08 00 00 ИЛМ^ОИ ИЦТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMY SCIENCES
08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
08 00 01 ECONOMIC THEORY
УДК 330 ББК 65.02-218
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Исайнов Хисайн Рахимович, д-р экон. наук, профессор, декан факультета экономики и управления ТНУ (Таджикистан, Душанбе); Шокиров Равшан Сиддикович, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Исайнов Хисайн Рахимович, д.и.и., профессор, декани факултети ицтисодиёт ва идоракунии Донишгощ миллии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе,); Шокиров Равшан Сиддикович, н.и.и., дотсенти кафедраи молия ва царзи ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Isainov Hisain Rakhimovich, Dr. of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management of the Tajik National University (Tajikistan, Dushanbe); Shokirov Ravshan Siddiqovich, candidate of economical sciences, Associate Professor of the department of finance and credit under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
институциональные факторы, «институциональная ловушка», аграрный сектор, индустриально-аграрная экономика
Иллюстрируются институциональные изменения, произошедшие в аграрном секторе экономики, которые, согласно высказанному мнению, не обеспечили должного эффекта в развитии выбранной модели национальной экономики. В этих условиях возникли некоторые неэффективные институты, которые стали причиной формирования «институциональных ловушек» в аграрном секторе экономики, в результате чего в агропромышленном производстве произошла дезинтеграция и в целом деиндустриализация национальной экономики. Для предотвращения такого положения в институциональном взаимодействии предполагается совершенствование управления институциональными факторами. Оно предполагает, прежде всего, выявление и оценку степени их влияния на развитие экономических отношений. На этой основе выявлены основные институциональные факторы, оказывающие влияние на развитие аграрной отрасли, а также способствующие ускорению внедрения в республике стратегии ускоренной индустриализации. В конце предложены направления совершенствования институциональной среды агроиндустриальной отрасли национальной экономики.
ХУСУСИЯТХОИ МУХИТИ ИНСТИТУТСИОНАЛИ ДАР СОХАИ АГРАРИИ ИЦТИСОДИЁТ
FEATURES OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY
Ключевые слова: институт,
Вожа^ои калиди: институт, омилуои институтсионали, «дом»-и институтсионали,
бахши аграри, ицтисодиёти саноати-аграри
Тагйироти институтсионалй дар бахши аграрии ицтисодиёт, ки бо ацидаи муаллиф, дар тарацциёти амсилаи интихобнамудаи ицтисодиёти милли самараи заруриро таъмин накардаанд, мавриди та^лил царор гирифтааст. Дар чунин шароит як цатор ниуодуои гайрисамарабахш ба вуцуд омаданд, ки боиси ташаккулёбии «домуо»-и институтсионали дар бахши аграрии ицтисодиёт гардида, ба вайрон шудани уамгирои дар истеусолоти агросаноати ва дар мацмуъ ба гайрисаноатикунонии ицтисодиёти милли оварда расониданд. Барои пешгирии чунин уолат дар уамкории мутацобилаи институтсионали такомули идоракунии омилуои институтсионали пешниуод шудааст.
Идоракунии омилуои институтсионали пеш аз уама муайян кардани омилуо ва арзёбии сатуи таъсири онуоро ба тарацциёти муносибатуои ицтисоди пешбини мекунад. Дар ин замина омилуои асосии институтсионалии таъсиррасонанда ба тарацциёти соуаи аграри, инчунин омилуои мусоидаткунанда ба суръатбахши татбици стратегияи саноатикунонии босуръат дар цумуури муайян карда мешаванд.
Самтуои такомули мууити институтсионалии соуаи агросаноатии ицтисодиёти милли пешниуод карда шудааст.
Key-words: institution, institutional factors, institutional "trap", agrarian sector, industrial-
agrarian economy
The article illustrates the institutional changes that have occurred in the agricultural sector of economy, which, according to the author, did not provide the desired effect in the development of the chosen model of national economy. Under these conditions, there arose some ineffective institutions which caused an emergence of institutional traps in the agrarian sector of economy which resulted into disintegration in agro-industrial production and, in general, into disintegration of the national economy. In order to prevent such a state of institutional interaction the author suggests our improving the management with institutional factors.
The management with institutional factors presupposes, first of all, their identification and assessment of the degree of their influence on the development of economic relations. On this basis the author identifies the main institutional factors influencing the development of the agrarian industry which would promote an acceleration of the implementation of the strategy of accelerated industrialization in the republic. At the end of the article the author proposes directions for improving the institutional environment of the agroindustrial sector of the national economy.
Осуществление в экономике изменений, независимо от того, какими они являются, происходит под воздействием различных факторов и условий, которые в экономической науке являются предметом изучения институциональной экономики. Институциональная теория исследует действие различных институтов экономического механизма, которые одновременно влияют на эффективность экономической деятельности.
С переходом к рыночным отношениям в Республике Таджикистан произошло изменение роли институтов в экономическом механизме. Экономические отношения, возникшие в переходный период, демонстрировали неорганизованность рынка, вместе с тем произошло развитие теневого сектора экономики. В этих условиях возникли задачи по повышению экономической активности всех институтов, а также по формированию их новых видов для разрешения проблем, имеющихся в экономическом механизме. Это в свою очередь способствовало проведению исследований теоретического и прикладного
характера, основной целью которых выступало выявление институциональных факторов развития экономических отношений в отраслях национальной экономики, в том числе в аграрном секторе.
Опыт стран с развитым рынком показывает, что его эффективное функционирование в первую очередь определяется степенью развитости необходимых институтов. В этих странах на основе институциональных изменений, направленных на создание или обновление имеющихся институтов, то есть правил и механизмов, складываются взаимоотношения людей в экономической, общественной, политической и других сферах. Исходя из этого положения, для Таджикистана актуальной проблемой становится формирование институциональной среды или институциональной экономики, что изучается в данной статье.
Формирование институциональной среды в той или иной экономике зависит от формирования и развития институтов, которые исследуются сложившимися в институционализме концепциями. Эволюцию концепций институциональных изменений в экономике можно разделить на следующие этапы:
1. Классический институционализм, основоположником которого является Т. Веблен. При использовании понятия «институт» Т. Веблен предлагал понимать два взаимосвязанных явления. Во-первых, институт - это «привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди», и, во-вторых, «привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются изменяющимися обстоятельствами» [3, с. 200]. Следовательно, экономический институт представляет собой систему ценностей, устойчивую совокупность социальных норм и стандартов, установки и схемы мировосприятия, которыми широкие слои населения руководствуются в повседневной жизни.
Однако противоречивость подходов при институциональном формировании аграрного рынка в республике остаётся существенной проблемой из-за отсутствия действующих форм государственного воздействия на развитие аграрного сектора. До сих пор чётко не определена роль таких экономических институтов, как кредитно -финансовые институты, бюджетная политика и государственное предпринимательство в аграрном секторе, политика цен и экспортно -импортная политика. Следовательно, проблема функционирования аграрного рынка в республике требует создания собственной теоретической базы, в которой основное место должно быть отведено разработке новых подходов к формированию институциональной структуры его регулирования. Именно эти разработки будут служить основой для формирования рыночной экономической доктрины.
Эффективное функционирование аграрного рынка возможно лишь при наличии определённой ситуации в обществе. Прежде всего для этого необходимо доминирование рыночного типа экономических отношений, а также личная свобода каждого товаропроизводителя, то есть независимость, позволяющая принять такое решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее результативным, действенным и максимально прибыльным.
Известный западный экономист Й. Шумпетер выделяет два институциональных условия, которые являются основой для формирования рынка. Первое - это институт частной (индивидуализированной) собственности, и второе - свобода заключения контрактов (способ контрактации) [9, с.195].
Из первого условия вытекает понимание того, что от комбинирования и рекомбинирования прав и собственности, а также принадлежащих собственнику
факторов производства зависит то, какую прибыль он получит от реализации товаров, произведённых при их применении. Соответственно, на объём прибыли будут влиять цены на товарных рынках, так как формирование цены зависит от уровня трансакционных издержек. При изменении уровня этих издержек под вопросом остаётся сам факт реализации или нереализации товара, и, следовательно, дальнейшее существование индивидуализированной собственности. Так, если трансакционные издержки на товарных рынках будут низшего порядка, тогда обмен становится невыгодным, что приводит к необходимости возникновения институтов, которые будут минимизировать издержки на трансакции. При превышении пороговых значений, когда выгоды обмена равны или меньше трансакционных издержек, происходит снижение эффективности использования ресурсов.
Анализ трансакционных издержек применительно к формированию и функционированию аграрного рынка в Таджикистане показывает, что пока в достаточном количестве и качестве не созданы институты, обеспечивающие эффективность его функционирования. Кроме того, отсутствие системы ограничений, норм и правил поведения на аграрных рынках, которые, наряду с другими элементами институциональной структуры, можно отнести к институтам, препятствует росту эффективности рыночных отношений в аграрном секторе.
Отсюда можно сделать вывод о том, что в Таджикистане, наряду с созданием рыночного способа координирования экономической деятельности в отрасли, в развитии самих аграрных рынков большое значение имеет также формирование трансакционного сектора экономики.
2. Неоинституциональная экономика, или новая экономическая история. Одним из представителей этого направления научной экономической школы является Дуглас Норт, который пишет относительно институтов: «институты - это правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, уменьшают неопределенность, структурируют повседневную жизнь, определяют и ограничивают набор альтернатив, имеющихся у каждого человека, и задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия. Как он отмечает: «Наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условностями. Индивидуумы и институты взаимно конституируют друг друга. Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. В то же время ограничения, накладываемые институтами на человеческий выбор, оказывают влияние на самого индивида» [4, с. 20]. Следовательно, это правила игры в обществе, которые обеспечивают взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, так как люди сами создают эти ограничения и используют их для построения взаимодействия во всех сферах общественной жизни.
Обеспечение в отрасли института индивидуализированной собственности в свою очередь требует наличия открытых и хорошо организованных рынков сельскохозяйственной продукции. Их наличие позволит осуществить концентрацию собственности у индивидов, так как реальные цены на рынках создадут условия для использования имеющихся возможностей в получении прибыли.
2. Современные течения неоинституционализма, где встречаются самые разные исследования в области институциональных изменений.
Анализ институциональных аспектов развития аграрного сектора Республики Таджикистан показывает, что процесс трансформации экономических отношений в
нём происходил на основе иерархического принципа управления. Т.е., трансформация агроиндустриальных отношений в республике развивалась «сверху вниз», при этом не всегда учитывались реальные возможности и потенциал субъектов аграрного сектора, а также не проводилась предварительная оценка влияния на них институциональных факторов. В результате произошло снижение эффективности аграрного производства в республике.
Кроме того, на развитие аграрной отрасли также повлияли институциональные факторы, которые в своем образе и роли оказывают воздействие на процесс трансформации и в целом на становление здоровой институциональной среды в данной отрасли экономики.
Изучение эволюционной экономической теории дает основание говорить, что институты находятся в постоянном движении. Одни институты формируются, другие уже теряют свою сущность в экономической деятельности. После перехода к рынку в Республике Таджикистан на месте плановой экономики сформировалось рыночное хозяйство, которое сопровождалось уходом ряда старых и возникновением новых институтов. По сути классических концепций, рыночная экономика должна регулировать сама себя, но такого в республике не произошло. Сформированная в национальной экономике, в том числе в аграрном секторе, рыночная экономика не смогла стать эффективным саморегулятором. Именно поэтому на неё оказывает воздействие ряд экономических, социальных и правовых факторов, которые можно назвать институциональными.
Влияющая роль институциональных факторов на развитие аграрного сектора была четко исследована в работах российского исследователя С.В. Юдина, в которых он иллюстрирует трансформацию роли институтов в процессе перехода к рыночным отношениям и воздействие формальных и неформальных институтов. Мы согласны с утверждениями этого ученого в том, что влияние институциональных факторов на развитие аграрного производства в современных условиях может сыграть ключевую роль в процессе вывода агрокомплекса из кризисного состояния. Их регулирующее воздействие может и должно проявляться через нормативно-правовые и социально-экономические институты, институты управления, регулирования и контроля [8, с.5].
Институциональные факторы, оказывающие негативное и положительное воздействие на ход развития аграрной отрасли, возникли на самом начальном этапе институциональных изменений. Наряду с этим началось формирование институциональной среды, в которой преобладающим способом становилась трансплантация институтов развитых стран мира с рыночной экономикой. Конечно, эти институты были сформированы с учетом специфики национальной экономики Республики Таджикистан, но все-таки возникли некоторые институциональные факторы, которые оказали негативное воздействие на развитие аграрной отрасли, и до сих пор они имеют место в экономическом механизме. Одним из таких факторов была «институциональная ловушка».
Из институциональной экономической теории известно, что «институциональные ловушки» возникают в процессе диффузии формальных и неформальных институтов, либо их возникновение возможно при противостоянии институтов в экономике. Термин «институциональная ловушка» был внедрен в научный оборот в исследованиях В.М. Полтеровича. В своем исследовании, посвященном «институционал ьным ловушкам», он называет «институциональной ловушкой» неэффективные устойчивые
нормы (неэффективные институты) [5, с.7]. Из этого исходит, что появление неэффективных институтов в экономике закономерно приводит к снижению активности её функционирования. Но здесь следует отметить, что «институциональные ловушки» не появляются сами по себе, скорее, их специально создают с целью удовлетворения потребностей определённого количества экономических агентов.
По мнению российских авторов Н.Н. Свиридова, О.Н. Грабовой, «институциональная ловушка» (которая может быть продиктована как формальными, так и неформальными нормами) определяет аномальные экономические отношения как реакцию экономических агентов на сформировавшуюся норму. Деформированные экономические отношения искажают поведение экономических агентов, которые приобретают опыт рутины, неэффективного поведения [6, с.170]. В этих условиях в обществе развиваются неэтичные нормы поведения, которые приводит к росту преступности в стране. Серьёзность «институциональной ловушки» с этой позиции заключается в том, что она может привести к разрушению экономической и политической системы, в результате чего государство может расформироваться. Следует отметить, что такое взаимодействие институтов в современных условиях возникает под воздействием внешних факторов. Ярким примером «ловушки бедности» является развитие террористических группировок в развивавшихся странах, в том числе и в Таджикистане, которые финансируются зарубежными «хозяевами».
Российские ученые Д.П. Фролов и А.В. Лаврентьева, исследовав эволюцию институциональной структуры АПК с позиции «ловушечного» подхода, отмечают, что АПК современной России характеризуется комплексом дисфункций и «институциональных ловушек», повышающих транзакционные издержки в деятельности субъектов сельскохозяйственного производства и расширенно воспроизводящих субоптимальное равновесие институциональных интересов. «Институциональные ловушки» в аграрном секторе экономики прежде всего проявляются в следующих формах: «институциональные ловушки» диспаритета цен и монополизации потребительских рынков (вменяемое посредничество); «институциональные ловушки» монетарных методов реформирования АПК, коррупции, приоритетной поддержки крупного производства; «институциональные ловушки» фиктивного импортозамещения, монополизации рынков земельных, инвестиционных и материальных ресурсов; «институциональная ловушка» демотивации сельскохозяйственного труда; «институциональная ловушка» частной собственности на землю [7, с.89] На наш взгляд, такое положение в институциональном взаимодействии касается всех бывших социалистических стран, в том числе и Республики Таджикистан. Подобные случаи встречаются и в практике Республики Таджикистан, в том числе в аграрном секторе. Например, на начальном этапе институциональных изменений ход приватизации госимущества в аграрном секторе привел к полной дезинтеграции АПК республики, так как приватизированные тракторные и машинные парки, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, территории специального назначения (участки для семеноводства, сушилки, парниковые участки) с изменением формы собственности полностью сменили направленность своей деятельности. В результате произошло снижение интенсивности и эффективности аграрного производства в республике, которое дошло до кризисного состояния. Подобный характер институциональных противоречий предотвращался, но его влияние на функционирование аграрного сектора до сих пор имеет силу.
Анализ современных концепций экономического роста показывает, что
институциональные факторы оказывают большое воздействие на функционирование экономики в целом и в частности. В своем коллективном исследовании западные экономисты Д.Асемоглу, С. Джонсон, Дж. Робинсон отмечают, что экономические институты более значимы для развития страны, чем географическое положение и культура [1, с.180]. Из этого следует, что главную позицию в развитии экономики, прежде всего, занимают формальные институты, а неформальные должны учитываться при создании подобных институтов.
Государство как главный экономический агент через свою регулирующую функцию влияет на деятельность аграрного сектора и на функционирование институциональных факторов. Поэтому при принятии решений в направлении институциональных изменений крайне важной становится выработка рекомендаций, позволяющих повысить благосостояние страны. Здесь также следует учесть теоретическое положение, согласно которому экономика страны, в том числе экономическая деятельность в аграрном секторе, зависят от внешних институциональных факторов. Речь идет об уровне вовлечения страны в международное разделение труда. Такая концепция обосновывается зарубежными учеными Р. Барро и Х. Сала-и-Мартином. Согласно их мнению, уровень социально-экономического развития и экономический рост могут иметь расхождения, так как на эти процессы влияют внешние институциональные факторы, которые растут в условиях открытости экономики [2, с. 217]. Действительно, институты, регулирующие внешнеэкономические связи страны, во многом сказываются на результатах её экономической деятельности. Например, внедрение либерализации во внешней торговле в современных условиях во многом привело к снижению стимулов для сельскохозяйственных производителей, в результате в аграрном секторе сократились объемы внутреннего производства некоторых видов продукции. Ведь институт аграрного протекционизма играет решающую роль в регулировании пропорций в аграрном производстве страны.
Таким образом, происходящие в аграрном секторе институциональные изменения повлекли за собой возникновение ряда институциональных факторов, которые позитивно или негативно влияют на развитие данной отрасли экономики. В этом плане требуется разработка адекватной модели, которая, основываясь на инновационно -институциональной концепции, будет обеспечивать эффективность функционирования национальной экономики в целом, и в частности - аграрной отрасли. Важно, чтобы при реализации модели управления аграрным сектором учитывались институциональные факторы, существующие в механизме его функционирования, так как от них во многом зависит дальнейшее развитие этой отрасли.
При классификации институциональных факторов следует отобрать критерии, согласно которым группируются эти факторы. На наш взгляд, наиболее пригодным критерием классификации институциональных факторов является подход к самим институтам. Исходя из того, что институты бывают формальными и неформальными, классификацию институциональных факторов также можно осуществить с этой точки зрения (рисунок 1).
Институциональные факторы
V
Формальные Неформальные
> > > > > => > Нормативно-правовые акты и независимость судебных органов Культура, традиции и нормы поведения экономических агентов <
Эффективность механизма управления Менталитет нации <
Предпринимательская среда Степень ответственности <
Состояние социально-экономических институтов
Предпринимательская этика < <
Рыночная инфраструктура Уровень коррупции и теневой экономики
Прозрачность и устойчивость налоговой системы Бюрократизм и поведение чиновников <
Институциональные ожидания
Развитость финансовых рынков
Рисунок 1. Экономическая классификация институциональных факторов
Каждый институциональный фактор имеет специфическое воздействие на развитие аграрной отрасли. Если рассмотреть влияние формальных институтов, то среди них центральную позицию занимают законы, нормативно-правовые акты и независимость судебных органов. В условиях устойчивого законодательства обеспечивается полная защита права собственности - важнейшей составляющей рыночной экономики. Соответственно, это приведет к интенсивному экономическому росту в аграрной отрасли, который можно назвать результатом позитивного воздействия институциональных факторов на данную отрасль.
Но в этом плане следовало бы отметить некоторые черты судебной независимости в Республике Таджикистан. Сложившаяся в республике социально-экономическая ситуация показывает, что не всегда судебные органы являются независимыми, на это уже влияют неформальные институциональные факторы. Высокий уровень коррупции, оппортунизм и высокий бюрократизм иногда игнорируют формальные институты, то есть законы и указы Правительства Республики Таджикистан. Допустим, если происходит нарушение условий контракта между простым аграрием и богатым предпринимателем, то закон будет на стороне богатого предпринимателя. Именно в этом заключается одна из особенностей
взаимодействия институциональных факторов в Республике Таджикистан.
Благоприятная предпринимательская среда формируется в условиях, благоприятных для института права и налоговой системы. Эти институциональные факторы являются взаимозависимыми и не могут существовать в отдельности. В условиях благоприятной предпринимательской среды происходит приток капитала в обрабатывающую промышленность и под воздействием института конкуренции развиваются инновационные виды производственной деятельности. Если обратить внимание на сложившуюся сегодня предпринимательскую среду в агропромышленном секторе Республики Таджикистан, то здесь ситуация совсем иная. Хотя в современных условиях для сельского хозяйства существует льготный режим налогообложения в виде единого налога, в перерабатывающих отраслях налоговая нагрузка оценивается как намного более высокая. Именно это становится причиной оттока капитала из этой отрасли экономики в другие, а иногда - даже за пределы страны. В этих условиях важнейшей задачей становится государственная поддержка отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на чем мы остановимся немного позже.
Важными социально-экономическими институциональными факторами в республике выступают образование и наука. От этих факторов зависит уровень научно-технического прогресса, рост инновационного производства и производительности труда в агропромышленном секторе экономики. Но, к сожалению, в этом направлении также имеет место ряд недостатков. Ведущим вузом республики, подготавливающим специалистов в аграрной отрасли, является Таджикский аграрный университет имени Ш. Шотемура. Ежегодно этот университет оканчивают сотни специалистов, защищаются десятки диссертаций, но на практике результат неощутим. В чем причина? Здесь имеют место две составляющие. Во-первых, специалисты, окончившие аграрный университет, не очень настраиваются на работу агрономом или зоотехником. И для этого достаточно причин. Рабочие места ограничены либо вообще отсутствуют, а даже если они и существуют, то не устраивают молодых специалистов, так как уровень заработной платы в аграрной отрасли слишком низкий (в среднем 400 сомони). В этих условиях они устраиваются на работу не по специальности в другие отрасли экономики, либо, вовлекаясь в миграционные процессы, уезжают из страны.
А насчет диссертаций хотелось бы отметить, что в последние годы по точным наукам, в том числе по агроинженерии, защищается малое количество диссертаций. Результаты даже защищенных в этом направлении диссертаций внедряются за пределами страны, то есть изобретения патентуются за рубежом. Это объясняется тем, что финансирование таких исследований в республике находится на очень низком уровне. Соответственно, исследователи эмигрируют и свои научные достижения практикуют за пределами страны, где их труд оплачивается выше. Эти институциональные факторы выступают ключевыми в развитии агроиндустриальной экономики в Республике Таджикистан, поэтому следовало бы обратить на это внимание.
Другими институциональными факторами, оказывающими влияние на функционирование аграрной отрасли, являются рыночная инфраструктура и функционирование сегментов финансового рынка. Совершенная рыночная инфраструктура и финансовый рынок обеспечивают максимально благоприятную инвестиционную деятельность в аграрном секторе экономики. Кроме того, нормальное функционирование сегментов финансового рынка влияет на норму сбережения, выбор технологии, повышает конкурентоспособность агентов экономики; расширяет сферу
инновационной активности предпринимателей, оптимизирует инфляцию. Но в этом направлении также существуют перебои. Рыночная инфраструктура в аграрном секторе не является полноценной. В республике не функционируют важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: товарные биржи, аукционы, ярмарки и др. В этих условиях никак не удается сформировать в республике здоровый конкурентный аграрный рынок.
Если говорить о финансовых рынках, то здесь также немало проблем. О функционировании банковского сектора уже говорилось. Рынок страхования и фондовый рынок практически отсутствуют. В этих условиях доступ к финансированию у сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий ограничивается, так как им доступны только банковские кредиты с высокими процентами.
При этом следует также отметить роль неформальных институтов, так как на создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности влияют поведение, этнические нормы и менталитет. Исходя из них формируются институты, обеспечивающие рост или диспропорцию в развитии общества. В рамках такой позиции предполагается, что институциональные изменения происходят под воздействием институциональных факторов, которые создаются самим человеком.
Таким образом, на развитие аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан влияет ряд институциональных факторов, к которым можно отнести:
- слабую государственную поддержку и формирование механизма саморазвития в аграрном секторе экономики. Под механизмом саморазвития понимается самофинансирование и функционирование субъектов аграрного производства в условиях полного отсутствия государственной поддержки в виде финансовых инструментов (субсидий, дотаций др.);
- то, что аграрные рыночные отношения в республике не имеют либерального характера. Во многих случаях субъекты аграрного производства подпадают под так называемую скрытую монополию, которая организуется государственными чиновниками. В этих условиях, наряду с ущемлением прав сельхозпроизводителей, происходит дестабилизация аграрного рынка. В результате этого в отдельных аграрных регионах республики наблюдается снижение активности сельхозпроизводителей и уход сельского населения из этого сектора. Возможно, это выступает одной из причин высокой эмиграции сельского населения из Республики Таджикистан;
- слабое развитие инфраструктуры аграрного рынка, которое привело к снижению эффективности аграрных рыночных отношений в республике. Кроме того, данный фактор повлиял на результативность реализуемых государственных программ в аграрном секторе экономики. В этих условиях важнейшей задачей государства в дальнейшем становится совершенствование инфраструктуры аграрного рынка в институциональном и фактическом плане.
Список использованной литературы:
1. Асемоглу Д., Джонсон С., Робинсон Дж. Институты как фундаментальная причина
долгосрочного экономического роста //ЭКОВЕСТ. - 2006. - № 5. - C. 180-247.
2. Барро Р. Дж., Сала-и-Мартин Х. Экономический рост / Пер. с англ. — М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2010. —824 с.
3. Веблен Т. Теория праздного класса [текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 360 с.
4. Норт, Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование
экономики / Перевод с английского А.Н. Нестеренко. Предисловие и научное
редактирование Б.3.Мильнера [текст]: учебник /Норт, Д. - М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. - 190 с.
5. Полтерович В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. - 2004. - № 3. - С. 5-16.
6. Свиридов Н.Н., Грабова О.Н. «Ловушки бедности»: тенденции и трансформации // Экономика образования. - 2015. - № 2. - С.168-175.
7. Фролов Д. П., Лаврентьева А. В. Эволюция институциональной структуры АПК России: 150-летняя траектория «ловушек» // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) - 2015. - Том 6. №4. - С.79-93.
8. Юдин С.В. Институциональные факторы развития аграрной экономики: автореф. дисс... канд. экон. наук/08.00.01. - Саратов, 2008. - 23 с.
9. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова [текст] / Й. Шумпетер. - М. : Феникс, 1995. - 289 с.
Reference Literature:
1. Asemoglu D., Johnson S., Robinson J. Institutes as Fundamental Cause of Long-Term Economic Growth // ECOWEST, 2006, #5. - pp. 180 - 247.
2. Barro R.Dj., Sala-i Martin H. Economic Growth // Translation from English - M.: Binom. Laboratory of Knowledge. 2010. - 824 pp.
3. Veblen T. Idle Class Theory//T.Veblen. -M.: Progress, 1984. - 360pp.
4. North, Douglas. Institutes, Institutional Changes and Economy Functioning // Translation from English by A.N. Nesterenko. Preface and scientific editorship by B.Z. Milner: manual // D.North. -M. : Economics Book Fund "Beginning", 1997. - 190pp.
5. Polterovich V.M. Institutional Traps: Is there a Way out? // Social Sciences and Comporaneity, 2004, #3. - pp. 5 - 16.
6. Sviridov N.N., Grabova O.N. "Traps of Poverty: Tendencies and Transformations" // Economics of Education. 2015, #2. - pp. 168 - 175.
7. Frolov D.P., Lavrentyeva A. V. Evolution of Institutional Structure of Russia AIC: 150 Years Old Trajectory of "Traps" // Journal ofEconomic Regulation. 2015. - V.6., #4. - pp. 79 - 93.
8. Yudin S.V. Institutional Factors of Agrarian Economy Development. Synopsis of candidate dissertation in economics. 08.00.01. - Saratov, 2008. - 23 pp.
9. Shumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy // Preface and general editorship by V.S. Avtonomov// J.Shumpeter. -M.: Phoenics, 1995. - 289pp