Научная статья на тему 'Внедрение универсальных электронных карт в систему оказания государственных и муниципальных услуг'

Внедрение универсальных электронных карт в систему оказания государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МИНИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Всяких М. В., Всяких Ю. В.

Одной из основных задач государства всегда было повышение качества жизни населения, что проявлялось в доступности и своевременности оказания медицинских, образовательных, культурных, информационных и других общественно значимых услуг. Это возможно только при использовании современных информационных технологий, где средством коммуникации, отношений гражданина и государства стали передовые инструменты передачи, хранения и оперативного контроля за информацией, а также обеспечение условий функционирования среды их использования. Большим потенциалом в обозначенной сфере обладают индивидуальные универсальные электронные карты. Они являются многофункциональными инструментами, эффективность которых выражается в удобстве получения государственных услуг, снижении временных затрат для заявителей, упрощении документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Всяких М. В., Всяких Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение универсальных электронных карт в систему оказания государственных и муниципальных услуг»

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ

УДК 336.71

ВНЕДРЕНИЕУНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ В СИСТЕМУ ОНАЗАНИ Я ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УС ЛУГ1

всяких м.в. всяких ю. в.

Белгородок ий го сударственный национальный исследоват елъск ий универс итет

е-таИ: vsyakikh@bsu.edu.ru е-тпагЪ Уву аЫЬ (ffibsu.edu.ru

Одной из основных задач государства всегда было повы- шение качества жизни населения, что проявлялось в доступно-сти и своевременности оказания медицинских, образователь- ных, культурных, информационных и других общественно зна- чимых услуг. Это возможно только при использовании совре- менных информационных технологий, где средством комму- никации, отношений гражданина и государства стали передо- вые инструменты передачи, хранения и оперативного контроля за информацией, а также обеспечение условий функциониро- вания среды их использования.

Большим потенциалом в обозначенной сфере обладают индивидуальные универсальные электронные карты. Они яв- ляются многофункциональными инструментами, эффектив- ность которых выражается в удобстве получения государствен- ных услуг, снижении временных затрат для заявителей, упро- щении документооборота.

Ключевые слова: универсальные электронные карты, экономическая эффективность, минимизация затрат, система предоставления электронных государственных услуг.

Основополагающей целью создания системы выпуска и обслуживания универ- сальных электронных карт выступает формирование предпосылок и условий для эффек- тивного оказания государственных и муниципальных услуг с применением универсаль- ных электронных карт и организованной инфраструктуры обслуживания на основе современных программных информационных комплексов безопасной обработки и хране- ния информации. Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

- разработка комплекса нормативно-правовых актов, определяющих порядок и технологию предоставления государственных и муниципальных услуг населению в элек-тронномвиде,в частно сти, с прим ен ен ием у н ивер са льн ы х эл ектро нны х карт;

-создание технической инфраструктуры обслуживания универсальных электронных кар;

- объединение информационных сетей, подконтрольных внебюджетным фондам и органам государственной власти, с целью совершенствования процесса обмена информацией в процессе предоставлению населению государственных и муниципальных услуг;

- реализация порядка взаимодействия инфраструктурных подразделений, обслуживающих универсальные электронные карты, и подразделений Электронного Правительства с их комплексом информационных систем;

1 Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Шифр 2011-1.3.1-301-012 Тема: «Разра- ботка и внедрение

- разработка порядка доступа коммерческих организаций к системе с целью расширения перечня дополнительных сервисов, предоставляемых пользователям универсальных электронных карт;

- организация эффективной инфраструктуры обслуживания конечных пользователей с широкой сетью электронных считывающих устройств и информационных терминалов в местах оказания государственных и муниципальных услуг населению и дополнительных коммерческих сервисов.

В банковском секторе карточные продукты уже давно стали не только передовым средством взаимодействия с клиентами, но и эффективным инструментом получения комиссионных доходов с постоянно растущим охватом целевой аудитории. Однако этот процесс носил эволюционный характер, формировался под влиянием макроэкономических факторов с учетом самобытности общества не один десяток лег. Поставленные сего-дня целевые ориентиры и темпы перехода к повсеместному использованию универсаль- ных электронных карт в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 2Ю-ФЗ «Об организации предоставления государствен- ных и муниципальных услуг» остро ставят вопрос об экономическом обосновании и общей целесообразности реализации столь масштабного государственного проекта. Такой крупный проект всегда сопровождается множеством источников возникновения затрат и многовариантностью их проявления. Рассмотрим подробно источники финансирования бюджета проекта и статьи основных сопутствующих затрат.

В общем виде затраты по созданию системы выпуска и обслуживания системы универсальных электронных карт включают в себя следующие основные элементы: затраты на выпуск карт, на создание и адаптацию существующей инфраструктуры для приема и обслуживания универсальных электронных карт, на процессинг операций с картами (исполнение заявок по запрашиваемым услугам через электронные каналы свя- зи). В процессе функционирования системы будут возникать текущие эксплуатационные расходы, которые также должны найти источники своего покрытия.

Что касается источников средств покрытия возникающих расходов по выпуску и поддержанию функциональности системы, то среди прочих выделяются следующие основные: бюджеты разных уровней субъектов Российской Федерации, средства, направляемые кредитными организациями, прошедших конкурсный отбор на участие в проекте, поступления от коммерческих структур, заинтересованных в расширении сфер обслуживания клиентов с помощью универсальных пластиковых карт, путем размещения на них собственных приложений. Затраты на создание инфраструктуры приёма могут быть покрыты как из средств государственных бюджетов, так и из средств частных участников проекта. Первоначальные затраты по введению универсальных электронных карт в Российской Федерации будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих участников, примерные оценки затрат отражены в табл. 1.

Источники первоначальных расходов на создание системы универсальных электронных карт

Таблица 1

Источник фин ансирования Расходы на формиї рование элементов системы, млн. руб.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего

Федеральный бюджет 439,4 348,4 0,9 63,4 63,4 63,5 979,0

Бюджеты государственных вне- бюджетных фондов 240,0 917,8 783,2 827,7 772,6 518,9 4 обо,2

Бюджеты субъектов РФ 0,0 12 888,5 21 073,3 11891,8 12 828,1 8 380,2 67 061,9

Бюджеты прочих участников, в том числе 210,3 7 822,8 16 413,0 1бЗЮ,5 20 357,2 20 973,4 82 087,2

бюджеты банков 45,0 5 834,1 14 157,5 14 234,5 18 030,6 18 879,2 71180,8

Всего: 889,7 21 977,5 38 270,3 29 093,4 34 021,3 29 93б,о 154 188,3

По предварительной оценке, объем финансирования создания системы универсальных электронных карт массового поэтапного выпуска и эксплуатации системы составляет 154 188,3 млн. руб. Структура затрат имеет различия по источникам их возникновения.

Стоимостные показатели создания подсистем

Таблица 2

и элементов информационной системы универсальных электронных карт, млн. руб.

Элементы затрат Сумма Примечан ие

Создание Единого портала госуслуг 207,2 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Единого реестра госуслуг 70,9 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федерального уровня 164,3 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Единого реестра универсальных электронных карт 40,4 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Реестра приложений И4,3 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Центра авторизации 601,2 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Портал госуслуг регионального уровня 55,0 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) регионального уровня 59,7 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Реестра госуслуг регионального уровня н,5 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Создание Реестра универсальных электронных карт регионального уровня 52,1 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Стоимость создания Регионального Са11-центра 2,97 Экспертная оценка, исходя из проекта по созданию контакт-центра в РосОЭЗ в 2009году

Итого 1379,57

Представим показатели, характеризующие затраты на создание информационных систем участников проекта по выпуску универсальных электронных карт в таблице 2.

Исходя из данных таблицы 2 можно судить о том, что общие затраты на создание подсистем и элементов информационной системы универсальных электронных карт составят малую долю от общей суммы, требуемой для реализации проекта.

Для успешного развития сети обслуживания универсальных электронных карт потребуется создание более 5ОООО конечных точек обслуживания граждан. Приведем при-

мерные затраты на создание одного терминала идентификации пользователей универсальных электронных карт в организациях различной ведомственной принадлежности приведены в табл. з.

Стоимостные показатели создания инфраструктуры обслуживания универсальных электронных карт, млн. руб.

Таблицаз

Затраты на инфраструктурное оборудование Сумма Примечание

1 2 3

Стоимость создания точки обслуживания универсальных электронных карт в органах соцзащиты (терминальное оборудование и АРМ) 0,10417 Включая монтажные, пус- коналадочные, проектные работы.

Окончание табл. з

1 2 3

Стоимость создания точки обслуживания универсальных электронных карт в отделении ФГУП "Почта России" (терминальное оборудование) 0,01512 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Стоимость создания точки обслуживания универсальных электронных карт в отделении ПФ РФ (терминальное оборудование) 0,00184 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Стоимость создания точки доступа к услугам ОАО РЖД (терминальное оборудование) 0,16594 Включая монтажные, пусконаладочные, проектные работы.

Видно, что стоимость оборудования может существенно отличаться и зависит от порядка считывания информации и интерфейса пользователя. Миниатюрные РОБ терминалы, устанавливаемые в подразделениях социальной защиты или почты России, имеют сравнительно малую стоимость, тогда как полностью автоматизированные, авто- номные пункты обмена информацией, устанавливаемые в местах массового обслужива- ния граждан (например, железно-дорожные вокзалы), будут стоить в разы больше. Ос- новная доля средств, затраченных на проект, будет определяться стоимостью создания и ввода в эксплуатацию конечного продукта - универсальной электронной карты.

В табл. 4 представлены приблизительные затраты на выпуск и регистрацию одной карты.

Таблица 4

Стоимостные показатели выпуска и регистрации универсальной электронной карты

Элементы затрат на выпуск и обслуживание универсальной электронной карты Сумма, руб.

Стоимость изготовления одной заготовки для УЭК 180

Стоимость предварительной персонализации 15

Стоимость доставки в субъекты РФ 10

Стоимость записи идентификационного приложения 20

Стоимость формирования СНИЛС 5

Стоимость создания и персонализации приложений регионального уровня карты (ю приложений) 12,5

Затраты на выдачу карты 2

Затраты на внесение изменений на карту 6

Стоимость оформления УЭК 2

Стоимость изъятия УЭК 2

Стоимость уничтожения УЭК 3

Очевидно, что львиную долю в стоимости универсальной электронной карты составит стоимость изготовления, что в масштабах страны составит более 25 млрд. рублей. Значительные затраты будут понесены в связи с занесением информационно- программного массива данных на карту и ее персонализацией. Представленная инфор- мация о расходах, связанных с созданием системы универсальных электронных карт, от- ражает лишь отдельные элементы затрат и не затрагивает расходов на оборудование в процессинговых и информационно-вычислительных центрах, затраты на модификацию и развитие информационных систем, взаимодействующих с системой и др..

Окупаемость вложений в инфраструктуру проекта будет обеспечена через платежи за операции с использованием универсальных электронных карт, размер которых будет

определяться тарифом. В общем случае платежи по тарифам будут осуществляться из средств провайдеров услуг, оказываемых с использованием универсальных электронных карт. В случае оказания государственной или муниципальной услуги платежи по тарифам будут осуществляться за счёт средств соответствующих государственных бюджетов. Пла- тежи за операции с использованием универсальных электронных карт при оказании коммерческих услуг (транспортных и иных) будут осуществляться за счёт средств соответ- ствующих провайдеров (например, транспортных компаний).

При определении тарифов должно учитываться участие провайдера услуги или соответствующего бюджета в выпуске карт, построении инфраструктуры приёма карт и создании процессинга. Поэтому тарифы за операции с использованием карт будут дифференцированы в зависимости от участия соответствующего провайдера в покрытии затрат системы. Распределение платежей между участниками системы универсальных элек- тронных карт будет определяться федеральной уполномоченной организацией, которая выступит получателем тарифных платежей за операции с использованием карт при ока- зании государственных услуг на федеральном уровне.

Необходимо определить, в чем найдет проявление положительный экономический эффект для участников системы выпуска, обслуживания и использования универсальных электронных карт. Для рядовых пользователей универсальных электронных карт владение ими будет способствовать ускорению получения государственных и муниципальных услуг, минимизации личного контакта с представителями государственных органов в процессе получения государственных и муниципальных услуг, росту доступности государственных и муниципальных услуг, повышению их качества. В конечном счете, все описанные преимущества для пользователей универсальных электронных карт приведут к сокращению материальных затрат. Для Правительства Российской Федерации и региональных властей функционирование рассматриваемой системы повысит эффективность деятельности исполнительной власти, внебюджетных фондов, а также органов местного самоуправления, прямо или косвенно связанных с предоставлением гражданам государственных и муниципальных услуг. Государство сможет более точно формироватьрасходныестатьи бюджетовна разных уровня.

Одним из ключевых проявлений эффективности универсальных карт станет рост доли безналичных расчетов в стране, тогда как по этому показателю Россия существенно отстает от стран Запада. Сейчас обслуживание наличной денежной массы приводит к су- щественным операционным затратам на всех ступенях денежного обращения и косвенно провоцирует определенную долю правонарушений.

В тоже время следует выделить экономические интересы банковского сектора в обслуживании универсальных электронных карт. Они существенно расширят свою клиент-

скую базу за счет привлечения держателей универсальных карт, которые, по положению федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организа- ции предоставления государственных и муниципальных услуг», будут определять банк -эмитент платежного приложения своих карт \ Обслуживание универсальных карт увеличит количество карточных операций в банковской эквайринговой сети, поскольку каждая карта будет иметь электронное приложение кредитной организации и, соответственно, станет инструментом расчетов и хранения свободных средств на счетах владельцев. Про- чие поставщики коммерческих услуг обеспечат себе приток потребителей действующих коммерческих сервисов, расширят сферу их предоставления, оптимизируют доходность, удобство, безопасность.

Следует оценить возможные экономические выгоды, которые принесет создание системы своим участникам. В первую очередь, предоставление государственных услуг в электронном виде даст возможность существенно сократить издержки, связанные с эксплуатацией технических устройств, обеспечивающих процесс «бумажного» документооборота. Примерные показатели снижения таких затрат приводятся в табл. 5.

1 Федеральный закон от 27 июля 201О г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Количественные показатели, характеризующие издержки государственных учреждений при оказании услуг населению

Таблица 5

Наименование показателя Снижение издержек

1 2

Сокращение издержек от внедрения электронного документооборота

Расходы на эксплуатацию оргтехники (от накладные расходы на печать и доставку подготавливаемой отчетности) 50%

Сокращение расходов на эксплуатацию оргтехники (от расходов на эксплуатацию оргтехники) 30%

Расходы на утилизацию бумажных документов (от накладные расходы на печать и доставку подготавливаемой отчетности) 50%

Сокращение расходов на утилизацию документов (от расходов на утилизацию документов) 30%

от обеспечения оборота наличных денежных средств

Доля рабочего времени, которую государственные служащие тратят на назначение мер социальной поддержки при использовании оборота наличных денежных средств, от рабочего времени 30%

Доля рабочего времени, которую государственные служащие тратят на назначение мер социальной поддержки при использовании безналичных расчетов, от рабочего времени 20%

Средняя численность сотрудников одного органа власти 1649

Доля сотрудников, задействованных в организации выплат наличными средствами, от численности сотрудников органов исполнительной власти 3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число сотрудников одного органа власти, задействованных в организации выплат наличными средствами, чел. 49

Тариф на услуги инкассации наличных денежных средств (от суммы проинкассиро- ванной наличности) 1.50%

Д оля заработной платы работников бюджетной отрасли, которая выплачивается на-личными денежными средствами, от заработной платы работников бюджетной 3°

отрасли______________________________________________________________________________________

Значимым аспектом внедрения универсальных электронных карт станет устране- ние необходимости осуществлять наличный денежный оборот, поскольку карта станет единым инструментом реализации расчетных операций между гражданами и государст- венными структурами. Так же в таблице 5 приводятся отдельные показатели, характери- зующие долю издержек в государственных учреждениях, обусловленных наличным де- нежным обращением. Внедрение безналичных расчетов позволит сократить до 10% вре- мя, затрачиваемое на расчетные операции, на 3% сократить штат работников и на 1,5% снизить затраты на инкассацию средств. Общий эффект от перехода на безналичные рас- четы в сфере государственных услуг позволит сократить общие издержки обращения не менее чем на 20%.

Значительно сократятся временные затраты на получение конкретных государственных услуг пользователями универсальных электронных карт, что отражено в табл. 6 и у.

Соотнесение временных затрат граждан при получении услуг

Таблица 6

традиционным способом и при использовании универсальных электронных карт

Наименование показателя Кол-во

Количество социальных и медицинских услуг, получаемых одним гражданином в год, шт. 20

Среднее время, которое тратит гражданин на оформление получения социальной услуги без использованияУЭК, час. 0,5

Среднее время, которое тратит гражданин на оформление получения социальной услуги при использовании УЭК, час. 0,25

Число визитов гражданина для оформления получения социальной услуги без использования УЭК, шт. 3

Число визитов гражданина для оформления получения социальной услуги при использовании УЭК, шт. 1

Результат использования универсальных электронных карт проявится в более чем двукратном сокращении временных издержек при необходимости обращения в соответствующие инстанции для достижения желаемого эффекта.

Таблица 7

Оценка социальной эффективности для граждан Российской Федерации

Наименование эффекта Социальная эффективность (млн. час.)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего

Сокращение временных издержек граждан на получение государственных услуг 0,0 270,3 737,3 909,1 1104,4 1 206,2 4 227,2

В табл. 8 охарактеризованы показатели экономической эффективности проекта в части снижения издержек в федеральном и региональном бюджетах.

Показатели экономической эффективности системы универсальных электронных карт для бюджета, млн. руб.

Таблица 8

Годы Источник дохода

Консолидированный бюджет РФ Органы исполнительной власти РФ

Экономия за счет сокращения бумажного документооборота Экономия от сокращения оборота денежных средств Экономическая эффективность Экономия за счет сокращения бумажного документооборота Экономия от снижения объема социальных выплат и льгот по поддельным документам Экономи- ческая эффектив- ность

2010 230,9 0,0 230,9 0,0 1244,0 1244,0

2011 746,4 17 996,6 18 743,0 4 279,1 1368,4 5 647,5

2012 806,1 52 992,0 53 798,2 ю 398,2 1477,9 11876,0

2013 862,6 69 909,3 70 771,9 17 307Д 1 581,4 18 8 88,5

2014 917,8 90 356,7 91 274,5 24 005,0 1 682,6 25687,6

2015 976,5 104 999,9 Ю5 976,4 29 040,1 1 790,2 30 830,4

Итого 4 540,4 336 254,5 340 794,9 85 029,5 9 144,5 94174,0

Банковскому сектору в системе универсальных электронных отводится значимая роль в связи с накопленным его участниками опытом реализации схожих по принципу обслуживания потребителей проектов. Банки, являясь коммерческими структурами, должны четко видеть перспективы и выгоды от своего участия в рассматриваемой систе- ме. Отдельные показатели доходности кредитных организаций в рамках проекта пред- ставлены в табл.9.

Показатели поступлений средств от участия в проекте (млн. руб.)

Таблица 9

Наименование показателя Годы

2010 2011 2012 2013 2014

1 2 3 4 5 6

Комиссия банков за зачисление средств на счета держателей УЭК 1404,6 4 099,6 5 375,7 6 950,3 8 082,1

Маржинальная прибыль от размещения привлеченных средств держателей УЭК 1309,0 3 820,6 5 009,8 6 477,2 7532,0

Доходы эквайреров, взимаемые с торгово-сервисных предприятий в виде торговой уступки 247,8 723,3 948,5 1 226,3 1426,0

Окончание табл. д

1 2 3 4 5 6

Комиссия эмитентов, взимаемая с кли- ентов по операциям выдачи наличных в банкоматах сторонних эквайреров 44,0 128,5 168,5 217,8 253,3

Доходы от продажи комплекса сопутствующих банковских услуг держателям УЭК 346,2 1 010,5 і 325,1 і 713,2 1 992,2

Экономия на привлечении новых клиентов 0,0 4 453,4 2 393,6 2 905,4 1622,0

Итого 3 351,8 14 235,8 15 221,1 19 490,3 20 907,6

Основной приток средств для банков будет обеспечен комиссионными сборами за за- числение средств на счета держателей карт, использованием свободных средств пользователей на карточных счетах держателей и сопутствующим расширением клиентской базы.

Таким образом, успех реализации и общая экономическая эффективность проекта будут определяться уровнем охвата целевой аудитории и поддержания интереса к приме- нению универсальных электронных карт посредством расширение перечня сопутствую- щих коммерческих сервисов. Это позволит сделать универсальную электронную карту востребованным инструментом решения повседневных задач владельцев и создаст условия для высокой частоты использования карты.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности ».

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Проект № 254940-5 во втором чтении Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 202О года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

IMPLEMENTATION OF THE UNIVERSAL CARD SYSTEM IN THE PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES

M.V.VSYAKIH) Y.V.VSYAKIH

Belgorod Na ti o rial Research University

') e-mail: vsyakikh@bsu.edu.ru;

-> e-mail: vsyakih@bsu.edu.ru

One of the main tasks of the state has always been to impro/e the quality of life, manifested in the availability and timeliness of medical, educational, cultural, information and other important public services. This is possible only by using modern information technology, where the means of communication, the relationship of the citizen and the state have advanced tools for communication, storage and operational control over the information, and fecilitating the functioning of the environment of use.

Great potential in the designated area have individual universal electronic cards. They are multi-functional tools, whose effectiveness is

expressed in the convenience of obtaining public services, reduce time- consuming for applicants, simplify workflow.

Keywords: universal electronic cards, cost effectiveness, cost minimization, the system of electronic public

services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.