Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА: УЧЕТ РАСЧЕТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА: УЧЕТ РАСЧЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГ / ТЕХНОЛОГИЯ ОПЛАТЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ / "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ" ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА / ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА ЗА РУБЕЖОМ / СТАТИСТИКА ПО ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГУ / INTERNET ACQUIRING / PAYMENT TECHNOLOGY VIA THE INTERNET / THE PITFALLS OF INTERNET ACQUIRING / THE USE OF INTERNET ACQUIRING IN RUSSIA / THE USE OF THE INTERNET ACQUIRING ABROAD / STATISTICS OF THE INTERNET ACQUIRING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Углова И.А., Гончарова Н.Э., Николишина В.В.

В статье авторами обозначены проблемы расчетов с покупателями с использованием банковского терминала (эквайринг). Достаточно подробно рассмотрены принципы бухгалтерского учета расчетов с покупателями в месте продажи товаров с использованием эквайринга. Сказано о необходимости использовании при расчетах с покупателями платежных карт посредством специального POS-терминала. Оговорены особенности использования контрольно-кассовой техники, порядок возврата покупателю денежных средств в случае возврата им товара, оплаченного с использованием платежной карты через банковский терминал. Авторы подробно рассматривают проблему приёма платежей в иностранной валюте, оставаясь в российской юрисдикции. В качестве одного из путей решения данной задачи авторы предлагают открытие счёта в европейском банке, что позволит принимать платежи в местных валютах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Acquiring Features: Accounting Accounting

The article identifies settlement problems with customers using a bank terminal (acquiring). The principles of accounting for settlements with buyers at the point of sale of goods using acquiring are considered in sufficient detail. It has been said that it is necessary to use payment cards with customers through a special POS terminal. The specifics of using cash registers and the procedure for returning money to the buyer in the event of returning the goods paid using a payment card through a bank terminal have been agreed. The authors consider in detail the problem of accepting payments in foreign currency, remaining in the Russian jurisdiction. As one of the ways to solve this problem, the authors propose opening an account in a European bank, which will allow accepting payments in local currencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГА: УЧЕТ РАСЧЕТОВ»

2. Краудфандинг, как форма венчурного инвестирования в условиях инновационной экономики [Текст]: Современный экономический рост: теория и моделирование. Материалы Двеннадцатых Друкеровских чтений / Бардиан Андрей - Издательский дом «Экономическая газета», 2012 Sources:

1. Civil Code of the Russian Federation of 11/30/1994 N 51-FZ (as amended on 12/29/2017).

- URL: http://www.consultant.ru.

2. Crowdfunding as a form of venture investment in an innovative economy [Text]: Modern economic growth: theory and modeling. Materials of the Twelfth Drucker Readings / Bardian Andrei

- Economic Newspaper Publishing House, 2012

И.А. Углова

доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

I.A. Uglova

associate Professor of the Department of economics and finansy at the enterprise,

Cand. Ekon.D.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

(irina.uglova@list. ru) Н.Э. Гончарова, В.В. Николишина

студенты

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Краснодарский филиал), г. Краснодар, Россия N. E. Goncharova, V.V. Nikolishina,

Students

Financial University under the Government of the Russian Federation

(Krasnodar branch) Krasnodar, Russia (nikolishina-98@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭКВAЙРИНГA: УЧЕТ РАСЧЕТОВ

Аннотация. В статье авторами обозначены проблемы расчетов с покупателями с использованием банковского терминала (эквайринг). Достаточно подробно рассмотрены принципы бухгалтерского учета расчетов с покупателями в месте продажи товаров с использованием эквайринга. Сказано о необходимости использовании при расчетах с покупателями платежных карт посредством специального POS-терминала. Оговорены особенности использования контрольно-кассовой техники, порядок возврата покупателю денежных средств в случае возврата им товара, оплаченного с использованием платежной карты через банковский терминал. Авторы подробно рассматривают проблему приёма платежей в иностранной валюте, оставаясь в российской юрисдикции. В качестве одного из путей решения данной задачи авторы предлагают открытие счёта в европейском банке, что позволит принимать платежи в местных валютах.

Abstract. The article identifies settlement problems with customers using a bank terminal (acquiring). The principles of accounting for settlements with buyers at the point of sale of goods using acquiring are considered in sufficient detail. It has been said that it is necessary to use payment cards with customers through a special POS terminal. The specifics of using cash registers and the procedure for returning money to the buyer in the event of returning the goods paid using a payment card through a bank terminal have been agreed. The authors consider in detail the problem of accepting payments in foreign currency, remaining in the Russian jurisdiction. As one of the ways to solve

this problem, the authors propose opening an account in a European bank, which will allow accepting payments in local currencies.

Ключевые слова: интернет-эквайринг, технология оплаты через интернет, «подводные камни» интернет-эквайринга, применение интернет-эквайринга в России, применение ин-тернет-эквайринга за рубежом, статистика по интернет-эквайрингу

Keywords: Internet acquiring, payment technology via the Internet, the pitfalls of Internet acquiring, the use of Internet acquiring in Russia, the use of the Internet acquiring abroad, statistics of the Internet acquiring.

В настоящее время интернет-магазины стали такой же обыденностью, как и простые магазины. И если раньше люди относились к покупкам через интернет настороженно, так как опасались быть обманутыми, то теперь они используют их постоянно, приобретая тот или иной товаров не выходя из дома, так как это очень удобно и выгодно. Всё больше и больше людей готовы совершать онлайн платежи с использованием данных банковских карт.

Не так давно покупка осуществлялась по следующей схеме: клиент делал заказ на определенный товар, его доставлял в удобную для него точку курьер, и во время передачи этого заказа осуществлялась оплата. Теперь же благодаря интернет-эквайрингу приобретение стало намного проще и выгоднее. Так что же такое «интернет-эквайринг»?

Интернет-эквайринг - это технология, позволяющая принимать платежи по пластиковым картам через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса. Для того чтобы человек смог воспользоваться данной технологией для оплаты услуг, у него должна быть карта банка-эмитента, допускающего подобного рода денежные операции. При этом поставщик или продавец должен предоставлять покупателям возможность совершать оплату через платежный интерфейс. Для совершения операции покупателю нужно ввести в специальную форму номер его кредитной карты, срок действия и трехзначный код CV2, который расположен на задней части его карты. После этих нехитрых действий в течение нескольких минут списывается требуемая сумма с покупателя и перечисляется продавцу. Услуги эк-вайринга оказывают кредитные организации (банки-эквайеры). Они устанавливают специальное устройство электронного типа - POS-терминалы, посредством использования которых возможен вариант проведения безналичного расчета пластиковой картой.

Также интернет-эквайринг обладает возможностями, позволяющими упростить и улучшить дальнейшие покупки. К ним относятся:

- оплата в один клик с сохранением индивидуальных данные карты;

- заморозка денег, позволяющая проводить перечисление денежных средств покупателю при оформлении возврата товара или отсрочка покупки при проверке наличия товара на складе (ходжирование);

- регулярность платежей, например, при оплате коммунальных платежей, обязательное подтверждение только первого платежа, все остальные выполняются автоматически (рекку-рентные платежи);

- удлиненная запись при передаче уточняющей информации, например, при продаже туристических путевок, авиабилетов, когда необходимо указать паспортные данные, расшифровка расчетного счета в банке;

- создание и отправка счета на оплату за уже поставленный товар (работы, услуги) на E-mail или SMS-сообщении (инвойсинг). Схема выставления таких счетов для покупателей является безопасной, а отправленный документ - фактической оплатой, однако, в условиях российского рынка такой тип сделок отсутствует.

Преимуществами эквайринговых операций являются:

- минимизация возможных потерь по операциям, связанным с наличными денежными средствами (риск кражи выручки или подмена денег на фальшивые);

- надежный способ увеличить продажи за счет повышения конкурентоспособности организации, увеличение оборотов за счет привлечения новых покупателей, предпочитающих рассчитываться пластиковыми картами;

- лимит расчетов наличными на операции по пластиковым картам не распространяется.

Мобильный эквайринг завоёвывает всё большую популярность и обладает следующими преимуществами:

- простая регистрация и минимальная комиссия при заключении договора эквайринга;

- гибкая система, круглосуточный доступ к своему банковскому счету безопасность производимых расчетов;

- низкая цена mPOS-устройства;

- простота в управлении платежами и др.

Система эквайринга имеет большую привлекательность для банков, так как банки, взимая комиссию с продавца товаров и услуг, получают доход. Комиссионное вознаграждение формируется за счет сумм удержаний от совершения платежных операций по карте.

Величина комиссии определяется условиями, прописанными в договоре, при это в расчет берутся следующие факторы: специфика деятельности компании; финансовые результаты деятельности компании; срок функционирования; число, площадь и расположение торговых точек; технические возможности.

Типичные ошибки:

- искажение бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности за счет признания выручки в момент прихода денежных средств от банка, а не в момент передачи товара покупателю;

- искажение бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности за счет занижения выручки и расходов (из выручки вычитается комиссия), такая ошибка приводит к занижению налогооблагаемой базы организаций, находящихся на УСН;

- нарушение документального отражения операций продажи товаров по платежным картам без использования контрольно-кассовой техники, (отсутствие записей в журнале кассира-операциониста, в отчете кассира-операциониста, данных счетчиков контрольно-кассовых машин).

При возврате товара в другой день, либо только части покупки, в соответствии с договором эквайринга необходимо произвести операцию по «возврату». При этом банк перечислит покупателю сумму возвращаемой покупки и вычтет ее стоимость из последующих возмещений организации, либо потребует возместить банку сумму возвратов покупок самостоятельно (платежным поручением).

К сожалению, среди плюсов имеются так же и свои «подводные камни», к примеру, конвертация валют при покупке в зарубежных интернет-магазинах. Валюта процессинга (валюта списания с карты покупателя) и валюта расчёта (валюта зачисления средств на банковский счёт продавца) могут отличаться.

Согласно исследованию PayPal, 72 % опрошенных покупателей считают возможность выбора валюты для оплаты покупок и услуг очень важным фактором.

В исследовании РБК говорится, что 37 % респондентов в 2016 году сократили свои расходы на онлайн-покупки. Ранее упоминаемое исследование PayPal констатирует, что для половины покупателей онлайн-магазинов не принципиально, где зарегистрирован продавец, и в чьей юрисдикции он находится. Неудивительно, что у российского e-commerce появляется желание получить долю зарубежного рынка.

Российский бизнес на рынке e-commerce в 2016 году занял долю в $2 млрд, тогда как общий объём рынка в 2017 году оценивается в $2,3 трлн. Одним из наиболее привлекательных рынков для отечественных бизнесменов является рынок Европы: экспорт на европейский рынок достигает почти 35 % от мирового. По данным компании Euromonitor, рост стоимости транзакций во Франции и Германии в 2016 году составил 11 % и 12 % соответственно. Объём рынка Франции за этот же период достиг €32 млрд, Германии - €40 млрд, Великобритании -€63 млрд.

Выход на зарубежный рынок сопряжён с соблюдением ряда формальностей. В частности, работа на этом рынке подразумевает принятие платежей в локальной валюте: евро, британских фунтах, кронах и так далее.

Решить задачу приёма платежей в иностранной валюте, при этом оставаясь в российской юрисдикции, очень сложно. Одним из возможных решений является регистрация компании в нужной юрисдикции и открытие счёта в европейском банке. В этом случае организация сможет принимать платежи в местных валютах. Но и здесь скрывается несколько нюансов.

При установлении размеров комиссий за свои услуги кредитные учреждения уделяют большое внимание ставке Interchange, устанавливаемой платёжными системами. Эту ставку можно определить как процесс совершения транзакции, при котором происходит взаимообмен информацией между банком-эквайером и банком-эмитентом за определённое вознаграждение.

Ставка Interchange играет большую роль в формировании ценообразования на европейском рынке, где можно выделить две модели определения стоимости услуг банков:

- BuyRate - фиксированная процентная ставка: Intra (транзакции совершаются в пределах еврозоны); Inter (с проведением транзакции за пределы еврозоны);

- ставка, размер которой варьируется в зависимости от Interchange.

Еженедельное выведения денег с расчётного счёта мерчанта (продавца) - другая особенность работы с европейскими банками-эквайерами. При этом финансовые институты часто удерживают их ещё на 7 дней для страховки от чарджбэков (7 days hold), итоговая сумма может быть выплачена спустя две недели. Ежедневный вывод возможен для мерчантов с оборотом от €2 млн.

Ещё одна особенность работы в европейской юрисдикции - жёсткие требования со стороны банков по раскрытию информации о бенефициаре (лицо, которое является получателем денежных средств, и в адрес которого осуществляется денежный платеж) или владельце. В связи с этим, к основным документам, помимо стандартного списка для отечественного эквай-ринга, требующимся для подключения к платёжной системе, относятся:

- трастовые декларации на конечного бенефициара;

- паспорт на бенефициара с пропиской или счетами за коммунальные услуги.

Несмотря на все трудности организации бизнеса в Европе, его ведения, повышенной

прозрачности и отчётности, для российских предпринимателей этот рынок продолжает оставаться одним из самых интересных. И количество запросов, поступающих в службу поддержки российских эквайринговых компаний постепенно увеличивается.

Выявлены серьезные проблемы в отношениях интернет-магазинов с покупателями.

Аналитическое агентство J'son & Partners провело исследование рынка электронной коммерции за 2016 год. Помимо таких аспектов, как объем покупок, выбор магазина, способ заказа и доставки и т. п. Были исследованы и предпочтения покупателей в плане оплаты покупок в интернет-магазинах.

Как выяснилось, больше половины покупателей (68 %) предпочли оплатить товар непосредственно курьеру при доставке. При этом, 17 % покупателей выбрали оплату банковской картой (если такая возможность была предоставлена интернет-магазином).

Также показательным является тот факт, что доля оплаты наличными, за последние три года упала почти на 20 %. В то же время, покупатели все чаще расплачиваются с помощью банковских карт — этот способ оплаты (наряду с электронными деньгами) является самым быстрорастущим.

Помимо проведенного исследования, аналитиками J&P был подготовлен прогноз развития различных способов оплаты до 2018 года. Согласно прогнозу, рост оплат с использованием банковских карт составит 36,2 %. На втором месте будут электронные деньги - темп роста данного вида оплаты составит 24,2 %. А вот рост оплаты наличными прогнозируется на уровне всего 12,2 %.

Результаты данного исследования J&P подтверждают результаты различных исследований постоянно проводимых Проектом ChClub.

В частности, согласно данным ChClub, 64 % при покупке товаров в интернет-магазине предпочли бы произвести оплату банковской картой. Однако не всегда такой вид оплаты поддерживается магазинами и это хорошо видно из результатов исследований J&P - лишь в 17 %

случаев покупатели смогли расплатиться картой. Оставшиеся же 47 % очевидно разделились на несколько групп - те, кто нашел другой интернет-магазин, который принимает банковские карты, те, кто все-таки оплатил наличными (в виду невозможности оплаты картой) и те, кто отказался от покупки или отложил ее.

Также согласно исследованиям Проекта ChClub, наличными курьеру предпочитают оплачивать товары 26 % покупателей. Этот процент резко возрастает в виду недостаточного числа интернет-магазинов, принимающих к оплате банковские карты. Электронными деньгами, согласно опросам, проводимым ChClub, предпочитают расплачиваться всего 6 % покупателей. Однако и этот показатель значительно повышается, так как вынужденно используется в качестве некой альтернативы банковской карты.

На ближайшие 5 лет специалисты прогнозируют дальнейшее увеличение процента оплат банковскими картами заказов в e-commerce. При этом прогнозируемый ежегодный рост таких оплат составит 36 %. В 2018 году их доля по прогнозам составит 47 % от общего оборота платежей в интернет-торговле, обогнав прогнозируемую оплату наличными, которая составит 45 %. Следует отметить, что увеличение процента оплат банковскими картами в сегменте электронной коммерции обусловлен не только повышением популярности этого способа оплаты среди держателей карт, но и увеличением количества интернет-магазинов принимающих оплату картами.

Это хорошо прослеживается, при наложении исследования J'son & Partners Consulting на другие, проведенные Проектом ChClub, согласно которым 64 % предпочитают оплачивать покупки в Интернет-магазинах банковскими картами, т.е. процент предпочитающих оплачивать заказы в Интернет банковской картой существенно превышает процент интернет-магазинов, предоставляющих такую возможность.

Таким образом, исследования и агентства J'son & Partners, и Проекта ChClub, показывают то, что на данный момент потребности покупателей интернет-магазинов, в части оплаты товаров, в значительной степени расходятся с возможностями, которые предоставляют им интернет-магазины. В результате такого несоответствия, в большей степени, страдают именно интернет-магазины, теряя существенную часть прибыли.

Источники:

1. Углова И. А., Каракьян Э. А. Деньги как объект гражданских прав и предмет банковских сделок // В сборнике: Глобальные проблемы модернизации национальной экономики материалы VI международной научно-практической конференции, Тамбовского государственного университета имени Г.В. Державина. 2017. С.212-217.

2. Углова И. А. Бережливое производство - основа экономической безопасности // В сборнике: Современное развитие России в условиях новой цифровой экономики материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 48-53.

3. Углова И. А. ^временный подход к управлению в малом и среднем бизнесе // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения материалы I международной научно-практической конференции, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2017. С. 143-148.

4. Лактионова Н.В., Углова И.А. Малый бизнес: оценка систем налогообложения // Вектор экономики. 2017. № 3 (9). С. 12.

5. Лактионова Н. В., Углова И. А. Налоговая безопасность - составляющая экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 33. С. 8.

6. Оксанич Е.А., Углова И.А. Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса в формате МСФО // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 368-373.

7. Углова И. А., Оксанич Е.А. Принципы формирования и отдельные положения учетной политики предприятий малого бизнеса // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 76-80.

Sources:

1. Uglova I.A., Karakyan E.A. Money as an object of civil rights and the subject of banking transactions // In the collection: Global problems of modernization of the national economy, materials of the VI International Scientific Practical Conference, Tambov State University named after G.V. Derzhavin. 2017. P.212-217.

2. Uglova I.A. Lean manufacturing is the basis of economic security // In the collection: Modern development of Russia in the conditions of the new digital economy, materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 48-53.

3. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business // In the collection: Social and economic development of Russia: actual approaches and promising solutions materials of the I International Scientific Conference, Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2017. p. 143-148.

4. Laktionova N.V., Uglova I.A. Small business: assessment of tax systems // Vector economy. 2017. No. 3 (9). P. 12.

5. Laktionova N.V., Uglova I.A. Tax security is a component of the economic security of an economic entity // Services: innovation and quality. 2017. No. 33. P. 8.

6. Oksanich E.A., Uglova I.A. Reporting of small and medium-sized businesses in the format of IFRS // In the collection: Information support for the effective management of the activities of economic entities Materials of the VI International Scientific Conference. 2016. p. 368-373.

7. Uglova I.A., Oksanich E.A. Principles of formation and certain provisions of the accounting policy of small businesses // In the collection: Information support for the effective management of the activities of economic entities Materials of the VI International Scientific Conference. 2016. pp. 76-80.

Е.А. Черкалин

Преподаватель первой квалификационной категории, Краснодарский архитектурно-строительный техникум

E. A. Cherkalin, teacher of the first category, Krasnodar Architecture and Construction College

(GONY1990@mail.ru)

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается налоговая нагрузка и основные методики определения налоговой нагрузки экономических субъектов. Кроме того, в статье приведены основные обозначения, применяемые для определения налоговой нагрузки экономическими субъектами. Сравнительный анализ показывал, что в современной литературе не существует единого мнения по поводу перечня налогов и сборов, которые нужно включать в расчет налоговой нагрузки экономического субъекта. Несмотря на наличие информации о суммах начисленных и уплаченных налогов, хозяйствующими субъектами практически не проводится последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени. Поэтому для принятия оптимальных управленческих решений руководству организаций необходимо иметь представление о номинальном налоговом бремени, на основе которого следует принимать меры по его снижению.

Annotation: this article discusses the tax burden and the main methods of determining the tax burden of economic entities. In addition, the article presents the main designations used to determine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.