Таким образом, кресла и стулья на рабочем месте в определенной комплектации должны включать в себя по крайней мере 90 % всех вышеназванных параметров активного и пассивного комфорта, в противном случае кресло не может считаться соответствующим нормам эргономики.
Рассматривая основные эргономические параметры офиса или предприятия, надо исходить из принципа простоты обращения с мебелью, ее многофункциональности и свободы (оперативности) передвижения работника в офисном пространстве.
Очень важно, чтобы рабочее пространство могло комплектоваться с учетом индивидуальных потребностей работника. Эту задачу решит мобильная мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости от представления того или иного человека об идеальном рабочем месте. Наиболее удачным специалисты считают такое расположение мебели, когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет исключить ненужные затраты энергии и направить все силы на выполнение своих непосредственных обязанностей. Доказано, что благодаря соблюдению норм эргономики экономится около 35 % рабочего времени.
Таким образом, одним из ключевых факторов долгосрочной эффективности и работоспособности сотрудника является эргономика его рабочего места. Комфортное рабочее место - не просто желание каждого сотрудника, а скорее правило, которому должны следовать абсолютно все работодатели.
Список литературы
1. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. Справочник по проектным нормам / Дж. Панеро, М. Зелник. - М. : АСТ, Астрель, 2008. - 320 с.
2. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. -Вып. 2. - М. : Ин-т психологии РАН, 2011. - 624 с.
3. Управление персоналом. - URL: http://hrm.by/
4. Баканов, А. С. Эргономика пользовательского интерфейса. От проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия / А. С. Баканов, А. А. Обознов. - М. : Ин-т психологии РАН, 2011. - 176 с.
УДК 330.1
ПРОЦЕССИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
А. В. Тарасов, К. Р. Гришаков, С. В. Мальков
В статье рассматривается модель взаимодействия участников электронного правительства и универсальной электронной карты (УЭК), дана их краткая характеристика. Приведен пример оплаты держателем УЭК услуги и дальнейший процесс по взаимодействию участников УЭК друг с другом.
This article describes a model of interaction between participants of electronic Government and the universal electronic card. Also there is their brief description. The article contains an example of the universal electronic card holder's payment services and the further process of interaction between participants the universal electronic card with each other.
Под электронным правительством в России понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Электронные карты будут действовать на территории всей страны, но для каждого субъекта Федерации предусмотрены специальные электронные приложения с перечнем тех услуг, которые действуют только на территории этого региона. Предполагается, что граждане получат электронные карты бесплатно на основании уже имеющейся информации у региональных властей. Такие карты мы можем приобрести уже сейчас, но полная инфраструктура для них еще не готова [1].
На рис. 1 представлена организационная модель процессинга. Цифрами представлены возможные последовательные операции при осуществлении транзакций.
Рис. 1. Организационная модель процессинга: 1 - оплата товаров с помощью банковской карты или УЭК; 2, 9, 11 - авторизация пользователя УЭК; 3 - подтверждение авторизации пользователя УЭК и информация о результатах клиринга; 4 - списание средств со счета пользователя УЭК; 5 - списание средств; 6, 7 - зачисление средств; 8 - поставка товара; 10 - подтверждение авторизации пользователя УЭК; 12, 13 - подтверждение авторизации пользователя УЭК; 14, 15, 16 - информация о результатах клиринга; 17 - зачисление средств за государственные и муниципальные услуги
Приведенный механизм платежной системы УЭК включает в себя следующих участников:
1) покупатель (плательщик) или клиент - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие операции с использованием УЭК;
2) банк-эмитент - кредитные организации, которые осуществляют эмиссию УЭК, являющихся видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения операций с денежными средствами в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом;
3) расчетный банк - кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием УЭК;
4) банк-эквайрер - кредитные организации, осуществляющие расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и выдающие наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций;
5) торговая точка - предприятие торговли (услуг), которое, в соответствии с подписанным им соглашением с эквайрером, принимает документы, составленные с использованием УЭК, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги). В качестве предприятия торговли (услуг) может выступать физическое лицо - индивидуальный предприниматель;
6) процессинговая компания - юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов. Деятельность процессингового центра именуется процессингом и включает в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов (расчетным агентам, эмитентам и эквайрерам) информации по операциям с банковскими картами;
7) расчетный центр - центральное звено платежной системы, представляющее информационную базу данных, содержащую сведения обо всех ее участниках, совершенных операциях, а также информацию, которая обеспечивает выполнение запросов на авторизацию операций по картам [2].
Взаимодействие данных участников платежной системы банковских карт или УЭК происходит следующим образом.
Покупатель товаров или услуг расплачивается с продавцом с помощью своей банковской карты или УЭК. При этом торговой точкой (магазином), где производится карточный платеж, после осуществления визуальной проверки карточки в адрес банка-эквайрера напрямую или через процессинговую компанию направляется запрос на авторизацию операции. Запрос может быть сделан по телефону или с помощью электронных средств через Р08-терминал. Первичную обработку запросов от торговых точек на авторизацию транзакций по картам проводит эквайрер-центр. Эквайрингом называется процедура приема пластиковых карт в качестве средств оплаты за товары и услуги. Процессинг УЭК включает в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с пластиковыми карточками. Роль эквайрер-центра может выполнять непосредственно банк-эквайрер, обслуживающий продавца и являющийся членом соответствующей системы пластиковых карт, или специализированная процессинговая компания. Инфраструктура процессинга делится на две составляющие - инфраструктуру федерального процессинга и инфраструктуру субфедерального процессинга. Создание
инфраструктуры федерального процессинга финансируется федеральной уполномоченной организацией. Инфраструктура субфедерального процес-синга может быть профинансирована как за счет средств уполномоченных организаций субъектов Федерации, которые могут быть созданы с использованием частного капитала и (или) государственных средств, так и за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Федерации.
Процессинговая компания осуществляет передачу информации о транзакции и является гарантом безопасного транспорта карточных данных непосредственно к вычислительному центру банка-эквайрера или расчетного центра платежной системы. В реальности процессинговые компании выполняют значительно более широкие функции и предлагают множество сервисов. Тем не менее основной задачей их деятельности является обеспечение эффективного взаимодействия между торговой точкой и платежной системой при осуществлении платежа по банковской карте. С юридической точки зрения карточные процессинговые системы являются обычными агентами в управлении операциями по карточному счету владельца карты. Они оперируют лишь записями о деньгах в банках, но никак не самими деньгами. Если держатель карточки не является клиентом банка-эквайрера, то запрос на авторизацию операции переправляется в расчетный центр системы, который в свою очередь либо выполняет его и передает ответ банку-эквайреру или процессинговой компании, либо осуществляет его дальнейшую маршрутизацию в адрес банка-эмитента карточки. Банк-эквайрер верифицирует транзакции и осуществляет расчеты с торговой точкой, т.е. производит перечисление средств на ее расчетный счет.
Процессинговая компания уполномоченной организации субъекта является сложной информационной схемой взаимодействия между участниками реализации проекта УЭК. Ее основа реализуется через три модуля:
1) модуль персонализации;
2) процессинговый узел;
3) модуль ОПУ.
Модуль персонализации состоит из реестра УЭК, реестра банков-эмитентов УЭК. Данный модуль принимает заявки от банков-эмитентов о количестве желающих получить УЭК и от самих граждан. После получения необходимой информации из данного модуля поступает заявка на изготовление карт и поступает задание на персонализацию данных в Центр персонализа-ции. Также модуль персонализации принимает решение об эмиссии региональных приложений.
Процессинговый узел проводит авторизацию с использованием карты, осуществляет запрос списка услуг и управление приложением. Именно в данный модуль поступает запрос о предоставлении услуги, после чего модуль дает разрешение на авторизацию пользователя, количества услуг. Через данный модуль осуществляется управление инфраструктурой УЭК (банкоматы, средства приема платежей и т.д.) как на основе прямой, так и обратной связи.
Модуль ОПУ состоит из каталога федеральных, региональных, муниципальных, коммерческих услуг, а также каталога поставщиков услуг. Данный модуль осуществляет регистрацию и синхронизацию списка услуг с федеральной уполномоченной организацией, также принимает заказ услуг из другого региона.
Расчетные центры платежных систем банковских карт или УЭК являются центральным звеном в карточных расчетах. Без них операции по пластиковым картам были бы неосуществимы. Они ведут базу данных платежных систем, содержащую информацию, которая обеспечивает выполнение запросов на авторизацию операций по картам. Уникальное программное обеспечение и сотни тысяч ежедневных транзакций - все это компоненты работы расчетных центров. Они хранят информацию о банках - членах платежной системы и держателях ее карточек. Расчетные центры располагают сведениями о лимитах держателей карточек и выполняют запросы на авторизацию в том случае, если обращение к базе банка-эмитента в режиме реального времени невозможно. В противном случае центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент карточки, по операциям с которой требуется авторизация. Затем обеспечивается пересылка ответа банка-эмитента на запрос в адрес банка-эквайрера или процессинговой компании. При проведении авторизации операций по картам происходит составление протоколов транзакций. Они содержат информацию о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. На их основании осуществляется клиринг, т.е. расчет нетто-требований и обязательств членов платежных систем банковских карт или УЭК друг перед другом. Расчетный центр системы готовит и рассылает итоговые данные для проведения расчетов между банками - участниками платежной системы. Кроме того, он рассылает банкам-эквайрерам и торговым точкам стоп-листы карточек своей системы. Клиринг между банками обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка или нескольких банков, в которых кредитные организации - члены сети открывают корреспондентские счета. Итоговые расчеты осуществляются на основании данных, которые банки получают от процессингового центра. Банки - участники системы перечисляют расчетному банку сальдо своих нетто-обязательств или получают от него сумму нетто-требований по итогам операционного дня.
Список литературы
1. Информационное общество (2011-2020 годы) : государственная программа Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р.
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : фе-дер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
УДК 33
ФРАНЧАЙЗИНГ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. Ю. Тихонов, Ю. А. Рыжкова
В статье рассмотрены типы франчайзинга, их преимущества и недостатки, а также даны примеры применения франчайзинга в Пензенской области.
This article describes the types of franchise, their advantage s and disadvantages, and also it is describes practices of franchise in the Penza region.