Научная статья на тему 'Особенности интерактивного взаимодействия органов власти с населением'

Особенности интерактивного взаимодействия органов власти с населением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
580
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / E-GOVERNMENT / ONLINE INTERACTION / ELECTRONIC DOCUMENTS / THE UNIVERSAL ELECTRONIC CARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хэгай Ольга Анатольевна

В данной статье анализируется опыт по расширению использования интерактивных технологий в государственном и региональном управлении, на основе которого выявляются возможности электронных документов и электронного правительства. На основе анализа дана оценка результатов пилотного проекта Республики Башкортостан и выявлены проблемы интерактивного взаимодействия органов власти и населения, а также обобщены проблемы и перспективы использования электронных документов в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the experience to expand the use of interactive technologies in the state and regional government, on the basis of which identifies opportunities of electronic documents and e-government. Based on the analysis evaluated the results of apilot project of Bashkortostan Republic and found the problems of interactive interaction between authorities and population, and also summarizes the problems and prospects of using electronic documents in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивного взаимодействия органов власти с населением»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).

Управление. Вып. 7. С. 23-26.

О. А. Хэгай

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ

В данной статье анализируется опыт по расширению использования интерактивных технологий в государственном и региональном управлении, на основе которого выявляются возможности электронных документов и электронного правительства. На основе анализа дана оценка результатов пилотного проекта Республики Башкортостан и выявлены проблемы интерактивного взаимодействия органов власти и населения, а также обобщены проблемы и перспективы использования электронных документов в Челябинской области.

Ключевые слова: электронное правительство, интерактивное взаимодействие, электронные документы, универсальная электронная карта.

В настоящее время в России активно идет построение и развитие электронного правительства как системы предоставления информации и оказания набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям власти и чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано за счет максимального использования информационно-коммуникационных технологий. Эта система позволит минимизировать транзакционные издержки при оказании услуг, исключить связанную с ними волокиту, снизить воздействие фактора географического положения и сократить коррупцию. Электронное правительство впервые начало внедрятся в США в 1991 г., а на сегодняшний день в той или иной мере используется в большинстве развитых стран мира.

Возможности интерактивного взаимодействия органов власти с населением позволяют использовать современные технологии в различных сферах. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», целью которой является повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и гражданами, деятельность органов власти по работе с обращениями граждан во многих муниципальных образованиях перестроилась с рукописной картотечной системы на автоматизированные информационные системы регистрации и учета обращений1.

Основной особенностью электронного правительства является безличностное интерактивное взаимодействие, когда коммуникация между двумя субъектами осуществляется посредством электронно-вычислительной тех-

ники. В этой связи возникает проблема идентификации пользователя этой системы и подлинности предоставленных им сведений. При обычном (личном) взаимодействии гражданин удостоверяет свою личность паспортом (в ряде случаев для должностного лица - служебным удостоверением) и заверяет документы личной подписью, при цифровом же взаимодействии это невозможно, что и вызывает сложности с определением личности гражданина, осуществляющего запрос в сети Интернет.

Следовательно, необходимо появление электронных документов, отвечающих требованиям современного информационного общества. Таким документом может стать электронная карта гражданина, которая в перспективе может заменить обычный (бумажный) паспорт, а также ряд других документов. Электронная карта гражданина может быть создана на основе банковской смарт-карты и включает в себя совокупность электронных приложений. Помимо электронной подписи карта может включать в себя: банковское приложение, электронный страховой медицинский полис, электронное водительское удостоверение и т. д.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дает достаточно емкое определение электронной карте: «Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и му-

ниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством, юридически значимых действий в электронной форме». Также закон признает карту документом, удостоверяющим личность гражданина2. Возможность ее получения предусмотрена с 2012 г., а массовый переход с 2014. Согласно закону выдача карты будет производиться на бесплатной основе.

Это инновационное и модернизационное по своей сути нововведение позволит коренным образом изменить не только структуру взаимоотношений гражданина и государства, но и все информационное пространство страны.

Можно выделить следующие положительные черты использования электронных карт.

Во-первых, электронная карта может использоваться в любом устройстве, оснащенном считывателем (персональный компьютер, банкомат и пр.), что позволяет решить проблему идентификации в электронных системах и сделать возможным дистанционное легитимное обращение граждан в государственные и муниципальные органы.

Во-вторых, она позволит автоматизировать процесс взаимодействия гражданина и государства, так как карта является инструментом для автоматического заполнения отправляемых при обращении данных (информации о гражданине), в дальнейших обрабатываемых информационными системами.

В-третьих, известно, что потребность в услугах, требующих уплаты государственной пошлины (имущественных, регистрационных), не меньше, чем в социальных, а благодаря тому, что карта включает в себя банковское приложение, она упрощает их оплату.

В-четвертых, современный уровень развития криптографии и шифрования делает использование электронных документов даже более безопасным, чем их бумажных вариантов, защищая их от фальсификации и взлома.

В-пятых, карта может использоваться не только в государственной сфере, ее можно использовать и для совершения гражданско-правовых сделок, оплачивая товары и услуги. Карта, вмещающая в себя все необходимые электронные документы, сделает гораздо более простым их ношение и восстановление в случае утери.

В настоящее время в России нет таких электронных карт, которые могут служить полноценной заменой паспорту, однако уже в четырех регионах осуществляется пилотный проект

внедрения социальных карт на основе банковских - это Москва, Башкортостан, Татарстан и Астраханская область. Во всех этих регионах проект осуществляется совместно правительством региона и одним из ведущих банков России (Сбербанк в Астраханской области, Уралсиб в Башкортостане и т. д.).

Рассмотрим опыт внедрения электронной карты на основе Башкортостана.

В настоящее время с помощью социальной карты в Башкортостане можно получить следующие услуги в электронном виде:

1) предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;

2) оплата штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения без ввода реквизитов с моментальной отметкой в базе данных Управления ГИБДД МВД Республики Башкортостан;

3) прием заявок (запись) на прием к врачу (только в городах Уфа и Стерлитамак);

4) заполнение и направление в аптеки электронных рецептов;

5) информация о текущих налоговых задолженностях;

6) оплата налоговой задолженности с формированием отдельного платежного поручения;

7) подтверждение транспортным перевозчикам льгот для проезда в общественном транспорте льготными категориями граждан;

8) оплата проезда в общественном транспорте льготными категориями граждан;

9) оплата при помощи банковского приложения различных платежей;

10) получение скидок и бонусов в торговосервисных предприятиях;

11) информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхо-вания3.

Реализованы услуги в рамках следующих приложений: медицинское; транспортное;

ПФР; налоговое; дисконтное; МВД; банковское. Кроме того, во время выборов 13 марта 2011 г. часть избирателей получили возможность проголосовать при помощи электронных карт.

Планируется разработать и внедрить еще 10 приложений. По итогам 2010 г. выдано 160939 карты из планируемых 500000, и установлены 26 информационных киосков из планируемых 80. Целевые показатели не были выполнены

из-за недостатка системности в работе и нехватки финансирования.

Можно выделить основные направления работ по дальнейшей реализации пилотного проекта:

• Согласование нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность и взаимодействие участников пилота.

• Интеграция информационных систем.

• Изготовление УЭК и персонализация приложений.

•Доработка существующих информационных систем и инфраструктуры обслуживания для обеспечения работы УЭК.

• Расширение списка приложений карты и реализуемых ими услуг.

Основные проблемы, возникающие при внедрении карты, можно разделить на три группы:

1. Неразвитая нормативно-правовая база: практически отсутствуют подзаконные акты к федеральному закону № 210-ФЗ; до сих пор не утвержден паспорт пилотного проекта; подписаны не все соглашения между ведомствами и учреждениями.

2. Проблемы с техническим обеспечением и инфраструктурой: не определен оператор электронного правительства Республики Башкортостан; не разработана типовая программа и методика испытаний; отсутствует утвержденное идентификационное приложение УЭК; несогласованность действий банков-участни-ков в процессе изготовления заготовок карт; система использования карты не интегрирована для межрегионального взаимодействия; не разработаны стандарты работы считывателей для персональных компьютеров и необходимого программного обеспечения.

3. Проблемы с финансированием: до конца не определенны источники финансирования, в связи с этим оно осуществляется нестабильно и в недостаточном объёме.

Таким образом, оценивая текущие результаты пилотного проекта в Башкортостане, можно сказать, что, несмотря на некоторые проблемы в реализации, эксперимент проходит успешно и имеет большие перспективы. Реализация даже части услуг в электронном виде позволила добиться их значительного упрощения для граждан. В то время как основные затруднения в реализации проекта связаны с недостатками их регулирования на федеральном уровне (правовая база, технические стандарты, порядок выпуска, вопросы финансирования и т. д.), так как карта должна быть по-настоящему универ-

сальной и использоваться на всей территории государства и даже за рубежом. Следовательно, успех проекта зависит не только от работы на региональном уровне, но и от внимания к этому вопросу на уровне федерации.

Однако, учитывая опыт пилотных проектов, можно сделать вывод, что полноценной реализации проекта универсальная электронная карта гражданина в те сроки, которые определяет федеральный закон № 210-ФЗ, будет сложно достигнуть, так как из-за недостатка опыта в этой сфере предстоит проделать большой объем работы.

В связи с этим целесообразно оценить перспективы внедрения электронной карты в Челябинской области. Еще в 2002 г. Администрацией Челябинска и Челябинвестбанком был реализован проект «Социальная карта че-лябинца»4. Это был достаточно передовой для своего времени проект, однако его применение ограничивалось только определённым кругом социальных льгот.

Сейчас же перед областью, так же как и перед другими регионами России, стоит задача выпустить в массовое пользование универсальную электронную карту, а также создать необходимую для нее инфраструктуру.

Для осуществления этого проекта необходимо:

1. Разработать нормативно-правовую базу:

- план внедрения универсальных электронных карт;

- закон Челябинской области «Об универсальной электронной карте»;

- привести административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями информатизации;

- подписать соглашения о взаимодействии с государственными и муниципальными органами, внебюджетными фондами, банками;

- регламентировать процедуру подачи заявления для получения карты.

2. Утвердить порядок финансирования данного проекта из различных источников.

3. Разработать и внедрить приложения карты, позволяющие получать услуги на региональном и муниципальном уровнях: транспортное, медицинское, ЖКХ и т. д.

Перспективой развития данного проекта может быть реализация универсальной электронной карты не на основе банковской смарт-карты, а на основе мобильной сим-карты, которые уже начинают внедряться в странах Ев-

ропы. Смена типа карты на более компактный и мобильный позволит упростить ее использование, так как воспользоваться какой-либо услугой на интернет-портале можно будет не только через персональный компьютер, но и через мобильный телефон.

Таким образом, внедрение универсальной электронной карты в регионах Российской Федерации позволит упростить оказание государственных и муниципальных услуг, даст толчок к развитию информационного общества и просто сделает жизнь граждан более комфортной. Успешность данного нововведения зависит от совместных усилий федеральных властей, органов регионального (муниципального) уровня и бизнеса. В связи с этим Челябинской области необходимо активно работать над проектом для того, чтобы достигнуть желаемых результатов в поставленные сроки.

Примечания

1 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Рос. газ. 2002. 31 янв.

2 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». КонсультантПлюс.

3 ОАО «Башкирский регистр социальных карт». URL : www.brsc.ru/

4 Челябинвестбанк : социальная карта челябинца. URL : http://www.chelinvest.ru/citizen/card/ crown/soccart.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.