiagnostic methods: M.I. Rozhkova "Diagnostics of studying the formation of communication as communication in younger schoolchildren"; Kettell questionnaire modified by L.A. Yasyukova on factors related to communication and important for study; John Beech's test "House, tree, person", mathematical and statistical data processing using the Mann-Whitney U-test. Our study involved 52 primary school-age students (27 students were in the control group and 25 children were in the experimental group). The results of the study and their discussion. The results obtained at the ascertaining stage of the experiment showed that the third part of the sample population has low level of development of communicative abilities. The study of the severity of communicative and personal qualities allowed us to conclude that every tenth child lacks self-criticism, and almost half of the respondents revealed only the initial stage of self-criticism formation. Consequently, the majority of younger schoolchildren cannot always adequately assess the real conditions of interaction, their advantages, disadvantages, as well as the mistakes made. A significant number of elementary school students do not show initiative in communication, but the initiative is the first step, a kind of push that encourages a person to independently perform a variety of actions in various spheres of life. The need for communication is expressed in most children, but about a third of the surveyed primary school students have difficulty communicating, they need help in organizing behavior and activities, conflict and aggression are characteristic in the process of interacting with other people. Conclusions. The analysis of the obtained research results allowed us to identify a number of communication difficulties among primary school students and to develop a set of correctional and developmental classes for the formation of interpersonal communication between younger schoolchildren and their peers, which we are currently implementing with the respondents of the experimental group. The complex of classes developed by us is based on the systematic approach, in which the object is considered as a set of interrelated elements. Correctional and developmental classes will allow children to actively master the skills of effective communication, form equal subject-subject relationships, aimed at mutual cognition, the desire to take into account the goals of each participant in the interaction.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Психологические науки

УДК 159.923

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наталья Александровна Алексеева, кандидат психологических наук, Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, Ольга Альфонсовна Прянишникова, кандидат биологических наук, Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, Ирина Николаевна Бучацкая, кандидат биологических наук, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, г. Великие Луки, Юлия Владимировна Стрелецкая, кандидат педагогических наук, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, г. Великие Луки

Аннотация

Введение. В процессе обучения в начальном звене школы младший школьник вырабатывает и закрепляет навыки нормативного общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, овладевает определенным уровнем коммуникативной компетентности. На данном возрастном этапе развития ребенок стремится устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. В процессе взаимодействия с учителями и сверстниками у младшего школьника происходит осознание своего «Я». Между тем в межличностных отношениях зачастую возникают конфликты и трудности в общении, которые могут закрепляться и негативно повлиять на личностное развитие ребенка, обусловить в дальнейшем дезинтеграцию его в социуме, предопределить отклонения в поведении. Цель исследования. Определить у детей младшего школьного возраста личностные трудности в общении с целью их дальнейшей психокоррекции. Методика и организация исследования. В исследовании применялись: анализ и обработка научно-методической литературы, эксперимент, психодиагностические методики: М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»; опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой по факторам, относящимся к коммуникации и являющимся важными для учебы; тест Джона Бука «Дом, дерево, человек», математико-статистическая обработка данных с помощью ^критерия Манна-Уитни. В нашем исследовании принимали участие обучающиеся младшего школьного возраста в количестве 52 человек (27 учеников - контрольная группа и 25 детей вошли в экспериментальную группу). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, показали, что третья часть выборочной совокупности имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей. Изучение выраженности коммуникативно-личностных качеств позволило сделать вывод о том, что у каждого десятого ребенка отсутствует самокритичность, а у практически половины респондентов выявлена лишь начальная стадия формирования самокритичности. Следовательно, большинство младших школьников не всегда могут адекватно оценить реальные условия взаимодействия, свои достоинства, недостатки, а также допускаемые ошибки. Значительное количество обучающихся младших классов не проявляют инициативы в общении, а ведь инициатива является первым шагом, своеобразным толчком, побуждающим человека самостоятельно совершать разнообразные действия в различных сферах жизнедеятельности. Потребность в общении выражена у большинства детей, однако около трети опрошенных учащихся младшего школьного возраста испытывают трудности в общении, им необходима помощь в организации поведения и деятельности, свойственно проявление конфликтности и агрессии в процессе взаимодействия с другими людьми. Выводы. Анализ полученных результатов исследования позволил нам определить ряд трудностей в общении у обучающихся начального звена школы и разработать комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию межличностного общения младших школьников со сверстниками, который в настоящее время мы реализуем с респондентами экспериментальной группы. В основе разработанного нами комплекса занятий лежит системный подход, при котором объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Коррекционно-развивающие занятия позволят детям активно овладеть навыками эффективного общения, сформировать равноправные субъект-субъектные взаимоотношения, имеющее целью взаимное познание, стремление учитывать во взаимодействии цели каждого участника.

Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативно-личностные качества. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p520-525

STUDY OF PERSONAL COMMUNICATION DIFFICULTIES IN PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

Natalia Aleksandrovna Alekseeva, the candidate of psychological sciences, Svetlana Vyacheslavovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, Olga Alfonsovna Pryan-

ishnikova, the candidate of biological sciences, Svetlana Vasilyevna Efimova, the candidate of pedagogical sciences, Irina Nikolaevna Buchatskaya, the candidate of biological sciences, Ve-likiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Velikiye Luki, Yulia Vladimirovna Streletskaya, the candidate of pedagogical sciences, Velikiye Luki State Agricultural Academy,

Velikiye Luki

Abstract

Introduction. In the process of studying at the elementary school, a junior student develops and strengthens the skills of normative communication, both with adults and with peers, and masters a certain level of communicative competence. At this age stage of development, the child strives to establish friendly relationships with peers. In the process of interacting with teachers and peers, a younger student becomes aware of the "I". Meanwhile, conflicts and communication difficulties often arise in interpersonal relationships, which can consolidate and negatively affect the child's personal development, cause further disintegration in society, and predetermine behavioral deviations. The purpose of the study. To identify personal difficulties in communication in primary school age children with a view to their further psychocorrection. Methodology and organization of the study. The study used: analysis and processing of scientific and methodological literature, experiment, psychodiagnostic methods: M.I. Rozhkova "Diagnostics of studying the formation of communication as communication in younger schoolchildren"; Kettell questionnaire modified by L.A. Yasyukova on factors related to communication and important for study; John Beech's test "House, tree, person", mathematical and statistical data processing using the Mann-Whitney U-test. Our study involved 52 primary school-age students (27 students were in the control group and 25 children were in the experimental group). The results of the study and their discussion. The results obtained at the ascertaining stage of the experiment showed that the third part of the sample population has low level of development of communicative abilities. The study of the severity of communicative and personal qualities allowed us to conclude that every tenth child lacks self-criticism, and almost half of the respondents revealed only the initial stage of self-criticism formation. Consequently, the majority of younger schoolchildren cannot always adequately assess the real conditions of interaction, their advantages, disadvantages, as well as the mistakes made. A significant number of elementary school students do not show initiative in communication, but the initiative is the first step, a kind of push that encourages a person to independently perform a variety of actions in various spheres of life. The need for communication is expressed in most children, but about a third of the surveyed primary school students have difficulty communicating, they need help in organizing behavior and activities, conflict and aggression are characteristic in the process of interacting with other people. Conclusions. The analysis of the obtained research results allowed us to identify a number of communication difficulties among primary school students and to develop a set of correctional and developmental classes for the formation of interpersonal communication between younger schoolchildren and their peers, which we are currently implementing with the respondents of the experimental group. The complex of classes developed by us is based on the systematic approach, in which the object is considered as a set of interrelated elements. Correctional and developmental classes will allow children to actively master the skills of effective communication, form equal subject-subject relationships, aimed at mutual cognition, the desire to take into account the goals of each participant in the interaction.

Keywords: communication, communication, communicative and personal qualities.

Трудности в развитии общения имеют биологическую, психологическую и социальную обусловленность. Современная цифровизация способствует упрощению общения, ухудшению когнитивных, коммуникативных способностей и влияет на формирование личностных свойств детей. При этом ребенку присуща потребность в общении со сверстниками и взрослыми, ему необходимо овладевать различными средствами обще-

ния, навыками слушания, учиться сотрудничать, договариваться [1, 4].

Младший школьный возраст очень благоприятен для формирования, закрепления и развития этих действий. Поэтому необходимо создать определенные условия, которые будут этому способствовать. Дети нуждаются в поддержке, одобрении от взрослых, адекватном воспитании в семье. Со стороны педагогов и психологов могут быть использованы различные сюжетно-ролевые игры, элементы сказко- и арттерапии, группового социально-психологического тренинга, которые будут создавать условия для развития самосознания, рефлексии, личности школьника и способствовать взаимодействию, объединению детей. Для наилучших результатов, как всегда, необходим комплексный подход, в котором будут заинтересованы все участники образовательного процесса [2, 3].

На констатирующем этапе эксперимента была проведена психодиагностика по определению трудностей в общении у детей младшего школьного возраста. Для этого использовались методики: М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»; опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой по факторам, относящимся к коммуникации и являющимся важными для учебы; тест Джона Бука «Дом, дерево, человек».

Результаты диагностики М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 1. Анализ результатов этой диагностики показал, что для 54% детей экспериментальной и 36% контрольной групп свойственен низкий уровень сформированности коммуникации, что свидетельствует о наличии определенных коммуникативных трудностей, а также о более слабом интересе к общению и ситуациям успеха.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

54% 46%

36% 36%

18%

10%

ш

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 1 - Уровень сформированности коммуникации у младших школьников до эксперимента

Средний уровень сформированности коммуникации наблюдается у 36% участников экспериментальной и у 46% контрольной групп. Эти дети стремятся к общению, но при этом не всегда способны управлять своими эмоциями и правильно оценить ситуацию.

Высокий уровень сформированности коммуникации, что проявляется в интересе к общению со сверстниками, активности, способности слушать, слышать и управлять своим поведением, выявлен у 10% респондентов в экспериментальной группе и у 18% в контрольной.

Различия между показателями сформированности коммуникации у детей экспериментальной и контрольной групп не достоверны, о чем говорит расчет и-критерия Ман-на-Уитни, эмпирическое значение которого (48,5) находится в зоне незначимости, иКр (р<0, 05) < иэмп.

С помощью опросника Кеттелла в модификации Л. А. Ясюковой нами были изучены личностные качества детей касаемо факторов волевого самоконтроля, самокритичности, активности в общении и потребности в общении. Итоги диагностики детей до экспе-

римента представлены в таблице.

Анализ результатов по фактору «волевой самоконтроль» показал, что в экспериментальной группе нет детей, относящихся ко второй зоне, которая говорит о слабости самоконтроля, а в контрольной группе таких детей - 10%. Третья зона волевого самоконтроля, которая свидетельствует о необходимости помощи для организации детей, выявлена у 35% детей из экспериментальной группы и 27% из контрольной. Четвертая зона волевого самоконтроля, когда ребенок уже умеет организовывать свой день, выявлено у 55% в экспериментальной группе и 63% в контрольной. Пятая зона, когда ребенок слишком «заорганизован», слишком «правильный» выявилась лишь у 10% детей в экспериментальной группе и ни у одного в контрольной. Эти данные говорят о малой выраженности крайних зон волевого самоконтроля, и больше приближаются к норме.

Таблица 1 - Выраженность коммуникативно-личностных качеств у младших школьников до эксперимента_

■——___ Зона 2 3 4 5

Фактор ------

Волевой самоконтроль (эксп./контр.), % 0/10 35/27 55/63 10/0

Самокритичность (эксп./контр.), % 10/18 45/27 27/45 18/10

Активность в общении (эксп./контр.), % 10/18 45/27 27/45 18/10

Потребность в общении (эксп./контр.), % 10/10 18/27 62/53 10/10

Анализируя фактор «самокритичность», мы видим, что у 10% детей из экспериментальной группы и у 18% из контрольной группы наблюдается ее отсутствие (зона 2). Третья зона, для которой характерно лишь начало формирования самокритичности выявлена у 45% детей из экспериментальной группы и 27% из контрольной. Они уже иногда анализируют себя и порой могут адекватно оценить свои поступки. Четвертая зона, когда ребёнок уже может сформировать свое мнение о себе и проанализировать свои собственные поступки, выявлена у 27% детей из экспериментальной группы и 45% из контрольной. Пятая зона, которая говорит о самокритичности, порой и излишней, выявлена у 18% из экспериментальной группы и 10% из контрольной. Данным детям свойственно находить у себя много недостатков и иметь заниженную самооценку.

Результаты анализа фактора «активность в общении» показывают, что робкими и застенчивыми являются 10% детей из экспериментальной группы и18% из контрольной, им свойственны трудности в общении (это соответствует зоне 2). Третья зона, когда у ребенка могут быть средние способности к адаптации, то есть нет особой инициативы, но и нет особых трудностей в коммуникации, выявлена у 45% детей экспериментальной группы и 27% контрольной. Легкая адаптация в коммуникативной сфере наблюдается у 27% детей экспериментальной группы и 45% контрольной (четвертая зона). Высокую активность в общении с детьми и взрослыми проявляют 18% детей из экспериментальной группы и 10% из контрольной, но их общение часто бывает поверхностным (пятая зона).

Результаты анализа, отражающие потребность в общении, показывают, что слабая выраженность потребности в общении наблюдается у 10% детей в обеих группах (зона 2). Средняя потребность в общении, что соответствует зоне 3, наблюдается у 18% детей из экспериментальной группы и 27% контрольной. Переживают о ссорах с друзьями, плохо переносят одиночество, 62% детей из экспериментальной и 53% из контрольной (четвертая зона). Важной жизненной потребностью общение является для 10% младших школьников в каждой группе (пятая зона).

Различия между личностно-коммуникативными качествами у опрошенных экспериментальной и контрольной групп недостоверны, о чем говорит расчет и-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение которого (58,5) находится в зоне незначимости, икр (р<0,05) < иэмп.

Далее в исследовании нами был проведен тест Джона Бука «Дом, дерево, человек», результаты представлены на рисунке 2.

агресс-ть агресс-ть вражд-ть вражд-ть конфл-ть конфл-ть трудности в трудности в экспер. контр. экспер. конт. экспер. контр. общении общении

экспер. контр.

■ низкии уровень ■ среднии уровень ■ высокии уровень Рисунок 2 -Проявление симтомокомлексов по методике «Дом, дерево, человек»

Явные признаки агрессивности, которые могут проявляться в постоянном возражении, озлобленности, драчливости, в стремлении оскорбить другого человека выявлены у 42% детей экспериментальной и 28% контрольной групп. Они могут терять контроль над собой и не думать о последствиях своих действий.

Проявляют ярость и неприязнь, имеют негативные убеждения в недоброжелательном отношении других людей, не желают сотрудничать 23% младших школьников контрольной и 18% экспериментальной групп.

Высокий уровень психологической готовности и склонности к конфликтному поведению был выявлен у 32% детей экспериментальной и 33% контрольной групп.

В ходе анализа рисунков у 33% младших школьников экспериментальной и 30% контрольной групп отмечается нервно-психическое напряжение. Такое внутреннее переживание может быть обусловлено отсутствием навыков саморегуляции, неумением снимать напряжение, внутриличностной скованностью и сжатостью в определенных ситуациях взаимодействия. Дети могут испытывать чрезмерную стрессовость при общении с другими людей.

Различия между показателями по данной методике у младших школьников экспериментальной и контрольной групп недостоверны, о чем говорит расчет U-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение, которого (50,5) находится в зоне незначимости, икр(р<0, 05) < иэмп.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у младших школьников потребность в общении выше, чем их активность в процессе общения, у половины опрошенных низкая самокритичность, что не позволяет им объективно и реалистично оценить свои недостатки и способности в том числе и в коммуникативном процессе. Большинство детей не владеют необходимыми навыками коммуникации. В процессе взаимодействия около третьей части исследуемой нами выборки склонны к конфликтному поведению и проявлению агрессии. Таким образом, дети испытывают ряд трудностей во взаимодействии с другими людьми, которые необходимо преодолевать.

На основе анализа выявленных личностных трудностей в общении у младших школьников нами был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий. Новизна нашего комплекса состоит в том, что проводимые занятия разделены на модули, каждый из которых направлен на совершенствование различных важных составляющих успешного овладения межличностной коммуникацией, что в конечном итоге обеспечивает их интеграцию в целостную коммуникабельную личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцева В.А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте / В.А. Казинцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 9. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95024.htm.

2. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 23-26.

3. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Т.И. Митичева // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 129-131.

4. Носова К.А. Общение и его особенности у младших школьников / К.А. Носова // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190-192.

REFERENCES

1. Kazantseva, V. A. (2015) Possible difficulties of interpersonal communication of children at primary school age, Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 9, pp. 36-40, available at: http://e-koncept.ru/2015/95024.htm.

2. Marakhova, V.A. (2013), "The main difficulties in the formation of communicative universal educational actions in younger schoolchildren", Pedagogy, No. 3, pp. 23-26.

3. Miticheva, T.I. (2015), "Formation of communicative universal educational actions among younger schoolchildren in extracurricular activities", Almanac of modern science and education, No. 5, pp. 129-131.

4. Nosova, K.A. (2019), "Communication and its features in younger schoolchildren", Young scientist, No. 23 (261), pp. 190-192.

Контактный адрес: wampnat@yandex.ru, svebogd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 159.923

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Марьям Курманбиевна Тетуева, старший преподаватель, Фатима Анзоров-

на Байбанова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

Введение. В статье раскрывается проблема воздействия компьютерных-технологий (интернет, компьютерные игры, приложения, виртуальные «помощники» и т.д.) на развитие личностных характеристик подростка. Описываются «компьютерные аддикты», особенности подростков, увлеченных компьютерными технологиями, функционирование эмоционально-психологической сферы подростка. В статье рассматриваются особенности негативных последствий влияния компьютерных технологий на ребенка подросткового возраста, раскрывается феноменология подмены двух миров: реального и виртуального, прослеживаются связи между негативным влиянием компьютерных игровых технологий и особенностями личности современного подростка. В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методики исследования: тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов, педагогов, родителей, подростков о специфике влияния компьютерных технологий и виртуального общения на внутреннюю среду ребенка в этом возрасте, на изменение его личностных особенностей, а также уровень культуры современного подростка, и могут применяться специалистами в практической деятельности. Выводы: данное исследование послужит вектором будущих исследований, поскольку достаточно стремительное развитие компьютерных технологий и интернета увлекает подростков. А это может привести не только к несформированности у ребёнка адекватных установок, направленности, но и предопределить возникновение новых проблем, связанных со всеми проявлениями общественной и личной жизни.

Ключевые слова: подросток, личность, компьютерные технологии, компьютерные игры, компьютерная зависимость, восприятие, мышление, память, социальная адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.