Научная статья на тему 'Универсальная электронная карта: новые возможности реализации прав'

Универсальная электронная карта: новые возможности реализации прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
универсальная электронная карта / государственные и муниципальные услуги / функции УЭК / электронные приложения / электронный паспорт / universal electronic card / state and municipal services / UEC function / e-applications / e-passport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гура Г. М.

Универсальная электронная карта – новый формат носителя информации. В статье проанализированы основные возможности универсальной электронной карты, порядок ее предоставления гражданам, порядок использования, а также преимущества этого уникального средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The universal electronic card a new media format. The article analyzes the main features of the universal electronic card, the procedure for providing citizens how to use and the benefits of this unique tool.

Текст научной работы на тему «Универсальная электронная карта: новые возможности реализации прав»

Мотивы «дома» и «сада» в образных повторах высвечивают деформацию некогда устойчивых и сословно регламентированных законов человеческой жизни. Обрушившиеся сословные перегородки, как оказалось, вовсе не способствовали общественному объединению, согласию, дом перестал быть «крепостью», потому что все, что наполняло его теплом и уютом, исчезло. Чехов так же, как его великие современники - Толстой, Лесков, Достоевский, - осознает остроту сложившейся общественной ситуации, которую невозможно разрешить ни реставрацией старого быта, ни искусственно насаждаемой идеологией.

Список литературы

1. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А.П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.О. Горячева. - М., 1992. - 232 c.

2. Дыханова Б.С. Утрата без обретений (эстетическая информативность рассказа А.П. Чехова «Ионыч») / Б.С. Дыханова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2004. - № 2. - С. 1922.

Гура Г. М.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: универсальная электронная карта, государственные и муниципальные услуги, функции УЭК, электронные приложения, электронный паспорт.

Аннотация: Универсальная электронная карта - новый формат носителя информации. В статье проанализированы основные возможности универсальной электронной карты, порядок ее предоставления гражданам, порядок использования, а также преимущества этого уникального средства.

Keywords: universal electronic card, state and municipal services, UEC function, e-applications, e-passport.

Abstract: The universal electronic card - a new media format. The article analyzes the main features of the universal electronic card, the procedure for providing citizens how to use and the benefits of this unique tool.

В данной статье хотелось бы проанализировать основные положения, касающиеся действия универсальных электронных карт, перспективы их применения в связи с введением электронных паспортов на территории Российской Федерации. Универсальная электронная карта - это российская пластиковая карта, объединяющая в себе идентификационное и платёжное средство. Согласно статье 22 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210 универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений данного Федерального закона, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме.[1] Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства. В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг. [1]

Согласно информации, размещенной на официальном сайте УЭК, инфраструктура обслуживания УЭК создает благоприятные условия для получения и оплаты услуг в электронном виде. Преимущества УЭК:

- отсутствие очередей при получении услуг;

- оперативность и быстрота;

- удобство и простота;

- компактность;

- повсеместность и шаговая доступность;

- широкий спектр услуг;

- надежность и безопасность.

Реализация функций УЭК обеспечивается двумя электронными приложениями - федеральным электронным идентификационным и электронным банковским.[3] Федеральное электронное идентификационное приложение содержит:

- область идентификационных данных (Ф.И.О., пол, место и дата рождения пользователя, срок действия карты);

- области данных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и номер полиса обязательного медицинского страхования (ОМС)).

При наличии технологической возможности уполномоченной организации субъекта Российской Федерации на УЭК может размещаться электронная подпись, которая дает пользователю возможность совершать юридически значимые действия, в том числе получать государственные, муниципальные и коммерческие услуги в электронной форме. Во время подачи заявления на выдачу УЭК гражданин сам принимает решение о размещении на своей карте электронной подписи, и сотрудник пункта приема заявлений и выдачи карт записывает электронную подпись на УЭК.

Электронное банковское приложение содержит данные, необходимые для осуществления банковских операций в платежной системе «Универсальная электронная карта».

Данное федеральное приложение позволяет использовать УЭК как полноценный платежный инструмент на территории Российской Федерации для оплаты государственных и муниципальных услуг, товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях и сети Интернет. Во время подачи заявления на выдачу УЭК гражданин самостоятельно выбирает банк-эмитент из числа банков-участников Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» (ЕПСС УЭК), предварительно ознакомившись с их тарифами и услугами. Считать информацию с карты можно только терминалом, сертифицированным ОАО «УЭК».

Использование встроенного чипа обеспечивает самый высокий в настоящее время уровень безопасности при совершении платежей, защиту от подделки и совершения мошеннических действий.

Можно выделить приоритетные сферы применения УЭК:

- быстрая и удобная оплата проезда в общественном транспорте,

- использование электронной подписи при подписании документов,

- оплата услуг ЖКХ, не выходя из дома,

- пользование различными платежными услугами (например, оплата товаров и услуг в розничной сети, снятие наличных денежных средств и т. д.),

- упрощение доступа к медицинским услугам,

- контроль за будущей пенсией.

Интересным представляется вопрос об изготовлении УЭК. Заготовки для УЭК изготавливаются на двух заводах, присоединившимся к единой платёжно-сервисной системе «Универсальная электронная карта»: в государственной компании «Гознак» и в ЗАО «Первый печатный двор». В отличие от банковских карт универсальная электронная карта сделана из лазерочувствительного поликарбоната, который обладает высокой износостойкостью. На карту наносятся полиграфические средства защиты. Нанесение персональной информации осуществляется методом лазерной гравировки в региональных центрах персонализации универсальных электронных карт. Поскольку в процессе лазерной гравировки фотографическое изображение и текст создаются не на поверхности карты, а в объёме пленки, заменить фотографию или текст без разрушения документа оказывается невозможным. На карте УЭК устанавливается микропроцессор, сертифицированный ФСБ России в соответствии с требованиями информационной безопасности. Программное обеспечение, которое устанавливается на стадии подключения электронной подписи, полностью сертифицировано ФСБ и выполняет все самые жёсткие требования по информационной безопасности. Выбранные для УЭК криптографические алгоритмы и планы по исследованию их безопасности были признаны соответствующими самым высоким требованиям защиты информации на пятнадцатой международной конференции «РусКрипто'2013» 30 марта 2013 года.

16 февраля 2012 года были опубликованы «Правила использования УЭК», в которых изложена неподтверждённая информация о пин-коде, возможно являющаяся лишь нереализованными планами разработчиков: «Если гражданина вынуждают ввести пин-код, то предусмотрены ложные пин-коды, введение которых позволят выиграть время и обеспечить оперативную помощь гражданину от силовых структур.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выдачу универсальной электронной карты

обеспечивают уполномоченные организации субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2013 года УЭК выдается гражданам Российской Федерации бесплатно, на основании заявления, лично. Гражданин обращается в удобный для него пункт приема заявлений. При подаче заявления гражданин должен иметь при себе:

- документ, удостоверяющий личность (обязательно),

- полис обязательного медицинского страхования (рекомендуется),

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (рекомендательно).

Оператор пункта приема заявлений заполняет заявление о выдаче УЭК в автоматическом режиме (либо это делает гражданин самостоятельно), затем принимает документы и фотографирует заявителя. Гражданину выдается уникальный номер заявки для получения информации о статусе готовности УЭК, а также предоставляется информация об адресе пункта выдачи карт.

Гражданин при желании подает заявление о размещении на УЭК ключа электронной подписи (в случае наличия технической возможности). Электронная подпись размещается в режиме «реального времени».

Сотрудник пункта приема заявлений создает ключ электронной подписи на УЭК, после чего распечатывает и выдает гражданину под расписку копию сертификата ключа проверки электронной подписи.

При желании гражданин может открыть банковский счет (активировать электронное банковское приложение на УЭК) посредством самостоятельного обращения в банк, выбранный при подаче заявления. [3]

Гражданин получает УЭК и конверты с ПИН-кодами. Срок действия УЭК составляет 5 лет. Гражданин имеет право отказаться от использования УЭК в любое время после получения. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию. [1]

Себестоимость универсальной электронной карты составляет 265 рублей за карту и имеет тенденцию к снижению. Организация выпуска одной карты на человека, включая затраты на ИТ-системы, обходится примерно в 500 рублей.

Функции координатора и оператора в реализации программы по внедрению УЭК выполняет ФУО ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО «УЭК») - федеральная уполномоченная организация, которая выбрана Правительством Российской Федерации в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг

с использованием универсальной электронной карты. В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выдачу универсальной электронной карты обеспечивают уполномоченные организации субъектов Российской Федерации. В нашем регионе организацией предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием УЭК занимается ОКУ «Агентство по инновациям и развитию». В Воронежской области число заявлений о выдаче электронной карты в 2014 году может составить более 500 тысяч экземпляров. В основе такой динамики выдачи УЭК - значительное увеличение числа обращений граждан, желающих получить электронный полис ОМС в 2013 году. И в 2014 году полис ОМС можно будет оформить в составе универсальной электронной карты. [2]

По предварительным оценкам, выдача внутренних паспортов на территории нашей страны прекратится с начала 2016 года. С этого момента основным удостоверением личности гражданина станет электронный аналог - пластиковая карта. Федеральная миграционная служба (ФМС) предлагает уже через год полностью отказаться от стандартных паспортов в пользу электронных карт с десятилетним сроком годности, фотографиями владельцев и чипами. Тестовая серия таких документов может быть запущена уже в 2015 году. Доработанный законопроект ФМС, который размещен на портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов, гласит о том, что после вступления в силу данного закона выдача паспортов гражданам РФ прекращается.

После 2016 года ранее выданные документы все еще будут сохранять свою силу до истечения указанного на них срока, хотя пластиковые карты к этому моменту должны стать основным удостоверением личности.

Универсальные электронные карты, которые массово начали выдаваться с 1 января 2013 года и инвестиции в запуск которых оцениваются более чем в 100 млрд рублей (Минэкономразвития ранее оценивало сумму затрат на запуск УЭК на уровне 150 -170 млрд рублей.), через три-пять лет выйдут из обращения, на смену им придет электронный паспорт. Разработка карты и создание инфраструктуры реализуется на деньги акционеров. Часть средств выделяется из бюджета субъектов РФ — на выпуск карт и создание инфраструктуры в рамках региона. Эти затраты будут оправданы если на созданной базе будет реализовываться проект по выдаче электронных паспортов.

Как сообщил вице-президент Сбербанка РФ, временно исполняющий обязанности президента ОАО «Универсальная электронная карта» Алексей Попов, с началом выдачи электронных паспортов в виде пластиковых карт универсальные карты перестанут выдаваться, хождение двух карт бессмысленно. Да это и понятно, ведь документ, удостоверяющий личность, должен выдаваться государственным органом. Выдавать электронный паспорт будет Федеральная миграционная служба, а заниматься услугами и сервисами, подключенными к электронному паспорту, будет по-прежнему ОАО «Универсальная электронная карта».

В данное время на базе универсальных электронных карт отрабатываются технологии, которые будут использованы при введении электронных паспортов. Технологии эти нуждаются в усовершенствовании, ведь еще много вопросов в реализации технологий на электронных картах, в том числе о совмещении идентификационного приложения и доступа к банковскому счету, механизме получения электронных государственных услуг, защите информации и т. д.

Безусловно, нельзя пройти мимо проблем, которые возникли в связи с введением универсальных электронных карт. Журналисты неоднократно сообщают о задержках выдачи карт. Руководство проекта не отрицает, что при реализации проекта возникли трудности с охватом всех 83 субъектов федерации и с доставкой изготовленных карт на места. Проблема состоит в том, что за время реализации программы у некоторых пунктов выдачи поменялись адреса и почта была вынуждена вернуть посылки, отправленные Гознаком, обратно. Кроме того, в отделениях уполномоченного банка в январе менялась процессинговая система, что также привело к задержкам. Также имеются разночтения между данными, предоставляемыми Пенсионным фондом России и Фондом обязательного медицинского страхования. В частности, если в одной государственной организации фамилия человека пишется через «е», а в другом — через «ё», программа не может идентифицировать гражданина. Не воспринимает программа и сдвоенные фамилии, набираемые через дефис.

В документах Архиерейского собора сообщается, что церковь понимает, что «прогресс идет вперед, мы живем в век электроники и в учёте населения нет ничего греховного». Но при этом отмечается, что у религиозных граждан существует тревога по поводу того, что использование новых персональных электронных идентификаторов может стать обязательным условием доступа каждого человека к материальным и социальным благам и подспорьем для тотального

контроля над человеком без его согласия. Кроме того, эксперт, доктор военных наук К. Севко считает, что сотрудники силовых структур, получая универсальную электронную карту, будут уязвимы перед иностранными спецслужбами.

Если проанализировать данные социологических опросов, то можно сказать, что сторонников УЭК в России в 2013 году стало в полтора раза больше, чем противников, а именно: 53 % россиян одобряют появление новой универсальной электронной карты, 35 % — придерживаются противоположной точки зрения, а оставшиеся 12 % — затруднились ответить. Также выяснилось, что: 70 % опрошенных граждан знают о том, что начала действовать УЭК, 55 % — информированы только в общих чертах, 14 % — уверены, что хорошо понимают особенности нововведения. На вопрос о готовности получить универсальную электронную карту и использовать её в качестве замены бумажным документам 47 % опрошенных ответило утвердительно, а 43 % предпочли бы пользоваться документами по отдельности.

Будем надеяться, что в течение нового 2014 года большинство проблем с введением УЭК будут устранены, и мы получим полноценный, уникальный электронный документ, позволяющий нам решать многие вопросы, не выходя из дома.

Список литературы

1. Российская Федерация. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон [Принят Гос. Думой 7 июля 2010 года № 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ] //Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст. 4179.

2. Гура Г. М. Особенности паспортной системы Российской Федерации// Территория науки. 2013. № 5. С. 161-167.

Селютин А.В.

БРЕМЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: модернизация, Столыпин, столыпинская реформа.

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы деятельности П.А. Столыпина, выявлены основные достигнутые им результаты. Автором приведены мнения ведущих исследователей в данной области, выявлены положительные и отрицательные стороны деятельности столыпинского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.