Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 19-24
УДК 316.772.4
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ
© 2012 г. А.В. Куликова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 25.06.2012
Рассмотрены особенности интернет-коммуникаций современной молодежи, достоинства и недостатки интернет-общения. Исследуются изменения, происходящие в языке с развитием интренет-сообщества, особенности использования интернет-сленга в повседневной жизни молодежи.
Ключевые слова: интренет-коммуникации, интренет-сообщество, молодежь, изменения в языке, субкультура.
Итернет как новая форма массовой коммуникации сегодня стремительно входит в нашу жизнь. Так, например, по результатам исследований Фонда «Общественное мнение», за последние десять лет активная часть интернет-пользователей старше 18 лет (суточная аудитория) выросла с 2.1 млн. человек до 37 млн., а по прогнозам на 2014 год составит 63 млн. человек [1]. Исследование интернета, его аудитории сегодня одна из самых востребованных тем. В работах российских исследователей затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в сети; виртуальной самопрезентации личности, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенностей фор-
мирования виртуальных сообществ (см., например: [2, 3, 4, 5, 6, 7]).
Высокие темпы развития Интернета, популяризация социальных сетей, блогов, веб-форумов привели к существенным изменениям в структуре общения современной молодежи. Общение в сети происходит в условиях массовой коммуникации и имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. С целью определения специфики интернет-коммуникаций современной молодежи летом 2011 года нами было проведено социологическое исследование. В опросе приняло участие 186 студентов из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.
Рис. 1. Предпочтительный способ коммуникации в Интернете
25%
15%
3%
0%
1-50 51-100 101-200 201-300 301-400 400-500 больше много
500 чел.
Рис. 2. Величина дружеского круга в социальных сетях
34%
25% 25%
1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 больше 50
чел.
Рис. 3. Величина дружеского круга, с которым происходит регулярная коммуникация
Всех молодых людей можно назвать активной аудиторией Интернета. А вот время, которое они проводят каждый день в сети, различно: 43% тратят на Интернет от одного до трех часов, 40% от четырех до шести и около 17% более семи и даже целый день. Итак, большая часть молодежи проводит в Интернете значительную часть дня, что вызывает озабоченность близких. Около трети опрошенных отметили, что это даже приводит к конфликтам. Только у 15% никогда не возникало необъяснимого желания без причины посетить интернет. Больше половины иногда испытывают подобное чувство, а 27% даже часто. Мы, конечно, не будем говорить об интернет-зависимости, но эти цифры подтверждают, что Интернет прочно занял лидирующие позиции в структуре распределения временного бюджета современной молодежи. Это отчасти связано и с
высокими темпами развития мобильного интернета: ведь сейчас уже трудно представить студенческую аудиторию без нетбуков, мобильных телефонов и прочих устройств, позволяющих в любом месте быть в сети.
Ожидалось, что время, которое тратит молодежь на общение в сети, будет составлять основную долю в структуре временного распределения. Однако в основном студенты проводят время за поиском необходимой информации для учебы или работы (55%), а общение стоит на втором месте (25%). Пятая часть студентов тратит время на поиск информации, связанной с увлечением, хобби. Поиск и просмотр кинофильмов, роликов, прослушивание музыки, онлайн игры не занимают значимых позиций в структуре распределения времени в Интернете (не больше 5%).
Таблица 1
Характеристики общения в Интернет, %
Характеристики Достоинство интернет-общения Не имеет отношения к интернет-общению Недостаток интернет-общения
Можно общаться с несколькими людьми одновременно 78 18 6
Общение с людьми, недоступными в реальной жизни 75 12 13
Общение не выходя из дома 72 12 18
Простота и легкость общения 67 30 4
Легко и быстро найти друзей и единомышленников 63 31 4
Общение с незнакомыми людьми 52 37 9
Можно подурачиться 40 52 9
Простота языка (можно не соблюдать правила орфографии, грамматики) 34 22 43
Можно стать известным, знаменитым 31 67 3
Простые, несерьезные темы 30 60 10
Общение в сети - игра, нереально 24 48 30
Можно не стесняться в выражениях (нецензурная лексика и т.п.) 19 39 42
Не видно истинных чувств 18 16 63
Можно выплеснуть накопившуюся агрессию, раздражение 16 58 27
Отсутствие невербальных средств общения 15 36 46
Можно обманывать, притворяться 13 36 51
Отсутствие моральных норм и каких-либо ограничений 13 37 51
Разговоры на откровенные темы 12 66 9
Отсутствие визуального контакта 12 13 72
Трудно передать все эмоции 3 15 82
Из всех способов коммуникации студенты выбирают социальные сети (88%), программы мгновенной доставки сообщений (43%) и интернет-телефонию (36%). Социальные сети, бесспорно, лидируют как способ и средство общения (рис. 1). Наше исследование подтвердило, что молодежь отдает предпочтение социальной сети «ВКонтакте»: 84% опрошенных регулярно здесь общаются. Сеть «Одноклассники» не пользуется такой популярностью: лишь 16% иногда заходят на сайт. Русскоязычная версия «РаееЬоок» более популярна: 24% студентов зарегистрированы здесь и иногда посещают этот сайт. Другие социальные сети либо вообще не знакомы студентам, либо ими пользуются единицы. Следует отметить, что среди опрошенных молодых людей треть зареги-
стрирована в англоязычных социальных сетях (Facebook, Twitter, MySpace и время от времени пользуется ими.
Социальные психологи полагают, что для молодежи 15-22 лет дружба - важнейшая составная часть жизни, так как другие виды взаимоотношений (семейные, родительские, трудовые, иногда и любовь) в большинстве своем еще не развиты. Наибольший интенсивности дружеские отношения достигают в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, частота встреч и большой объем совместно проводимого времени.
С развитием электронных способов коммуникации, социальных сетей количество друзей и частота дружеских практик возросли (рис. 2).
Таблица 2
Специфика использования интернет-лексики, %
Интренет- лексика Использую Знаю, но не использую Никогда не слышал
Lol, facepalm, epic fail, omg... 81 17 2
+1,+100500... 75 24 1
Прив, нз4, спс, пжст, ИМХО.... 42 54 6
*изда рулю, я снимаю на *у*. 41 13 46
Приффет, как делиффки, аффтор жжот... 11 35 54
Привед, медвед!, кРеВеДкО.... 5 77 18
Интересно, что, отвечая на вопрос «Сколько у Вас друзей?», молодые люди в основном указывали число не больше 15 человек (58%). А затем величина дружеского круга резко возрастает: больше 100 человек друзей называют 22% студентов и просто «много», «не сосчитаешь», «никогда не считал» - 16%. Величина дружеского круга в социальных сетях значительно больше. Лишь четверть студентов имеет круг общения в Интернете меньше 100 человек, больше половины виртуально знакомы с группой от 100 до 400 человек. Немало и таких, на личных страницах которых зарегистрировано более 500 друзей (15%). Однако этот круг общения нельзя назвать реальным.
Регулярное общение складывается в основном с группой друзей не более 30 человек (рис. 3). Причем это именно те люди, с которыми коммуникации выстраиваются и за пределами виртуальных сообществ: 33% опрошенных студентов видятся с этими друзьями каждый день, 34% - по выходным, 28% - во время каникул. Но настоящими друзьями, которым можно доверить самое личное, которые всегда придут на помощь, из всего социального круга можно назвать лишь пару человек (так считают 48% опрошенных) или по крайней мере не более десяти (34%).
Общение в Интернете, бесспорно, привлекает своей простотой и легкостью: можно общаться с людьми, недоступными в реальной жизни, причем общаться с ними, не выходя из дома (табл. 1). В сети легко и быстро найти единомышленников, можно немного подурачиться. И в то же время отсутствие визуального контакта и невербальных средств коммуникации затрудняет передачу всех эмоций, трудно понять, истинны ли чувства, о которых говорит собеседник. Однако в основном студенты не считают общение в сети игрой, не имеющей отношения к реальности (48%). Около половины студентов отмечают, что отсутствие моральных норм приводит к тому, что общение в сети никак не ограничено. Этот недостаток Интернета влечет за собой возможность обманывать, притворяться, выдавать себя не за того,
кем ты являешься. Но все недостатки интернет-коммуникаций не делают невозможными разговоры на серьезные и откровенные темы.
Помимо трансформаций в структуре общения современной молодежи, необходимо отметить появление особого языка, на котором происходит это общение. Простота интернет-коммуникаций приводит к таким изменениям, как упрощение грамматических и орфографических правил (около 40% опрошенных отмечают это как недостаток общения в сети, 30% - как преимущество). А вот дозволенность употребления нецензурной лексики, по мнению студентов, оскорбления не имеют прямого отношения к Интернету.
Сегодня можно говорить о появлении нового интернет-сленга. Речь идет об особом «падон-каффском» (или «олбанском») языке, получившем распространение в начале 2000-х годов. Это определенный стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т.н. эрративом [8]), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленга. Интернет-сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов.
Как отмечают филологи, изменения постоянно происходят в языке, он динамичен. И возможно, использование сленга в определенной субкультуре обогащает речь - при условии, что литературный язык не забывается [9]. Но что принесет перенос норм «олбанского» языка в повседневную жизнь вне сети? Каковы особенности использования интернет-сленга в повседневной жизни молодежи?
Для определения специфики использования интернет-сленга язык «падонкофф» был разбит на группы выражений, аббревиатур. В основе группировки - классификации по способу словообразования, по лексико-семантическим параметрам, представленные в статье Ю.В. Тара-тухиной [9].
Нами было проведено интервьюирование учащихся старших классов нижегородских школ и студентов первого и второго курсов НФ НИУ ВШЭ (всего опрошено 102 человека). Опраши-
Таблица 3
Отношение молодежи к интернет-сленгу, %
Употребление интернет-сленга - это... Согласен Затрудняюсь сказать Не согласен
личное дело каждого 71 1 28
свидетельство снижения интеллектуального уровня 66 21 13
хорошо, но лишь в рамках интернета 64 12 24
дополнительные языковые барьеры между разными социальными группами 56 4 40
лучший способ сэкономить время 54 33 13
шаг к разложению родного языка 45 17 38
модное средство сближения с другими интернет-пользователями 32 4 64
ваемым предлагались карточки с рассматриваемыми выражениями с просьбой выделить те из них, которые они используют в интернет-общении; значение которых понимают, но не используют; и те, которые никогда не слышали.
Большинство слов и выражений знакомы молодым людям, причем многие активно их используют (табл. 2). Наибольшей популярностью пользуются англоязычные аббревиатуры, слова и словосочетания, выражающие разные эмоциональные состояния (81%), определенные сочетания цифр для упрощенного выражения эмоций, согласия/несогласия (75%). Надо отметить, что простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать свою мысль (так называемый «телеграфный стиль») широко пвспространены не только в интернет-общении, но и в современной молодежной коммуникации в целом.
Различного рода аббревиатуры и сокращения русских (спс, нз4) и транслитерация английских слов (ИМХО) знакомы почти всем, и многие активно используют эти элементы в своем общении. Русскую ненормативную лексику и слова, образованные путем искажения ненормативной лексики, включает в свою речь, к сожалению, достаточно много молодых людей (41%), причем и юноши, и девушки. А вот самая большая группа слов в «олбанском» языке, образованная путем искажения оригинала без изменения лексического значения («аффтор жжот», «исчо», «приффет»), как ни странно незнакома половине опрошенных.
«Живые выражения», пришедшие из Живого Журнала (livejournals.com) и ставшие нарицательными («В Бобруйск, жывотное! Привед, Медвед!», «Превед, кросавчеги») знакомы большинству любителей интернет-общения, но используются лишь единицами.
Ограничивается ли использование данного сленга рамками интернет-сообщества? Опрос показал, что нет. Среди молодежи и в ее окру-
жении около 50% используют подобные выражения в повседневном общении. При этом 62% опрошенных считает, что подобный сленг отрицательным образом сказывается на родном языке, разрушает его. Нейтральную позицию -«интернет-сленг никак не влияет на язык» -заняли 28% участвовавших в интервью.
Конечно, язык сегодня несравнимо подвижнее, чем когда бы то ни было. Интернет и компьютеризация рождают новые понятия, названия которых уже прочно внедрились в нашу речь. Многие активно используют эти неологизмы. Но, несмотря на это, отношение к интернет-сленгу скорее негативное (табл. 3). Так, 66% молодых людей считает, что употребление такого сленга говорит о снижении интеллекта, создает дополнительные языковые барьеры между разными социальными группами, что это шаг к разложению языка, и употребление интернет-сленга должно быть уместным, ограничиваться только интернет-сообществом.
Для многих использование интернет-сленга - это всего лишь способ сэкономить время, а не просто модное средство общения и сближения с другими пользователями сети.
Можно говорить о появлении особого русского языка. Причем впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета.
Итак, стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в общении. Студенты представляют собой активных пользователей Интернета, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации - это социальные сети. Интернет-коммуникации привели к значительному расширению дружеского круга (как минимум до трехсот человек), что, возможно, ведет за собой и некоторую трансформацию
самого понятия «дружба». Из-за увеличения числа социальных связей время, уделяемое каждому конкретному другу, и содержательная наполненность коммуникации сокращаются. Возможно, скоро придется говорить о появлении новых форм дружеского общения, которые со временем могут изменить наше представление о дружбе в целом. Может ли быть человек одинок, когда в его социальную сеть входят более трехсот человек? Испытывает ли он избыток общения? Вот лишь некоторые направления дальнейших исследований интернет-коммуникаций.
Список литературы
1. «Интернет в России». Аналитический бюллетень. 2011. Вып. 34 [Электронный ресурс]. - URL: http://runet.fom.ru/uploads/files/Internet_Russia_Summe r_2011.pdf
2. Арестова О.Н. и др. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2002. С. 245-246.
3. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 2008. 320 с.
4. Кутюгин Д.И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества: Автореферат дис. ... канд. соц. наук. М.: МГУ, 2009. 21 с.
5. Мун Л.Н. Информационные технологии и гуманитарная культура // Мир психологии. 2002. № 1.
6. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 336 с.
7. Силаева В.Л. Специфика общения в Сети // Материалы интернет-конференции «Социология и Интернет: перспективные направления исследования» [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman. hse.ru/ text/16216125.html
8. Гусейнов Г. «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски», март 2005 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. speakrus. ru/gg/micropro sa_erratica-1. htm
9. Таратухина Ю.В. Функционирование «жаргона падонков» в пространстве Рунета // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции -к виртуальности: Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2007. С. 83-89.
FEATURES OF INTERNET COMMUNICATIONS A. V. Kulikova
This article describes the characteristics of Internet communications of today's youth, advantages and disadvantages of Internet communication. Also discussed are changes, occurring in modern language with development of Intrenet-community, features of Internet slang in everyday life of young people.
Keywords: Intrenet-communications, intrenet-community, youth, changes in language, subculture.