ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
И. Т. НАСРЕТДИНОВ
Особое значение интеграционные процессы имеют в потребительской кооперации, традиционно представляющей собой многоотраслевое хозяйство. Эффект вертикальных внутрисистемных взаимодействий обеспечивается за счет замкнутых коммерческих и технологических цепей и приводит к снижению расходов, улучшению характеристик готовой продукции. Организационно-правовая и инфраструктурная интеграция малых форм хозяйствования на базе системы потребительской кооперации позволит обеспечить высокую степень адаптации сектора к меняющейся структуре экономики, реализовать имеющийся производственный потенциал с эффективным использованием государственной поддержки, обеспечить дальнейшее развитие хозяйственной деятельности и увеличение доли сельскохозяйственной продукции отечественного производства на внутреннем рынке страны.
Ключевые слова: потребительская кооперация, интеграция, взаимодействие.
Ключевая проблема современного социальноэкономического развития России заключается в определении места и роли каждой структурированной системы, сектора экономики, отрасли в осуществлении государственной экономической и социальной политики.
Глобализация коснулась всех видов кооперативов, проявилась в формировании кооперативного сектора экономики, инициировала интеграционные процессы.
Одна из самых актуальных задач на современном этапе интеграция различных кооперативных организаций между собой и между другими видами кооперации. Лишь в этом случае можно говорить о формировании полноценного кооперативного сектора социальной экономики.
На современном этапе кооперация должна стать важным элементом общегосударственной политики в социальной сфере. В связи с этим нуждаются в глубоком исследовании интеграционные процессы в кооперации, выработка методологии измерения их эффекта и эффективности.
Кооперация тесно связана с сельскими территориями. Она должна быть интегрирована в агропромышленный комплекс. В связи с чем возникла потребность в разработке методологических основ исследования развития сельских территорий с участием кооперации на основе современных информационных технологий.
Рассмотрим основополагающие идеи, принципы и аксиомы теории интеграционных процессов [1].
Во-первых, интеграция является обязательным явлением в развитии мировой экономики, причем масштабы и интенсивность интеграционных процессов нарастают, о чем свидетельствует глобализация практически всех сфер экономики.
Во-вторых, интеграционный процесс является непрерывным, зародившимся многие столетия назад. В ходе любых хозяйственных, коммерческих и социальных действий предприятия вынуждены вступать друг с другом в экономические отношения, что и является одной из форм интеграции.
Интеграция проявляется в различной форме и означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Дезинтеграция - противоположный процесс, в результате которого происходит расчленение целого на составные части, уничтожение целого.
Интеграционные процессы, как правило, сопровождаются специализацией (сужением диапазона экономической деятельности) и диверсификацией (расширением видов экономической деятельности). Соотношение масштабов интеграции и дезинтеграции, дифференциации, специализации и диверсификации определяется конкретными условиями внешней среды и этапами развития.
Эффект вертикальных внутрисистемных взаимодействий обеспечивается за счет замкнутых коммерческих и технологических цепей и приводит к снижению расходов, улучшению ха-
рактеристик готовой продукции. Горизонтальная направленность интеграции способствует централизации поставок в розничную сеть потребительских обществ, сокращению трансакционных издержек и повышению мобильности в распределении финансовых ресурсов.
Примером интеграции потребительских союзов с сельскохозяйственными предприятиями, при
которой обеспечивается единый цикл «производство - переработка - реализация» продукции из местного сырья является стратегический альянс по производству, переработке и реализации зерновых культур и льна. В него вошли СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив) района, потребительские кооперативы, администрация района.
Рис. 1. Интеграция потребительских союзов с сельскохозяйственными предприятиями
На рисунке 1 представлена схема взаимодействия, интеграции предприятий, входящих в сельскохозяйственный кластер. В данном случае потребительская кооперация является своеобразным стратегическим кластером, включающим в себя предприятия по производству, переработке, реализации продукции, а также учебные заведения, занимающиеся подготовкой, переподготовкой кадров, научно-исследовательской и методической работой, управленческие структуры, социальную инфраструктуру. Кластеры и стратегические альянсы выступают инновационными формами взаимодействия кооперативного уклада с другими социально-экономическими укладами [2].
В настоящее время ключевой целью является формирование современной комплексной инфраструктуры заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации.
Этот фактор окажет стимулирующее воздействие на все элементы системы малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, среди которых:
- увеличение потребления зерна за счет развития комплексной системы доставки комбикор-
мов, премиксов для откорма скота в малые формы хозяйствования на селе, а также за счет увеличения объемов производства хлебобулочных изделий организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования за счет создания условий для переработки, хранения и сбыта продукции на базе организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в первую очередь плодоовощной, произведенной малыми формами хозяйствования и спроса на эту продукцию за счет увеличения количества объектов торговли в городах и районных центрах и расширения ее ассортимента в объектах торговли организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
- повышение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка;
- повышение сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости населения за
счет развития инфраструктуры заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
- усиление интеграции кооперативов, организаций и малых форм хозяйствования на селе, осуществляющих деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на базе организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ для повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- изучение и прогнозирование рынка сельскохозяйственной продукции, производимой в малых формах хозяйствования, и необходимой материальной базы для ее заготовки, переработки и реализации;
- создание информационной системы координации производственной деятельности малых форм хозяйствования на селе и обслуживающих организаций;
- совершенствование нормативной правовой базы деятельности организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
- модернизация действующих и ввод в эксплуатацию организациями потребительской кооперации системы Центросоюза РФ новых объектов по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;
- модернизация и ввод в эксплуатацию организациями потребительской кооперации системы Центросоюза РФ миникомбикормовых заводов, мельниц, предприятий хлебопечения;
- развитие системы обеспечения малых форм хозяйствования комбикормами и фуражным зерном;
- развитие в городах и районных центрах системы торговли сельскохозяйственной продукцией, произведенной малыми формами хозяйствования;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия, связанные с развитием интеграционных процессов на базе потребительской кооперации направлены на решение задачи по формированию действенной интеграционной модели деятельности малых форм хозяйствования.
Модель предусматривает два направления организации деятельности. Во-первых, количественное и качественное развитие потребительских обществ, во-вторых внедрение и развитие системы трехсторонних договоров между малыми формами хозяйствования, производящими сельскохозяйственную продукцию, организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации и кредитно-финансовыми учреждениями. В целях развития интеграционных процессов на базе потребительской кооперации предполагается выполнение следующих мероприятий:
1) разработка методических рекомендаций по включению в состав потребительских обществ в качестве пайщиков других видов кооперативов, производственных и торговых организаций различных организационно-правовых форм, проведение семинаров для пайщиков и председателей потребительских обществ, профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
2) прием в состав потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации в качестве пайщиков других форм кооперативов, производственных и торговых организаций различных организационно-правовых форм;
3) внедрение системы трехсторонних договоров между малыми формами хозяйствования, производящими сельскохозяйственную продукцию, организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации и кредитно-финансовыми учреждениями и системы двусторонних договоров между организациями потребительской кооперации системы Центросоюза РФ и малыми формами хозяйствования.
В настоящее время необходима разработка методических рекомендаций, типовых форм учредительных документов, информационных материалов для пайщиков и председателей потребительских обществ по расширению потребительских обществ за счет включения в их состав в качестве пайщиков производителей сельскохозяйственной продукции, организаций, осуществляющих переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, а также проведение обучающих семинаров.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции проводится на базе учебных заведений
высшего и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Финансирование мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, необходимо предусмотреть включение в состав действующих потребительских обществ дополнительных пайщиков: ЛПХ, КФХ, СПК, СПоК, индивидуальных предпринимателей, садово-огородных товариществ, сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
В настоящее время разрабатывается Программа развития системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе на 2010-2012 гг. На первом этапе реализации данной программы планируется включение новых пайщиков в состав 100 действующих потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации и последующее расширение этой практики до 2000 потребительских обществ системы Центросоюзом Российской Федерации [3].
Кроме того, необходимо предусмотреть внедрение двух направлений взаимодействия организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации с малыми формами хозяйствования, прежде всего, с личными подсобными хозяйствами для развития системы откорма скота и производства плодоовощной продукции.
В соответствии с трехсторонними договорами поручительства, заключаемыми между малыми формами хозяйствования, производящими сельскохозяйственную продукцию, организациями потребительской кооперации и кредитно-финансовыми учреждениями, последние предоставляют кредит малым формам хозяйствования на приобретение молодняка крупного рогатого скота, техники, семенного фонда и др. Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации со своей стороны гарантируют закупку мясомолочной продукции у малых форм хозяйствования, ее реализацию и за счет этого возврат кредитных средств кредитору. Кроме того, организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации оказывают правовую, консультационную и организационную поддержку малым формам хозяйствования в осуществлении их деятельности при заключении трехстороннего договора и содействуют в предоставлении обслуживания малым формам хозяйствования со стороны ветеринарных, агрономических, технических и других служб, используя ресурсы информационной системы.
Таким образом, на основе системы трехсторонних договоров организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации формируют заказ на производство определенных видов сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, осуществляют плановые поставки кормов для откорма скота малым формам хозяйствования и тем самым стимулируют развитие производственной деятельности малых форм хозяйствования.
Наиболее эффективная деятельность малых форм хозяйствования в рамках единого производственного цикла осуществляется в том случае, если сельскохозяйственные производители, перерабатывающие и торговые организации входят в качестве пайщиков в состав самих потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации.
Другим направлением является заключение двусторонних договоров между организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации и малыми формами хозяйствования на откорм скота. В соответствии с этими договорами организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации приобретают молодняк крупного рогатого скота на тех же льготных условиях, которые действуют в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей по договорам финансовой аренды (лизинга) с ОАО «Росагролизинг» и передают его на откорм в малые формы хозяйствования. Произведенная продукция возвращается организациям потребительской кооперации. Расчет с малыми формами хозяйствования производится в соответствии с условиями заключенного договора.
Наиболее эффективно предусмотренные схемы будут работать при наличии муниципального заказа на продукцию малых форм хозяйствования.
Выполнение задачи по расширению потребления на внутреннем рынке зерна отечественного производства помимо развития мясомолочного производства связано также с развитием инфраструктуры доставки зерна перерабатывающим предприятиям, а также доставки зерна и продуктов его переработки населению.
Для этого предполагается создание кооперативов, объединяющих субъекты, занятые в производстве, переработке и реализации зерна.
Поскольку в производстве, переработке и реализации зерна заняты в основном крупные организации, целесообразно кооперирование именно этих организаций. Малые формы хозяйствования на селе, в том числе организации потреби-
тельской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации, могут также входить в состав создаваемых кооперативов в качестве пайщиков в случае целесообразности, либо взаимодействовать с кооперативами на договорной основе.
Таким образом, в состав кооперативов должны войти крупные производители зерна, предприятия по хранению зерна (элеваторы и зернохранилища), предприятия по переработке зерна (спиртовые заводы, комбикормовые заводы, мукомольные предприятия и т. д.), транспортные предприятия.
Такая форма интеграции создаст условия для эффективного взаимодействия между всеми субъектами производственного цикла. Организационное единство будет способствовать улучшению условий для регулирования цен на зерно, объемов его производства, осуществлению государственных закупок зерна.
Наличие кооперативной структуры в сфере зернового производства создаст предпосылки для взаимодействия крупных предприятий с малыми формами хозяйствования за счет устранения организационного дисбаланса между крупными и мелкими участниками зернового рынка.
В ходе реализации вышеуказанной Программы предполагается создание кооперативов в сфере производства, переработки и потребления зерна в регионах Российской Федерации, специализирующихся на производстве зерна.
Решение задачи повышения потребления зерна достигается как за счет развития мясомолочного производства в малых формах хозяйствования и соответствующего увеличения потребления фуражного зерна и комбикормов, так и за счет расширения использования муки организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации, в том числе увеличение продажи муки населению, выпечки хлеба, в первую очередь социальных сортов предприятиями потребительской кооперации.
Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации являются крупными потребителями муки отечественного производства, используемой для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, производства макаронных изделий, продажи населению. Возможность увеличения выпечки хлеба организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации связана с увеличением выпечки хлеба по социально низким ценам. Кроме того, возможно увеличение выпечки кондитерских изделий за счет расширения ассортимента, повышения качества и применения современной упаковки [3].
Задача расширения производства комбикормов связана с ростом поголовья скота и птицы в малых формах хозяйствования и преследует цель обеспечения возрастающих потребностей кормами для скота. Реализация данной задачи позволит расширить внутреннее потребление зерна по следующему направлению: расширение реализации комбикормов, фуражного зерна через сеть торговых объектов потребительской кооперации.
В рамках Программы необходимо предусмотреть выполнение следующих мероприятий:
1) увеличение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения через заключение договоров на откорм скота организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации;
2) модернизация действующих мельниц, зернодробилок, крупорушек, модернизация предприятий хлебопечения;
3) открытие новых миникомбикормовых заводов и мельниц в районах с активным развитием животноводства;
4) расширение складских площадей для хранения и реализации комбикормов, фуражного зерна, муки;
5) приобретение автотранспорта для доставки непосредственно населению комбикормов и фуражного зерна;
6) приобретение хлебных автофургонов;
7) предоставление краткосрочных кредитов на закупку качественной отечественной муки для производства хлеба и хлебобулочных изделий с субсидированием процентных ставок;
8) выделение прямых дотаций на отечественную муку, используемую для выпечки социального хлеба или субсидирование разницы между продажной и социальной ценой хлеба;
9) установление для хлебопекарных предприятий, предприятий общественного питания тарифов на электроэнергию и коммунальные платежи наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
10) возмещение транспортных расходов по доставке муки для хлебопечения.
Основной целью по развитию инфраструктуры торговли продовольственными товарами в настоящее время в системе потребительской кооперации является увеличение объемов реализации продукции, закупленной и переработанной организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации через торговые предприятия системы, на рынках и ярмарках выходного дня; обеспечение возможности приобретения кормов для скота малыми формами хо-
зяйствования на селе и тем самым создание условий для увеличения потребления зерна и роста объемов мясомолочного производства [4].
В целом значительно расширить возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, вовлечь в хозяйственный оборот продукцию, производимую малыми формами хозяйствования, возможно через организацию в городской местности торговой сети по продаже свежей и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных задач предусмотрены следующие мероприятия:
1) увеличение торговых площадей для реализации сельскохозяйственной продукции:
- определение механизма льготного выделения земельных участков под объекты, осуществляющие закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, в том числе в городах для организации торговой сети по продаже сельскохозяйственной продукции;
- предоставление в аренду муниципального имущества для открытия розничных торговых предприятий по дифференцированной (льготной) ставке арендной платы в зависимости от населения города и его платежеспособности с последующим выкупом арендованного в течение года имущества на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) предоставление кредитов или лизинга для покупки автомобильного транспорта для доставки сельскохозяйственной продукции в городскую торговую сеть;
3) субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации для проведения ремонта торговых площадей, приобретения торгово-технологического оборудования и пополнения оборотных средств для закупок сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, целенаправленное интеграционное развитие всех форм кооперации будет
способствовать формированию кооперативного сектора экономики. Наиболее актуальным интеграционным полем для всех видов кооперации является их участие в социально-экономическом развитии сельских территорий (сельского сообщества), что является одной из важнейших национальных задач на предстоящий период и длительную перспективу. Именно в реализации этой масштабной задачи может в полной мере проявиться социальная сущность и социальная ответственность.
Литература
1. Захарьящева Н. А. Интеграционные процессы в хозяйственной деятельности районного потребительского общества // Российское предпринимательство. 2007. № 6.
2. Иткулов С. Г. Методические основы измерения эффективности интеграционных процессов // Вестн. Белгород. ун-та потребительской кооперации. 2009. № 1 (29).
3. Проект Программы развития системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе на 20102012 гг. иКЬ: http://coop.chuvashia.ru
4. Хоришко Е. Г. Развитие сельского хозяйства в России // Региональная экономика. 2007. №7 (46), июль. С. 145-150.
* * *
FEATURES OF INTEGRATION PROCESSES IN CONSUMER’S COOPERATION
I. T. Nasretdinov
Integration processes have special value in the consumer’s co-operation traditionally corresponding to a diversified economy. The effect of vertical intersystem interactions is provided at the cost of the closed-loop commercial and technological chains and leads to decrease in expenses, improvement of characteristics of finished commodity. Organizing-legal and infrastructural integration of small forms of management on the basis of the consumer’s co-operation system will allow to provide a high degree of adaptation of the sector to varying structure of the economy, to realize available industrial potential with the effective use of the state support, to provide the further development of economical activity and increase in the portion of the domestic agricultural production at the home market of the country.
Key words: consumer’s co-operation, integration, interaction.