УДК 159.923
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-14-25
Поступила в редакцию / Received 16.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 26.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021
оригинальная статья
Особенности отношения к карьере лиц с различным уровнем психологического благополучия
Вязовова Наталия Владимировна ® © , Мелехова Виола Михайловна ©
1ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» 115191, Российская Федерация, г. Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9А 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема оценки психологического благополучия лиц, оказавшихся в ситуации вынужденной безработицы. Так как особенности разрешения ситуации потери работы связаны с индивидуальными характеристиками человека, обусловленными опытом его субъектной активности и осознанной саморегуляции поведения, акцентировано внимание на отношении безработных к карьере и жизни. С опорой на выявленные социально-психологические особенности отдельных возрастных групп выделены психологические особенности безработных среднего возраста с учетом признаков кризиса середины жизни, которые свойственны практически всем лицам данного возраста, и характеристики, обусловленные кризисом занятости. Подчеркивается, что кризис безработицы может выступать негативным фактором, препятствующим разрешению нормативного кризиса и усугубляющим его, особенно у безработных, имеющих низкий уровень психологического благополучия. Отмечается, несмотря на теоретическую разработанность проблемы определения психологических особенностей безработных, проблема исследования отношения к карьере безработных с различным уровнем психологического благополучия остается недостаточно раскрытой, что и определяет проблему данного исследования. Психологическое благополучие как экзистенциальное переживание человека выступает показателем отношения безработных к бытию, является комбинацией позитивных и негативных эмоций, основанных на интегральной оценке бытия, показателем стабильности безработных, демонстрирующих субъектную активность, направленную на личностный и профессиональный рост. Представлены результаты исследования отношения безработных к карьере, рассмотрены факторы отношения к жизни, влияющие на уровень психологического благополучия.
Ключевые слова: профессиональный кризис; карьерная ориентация; безработица; психологическое благополучие; удовлетворенность жизнью
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Вязовова Н.В., Мелихова В.М. Особенности отношения к карьере лиц с различным уровнем психологического благополучия // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 14-25. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-14-25
© Вязовова Н.В., Мелихова В.М., 2021
original article
Features of career attitude among people with different mental well-being level
Natalia V. Vyazovova1 ® , Viola M. Melekhova2
:Moscow Psychological and Social University 9А 4th Roshchinsky Dr., Moscow 115191, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
Abstract. We consider the current issue of assessing the mental well-being of persons in a situation of forced unemployment. Since the peculiarities of resolving the situation of job loss are associated with individual characteristics of a person due to the experience of his subjective activity and conscious behavior self-regulation, attention is focused on the attitude of the unemployed to career and life. Based on the identified socio-psychological characteristics of individual age groups, the psychological characteristics of middle-aged unemployed are highlighted, taking into account the signs of a midlife crisis that are characteristic of almost all persons of this age, and the characteristics caused by the employment crisis. The unemployment crisis can act as a negative factor preventing the resolution of the regulatory crisis and aggravating it, especially among the unemployed who have a low level of mental well-being. Despite the theoretical elaboration of the issue of determining the unemployed psychological characteristics, the issue of studying the attitude to the career of the unemployed with different mental well-being levels remains insufficiently disclosed, which determines this study issue. Mental well-being as an existential experience of a person acts as an indicator of the attitude of the unemployed to being, is a combination of positive and negative emotions based on an integrated assessment of being, an indicator of the stability of the unemployed, demonstrating subjective activity aimed at personal and professional growth. We present results of the study of the attitude of the unemployed to a career, consider the factors of attitude to life affecting the mental well-being level.
Keywords: professional crisis; career orientation; unemployment; mental well-being; life satisfaction
There is no conflict of interests
For citation: Vyazovova N.V., Melikhova V.M. Osobennosti otnosheniya k kar'ere lits s razlichnym urovnem psikhologicheskogo blagopoluchiya [Features of career attitude among people with different mental well-being level]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 14-25. DOI 10.20310/1810-231X-2021 -20-3(49)-14-25 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия уровень безработицы в стране отличается устойчивой динамикой роста. Особенно высок он в провинции, где является следствием нестабильности экономики, порождает социальные, экономические бытовые и субъективные психологические проблемы, основанные на отношении безработных к трудовой деятельности и карьере. Положение современного безработного осложняет ситуация на рынке труда, которая обусловлена не только экономическим кризисом, но и эпидемией COVID, последняя при-
вела к массовому разорению предприятий в сфере малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Более того, ситуация усугубляется резко изменившимися требованиями к нанимаемым специалистам.
Наблюдается противоречие между возрастающими требованиями к квалификации профессионала, его профессиональной мобильности и конкурентоспособности, которые не востребованы службами трудоустройства, предлагающими вакансии в сфере низкоквалифицированного труда. Подобная ситуация затрудняет решение проблемы трудоустройства потерявшими работу специалистами зре-
лого возраста, обладающими высокой квалификацией, заботящимися не только о занятости, но и перспективах личностного и профессионального роста, в связи с чем возникает необходимость оказания им психологической помощи [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В трудах зарубежных и отечественных ученых безработица рассматривается как социально-экономическое явление, порождающее негативные последствия, влияющие на соматическое, психическое и психологическое здоровье людей, их материальное благополучие, обеспечение нормального функционирования субъекта в социуме, а также на уровень его личностного и профессионального развития. Теоретические основы для анализа безработицы как социально-психологической проблемы для психологической интерпретации феномена безработицы, изучения особенностей личности безработных заложены в трудах И. Брынзы, А. Гордиенко, А. Демина и других исследователей, подчеркивающих, что безработица психологически травмирует человека, выступает фактором кризисного профессиогенеза личности в условиях перманентной социально-экономической депривации. Безработица аккумулирует риски для полноценного функционирования человека, что порождает не только интерес к исследованию данного феномена в психологии, но и необходимость разработки эффективных технологий психологического сопровождения безработных, обучения оптимальным способам преодоления кризиса безработицы лиц, оказавшихся в ситуации отчуждения от работы. Изучение личностных особенностей безработных выступает в данном случае необходимым условием для разработки научно обоснованной системы подобных мероприятий.
Безработный рассматривается наукой как взрослая работоспособная личность, находящаяся в профессиональном кризисе; имеющая ряд социально-демографических характеристик; ранее обладавшая социальным и профессиональным статусом, который в корне изменился вопреки собственному желанию. Безработные, обладающие опытом профессиональной деятельности, отчуждены от труда временно, а потому рассматриваются как
потенциальные сотрудники, стоящие перед выбором либо новой специальности, либо нового профессионального старта в другой организации. Учитывая тот факт, что взрослый человек обладает сформированными ценностными ориентациями, трудно поддающимися изменению, внезапные перемены в жизни, угрожающие его ценностно-смысловым конструктам, снижают ощущение безопасности и повышают чувство неуверенности в собственных возможностях. Безработный теряет четкие представления о своем социальном статусе, утрачивает оптимизм, воспринимает себя негативно, затруднен в выборе модели поведения в новой ситуации, не видит жизненных перспектив, утрачивает ощущение времени и фокусирует внимание на поисках причин такого состояния.
У одних безработных нарастает чувство тревоги, апатия, недовольство собой и окружающими, у других - возбудимость, раздражимость, агрессия. Выделяют три ведущие личностные черты безработного: эмоциональную неуравновешенность, беспокойство и низкий уровень самоконтроля, заниженную самооценку [2, с. 13].
Учеными выявлены социально-психологические особенности основных возрастных групп безработных: молодежи, лиц среднего возраста (35-45 лет) и безработных старше 45 лет (О С. Кузнецова, Н.В. Ортикова). Так как исследуемая нами группа безработных относится к категории средневозрастной (40+3), то в стабильной ситуации развития ей будут свойственны следующие характеристики: стремление совершенствоваться в исполнении профессиональной роли; ощущение компетентности; часто наличие или претензия на статус руководителя или лидера на работе; относительная или абсолютная материальная самостоятельность и широкий круг социальных связей. Однако этой группе могут быть присущи черты, обусловленные возрастным кризисом середины жизни, когда личностью переоцениваются цели и притязания - появляются сомнения в собственной успешности, вытекающие из сравнительного анализа уже достигнутого и желаемого. Будучи профессионально сформированными, обладая должным уровнем профессиональной квалификации, зрелые лица тем не менее часто стремятся либо к самосовершенствованию в профес-
сиональной деятельности, либо ее смене. Но став безработными, они лишаются возможности разрешить возрастной кризис, исходя из собственных потребностей, предполагаемого сценария развития, и нуждаются в психологической поддержке, так как вместе с работой теряют статус, которого уже достигли и его повышение становится затруднительным. Им трудно согласиться на меньший статус, снижение претензий, как и на многие предложения рынка труда в социально-профессиональной переориентации, если только речь не будет идти о работе и карьере, входящей в сферу их интересов, компетентности [3].
Очевидно, что особенности разрешения ситуации потери работы будут связаны с индивидуальными характеристиками безработных, обусловленными в значительной мере накопленным опытом субъектной активности, осознанной саморегуляции поведения и опытом принятия решений. Именно они определят особенности отношения безработных к преодолению трудной ситуации, наряду с отношением к жизни в целом, оценкой ее как благополучной или неудавшейся с учетом отношения к карьере.
Изучением феномена психологического благополучия занимались N.M. Bradburn, R.M. Ryan, C. Ryff, А.В. Воронина, О.Е. Дер-гачева, А.Е. Созонтов, Т.Д. Шевеленкова и др.; психологические аспекты отношения к карьере изучали U. Shane, А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, Э. Шейн, Л.Б. Шнейдер и др. Феномен благополучия стал предметом исследования зарубежных психологов в середине XX столетия, когда в рамках изучения положительного функционирования личности N.M. Bradburn ввел в научный оборот термин «психологическое благополучие», определяя его как субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенности жизнью. Модель психологического благополучия, по мнению N.M. Bradburn, определяет баланс взаимодействия положительного и отрицательного аффектов, которые порождаются вследствие оценки человеком событий повседневной жизни, и в случае преобладания положительного аффекта над отрицательным становятся показателем психологического благополучия человека [4, p. 232].
Последующие исследования психологического благополучия личности проводились в
русле двух фундаментальных научных подходов: в гедонистическом, где разрабатываются концепции, в которых благополучие описывается в терминах удовлетворенности или неудовлетворенности, основываясь на балансе положительного и отрицательного аффектов (N.M. Bradburn, E. Diner, A.S. Waterman), и в эвдемонистическом, где психологическое благополучие понимается как результат развития и саморазвития личности, которая, преобразуя себя, преобразует окружающий мир и достигает внутренней гармонии (C. Ryff, E.L. Deci, R.M. Ryan) [5].
Стоит отметить, что наряду с понятием психологического благополучия в современной научной литературе используется ряд синонимичных понятий: психологическое (К. Рифф), субъективное (Э. Динер), эмоциональное (Н.В. Пожиткина, Г.А. Урунтаева), личностное (Н.А. Батурин, С.А. Башкатов) и общее (Б.Ю. Березин) благополучие; качество жизни (Н.Д. Творогова, Р.М. Шамионов); удовлетворенность жизнью (Н.Н. Мельникова, У. Самнер); счастье (Д. Майерс, Р. Мэй, М. Селигман); смысл жизни (А. Адлер, В. Ялом, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман); эмоциональный комфорт (И.Л. Фельдман, А.А. Ядрова); социальное самочувствие (Д. Канеман, З.А. Бутуева, И.И. Осинский) и тому подобное, что демонстрирует, с одной стороны, растущую заинтересованность ученых к обозначенной проблематике, а с другой, - разнообразие путей и принципов исследования, а также неустойчивости концептуального аппарата науки.
В 1950-е гг. M. Jagoda сформулировала 6 критериев психического здоровья: позитивная установка по отношению к собственной личности, духовный рост и самореализация, интегрированная личность, автономия и самодостаточность, адекватность восприятия реальности, компетентность в преодолении требований окружающего мира [6], которые во многом предопределили показатели положительного функционирования личности, выделенные в 1970-е гг. К. Рифф (C. Ryff).
Осуществив анализ концепций положительного функционирования личности (A. Maslow, C. Rogers, C.G. Jung), К. Рифф разработала целостную концепцию психологического благополучия и опросник «Шкала пси-
хологического благополучия», включающую шесть показателей положительного функционирования личности: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, цели в жизни и личностный рост [6]. К. Рифф соотносит содержание ощущения психологического благополучия с экзистенциальным переживанием человеком отношения к собственному бытию, и тогда оно выступает в форме субъективной реальности -комбинации положительных и отрицательных эмоций, основанных на интегральной оценке бытия (К. Рифф, И.М. Богдановская, Н.Н. Королёва).
Отдельно внимания заслуживает анализ феномена психологического благополучия, представленный в работах П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, модифицировавших опросник К. Рифф и определяющих данный феномен как сложное, целостное переживание, выражаемое в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и личной жизнью с учетом базовых человеческих ценностей и потребностей. Актуальное психологическое благополучие преимущественно определяется, по мнению авторов, показателем личностного роста, положительными взаимоотношениями с окружающими и целью в жизни [7]. Таким образом, благополучие - это постоянная субъектная активность, в состоянии которой человек развивается и совершенствуется, в то время как в состоянии пассивности он разрушает себя, утрачивая благополучие.
Отмечается, что человек не только может ощущать состояние благополучия, но и способен к его рефлексии. Л.М. Куликов указывает, что ощущение субъективного благополучия является устойчивым переживанием личностью особенностей отношения к себе и окружающему миру, определяя собою доминирующее состояние человека [8, с. 228]. Стремление к динамическому равновесию приводит человека к гармонии с окружающей природной и социальной средой, позволяет ему не только полноценно выполнять важные социальные функции, но и обеспечивает его полноценное функционирование и психологическое здоровье.
Современные исследования феномена психологического благополучия направлены на рассмотрение его отдельных компонентов:
физического (Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, J. Ware), духовного (Д.А. Леонтьев, D. Brothers, M.J. Lerner), личностного (М.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова), социального (С.А. Дружилов, D. Raphael, E. Singer,), субъективного (С. Cohm, E. Suh, M. Kruijtbosch), материального (Т. Campbell, D. Groenland), экономического (А.В. Баранова, В.А. Хащен-ко, E. Diener, I. Praag), экзистенциального (Н.В. Гришина, В. Франкл), общего, который понимается как уровень благополучия в целом (H.J. Dupuy).
Завершая теоретический анализ исследований по проблеме психологического благополучия, следует отметить, несмотря на теоретическую разработанность проблемы определения психологических особенностей безработных, проблема исследования отношения к карьере безработных с различным уровнем психологического благополучия остается недостаточно раскрытой. Что и определило проблему нашего исследования и данной статьи -выявить особенности отношения к карьере безработных с различным уровнем психологического благополучия.
Методами исследования выступили: анализ литературы по теме исследования, опрос, методы количественного анализа и интерпретации данных. В качестве методик исследования использовались тест Э. Шейна «Якоря карьеры» и опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. Выборку респондентов составили безработные г. Москва и г. Тамбов в количестве 100 человек (50 женщин и 50 мужчин); возраст испытуемых -40+3 года. Исследование группы респондентов г. Москва осуществлялось с участием бакалавра Н.В. Гамаюновой.
С учетом результатов, полученных после применения теста Э. Шейна «Якоря карьеры», можно выделить пять лидирующих в выборке ценностей и четыре карьерные ценности, выраженные незначительно (в скобках указаны испытуемые в Москве/Тамбове):
1. Стабильность работы как ценность выражена практически у трети респондентов (16/18). Это безработные, которые ищут работу на длительный период времени, основываясь на потребности в безопасности, надежности и прогнозировании будущего. Мы предполагаем, что они будут искать работу с ми-
нимальной вероятностью увольнения, исключая временную работу (например, на период декретного отпуска). Отождествляя работу с карьерой, остро переживая потребность в стабильности, данная группа безработных будет ограничена в выборе вариантов карьеры, их не привлекут авантюрные или краткосрочные проекты, становящиеся на ноги компании, работа, оплачиваемая по достигнутому результату, потому что пойти на риск они не готовы и не способны.
Лица данной группы будут рассчитывать на социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, скорее всего, выбор места работы будет связан с возможностью заключения бессрочного контракта и стабильным положением компании, организации в сфере осуществляемой деятельности. Так как их жизненный девиз «лучше синица в руках, чем журавль в небе», брать ответственность за управление карьерой на себя они не могут и переложат ответственность на нанимателя.
Часто данная ценностная ориентация безработных сочетается с невысоким уровнем притязаний, неготовностью расти профессионально, прикладывая усилия к образованию и личностному росту в сфере деятельности.
2. Стабильность места жительства при выборе работы является ценностью для 10/14 испытуемых. Под стабильностью в данном случае понимают минимум изменений в пространственной дислокации - нет желания менять место жительства ради карьеры, предпочтительно место работы вблизи места проживания, исключая командировки, разъездную деятельность. Выбор между возможным карьерным ростом, повышением в статусе, престижностью работы и должности в другом городе, районе либо работой по месту жительства, будет сделан в пользу последнего. Переезд для таких людей неприемлем, и даже длительные ежедневные затраты времени на поездки до работы и с работы являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о должности.
3. Профессиональная компетентность ценна при выборе места работы для 7/6 испытуемых, которые стремятся сохранить свой профессионализм, позиционировать себя мастером дела. Обычно данная ценностная ориентация связана по преимуществу с наличием способностей и компетентности в определен-
ной деятельности, что и считается успешностью в карьере. Лица данной карьерной ориентации счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, признаны коллегами, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству.
Став безработными, данная категория профессионалов рассматривает только те предложения рынка труда, которые позволят им сохранить самоуважение. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. По сути, они используют в деятельности «принцип Питера», выдвинутый П.Дж. Лоуренсом: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей компетентности», компетентные должны повышаться, а некомпетентные могут не понижаться, но и не повышаться дальше. Безработные готовы стать менеджерами и управлять подчиненными в пределах своей компетенции, но менеджмент сам по себе не является самоцелью. Поэтому многие безработные из этой категории отвергают должность руководителя в сфере собственной некомпетентности, рассматривая управление лишь как необходимое условие для наращивания профессионализма.
4. Менеджмент ценен для 7/3 испытуемых, стремящихся к управленческой деятельности во всех возможных вариантах: управление людьми, проектами, бизнесом и т. п. Обычно для этой выборки свойственна ориентация в деятельности на интеграцию усилий других людей. Они обладают организаторскими и/или лидерскими способностями (например, лидер-эксперт), готовы брать на себя всю полноту ответственности за промежуточный и конечный результат принятых решений, способны совмещать несколько функций в организации. Карьерная ориентация на менеджмент обычно проявляется сильнее с возрастом и нарастанием опыта работы в команде и руководства ею, что актуально для исследуемой нами возрастной группы безработных.
Менеджмент привлекателен возможностями статуса, власти, материального поло-
жения, ощущением востребованности и компетентности. Личности с данной ценностной ориентацией не боятся ответственности, готовы внести существенный вклад в успех организации, их ключевая ценность - управление людьми, а вектор профессионального развития - топ-менеджмент, обеспечивающий возможность принятия ключевых решений и получать удовлетворение от достигнутых результатов. Причем для них не является принципиальным управление как собственным проектом, так и бизнесом в целом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры, работая по найму, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели в карьере, пока не займет должность и станет управлять различными сторонами деятельности предприятия или организации.
Став безработным, человек с ценностью карьерного роста в сфере управления, с одной стороны, наиболее уязвим, так как интересующая его работа не может быть ему предложена сразу, а с другой, - он никогда не согласится на работу, не соответствующую его представлению о престиже и статусе, так как он уверен в своем профессионализме и компетентности.
5. Автономия как ценность выражена у 3/4 испытуемых, для которых главное в работе -это свобода и независимость, избегание организационных правил, предписаний и ограничений. Предпочтение отдается деятельности с нерегламентированным рабочим днем, вне действия строгих дисциплинарных норм, без необходимости соблюдать дресс код, носить форменную одежду и т. д. Они не любят работать в команде, зависеть в деятельности от усилий других сотрудников, предпочитая выполнять работу в удобное для них время, собственным способом, в своем темпе и по собственным стандартам. Также они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру, руководствуясь личной заинтересованностью как в ходе, так и результате деятельности, идут собственным путем.
Вектор развития карьеры определяется ими самостоятельно, также самостоятельно определяется цель деятельности, средства и способы достижения цели. Карьера для безра-
ботных с ценностью автономии - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии, и они предпочтут самозанятость, индивидуальное предпринимательство, семейный бизнес. Если же работа будет предложена в организациях, предпочтение будет отдано тем, которые обеспечат достаточную степень свободы, даже если должность будет низкостатусной, низкооплачиваемой и бесперспективной.
6. Служение, свойственное как ценность 2/2 испытуемым, выражено у лиц, стремящихся воплощать в работе свои идеалы и ценности. Оно выражено у работников, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главную ценность - делать дело и делать его хорошо. В деятельности они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности, знания, навыки, компетентность. В целом им свойственно стремление быть полезными, видеть конкретные плоды своей работы, даже если не выражаются в материальном эквиваленте.
Вектор построения карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно полезной и значимой цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны, поэтому став безработными, они будет искать работу в организации, которая комплиментарна их целям и ценностям. Для них практически не приемлемо профессиональное перепрофилирование.
7. Вызов как стремление сделать возможным невозможное, решать уникальные задачи ценен в глазах 1/1 респондентов, которые считают успехом деятельность, позволяющую преодолевать значительные препятствия, решать неразрешимые проблемы, выигрывать. Данная группа готова бросить вызов, пойти на любую авантюру, рискнуть по максимуму и не всегда оправдано, лишь бы ощутить драйв от работы и достигнутого в ней результата. Привлекательной для них становится та работа, от которой другие предпочтут отказаться как от опасной, не гарантирующей успеха, требующей принятия решения в условиях неопределенности и риска. Ориентированная на решение заведомо сложных задач, данная ка-
тегория людей готова к преодолению препятствий ради победы в конкурентной борьбе, они чувствуют себя успешными только тогда, когда вовлечены в ситуацию соревнования, а потому для них значимы и межличностные отношения соперничества.
Карьера для данной группы лиц - это постоянный вызов их профессионализму, который они готовы принять. Профессиональная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выиграть - проиграть» и потому борьба и победа более важны, чем конкретная область деятельности или квалификация. Их привлекают новизна, разнообразие, а вызов ценен как лекарство от скуки и монотонии жизни. Поэтому в ситуации безработицы они могут согласиться на любые варианты работы, если в ней будет место «подвигу», если она при этом не потребует от них скрупулезной, кропотливой, высокопрофессиональной и строго регламентированной деятельности, которая будет для них скучна.
8. Интеграция стилей жизни наиболее ценна для 2/2 испытуемых, стремящихся сохранить гармонию между сложившейся личной жизнью и карьерой. Карьера лиц этой категории вписана в общий стиль их жизни, гармонизируя потребности личности, семьи и карьеры. Поддержать определенный стиль жизни для них важнее, чем добиться успеха в карьере. Вот почему развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычного ритма жизни, не мешает взаимодействию с ближайшим окружением. Не ущемляет их интересов и увлечений.
Для них важно, чтобы все было гармонизировано, они не готовы ради карьеры пожертвовать другими значимыми сторонами жизни. Им вообще не свойственно жертвовать чем-то одним ради другого, а потому ценны только те профессиональные отношения, которые учитывают особенности субъекта и выражают уважение к его личным и семейным интересам и проблемам. Вот почему, находясь в состоянии безработицы, они отдадут предпочтение работе в организациях с низким уровнем требований к эффективности работы, исключат ненормированный рабочий день, ответственность, возможно за исключением тех случаев, где это будет дополнительно оплачиваться. Окружающие их на работе колле-
ги должны учитывать их интересы, быть может, даже разделять их.
9. Предпринимательство как карьерная ценность выявлена лишь у 2/0 испытуемых. Этим людям нравится независимость в деятельности от какой-либо системы, они готовы создавать новые организации, товары или услуги, которые, приложив усилия, они могут предложить социуму. Им не свойственно работать на других - они предприниматели по духу, что обусловлено определенным стилем отношения к жизнедеятельности, рядом психологических особенностей, присущих предпринимателю как лицу, обладающему способностями к организаторской и творческой деятельности, конкурентоспособному, идущему на риск при осуществлении активной экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли [9, с. 186].
Вот почему для лиц с карьерной ценностью предпринимательства, карьера и прибыль - понятия синонимичные. А вектор развития карьеры - организация собственного дела, воплощение собственных идей, собственного бизнеса. Вынужденная безработица и обращение в департамент труда чаще лишь поиск временной работы, возможно после разорения и при отсутствии материальной возможности начать новый бизнес в данный момент.
Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее значимыми карьерными ценностями безработных являются стабильность работы и стабильность места жительства.
«Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) представляет собой опросник, включающий 6 шкал: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие и интегральный показатель. Применив опросник, мы получили результаты и содержательно интерпретировали шкалы опросника психологического благополучия по степени выраженности признаков. Результаты представлены на рис. 1.
Почти треть респондентов обладают целью в жизни (31; 17/14), считают, что прошлая и настоящая жизнь обладает смыслом; придерживаются определенных убеждений, составляющих основу цели в жизни; имеют перспективные намерения.
Рис. 1. Результаты исследования психологического благополучия по шкале К. Рифф Fig. 1. Mental well-being research resuls according to C. Ryffs scale
Респонденты с наибольшим числом баллов по шкале личностный рост (15; 8/7) воспринимают свою жизнь как непрекращающееся развитие и самореализациию; они открыты новому опыту, реализовали свой потенциал и охотно наблюдают постоянные позитивные изменения в себе. Таким образом, они изменяются в соответствии с собственным опытом и достижениями.
Испытуемые, ориентированные на позитивные отношения с другими (19; 7/12), имеют многообразные, доверительные отношения с окружающими; склонны заботиться о благополучии других; способны к сопереживанию и допускают привязанности и близкие отношения. Они понимают, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках, способны на компромисс и готовы к социальному взаимодействию в любых, в том числе профессиональных, отношениях.
Управление средой выражено у 15 (8/7) испытуемых, которые стремятся к власти и обладанию компетенцией в управлении окружающими. Они контролируют свою и чужую деятельность, эффективно используют предоставляющиеся карьерные возможности, способны создавать условия и обстоятельства, способствующие удовлетворению личных потребностей и достижению цели.
Наибольший балл по шкале самопринятие (13; 7/6) характеризует респондента как человека, который позитивно относится к себе, хорошо знает и принимает различные стороны своей личности, включая и определен-
ные недостатки, что не влияет на положительное оценивание прошлого и настоящего, позволяет сохранить веру в свои силы и возможности.
Шкала автономия - 7 испытуемых (3/4) имеют высокий балл, что характеризует их как независимых лиц, способных противостоять давлению социума, преодолевать социальную желательность [10]. Автономная личность отличается самостоятельностью в принятии решений, наличием собственной позиции, самостоятельностью мышления, осознанностью, спонтанностью и искренностью (Э. Берн). Она живет, руководствуясь наличными обстоятельствами, в реальном времени, готова активно решать любе жизненные задачи, используя широкий диапазон мыслей и чувств.
Автономную личность отличает самостоятельность и саморегуляция в поведении; она оценивает себя в соответствии с личными критериями, отличается жизнеспособностью.
Рассмотрим распределение испытуемых относительно уровня психологического благополучия в целом (рис. 2).
В целом по выборке у большинства безработных выявлен средний уровень психологического благополучия (70 %); практически каждый 5 имеет высокий уровень, а каждый восьмой - низкий уровень психологического благополучия.
Для выявления связи между уровнем психологического благополучия и отношением к
Рис. 2. Показатели уровня психологического благополучия безработных Fig. 2. Indicators of mental well-being level among unemployed
карьере у безработных использовался коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Были выявлены статистически значимые корреляции (г; = 0,881) между показателями среднего уровня психологического благополучия безработных и приоритетными ценностями в отношении карьеры (стабильность работы и стабильность места жительства); а в группе испытуемых с высоким уровнем психологического благополучия карьерная ценность личностный рост (г.; = 0,790).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ полученных результатов исследования свидетельствует о том, что:
- в группе безработных в целом преобладает средний уровень психологического благополучия;
- для большинства безработных приоритетными ценностями в отношении карьеры является стабильность работы и места жительства;
- для испытуемых с высоким уровнем психологического благополучия важна такая карьерная ценность, как личностный рост;
- существенных различий в выраженности шкал удовлетворенности жизнью между выборками безработных в Москве и Тамбове практически не обнаружено, за исклю-
чением шкал: цель жизни, которая на 3 % выражена ярче у москвичей, и позитивное отношение с другими, которая на 5 % преобладает в значении у жителей Тамбова. Это свидетельствует о том, что уровень благополучия как обобщенная характеристика оценки жизни связана с тем, каковы субъективные критерии карьерного якорения;
- нами выявлены преобладающие факторы психологического благополучия в группе в целом: лидирует показатель наличия цели в жизни (31 %), позитивное отношение с другими занимает вторую позицию -19 %, третье место занимают факторы личностного роста и управления средой - 15 %, четвертое - самопринятие (13 %) и последнее - автономии (7 %).
Таким образом, установлено, что психологическое благополучие - это системное образование личности, определяющее степень удовлетворенности жизнью и проявляющееся в наличии цели в жизни готовности к социальному взаимодействию, потребности в личностном росте и управлении средой. Психологическое благополучие взрослого способствует его профессиональному развитию и выступает неотъемлемой составляющей успешного жизнетворчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 440 с.
2. Бидюк Н.М. Профессиональное обучение безработных в США: теория и практика. Хмельницкий: ХмЦНТЭИ, 2009. 542 с.
3. Дёмин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар, 2004. 315 с.
4. JagodaM. Current Concepts of Positive Mental Health. N.Y.: Basic books, 1958.
5. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследований) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-123.
6. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
7. Bradburn N.M. Reports on Happiness. A Pilot Study of Behavior Related to Mental Health. Chicago, 1965.
8. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. 234 с.
9. Борисова О.Н., Вязовова Н.В. Отношение подростков к бизнес-деятельности как условие самореализации личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 186-191.
10. Молоканова М.С., Вязовова Н.В. Преодоление социальной желательности как условие повышения социальной ответственности и нравственности личности // Парадигма державности в развитии российского государства. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 192-201.
REFERENCES
1. Seligman M. Put' k protsvetaniyu. Novoe ponimanie schast'ya i blagopoluchiya [The path to prosperity. A new Understanding of Happiness and Well-Being]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2012, 440 p. (In Russian).
2. Bidyuk N.M. Professional'noe obuchenie bezrabotnykh v SShA: teoriya i praktika [Vocational Training of the Unemployed in the USA: Theory and Practice]. Khmel'nitskiy, KhmTsNTEI, 2009, 542 p. (In Russian).
3. Dentin A.N. Lichnost' v krizise zanyatosti: strategii i mekhanizmy preodoleniya krizisa [Personality in an Employment Crisis: Strategies and Mechanisms for Overcoming the Crisis]. Krasnodar, 2004, 315 p. (In Russian).
4. Jagoda M. Current Concepts of Positive Mental Health. New York, Basic books, 1958.
5. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i metodika issledovaniy) [Psychological well-being personality (review of basic concepts and research methodology)]. Psikhologicheskaya diagnostika - Psychological Diagnostics, 2005, no. 3, pp. 95-123. (In Russian).
6. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995, vol. 69, pp. 719-727.
7. Bradburn N.M. Reports on Happiness. A Pilot Study of Behavior Related to Mental Health. Chicago, 1965.
8. Kulikov L.V. Psikhologiya nastroeniya [Psychology of Mood]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 1997, 234 p. (In Russian).
9. Borisova O.N., Vyazovova N.V. Otnoshenie podrostkov k biznes-deyatel'nosti kak uslovie samoreali-zatsii lichnosti [Relation of teenagers to business activity as condition of personality self-realization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review: Series Humanities, 2012, no. 8 (112), pp. 186-191. (In Russian).
10. Molokanova M.S., Vyazovova N.V. Preodolenie sotsial'noy zhelatel'nosti kak uslovie povysheniya sot-sial'noy otvetstvennosti i nravstvennosti lichnosti [Overcoming social desirability as a condition for increasing social responsibility and personal morality]. Paradigma derzhavnosti v razvitii rossiyskogo gosudarstva [The Paradigm of Sovereignty in the Development of the Russian State]. Tambov, Derzhavin TSU Publ. House, 2011, pp. 192-201. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Вязовова Наталия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики образования. Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи, эксперимент, статистическая обработка данных.
Natalia V. Vyazovova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology and Education Pedagogy Department. Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing, experiment, statistical processing of data.
Мелехова Виола Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: Cassandral @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи, эксперимент.
Viola M. Melekhova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Defectology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: Cassandral @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Contribution: literature analysis, article writing, experiment.