Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бостанова Светлана Николаевна, Тетуева Марьям Курманбиевна, Байбанова Фатима Анзоровна

Введение. В статье раскрывается проблема воздействия компьютерных-технологий (интернет, компьютерные игры, приложения, виртуальные «помощники» и т.д.) на развитие личностных характеристик подростка. Описываются «компьютерные аддикты», особенности подростков, увлеченных компьютерными технологиями, функционирование эмоционально-психологической сферы подростка. В статье рассматриваются особенности негативных последствий влияния компьютерных технологий на ребенка подросткового возраста, раскрывается феноменология подмены двух миров: реального и виртуального, прослеживаются связи между негативным влиянием компьютерных игровых технологий и особенностями личности современного подростка. В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методики исследования: тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов, педагогов, родителей, подростков о специфике влияния компьютерных технологий и виртуального общения на внутреннюю среду ребенка в этом возрасте, на изменение его личностных особенностей, а также уровень культуры современного подростка, и могут применяться специалистами в практической деятельности. Выводы: данное исследование послужит вектором будущих исследований, поскольку достаточно стремительное развитие компьютерных технологий и интернета увлекает подростков. А это может привести не только к несформированности у ребёнка адекватных установок, направленности, но и предопределить возникновение новых проблем, связанных со всеми проявлениями общественной и личной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бостанова Светлана Николаевна, Тетуева Марьям Курманбиевна, Байбанова Фатима Анзоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPUTER TECHNOLOGIES ON THE PERSONALITY OF TEENAGER

Introduction. The article reveals the problem of the impact of computer technologies (Internet, computer games, applications, virtual "assistants", etc.) on the development of personal characteristics of a teenager. The article describes "computer addicts", the characteristics of teenagers who are passionate about computer technology, the functioning of the emotional and psychological sphere of a teenager. The article examines the features of the negative consequences of the influence of computer technology on a teenage child, reveals the phenomenology of the substitution of two worlds: real and virtual, traces the links between the negative influence of computer gaming technologies and the personality characteristics of a modern teenager. In accordance with the relevance and purpose of the study, we selected the following research methods: a test questionnaire to establish dependence on computer games, the Internet, a diagnostic technique for rapid assessment of well-being, activity and mood, a technique for determining communicative and organizational inclinations. The results of the study expand the ideas of practical psychologists, teachers, parents, teenagers about the specifics of the influence of computer technology and virtual communication on the internal environment of a child at this age, on the change of his personal characteristics, as well as the level of culture of a modern teenager, and can be applied by specialists in practice. Conclusions: this study will serve as a vector for future research, since the rather rapid development of computer technology and the Internet fascinates teenagers. And this can lead not only to the child's lack of adequate attitudes, orientation, but also to predetermine the emergence of new problems associated with all manifestations of social and personal life.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА»

2. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 23-26.

3. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Т.И. Митичева // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 129-131.

4. Носова К.А. Общение и его особенности у младших школьников / К.А. Носова // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190-192.

REFERENCES

1. Kazantseva, V. A. (2015) Possible difficulties of interpersonal communication of children at primary school age, Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 9, pp. 36-40, available at: http://e-koncept.ru/2015/95024.htm.

2. Marakhova, V.A. (2013), "The main difficulties in the formation of communicative universal educational actions in younger schoolchildren", Pedagogy, No. 3, pp. 23-26.

3. Miticheva, T.I. (2015), "Formation of communicative universal educational actions among younger schoolchildren in extracurricular activities", Almanac of modern science and education, No. 5, pp. 129-131.

4. Nosova, K.A. (2019), "Communication and its features in younger schoolchildren", Young scientist, No. 23 (261), pp. 190-192.

Контактный адрес: wampnat@yandex.ru, svebogd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 159.923

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Марьям Курманбиевна Тетуева, старший преподаватель, Фатима Анзоров-

на Байбанова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

Введение. В статье раскрывается проблема воздействия компьютерных-технологий (интернет, компьютерные игры, приложения, виртуальные «помощники» и т.д.) на развитие личностных характеристик подростка. Описываются «компьютерные аддикты», особенности подростков, увлеченных компьютерными технологиями, функционирование эмоционально-психологической сферы подростка. В статье рассматриваются особенности негативных последствий влияния компьютерных технологий на ребенка подросткового возраста, раскрывается феноменология подмены двух миров: реального и виртуального, прослеживаются связи между негативным влиянием компьютерных игровых технологий и особенностями личности современного подростка. В соответствии с актуальностью и целью исследования нами выбраны следующие методики исследования: тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов, педагогов, родителей, подростков о специфике влияния компьютерных технологий и виртуального общения на внутреннюю среду ребенка в этом возрасте, на изменение его личностных особенностей, а также уровень культуры современного подростка, и могут применяться специалистами в практической деятельности. Выводы: данное исследование послужит вектором будущих исследований, поскольку достаточно стремительное развитие компьютерных технологий и интернета увлекает подростков. А это может привести не только к несформированности у ребёнка адекватных установок, направленности, но и предопределить возникновение новых проблем, связанных со всеми проявлениями общественной и личной жизни.

Ключевые слова: подросток, личность, компьютерные технологии, компьютерные игры, компьютерная зависимость, восприятие, мышление, память, социальная адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p525-531

INFLUENCE OF COMPUTER TECHNOLOGIES ON THE PERSONALITY OF

TEENAGER

Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, docent, department chair, Maryam Kurmanbievna Tetueva, the senior teacher, Fatima Anzorovna Baibanova, the

senior teacher, Umar Aliev Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

Introduction. The article reveals the problem of the impact of computer technologies (Internet, computer games, applications, virtual "assistants", etc.) on the development of personal characteristics of a teenager. The article describes "computer addicts", the characteristics of teenagers who are passionate about computer technology, the functioning of the emotional and psychological sphere of a teenager. The article examines the features of the negative consequences of the influence of computer technology on a teenage child, reveals the phenomenology of the substitution of two worlds: real and virtual, traces the links between the negative influence of computer gaming technologies and the personality characteristics of a modern teenager. In accordance with the relevance and purpose of the study, we selected the following research methods: a test questionnaire to establish dependence on computer games, the Internet, a diagnostic technique for rapid assessment of well-being, activity and mood, a technique for determining communicative and organizational inclinations. The results of the study expand the ideas of practical psychologists, teachers, parents, teenagers about the specifics of the influence of computer technology and virtual communication on the internal environment of a child at this age, on the change of his personal characteristics, as well as the level of culture of a modern teenager, and can be applied by specialists in practice. Conclusions: this study will serve as a vector for future research, since the rather rapid development of computer technology and the Internet fascinates teenagers. And this can lead not only to the child's lack of adequate attitudes, orientation, but also to predetermine the emergence of new problems associated with all manifestations of social and personal life.

Keywords: teenager, personality, computer technology, computer games, computer addiction, perception, thinking, memory, social adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом, всё более и более развиваются компьютерные технологии. С развитием компьютерных технологий растет количество людей, активно использующих различные компьютерные приспособления в рабочих целях, в целях обучения и развлечения [5, 7]. Однако, наряду с положительными моментами, вместе с компьютерными технологиями пришли и проблемы. Компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты [3, 4, 6].

Одной из проблем, связанных с компьютерными технологиями, стали разнообразные зависимости от того, что они дают. Среди них, зависимость от компьютерных игр и от интернета. В науке, данный вид зависимости, называется «компьютерные ад-дикты». По мнению ученых, среди людей, наиболее подверженных воздействию такого вида зависимости, в большей степени подвержены молодые люди в возрасте от 10 до 30 лет [2].

Уход от реальности, желание создать собственный мир, ограниченный, специфический круг интересов, отсутствие досуговых предпочтений (спорт, чтение, кружки) - это еще не полный список отрицательных последствий, на которые указывают учёные. Препарированы некоторые соматические нарушения: переутомление, снижение остроты зрения, быстрая утомляемость, боли в ногах, боли в кистях рук, рези в глазах, общая возбужденность, трудности с засыпанием.

Однако, отношение к компьютерным играм в среде учёных неоднозначно. Так достаточно интересны факты, что у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение.

Наличие увлечения виртуальной реальностью, говорит о проблемах в эмоционально-психологической сфере. Как отмечает М. С. Иванова: «Ни один человек, не станет подменять реальность виртуальностью, если у него нет проблем психологического характера. Возникает своеобразный замкнутый круг. Человек уходит от проблем в мир, где есть определённый сюжет, развитие которого зависит от него, и, втягиваясь в этот мир, создаёт для себя ещё больше проблем. При этом видимое решение данных проблем реализуется в игре» [3, 4].

Наличие такой возможности ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. Апофеозом данного аспекта является затрата большего времени на проведение в виртуальном мире компьютерных игр и уменьшение интереса к реальному миру [6, 7]. В сфере всех этих изменений, в психологии появилось новое понятие - «Я виртуальное» - характеризующее развитие человека в виртуальности. Развитие своего виртуального «Я» резко затормаживает развитие Я реального.

Главная опасность здесь состоит в увеличении диссонанса, складывающего между реальным миром и миром виртуальным, где «все возможно», что может привести к необратимым последствиям [1, 4, 7].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Карачаевска. В исследование принимали участие 60 подростков в возрасте 12-14 лет, из полных семей.

Исследование включало в себя следующие этапы: а) анализ психологической теории и практики по проблеме исследования; б) подбор методического инструментария; в) проведение эмпирического исследования негативного влияния компьютерных технологий на становление личности подростков.

Нами использовались эмпирические методы исследования: тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), духовно-нравственных характеристик личности подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте 12-14 лет. На основании тестовой анкеты для установления зависимости от компьютерных игр, интернета, мы разделили респондентов на две группы: подростки на стадии компьютерного энтузиазма (увлечённости) - 28 человек (45%); подростки с компьютерной зависимостью - 32 человека (55%) (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение респондентов по возрасту в соответствии с указанными группами

Возраст подрост- Группы респондентов Всего, п=60

ков 1 группа, п=28 2 группа, п=32

12 6 9 15

13 8 10 18

14 14 13 27

Обработка результатов тестирования и беседа с исследуемыми показала, что значительная часть подростков, попавших во вторую группу, проводят за компьютером более 5 часов (17 человек). При этом респонденты отмечают, что испытывают или удовлетворение от нахождения в виртуальном пространстве, или негативные переживания, что зависит от того, добиваются ли они предполагаемого результата или нет. Многие респонденты испытывают раздражение, когда родители требуют от них отрываться от компьютера

для того, чтобы сделать уроки или что-либо по дому. Беседа с родителями позволила определить, что дети теряют временные рамки, полагая, что их игра была прервана на самом интересном месте, что им не дали завершить сюжет и т. д. Сами же подростки отмечали, что они спокойно прекращают игру, что говорит о том, что они перестают обращать внимание на своё поведение, на свои реакции.

Часть исследуемых второй группы отмечали, что без компьютера им скучно и не интересно (14 детей). Многие из них говорили, что украдкой стремятся воспользоваться сотовыми телефонами, чтобы выйти в интернет. Отличительной чертой их поведения являлось то, что они утверждали, что родители ограничивают их время необоснованно.

Данных проблем не было выявлено в первой группе. Следует отметить, что родители не столь жёстко контролировали время ребенка, проведённое за компьютером, достигнув договорённости с ним и ограничиваясь включением будильника на телефоне. Чаще всего, дети в первой группе тратят от 1 часа до двух часов, находясь за компьютером.

Эти проблемы нами не были выявлены у респондентов первой группы. Следует отметить, что родители не так жестко контролируют время, проведенное ребенком за компьютером, договорившись с ним о времени, которое он проведёт за компьютером или другим гаджетом, и ограничившись включением будильника на телефоне. Чаще всего дети первой группы проводят в виртуальном пространстве от одного до двух часов.

Мониторинг активности детей позволил отметить, что в первой группе дети более общительны, проводят больше времени в компании своих друзей, в отличие от респондентов второй группы. Для детей второй группы было характерно, что в свободное время (во время перемены), они или используют интернет в телефонах, или общаются с детьми, которые так же используют интернет в телефонах.

Особенно хотелось бы сказать, что круг детей второй группы в действительности очень узок, ограничен сверстниками со схожими интересами, но широк в Интернете. Подростки из этой группы отметили, что они заинтересованы в новых знакомствах в Интернете. 12 человек из второй группы ответили, что у них много друзей в Интернете, и они чувствуют ответственность, когда не участвуют в онлайн-игре в назначенный час.

14 подростков в процессе беседы говорили, что им даже перекусить некогда, в связи с чем, они кушают непосредственно за компьютером, что позволяет им не прерываться и не отвлекаться. Это подтверждает данные исследователей, которые выделили этот фактор зависимости в своих исследованиях. Поскольку «страсть» к компьютерам и гаджетам изменяет распорядок дня, а в частности режима сна и бодрствования, мы в беседе с родителями наших респондентов постарались выяснить, насколько изменился режим дня детей. Родители отметили, что дети не только едят неправильно, но и ложатся спать намного позже, чем их сверстники. Если в первой группе дети ложатся спать в период от 22.00ч. до 23.30ч. в зависимости от обстоятельств, то во второй группе, 11 детей ложатся после 23.00ч. после нескольких замечаний, сделанных родителями. Результатом этого является утренняя усталость, низкая активность в классе, сонливость. Кроме того, 6 детей второй группы уже носят очки или линзы (против одного в первой), а 8 человек жалуются на боль и сухость глаз, которые возникают почти ежедневно.

10 человек жалуются на приступы головных болей, 6 - на боли в позвоночнике.

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), показала, что у детей первой группы больше выражено благоприятное состояние (14 человек), у 13 человек второй группы ярко выражены неблагоприятные состояния. Полученные в результате группировки баллов в соответствии с ключом три категории: самочувствие, активность, настроение, показали, что по всем показателям в первой группе дети превосходят своих сверстников в группе 2. (рисунок).

10

0 -

Самочувствие Активность Настроение ■ 1 группа ■ 2 группа

Рисунок - Сравнительно-сопоставительный анализ показателей оперативной оценки самочувствия, активности и настроения респондентов

Результаты, полученные по данной методике, косвенно подтвердили ответы, полученные нами в беседе с родителями и респондентами. Помимо этого, в процессе наблюдения мы отметили, что у детей второй группы менее выраженная активность, эмоциональные реакции ниже, чем у детей первой группы. Данное обстоятельство связано с утомлением организма, с затеканием мышц, бессонницей или нарушением сна.

Показатели, полученные в ходе диагностики тестом оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, и показатели, полученные при ответах на вопрос об оценке своего самочувствия, активности и настроения, подтверждают друг друга.

Исходя из этого, нами был сделан вывод, что длительное пребывание за компьютером или использование других гаджетов, позволяющих детям войти в виртуальное пространство, приводит к низкой физической активности, нарушению режима дня, снижению оперативных показателей самочувствия, активности и настроения.

Снижение коммуникативных характеристик отмечается учеными как еще одно следствие зависимости от виртуального пространства. Говоря о таком явлении, как коммуникативная природа человека, необходимо рассматривать ее не только как совокупность определенных свойств и качеств человека, благодаря которым осуществляется процесс общения, но и как компонент мотивационно-потребностной сферы. Данный постулат определяет, что условием коммуникативности является наличия соответствующей направленности личности. Это могут быть компоненты, содержащие социальный и морально-нравственный статус личности, потребности, интересы, убеждения, идеалы и ценностные ориентации. Перечисленные компоненты должны изучаться не как мотивирующие, а как координирующие факторы поведения.

Процесс общения, как основной вид деятельности подростков, имеет основополагающее значение для формирования качеств личности. Отсутствие или же слабое развитие коммуникативных способностей приводит к проблемам в построении межличностных отношений, что в свою очередь приводит к дефициту общения с реальными людьми.

В процессе нашей диагностической работы, нами была использована методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Обработка полученных в ходе диагностики данных показала, что у детей в первой группе более выражены: высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей. У детей второй группы - средний и низкий (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели коммуникативных и организаторских склонностей

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Группа 1 - - 8 14 6

Группа 2 - 10 16 6 -

Всего - 10 24 20 6

Так, можно говорить о том, что для детей второй группы, у которых в процессе диагностики был выявлен низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (10 человек), характерно низкое стремление к общению со сверстниками, предпочтение проведения свободного времени наедине компьютером или гаджетами позволяющими играть или выходить в интернет-пространство, или со сверстниками, увлечение которых - компьютерные игры. Им свойственно избегать новых компаний

или знакомств, коллективных мероприятий. Беседа, проведённая с данной категорией детей, показала, что они испытывают трудности в установлении контактов с новыми людьми. Несмотря на то, что они не могут этого сделать в реальности, они спокойно делают это в виртуальной среде, быстро находя себе виртуальных друзей или собеседников по интересам, «...которых много в сети...». Общение с одноклассниками, протекает «рвано», дети стараются избегать отстаивания своего мнения, при этом не особо его представляя. Они пассивны в обсуждении классных или внеклассных мероприятий. Помимо этого, родители так же отмечают, что дома дети безынициативны.

Большинство детей из первой и второй групп имеют средний показатель коммуникативных и организационных наклонностей. Для них характерно стремление к контактам с другими, они пытаются отстоять свое мнение, много рассказывают о своих интересах. Однако особое значение для них имеет отношение к ним других, что не позволяет им постоянно инициировать деятельность группы сверстников. Это своего рода «последователи» (ведомые). Несмотря на то, что в первой и второй группах есть дети со средним показателем, они различаются. Так, особое место для детей второй группы занимают сверстники и старшие школьники, интересующиеся компьютерами, играми и интернет-сообществами. Все, что связано с компьютерными инновациями, вызывает живой интерес у наших респондентов и дает им возможность вступить в дискуссию. Однако эти дети чувствуют себя неуверенно в группе старших товарищей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы можем утверждать, что наличие виртуального общения, оказывает существенное влияние на общение в реальной жизни. Дети второй группы сами себя ограничивают в живом (реальном) общении, что приводит к снижению коммуникативных и организаторских способностей.

Связано это, прежде всего, с осознанием деятельностной (реальной) среды (социальной и физической), которая окружает субъекта и его возможностями, способностями воздействовать на нее для достижения поставленных задач. В условиях, в которые себя поставили дети второй группы, этого сделать практически невозможно. Помимо всего этого, совместная деятельность позволяет субъекту вырабатывать умения и навыки, которые позволяют делать свои действия понятными для других субъектов социального взаимодействия, чего лишены респонденты второй группы. Большая часть респондентов второй группы оказываются в ситуации, когда им сложно понять не только собственные ценностные ориентации, но ценности других социальных групп, им не дана возможность осознать свои перцептивные умения, у них отсутствует готовность воспринимать инновации внешнего мира, им сложно оценить собственные психические состояния, возникающих под воздействием компьютерных технологий.

Всё это в дальнейшем может привести к неадаптированности данных детей к изменениям в социуме, что повлечёт за собой ещё больший уход в мир, который дают компьютерные технологии.

Таким образом, чрезмерное увлечение компьютерными технологиями не только не формируют в ребёнке установки, но и предопределяют возникновение дальнейших проблем, связанных со всеми аспектами общественной и личной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бостанова С.Н. Психологическая поддержка личности подростка с девиантным поведением / С.Н. Бостанова // Воспитательный процесс в учреждениях образования: состояние, перспективы инновации : Материалы Международной научно-практической конференции, Черкесск, 15-16 февраля 2018 года. - Черкесск : Центр научного знания "Логос", 2018. - С. 121-125.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика/ А. В. Гоголева. - Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов. - Минск // Психология зависимости / сост. К.В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. - С. 205-222.

4. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности : монография / М.С. Иванов. - Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - 114 с.

5. Семенова Ф.О. Дистанционные информационные технологии в образовательной среде как фактор развития информационной культуры студента / Ф. О. Семенова, Р. А. Ахмедханова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года. - Москва : Парнас, 2022. - С. 287-298.

6. Сидорова, С.Н. Особенности влияния компьютерных игр на личность / С.Н. Сидорова, В.С. Ельчанинов, Н.К. Габдулхакова // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 294-296.

7. Шишкина К.И., Работа педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников / К.И. Шишкина, М.В. Жукова, К.А. Кошурникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 442-445.

REFERENCES

1. Bostanova, S.N. (2018), "Psychological support for the personality of a teenager with deviant behavior", Educational process in educational institutions: state, prospects of innovation, Materials of the International Scientific and Practical Conference, Cherkessk, February 15-16, 2018, pp. 121-125.

2. Gogoleva, A.V. (2003), Addictive behavior and its prevention, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow; "MODEK" Voronezh.

3. Ivanov, M.S. (2007), "Psychological aspects of the negative impact of gaming computer addiction on a person's personality", Addiction Psychology, Harvest, Minsk, pp. 205-222.

4. Ivanov, M. S. (2008), Psychology of personal self-realization in computer gaming activity, Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, Tomsk.

5. Semenova, F.O. and Akhmedkhanova, R.A. (2022), "Remote information technologies in the educational environment as a factor in the development of the student's information culture", Psychological and pedagogical problems of modern education: ways and means of their solution, Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference, Derbent, February 27, 2022, Parnassus, Moscow, pp. 287-298.

6. Sidorova, S. N., Yelchaninov, V. S. and Gabdulkhakova N. K. (2014), "Features of the influence of computer games on personality", Young scientist, No. 7, pp.294-296.

7. Shishkina, K. I., Zhukova, M. V. and Koshurnikova, K. A. (2022), "The work of a teacher-psychologist with a family to prevent computer addiction in younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 442-445.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЗВОДА ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Евгений Анатольевич Иванов, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Николай Андреевич Хитрук, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище имени П.С. Нахимова, Севастополь; Александр Александрович Щепелев, кандидат педагогических наук, Главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.