Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий в предоставлении государственных и муниципальных услуг: проблемы, пути развития'

Применение новых информационных технологий в предоставлении государственных и муниципальных услуг: проблемы, пути развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Генералова Валерия Олеговна

В работе рассматриваются возможности предоставления государственных и муниципальных услуг через универсальную электронную карту. Неактивное использование гражданами к новой информационной технологии и пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article we consider the possibility of providing state and municipal services through the universal electronic card. Inactive citizens to use new information technologies and solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий в предоставлении государственных и муниципальных услуг: проблемы, пути развития»

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В работе рассматриваются возможности предоставления государственных и муниципальных услуг через универсальную электронную карту. Неактивное использование гражданами к новой информационной технологии и пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: универсальная электронная карта, электронный паспорт, информационные технологии, предоставление государственных услуг, предоставление муниципальных услуг.

APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Annotation. In the article we consider the possibility of providing state and municipal services through the universal electronic card. Inactive citizens to use new information technologies and solutions to this problem.

Keywords: universal electronic card, electronic passport, information technology, public services, the provision of municipal services.

Общественное развитие предполагает активное применение IT технологий в различных сферах. Предоставление различных услуг стало тесно связано с электронными ресурсами. Даже старшее поколение активно пластиковые карточки и различные интернет порталы. В настоящее время все активнее применяются технологии электронной очереди, используются электронные расчеты, а не наличные деньги, большинство компаний предоставляет услуги через ресурсы интернет. Таким образом, инновации и информационные технологии затронули все сферы жизни граждан. Представляется очевидным, что все информационные технологии, так или иначе, направлены на то, чтобы упростить для граждан получение услуг. Этим обстоятельством обусловлено предоставление россиянам государственных и муниципальных услуг в электронном виде также развивается все активнее. Одним из инструментов перевода госуслуг в такой формат стала универсальная электронная карта (далее -УЭК), выпуск, выдача и обслуживание которой регулируется гл. 6 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Выпуск карт стартовал в 2013 г., однако до сих пор граждане не обладают достаточной информацией, либо располагают информацией, которая рождает у них недоверие к данному проекту. В виду этого все большее число граждан нашей страны предпочитает написать заявление об отказе от УЭК, предполагая, что наличие данной будет их к чему-то обязывать [13].

В действительности проект «УЭК» имеет государственное значение и реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации и других уполномоченных органов. Данная карта призвана стать неким ключом доступа к широкому спектру электронных услуг и сервисов, в том числе государственных, муниципальных и коммерческих. Очень важно отметить, что выпуск и получение данной карты бесплатны для всех граждан Российской Федерации [1].

УЭК представляет собой микропроцессорную пластиковую карту (формата стандартной банковской карты) с нанесенной на ее поверхность текстовой и графической информацией о владельце карты. Таким образом, карта УЭК может использоваться гражданами даже без использования каких-либо технических устройств, например, в некоторых случаях как документ, удостоверяющий личность гражданина. Однако основные преимущества карты как универсального средства доступа к

УДК 338.465.4 В.О. Генералова

Valeria Generalova

© Генералова В.О., 2015

широкому спектру федеральных или региональных государственных, муниципальных, а также коммерческих услуг проявляются при применении встроенного в карту УЭК микропроцессора.

Взаимодействие с картой может осуществляться через контактную площадку (в случае, если карта помещается внутрь устройства чтения, например, банкомата) или посредством бесконтактного интерфейса (карта должна быть приближена к специальному считывателю, например, к считывателю турникета).

Главное преимущество и отличие УЭК от обычных пластиковых карт, это то, что она содержит не одно, а несколько электронных приложений для разных целей, а также позволяет загрузить на себя дополнительные приложения, что позволяет обеспечить возможность получения гражданином самого разнообразного спектра текущих услуг, включая платежные услуги, доступные владельцам банковских кредитных и дебетовых карт.

Прежде всего, УЭК содержит идентификационное приложение. Карта позволяет идентифицировать себя для получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг, в том числе в медицинских учреждениях и в пенсионной системе. Также УЭК обладает возможностями электронной подписи. Это особенно удобно при заполнении документов и заявлений на портале госсулуг. Платежное приложение позволит пользователю, не выходя из дома, оплачивать налоги, штрафы, а также проводить любые банковские операции свойственные простой пластиковой карте, например перевод денежных средств. Пользователь может использовать карту для начисления на нее заработной платы. Другими словами, карта обладает абсолютно всеми возможностями стандартной, уже привычной многим гражданам, банковской карты. Объем персональных данных, размещаемых на УЭК, минимален, определен нормативными актами Российской Федерации и наносится на УЭК только с согласия пользователя. Однако этих данных будет вполне достаточно для оформления заявлений через портал госуслуг, а также ресурса «Наш город», которое сейчас активно развивается и используется в городе Москве. УЭК призвана сократить время подачи документов и заполнения заявлений, ускорить время получения услуг, исключить коррупционную составляющую (отсутствует личный контакт с представителем ведомства, оказывающего услугу), получать услуги в удобном для гражданина месте, получать федеральные услуги на всей территории Российской Федерации (вне зависимости от региона выдачи УЭК). На УЭК содержатся персональные данные гражданина, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), номер полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). Это позволит проверять свой пенсионный фонд в любое удобное для держателя карты время. УЭК удостоверяет личность пенсионера. Карта может использоваться вместо страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (после получения универсальной электронной карты пенсионное свидетельство (в случае его отсутствия) получать не нужно). В области здравоохранения УЭК дает доступ к услугам электронной регистратуры, может использоваться вместо полиса обязательного медицинского страхования и удостоверяет личность гражданина в медицинском учреждении. В некоторых городах, предоставляется возможность использовать карту УЭК для записи на него проездных билетов. Другими словами УЭК заменяет давно всем знакомую социальную карту. Также в отдельных регионах страны карта позволяет записать через интернет портал ребенка в детский сад, оплатить его, также оплатить занятия в музыкальной школе, есть возможность оплатить бесплатное или льготное питание ребенка и возможность проконтролировать, получил ли он его [12].

Все вышеперечисленное подчеркивает особую значимость и перспективность данной карты. В то же время нельзя не отметить недостаточную активность граждан в ее использовании. По данным пресс-службы Департамента стратегических коммуникаций ОАО «Универсальная электронная карта», на данный момент изготовлено почти 71 тыс. УЭК, и более 88 тыс. граждан направили заявления на выдачу УЭК. В процентном соотношении к численности населения России это составляет около 0,1 %.

Большую роль в данном случае играет отсутствие информации у граждан касающейся УЭК. Многие даже не знают о ее существовании, а когда узнают, стремятся отказаться от ее использования. Одной из причин такого настроя является наличие у граждан неверной информации по поводу доступности данной карты. Еще одно мнение граждан, активно пропагандирующееся в интернете это то, проект является прихотью государства и поводом потратить деньги из бюджета страны. В добавок, по данным опроса ФОМ, проведенного 16 сентября 2012 года, 18 % россиян опасаются сложностей при

восстановлении УЭК в случае ее потери или кражи либо возможности использования ее посторонними лицами и 14 % опрошенных не доверяют средствам защиты сведений, используемых в УЭК.

Сразу необходимо отметить, что карта УЭК спроектирована таким образом, что информация между микропроцессором и любым устройством чтения карт передается в зашифрованном виде, что гарантирует безопасность и конфиденциальность данных о запрошенных гражданами услугах. Вместе с тем, технологии электронного чипа УЭК сертифицированы ФСБ России и защищены от клонирования и взлома, а микропроцессор УЭК и любое устройство чтения обмениваются информацией в зашифрованном виде.

Информационные системы, используемые в процессе выпуска и обслуживания УЭК, надежно защищены, в том числе сертифицированными российскими криптографическими средствами. Технология УЭК предусматривает работу только с доверенными устройствами (УЭК сама проверяет их), что значительно усиливает безопасность операций с УЭК. Вместе с тем безопасность операций с УЭК во многом зависит от действий пользователя УЭК, которые подробно изложены в памятках, выдаваемых при получении УЭК [10].

Выдается УЭК бесплатно, исключение составляют случаи повторной выдачи УЭК в случае утраты карты или РШ-кода к ней, но и в этом случае тарифы на оформление УЭК очень низки - так, в Сбербанке их размер колеблется от 30 до 60 руб. По окончании срока действия УЭК (пять лет) перевыпуск также будет осуществляться бесплатно. Стоимость обслуживания УЭК, если активировано банковское электронное приложение, устанавливается банками самостоятельно. Что касается случаев утери или хищения карты, то действия владельца достаточно просты. Гражданину следует незамедлительно сообщить об этом в уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации (УОС) и в банк, в котором открыт счет гражданина, привязанный к УЭК. УЭК будет заблокирована и любые операции по ней будут невозможны. Заблокировать карту можно по телефону. Все данные по пунктам обслуживания в развернутом и удобном формате присутствуют на официальном сайте УЭК.

Что касается финансовой стороны вопроса, то, как заявил на пресс конференции вице-президент ОАО «УЭК» Вадим Щепинов: «Проект не получал средств из федерального бюджета. Разработка карты, создание инфраструктуры - все это было реализовано на деньги акционеров. Часть средств выделяется из бюджета субъектов РФ - на выпуск карт и создание инфраструктуры в рамках региона».

В 2012 г. по данным социологического опроса фонда «Общественное мнение» 52 % россиян поддерживают проект УЭК, 30 % нравится многофункциональность УЭК. Также выяснилось, что 27 % опасаются, что УЭК легко потерять, а потом будет сложно восстановить, 14 % опрошенных боятся махинаций в случае утери карты, 7 % - считают, что посторонние лица получат доступ к их личной информации [3].

В 2013 г. сторонников УЭК стало в полтора раза больше, чем противников. В ходе опроса общественного мнения выяснилось, что 53 % россиян одобряют появление новой универсальной электронной карты, 35 % придерживаются противоположной точки зрения, а оставшиеся 12 % - затруднились ответить. На вопрос о готовности получить универсальную электронную карту и использовать ее в качестве замены бумажным документам 47 % опрошенных ответило утвердительно, а 43 % предпочли бы пользоваться документами по отдельности.

Примечательна группа религиозных факторов. Она носит религиозный характер и включает в себя протесты представителей различных религиозных конфессий, в том числе православного христианства. Со ссылками на религиозные тексты отдельные верующие и служители церкви доказывают, что введение различных биометрических паспортов и электронных идентификационных карт нового образца - это попытка подвергнуть всех граждан «начертанию Антихриста». Подобные аргументы возникают при любых попытках введения каких-либо кодов или других цифровых обозначений (например, на Украине более 13 тыс. граждан отказались в 2012 году от налогового идентификационного кода). Контраргументы подбирать в данном случае крайне трудно, так как это может привести к тому, что будут задеты чувства верующих. На официальном ресурсе Архиерейского собора РПЦ сообщается, что церковь понимает, что «прогресс идет вперед, мы живем в век электроники, и в учете населения нет ничего греховного». Но при этом отметили, что у религиозных граждан существует тревога по поводу того, что использование новых персональных электронных идентифика-

торов может стать обязательным условием доступа каждого человека к материальным и социальным благам и подспорьем для тотального контроля над человеком без его согласия [2].

Международный опыт показывает, что внедрение УЭК крайне сложный процесс, но он дает положительные результаты. Сингапур одним из первых в мире в начале 2000-х гг. ввел для своих жителей электронные паспорта, объединив на одной карте удостоверение личности и универсальный ключ для государственных услуг. Немецкий биометрический паспорт позволяют получить доступ к государственным и коммерческим услугам, подписывать документы электронной подписью. В Великобритании Citizencard позволяет узнать родителям о покупках своих детей и заблокировать некоторые платежи: в барах, прокатах автомобилей или сайтах азартных игр [4; 5; 6; 7; 8; 9; 11].

Что касается российского контекста, преимущества данной карты неоспоримы, но на сегодняшний день УЭК не пользуется широкой популярностью среди россиян, что связано как с недостаточным информированием о предоставляемых ею возможностях, с относительно неразвитой инфраструктурой ее обслуживания, так и с известным консерватизмом российского общества. Вместе с тем, дальнейшее совершенствование технологий УЭК и расширение сферы ее применения вкупе с грамотной информационной политикой способно укрепить престиж универсальной карты и значительно увеличить число ее держателей.

Следует добавить, что 29 января 2013 г. на интернет-портале «Российской Газеты» был опубликован проект Федерального закона Российской Федерации «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации». «Выдачу паспортов нового образца планировали изначально на январь 2015 г. До сих пор новой информации касающейся этой темы на сайте ФМС нет. Однако с появлением внутренних паспортов нового поколения основная функция УЭК -идентификационная - будет повторяться. Поэтому в настоящее время обсуждается возможность применения инфраструктуры УЭК при использовании электронного паспорта. Услуги, которые уже доступны с использованием универсальной электронной карты, в дальнейшем можно будет получать и с помощью электронного паспорта, который должен быть не менее удобен, чем УЭК», - отмечают в пресс-службе Департамента стратегических коммуникаций ОАО «Универсальная электронная карта». Выпуск паспортов нового поколения - новый проект, который недавно начал активно обсуждаться. Минкомсвязи и другие ведомства разрабатывают концепцию электронного паспорта. ОАО «УЭК» уже принимает активное участие в обсуждении данного проекта. Паспорт будет иметь все те же возможности, которые имеет УЭК. На сегодняшний день в правительстве принято решение об использовании наработок УЭК в проекте электронного паспорта. В то же время официальных государственных управленческих решений по данному вопросу не принято.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант».

2. Грицюк, М. Церковь выступила против электронных удостоверений личности [Электронный ресурс] / М. Грицюк, Т. Смольякова, Е. Яковлева // Российская газета. - 2013. - 6 февраля. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/02/06/chip.html (дата обращения : 16.01.2015).

3. Данные социологического опроса ФОМ «Универсальный документ: Что хорошего и что плохого в универсальной электронной карте?» [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения, 24 сентября 2012 г. - Режим доступа : http://fom.ru/budushee/10636 (дата обращения : 16.01.2015).

4. Знаменский, Д. Ю. Проблемы взаимодействия власти и общества в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики / Д. Ю. Знаменский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 17. - С. 41-47.

5. Иванов, В. К. Манипуляция сознанием человека через печатные СМИ / В. К. Иванов // Вопросы гуманитарных наук. - 2011. - № 6. - С. 224-227.

6. Иванов, В. К. Место и роль печатных СМИ в избирательных кампаниях / В. К. Иванов // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 6. - С. 138-140.

7. Иванов, В. К. Особенности консьюмеризации политической жизни / В. К. Иванов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 56-59.

8. Иванов, В. К. Особенности региональной прессы современной России / В. К. Иванов // Молодой ученый. -2012. - № 10. - С. 228-230.

9. Иванов, В. К. Социально-политическая трансформация газетной прессы России / В. К. Иванов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 3. - С. 52-63.

10. Официальный сайт ОАО «УЭК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.uecard.ru/ (дата обращения : 13.01.2015).

11. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru (дата обращения : 02.03.2015).

12. Сибиряев, А. С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации : дис. ... канд. полит. наук / А. С. Сибиряев. - М. : ГУУ, 2011.

13. Туровский, А. А. Трансформация процесса экспериментирования в транзитарной экономике : дис. ... д-ра экон. наук / А. А. Туровский. - Тамбов, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.