УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКИХ УГРОЗ
Бостанова Светлана Николаевна,
Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева
Урусова Асият Муссаевна,
Кандидат психологических наук Доцент кафедры общей и педагогической психологии, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева senchenko [email protected]
Идентичность личности в качестве одного из важных психологических феноменов в своих исследованиях одновременно представили ученые когнитивной психологии, психоанализа и интеракционизма. В современных психологических школах подобное детальное исследование привело к множеству пересечений в понимании идентичности. На основании теоретического анализа понятие «идентичность» в статье раскрывается как динамическая структура, способная развиваться в течение жизни человека. Развитие данной структуры проходит неравномерно: личность старается преодолеть складывающиеся кризисы идентичности, протекающая как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Идентичность состоит из содержательного, структурного и временного компонентов. В профессиональной сфере человек нередко может столкнуться с ненормативным кризисом, связанным с безработицей. Кризисный характер такой ситуации будет обусловлен как потерей работы, так и другими потерями, которые влечет за собой утрата работы, например, социальный статус, стабильность, привычный круг общения и т.д. Практическая значимость данной работы связана с проблемами взрослой идентичности в кризисной ситуации, с личностными возможностями и ресурсами, с психологической стабильностью и способности к адаптации в условиях безработицы. Неудовлетворенность, связанная с самореализацией, которую человек сознательно или бессознательно проживает, способна вызвать душевный дискомфорт. Невнимательность по отношению к этим процессам со стороны общества и самой личности может привести к негативным явлениям в государстве и обществе.
Ключевые слова: личность, идентичность, профессия, адаптация, работоспособность, жизненная цель, самореализация, государство, безработица, стресс, профессиональный кризис, пандемия.
THE IMPACT OF UNEMPLOYMENT ON PERSONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF PANDEMIC THREATS
Bostanova Svetlana Nikolaevna,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Pedagogical Psychology, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev
Urusova Asiyat Mussayevna,
Candidate of Psychological Sciences Associate Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev senchenko [email protected]
The scientists of cognitive psychology, psychoanalysis and interactionism simultaneously presented the identity of the individual as one of the important psychological phenomena in their research. In modern psychological schools, such detailed research has led to many intersections in the understanding of identity. Based on the theoretical analysis, the concept of "identity" is revealed in the
article as a dynamic structure that can develop during a person's life. The development of this structure is uneven: the individual tries to overcome the emerging identity crises, which proceeds both in a progressive and regressive direction. Identity consists of content, structural, and temporal components. In the professional sphere, a person can often face an abnormal crisis associated with unemployment. The crisis nature of such a situation will be due to both the loss of work and other losses that the loss of work entails, for example, social status, stability, habitual social circle, etc. The practical significance of this work is related to the problems of adult identity in a crisis situation, with personal capabilities and resources, with psychological stability and the ability to adapt in conditions of unemployment. Dissatisfaction associated with self-realization, which a person consciously or unconsciously lives, can cause mental discomfort. Inattention to these processes on the part of society and the individual can lead to negative phenomena in the state and society.
Keywords: personality, identity, profession, adaptation, working capacity, life goal, self-realization, state, unemployment, stress, professional crisis, pandemic.
Постановка проблемы.
Психологическая поддержка, психологическая помощь человеку в момент преодоления сложившихся сложных, а порой и кризисных ситуаций, переживаемых в связи с оптимизацией рабочих мест, с потерей работы в условиях пандемических угроз, для нашей страны является малоизученной проблемой, недостаточно разработаны правовые, социальные и психологические механизмы поддержки безработных [2; 3].
Цель статьи. Потерю работы мы будем рассматривать как ненормативный кризис профессионального развития и трудную жизненную ситуацию, которая может быть осложнена отсутствием средств к существованию.
Изложение основного материала.
Сложность и «кризисность» ситуации определяется и второстепенными потерями: человек теряет не только место работы, вместе с ним пропадает и статус, и привычный круг общения, а также, постепенно, и приобретенные профессиональные навыки. В период пандемии человек становится безработным, его профессиональные навыки не актуальны. В связи с временной (а, возможно, и постоянной) утратой способности быть «добытчиком», «кормильцем семьи», на него может оказываться некоторое психологическое давление со стороны членов семьи, друзей, близких.
Неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, эмоциональная несдержанность, неудовлетворенность личной жизнью и всем миром, подавленность - это краткая характеристика человека, потерявшего работу. Для безработных характерны заниженная самооценка, склонность к фатализму и пессимизм, нарушение психического самочувствия; чаще, чем у работающих, встречаются симптомы психического дистресса [13; 15]. В ряде исследований зафиксирована связь между безработицей и суицидом. Так, приводятся данные о том, что спады в мировой экономике сочетаются с пиками на кривой процентов суицидов [4].
Ненормативный кризис занятости может существовать в актуальной и латентной формах. Актуальный связан с действительно случившейся ситуацией потери работы. Латентный ненормативный кризис занятости -с переживанием состояния страха и неуверенности занятых, не застрахованных от безработицы в обозримом будущем.
Для описания индивидуальных реакций человека на потерю работы используются стадийные модели,
разрабатываемые в рамках теории стресса[6]. Выделяют несколько фаз развития специфических стрессовых состояний в ситуации безработицы.
Первая фаза - состояние неопределенности и шока. Страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет.
Вторая фаза - наступление субъективного облегчения после потери работы и конструктивное приспособление к ситуации. Снимается неопределенность ситуации, появляется удовлетворение жизнью из-за наличия свободного времени. Возможно улучшение состояния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы. Эта фаза может длиться 3-4 месяца.
Третья фаза- утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. К этому моменту исчерпываются силы противостояния неприятностям. Колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды могут вести к прекращению поисков, нарастанию апатии, усилению чувства социальной изоляции.
Четвертая фаза - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем, даже если человек удовлетворен пособием по безработице и не испытывает острых материальных трудностей. Человек прекращает попытки изменить положение, привыкает к состоянию бездеятельности и
начинает бояться найти работу. В. Франкл описал неконструктивный вариант переживания ситуации потери работы, обозначив его термином «невроз безработицы», при котором из ситуации отсутствия работы человеком извлекается своеобразная психологическая выгода, теперь все свои неудачи приписываются безработице [14].
Вместе с тем определенный процент обратившихся в службу занятости отмечают положительные стороны безработицы:
- большое количество свободного времени и возможность отдохнуть;
- оказание социальной и материальной (пособие по безработице) поддержки;
- возможность уделять больше внимания семье и детям;
- возможность оценить свои силы и способности, новым взглядом посмотреть на себя;
- возможность получать новые компетенции в процессе профессиональной подготовки и переподготовки [10; 11; 12];
- повышение самостоятельности и ответственности [7].
Типы поведения безработных разделяют по принципу «адаптивное -неадаптивное». Степень адаптивности социального поведения безработного можно оценить по тому, какой жизненной стратегии -активной или пассивной - придерживается человек, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится, насколько адекватна его самооценка себя как личности и работника.
Черты адаптивной личности -ответственность и ставка на собственные силы. Такие люди уверены в своих силах и способностях, не склонны считать себя жертвой обстоятельств, «пробуют
конструктивно решить проблему, полагаясь на собственные силы, а не рассчитывать на помощь извне» [6; 8].
Безработные с неадаптивным поведением перекладывают ответственность с себя на других, отмечают свое одиночество, покинутость, отсутствие заботы со стороны других. Они считают себя менее счастливыми, нежели другие люди, проявляют агрессивное поведение.
Психологическая поддержка
безработных включает мероприятия по коррекции психического состояния и создания условий для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте [1; 3].
Главным компонентом
психологической поддержки и сопровождения безработного человека является организация групповых тренинговых занятий и психотерапии, семинаров по вопросам социальной логистики, которые реализуются в рамках программ социальной адаптации
безработных граждан. Основной целью такой работы является обеспечение временно безработного информацией о рынке труда, знакомство со способами поиска новой работы, оказание психологической поддержки и формирование уверенности в себе, повышение самооценки, обучение навыкам телефонных переговоров, оформления резюме, прохождения собеседования с работодателем, подготовка к адаптации на будущем месте работы.
Главная особенность современной ситуации на рынке труда - трудоспособный человек не имеет гарантий на стабильное рабочее место на протяжении всей трудовой жизни. Для одних это выражается в реальном отсутствии работы, а для других в возможности ее потери. Эта тенденция характерна для мирового рынка труда. Требованием к современным кадрам является «гибкость», переход к работе по краткосрочным контрактам до следующего увольнения. Таким образом, значительная доля трудоспособных граждан всегда находится в ситуации безработицы. И в таком случае человеку становится всё сложнее поддерживать внутреннюю согласованность и устойчивость «Я».
Становление персональной
идентичности во многом определяется активностью самого человека при вхождении в социум, его индивидуальными переживаниями и потребностями [5]. Так как в процессе успешной социализации развивается и самосознание индивида, элементом которого становится внутренний контроль,
интериоризованные нормы и требования общества, происходит и индивидуализация личности, формирование Я-концепции, иерархии ценностных ориентаций личности, формируется реальное и идеальное представление о себе, другими словами осуществляется становление идентичности: социальной, культурной, личностной, профессиональной [6; 7; 8].
Несмотря на то, что человек рождается с потенциально нулевой идентичностью, уже в момент его зачатия и рождения другие люди ему эту идентичность навязывают, это уже опять же отношение, оценка его с точки зрения некоторых качеств. Дальше он все больше попадает в какую-то определенную среду, семью, и здесь уже какой-то другой человек становится определяющим для его идентичности.
По большому счету идентичность каждого человека зависит от идентичности другого, ведь первоначально человеку очень сложно себя осознать, осознание появляется уже как результат отраженного знания. Идентичность формируется в контакте с другим. Она всегда существует для другого, с другим, в каком-то контексте и поддерживается этим контекстом. Есть кто-то
другой, кто определяет эту идентичность: если я мать - у меня должен быть ребенок, если я писатель - у меня должны быть свои рассказы. И с одной стороны это делает идентичность очень стабильной, с другой - изменчивой.
Процесс формирования идентичности иногда проходит через кризисы, когда знания о себе устаревают и не соответствуют той среде, в которой человек оказался. Особенно часто это можно встретить в случаях, когда идентичность нуждается в постоянной поддержке, например, профессиональной.
Каждый человек, теряя свою идентичность, теряет очень многое. Теряет способность ориентироваться в мире, находить другие точки, других людей, строить мосты отношений, и, в конечном счете, теряя эту точку внутренней сборки и связанности, интегрированности себя, теряет возможность действовать в своих интересах.
Психологическое значение подобной ситуации заключается в изменении личностных структур и поведения субъекта труда с помощью формирования психических новообразований для устранения
сложившегося противоречия.
В целом, безработица, как ограничение профессиональных
возможностей, не связанное с болезнью, предполагает переживание утраты позитивного оценивания себя, что может способствовать формированию нестабильного эмоционального состояния, идентификации себя с больным человеком, систему
самооправданий. Можно сказать, что идентификация себя с безработными отражает утрату уверенности в себе.
Оценивание себя с точки зрения социальных достижений может привести к формированию чувства уязвимости и желанию оправдать себя за счет аналогии с больным человеком. Так же стремление идентифицировать себя с больным может рассматриваться как форма замещения, создающая возможность сохранить самоотношение.
Выводы. Таким образом, идентичность безработного переживается как
травматическая ситуация, снижающая позитивное самоотношение. Жизненная ситуация рассматривается как
неблагополучная прежде всего за счет нерешенности вопроса о предмете адаптации: адаптация к имеющейся ситуации происходит за счет отказа от независимости. Люди, находившиеся в такой трудной жизненной ситуации, затрудняются в возможности опереться на имеющиеся ресурсы, либо чрезмерно опираясь на них, либо не доверяя им [5; 9]. Субъективно причисляют себя к низкостатусной группе. Их негативная оценка качества жизни повышает внутреннюю тревожность и адаптационную активность. Сам отказ от независимости может рассматриваться как способ принятия себя в ситуации утраты профессиональных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бендюков, М. А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости [Электронный ресурс] / М. А. Бендюков. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/bendyukov_.html
2. Бостанова, С. Н. Проблема восстановления после стресса в период пандемии/ С. Н. Бостанова, Ж. Б. Дотдуева / Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2020. - С. 51-56.
3. Волошина, И. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы / И. А. Волошина, О. В. Галицына, В. А. Гребенников, Т. А. Знакова // Вопросы психологии. - Москва, 1999. - №4. - С. 43.
4. Гаджинская, З. Г. Человеческая жизнь как ценность и феномен самоубийства / З. Г. Гаджинская. - Москва, 1994. - С. 112.
5. Даутова, Э.А. Эмоциональный интеллект как ресурс психологической безопасности медицинского работника / Э. А. Даутова, Ф. О. Семенова, С. Н. Бостанова // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной 8-ой научно-практической конференции. В 2-х частях. Отв. редакторы А.А. Цахаева, Д.М. Даудова. - Махачкала, 2021. - С. 125133.
6. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцман // Психологический журнал. - Т. 13.1. - 1992. - С. 126-130.
7. Плюснин, Ю. М. Социальная психология безработного / Ю. М. Плюснин, Г. С. Пошевнев. - Новосибирск: ЦСА, 1997. - С. 84.
8. Семенова, А. Э. Психологическое содержание кризиса идентичности личности /А.Э. Семенова // МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 249-254.
9. Семенова, Ф. О. Условия стабильности брака и проблема семейных конфликтов / Ф. О. Семенова, М. К. Тетуева, С. Н. Бостанова // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной 8-ой
научно-практической конференции. В 2-х частях. Отв. редакторы А.А. Цахаева, Д.М. Даудова. -Махачкала, 2021. - С. 140-148.
10. Урусова, А. М. Влияние профессиональноважных и личностных качеств на становление профессиональной компетентности психолога / А. М. Урусова // ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию КЧГУ имени У.Д. Алиева. - Карачаевск, 2018. - С. 209-214.
11. Урусова, А. М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А. М. Урусова// Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 315-318.
12. Урусова, А. М. Проблема развития профессионального самосознания студентов-психологов / А. М. Урусова, В. Ф.О. Махмудов, С. Н. Бостанова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. -Махачкала, 2020. - С. 112-118.
13. Фонарев, А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала / А. Р. Фонарев // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 104-109.
14. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва: Прогресс, 1990. - С. 368.
15. Чербиева, С. В. К вопросу о взаимосвязи тревожности личности юношеского возраста и последствий стресса / С. В. Чербиева, С. Н. Бостанова // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 81-87.