Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).
Управление. Вып. 7. С. 23-26.
О. А. Хэгай
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ
В данной статье анализируется опыт по расширению использования интерактивных технологий в государственном и региональном управлении, на основе которого выявляются возможности электронных документов и электронного правительства. На основе анализа дана оценка результатов пилотного проекта Республики Башкортостан и выявлены проблемы интерактивного взаимодействия органов власти и населения, а также обобщены проблемы и перспективы использования электронных документов в Челябинской области.
Ключевые слова: электронное правительство, интерактивное взаимодействие, электронные документы, универсальная электронная карта.
В настоящее время в России активно идет построение и развитие электронного правительства как системы предоставления информации и оказания набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям власти и чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано за счет максимального использования информационно-коммуникационных технологий. Эта система позволит минимизировать транзакционные издержки при оказании услуг, исключить связанную с ними волокиту, снизить воздействие фактора географического положения и сократить коррупцию. Электронное правительство впервые начало внедрятся в США в 1991 г., а на сегодняшний день в той или иной мере используется в большинстве развитых стран мира.
Возможности интерактивного взаимодействия органов власти с населением позволяют использовать современные технологии в различных сферах. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», целью которой является повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и гражданами, деятельность органов власти по работе с обращениями граждан во многих муниципальных образованиях перестроилась с рукописной картотечной системы на автоматизированные информационные системы регистрации и учета обращений1.
Основной особенностью электронного правительства является безличностное интерактивное взаимодействие, когда коммуникация между двумя субъектами осуществляется посредством электронно-вычислительной тех-
ники. В этой связи возникает проблема идентификации пользователя этой системы и подлинности предоставленных им сведений. При обычном (личном) взаимодействии гражданин удостоверяет свою личность паспортом (в ряде случаев для должностного лица - служебным удостоверением) и заверяет документы личной подписью, при цифровом же взаимодействии это невозможно, что и вызывает сложности с определением личности гражданина, осуществляющего запрос в сети Интернет.
Следовательно, необходимо появление электронных документов, отвечающих требованиям современного информационного общества. Таким документом может стать электронная карта гражданина, которая в перспективе может заменить обычный (бумажный) паспорт, а также ряд других документов. Электронная карта гражданина может быть создана на основе банковской смарт-карты и включает в себя совокупность электронных приложений. Помимо электронной подписи карта может включать в себя: банковское приложение, электронный страховой медицинский полис, электронное водительское удостоверение и т. д.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» дает достаточно емкое определение электронной карте: «Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и му-
ниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством, юридически значимых действий в электронной форме». Также закон признает карту документом, удостоверяющим личность гражданина2. Возможность ее получения предусмотрена с 2012 г., а массовый переход с 2014. Согласно закону выдача карты будет производиться на бесплатной основе.
Это инновационное и модернизационное по своей сути нововведение позволит коренным образом изменить не только структуру взаимоотношений гражданина и государства, но и все информационное пространство страны.
Можно выделить следующие положительные черты использования электронных карт.
Во-первых, электронная карта может использоваться в любом устройстве, оснащенном считывателем (персональный компьютер, банкомат и пр.), что позволяет решить проблему идентификации в электронных системах и сделать возможным дистанционное легитимное обращение граждан в государственные и муниципальные органы.
Во-вторых, она позволит автоматизировать процесс взаимодействия гражданина и государства, так как карта является инструментом для автоматического заполнения отправляемых при обращении данных (информации о гражданине), в дальнейших обрабатываемых информационными системами.
В-третьих, известно, что потребность в услугах, требующих уплаты государственной пошлины (имущественных, регистрационных), не меньше, чем в социальных, а благодаря тому, что карта включает в себя банковское приложение, она упрощает их оплату.
В-четвертых, современный уровень развития криптографии и шифрования делает использование электронных документов даже более безопасным, чем их бумажных вариантов, защищая их от фальсификации и взлома.
В-пятых, карта может использоваться не только в государственной сфере, ее можно использовать и для совершения гражданско-правовых сделок, оплачивая товары и услуги. Карта, вмещающая в себя все необходимые электронные документы, сделает гораздо более простым их ношение и восстановление в случае утери.
В настоящее время в России нет таких электронных карт, которые могут служить полноценной заменой паспорту, однако уже в четырех регионах осуществляется пилотный проект
внедрения социальных карт на основе банковских - это Москва, Башкортостан, Татарстан и Астраханская область. Во всех этих регионах проект осуществляется совместно правительством региона и одним из ведущих банков России (Сбербанк в Астраханской области, Уралсиб в Башкортостане и т. д.).
Рассмотрим опыт внедрения электронной карты на основе Башкортостана.
В настоящее время с помощью социальной карты в Башкортостане можно получить следующие услуги в электронном виде:
1) предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;
2) оплата штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения без ввода реквизитов с моментальной отметкой в базе данных Управления ГИБДД МВД Республики Башкортостан;
3) прием заявок (запись) на прием к врачу (только в городах Уфа и Стерлитамак);
4) заполнение и направление в аптеки электронных рецептов;
5) информация о текущих налоговых задолженностях;
6) оплата налоговой задолженности с формированием отдельного платежного поручения;
7) подтверждение транспортным перевозчикам льгот для проезда в общественном транспорте льготными категориями граждан;
8) оплата проезда в общественном транспорте льготными категориями граждан;
9) оплата при помощи банковского приложения различных платежей;
10) получение скидок и бонусов в торговосервисных предприятиях;
11) информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхо-вания3.
Реализованы услуги в рамках следующих приложений: медицинское; транспортное;
ПФР; налоговое; дисконтное; МВД; банковское. Кроме того, во время выборов 13 марта 2011 г. часть избирателей получили возможность проголосовать при помощи электронных карт.
Планируется разработать и внедрить еще 10 приложений. По итогам 2010 г. выдано 160939 карты из планируемых 500000, и установлены 26 информационных киосков из планируемых 80. Целевые показатели не были выполнены
из-за недостатка системности в работе и нехватки финансирования.
Можно выделить основные направления работ по дальнейшей реализации пилотного проекта:
• Согласование нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность и взаимодействие участников пилота.
• Интеграция информационных систем.
• Изготовление УЭК и персонализация приложений.
•Доработка существующих информационных систем и инфраструктуры обслуживания для обеспечения работы УЭК.
• Расширение списка приложений карты и реализуемых ими услуг.
Основные проблемы, возникающие при внедрении карты, можно разделить на три группы:
1. Неразвитая нормативно-правовая база: практически отсутствуют подзаконные акты к федеральному закону № 210-ФЗ; до сих пор не утвержден паспорт пилотного проекта; подписаны не все соглашения между ведомствами и учреждениями.
2. Проблемы с техническим обеспечением и инфраструктурой: не определен оператор электронного правительства Республики Башкортостан; не разработана типовая программа и методика испытаний; отсутствует утвержденное идентификационное приложение УЭК; несогласованность действий банков-участни-ков в процессе изготовления заготовок карт; система использования карты не интегрирована для межрегионального взаимодействия; не разработаны стандарты работы считывателей для персональных компьютеров и необходимого программного обеспечения.
3. Проблемы с финансированием: до конца не определенны источники финансирования, в связи с этим оно осуществляется нестабильно и в недостаточном объёме.
Таким образом, оценивая текущие результаты пилотного проекта в Башкортостане, можно сказать, что, несмотря на некоторые проблемы в реализации, эксперимент проходит успешно и имеет большие перспективы. Реализация даже части услуг в электронном виде позволила добиться их значительного упрощения для граждан. В то время как основные затруднения в реализации проекта связаны с недостатками их регулирования на федеральном уровне (правовая база, технические стандарты, порядок выпуска, вопросы финансирования и т. д.), так как карта должна быть по-настоящему универ-
сальной и использоваться на всей территории государства и даже за рубежом. Следовательно, успех проекта зависит не только от работы на региональном уровне, но и от внимания к этому вопросу на уровне федерации.
Однако, учитывая опыт пилотных проектов, можно сделать вывод, что полноценной реализации проекта универсальная электронная карта гражданина в те сроки, которые определяет федеральный закон № 210-ФЗ, будет сложно достигнуть, так как из-за недостатка опыта в этой сфере предстоит проделать большой объем работы.
В связи с этим целесообразно оценить перспективы внедрения электронной карты в Челябинской области. Еще в 2002 г. Администрацией Челябинска и Челябинвестбанком был реализован проект «Социальная карта че-лябинца»4. Это был достаточно передовой для своего времени проект, однако его применение ограничивалось только определённым кругом социальных льгот.
Сейчас же перед областью, так же как и перед другими регионами России, стоит задача выпустить в массовое пользование универсальную электронную карту, а также создать необходимую для нее инфраструктуру.
Для осуществления этого проекта необходимо:
1. Разработать нормативно-правовую базу:
- план внедрения универсальных электронных карт;
- закон Челябинской области «Об универсальной электронной карте»;
- привести административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями информатизации;
- подписать соглашения о взаимодействии с государственными и муниципальными органами, внебюджетными фондами, банками;
- регламентировать процедуру подачи заявления для получения карты.
2. Утвердить порядок финансирования данного проекта из различных источников.
3. Разработать и внедрить приложения карты, позволяющие получать услуги на региональном и муниципальном уровнях: транспортное, медицинское, ЖКХ и т. д.
Перспективой развития данного проекта может быть реализация универсальной электронной карты не на основе банковской смарт-карты, а на основе мобильной сим-карты, которые уже начинают внедряться в странах Ев-
ропы. Смена типа карты на более компактный и мобильный позволит упростить ее использование, так как воспользоваться какой-либо услугой на интернет-портале можно будет не только через персональный компьютер, но и через мобильный телефон.
Таким образом, внедрение универсальной электронной карты в регионах Российской Федерации позволит упростить оказание государственных и муниципальных услуг, даст толчок к развитию информационного общества и просто сделает жизнь граждан более комфортной. Успешность данного нововведения зависит от совместных усилий федеральных властей, органов регионального (муниципального) уровня и бизнеса. В связи с этим Челябинской области необходимо активно работать над проектом для того, чтобы достигнуть желаемых результатов в поставленные сроки.
Примечания
1 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Рос. газ. 2002. 31 янв.
2 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». КонсультантПлюс.
3 ОАО «Башкирский регистр социальных карт». URL : www.brsc.ru/
4 Челябинвестбанк : социальная карта челябинца. URL : http://www.chelinvest.ru/citizen/card/ crown/soccart.html.