УДК 330 ББК 65.010.11
Аминджанова Мухиба Мухаммаднасимовна,
старший преподаватель кафедры отраслевой экономики ПИТТУ им. акад. М. Осими Джабборов Абдуфаттох Абдувалиевич, магистрант 2 курса ПИТТУ им. М. Осими (Таджикистан, Худжанд)
Аминцонова Мухиба Мухаммаднасимовна,
сармуаллимаи кафедраи ицтисодиёти соуавии ДПДДТ ба номи М. Осими (Тоцикистон, Хуцанд) Чабборов Абдуфаттох Абдувалиевич, Магистри курси дувуми ДПДДТ ба номи акад. М. Осими (Тоцикистон, Хуцанд)
Amindjanova Mukhiba Mukhammadnasimovna, senior lecturer of the department of branch economy under the PITEU named after M. Osimi
Djabborov Abdufattoh Abduvaliyevich, 2-ndyear masterstudent of the PITEU named after M. Osimi (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: институциональная среда, институты, институциональное изменение, предпринимательские структуры, региональная экономика, малые предприятия, юридические лица, дехканские хозяйства
Институциональная среда регионального предпринимательского сектора выступает одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития региона и страны в целом. Ввиду этого в развитии регионального предпринимательского сектора приобретает особую актуальность оценка динамики формирования, определение проблем и направлений функционирования институтов. Цель проведенного исследования -анализ состояния и выявление особенностей влияния институтов на развитие малого бизнеса в Согдийской области. На основе статистических данных проведен сравнительный анализ тенденций развития хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора в разрезе показателей, характеризующих динамику численности хозяйствующих субъектов и их территориальное распределение, отраслевую структуру, занятость в предпринимательском секторе, и др. Рассмотрено влияние изменений на предпринимательские структуры экономики региона в условиях институциональных преобразований. Отмечено, что создание благоприятной институциональной среды является важнейшим фактором развития.
Калидвожахо: мууити институтсионалй, институту, тагйироти институтсионалй, сохторуои соуибкорй, ицтисодиёти минтацавй, корхонацои хурд, шахсони цуцуцй,
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
МУХЦТИ ИНСТИТУТЦИОНАЛИИ СЕКТОРИ СОХЦБКОРИИ ИЩТИСОДИЁТИ ВИЛОЯТИ
СУFД
INSTITUTIONAL MILIEU OF ENTREPRENEURSHIP SECTOR OF SUGHD VILOYAAT ECONOMY
хоцагщои деуцони
Мууити институтсионалии соуибкории минтацави яке аз самтуои афзалиятноки тарацциёти ицтисодию ицтимоии минтаца ва цумуурй мебошад. Аз ин бобат дар рушди бахши соуибкории минтацави арзёбии динамикаи ташаккул, муайян кардани масоил ва самтуои фаъолияти институтуо ауамияти махсус касб мекунад. Дар мацола таулили вазъ ва ошкор сохтани вижагиуои таъсири институтуо ба рушди бизнеси хурд дар вилояти Сугд сурат гирифтааст. Дар асоси маълумоти омори таулили муцоисавии тамоюлуои рушди субъектуои хоцагидории бахши соуибкори дар буриши нишондиуандауо, ки динамикаи теъдоди субъектуои хоцагидор ва тацсимоти уудудии онуо, сохтори соуави, иштигол дар тацсимоти соуибкори ва гайраро тавсиф мекунанд, амали гардидааст. Таъсири тагйирот дар сохтори соуибкории ицтисодиёти минтаца дар шароити дигаргуниуои институтсионали барраси шудааст.
Цайд карда шудааст, ки яке аз омилуои асосии рушди ицтисодиёти минтаца фароуам овардани мууити мусоиди институсионали барои фаъолияти субъектуои соуибкори мебошад.
Key words: institutional milieu, institutes, institutional change, entrepreneurship structures, regional economy, small enterprises, corporate bodies, dekhans' households
The institutional milieu of the regional entrepreneurship sector acts as one of the most prospective trends of social-economic development of both the region and the country upon the whole. In this connection an assessment of dynamics of formation, determination of problems and directions in regard to the functioning of institutes acquires especial actualness. The objective of the research conducted is an analysis of the state of institutes and peculiarities of their influence upon small business development in Sughd viloyat. Proceeding from the statistical data, the authors conducted a comparative analysis of development tendencies in reference to economy subjects of the entrepreneurship sector in the aspect of indices characterizing numerosity dynamics of the formers and their territorial distribution, branch structure, employment in the entrepreneurship sector and etc. They canvassed a sway of changes over entrepreneurship structures of economy in the region under institutional transformations. It is underscored that a creation offavourable institutional milieu is the most important factor of development.
Институциональная среда предпринимательского сектора и взаимодействие государственных институтов являются важнейшим элементом системы экономических отношений. Они во многом определяют эффективность всего воспроизводственного процесса.
Согласно наиболее распространенным определениям российских экономистов, под институциональной средой подразумевается совокупность основополагающих экономических, политических, социальных и юридических правил, которые формируют базис для производства, распределения, обмена и потребления и определяют рамки человеческого поведения [1]. Основываясь на этом, целесообразно определить институциональную среду предпринимательского сектора как совокупность условий, необходимых для эффективного функционирования его субъектов.
Институциональная среда - это совокупность условий, определяемых внутренними факторами, оказывающими влияние на функционирование фирм, образующих предприни-
мательский сектор, и внешних, в качестве которых выступают институты рыночной системы. Институты рыночной системы выступают в качестве внеэкономического фактора, влияющего на процесс развития предпринимательского сектора в регионе посредством формирования институциональной среды [2].
Институты - это «правила игры» в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми и структурируют стимулы обмена во всех его сферах - политике, социальной сфере и экономике [3].
В данной статье акцентируется внимание на формировании такой институциональной среды функционирования предпринимательских структур, которая призвана способствовать снижению управленческих рисков и транзакционных издержек, а также уменьшению неопределенности во взаимодействии экономических агентов и институтов рыночной системы. Действия обеих сторон взаимодействия направлены либо на устранение диспропорции, либо на приспособление субъектов к ним. Таким образом, институциональная среда предпринимательского сектора складывается на основе развития производительных сил и совершенствования производственно-экономических и социальных отношений, создания обществом и государством благоприятного климата на рынках как главном месте осуществления деятельности предпринимателями и другими субъектами.
Для полной характеристики институциональной среды предпринимательского сектора необходимо определить содержание действий институтов, направления и уровень изменения их функции. Важнейшие социально-экономические институты, формирующие институциональную среду для эффективного функционирования субъектов предпринимательского сектора, и их цели в рыночной экономической системе региона приводятся ниже (табл.1).
Таблица 1. Институты и их регулирующая роль в социально-экономическом развитии региона
Институт Цели
Права собственности Регулирование взаимоотношений, возникающих между агентами в процессе обмена благами и правомочиями
Рынок Регулирование взаимоотношений, возникающих между экономическими агентами в процессе производства, распределения, обмена товарами, услугами, ресурсами
Организации Регулирование взаимоотношений, контрактная и совместная деятельность людей, объединившихся с целью оптимизации транзакционных издержек при достижении определенной цели
Индикативное планирование Регулирование взаимоотношений государственных органов и экономических агентов, возникающих в процессе стратегического целеполагания
Финансы Регулирование кредитно-денежных отношений между экономическими агентами и банковской системой страны
Налогообложение Регулирование взаимоотношений между агентами и государством, возникающих в процессе взимания налогов и сборов всех видов
Социальные гарантии Регулирование взаимоотношений государства, экономических агентов и различных слоев населения, возникающих при формировании и развитии людских ресурсов и при осуществлении социальной защиты малоимущих слоев населения
Трансферты Регулирование взаимоотношений между экономическими агентами и государством, возникающих в процессе перераспределения доходов консолидированного государственного бюджета
Образование Имеющееся в системе социальной политики государства, способствующее усилению социального равенства, продуктивной самозанятости населения
Составлена авторами на основе научной литературы
Роль институтов в социально- экономическом развитии проявляется в выполнении ими следующих регулирующих функций.
Во- первых, регулирующая роль институтов, прежде всего формальных правил поведения индивидов с целью снижения наносимого ими друг другу ущерба или компенсации, состоит в оптимизации затрат по смене форм стоимости и минимизации издержек по трансакции.
Во- вторых, эффективное действие институтов позволяет с меньшими усилиями найти контрагентов и достигнуть соглашения между субъектами предпринимательского сектора посредством формирования предсказуемой и относительно безопасной среды.
В-третьих, усовершенствование институциональных норм и правил, передача информации и обучение персонала снижают неопределенность и способствуют стабилизации экономической ситуации.
Таким образом, институты не только влияют на поведение социальных агентов, но и лежат в самом основании восприятия ими действительности. Институты создают не только ограничения или стимулы для социальных действий, но и сам повод или возможность для них [4].
Чаще всего отмечают такую характерную черту институтов, как регулирование повседневной деятельности субъектов предпринимательского сектора, которые одновременно получают обратные импульсы, влияющие на их развитие, образуя гибкую поддерживающую структуру, изменяющуюся под влиянием экономических факторов.
Более перспективной представляется функционально-структурная интерпретация институтов как основных элементов экономической системы. Речь идет об организации в строгом соответствии с законами и формами деятельности субъектов предпринимательского сектора, а институты выступают как функциональный генотип конкретных организаций или как «коллективная деятельность, призванная контролировать индивидуальную деятельность» [5].
Институты возникают на основе организованных институций в процессе разделения и кооперации труда в сфере управления экономическими явлениями и процессами во всех сегментах предпринимательского сектора. Важнейшим критерием качественного функционирования институтов, способствующих развитию или затрудняющих деятельность
субъектов предпринимательского сектора, должна стать законодательно установленная мера их ответственности за решение комплекса сложнейших социально-экономических проблем.
Речь идет прежде всего о надежном институциональном обеспечении процесса устойчивого развития регионов страны, нацеленном на повышение уровня и качества жизни населения. Предпринимательский сектор - это ядро региональной экономики, он во многом определяет объемные и структурные показатели социально-экономического развития регионов страны.
Прежде всего нужно определить место каждого региона, занимаемого им в национальной экономике Республики Таджикистан. В рамках нашего исследования было бы целесообразно говорить о Согдийской области, где проживают 29 % населения и производятся 24 % ВВП страны. При этом промышленность области как продуктообра-зующая отрасль производит более 40 % всей промышленной продукции страны (табл. 2)
Таблица 2. Основные показатели социально-экономического развития Республики Таджикистан и
Согдийской области (млн сомони)
Наименование показателей Годы
2010 2015 2016
РТ СО Удельный вес СО к РТ РТ СО Удельный вес СО к РТ РТ СО Удельный вес СО к РТ
Численность постоянного населения на конец года, (тыс. чел) 7621,2 2247,6 29 8551,2 2511,1 29 8742,8 2560,8 29
Среднегодовая численность занятых в экономике, (тыс. чел) 2233 398,7 18 2381 402,0 17 2385 401,9 18
ВВП, ВРП 24707,1 5716,2 23 48408,7 12036,9 24 54471,1 3876,0 25
Продуктооб- разующие отрасли: сельское хозяйство 15670,1 4170,2 27 21126,3 5831,5 27 22234,0 6196,7 28
удельный вес к ВВП и к ВРП 63 73 45 50 41 45
пром-ность 8584,8 1838,8 22 12195,9 4894,2 40 15090 6621,9 43
удельный вес к ВВП и к ВРП 33 32 25 42 28 48
капитальные вложения 4669,4 610,6 13 9750,0 1658,9 17 11179,7 1925,0 17
Внешнеторговый оборот, млн долларов 3851,6 944,6 25 4326,2 2150,8 50 3929,9 1871 47
экспорт 1194,7 207,8 17 890,6 468,0 52 898,7 446,4 50
импорт 2656,9 736,8 28 3435,6 1682,8 49 3031,2 1423,6 47
Примечание: РТ - Республика Таджикистан, СО - Согдийская область, ВВП - валовой внутренний
продукт, ВРП - валовой региональный продукт. Рассчитано по: Статистический ежегодник
Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2017. - С. 11-19. [7].
В результате институциональных изменений, происходящих в экономике, в стране в различных сферах деятельности успешно функционируют предпринимательские структуры. Значительное количество изменений внесено в налоговые институты, особенно в части лицензирования деятельности и определения патентов, стандартизации и сертификации товаров (услуг), в деятельность банков и других кредитных учреждений, что способствовало повышению эффективности функционирования институтов рыночной системы и, как результат, активизации деятельности субъектов предпринимательского сектора.
Из-за внесения изменений в таможенные институты Согдийская область, граничащей с экономически развитыми областями соседних государств, внешнеторговая деятельность субъектов предпринимательского сектора значительно выросла. В 2015-2016 гг. около 50 % внешнеторгового оборота страны приходились на Согдийскую область. Быстрыми темпами увеличивается импорт машин, часть которых направляется в другие регионы страны.
Следует отметить возрастающую роль субъектов предпринимательского сектора в различных отраслях региональной экономики. Они занимают важное место в промышленном производстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, а также в сельском хозяйстве. В то же время следует отметить, что вклад институтов рыночной экономики в эффективное функционирование хозяйствующих субъектов недостаточен, что в свою очередь отражается на социально-экономическом положении населения.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 декабря 2017 года отмечено, что «...дальнейшее продвижение страны предвидится в индустриальной и инновационной форме, в достижении этой цели очень важным представляется повышение эффективности переработки и конкурентоспособности отечественной продукции с использованием современных технологий. Поэтому Министерству промышленности и новых технологий необходимо на основе изучения мощностей и возможностей регионов и определения приоритетных направлений промышленного производства с целью увеличения объема переработки сырья до конечной продукции активно реализовывать отраслевые программы» [6].
Развитие регионального предпринимательского сектора напрямую зависит от объединения усилий самих предпринимателей и согласованного действия рыночных институтов. Одним из основных макроэкономических показателей, влияющих на развитие
предпринимательства в регионе, является валовой региональный продукт как в целом по экономическому субъекту, так и на душу населения. Анализируя динамику валового регионального продукта по регионам Республики Таджикистан за 2010-2016 гг., отметим, что в целом по регионам Республики Таджикистан ВВП в 2016 г. составил 54 471,0 млн сомони, ВРП по Согдийской области -13 876,0 млн сомони. Доля Согдийской области в ВВП республики составила 25,4 %. Среднегодовые темпы роста в целом по республике за период с 2010 по 2016 гг. составили 115,1 %, по Согдийской области - 117,0 % [7].
Одной из форм хозяйствования, появившихся в стране в рыночных условиях, стало индивидуальное предпринимательство, осуществляемое отдельными гражданами на основе патента, лицензии, свидетельства без образования юридического лица, что в определенной степени свидетельствует об улучшении работы институтов рыночной системы.
Необходимо отметить возрастание доли субъектов, работающих на основе патента. Если в 2010 году их было выдано 26,8 тыс. ед., то в 2015 году - 28,3 тыс. ед., а внесенная ими сумма налогов выросла с 21,4 млн сомони до 30 млн сомони, что больше на 40 %. Но в то же время произошло резкое уменьшение количества субъектов, работающих на основе приобретения свидетельств. Так, в 2015 году количество выданных свидетельств по Согдийской области составило 10,5 тыс. ед., т.е. против 2010 г. уменьшилось на 43 %. В 2010 г. доля численности налогоплательщиков - малых хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора Согдийской области, работающих по патентам, в общем количестве индивидуальных предпринимателей составила 51 %, а в 2015 г. она снизилась до 38 %, и численность налогоплательщиков по свидетельству снизилась с 21 % в 2010 г. до 10 % в 2015 г.
Исследование сферы деятельности предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по патентам, показало, что не производится их разделение по половому признаку.
Число субъектов, функционирующих в сегменте малого бизнеса, относительно предыдущих годов сократилось; в период с 2009 по 2015 г. количество предприятий в экономике Таджикистана увеличилось с 2 658 до 5 176 единиц, т.е. в 2 раза. В то же время в Согдийской области наблюдался рост субъектов малого бизнеса на 2,5 %. Однако в 2016 году количество малых субъектов в предпринимательском секторе республики сократилось на 256 единиц, из них 176 единиц - по Согдийской области. Такое изменение связано с трудностями доступа к финансовым источникам для предпринимателей (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма). Повышена чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
Проводимые реформы институтов рыночной системы, накопление субъектами предпринимательского сектора опыта взаимодействия несколько улучшили состояние институциональной среды. Особенно это отразилось на росте индивидуального предпринимательства, осуществляемого отдельными гражданами на патентной основе, лицензии, свидетельства без образования юридического лица (таблица 3).
В последние годы наблюдается значительный рост числа лиц, осуществляющих деятельность по патентам. Согласно данным Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан, с 2001 по 2016 год численность индивидуальных предпринимателей, работающих на основе патента и лицензии, выросла в 4 раза и составила 306,7
тыс. человек. Из них 83 тыс. человек - по Согдийской области. Преобразования в сельском хозяйстве также привели к развитию новых форм хозяйствования. На базе бывших колхозов и совхозов ежегодно создаются новые фермерские хозяйства, которые представляют собой самостоятельных рыночных агентов, осуществляющих производство сельхозпродукции и ее продажу промышленным перерабатывающим предприятиям и населению для личного потребления. Развитие фермерства в республике идет довольно быстро, и число зарегистрированных действующих фермерских хозяйств с 2001 по 2016 год выросло более чем в 10 раз и на начало 2016 года составило 139,9 тыс. хозяйств (в 2001 году было 11,9 тыс. хозяйств), из них более 55 тыс. хозяйств - по Согдийской области. Доля дехканских хозяйств в предпринимательском секторе региона в 2016 году составляла 40 %, доля продукции, производимой дехканскими хозяйствами, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом.
Таблица 3. Динамика хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора Республики Таджикистан (2001-2016 гг.) [6]._
Годы Количество хозяйствующих субъектов в По лицензии и патенту (чел.) Юридические лица - МП, (ед.) Дехканские (фермерские) хозяйства, (ед.)
предпринимательском секторе (ед.).
РТ СО РТ СО РТ СО РТ СО
2001 83 415 26 720 70 300 24 600 1 181 500 11 934 1 600
2002 87 298 23 560 71 300 20 900 1 215 460 14 783 2 200
2003 106 053 28 490 88 300 25 500 1 322 390 16 431 2 600
2004 121 699 30 590 100 800 26 500 1 483 390 19 416 3 700
2005 113 370 22 720 88 600 17 400 1 669 420 23 101 4 900
2006 128 802 26 560 102 100 20 600 1 801 360 24 901 5 600
2007 145 521 31 950 117 000 25 600 2 003 450 26 518 5 900
2008 156 133 33 760 123 000 27 500 2 291 460 30 842 5 800
2009 177 624 37 840 137 000 29 800 2 658 540 37 966 7 500
2010 148 537 36 350 94 300 26 800 2 865 650 51 372 8 900
2011 176 880 38 040 115 200 24 500 3367 740 58 313 12 800
2012 274 696 43 530 197 000 27 100 3890 930 73 806 15 500
2013 267 204 45 310 174 800 23 900 4810 1510 87 594 19 900
2014 324 729 48 930 211 300 24 600 5394 1630 108 035 21 600
2015 409 019 52 970 278 628 28 200 5176 1370 125 215 23 400
2016 451 582 138 441 306 738 83 076 4919 119,0 136 925 55 246
Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2017.
- С. 215-219.
Таджикистан проводит политику, нацеленную на макроэкономическую и политическую стабильность и на продолжение курса либеральных и демократических реформ. При этом одним из значительных приоритетов в структуре национальной экономики является развитие предпринимательского сектора, субъектами которого выступают производители товаров и услуг. В этой связи следует отметить, что, начиная с 2008 года, институциональные изменения касались упрощения порядка открытия частного бизнеса.
Были упразднены излишние процедуры, снизились требования к размеру минимального капитала и создан единый пункт для регистрации бизнеса, что в конечном счете сказалось на увеличении удельного веса негосударственного сектора в общем объёме промышленного производства (таблица 4).
Таблица 4. Динамика производства продукции предприятиями по формам собственности в Республике Таджикистан (в ценах соответствующих лет, млн сомони) [7]
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Вся промыш- 6500940 8247534 7861751 9503840 9952 10535 12196 15090
ленность
Государственный 3856927 4647035 3593396 3859195 3577 4504 3153 1572
сектор
В % к общему 59,3 56,3 45,7 40,6 35,9 42,7 25,9 10,5
объему
Негосударственны 2644013 3600499 4268355 5644645 6375148 6033 9043 13519
й сектор
Удельный вес
негосударст- 40,7 43,7 54,3 59,4 64,1 57,3 74,1 89,5
венного сектора в общем объеме (%)
Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по
статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017.- С.283.
Если в 2009 г. доля негосударственного сектора составляла 59,3 %, то после проведения ряда институциональных изменений с 2009 - 2016 г. она составила 89,5 %. По данным Налоговой инспекции при исполнительном органе государственной власти Согдийской области, в период 2010-2015 гг. [9] число налогоплательщиков из года в год увеличивалось. Так, если в 2010 г. их число составляло 47,4 тыс. чел., то в 2015 году оно выросло до 101,3 тыс. чел.
Анализ стартового состояния регионального предпринимательского сектора в Согдийской области Республики Таджикистан указывает на возможности его развития и, на этой основе, повышения благосостояния населения. Следовательно, повышение доходов населения в современном Таджикистане представляется довольно серьезной проблемой, решение которой во многом зависит от состояния институциональной среды и развития всех сфер экономики.
Список использованной литературы:
1. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 38 с.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: НАЧАЛА,1997. - 282 с.
3. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами /Л.Е. Ткачева. - М. : ИНФРА, 2010.- 230 с.
4. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. — М. : Наука, 2004.- 240 с.
5. Commons J. Institutional Economics. Its Place in Politikal Economy. Vol.. 2, New Brunswik and London, Transactions Publishers. — 1990.
6. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан// - Джумхурият. - 2017. - 25 декабря.
7. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017.
8. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд: Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, 2017.
9. Отчеты №1 «А» и 6 «А» Налоговой инспекции исполнительного комитета Согдийской области, 2010-2015 гг.
Reference Literature:
1. Auzan A. A. Institutional Economics: New Institutional Theory of Economics. - M.: INFRA. -M, 2006. - 38 pp.
2. North D. Institutes, Institutional Changes and Economy Functioning. - M.: ORIGINAL SOURCES, 1997, - 282pp.
3.Tkachyova L. Ye. The Grounds of the Processes Managing Entrepreneurship Structures // L. Ye. Tkachyova. -M.: INFRA, 2010. - 230 pp.
4.Kleiner G. B. Evolution of Institutional System. - M. : Science, 2004
5. Commons J. Institutional Economics. Its Place in Political Economy. Vol.. 2, New Brunswik and London. Transactions Publishers. — 1990.
6. The Message of Tajikistan Republic President Leader of Nation Emomali Rakhmon to Majlisi Oli of Tajikistan Republic. Djumkhuriyat (Republic). 2017, December 25
7. Statistical Annual of Tajikistan Republic. -Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. 2017.
8. Statistical Annaul of Sughd Viloyat. -Khujand: Central Mangerial Office of the Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President in Sughd Viloyat. 2017
9. Accounting Reports №№1 "A" and 6 "A" of Tax Inspection under the executive committee of Sughd Viloyat, 2010-2015.